Зоар Брейшит 159-160

Зоар Брейшит 159-160

 

В Торе (Бемидбар, 6:1-21) сказано: «И Говорил Бог, обращаясь к Моше так: «Говори сынам Израиля и скажи им: если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром, чтобы посвятить себя Богу воздержанием, то от вина и хмельного должен он воздержаться, уксуса вина и уксуса хмельного не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и винограда свежего или сухого не есть. Все дни обета своего – ничего, что изготовлено из винограда, от зерен до кожицы, не должен он есть. Во все дни обета его бритва да не коснется головы его, до исполнения дней, на которые он посвятил себя Богу, быть ему святым, должны расти свободно волосы на голове его. Во все дни своего посвящения Богу не должен он подходить к умершему. Даже из-за отца своего и матери своей, из-за брата своего и сестры своей не нарушит он чистоты своей по смерти их, ибо знак обета Всесильному своему на голове его. Во все дни обета его свят он Богу. Если же умрет кто-нибудь при нем внезапно и осквернит знак обета на голове его, то должен он обрить голову свою в день своего очищения, в день седьмой должен обрить ее. А в восьмой день пусть принесет двух горлиц или двух молодых голубей к коhену, ко входу в Шатер Откровения. И приготовит коhен одного для грехоочистительной жертвы и одного для жертвы всесожжения, и искупит его от прегрешения из-за умершего, и освятит голову его в тот же день. И вновь посвятит он Богу дни обета своего, и принесет годовалого ягненка в повинную жертву; прежние же дни пропадают, ибо осквернился обет его. И вот закон об обете: в день истечения срока его обета приводят его ко входу в Шатер Откровения. И приносит он жертву свою Богу – одного годовалого ягненка без порока во всесожжение, и одну годовалую овцу без порока в жертву грехоочистительную, и одного барана без порока в жертву мирную. И корзину пирогов, сделанных из опресноков из тонкой пшеничной муки, смешанной с маслом, и лепешки пресные, помазанные маслом, и хлебные дары, и возлияния к ним. И представит это коhен пред Богом, и принесет свою грехоочистительную жертву и свою жертву всесожжения. А барана приготовит в мирную жертву Богу с корзиной опресноков, и приготовит затем коhен хлебный дар его с возлиянием его. И обреет назир у входа в Шатер Откровения голову свою со знаком обета, и возьмет волосы с головы своей, и бросит в огонь, который под мирной жертвой. И возьмет коhен сваренную голень барана, и один пресный пирог из корзины, и одну пресную лепешку, и положит на ладони назиру, после того, как он обреет знак обета своего. И приподнимет их коhен в знак посвящения Богу, святыня это для коhена, сверх грудины, предназначенной Богу, и голени, приносимой в дар Богу; затем может назир пить вино. Вот закон о назире, о жертве его Богу по обету его, сверх того, что ему по средствам; по обету своему, который он дает, должен он сделать точно, сверх закона об  обете его».

«И свят будешь». Что такое жертва? Это совмещение духовного усилия с его материальной реализацией. Назир к жертве прибавляет дополнительные усилия, которые относятся к его собственному телу. К его душе они не относятся, они относятся к его телу. Назир, помимо внешнего, помимо предметов байт, отдаёт ещё и гуф. И поэтому он свят. Остаётся то, что является его душой, и жертвы, которые от него требуются - телесные ограничения – не стричься. А почему не стричься, почему отращивать волосы? И почему в конце эти волосы должны были быть брошены в огонь? Он отращивает волосы, и в это время все его мысли посвящены молитве. Это условие. Волосы - это архив. Зачем ему отращивать волосы, архив, в котором будут участвовать иные желания его тела, нежели принесение его в дар Всесильному? Почему он не мог есть «ничего, что изготовлено из винограда, от зерен до кожицы», пить вино? Его тела не должно было касаться всё, что могло привести к брожению. А виноград приводит к брожению. Это то же самое, что в Торе (Ваикра, 2:11) сказано: «Любой хлебный дар, который принесете вы Богу, не должен быть сделан из квасного, ибо никакую закваску и никакой мед не должны вы воскуривать в огнепалимую жертву Богу». И тело назира не должно соединяться с заквасками, с тем, что может вызвать брожение – виноград, вино, хмель: изменчивость, изменение сознания. Человек стремится к сверхусилию. И в соответствии с этим он говорит, что не будет выходить из состояния мысли о Всесильном. И вот цельность того, что я буду делать: ибо я буду постоянно в молитве, и моё тело постоянно будет в молитве, в отдаче Ему. Поэтому свят он.

Это люди трезвомыслящие, сознательные, которые говорят, что я беру на себя обет постоянно находиться в молитве. А материальное воплощение этой молитвы тому, что я делаю, придаёт цельность. Поэтому в соответствии с Заповедью Всесильного волосы я не стригу, не пью вина, не оскверняюсь мертвыми. Потому что Всесильный есть вечная жизнь.

             Потом из назирства он выходил. Поэтому всё, что сопутствовало соединению тела и мысли, обратный свет ор Хасадим должен превратиться в чистое пламя, направленное навстречу Всесильному.

 

159. «И сказал Б-г: Сделаем человека (наасэ Адам נעשה אדם)». «Тайна Б-га – для боящихся Его». Открыл тот старейшина старейшин (саба де-сабин סבא דסבין) и сказал: «Шимон, Шимон! Кто это сказал: «Сделаем человека»? «И сказал Б-г (Эло-hим אלהים)», - Кто это здесь, этот «Б-г»?» Между тем, вспорхнул тот старейшина старейшин, и не видел его (р. Шимон), и, как только слышал раби Шимон, что называют его «Шимон», а не «раби Шимон», говорил друзьям своим: «Конечно, это – Святой, благословен Он, о Котором сказано (Даниэль, 7): «И Древний Днями (атик йомин עתיק יומין) восседает», тогда видится час открыть ту тайну, ибо конечно тут есть  тайна, которую не дано право открывать, и вот слышно, что право дано открыть (ршута итъяhив литгалья רשותא אתיהיב לאתגליא)».

 

«Сделаем человека». Кто – мы? Это Эло-hим: небеса и земля. «Сделаем» – это Тот, Кого человек может постичь, и Тот, Кого постичь человек не может. Теперь вы уже знаете не только Эло-hим, Ми, Эле, их соединение, но и представляете в целом всю структуру Игры Йуд-Хей-Вав-Хей. Вы можете примерно представить себе и структуру определения «Мы». «Мы» – это Всесильный, Игра, которую Он Создал, Его система управления и сам человек. «Сделаем человека», «наасэ Адам», потому что Адам не статика, это действие. Что значит: «Сделаем», «наасэ»? Это נעשה: Нун, Аин, Син, Хей. «Сделаем» - это значит: Сотворить структуру души נ, соединить её с системой исправления  ע, с начальным состоянием, из которого затем должна быть наполнена буква ש и всё это пронизать ощущением существования ה. А Сотворил Он всё, что Сделал. Все буквы слова «наасэ» Созданы Им. Но Он Сделал гиперструктуру, в которую встроено человеческое тело с заданной программой его исправления. Поэтому: «Сделаем». Имя, которое человек в себе раскрывает, это есть Имя Его Игры. На вопрос: Кто тебя Сделал? человек может ответить, как минимум, в двух параметрах. Сделал меня Тот, Кого я ощущаю как Его Имя, и Тот, Кто Создает во мне ощущение Его Имени. Недостижимо постижение и осознание Ацмуто. Поэтому это единство, единение, но в сознании человека оно недостижимо. Следовательно, облачение Имени, которое окружает человека и входит в него, всегда растягивается. Облачение Ацмуто, которое есть Его Имя, Сотворённое Им как чувственное ощущение существования человека и наполнение Всесильным этого мира. И Ацмуто как таковой. Мы говорим о человеке в меру постижения Его Имени. Человек - тот, кто соединяет внутренние и внешние рисунки, а это постижение Имени. Человек есть тот, кто себя и окружающий мир связывает в единое целое. Но это и есть постижение Его Имени. Каждое сопоставление внутреннего рисунка с внешним есть постижение Его Имени. Он «Сделал» נעשה. Остальное должен сделать человек. «Наасэ Адам» אדם: Алеф, Далет, Мэм. אדם могут соединиться только путем постижения наасэ: слева направо - соединения в одно целое השענ. «Сделано» אדם: Замысел א, то, в чём всё развивается, сама Игра ד и ощущения человека внутри неё ם.

«Тайна Б-га – для боящихся Его». Это мы знаем.

«Открыл тот старейшина старейшин (саба де-сабин סבא דסבין)». «Старейший»,  «старейшина», «саба» סבא: Самех, Бет, Алеф. Тот, кто ниспущен ниже ס Брахой Всесильного ב для соединения с א. Тот, кто через сокрытие представлен сверху вниз. И «старейшин», «де-сабин». Множественное число, в конце слова - ין. Который отражается в душах. И «старейшина старейшин», «саба де-сабин»: над всеми свойствами Святости, что ниже ס, спущены Брахой Всесильного ב в душу человека, властвует «саба де-сабин».

И «сказал: «Шимон, Шимон! Кто это сказал: «Сделаем человека»? «И сказал Б-г (Эло-hим  אלהים)», - Кто это здесь, этот «Б-г»? Это то, что я сказал раньше. Он Спрашивает: «А кто этот Бог, который Сказал: «Сделаем»? Сказал Тот, Кто записал Игру - Эло-hим, Эле: то, что мы можем постичь как Высшее. Зачем Всесильный задаёт вопрос Шимону?  Чтобы это пояснить. «Шимон» - начало и «Шимон» - завершение духовного движения. «Кто это сказал: «Сделаем человека»? С какого уровня идут записи? Совокупность записей,  которая человеком ощущается, как Имя Всесильного, Создана тем, кого мы называем Ацмуто. Он Создал всю систему записей, всю систему чувственных ощущений человека. «Кто это сказал: «Сделаем человека»? Сказал Тот, Кто сделал всё, что относится к слову «Сделаем». То есть Тот, Кто Создал слово «Сделаем» и буквы, из которых оно составлено.

И «сказал: «Шимон, Шимон»! Ему задаётся вопрос и даётся постижение.

«И сказал Б-г (Эло-hим אלהים )», - Кто это здесь, этот «Б-г»?  Всё, что вокруг нас, есть Эло-hим. Ми ים Эле אלה. Наполнение этого слова снизу вверх есть всё вокруг нас.

«Между тем, вспорхнул тот старейшина старейшин, и не видел его, и, как только слышал раби Шимон, что называют его «Шимон», а не «раби Шимон», говорил друзьям своим: «Конечно, это – Святой, благословен Он, о Котором сказано: «И Древний Днями (атик йомин עתיק יומין) восседает». Когда говорится: «старший», это духовная иерархия. А здесь: «Древний», «атик» עתיק: Аин, Тав, Йуд, Куф. Тот, Кто Создал עת, которые реализуются י в ק. Тот, Кто изначально замыслил עתיק. עת так, чтобы это было соединено י в ק. Это самая первая структура соотношения внешних и внутренний рисунков. עת, вмещённое י в структуру желаний души человека ק. Самое древнее: внешнее воздействие ע, внутреннее усилие ת, соединённое י в единое целое ק. «Днями», «йомин». Почему «Древний Днями»? Идея всех дней, всех кругооборотов - это атик. Поэтому «Древний Днями», «атик йомин»: изначально являющийся смыслом дней, то есть кругооборотов, круговых исправлений и их внутренним наполнением, внутренним смыслом. Это совмещение עתיק: Замысел, структура и сущность всего исправления. Это Замысел, пронизывающая всё идея. И эта идея – йомин. Для человека: в чём исчисляется древность, первичность этой идеи? «Днями», йомин יומין: Йуд, Вав холам, Мэм, Йуд, Нун софит. «Йом» - это «день» יומ: Йуд, Вав холам, Мэм. «День»: Его непостижимый для нас Замысел י, соединённый ו с нашим ощущением окружающего מ, который «дни», «йомин» введён י в наши души ן. «И Древний Днями восседает»: находится над всем, что под ним - над всем, что ощущаем мы.

И «тогда видится час открыть ту тайну, ибо конечно тут есть тайна, которую не дано право открывать, и вот слышно, что право дано открыть (ршута итъяhив литгалья רשותא אתיהיב לאתגליא)». Когда он слышит: «Шимон, Шимон»! «Шимон» – у него открываются глаза; «Шимон»! – ему даётся постижение. «Шимон» – он соединяется и «Шимон»! - постигает. И «право», «ршута» רשותא: Рейш, Шин, Вав шурук, Тав, Алеф. Что является правом человека, которое отнять у него нельзя? Духовное усилие. И его содержание записано и дано ему как רש, которое связано ו с тем, что он должен сделать сам תא. И «дано», «итъяhив» אתיהיב: Алеф, Тав, Йуд, Хей, Йуд, Вет. В данности, которая у человека существует, Замыслом Всесильного א, прежде всего, определено его усилие ת, соединённое י с тем, что его окружает, и י с Брахой Всесильного ב, которую надо наполнить: раскрыть её во всём и всё ею наполнить. את «эт», «всё» - данность. Всё, что Им Дано, это יה и יב. Это всё, что в твоих ощущениях связано с тобой как окружающее, и всё, что связано с наполнением твоими усилиями этого окружающего Его Брахой. И «открыть», «литгалья» לאתגליא: Ламед, Алеф, Тав, Гимель, Ламед, Йуд, Алеф. Всегда «открывается» только ת. «Открывается» после того, как сделано усилие. «Открывает» не

человек. Ему «открывают». «Открывается» сверху. Поэтому «ле» ל. А «итгалья» אתגליא: Алеф, Тав, Гимель, Ламед, Йуд, Алеф. א, в котором Создано תגליא. Всё, что человек делает ת для постижения системы управления  ג, познания Высших истин ל, бесконечной Мудростью Всесильного, совершенно неизвестным ему образом י ему даётся в постижении Замысла Творения  א. Сделано так, что это «открывается» в усилиях человека ת по постижению системы управления  ג и вхождению в него Высших истин ל. И записи сотворены так, что всё это «открывается» человеку непостижимым образом, все ему представляется неожиданно, как, непонятно, почему. Понятно, почему и как – в результате усилий ת. Но сверху всё это сделано таким образом, и поэтому לאתגליא.

 

160. «Открыл и сказал: «Как царь, которому было [нужно]  несколько строений построить. И был у него искусник (умана אומנא), и тот искусник не делал ничего без разрешения царя, как сказано (Мишлей (Причти), 8): «И буду у него искусником». Царь – конечно, это Мудрость  (хохма חכמה) высшая сверху, а столб серединный (амуда де-эмцаита עמודא דאמצעיתא) – царь нижний. «Эло-hим» - искусник высший, это – «мать высшая» (има илаа אמא עלאה), «Эло-hим» - искусник снизу, и это – Присутствие, которое снизу».

 

«Эло-hим» - искусник высший, это – «мать высшая», «Эло-hим» - искусник снизу, и это – Присутствие, которое снизу». Сверху вниз Эло-hим есть как Замысел, снизу вверх Эло-hим есть как постижение. Смысл Эло-hим, который заложен в Хей высшая, человеку становится ясен по мере его постижения снизу вверх – из Хей нижнего.

«Открыл и сказал: «Как царь, которому было [нужно]  несколько строений построить». Одно в другом.

«И был у него искусник (умана אומנא. И «искусник», «умана» אומנא: Алеф, Вав, Мэм, Нун, Алеф. Это Его Имя, структура Игры, которая אומנא. Потрясающее слово «искусник», «умана»! А искусство заключается в создании – в א и в реализации в соединении ו מ и נ всего, что Создано א. Искусство заключается в переходе от Замысла к его чувственной реализации для человека с обратной связью каждой души с Всесильным. Это такая Игра, что Он Знает и Чувствует всё, что знаем и чувствуем мы. И искусство заключается в том, чтобы не только придумать, Создать א, но и соединить его ו в единое целое, единый комплекс ощущений, которые зависят от взаимных состояний מ и נ, стремящихся к постижению א. Тот, Кто Задумал и Создал. И связь между задумыванием, мысленным созданием и чувственной реализацией в картинах, которые ощущаем мы, и в тех картинах, которые Видит и Чувствует Он, как Таковой, это есть искусство. Соединение через ו א и מנא. Переход от Его Замысла к системе записей и от них к чувственным картинам, возникающим в человеке и их отображение в Его Постижении – это большое искусство. «Искусник» - это тот, кто Создал всё. Тот, Кто Создал א и искусно соединил его с нашими ощущениями, чувственными картинами и структурой Творения.

И «тот искусник не делал ничего без разрешения царя». Всё это реализуется в системе раскрытия записей, Созданных «искусником», который действует по разрешению «царя» – Ацмуто.

И «как сказано: «И буду у него искусником». Царь – конечно, это Мудрость  (хохма) высшая сверху, а столб серединный (амуда де-эмцаита עמודא דאמצעיתא) – царь нижний». И «столб», «амуда» עמודא: Аин, Мэм, Вав шурук, Далет, Алеф. Что такое «столб»? Он всё соединяет насквозь. И это ע, которая входит в מודא. «Столб» проходит через всё насквозь: через систему исправления ע, соединенную со структурой нашего мира מ, которая соединена ו с уровнем, на котором мы находимся ד, и с Замыслом Сотворения мира א. И «серединный», «де-эмцаита» דאמצעיתא: Далет, Алеф, Мэм, Цади, Аин, Йуд, Тав, Алеф. Это исправление. Это то, что в  מ существует как צעית. Запись исправления  צ, связанная с системой, воздействующей на человека ע, которая чудесным, непостижимым образом י связана с усилиями человека ת по постижению Замысла Игры א. Что такое середина? Это запись, в которой ты оказываешься в результате собственного усилия. Это צ в ע: מצע.

А «столб серединный - царь нижний». То, что мы постигаем в нашем усилии по строительству средней линии - это наше постижение «царя» снизу вверх. Его «Мудрость

(хохма)» сверху, а наше постижение Его - снизу.

«Эло-hим» - искусник высший, это – «мать высшая» (има илаа אמא עלאה)».

Связность между Замыслом всего Творения и картинами, которые в душе человека в чувственном диапазоне раскрываются как картины Высшего мира, соединения всего со всем – Эло-hим высший - это «мать высшая» (има илаа אמא עלאה)». То есть Хей высшая, воды высшие.

«Эло-hим» - искусник снизу, и это – Присутствие, которое снизу». И «искусник» - Его Имя, которое мы постигаем. «Эло-hим» - искусник высший». Эло-hим высший - это «искусник» высший, каким мы его постигаем. А Эло-hим нижний - это «искусник» нижний. Имя «искусника», которое мы постигаем снизу вверх – это низшее. То, что в нас – это снизу, а то, что есть Он в наших же высших записях – это Он высший.

«Присутствие» - это Шхина. Она есть результат нашей любви к Нему. И «это – «мать высшая». Шхина – жена, с которой соединяешься.