БАХИР
29-42
29. Что
такое «hэй»? Сказал: «hэй нижняя и hэй верхняя».
Без
существования высшей Хей и низшей Хей не может быть буквы Вав.
И буква Вав необходима для соединения высшей Хей и низшей Хей.
30.
Сказали ему: «Что такое «вав»?» Сказал им: «Шестью концами запечатан мир».
Сказали ему: «А разве «вав» не один?» Сказал им: «А разве не написано (Теhилим
(Псалмы), 104, 2): «Простирающий свет, как одеяние»»?
Печать Его –
в шести свойствах, которые должны проявиться, стать видимыми. Шесть направлений
– шесть сфирот, Вав. Когда Малхут полностью наполняется светом,
становятся эти сфирот шестью направлениями слияния Творца и Творения, высшей Хей
и низшей Хей, в любовном зивуге. Это называется щит Давида.
И щит
Давида непобедим, потому что это символ слияния Творца и Творения. Это
слияние – в равном. И запечатан мир в шести направлениях. И эти направления
снизу вверх - треугольник из нижней Хей, и сверху вниз - треугольник из
высшей Хей.
«Сказали
ему: «А разве «вав» не один?» Сказал им: «А разве не написано: «Простирающий
свет, как одеяние»»?
Всесильный
одет в высшую Хей, которая является слиянием Бины и Хохмы,
как в облачение, в ливуш.
В одной из первых статей
«Зоар» говорил раби Шимон, что все создано волею Всесильного: и звезды, и
созвездия, и светила. И все это создано для того, чтобы радовать человека.
И это так. Это
уровень постижения великого праведника, который во всем видит Его. И во всем
раскрывает и оправдывает Его.
Но правильный ответ дал
ему Элиягу, который, когда был на берегу моря, сказал ему, что создал
Всесильный всего лишь точку. И в этой точке нарисовал Он все рисунки Свои, и
выдавил все рельефы.
И вот тот
рельеф, который Он выдавил, и те картинки, которые Он нарисовал, - это простер
небеса Он, как шатер. А сам Он одет в свет. И расстояние между шатром и
светом – Вав.
31. Сказал
раби Аморай: «Райский Сад (Ган Эден) – где он?». Сказал ему: «На земле
(ба-арец)».
Все здесь.
Только наши изменения преобразуют то, что является шатром для нас. И
превратятся они постепенно в то, что является ризой для Него. Но все здесь, на
земле.
Где сад Эдем?
На земле. Где Йод, Йехида обратного света? В Малхут де Малхут.
32.
Разъяснил раби Ишмаэль раби Акиве: «Что означает написанное (Брейшит, 1:1):
«…небо (эт hа-шамаим) и землю (ве-эт hа-арец)»? Если бы не было сказано «эт»,
мы бы сказали, что небо и земля – это божества». Сказал ему: «Клянусь службой
Создателю, что ты прикоснулся (к тайне – Ор Агануз), но не разъяснил! Верно
сказал ты, но «эт» [нужно, чтобы] прибавить солнце, луну, звёзды и созвездия, а
«ве-эт» - прибавить деревья, травы и райский сад».
Что такое «эт»? Это. Все это. Это - земля и
это - небо. Это – все.
Сотворил Он землю, как таковую, и небо, как таковое,
во всех их смыслах.
33.
Сказали ему: «Но ведь написано: «Сбросил с неба на землю великолепие (Тифэрет)
Израиля»! Если так, значит – пали! (т.е., райский сад, если он на земле,
срублен и испорчен – Ор Агануз)» Сказал им: «Если читали вы, значит, не
повторили вы дважды; если повторили дважды, значит, не повторили трижды. На что
это похоже? На царя, у которого была корона (атара) прекрасная, мантия
прекрасная на плечах. Пришло к нему известие злое – сбросил корону с головы
своей и мантию - от лица своего (но они не испорчены – Ор Агануз)».
«Если так,
значит – пали»!
То есть нарушился
замысел Его.
«Сбросил с
неба на землю великолепие (Тифэрет) Израиля»!
То есть сам
Израиль, средняя линия пала. Пал сам замысел исправления.
Но Он говорит: «Совсем
нет». Просто в связи с этим поворотом сценария необходимо было, чтобы Храм был
разрушен и народ Израиля рассеян.
Царь не исчез от того,
что сбросил мантию и корону с головы. Он остался царем. Сбросил Он мантию и
корону в связи с тем, что дурные вести пришли. Но из-за этого не перестал Он
царствовать. И не изменился мир. Страдания увеличились для народа Исраэль и для
всего остального мира. Но ничего более.
Пришли дурные вести. И
сбросил он корону. И нет другой возможности создать Эден, кроме как с земли. И
это будет продолжаться до тех пор, пока не будет исправлена земля.
Дурные вести –
это отсутствие веры в народе Исраэль. Не приходят они в Храм и не приносят
жертвоприношения. И даже в Храме молятся другим богам.
34. Они
спросили его: «Из-за чего Хет – форма входа (цурат петах), а огласовка ее –
«патах» малый?» Сказал им: «Потому что все направления (рухот) закрыты, кроме
стороны севера, которая открыта для блага и для зла». Сказали ему: «Для блага?
Но ведь написано (Йехезкель, 1:4): «И вот ветер бурный приходит с севера,
облако большое и огонь клубящийся», и огонь (эш) – это именно горение гнева
(харон аф), как написано (Ваикра, 10:2): «И вышел огонь от Лица Вс-вышнего, и
пожрал их, и они умерли»!». Сказал им: «Это не трудность! Тут – о времени,
когда евреи исполняют Волю Вс-вышнего, а тут – о времени, когда евреи не
исполняют Волю Его. Во время, когда евреи не исполняют Волю Его, огонь близок,
а во время, когда евреи исполняют Волю Его, качество милосердия спускается
(митгалгелет) и окружает, как то, что написано (Миха, 7:18): «Прощающий грех и
Проходящий мимо преступления».
«Из-за чего
Хет – форма входа…»
Она открыта
снизу, с юга.
«Сказал им:
«Потому что все направления (рухот) закрыты…»
То есть все
направления ветра закрыты, «кроме стороны севера, которая открыта для блага
и для зла».
Хет –
это проводящая буква. С точки зрения низшего, она открыта с юга на север, то
есть из земли в небо. А с точки зрения Высшего, она открыта сверху вниз, то
есть с севера на юг. И поэтому Он говорит, что в зависимости от того, как снизу
относятся, так и выходит с севера на юг.
Она не закрыта
снизу, как Шин. И поэтому там нет ограничений, с точки зрения влияния этой
буквы на то, что происходит внизу, на желания.
Буква может
быть разрушающей и созидающей. В зависимости от того, как она наполняется
снизу. Не закрывается она снизу, тогда выходит из нее ветер, буря, облако и
клубящийся огонь уничтожающий. А если закрыта она снизу, то выходит из этой
буквы воздух, влага и Хохма.
35. На что
это похоже? На царя, который хотел наказать рабов своих и замучить их. Встал
вельможа (hегемон) один и спросил: «За что?» Сказал ему: «За это». Сказал ему:
«Не делали рабы твои вещь эту никогда, и я – поручитель за них, а ты – проверь
их!» Между тем успокоился гнев царя.
«На что это
похоже»?
Нет ничего предрешенного. Все может быть исправлено
человеком. Несколько раз хотел Он уничтожить народ Исраэль. Но Моше сказал:
«Лучше уничтожь меня. Не уничтожай Исраэль».
«Сказал
ему: «Не делали рабы твои вещь эту никогда, и я – поручитель за них, а ты –
проверь их!».
И гнев Его утихает. Когда высшая точка парцуфа обращается
к Нему с соответствующей молитвой в любви, низшие наслаждаются меньшим
наказанием.
«На что это
похоже»?
Все это – комментарии к букве Хет. То, что
выходит из этой буквы, из желания, закрытого сверху, но открытого снизу,
зависит от того, будет ли оно восприниматься: в желании получать или в желании
любить.
Но в то же время, можно и грех исправить. Ведь грех
и существует для того, чтобы осознать его и исправить. Другого осмысления греха
нет.
Когда человек осознает, что он грешит, это грех. И
осознание греха ведет к постижению и к его исправлению. Поэтому Хет и
содержит в себе двойной потенциал.
36.
Спросили ученики и сказали: «Почему «далет» утолщена сбоку?» Сказал им: «Из-за
«сэгол», которая – в патахе малом, как сказано (Теhилим,
24:7): «Врата мира (питхей олам)». Там поместил патах сверху, а сеголь снизу, и
пришло утолщение».
Верхняя часть
буквы Далет – это патах. Она пишется, рука человека движется
слева направо. Увеличивается свет хасадим, любовь к Всесильному. И это
залог того, что открывается дверь и заходит свет
Но если дверь
не открывается, а хочет человек в стадии Далет получать, это
обозначается линией и сеголь - три отверстия, через которые он получает.
Сеголь
означает потенциал трех линий исправления, которые находятся в Далет, получение
света через три отверстия. И эта потенция заложена в том, что человек рожден
получающим, - в ножке буквы Далет. Но так как этот сеголь заложен
в ножке, имеет она утолщение.
Но эти три
дырочки, то есть три линии, потенции исправления человека должны привести к
открытию двери. Линия, патах идет слева направо, в увеличении любви к
Всесильному. В ней заложена дверь, которая откроется.
И поэтому Далет
начинается с трех маленьких отверстий, которые «проклевываются», когда человек
задумывается, что он далет де далет де далет де далет. И тогда начинает
мигать сеголь. В хорошем состоянии он помнит о Всесильном – это правое
отверстие. В другом состоянии он думает, что это мир объективно существующий –
это левое отверстие. Но потом он делает усилие и возвращается в первое
состояние. Усилие по возврату слева направо – это среднее отверстие, средняя
линия. И это работа человека.
В этом сеголе
он поднимается снизу вверх по ножке, пока не открывается дверь для него.
Происходит движение слева направо - подъем.
37. Что
такое «патах»? Вход (петах). И что это за вход? Это – ветер северный, который –
вход для всего мира: из ворот, из которых вышло зло, выходит благо». «И что за
благо?» Насмеялся над ними: «Разве не говорил я вам о патахе малом?» Сказали:
«Мы забыли, повтори для нас». Повторил, сказал им: «На что это похоже? На царя,
у которого был трон. Иногда – брал его в руку, иногда – на голову». Сказали
ему: «Почему?» «Потому что он прекрасен, и жалко сидеть на нём». Сказали ему:
«Куда же помещал его на голову свою?» Сказал им: «В «мэм» открытую, как сказано
(Теhилим, 82:12): «Истина (эмет) из земли
произрастёт, и справедливость (цэдэк) с небес выглянет».
Мем –
начальная буква слова Малхут.
«На что это
похоже? На царя, у которого был трон. Иногда – брал его в руку, иногда – на
голову». Сказали ему: «Почему?» «Потому что он прекрасен, и жалко сидеть на
нём».
Царь – это высшая
Хей, и, одновременно, царица – это нижняя Хей. У высшей Хей
этот трон в руке, а у нижней Хей – на голове. Но невозможно на нем
сидеть, он слишком прекрасен. Потому что трон этот – это постижение замысла
Всесильного в зивуге.
«Куда же
помещал его на голову свою?» Сказал им: «В «мэм» открытую».
На Мем,
которая открыта сверху.
«…как
сказано: «Истина (эмет) из земли произрастёт …»
Любовь поднимется
из земли.
«… и
справедливость (цэдэк) с небес выглянет».
Любовь и
Мудрость – это одно и то же.
38. Сел
раби Аморай и разъяснил: «Что означает написанное (Теhилим,
87:2): «Любит Б-г врата Циона больше всех жилищ Якова»? Врата Циона – это входы
мира (питхей олам). И ворота (шаар) – это именно вход (петах), как то, что
сказано: «Открой (птах) нам врата (шаарей) милосердия». Так сказал Святой,
благословен Он: «Люблю Я врата Циона, когда они открыты (птухим)». Почему?
Потому что они – со стороны зла, и когда евреи хороши перед Вс-вышним и
достойны раскрываться благу, Святой, благословен Он, любит их больше всех жилищ
Якова, которые все – мир (шалом), как сказано (Брейшит, 25:26): «И Яков –
человек целостный («там», что переводится на арамейский как «шлим» - Ор
Агануз), сидит в шатрах».
«Любит Б-г
врата Циона больше всех жилищ Якова».
Все селения
Яакова созданы лишь для того, чтобы открылись врата. Потенция средней линии,
народ Исраэль создан для того, чтобы вернуться обратно к изначальному состоянию
своему в любви. И тогда откроются врата. И произойдет слияние Йод-Хей с Вав-Хей
в единое целое. И поэтому все шатры, то, что мы называем эйхалот Яакова,
создано лишь для того, чтобы при подъеме снизу вверх наполнились они любовью к
Всесильному. Не только Яаков, который уже находился в любви к Нему, так как был
средней линией, уравновешивая Авраама и Ицхака, но народ Исраэль.
И созданный
записью в замысле, оживет и наполнится светом народ Исраэль, когда поднимется в
этом замысле снизу вверх, из состояния земли. И тогда откроются врата для него.
И поэтому «Любит
Б-г врата Циона больше всех жилищ Якова».
Потому что
Яаков – это Его воля. А врата Сиона – это воля Творения. Это та любовь, которую
Он хочет встретить навстречу Его любви. И конечно Он ценит ее больше, чем
замысел любви, которую Он зародил.
39. Это
похоже на двух людей. Один готов сделать зло, а сделал благо. Другой готов
сделать благо, а сделал зло. Кого прославляют более? Того, кто обычно делает
зло, и сделал благо – может быть, сделает второй раз, как то, что написано: (Теhилим,
87:2): «Любит Б-г врата Циона больше всех жилищ Якова», которые все – мир, как
сказано (Брейшит, 25:26): «И Яков – человек целостный (там), сидит в шатрах».
Кроткий, то
есть миролюбивый. Он реализует волю того, кто уполномочил его реализовать эту
волю. Не ведет он войн подобно Моше. Моше уже ведет войны. Он убивает. Он
борется с силами клипот, зла.
Яаков же
кроткий человек. Он всего лишь сеет то, что должно прорасти. При прорастании
росток взламывает, уничтожает то, что мешает расти, а при севе нет. Это кроткое
действие. Миролюбивое.
40.
Спросили ученики его: «Что такое Холам?» Сказал им: «Душа (нешама), и имя её –
Холам». Что если послушаешь – усилится (тахлим) тело твоё в будущем, которое
придёт, а если восстанешь против неё, вернутся болезни твои (халоэха) на голову
твою, и болезнь (души – Ор Агануз) – первой».
«Что если
послушаешь …»
Соединены
слухом, любовью с вашей душой. А ваша душа – это часть Его, то, на что
Он проецирует ваши ощущения тела, в которое она не входит, что находится выше.
«… усилится
(тахлим) тело твоё в будущем, которое придёт».
Энергичным –
энергетическим.
«…а если
восстанешь против неё, вернутся болезни твои (халоэха) на голову твою, и
болезнь (души – Ор Агануз) – первой».
Тогда вы
будете в тикуним. Слабость в голове и болезни (холим) – это тикуним в
теле.
Если слышите
вашу душу, то связаны вы с высшим: слухом, любовью, свойством Бины, Хей
низшее сливается с Хей высшее, тогда ваше тело становится энергичным. Не
энергичным в смысле, подвижным. Оно становится энергетическим. Ваше тело
становится тем, чем оно есть на самом деле. То есть, нет его.
Свет – это
любовь. Если вы стараетесь услышать свою душу (холам), соединиться с
тем, что хочет войти в вас, все время находите и оправдываете Всесильного, у
вас улучшается все, в том числе и самочувствие. Но финальное состояние
раскрытия Его – это когда тело становится энергичным.
А если вы не
слышите, не пытаетесь найти и оправдать Его во всем, то будет слабость в
голове, то есть будете вы ориентироваться на то, что происходит вокруг, и
реагировать на все автоматически рефлекторно, как в опытах Павлова. И болезни (холим).
Если вы не слышите, тогда находитесь в тикуним.
И все это –
лишь немного измененное слово Холам, то есть свет, который находится над
вами в виде вашего собственного состояния, только следующего. Это и есть ваша
душа.
Душа – это
запись тебя в следующем состоянии.
41. И еще
сказали, что всякий сон (халом) – посредством Холам. И всякая жемчужина белая –
посредством Холам, как то, что написано (Шмот, 28:19): «И ахлама (белый
жемчуг)».
Все находится
в Холам. Только по мере того, как изменяешься ты в любви к Всесильному,
раскрывается все, вплоть до белого света.
42. Сказал
им: «Войдите и послушайте уточнения огласовок Торы Моше». Сел и разъяснил для
них: «Хирик ненавидит злых и наказывает их, и рядом с ним (бе-цидо) – ревность,
ненависть и соревнование, как написано (Теилим (Псалмы), 37:12): «И скрежещет
на него зубами своими», - читай не «скрежещет» (хорэк), а «отдаляет» (рохэк):
отдали эти качества от себя и отдалится от тебя зло и, тем более, благо
прилепится к тебе.
«Хирик
ненавидит злых и наказывает их…»
Хирик –
это тот свет, который выходит через душу праведника в мир. И тогда те,
кто творят зло, становятся наказываемыми. Потому что свет разделяет нечистоту и
чистоту, клипа и кдуша, и клипа умирает, наказывается.
Свет этот выходящий. Он
не входит в человека, а лишь соприкасается с ним. И когда человек, у которого
качества, противоположные свету, любви к Всесильному, соприкасается с ним, то
скрежещет он зубами, неприятно ему.
Поэтому
говорится, что «Хирик ненавидит злых и наказывает их». Но наказывает их
не только с точки зрения их ощущений, а во всех отношениях. Потому что в
обществе среди добра зло существовать не в состоянии. Нечистота не может
существовать в чистоте.
Хирик -
это свет, который выходит из буквы, когда наполнена она, для того, чтобы
распространиться ниже.
«И
скрежещет на него зубами своими», - читай не «скрежещет» (хорэк), а «отдаляет»
(рохэк).
Отвергает
нечистота чистоту. Поэтому Хирик (свет) и Хорэк (скрежещет) -
однокоренные слова. Наказывает и ненавидит - Хирик, а Хорэк -
скрежещет. Но ненавидит и наказывает - сверху, а скрежещет - снизу. И поэтому
отвергает и отталкивает свет.
«…Отдали
эти качества от себя и отдалится от тебя зло и, тем более, благо прилепится к
тебе».