Зоар Брейшит 162-164

Зоар Брейшит 162-164

 

В Торе (Бемидбар, 11:1-9) сказано: «И стал народ как бы роптать на Бога, и Услышал Бог, и возгорелся Гнев Его, и загорелся у них Огонь Бога, и пожрал край стана. И возопил народ к Моше, и помолился Моше Богу, и погас Огонь. И назвали место это Тавъэра, потому что загорелся у них Огонь Бога. А сброд, который среди них, стал проявлять прихоти, и снова заплакали сыны Израиля, и сказали: «Кто накормит нас мясом? Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок. А теперь душа наша иссохла, нет ничего, кроме мана этого, что перед глазами нашими!». Ман же был похож на семя кориандровое, а вид его, как вид хрусталя. Расходились люди, и собирали, и мололи в жерновах или толкли в ступе, и варили в котле, и делали из него лепешки, и был вкус его, как вкус нежного масла. А когда спускалась роса на стан ночью, спускался и ман с нею».

Такова природа человека: он всегда хочет большего. Человек не понимает, что в оценке его собственных усилий текущее мгновение - лучшее из того, что возможно. Он не понимает, что выбор каждого следующего момента, следующего мгновения, следующего внешнего рисунка производится наилучшим и наиболее гуманным, наиболее добрым способом. Поэтому человек всегда хочет большего: он считает, что сейчас должно быть ещё лучше, чем то, что есть.

 

В Торе (Шмот, 32:7-10, 30-32) сказано: «И Говорил Бог, обращаясь к Моше: «Иди вниз, ибо растлился твой народ, который вывел ты из страны Египетской. Быстро сошли они с пути, который Я Заповедал вам, - сделали себе литого тельца, и пали ниц перед ним, и принесли ему жертвы, и сказали: вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из страны Египетской». И Сказал Бог, обращаясь к Моше: «Увидел Я, что народ этот – непреклонный! А теперь оставь меня, и воспылает Мой Гнев на них, и Уничтожу Я их, а от тебя Произведу великий народ… И было назавтра, и сказал Моше народу: «Совершили вы страшный грех, теперь поднимусь я к Богу – может быть, искуплю я грех ваш». И вернулся Моше к Богу, и сказал: «Совершил этот народ страшный грех, и сделали они себе золотого идола; и потому, Простишь ли их? И если нет – то, прошу Тебя, - Сотри и меня из Книги Твоей, которую Ты Написал».

В Торе (Бемидбар, 11:10-15) сказано: «И услышал Моше, как народ плачет по семействам своим, каждый у входа в свой шатер, и весьма воспламенился Гнев Бога, и Моше было прискорбно. И сказал Моше Богу: «Зачем Сделал Ты зло рабу Твоему, и отчего не удостоился я милости в Глазах Твоих, что Возлагаешь бремя всего народа этого на меня? Разве я носил во чреве весь народ этот, или я родил его, что Ты Говоришь мне: неси его в лоне твоем, как носит пестун ребенка, в страну, которую Ты Поклялся Отдать отцам его? Откуда у меня мясо,  чтобы дать всему этому народу, когда плачут они передо мной, говоря: дай нам мяса и будем есть? Не могу я один нести  весь народ этот, слишком тяжело это для меня! И если Ты так Поступаешь со мной, то лучше Умертви меня, если я удостоился Милости в Глазах Твоих, чтобы не видеть мне бедствия моего».

В Торе (Бемидбар, 13:1-2, 32-33; 14:1-12) сказано: «И Говорил Бог, обращаясь к Моше, так: «Пошли от себя людей, чтобы высмотрели они страну Кнаан, которую Я Даю сынам Израиля, по одному от отчего колена пошлите, каждого вождя из них»… И распускали они злую молву о стране, которую высмотрели, между сынами Израиля, говоря: «Страна, которую прошли мы, чтобы высмотреть ее, это страна, губящая своих жителей, и весь народ, который мы видели в ней, - люди-великаны. Там видели мы исполинов, сынов Анака, потомков исполинов, и были мы в глазах своих, как саранча, и такими же были мы в их глазах». И зарыдало все общество, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и Аhарона все сыны Израиля, и сказало им все общество: «Лучше умерли бы мы в стране Египетской, или в пустыне этой умерли бы… Зачем Бог ведет нас в страну эту, чтобы пали мы от меча? Чтобы жены наши и дети наши стали добычей? Не лучше ли нам возвратиться в Египет?». И сказали друг другу: «Назначим начальника и возвратимся в Египет!». И пали Моше и Аhарон ниц перед всем собранием общества сынов Израиля. А Йеhошуа, сын Нуна, и Калев, сын Йефунэ, из тех, кто высматривал страну, разорвали одежды свои. И сказали они всему обществу сынов Израиля так: «Страна, которую прошли мы, чтобы высмотреть ее, страна эта очень и очень хороша! Если Благоволит к нам Бог, приведет он нас в эту страну и Даст ее нам, страну, которая течет молоком и медом. Не восставайте же против Бога и не бойтесь народа той страны, ведь они – пища для нас, ушло благословение их, и с нами Бог! Не бойтесь их!». И собралось все общество сынов Израиля забросать их камнями, но Слава Бога явилась в Шатре Откровения всем сынам Израиля. И Сказал Бог, обращаясь к Моше: «До каких пор будет гневить Меня этот народ и до каких пор не поверят они в Меня – при всех Знамениях, которые Я Совершил среди него? Поражу его мором, и Уничтожу его, и Произведу от тебя народ достойнее и многочисленнее его».

Основной причиной того, что Всесильный не стёр народ, была готовность Моше к самопожертвованию. Моше каждое прегрешение народа компенсировал собой. А то, что было с разведчиками, есть полное неверие. Отказались от Дара: вошли в Землю и вышли из неё.

 

В Торе (Бемидбар, 11: 23-29) сказано: «И Сказал Бог, обращаясь к Моше: «Разве Рука Бога коротка? Теперь увидишь, сбудется ли с тобою Слово Мое или нет». И вышел Моше, и пересказал народу Слова Бога, и собрал семьдесят человек из старейшин народа, и поставил их вокруг Шатра. И Сошел Бог в Облаке, и Говорил с Ним, И Отделил от Духа, который на нем, и Возложил на семьдесят человек, старейшин; и когда овладел ими Дух, стали они пророчествовать, но ненадолго. И оставались два человека в стане, имя одному Эльдад, а имя другому Мейдад, и овладел ими Дух, ибо они были из записанных, но не выходили к Шатру, а пророчествовали в стане. И прибежал отрок, и сообщил Моше, и сказал: «Эльдад и Мейдад пророчествуют в стане!». И отозвался Йеhошуа, сын Нуна, прислуживавший Моше, из избранных им, и сказал: «Господин мой, Моше, задержи их!». И сказал ему Моше: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы весь народ Бога был пророками, лишь бы Бог Дал им Дух Свой!».

Йеhошуа оберегал власть Моше. Моше сказал, что покушения на духовную власть здесь нет, а есть милосердие Всесильного. Здесь разница в духовном восприятии между Моше и Йеhошуа. При этом абсолютная преданность Йеhошуа не означает, что по высоте души он равен Моше. Он говорит с позиции дома, как народ. Задержи их, потому что они стали пророчествовать и пророчествуют не помазанием первосвященника. А Моше говорит: «Дай Бог, чтобы ко всем прикоснулся Всесильный, всем дал Дух Свой»!

 

Итро был первым гером-праведником. Итро - запись усилия, которое должна привести к наполнению. А Ховав – это его реализация. Усилие человека проявляет Милосердие Всесильного и наполняется Чудом Всесильного. Это как вторая волна. Это раскрытие записи Итро в следующем гильгуле. От Итро могли появиться дети мужского пола, и тогда по имени детей он стал бы Ховав. Или это могли быть сыновья от Итро, которые есть Ховав. Это искры, которые существуют в народах и требуют наполнения, и Чудом Всесильного готовы к наполнению при их усилии. Они должны быть с народом Израиля. Это корень того, что из народов придут люди и соединятся с народом Израиля. Пойдут за народом и останутся с ним. Итро и Ховав покинули народ Израиля, перейдя в народы мира. Почему? Потому что Тора написана, и в Торе Моше в Святую Землю не вошёл. И поэтому Ховав с народом Израиля идти не может, а должен остаться до его возвращения вместе с Машиахом.

 

161 пункт: «Он сказал: «Да будет  свод», «да будут светила», и всё сделалось сразу». Всё Творение Создано «сразу». Оно Задумано, потом «всё сделалось сразу».

Шесть дней творения означает: Творение Создано в шести уровнях постижения Имени Всесильного. Но оно «сделалось сразу». И оно сделано в шести днях в соответствии с тем, что уровни записей соответствуют уровням постижения Имени Всесильного. Творение создано за шесть дней, то есть, в шести уровнях. Создаётся трава, животные, птицы и так далее – всё это уровни Его постижения. Всё это так и создаётся. Но это одновременно и пшат, и сод. Всё Создано сразу, но Его Имя поднимается всё выше и выше. Что значит: прорисовки? Если говорить на нашем современном языке, это шесть уровней совмещений внешних  рисунков с внутренними. Что значит: в седьмой день Он Отдыхал? В седьмой день Он  Отдыхал, потому что Он уже Стал Играть. И поэтому начался зивуг: Он Стал Отдыхать. Создано шесть уровней постижения Его Имени, а седьмой день – наполнение этих уровней. Никаких работ, связанных с наполнением, Он не Делает. Он Отдыхает, Сливаясь с Созданным, Наслаждаясь им. Седьмой день – это Малхут. Но наполненная Малхут. Действие закончено. Это результат усилия. Если считать сверху вниз, шесть уровней - от самого большого к самому маленькому наполнению Малхут. Но седьмой день – это наполненность Малхут, это соединение всех шести уровней в одно Его Имя.

 

162. «Когда дошёл до мира разлуки (алма де-пируда עלמא דפרודא), который – мир отделённых, сказал искусник Хозяину строительства: «Сделаем человека в образе нашем, как подобие наше». Сказал Хозяин строительства: «Конечно, хорошо оно сделать его, но в будущем он согрешит перед тобой, поскольку он дурак, как написано (Мишлей, 10): «Сын  мудрый (бен хахам בן חכם ) порадует отца, а сын дурак (бен ксиль בן כסיל) – огорчение матери его (тугат имо תוגת אמו)».

 

А «дурак», «ксиль» כסיל: Каф, Самех, Йуд, Ламед. Неверующий. Тот, кто не преодолевает ס между כ и יל. Тот, кто не видит Всесильного, не занимается духовной работой. Когда כ мы наполняем, ס исчезает.

То есть обычное состояние без его анализа и постижения – это «ксиль». Если ты его способен прочитать, это слово прекрасное: как только ты оцениваешь свое состояние, наполняешь כ, тогда ס исчезает и через י происходит соединение с ל.

Почему написано: «сын дурак - огорчение матери его», а не огорчение отца? Он может влиять только на мать, на состояние Малхут. Повлиять на состояние отца он не может.

«Когда дошёл до мира разлуки (алма де-пируда עלמא דפרודא)». «Разлука», «пируда» פרודא: Пей, Рейш, Вав шурук, Далет, Алеф. Если פ не исправлено, то нет соединения с רודא. Неисправленная клипа פ Всесильным не наполнятся, не находит Его Имя ר в окружающем ד и не соединяется ו с Его Замыслом א.

И «который – мир отделённых»: находящихся в сокрытии, не раскрывающих Всесильного в этом мире.

Это мы говорим: «сказал искусник Хозяину: «Сделаем человека в образе нашем, как подобие наше». Всесильный отражён в мироздании. В представлении человека, Всесильный есть Его Имя. Поэтому «сказал искусник Хозяину». Он «сказал» и Создал «искусника». В записи, в которой «искусник» должен говорить с «Хозяином», эта запись имеет соответствие образу и подобию Творения как того, что должно быть Его Именем. Запись, при которой существует возможность обратного света - это запись образа и подобия. Помните, что такое образ и что такое подобие? Если образом Всесильного является окружающий нас мир, то совмещение внутреннего рисунка с внешним даёт отображение в образе. Раньше мы говорили в одном измерении. А сейчас мы говорим в общем. Что такое отображение в образе? Когда всё вокруг мы наполняем Всесильным, Его Образ полностью соединяется с нами. Наше внутреннее состояние целиком вмещает Его Образ, который мы видим перед собой. И тогда совмещение внутреннего рисунка с внешним даёт отображение в образе. Мы везде находим Его. И возникает наше внутреннее состояние соединения с Ним, полного раскрытия и оправдания Его во всем. И это соединение в образе. А подобие – это подобие в свойствах.

 

«Сказал Хозяин строительства: «Конечно, хорошо оно сделать его, но в будущем он согрешит перед тобой». Конечно же, «он согрешит» не перед Ацмуто, а «согрешит перед тобой» путем отсутствия сопоставления, соединения, раскрытия и наполнения Именем Всесильного того, кто есть «искусник». «Искусника» видеть он не будет: не признает за ним мастерства, любви, совершенства. И тогда он отличен по свойствам, и отличен по образу, потому что этот Образ в себя он не вмешает, и, соответственно, его личный образ подобным Образу Всесильного не становится. «Искусника» он не видит, не раскрывает Его в окружающем и Им не восхищается. И, конечно же, этим он совершает прегрешение перед «искусником», а не перед Ацмуто. Ацмуто – это Некто. Кто Это, мы не понимаем. Об Ацмуто у нас нет никакого представления. Прегрешение перед Ацмуто бессмысленно. Прегрешение возможно перед Его Именем. Когда говорим о Нём, мы говорим только о Его Имени. Моё Имя «искусник» он не раскроет, и перед этим Именем совершит прегрешение.

Он есть всё вокруг нас. Он всё Создал специально, чтобы дать нарастающее представление о Себе.

И «поскольку он дурак, как написано: «Сын мудрый (бен хахам בן חכם ) порадует отца». И «мудрый», «хахам» חכם: Хет, Хав, Мэм софит. Это усилие по проявлению Чуда Всесильного ח, наполнение כ и соединение с ם.

Спрашивается: почему Хаф умный, а Каф - дурак? Это имя, которое постигается в настоящий момент. Человек либо понимает необходимость наполнения – Хаф, либо её не понимает – Каф. Всё воспринимает, как данность. В зависимости от того, как человек постигает имя «хахам», он является либо хахам, который понимает, что Хаф не наполнен и требуется его наполнение. Либо, находясь в самоупоении, не понимает – Каф.

«Хахам» – динамическое состояние, а «ксиль» - стационарное. Но если ты его постигнешь, оно становится динамическим. Из псевдонаполненного оно становится наполненным и соединённым. В этом мире это два состояния, в которых мы находимся: либо в одном, либо в другом.

А «сын дурак (бен ксиль בן כסיל) – огорчение матери его (тугат имо תוגת אמו)».

И «матери его», «имо» אמו: Алеф, Мэм, Вав холам. אמ, соединённое ו с конкретной душой. И «огорчение», «тугат» תוגת: Тав, Вав шурук, Гимель, Тав. Если нет наполнения ת,

нет соединения ג с ת. На самом деле, «огорчения» нет. Оно означает отсутствие постижения. Из-за того, что ת не наполнена, וגת не существует. ו - ощущаемая связь между ג и ת. Но если начальное ת не наполнено, ощущаемая связь ו между твоим усилием ת и системой управления ג отсутствует.

 

163. Она («мать») сказала: «Поскольку грехи его зависят от матери, а не от отца, поэтому я хочу создать его в образе моём», это то, что написано: «И создал Б-г (эло-hим אלהים) человека по образу Своему», и не хотела скомпоновать с ним «отца».

 

Это то, о чём я уже говорил.

«Она («мать») сказала: «Поскольку грехи его зависят от матери», от ה нижняя, «а не от отца» - от י, поэтому я хочу создать его в образе моём» Только наполнение Всесильным нижней ה даёт возможность постижения во всём Его Имени. Когда человек соединяет внутренний рисунок с внешним, для него всё становится внутренним. И его образ становится подобным Его образу.

«И создал Эло-hим человека по образу Своему». Эло-hим - в представлении, в котором человек может совместить Эле и Ми. Процесс постижения Его Имени есть Эло-hим. Сегодня Эло-hим один, завтра другой, послезавтра третий, через год четвертый, через пять лет пятый. В человеке это постоянно меняющийся параметр соединения неба и земли, от которого зависит его духовная работа. О Всесильном мы говорим: «Эло-hим». Это постоянно растущее в нас Его Имя. Поэтому: «И создал Эло-hим человека по образу Своему», который постоянно меняется.

Отец это י, Тот, Кто всё даёт: «Хозяин строительства».

Как понимать: «не хотела скомпоновать с ним «отца»? И «не хотела» – такая запись в ней отсутствует. А «скомпоновать» означает: с Ним совместить. Сделать это

она не в состоянии. Когда человек что-либо делать не хочет? Когда ему кажется, что это сделать он не может, делать это он не хочет. Записи, что за этим последует радость, нет. В «матери» нет записи, характеризующей состояние души человека, выше ה нижняя.

 

164. «Во время, когда согрешил, что написано? «И за грехи ваши отослана мать ваша» (Йешайа, 50). Сказал Царь («отец») матери: «И не говорил я тебе, что в будущем он согрешит?» В то время прогнал (тарих תריך) его (человека), и прогнал мать с ним. И из-за этого написано (Мишлей, 10): «Сын мудрый порадует отца, а сын дурак – огорчение матери его». «Сын мудрый», - это человек в пути «выделения» (ацилут אצילות), а «сын дурак» - это человек «творения» (брия בריאה)».

 

Здесь всё понятно. Мы разберём слово «прогнал», «тарих» תריך: Тав, Рейш, Йуд, Хаф софит. Поместил его в состояние, когда в нём есть запись ת, соответствующая записи ר, и всё это Чудесным образом י соединено с его бесконечной структурой желаний, которая есть כ, исправляемая и наполняемая. Человек ощущает себя как ך. На самом деле, он является כ. И если ך он исправит, непостижимой Мудростью Всесильного י он получит доступ к состояниям רת. Он Создал записи תריך. И пока человек находится в состоянии ך, он прогнан. Но когда ך будет наполнено, он будет приближен. Как только ты наполнишь ך, тебе дадут ר и способность к ת. «Выделение», «ацилут» это отделение путем усилия.

«Ацилут» אצילות: Алеф, Цади, Йуд, Ламед, Вав, Тав. «Выделение» или отделение в א записано как צ, путь исправления, который соединён י с לות. Человек наполняет ת, получает ול, יצ и поднимается на пути исправления א. Выбор пути исправления означает отделение. Если бы все евреи для себя выбрали путь צ и, путём наполнения  ת, соединения ו с ל, ими было бы достигнуто состояние пребывания в мире Ацилут. Они были бы выделены в отдельное счастливое состояние. А «сын дурак» - это человек «творения», «брия», который находится в состоянии ה.