БАХИР
161-163
161. Что
означает написанное (Шмот, 15:27): «И пришли в Элим. И там – двенадцать
источников воды и семьдесят пальм. И расположились там у воды»? И что это за
восхваление – семьюдесятью пальмами? В любом маленьком месте есть тысяча! Но
[смысл в том, что] удостоились подобия их. И есть у них сравнение с пальмами.
Как написано: «И пришли в Мар, и не смогли пить воды из Мара. Потому что
горькие (марим) они». Учит, что ветер северный мешал. Как сказано (Шмот,
15:25): «И возопил к Богу, и указал Бог на дерево, и бросил его в воды, и стала
сладкой вода». Тут же поместил Святой, благословен Он, руку Свою на Сатана и
уменьшил его, и если бы не это – не смогли бы евреи устоять перед ним, как
написано (там же): «Там поместил ему закон и суд, и там испытывались». Учит,
что в тот час прилип к ним Сатан, чтобы уничтожить их из мира (леабдам мин hа-олам). Как написано (Шмот, 15:25): «И роптал народ на
Моше, говоря: что будем пить?» И ещё обвинял Моше - до того, что возопил к Богу
и получил ответ. И что такое: «И указал Бог дерево»? Учит, что Дерево Жизни
было вокруг воды, и забрал его Сатан, чтобы обвинять евреев и ввести их в грех
перед Отцом их, который в небесах. И говорил им: «Теперь войдёте в пустыню. И
пока что воды эти, бывшие горькими, они хороши, и снабжаетесь от них. Однако в
пустыне не найдёте [воды] даже для того, чтобы умыть руки ваши и лица ваши. И
умрёте от голода и жажды, голые и ни с чем». Пришли к Моше и сказали ему так и
так. Переубедил (даха) их. Увидел (Сатан), что не справляется с ними, и
усилился против евреев и Моше. И [снова] пришёл народ и возроптал на Моше:
«Здесь нам не хватает воды, и что будем пить в пустыне?» Пришёл Сатан и
извратил слова их перед Моше, чтобы ввести их в грех, и, как только увидел Моше
Сатана, «возопил к Богу, и показал Бог дерево», - то Дерево Жизни, которое
убрал Сатан, «и бросил его в воды, и стала сладкой вода». «Там поместил» Бог
для Сатана «закон и суд и там испытывали» евреев, и пришёл Святой, благословен
Он, предостеречь евреев, как написано (Шмот, 15:26): «Если послушаете голоса
Всевышнего и т.д.».
162. На что
это похоже? На царя, у которого была дочь прекрасная, и другие (ахерим)
вожделели к ней. Знал царь об этом, но не мог ссориться с теми, кто уводил дочь
его к культуре дурной (ле-тарбут раа). Пришёл домой и предостерёг её, и сказал
ей: «Дочь моя! Не внимай словам этих врагов. И тогда они не справятся с тобой.
И не выходи ко входу в дом, и делай работу свою в доме своём, и не сиди без
дела даже час один, и они не смогут – ни увидеть тебя, ни навредить тебе. Ибо
есть в них качество одно: они удаляются от всех дорог благих, и выбирают все
дороги злые, и когда видят человека, направляющего себя на дорогу благую и
идущего по ней, ненавидят его». И кто они? Сатан. Учит, что есть у Святого,
благословен Он, качество, называемое «зло» (ра). И оно – с севера от Святого,
благословен Он. Как написано (Йирмия, 1:14): «С севера откроется зло на всех
жителей земли». Всё зло, которое приходит ко всем жителям земли, - с севера оно
приходит».
«И пришли в
Элим». Народ Израиль, ведомый Моше «пришли в Элим», в оазис. И
увидели «там двенадцать источников воды, и семьдесят пальм. И расположились
там у воды».
Все, что должно раскрыться в нем в будущем, уже было
в народе Исраэль в то время. И все будущие миры были высечены в нем и записаны.
И все решимот содержались в душах народа Исраэль. И двенадцать ворот с водой, с
жизнью, которая открывается за этими воротами. Четыре бхинот, умноженные на три
внутренних уровня: гуф, нешама, шореш, находились внутри них. И семьдесят пальм,
семь сфирот. Финиковая пальма в единстве мужского и женского начал. Все уровни
зивугим. Все было сформировано в них.
«И
расположились там у воды». То есть рядом с источником жизни.
Как всегда
находился народ Израиля и сегодня находится он всего лишь в одном шаге, усилии
от гмар тикуна. Осталось только сделать его.
«Но смысл в
том, что удостоились подобия их. И есть у них сравнение с пальмами. Как
написано: «И пришли в Мар, и не смогли пить воды из Мара. Потому что горькие
(марим) они». «И пришли» они к тому, что в знании «удостоились подобия
их». Заложены были в них записи, вся потенция. Все чертежи. Осталось только
реализовать их.
А реализовать
их они могут только путем нахождения, раскрытия и оправдания во всем всего, что
находится перед ними. Страха и любви к Нему во всем, что вокруг них.
Но видят они
горькость. «И пришли в Мар». И Мар - это Мем, Рейш. Очень тяжелое слово,
горькое. Мем - это начало слова Малхут. И Рейш - это искушение. Прохождение
света, желание получения его.
И находятся
они в свойствах Мар, горького, Мем, Рейш. То есть не могут сопротивляться
Сатану.
«Учит, что
ветер северный мешал. Как сказано: «И возопил к Богу, и указал Бог на дерево, и
бросил его в воды, и стала сладкой вода». Это Тора (Маасэй). И мешал этому
замысел Всесильного - ветер с севера. Ветер, который приходит с уровня Йесод.
Входит он в малхуёт народа Исраэль с того уровня, который еще не исправлен. И
для парцуфа Адам во всех разбиениях его, которые называются народ Израэль и
другие народы мира, содержит этот замысел необходимость с целью возвышения
собственных усилий по бесконечностям программ сценариев, заложенных Всесильным.
И ветер с
севера - это Его сценарий. Мы сами должны с этим ветром справиться.
«И возопил
к Богу, и указал Бог на дерево» - на Древо Жизни. Каждая часть Древа Жизни
отличается от Древа Познания тем, что мы находимся не в знании, а в вере.
В раскрытии и
оправдании Его.
Оно сценарно
бесконечно. Но в сечении каждой ветви Древа Жизни находится лишь определенный
уровень любви и абсолютная радость пред Ним.
И указал
Всесильный на Дерево, «и бросил его в воды». «бросил его в воды» –
то есть сделал жизнью. И стала тогда жизнь сладкой. «и стала сладкой вода».
«Тут же
поместил Святой, благословен Он, руку Свою на Сатана и уменьшил его». Как
только указал Моше, дал Он шанс народу Исраэль. Уменьшив Сатана – желания
сердца народа, и увеличив влияние на него Моше.
Он делает то
же, что сделал со всеми поколениями после Ноя. Он дает шанс каждый раз. Здесь
Он не отрезал народ, который мог роптать, а уменьшил в нем Сатана и возвеличил
Моше.
«Там же
поместил ему закон и суд, и там испытывались!» «Там же поместил ему закон и
суд». То есть возможность оценить, взвесить и выбрать. «закон», то,
что установил Он. И «суд» относительно собственного выбора человека. Предварительно
уменьшив Сатана, и увеличив Моше таким образом.
«Учит, что
в тот час прилип к ним Сатан», предварительно уменьшенный Всесильным, «чтобы
уничтожить их из мира (леабдам мин hа-олам). Как
написано:
«И роптал
народ на Моше, говоря: что будем пить»? В отрицании любви Всесильного в
том, где находился он.
Что такое
ропот народа Исраэль: «что будем пить»? Что вода горька. Что условия, в
которых мы находимся, не есть необходимый мир, для того чтобы радоваться
Всевышнему. Находимся мы в желаниях сердца нашего.
«И возопил
к Богу, и указал Бог на дерево, и бросил его в воды, и стала сладкой вода». Для
тех, кто идет за Моше.
Возопил Моше к
Богу. И указал Бог через Моше для всех: вот путь. Следуйте этим путем, и будет
сладкой вода.
Есть у вас
тот, кто ведет. И говорю Я вам, что идите за ним, и будет сладкой вода.
Уменьшив при этом Сатана, и увеличив одновременно Моше. Дал Он прямое указание
и погасил еще огонь сердец их, то есть желаний.
«И роптал
народ на Моше, говоря: что будем пить?» И ещё обвинял Моше - до того, что
возопил к Богу и получил ответ». Возопил к Богу Моше. Народ всего лишь
роптал на качество воды.
«И что
такое: «И указал Бог на дерево»? Учит, что Дерево Жизни было вокруг воды». В
каждом срезе Древа Жизни – вода.
«И забрал
его Сатан, чтобы обвинять евреев и ввести их в грех перед Отцом их, который в
небесах». «забрал» Древо Жизни. Способность к раскрытию и оправданию Его
забрал у них Сатан. Сердца их стали доминировать над верой.
«чтобы
обвинять евреев и ввести их в грех перед Отцом их, который в небесах. И говорил
им: «Теперь войдёте в пустыню. И пока что воды эти, бывшие горькими, они
хороши, и снабжаетесь от них. Однако в пустыне не найдёте воды даже для того,
чтобы умыть руки ваши и лица ваши. И умрёте от голода и жажды, голые и ни с
чем!» Сатан внутри каждого еврея призывает: перестань ходить за Моше.
Останься там, где ты есть, и приспособься к тем условиям, которые существуют. И
извлекай из этого максимум.
И не
руководствуйся никакими духовными целями. А старайся лишь удовлетворить то, что
называешь ты сердцем - животную сущность свою.
«Пришли к
Моше и сказали ему так и так. Переубедил их. Увидел, что не справляется
с ними, и усилился против евреев и Моше. И снова пришёл народ и возроптал на
Моше: «Здесь нам не хватает воды, и что будем пить в пустыне?» Пришёл Сатан и
извратил слова их перед Моше, чтобы ввести их в грех, и, как только увидел Моше
Сатана, «возопил к Богу, и показал Бог дерево», - то Дерево Жизни, которое
убрал Сатан, «и бросил его в воды, и стала сладкой вода». «Там поместил» Бог
для Сатана «закон и суд и там испытывали» евреев, и пришёл Святой, благословен
Он, предостеречь евреев, как написано «Если послушаете голоса Всевышнего и
т.д.».
В этом
заложено то, что потом будет происходить с евреями всегда. И то, что происходит
с нами. Каждый раз, когда мы преодолеваем какую-то помеху, Всесильный не
уменьшает ее. А в следующий раз увеличивает барьер, который мы должны брать.
Иначе, какой же рост?
И делает Он
это из любви к своему Творению. Потому что как иначе может тренер тренировать
своего любимого ученика, кроме как увеличением нагрузок? Только новую задачу
ставя каждый раз. И давая время от времени ощущение радости от полученных
состояний.
Но преодоление
помех с все большими усилениями их - неизбежный путь. И радостен Он, если
понимать для чего это делается. Хотя очень трудно порою найти в себе силы,
чтобы воспринимать окружающее и внутреннее собственное состояние как всего лишь
Его усилие по нашему совершенствованию: возвышению и усилению. Но всегда это
так.
Разбирали мы
Тору в Его собственных комментариях. Он комментирует Свою программу создания и
исправления народа Исраэль. Но с несопоставимо более низкого уровня, чем
замысел Его.
«На что это
похоже? На царя, у которого была дочь прекрасная, и другие (ахерим) вожделели к
ней. Знал царь об этом, но не мог ссориться с теми, кто уводил дочь его к
культуре дурной (ле-тарбут раа). Пришёл домой и предостерёг её, и сказал ей:
«Дочь моя! Не внимай словам этих врагов. И тогда они не справятся с тобой. И не
выходи ко входу в дом, и делай работу свою в доме своём, и не сиди без дела
даже час один, и они не смогут – ни увидеть тебя, ни навредить тебе». И «дочь»
- это никевот малхуёт наших душ, сердце наше. Совокупность желаний,
направленных извне внутрь.
И все помехи,
наши страхи, волнения, депрессии, негативные ощущения связаны с нарушением
возможности получения. Создается ощущение угрозы дальнейшему успешному
получению чего-либо.
Для того чтобы
не быть соблазненными, надо: не сидеть без дела и делать работу в своем доме
каждый час и день. Тогда «не смогут ни увидеть тебя, ни навредить тебе».
«ни увидеть тебя» - то есть не смогут прилепиться к тебе клипот, потому
что не к чему будет прилепляться. И не усилят поэтому желания сердца твоего.
Собственные
помехи не будут усиливаться из-за того, что ты будешь вступать в контакт с
желаниями, которые вместе с твоими могут возобладать над твоей верой.
«Ибо есть в
них качество одно: они удаляются от всех дорог благих, и выбирают все дороги
злые». Когда ты молишься, думаешь о Нем, раскрываешь и любишь Его во всем,
на тебя не надевается ощущение депрессии и страха. Не поступает плохая
информация и плохие новости.
Но стоит тебе
перестать заниматься работой, тут же неизбежно увидят тебя. Состояние, сердце
твое. Кто увидит? Он увидит. Потому что Он создает ветер с севера. И ветер с
севера усилит твое ощущение сердца, Сатана в нем.
Нет никого,
кроме Него. Он является единственным оценщиком твоего состояния. И каждый раз,
когда ты даешь в этом состоянии слабину, усиливает Он это ощущение, твой
внутренний раздрай между необходимостью и действительностью. И начинает
выводить тебя все дальше в сторону. И чем дальше, тем требуется больше усилий,
чтобы вернуться в свое состояние. Поэтому занимайся работой каждый день и час.
И никто не увидит и не навредит тебе.
«И когда
видят человека, направляющего себя на дорогу благую и идущего по ней, ненавидят
его». Когда не используются силы, созданные Всесильным
с целью усиления, испытывают они ненависть. То есть невозможность соединения.
«И кто они?
Сатан». Желания, созданные Им Самим.
«Учит, что
есть у Святого, благословен Он, качество, называемое «зло». «у Святого, благословен
Он, качество, называемое «зло». И оно – с севера от Святого, благословен Он.
Как написано: «С севера откроется зло на всех жителей земли». Всё зло, которое
приходит ко всем жителям земли, - с севера оно приходит».
Задумана Малхут де Малхут, душа Адама, как бесконечное
желание. Минус бесконечность.
Создал Он как
обратное состояние Себе. Из свойств, отсутствующих в Нем. С момента создания
точки и помещения ее в Свою мысль стала она объектом Его игры и существует в
Нем.
Качество,
называющееся зло, придумано Им. Тогда оно есть у Него.
Поэтому «Учит,
что есть у Святого, благословен Он, качество, называемое «зло» (ра)».
Всегда говорится, что нет у Него такого качества. Но с момента создания Им есть
оно у Него.
«И оно – с
севера от Святого, благословен Он. Как написано: «С севера откроется зло
на всех жителей земли». Не было этого зла у праотцев. Оно «откроется на
всех жителей земли». «с севера».
«Всё зло,
которое приходит ко всем жителям земли, - с севера оно приходит». И не
говорится здесь о народе Исраэль. Оно приходит с севера, то есть от
Всесильного. И нет ничего, что приходило бы из другого источника, помимо Него.
Чем выше
текст, ближе к Нему, тем меньше дискретности и связывающих и объясняющих
понятий между основными терминами, а всё сжимается. В конце концов, это одним
импульсом становится.
И нет разницы
между звуком и зрением, обонянием и вкусом. Разница между всем передаётся в
одном.
Народ Исраэль,
который собрался около Священной Горы, - видели они Глас Его. Дал Он им
возможность ощущать Его информацию в единстве. Без расслоения информации внутри
нашего тела на отдельные каналы восприятия.
Эта информация
даётся слитно. И только уровень её расщепления характеризует восприятие миров.
Этот процесс происходит внутри нас.
И в
зависимости от того, как меняется принимающий инструмент, всё более и более
сжимается информация, становится однородной и не расщепляемой на отдельные
каналы её получения.
163. И что
это за «качество одно»? Это – форма руки (цурат яд). И у неё – посланников
множество, и имя каждого из них – «зло» (ра). Но есть среди них малые и
большие. И они приговаривают (мехайвин) мир. Ибо «тоhу»
- в стороне севера. И «тоhу» - это именно зло,
изумляющее (hа-матhэ)
мир. До того, что вводит в грех. И всякое дурное стремление (йецер hа-ра), которое есть в человеке, - оттуда оно приходит. И
почему помещено слева? Потому что нет у его управления (ршут) в мире нигде,
кроме севера, и не привык [быть] нигде, кроме севера, и не хотел быть нигде,
кроме севера. Ведь если бы был на юге, до того, что выучил бы путь юга, как
смог бы запутывать? Задержался бы на несколько дней, выучился и не вводил бы в грех.
Поэтому Он вечно на севере, слева. И это именно то, что написано (Брейшит,
8:21): «Ибо стремление (йецер) сердца человека злое от молодости его (ра
ми-неурав)». Злое оно от молодости его. И склоняется только влево. К которому
уже привыкло. Из-за этого сказал Святой, благословен Он, Исраэлю (Шмот,
15:26): «Если послушаешь голоса Всевышнего, Бога твоего. И прямое в глазах Его
будешь делать, и прислушаешься к заповедям Его». А не к заповедям дурного
стремления. «И соблюдёшь Его законы». А не законы дурного стремления. «Я, Бог,
врачеватель твой».
«Ведь если
бы был на юге, до того, что выучил бы путь юга, как смог бы запутывать»? Все
должно приходить от Меня к вам в непостижимости, с севера. Потому что если все
с юга приходило, как бы Я запутывал вас?
«Поэтому Он
вечно на севере, слева». Вы никогда заранее не предположите, что Он для вас
приготовил. И «слева», в виде помехи.
«И что это
за «качество одно»? Это – форма руки. И у неё – посланников множество, и имя
каждого из них – «зло» (ра). Но есть среди них малые и большие, и они
приговаривают (мехайвин) мир, ибо «тоhу» - в
стороне севера». Что такое «тоhу»?
Это неясность, ничто, непросматриваемость.
Здесь
говорится: «И что это за «качество одно»? «качество одно» - это то, на
что направлена Игра. Это качество Его руки. То, как мы ощущаем желания Его
относительно себя самих.
«И у неё –
посланников множество, и имя каждого из них – «зло». Все эти воздействия мы
воспринимаем как бесконечную цепь страданий, перемежающихся редкими паузами
отдыха. Страдания двигают, а наслаждения нет. Поэтому все Его посланники – «имя
каждого из них – ра».
«Но есть
среди них малые и большие. И они приговаривают (мехайвин) мир. Ибо «тоhу» - в стороне севера. И «тоhу»
- это именно зло, изумляющее мир. До того, что вводит в грех. И всякое дурное
стремление, которое есть в человеке, - оттуда оно приходит». Есть большие и
малые. «И они приговаривают мир». «Создает Он мир каждое мгновение»,
читаем мы в сидуре. Каждая реакция парцуфа Адам на это воздействие
приговаривает его. То есть предопределяет следующее мгновение мира. И так
происходит все время. Предыдущее состояние определяет каждое последующее.
«Ибо «тоhу» - в стороне севера». Непостижимость. Мы ничего не
можем сказать относительно того, что приходит от Него. Не просматривается ничего.
Он говорит о «тоhу», лежащее ниже уровня постижения человека с точки
зрения желания получать. Бездонным колодцем называемым или пропастью. «тоhу» лежит и с другой стороны. Не могло быть создано
первое, не будучи бесконечно второе.
Никакого представления
у нас нет о желаниях центра Малхут де Малхут. Так же мы не можем ничего сказать
о желаниях Его самого.
Как мы можем
сказать о том, какое положительное напряжение, наслаждение на конце искры
Буцина де Карденуто? Точно так же мы ничего не можем сказать о том, какой
глубины сосуд создается на конце этой искры.
Таким образом,
«тоhу» с севера – «это именно зло,
изумляющее мир. До того, что вводит в грех. И всякое дурное стремление».
Оно приходит сверху, но содержится снизу. И термином «тоhу» объединяется то, что вложено в качестве решимот в
человека. Оно приходит от бесконечности и порождает отрицательную
бесконечность. И это то, что приводит мир в изумление каждый раз, вводя его в
грех.
И здесь
смыкается понятие «тоhу» в привычном виде
внизу, и понятие «тоhу» в непривычном
виде вверху.
«тоhу» - это именно зло, изумляющее (hа-матhэ) мир, до того, что вводит в грех, и всякое дурное
стремление (йецер hа-ра), которое есть в
человеке, - оттуда оно приходит». Здесь соединение бесконечности и
абсолютно непостижимости того, что сверху, с бесконечностью и абсолютной
непостижимостью в отрицательном плане того, что создано этой непостижимостью
снизу. И именно это вызывает все, что в человеке происходит. Этим и
определяется свобода выбора. Он находится все время между двумя магнитами:
бесконечными плюсом и минусом. В этом заложен сам принцип свободы воли.
«оттуда оно
приходит. И почему помещено слева»? Потому что в букве Шин средняя линия
начинается из левой части.
«Потому что
нет у его управления (ршут) в мире нигде, кроме севера, и не привык быть нигде,
кроме севера, и не хотел быть нигде, кроме севера». Если бы средняя линия
начиналась из правой части буквы Шин, то не было бы никакой возможности
запутать.
Средняя линия
- это усилие по переходу из левого состояния в правое.
«И почему
помещено слева? Потому что нет у его управления (ршут) в мире нигде, кроме
севера, и не привык быть нигде, кроме севера, и не хотел быть нигде, кроме
севера». «боhу» задумано и реализовано.
Бесконечность
любви, в которой существует замысел исправления, превращается в бесконечность
Хаоса. И там, и там непостижимость. И это «боhу». Но
«боhу» плюс и «боhу» минус,
Алеф, что отражает начало.
«Ведь если
бы был на юге, до того, что выучил бы путь юга, как смог бы запутывать?
Задержался бы на несколько дней, выучился и не вводил бы в грех». Творение
само себя.
«Задержался
бы на несколько дней». На несколько тикуним всего лишь. Для того, чтобы
точно выяснить все аспекты.
«Задержался
бы на несколько дней, выучился и не вводил бы в грех». Из-за того, что не
даёт систему исправления: не даёт левое, для того чтобы делал ты усилие в
правое, не позволяет Он тебе совершенствоваться. И таким образом вводит в грех.
«Поэтому Он
вечно на севере, слева. И это именно то, что написано: «Ибо стремление
(йецер) сердца человека злое от молодости его». От момента его появления и
от малого количества тикуним.
«Злое оно
от молодости его» – от малого количества дней тикуним. «И склоняется
только влево». Потому что постоянно должно находиться в борьбе. И выходить
из борьбы слева направо, строя среднее.
«К которому
уже привыкло». Потому что это есть суть его. И рожден он в состоянии
левого.
«Из-за
этого сказал Святой, благословен Он, Исраэлю: «Если послушаешь голоса
Всевышнего». Везде рассыпаны ницуцот, знания. Понять то, о чем там
говорится, можно только изучив правое.
«Если
послушаешь голоса Всевышнего, Бога твоего. И прямое в глазах Его будешь делать.
И прислушаешься к заповедям Его». А не к заповедям дурного стремления. «И
соблюдёшь Его законы». А не законы дурного стремления. «Я, Бог, врачеватель
твой».