Зоар Брейшит 167-169

Зоар Брейшит 167-169

 

В сто шестьдесят седьмом пункте рассмотрим слово «умолкнут», «йидаму» ידמו: Йуд, Далет, Мэм, Вав шурук. Когда Голоса Всесильного не слышно, и не проходит свет, не соединяются вместе буквы ידמו. Человек не соединяет ו внутренние рисунки с внешними, с מ, не постигает, что это уровень Творения ד, и не соединяет его с י. Человек не слышит: свойства Бина отсутствуют.

 

167. «И это – тот свет, который сотворил Святой, благословен Он, в день первый, и спрятал для праведников, и та тьма, которая сотворилась в день первый, - для злодеев, как то, что написано: «Шмуэль-Алеф (Первая Книга Шмуэля), 2): «И злодеи во тьме умолкнут (йидаму ידמו)». И из-за тьмы той, которая в будущем ввела в грех тот свет, не хотел «отец» скомпоноваться с ним, из-за этого сказал: «Сделаем человека в образе нашем», -  [в образе] того света, «как подобие наше», -  [как подобие] той тьмы, которая – одеяние для света, по виду тела, которое – одеяние для души. Это то, что написано (Иов, 10): «Светом и плотью одень меня»». Обрадовались все и сказали: «Заслуженна доля наша, ибо удостоились мы слышать слова, которые не слышались доселе».

 

И «та тьма, которая сотворилась в день первый, - для злодеев». И «в день первый» сотворилось то, откуда должно начаться, и чем должно быть завершено постижение Его Имени. И «в день первый» Замыслено то, что должно быть постигнуто, и то, из какого состояния оно должно осуществляться.

«И из-за тьмы той, которая в будущем ввела в грех тот свет». И «ввела в грех тот свет»: скрыла его грехом.

И «не хотел «отец» скомпоноваться с ним, из-за этого сказал: «Сделаем человека в образе нашем», -  [в образе] того света, «как подобие наше»». Его образ, отображённый в человеке, в уровне его состояния – это постоянное изменение Его Имени. Кстати, это видно из слова «умолкнуть». Целем צלם: Цади, Ламед, Мэм софит – тоже Его образ. Это постоянный рост из ם, постепенное восприятие ל, которое Он даёт в צ. Это динамический параметр, динамическая координата. И «не хотел «отец» скомпоноваться с ним». Со светом, который спрятан. Этот свет должен быть освобождён от греха. И «с ним», с человеком «скомпоноваться» - соединиться в слиянии.

«Сделаем человека в образе нашем», -  [в образе] того света, «как подобие наше», -  [как подобие] той тьмы, которая – одеяние для света, по виду тела, которое – одеяние для души». «Сделаем человека в образе нашем», -  [в образе] того света, «как подобие наше», -  [как подобие] той тьмы, которая – одеяние для света». Мы говорим, что образ – это состояние постижения Его Имени, которое является нашей текущей координатой. А подобие – это подобие Ему, потому что мы начинаем Его любить. Любовь, сопровождающая постижение Его Имени, есть подобие Ему.

Но здесь говорится: «как подобие наше» «той тьмы, которая - одеяние для света». Потому что «подобие» - по виду тела, которое есть одеяние для души. Оно одето во внешние одежды и выходит из них. И «как подобие наше» «той тьмы». Потому что «подобие наше» обратно пропорционально от «той тьмы», в которую оно облечено. Подобие Ему в обратном соотношении соответствует нашему подобию тьме. О собственном подобии мы можем говорить только в меру тьмы, которая нас облекает. Он и я, Он и мы в любом случае – это сущности, разные по своей мощи. И о себе, как о стороне, мы можем говорить не в меру света, а только в меру тьмы. В меру света мы с Ним находимся в полном единстве. А в меру постижения подобия - только в соотношении с тьмой. Давным-давно я говорил о том, что пока есть «я», существует тьма. И поэтому отмеряться подобие может только от тьмы. В отсутствии тьмы нет подобия: есть слияние. Суда нет. Суд в подобии - только в меру тьмы. Здесь потрясающе точный текст: «как подобие наше», -  [как подобие] той тьмы, которая – одеяние для света». Потому что подобие – мера суда. А суд осуществляется из противоположных свойств, от тьмы. Сам термин «подобие» - это сопоставление, суд. Если сопоставлять тебе не с чем – это слияние. Чем меньше тьмы, тем подобия больше.

Ты говоришь: «Чем меньше наша масса, тем проще измерить нашу лёгкость». Но измерить её можно только гирей. Потому что если на шкале весов никаких следов мы не оставляем, то измерять вес нельзя. Он измеряется с точки зрения гравитационной массы. Если её нет, какой тогда вес?

Всё, что является не простым соединением, а позволяющим размышлять о подобии, сопоставлять, оценивать - это тьма. Если суда нет, это полная тьма, и если его нет, это полное слияние א.

Говорится: «В дне первом - свет и тьма». В абсолютности тьмы заложена абсолютность исправления. В абсолютности удаления - абсолютность совершенства, результата.

«И злодеи во тьме умолкнут». «И злодеи во тьме» не слышат: у них отсутствует понимание системы управления и сопоставления себя с Ним. Буквы не складываются из-за отсутствия свойства суда относительно себя.

«Это то, что написано: «Светом и плотью одень меня». Кого «меня»? Если свет – одежда «меня», значит: подобие Всесильному. Свет – одежда Всесильного. Ты одет «плотью». У тебя есть гуф, нешама и шореш. Нешама – это свет. Шореш – это то, что ты есть в Замысле. И поэтому: «одень меня», «меня» - шореш, «одень» - нешама и гуф.

Тут мы дошли до важного места: «Обрадовались все и сказали: «Заслуженна доля наша, ибо удостоились мы слышать слова, которые не слышались доселе».

 

168. «Открыл ещё раби Шимон и сказал (Дварим, 32): «Смотрите теперь, что Я, Я – Он (ани hу אני הוא), и нет божеств со Мной и т.д.» Сказал: «Слушайте слова древние, которые хочу открыть, после того как дано право высшее сказать. Что это [означает], что сказал:  «Смотрите теперь, что Я, Я – Он»? Но – это Он, высота над всеми высотами, тот, кто называется «высота высот» («илат hаилот» [עלת העלות], здесь и далее вариант перевода – «причина причин»), высота из тех высот, ни одна из которых не делает никакого дела, пока не возьмёт разрешение от того, кто выше, как то, что установили мы выше в [словах] «сделаем человека».

 

«Смотрите теперь, что Я, Я – Он (ани hу אני הוא)». «Я – Он», «ани hу» אני הוא. «Я», «ани» אני: Алеф, Нун, Йуд. Между Замыслом א и непостижимой Мудростью, которую Он Даёт י, это текущий уровень осознания состояния נ. Шореш, постижение Его Мудрости, есть текущее состояние между Замыслом и результатом: נ. «Он», «hу» הוא: Хей, Вав шурук, Алеф. Окружающее меня ה как соединение ו с Его Замыслом א. «Он» есть то в окружающем, что я в состоянии раскрыть и наполнить, как Его присутствие.

«…и нет божеств со Мной».

«Сказал: «Слушайте слова древние, которые хочу открыть, после того как дано право высшее сказать. Что это [означает], что сказал:  «Смотрите теперь, что Я, Я – Он»? Но – это Он, высота над всеми высотами, тот, кто называется «высота высот» («илат hаилот» [עלת העלות])». И «высота», «илат» עלת: Аин, Ламед, Тав. Это уровень ע постижения Его системы исправления, который Высшей Мудростью ל входит в нас.

И «высота из тех высот, ни одна из которых не делает никакого дела, пока не возьмёт разрешение от того, кто выше, как то, что установили мы выше в [словах] «сделаем человека».

 

169. «Сделаем», - конечно, о двоих сказано, что сказал этот тому, кто сверху от него: «Сделаем», и не делал ничего без разрешения и слова того, кто сверху от него. А тот, что сверху от этого, не делал ничего без разрешения следующего («хаврей» [חבריה], т.е., букв.: «приятеля его»). Но тот, который называется «высота всех высот», которому ни сверху от него, ни снизу нет равного, как написано (Йешайа, 40): «Кому уподобите Меня, и сравнюсь? – говорит Святой», сказал: «Смотрите теперь, что Я, Я – Он, и нет божества со Мной», - [нет] того, у которого беру совет (натил эца נטיל עצה), по виду того, что сказано: «И сказал Б-г: Сделаем человека»». 

Амен.

 

«Сделаем», - конечно, о двоих сказано». И «о двоих» - в сознании человека: о Том, Кого мы постигаем, и о Том, Кого мы не постигаем. Но между ними всегда есть Тот, Кого мысленно мы можем коснуться. Но снова это Тот, Кто выше. Человека постоянно делают два состояния. Одно, в нём раскрывающееся, и То, Которое Всё Замыслило. Эти два состояния существуют, для того чтобы человек постоянно стремился вверх. И они делают человека. Текущее состояние – нешама. И это тот, который внизу: уровень постижения Его Имени. И Он Истинный, для нас непостижимый.

Кроме того, есть «тот, что сверху от этого, не делал ничего без разрешения следующего». Что значит: «без разрешения»? На самом деле, существует только Его Творение, то есть, мы. Уровень постижения нами Его Имени и Порождающего Начала.

В нашем представлении Тот, Кто сверху, ничего не делает без того, кто есть Высший. Уровень, взаимодействующий с нами, как мы его представляем, и каким образом, как мы это представляем, осуществляющий это взаимодействие, на самом деле, является лишь нашим представлением. То есть, записью о Всесильном, раскрывающейся в нас как представление о Нём. Не Его Именем, раскрытом в нас, а тем в себе, что мы хотим раскрыть. Но это тоже запись. А в нас она раскрыта быть не может без Высшего, который Сотворил записи и Управляет их переключениями. Мы соприкасаемся с «искусником», постигаем его, и, одновременно, рисуем себе образ Царя. При этом нарисованный нами образ Царя является Высшим, который, на самом деле, ничего не делает. То есть, сам является Высшей записью нашей души, которая в раскрытии в текущий момент для нас недоступна.

«Следующий», «хаврей» חבריה: Хет, Бет, Рейш, Йуд, Хей. Это тот, чьё Присутствие существует в этом мире Его Брахой и Его Чудом в ответ на усилия человека. Его Брахой, которую человек должен наполнить, Он реализует или ниспускает в этот мир Его Присутствие. 

«Кому уподобите Меня, и сравнюсь? – говорит Святой», сказал: «Смотрите теперь, что Я, Я – Он, и нет божества со Мной», - [нет] того, у которого беру совет (натил эца נטיל עצה), по виду того, что сказано: «И сказал Б-г: Сделаем человека»».

И «[нет] того, у которого беру совет, по виду того, что сказано»: «Сделаем» вместе.  Такого: «Сделаем» вместе, нет. В том-то и дело, что это есть только в ощущениях человека. На самом деле, Он Один: Того, с которым Я что-то Делаю вместе, нет. «Сделаем» означает: через человека.

И «у которого беру совет (натил эца נטיל עצה)». И «беру», «натил» נטיל: Нун, Тет, Йуд, Ламед. И «беру» означает: получаю. Это значит, что тебе дают. Это נ, которая совмещается с его свойствами טי и ל. И «беру» нет, есть «Даю». Хорошее слово «беру», «натил». Оно означает: есть то, что мы хотим, и то, что нам даётся. И «совет», «эца» עצה: Аин, Цади, Хей. Это Его система исправления ע, которая в её постижении, наполнении צ есть ה. То есть, «совет» – это через צ соотношение между ע и ה. Это через ה постоянное доведение до человека смысла ע. Он Говорит: «Каждый раз, когда в окружающем тебя твоими усилиями ты постигаешь структуру собственного исправления, это и есть Мой «совет». Когда ты совмещаешь внутреннее и внешнее, ты получаешь то, что есть Мой «совет».