Зоар Брейшит 186-188

Зоар Брейшит 186-188

 

В Торе (Бемидбар, 36:6-9) сказано: «Вот что Повелел Бог о дочерях Цлофхада, Сказав: тем, кому понравятся они, могут они стать женами, но только в семействе колена отца их быть им женами, чтобы не переходил удел у сынов Израиля от колена к колену; ибо каждый человек среди сынов Израиля к уделу колена отцов своих должен быть привязан. И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израиля, должна стать женой кого-либо из семейства колена отца своего, чтобы сыны Израиля наследовали каждый удел отцов своих, и чтобы не переходил удел от колена к другому колену, ибо каждый человек среди сынов Израиля к уделу своего колена должен быть привязан».

            Почему двум коленам нельзя смешиваться? Потому что исправления народа не произошло. Обмен исправленными свойствами невозможен. Каждому колену намечен путь и дана земля для исправления. Всесильным назначен путь тикуна. В соответствии с ним определено, на какой земле находиться колену. Со всеми её особенностями: богата она или нет, плодородная или не очень, засушлива или есть источники воды, и так далее. Она является частью тикуна. Всё это зависит оттого, в каком состоянии находится колено. Определён путь тикуним колена. И одним из его элементов является земля, к которой оно привязано. А кто давал право его изменять? Вот если тикун народа Израиля прекращает быть связанным с землёй Израиля, тогда всё меняется: перемешивается, рассеивается, перемешивается, снова рассеивается, потом всё разбрызгивается, перемешивается. Это относилось только к земле Израиля. К дальнейшему тикуну это отношения не имело.

 

В Торе (Дварим, 1:34-45) сказано: «И Услышал Бог звук речей ваших, и Разгневался, и Поклялся, Сказав: никто из людей этих, из поколения этого злого не увидит хорошей страны, которую Поклялся Я Дать отцам вашим! Только Калев, сын Йефунэ, - он увидит ее, и ему Дам Я землю, по которой ступал он, и сынам его, за то, что он исполнял Волю Бога. Также и на меня Прогневался Бог из-за вас, Сказав: ты тоже не войдешь туда! Йеhошуа, сын Нуна, стоящий перед тобой, он войдет туда, его утверди, ибо он передаст ее во владение Израилю. Но дети ваши, о которых вы говорили, что добычей станут они, и сыновья ваши, которые не отличают еще сегодня добра от зла, - они войдут туда, и им Дам Я ее, и они овладеют ею. А вы развернитесь и отправляйтесь в пустыню, по пути к морю Суф. И отвечали вы, и сказали мне: согрешили мы пред Богом! Мы пойдем и будем сражаться, как Повелел нам Бог, Всесильный наш. И взяли вы каждый оружие свое, и дерзнули подняться в горы. Но Бог Сказал мне: скажи им: не поднимайтесь и не сражайтесь, ибо нет Меня среди вас, дабы не были вы побеждены врагами вашими. И я говорил вам, но вы не послушали, и не исполнили Повеление Бога, и дерзнули подняться в горы. И выступили эмореи, жившие в тех горах, против вас, и преследовали вас, как делают пчелы, и поразили вас у Сеира до Хормы. И вернулись вы, и плакали пред Богом, но не Услышал Бог голоса вашего, и не внял вам».        

            Врата молитвы открыты всегда. Почему в этом случае Всесильный их не услышал? Они плакали не до, а после. Надо было плакать до: тогда Врата были бы открыты. Они выходили из Врат и плакали. Они плакали не оттого, что во Врата их не пускали, а от жалости к себе.

 

В Торе (Дварим, 3:11) сказано: «Ибо только Ог, царь Башана, уцелел из всех рефаим. Вот колыбель его, железная колыбель, та, что в Рабат-Бней-Амоне: девять локтей длина ее и четыре локтя ширина ее, по локтю этого человека».

          Железо это то, что ниже земли. Оно тяжелее земли. В земле находится в дисперсном состоянии. И в жидкое превращается под воздействием высокой температуры, когда разводится сильный огонь. Тогда свойства, которые находятся в земле, могут быть превращены в то, что может служить орудием для наполнения желаний человека. При этом железо, как таковое, есть тяжёлое свойство земли, которое может быть преобразовано пламенем, огнём. И то, что находится ниже земли, в земле, тяжелее её, и может превратиться в жидкую форму, а потом застыть в металле и быть использовано человеком, это и есть свойства, отрицательный заряд, заложенный в Творении для выстрела в положительную сторону. Это неживое, которое должно быть использовано живым для того, чтобы оно стало сильнее: прогрессировало. То же самое и Ог. Он неживой. Он часть неживого. И, кроме всего того, что его Породило: десять, это часть неживого: четыре бхины, умноженное на девять сфирот.

 

186. Яков, когда увидел с помощью духа святости стеснённость изгнания последнего (духка де-галута батра דוחקא דגלותא בתראה) в конце дней – «И испугался Яков очень, и стеснило его, и разделил народ… на три лагеря» (Брейшит, 32), и разделил народ святой в изгнании на три части, как написано (там же): «И поместил рабынь и детей их первыми», - в начале, в изгнании Эдома (т.е., после разрушения Второго Храма римлянами, потомками «Эсава, который Эдом»), «и Лею, и детей её – последними, и Рахель и Йосефа – последними». И поскольку увидел после этого бедность и страдание (аниюта ве-цаара עניותא וצערא) их, сказал (Брейшит, 25): «И вернусь с миром к дому отца моего», и сказал (там же): «И даст мне хлеб поесть и одежду одеть».

          «Яков, когда увидел с помощью духа святости стеснённость изгнания последнего (духка де-галута батра דוחקא דגלותא בתראה)». Мы разбирали, что означает «стеснённость»: чрезвычайную сконцентрированность круга, «стеснённость изгнания последнего в конце дней».

«И испугался Яков очень, и стеснило его, и разделил народ… на три лагеря». Написал в народе букву «Шин».

И «разделил народ святой в изгнании на три части». Яков «в изгнании» не был. Что значит: Яков «разделил народ святой в изгнании на три части»? Букву «Шин» он заложил в структуру Игры, в народ, который он возглавлял. И сделал это следующим образом: написав её своими людьми. Как?

            «И поместил рабынь и детей их первыми» (левая часть буквы «Шин»), - в начале, в изгнания Эдома».

            И «Лею, и детей её – последними (правая часть буквы «Шин»), и Рахель и Йосефапоследними» (средняя чёрточка буквы «Шин»). Таким образом, выделив в народе Израиля левое, правое и среднее. Заложив корень левой, правой и средней составляющей будущей духовной работы «в изгнании».

           «И поскольку увидел после этого бедность и страдание (аниюта ве-цаара וצערא עניותא) их, сказал (Брейшит, 25): «И вернусь с миром к дому отца моего», и сказал (там же): «И даст мне хлеб поесть и одежду одеть». И это то, что мы всё время читаем в словах иврита: что всё вернётся к Замыслу א: всё вернётся «к дому отца моего». Это значит: к тому дому, откуда вышел его отец. Его отец вышел из дома Авраhама. И

«бедность», «аниюта», עניותא: Аин, Нун, Йуд, Вав, Тав, Алеф. А в чём здесь «бедность»? В отсутствии в слове «аниюта» соединения букв в единое целое. Тогда это слово слева направо אתוינע не наполняется. Усилия человека ת непостижимой Мудростью Всесильного י к соединению ו נ и ע не приводят. А если соединение ו נ и ע происходит, это означает, что, на самом деле, никакой «бедности» нет. Потому что «бедность» - это только несогласованность системы исправления ע и души человека נ, соединённых ו бесконечной Мудростью Всесильного י с его усилиями ת в Замысле Творения א. Отсутствие соединения всего в единое, это «бедность». А в действительности «бедности» быть не может. Потому что всё всегда должно быть соединено. И «страдание», «цаара»  צערא: Цади, Аин, Рейш, Алеф. Спрашивается: где здесь «страдание»? Оно в отсутствии в сознании человека соединения внутренних и внешних картин,  צ и ע. Поэтому ר не получается и Замысел א не раскрывается. ע не соединяется с נ, и это «бедность». Либо ע не соединяется с צ, и это «страдание». צ  - это оправдание. А «страдание» – воздействие ע без оправдания. Если ע с צ не соединяется, человек постоянно испытывает «страдание». צ - это постижение системы исправления с целью собственного исправления. Если это постижение как раскрытие и оправдание отсутствует, существуют постоянные страдания.

           «И поскольку увидел после этого бедность и страдание их» - пророчески. Ему были показаны картины состояния народа. И кого «их» «увидел» «бедность и страдание»? Тех «их», которые «в изгнании».

           И «сказал (Брейшит, 25): «И вернусь с миром к дому отца моего», и сказал (там же): «И даст мне хлеб поесть и одежду одеть». И что означает: «хлеб поесть», мы знаем: речь идёт о духовной пище. А что такое одежда? И «одежду одеть» означает: уподобиться Тому, кто нас Создал - «одеть» талит. 

 

187. И Давид, из-за изгнания, сказал: «[Народ] голодный, усталый и жаждущий (раев ве-аеф ве-цаме רעב ועיף וצמא) в пустыне». Поскольку увидел Присутствие иссохшее, сухое (харва йевейша חרבה יבשה), взял (на себя) страдание с нею. После того как увидел, что возвращаются [сыны] Израиля с весельем, установил десять видов мелодий (эсер миней нигунин עשר מיני נגונין), и в конце всего сказал (Теhилим, 102): «Молитва бедняка, когда окутается», и это молитва, которая окутывает все молитвы прежние, чтобы вошла (к Б-гу) молитва его, и поэтому опережает бедняк (молитва бедняка) всех.

             И «взял (на себя) страдание с нею». С кем, с «нею»? С народом. «Народ» - она,  получающий.

             «И Давид, из-за изгнания, сказал: «[Народ] голодный, усталый и жаждущий (раев ве-аеф ве-цаме רעב ועיף וצמא)». И «голодный», «раев» רעב: Рейш, Аин, Вет. Когда нет раскрытия ע в наполнении ב, не проистекает ר. И, поскольку ר не входит, ощущается «голод». Для того чтобы его не было, нужно наполнить ב, и тогда ע наполнится ר. И «усталый», «аеф» עיף: Аин, Йуд, Фей софит. «Усталость» связана с неисправленностью ף, отсутствием её наполнения. И когда ף наполнена, «усталости» нет. «Усталость» - от воздействий. Если раскрытия и оправдания ע нет, Фей софит Пей не становится. Духовное лицо человека паним не проявляется, буква Пей из Фей софит не происходит. Поэтому עיף действуют утомляюще: являются усталостью, утомлением. Если же ע раскрывается, ף наполняется: י соединяется с Пей. «Усталость» в том, что это незавершённый процесс. И «жаждущий», «цаме» צמא: Цади, Мэм, Алеф. «Жаждет» тот, кто наполняет צ, чтобы מ наполнился א. «Жаждой», единственным устремлением צ является соединение מא.

Собственно, мы разобрали, какое состояние у народа Израиля было «в пустыне».

            «Поскольку увидел Присутствие иссохшее, сухое»: не наполняющее народ Израиля. Присутствие есть всегда. Но оно «иссохшее, сухое (харва йевейша חרבה יבשה)».     

И «иссохшее», «харва» חרבה: Хет, Рейш, Вет, Хей. А в чём здесь «иссохшесть»? В ח. Потому что как только произойдёт наполнение ח, сразу же наполнятся רבה. ה станет водой.  ה не наполняется жизнью, не становится водой, потому что в ה нет истечения ר и ב. А они ה не наполняют потому, что отсутствует трансформация ח.

           Поэтому: сорок лет в пустыне.

           Точно. Всё «иссохшее»: пока верхняя часть ח не откроется, на человека, наполняющего ח, не прольётся дождь Всесильного, и ח из греха превратится в Чудо. Тогда רבה соединятся вместе, и это будет наполнение - Живая вода.

           Это слово слева направо הברח. Если ты всё ה наполняешь Присутствием Всесильного, происходит соединение с тем, что Он ב Уготовил ר для тебя, что является просто Чудом ח. А если его читать справа налево, то получится, что необходимо усилие для того, чтобы произошло Чудо ח, и ר и ב соединились в ה. И «сухое», «йевейша» יבשה: Йуд, Вет, Шин, Хей. В чём здесь «сухость»? ה не соединяется с שב в том, как она Создана Мудростью Всесильного י. И «иссохшее» - процесс, а «сухое» – результат. «Иссыхать» - процесс: постоянное отсутствие наполнения. А результат этого процесса - общее состояние народа Израиля. Из-за того, что каждое мгновение ח в Чудо не превращается, יבשה в единое целое не соединяется. А должны соединиться. Если они соединятся, ה в наполнении ש и ב, это тоже Живая вода.

           «Поскольку увидел Присутствие иссохшее, сухое, взял (на себя) страдание с нею». Присутствие находится в том состоянии, в каком Его ощущает народ Израиля. Народ Израиля Его ощущает, как «иссохшее, сухое». Потому что буквы слов не наполняются: сам народ ничего не делает ни в ש, ни в ב, ни в ת, ни в ח.

           Давид описывает, из-за чего Моше вместе с народом в Землю Эрец не вошёл.

           И «взял (на себя) страдание с нею». Стал молиться за неё. За неё - за народ. За того, кто должен объединиться с Присутствием. С Присутствием объединяется никева.

            «После того как увидел, что возвращаются [сыны] Израиля с весельем, установил десять видов мелодий (эсер миней нигунин עשר מיני נגונין), и в конце всего сказал (Теhилим, 102): «Молитва бедняка, когда окутается». И «десять», «эсер» עשר: Аин, Син, Рейш. Необходимость полного оправдания системы исправления, это «десять». «Виды», «миней» מיני: Мэм, Йуд, Нун, Йуд. А почему два י? То, как человеку представляется מ, является Чудом י, известным только Всесильному. Таким же Чудом י является то, как сам человек воспринимает נ эти виды.

           Формирование этого мира и формирование нашего восприятия его, это Его Чудо.

 Поэтому два י. Формирование этого мира  в воздействии на нас такое же Чудо, как наше сознание или наше восприятие этого мира в целом. «Мелодии», «нигунин» נגונין: Нун, Гимель, Вав шурук, Нун, Йуд, Нун софит. Спрашивается: где здесь «мелодия»? Мелодия – это звучание. Это то, что человек воспринимает с любовью: он поёт мелодию. Это запись, которая есть в нём для благословления Всесильного. Она формируется, как два соответствия. Это связь между נ, структурой души человека, грубо говоря, нешама, и бесконечным колодцем, из которого она произрастает ן. Мы созданы, как ן, которая ощущает себя, как נ. И так это Создано Чудом Всесильного י. נין сопоставляется с тем, как ג соединяется ו с נ. נג – это внешняя картина, а נין  это внутренняя картина. И «мелодия» это соответствие, связь между ними. «После того как увидел, что возвращаются [сыны] Израиля с весельем» к Присутствию, через Давида было установлено десять мелодий.

            «И в конце всего сказал (Теhилим, 102): «Молитва бедняка, когда окутается», и это молитва, которая окутывает все молитвы прежние, чтобы вошла (к Б-гу) молитва его, и поэтому опережает бедняк (молитва бедняка) всех». В этом случае «бедняк», это тот, кто способен раскрыть Всесильного среди страданий этого мира. И поэтому тот, кто в бедности и страдании, «аниюта ве-цаара», в воздействии этих сил способен раскрыть Всесильного, «бедняк», который обращается с молитвой. Это и находящийся в состоянии «аниюта ве-цаара», и, одновременно, тот, кто из этого состояния способен выйти. С того момента, как «бедняк» обращается с молитвой, «бедняком» быть он перестаёт. «Молитва бедняка, когда окутается», и это молитва, которая окутывает все молитвы». Когда «молитва бедняка» окутывается, облачается в свет любви к Всесильному, это облачение «окутывает все молитвы прежние», «и поэтому опережает бедняк всех». И тот, кто начинает снизу, «опережает… всех». Потому что Кетер обратного света находится в Малхут де Малхут прямого света. Почему «окутывает все молитвы прежние»? Потому что они были необходимы для того, чтобы возникла «молитва бедняка». Из Израиля народ ушёл и пришёл в пустыню, в изгнание. Фактически, он ниспустился до того уровня, с которого должен начаться подъём. Поэтому, молитва, «когда окутается» внизу для начала подъёма, «окутывает все молитвы прежние». Всё, что было прежними молитвами, является кумулятивным результатом одной этой молитвы.

 

Теперь прочитаем, какая молитва.

188. Какая молитва бедняка? Это - молитва вечерняя (де-аравит דערבית), ибо она - владение само по себе, без хозяина (вечерняя молитва по Закону - право, а не обязанность). Поскольку она без хозяина (без мужа), она бедна, суха. Это - семя Якова, которое во владении всех народов мира, и похоже на молитву вечернюю, которая - ночь (лейлья ליליא) изгнания.

            «Это - молитва вечерняя, (де-аравит דערבית), ибо она – владение само по себе, без хозяина». Видите, здесь пометка, что вечерняя молитва это право, а не обязанность. А обязанность – утренняя и послеполуденная. Жертвоприношения: в Шахарит и в Минху.

           «Поскольку она без хозяина (без мужа), она бедна, суха». Темнота: «без хозяина» - нет Присутствия. Начало нового дня. Перед тем, как он пришёл, или в момент его прихода. Нет мужа: система воздействия действовать на тебя ещё не начала. Ты молишься в его преддверии, в предвкушении его прихода. И «она бедна, суха»: «бедность» - «аниюта», «сухое» - «йевейша».

            «Это - семя Якова, которое во владении всех народов мира, и похоже на молитву вечернюю, которая - ночь (лейлья ליליא) изгнания». Слово «ночь», «лейлья» я уже комментировал. Почему молитва суха и бедна? Потому что это то же самое, что «семя Якова, которое во всех народах мира» в изгнании. Оно разнесено, но не пробуждено. Точно также и «молитва вечерняя»: она даётся, но в отсутствии дня, в отсутствии системы исправления «она бедна, суха»: небогата и водой не наполнена. Водой, как раскрытием и оправданием, так и воздействиями, которые необходимо раскрывать и оправдывать. И она подобна семени Якова, которое распределено в народах мира, но для присоединения к Машиаху ещё не пробуждена. А будет пробуждена позже. Чем «молитва вечерняя» похожа на ночь? В дне она не пробудилась. Это благодарение за день прошедший и просьба о дне наступившем, но не раскрытие и оправдание этого дня. Оно может быть только при его наступлении, при встрече с ним. Это благодарность за начало нового дня и просьба о том, чтобы он был хорошим. Но все эти действия с воздействием на тебя этого дня не связаны. Этот день для тебя ещё не начался, и также твоя молитва, твоё сердце навстречу ему раскрыто быть не может. Оправдать прошедший день ты можешь, но не текущий.