Б А Х И Р
13 – 21
13. И ещё сел раби Бун и
разъяснил: «Что означает написанное (Йешайа, 45:7): «Создаёт свет (йоцер ор) и
творит тьму (борэ хошех)»? О свете, в котором есть действительное (мамаш),
написано «создание» (йецира), о тьме, в которой нет действительного, написано
«творение» (брия), как то, что сказано (Амос, 4:13): «Создающий горы и
творящий ветер». И если нужно (объяснить иначе), скажи: свет, в котором есть
бытие (hавайа), как написано (Брейшит, 1:3): «И сказал Б-г: да будет (йеhи)
свет», и бытие – только посредством действия (асия), называет его «создание»
(йецира). Тьма, в которой нет действия (асия), а только отделение и
разделение, называет её «творением» (брия), - так, как говорят: выздоровел
(hиври) некто.
«И ещё сел
раби Бун и разъяснил: «Что означает написанное: «Создаёт свет (йоцер ор) и
творит тьму (борэ хошех)»?
Свет
материален, в нем есть сущность. А раз так, то Он создает этот свет из Себя, из
тех свойств, которые есть Он, и которые есть реальность. Из этой реальности Он
создает иную, которая есть свет.
Но нет
сущности во тьме. Тьма - суть разделения и выделения, то есть разделения с
Собой и выделения в нечто. Это не сущность. Нет того, что Он выделяет из себя,
из своих свойств, потому что нет в Нем неживого. В Нем только Кто (Ми).
И нет в Нем Что (Ма).
Из Ми
Он делает свет, создает некую субстанцию. А так как Ма в Нем нет вообще,
Он ее разделяет с тем, что есть Он, и выделяет в отдельную категорию. Ее нет
для Него, потому что она мертва. И поэтому Он ее творит, так как ее не было в
Нем раньше.
«Создающий
горы и творящий ветер».
Создает Он
высоты, недоступные человеку – горы. Человек смотрит на горы. В высоте
находятся их вершины. И недостижимы они. И поэтому Он их создает. Создает Он
то, что недостижимо человеку в этой жизни.
Но творит
ветер. Творит ту реальность, которая достижима человеку в этой жизни – ветер.
Это часть реальности, которая есть Ма (Что), и которой нет в Нем.
Это часть не жизни, а картинки.
«О свете, в
котором есть действительное (мамаш), написано «создание» (йецира)…»
То есть создал
Он своим Словом.
«…о тьме, в
которой нет действительного, написано «творение» (брия)…»
Творить –
значит создавать что-то, отличное по свойствам от того, кто творит. Творец
создал Что из Кто. Но при этом не создается другое живое. И
поэтому нет здесь творения как такового. Это всего лишь управляемая картинка.
Творение – это
создание чего-то, что можно оценить. А тьма не оценивается. Потому что нет ее,
мертва она. И поэтому это не творение.
Творение
начинается с благословения, с изначального замысла любви. С замысла создать в
любви то, что должно любить Его. И тьма - непременное условие возрождения
живого. И вот когда в нем зарождается жизнь, во тьме уже есть Творение. Из
того, что сотворил Он, из тьмы возникает Творение. Поэтому говорится - сотворил.
Сотворил - по конечному результату. Из тьмы собственными усилиями - в
сравнимое с Кто по свойствам.
14. Почему [буква] Бет
закрыта со всех сторон и открыта спереди? Научить тебя, что это – дом (баит)
для мира. И [это] именно то, что Святой, благословен Он, - место для мира, а не
мир – место Его. И не читай «Бет», а «Баит». Это то, что написано (Притчи,
24:3): «Мудростью (бе-хохма) построится дом и разумением обоснуется».
«Почему буква
Бет закрыта со всех сторон и открыта спереди»?
Спереди –
слева.
«…это – дом
(баит) для мира».
Эйхал - Дом
этого мира. Буква Бет является выражением той любви Всесильного к
Творению, которым является мир его исправляющий.
«Святой,
благословен Он, - место для мира, а не мир – место Его».
Всесильный –
это то, в чем возник мир. Но мир – это то, в чем возникает Творение, но не
Всесильный. Почему Бет является домом? Потому что Бог – это место.
«Мудростью
(бе-хохма) построится дом».
Мудрость и любовь –
одинаковые понятия. В меру любви приходит мудрость. И поэтому мудростью в любви
устраивает Он этот дом. А разумом нашим утверждается он каждую секунду как
место обитания человека.
«…и
разумением обоснуется».
Это и есть
миры БЕА. То есть с развитием, с духовным подъемом происходит постепенное наполнение
этого мира. Это поднятие в мирах Асия, Ецира и Брия. Потому что все это
Всесильный.
«Бог – это место мира».
Этот мир и
есть Он. Мы внутри Него находимся. Нет никого, кроме Него. Для нас всегда есть
только Он. Поэтому мы находимся в самом центре Его, в специально созданном для
нас месте, которое называется наш Дом. Нет ничего. Есть Он один – Эхад. И мы
находимся в самом центре Его. Он создал искру и разрядил ее в центре Себя. В
центре Себя создал Малхут.
И эта Малхут
должна разлиться любовью обратно внутрь Него.
15.
И на что Бет похожа? На человека, который создан мудростью (бе-хохма), который
закрыт со всех сторон, и открыт спереди, а [буква] Алеф открыта сзади. [Это
так,] чтобы сказать: это хвост [буквы] Бет, который открыт назад, и что если бы
было не так, не смог бы человек существовать. Также – если бы не Бет в хвосте
Алеф, мир не смог бы существовать.
«И на что Бет
похожа? На человека, который создан мудростью (бе-хохма), который закрыт со
всех сторон, и открыт спереди…»
Мы считаем,
что Он наверху, но Он везде. Мы считаем верх – это то, что выше нас. На самом
деле, Он вокруг.
Но Он впереди.
Когда мы достигнем состояния Бет, любви, будет ощущаться Он не сверху, а
впереди. Потому что нет ощущения верха.
«…а буква Алеф открыта сзади.
Это так, чтобы сказать: это хвост буквы Бет, который открыт назад, и что если
бы было не так, не смог бы человек существовать».
Потому что Любовь Всесильного не должна превышать
любовь человека, Она должна погружаться в нее, но не ограничивать. Свет хасадим
должен охватывать ор яшар. Иначе человек не мог бы существовать.
«Также –
если бы не Бет в хвосте Алеф, мир не смог бы существовать».
Алеф
состоит, как бы, из трех букв: две буквы Бет и Вав. Потому что
любовь, Бет привела к отражению замысла в Его подобии через границу
между Творцом и Творением. Если бы не было Бет, не реализовалось бы
Творение. В замысле – зивуг между Творцом и подобием, которое должно
возникнуть. А Вав - это парса, разделение.
Бет
одновременно и Йод. Потому что весь замысел – в любви. Ничего больше
нет. И жизнь – это любовь.
Алеф –
это буква, существующая до Торы. Поэтому Тора начинается с Бет. Потому
что до Торы существовал замысел Его. Из любви - в любовь. В зивуге. Через
разделение - в соединение. Любовь и любовь. Бет и Бет.
И поэтому
начало всего – Бет. А вся структура замысла – вне Торы. Алеф
существовала до создания, за пределами нашего мира.
16. Сказал раби Рахумай:
«Свет предшествовал миру, поскольку облако и туман вокруг Него, как сказано
(Брейшит, 1:3): «И сказал Б-г: «Да будет свет», и был свет»». Сказали ему:
«Перед созданием Исраэля, сына Твоего, сделаешь ему венец (атара)?» Сказал им:
«Да. На что это похоже? На царя, который страстно любил сына, и нашёл корону
прекрасную, славную и хвалёную, возрадовался и сказал: «Это для сына моего, ибо
ему подходит»». Сказали ему: «А знает ли он, что сын его достоин?» Сказал:
«Замолчите. Так поднялось в Мысль и узналось, как сказано (Шмуэль-бет (Вторая
Книга пророка Шмуэля), 14:14): «И думал мысли, чтобы не был отвержен от него
отверженный»».
«…облако и туман вокруг Него…»
Облако –
соединение воды и воздуха. Это Бина и Зеир Анпин.
Вокруг Него –
во все стороны от света все равно будет облако, то есть воздух и вода. А во
всех сторонах от Творения – свет. И поэтому свет предшествовал Творению. Мысль
о том, как Творение должно воспринимать Его, предшествовала мысли о самом
Творении.
«И сказал Б-г: «Да будет
свет», и был свет»».
И тогда было
создано Творение. Потому что свет уже концентрировался в искру. И искра внутри
Него создала Творение. Но после того, как Он сказал, то есть сформулировал, как
Он должен выглядеть для Творения. Он предстает своими свойствами, которые и
есть Он. Так Он представляется. И потом создал Творение.
«На что это похоже? На царя,
который страстно любил сына, и нашёл корону прекрасную, славную и хвалёную,
возрадовался и сказал: «Это для сына моего, ибо ему подходит».
Сын Его – это
Мошиах и парцуф Адам аРишон после тикуна. Спрашивают: «Короновал ли Ты
его? Удостоил ли Ты его высшей мудрости – света Йехида в замысле своем
до того, как Ты создал его»?
Конечно.
Потому что до того, как Он создал Адама, уже была Алеф. А в Алеф -
уже все.
«Сказали ему: «А знает ли он,
что сын его достоин?» Сказал: «Замолчите. Так поднялось в Мысль и узналось: «И
думал мысли, чтобы не был отвержен от него отверженный».
То, что
родилось в мысли Его, то сделано. Совершено то, о чем помыслил Он. Раз корона
создана, она как раз будет по голове. И достигнет ее голова сына, раз заготовил
Он ему корону. И ровно на ту высоту поднимется его голова, где находится
корона, которая в замысле Его.
17. Сел раби Аморай и
разъяснил: «Почему Алеф – в начале (ба-рош)? Что она была раньше всего, и даже
– Торы».
18. Почему [буква] Бет близка
ей? Потому что она была вначале. И почему есть у неё хвост? Показать, из какого
места появилась. И есть говорящие, что оттуда осуществился мир.
Замысел
взаимной любви – Алеф, был первым. И поэтому Бет – сама любовь,
следует за ней. Благословение. Браха. Берахех.
19. Почему Гимел третья?
Потому что она – третья, и показать, что она – воздаёт (гомелет) милости
(хасадим). Но разве не сказал раби Акива: «Почему Гимел третья? Потому что
взрослеет (гомелет), возвеличивается и осуществляется, как то, что сказано
(Брейшит, 21:8): «И вырос ребёнок и повзрослел»? Сказал им: «Это и есть слова
мои. Потому что он растёт и воздаёт милость пребывающему с ним и воспитанному у
него».
«Почему Гимел третья»?
Гимэл –
это Зеир Анпин.
«Потому что взрослеет
(гомелет), возвеличивается и осуществляется…»
В Зеир
Анпине три части по вертикали: левая, правая и средняя, где они соединяются
вместе. Дарит свет, вырастает в любви и поддерживает связь между Творением и
Творцом. Поддерживает рост Творения, его метаморфозу из не жизни – в жизнь.
Поддерживает Гимэль, Зеир Анпин. Через него проходит то, что
оживляет Малхут. И сама Малхут превращается постепенно в живую. Он поддерживает
связь между Биной, свойством Творца, и Малхут, свойством Творения. Поэтому
«сказано: «И вырос ребёнок и повзрослел».
«Сказал им: «Это и есть слова
мои. Потому что он растёт и воздаёт милость пребывающему с ним и воспитанному у
него».
Те, кто
доверял ему, попали в свойства роста.
«…он растёт...»
Он – душа,
человек.
«… и воздаёт милость пребывающему
с ним и воспитанному у него».
Всякий
получает через того, кто выше.
«Сказал им…»
Все Он сказал.
Неважно, с какого уровня. Этот уровень может называться Нехуниа, Йоханан,
Аморай, Рахумай. Каждый раз это название того уровня, с которого дарится свет.
20. И почему есть хвост снизу
у Гимел? Сказал им: «Голова есть у Гимела сверху и он похож на трубу. Как труба
та – втягивает сверху и выплёскивает вниз, так и Гимел втягивает через голову и
выплёскивает через хвост, и именно [таков] Гимел».
Три линии,
которые не смыкаются в одной точке. Они и не могут сходиться. Потому что это не
исправление, а замысел исправления. И он приходит через три линии. В Зеир
Анпине же три линии.
21. Сказал
Раби Йоханан:
Во второй [день]
созданы ангелы, как написано (Теhилим
(Псалмы) 104:3): «Покрывающий водой (ба-маим) выси Его», и написано (там же,
104:4): «Делает ангелов Его духами (рухот), служителей Его – огнём пылающим». И
сказал раби Левитас бен Таврус: «Все признают и признаёт раби Йоханан, что воды
уже были, а во второй [день] – «Покрывающий водой выси Его». И что
[ещё]? «Делающий облака колесницей Его» (там же, 104:3)? И что [ещё]? «Идущий
на крыльях ветра (аль канфей руах)» (там же, 104:3). Но посланники не были
созданы до дня пятого.
«Во второй день созданы
ангелы...»
Второй день –
это Гвура. Гвура – это то, что является мерой суда или свойством
управления. Раз ощущается разница, значит, уже осуществляется управление.
Поэтому ангелы - это управляющие силы, которые основаны на свойстве суда. Ангел
– это уровень принятия решения относительно исправления Творения, сценарный
замысел.
Как можно
рассчитать уровни управления? Только путем сравнения, суда. Поэтому ангелы были
сделаны во второй день творения в свойстве Гвура. Потому что каждый
уровень управления тикуном Адама может быть определен только на основании
сравнения, соответствующего уровня суда Творения относительно Творца.
Уровень суда,
где полное слияние Творения с Творцом – это уровень ангела Матат. Ангел Матат
или Метатрон, то есть Йод, не управляет отдельными судьбами.
Он занимается конкретными вопросами развития всего Творения в целом. И все ему
ясно и понятно. Затем есть ниже уровень управления, еще ниже и так далее. Есть
управление мира Ацилут. Он управляет в кругах. И это уровень другого
ангела.
Что значит,
когда говорят: «Сначала пришел один ангел, потом - другой ангел»? Он сначала
постиг управление в этом, потом в следующем уровне. Но это означает, что
постигает в ощущении.
Человечество
проходит через постижение уровней управления. Ощущение игры с уровнями её
совпадает. Но в то же время оцениваются они, как уровни управления. Это уровни
Его решения. И когда достигается конкретный уровень, он перестает
воздействовать и становится средой обитания.
Поэтому
говорится, что ангелы управляют не народом Исраэль, а другими народами.
«Все признают и признаёт раби
Йоханан, что воды уже были, а во второй [день] – «Покрывающий водой выси Его».
И что [ещё]? «Делающий облака колесницей Его»? И что [ещё]? «Идущий на крыльях
ветра (аль канфей руах)».
Воды уже были
в первый день, то есть в сфире Хесед, существовала вода. Хесед и
есть вода. Но только на второй день «Он отделил воду, которая под
твердью, от воды, которая над твердью».
Вода, которая
под твердью – это та вода, которая должна оживлять Малхут. А вода,
которая над твердью – это та, которая должна быть небом над Малхут. То
есть, как в Хей высшей находится Хей нижняя, так же в Гвуре
находится замысел верхних и нижних вод.
«Покрывающий водой выси Его».
Над уровнем Бины.
Там, где уровень управления Его - предельный для постижения. Находится он
высоко над уровнем Бины.
«Делающий облака …»
Уровень Бина
– Зеир Анпин, то есть чистый Зеир Анпин. Яков.
«…колесницей Его».
Потому что
колесница – это исправление в кругах. Это уровень ЗО’Н де Зеир Анпин.
Уровень облака.
«Идущий на крыльях ветра».
Решение об
исправлении в кругах принимается в месте соединения Бины и Зеир
Анпина уровня Ацилут. Это ангел исправления народов мира.
А Зеир
Анпина – это уровень регулирования исправления. То есть на уровне ЗО’Н
де Зеир Анпин находится конкретный выбор реализации сценария исправления в
кругах. Ветер, воздух.
«Идущий» в воздухе «на
крыльях ветра», то есть выбирающий путь - это нецах. Нецах - правая линия
Зеир Анпина. Она не прикладывает усилий, находится в путях Всесильного и
определяет Его пути. Это та мера, которой сопоставляется исправление, и
сопоставлением с которой выбирается путь на уровне Зеир Анпин. Правое состояние
Зеир Анпина - та мера, которой сравнивается все.
«Но
посланники не были созданы до дня пятого».
Ход –
пятая, а Йесод – шестая сфира Зеир Анпина. И Ход – это
левая линия, Гвура нижнего уровня. И поэтому «птицы да полетят над
землею».
Птицы – это
то, что родилось из воды, но летят они в воздухе и над землею. Это значит, что
желание, которое вышло из состояния Бина, находится уже в состоянии Зеир
Анпина и над Малхут. Исправленный Зеир Анпин, но уже с
сильными Гвурот внутри, - птицы, которые хотят есть, - это уже желание.
Ход –
посланники. Они были созданы на пятый день, потому что уровни управления были
созданы на пятый день. И свойства Ход передаются через Йесод, для
того чтобы была программа исправления - ангелы.
Программа
исправления - это то, что постепенно должно превратить Малхут в Ход.
Тогда Малхут перестает быть Малхут и становится Зеир Анпином.
И поэтому в пятой сфире все то, чем она должна развиваться.
А шестая сфира
- это уже собственно сумма разностей всех свойств каждой сфиры относительно Даат
(или Кетер). Это информация по каждому уровню Зеир Анпина
соединенная в один блок.
«Делает ангелов Его духами
(рухот)…».
Духи, то есть
высшие части душ, творятся ангелами. И они определяют исправление в кругах
путем соединения нижних и вышних.
А «…служителей Его – огнём
пылающим».
Служитель –
это тот, кто приближен к Нему. Это не уровень управления и принятия решений, который
Он задумал, а Его служители. Это не человеческие души. Это те силы, которые
около Него.
Это такого уровня силы, которые
творят «огонь пылающий», то есть вселяют мудрость, постижение, любовь.
«Огонь пылающий» - это то,
что оживляет, согревает и то, что пожирает любовь. «Огонь пылающий» -
это и есть свет. То, что мы ощущаем, как Его влияние, творится служителями Его.
Там, где
уровень слияния с Ним, служители Его.