Зоар Брейшит 252-254

Зоар Брейшит 252-254

 

252. Сказал раби Элазар: «Отец! Однажды был я в Доме Учения, и спросили друзья: «Что означает то, что сказал раби Акива ученикам своим (приводится также из Талмуда, трактат Хагига): «Когда дойдёте до камней мрамора чистого (авней шаиш таhор אבני שיש טהור), не говорите: «Вода, вода!», - может быть подвергните опасности (тистакнун תסתכנון) себя, ибо написано (Теhилим, 101): «Говорящий [слова] лжи (довер шкарим דובר שקרים ) не пребудет напротив глаз Моих» (о смысле этого предостережения раби Акивы спросили в доме учения)». Между тем, старик из стариков (саба де-сабин סבא דסבין) спустился, сказал им: «Мудрецы (рабанан רבנן), чем занимаетесь?» «Сказали ему: «Конечно тем, что сказал раби Акива ученикам своим: «Когда дойдёте до камней мрамора чистого и.т.д.»». Сказал им: «Конечно, тайна высшая есть тут, и ведь установили (разъяснили) в ешиве высшей. И чтобы вы не ошиблись, спустился я к вам, и чтобы открылась тайна эта среди вас, ибо она – тайна высшая, скрытая от сынов поколения (этого).

 

           253. Конечно, камни мрамора чистого – те, из которых воды чистые (майин дахьян מיין דכיין) исходят, и на них намёк – в букве «алеф» (т.е., в форме этой буквы): начало и конец («йуд» сверху и «йуд» снизу), и «вав», который наклонён – между ними, это – Дерево Жизни – тот, кто поест от него, проживёт вечно. А эти два «йуда» - на них намекает [слово] «И создал» (ва-йицер וייצר), и они – два создания, создание верхних и создание нижних. И они – Мудрость в начале – (хохма ба-рош חכמה בראש), и Мудрость в конце (хохма ба-соф חכמה בסוף). Таинства (таалумот תעלומות) Мудрости – конечно это таинства от Мудрости высшей, которая под Короной (тхот кетер תחות כתר) высшей.

 

          254. И они – соответствуют двум глазам (айнин עינין), из которых две слезы (трейн димаин תרין דמעין) спускаются в море великое. И почему спускаются? Потому что Тору из двух скрижалей (лухин לוחין) этих Моше спускал для Исраэля, и не удостоились (ло заху לא זכו) их, и разбились (итабару אתברו), и упали (нафлу נפלו), и это причинило пропажу Первого и Второго Храмов. И почему упали? Потому что упорхнул (парах פרח) «вав» с них, который – «вав» из [слова] «И создал», и дал им (Моше) другие скрижали – со стороны Дерева Познания блага и зла. Ибо оттуда была дана Тора, где [есть] запрет (исур אסור) и разрешение (hэтер התר), справа – жизнь и слева – смерть. 

 

           255. И из-за этого сказал р. Акива ученикам своим: «Когда дойдёте до камней мрамора чистого, не говорите: «Вода, вода!», не приравниваете («шкилин» [שקילין], т.е., букв.: «не приравнивайте по весу») камни мрамора чистого к камням другим, которые – жизнь и смерть (хайи у-мота חיי ומותא), ибо оттуда (Коhелет, 10): «Сердце мудрого – справа, а сердце глупого – слева», и не только [это], но ещё вы подвергните опасности себя, поскольку эти (камни) от Дерева Познания блага и зла  - они в разлучении (бе-пируда בפרודא), а камни мрамора чистого – они в единстве,  без разлучения вообще. И если скажете, что Дерево Жизни убралось от них (из-за греха), и упали (скрижали), и (поэтому) есть разлучение между ними, -  «говорящий [слова] лжи не пребудет напротив глаз Моих», поскольку нет там свыше разлучения, ведь эти, которые разбились, из них были». Подошли поцеловать его (старика), - упорхнул и убрался от них. 

 

           «Сказал раби Элазар: «Отец! Однажды был я в Доме Учения, и спросили друзья: «Что означает то, что сказал раби Акива ученикам своим: «Когда дойдёте  до камней мрамора чистого (авней шаиш таhор אבני שיש טהור)». Слово «камней», «авней» אבני: Алеф патах, Вет шва, Нун цэйрэ, Йуд. Камень – это то, что буквами א Замысел, ב Брахой, требующей наполнения, נ структурой души человека соединено вместе в единстве непостижимой Мудрости Всесильного י, ею объединено. Всё исходит из этого. Почему мы видим сушу, которая выше воды? Начиная с момента, когда человек осознаёт себя, записи, для самого человека непостижимые, но, однако, связанные с его существованием, нам представляются водой. Океан глубок: на глубине очень высокое давление и темнота. Записи, предваряющие его текущее существование как таковое, неведомы никому из людей и ему самому. И внутри океана жизни, цивилизаций, подразумевающих развитие, не может быть. Потому что океан, как таковой, море, ям ים (Йуд камац, Мэм софит) это всё то, что из массы разбитых килим, которые его познанием непостижимы, человек обозреть неспособен. Разобраться в тяжелейших килим, исправить которые он не смог, и они были разбиты, и находятся ниже него, для его познания затруднительно. Этому соответствуют воды нижние. Совокупности записей, предваряющие появление человека в ощущении себя и окружающего, которое обеспечивает его дальнейшее развитие. Килим, его дальнейшее развитие не обеспечивающие, от него отсоединены и для физического контакта и постижения ему не даются. А, следовательно, для него их духовное постижение также очень проблематично. Нам это даётся в виде океана, в виде воды. Камень изначальный «мрамора чистого», «шаиш таhор». Всё Творение, структура души человека, которую мы ощущаем, и Браха, которой всё наполнено, соединяется в том, что как первооснова для развития человека выделяется из воды. Это то, на чём основывается наше начальное состояние. Это уровень записей Творения, с которого в существующем ощущении себя, физического мира мы способны духовно развиваться.

            В этом начальном камне чистом соединены י Замысел Всесильного א, Его Браха ב и структура нашей души נ. И это точка, из которой начинается путешествие вперёд. В этой точке Мудростью Всесильного י наша душа נ соединяется с Брахой ב и с Его Замыслом א.

            После того как разбились килим, после того, как единство души Адама было изменено в множественность ощущения душ, с этого момента говорить об одном камне нельзя.

           Что означает: дойти до камней? До постижения этого уровня. Каждый доходит до своего постижения, до камней. Я же об этом и говорю. Они всё равно камни, потому что разбиение килим Адама, швира произошла одним из тех путей, которым могла произойти, раз. Два, мы никогда не говорим о единственности, а всегда говорим о множественности. Три, когда мы говорим о подходе к камням «мрамора чистого», это подход к одной истине, но у каждого он свой.

            И «мрамора», «шаиш» שיש: Шин патах, Йуд дагеш хирик, Шин. Интересное слово. Это два ש, соединённые י. Слово «мрамора», «шаиш» полностью связано со словом «камней», «авней». Это запись наполнения ש в развитии человека слева направо, Мудростью Всесильного י постигаемая в наполнении человеком ש. Почему это «мрамор»? Соединение задуманного с тем, что делается. Фактически שיש это зивуг. Это запись, в которой заложено совпадение того, что записано с тем, как это читается или как это делается. Слева направо: когда человек наполняет ש, ему раскрывается, насколько всё подчинено Замыслу י наполнения им ש. То, что записано как наполнение ש, соединено с самим наполнением ש. Это «мрамор»: чистый камень. А «чистого», «таhор» טהור: Тет камац, Хей, Вав холам, Рейш. Запись наполнения Всесильным ט, соединённая с ощущением существования человека ה, которая введена ו в систему записей ר. Когда человек наполняет чистоту, чистый, он всё рассматривает как запись ר, והט. Человек всё окружающее воспринимает как записи ר, соединённые ו со своим ощущением жизни ה и с наполнением Всесильным ט. Это чистота, записанная как Его наполнение ט, соединённое с ощущением жизни ה, соединённое ו с записью ר. Чистота записана, но как чистота она раскрывается самим человеком: как רוהט. Она существует объективно. Вы обратили внимание, что буквы ת здесь нет? Почему? Потому что чистота существует. Если ר человек начнёт наполнять, как Его рисунки. Этому должно предшествовать усилие ת. Но сама чистота усилия не содержит: усилие только приведёт к ней. Чистота это данность. Это Созданная изначально постоянно существующая реальность. И все рисунки этого мира есть абсолютная чистота. Наполнение ט, ощущение существования ה в соединении ו с ר. Здесь буква ט изначально существует, как наполненность. А ו – это же соединение неба и земли. Таким образом, и ט, и ה Создано на небесах. И всё содержится в י, в короне буквы ו. Именно в короне буквы ו содержится полной наполненности ט, ה в записях, которые снизу вверх, с короной вниз раскрываются, как ר.

           Приблизившись к «авней шаиш таhор», они подошли к постижению тайны мироздания. Фактически, здесь говорится: «Если вы приблизитесь к постижению тайны мироздания», «не говорите: «Вода, вода!», - может быть, подвергните опасности (тистакнун תסתכנון) себя, ибо написано: «Говорящий слова лжи (шкарим דובר שקרים ) не прибудет напротив глаз Моих». Нет миров высших и миров низших. Всё есть единство.

Мрамор – это чистота. Это чистота, содержащаяся в земле. Она изначально заложена, как принцип самой Игры в платформе, с которой человеку дано развиваться – это ש патах. Его поставили на землю для того, чтобы обеспечить наполнение ש в Замысле י, в котором это наполнение записано изначально: שיש. Именно этот принцип является основой того, что человек существует. Следовательно, это камень. То есть, это мрамор. Это чистый камень, чистота, на которой основывается человек, она есть в земле, и дана для того, чтобы он на ней стоял и ею же поднимался. Мрамор бывает разных цветов, но он всегда однороден. Мрамор всегда чист. Землёй он не перемежается. Обычно это крупное месторождение. Мрамор очень красивый камень. И он полируется. В нём проявляется множество структур. Он является отображением принципа, из-за которого Создана земля. То, что из воды выделено, как камни, из которых начали сочиться воды. Помните, из тьмы поднялись камни, из которых начала сочиться вода чистая. Начиная с этого момента, чистота воды определяется духовным развитием человека. То есть, чистые воды: чистыми путями. Они стали наполняться Всесильным. Это соединение духовного и физического ощущения. Человеку дано видеть землю, ощущать гравитацию, стоять на земле ногами. Это уровень его духовного состояния, который обеспечивает его дальнейшее развитие. С момента ноль и дальше он двигается вперёд. Но в моменте ноль заложено соединение всего, что обеспечивает ему движение вверх. И всё, заложенное для его движения вверх – это ש патах. Это все его будущие состояния, которые как патах, он исправляет, в линии движется слева направо, так в каждом новом уровне ש, ש, ש, которые שי: Соединены Всесильным с каждым достигшим наполнения состоянием ש. Это базовое духовное состояние, которое отображено в нашем постижении, заложено Всесильным, как мрамор в земле, от человека скрыто. Или в горах. Там надо покопать, там мрамор: чистота в грязной земле. Когда приближаетесь к этому состоянию постижения, чистоты изначальной, существующей как соединение всего, «не говорите: «Вода, вода!». И «камней», «авней»: это совершенно неразделимо, соединение «камней», всего в единой точке אבני. Замысла א, Брахи ב и существования самого человека נ в точке изначальной, которую мы ощущаем, как камень, который лежит в основе тверди, на которой мы себя представляем. И в этом пучке сходятся расходящиеся после этого лучи: и достижение Его Замысла א, и наполнение Его Брахи ב, и развитие нашей собственной души נ. Всё исходит из этого одного состояния, камня. Имя этого камня – «шаиш». Он обеспечивает постоянное наполнение в трёх линиях в записях трёх линий. Я вам объяснил, что такое ש патах. Это «чистый», «таhор». Если вы приближаетесь к постижению, к наполнению этой записи, больше «не говорите: «Вода, вода!». Тогда всё есть чистота.

            «…может быть подвергните опасности (тистакнун תסתכנון) себя, ибо написано: «Говорящий [слова] лжи (довер шкарим דובר שקרים ) не пребудет напротив глаз Моих»». Что означает: «не пребудет напротив глаз Моих»? Суд относительно него совершён не будет. Глаза – это Его оценка состояния записей, духовного состояния человека. «Ложь», «шкарим» שקרם: Шин шва, Куф камац, Рейш хирик, Мэм софит. Это запись. И ложность здесь в отсутствии постижения ם, как системы записей ר, соединяющей י ק и ש.

          «Между тем, старик из стариков (саба де-сабин סבא דסבין)». Старец – это тот, кто в условиях разделения Брахой Всесильного проявляется, как Его Замысел. То есть, Он Сам. Его человеку предъявить, нарисовать невозможно никак иначе, кроме как в виде старца. То есть, это образ, имя, которое в глазах человека свидетельствует о мудрости и об опыте. Это «саба» סבא: Самех камац, Бет камац, Алеф. Его Замысел א Его Брахой ב помещённый в условия границ этого мира ס. А Его Замысел это есть Он Сам: это Его характеристика.

           «…спустился, сказал им: «Мудрецы, чем занимаетесь?» «Сказали ему: «Конечно тем, что сказал раби Акива ученикам своим: «Когда дойдёте до камней мрамора чистого и.т.д.»». О чём мы только что говорили выше.

           «Сказал им: «Конечно, тайна высшая есть тут, и ведь установили в ешиве высшей. И чтобы вы не ошиблись, спустился я к вам, и чтобы открылась тайна эта среди вас, ибо она – тайна высшая, скрытая от сынов поколения».

 

           253. «Конечно, камни мрамора чистого (ле-авней шаиш таhор) – те, из которых воды чистые (майин дахьян מיין דכיין) исходят, и на них намёк – в букве «алеф» началом и концом». И «камни», «авней» это то, с чего всё начинается, и то, чем всё раскрывается.

            «…и «вав», который наклонён – между ними». И «наклонён», «натуй» נטוי: Нун камац, Тет, Вав шурук, Йуд. «вав» «наклонён» между двумя «йуд». А наклонённость между двумя Йуд называется словом «натуй», которая, на самом деле, и выходит из буквы «алеф». Ведь фактически слово «натуй» выходит из буквы «алеф». Слово «натуй» рождено описанием буквы «алеф», расположением «вав», соединяющего два «йуд». А соединяет он путём נטוי. Структура души человека נ, наполнение, которое даёт Всесильный ט, в соединении ו с непостижимой для нас Мудростью Всесильного י. Это то, что человеку даётся, как соединение וי, ט и נ. С помощью ט даётся соединение ו с י.

           «…это – Дерево Жизни – тот, кто поест от него, проживёт вечно. А эти два «йуда» - на них намекает [слово] «И создал» (ва-йицер וייצר)». «И создал», «ва-йицер» וייצר: Вав патах, Йуд дагеш хирик, Йуд, Цади сэголь, Рейш. ייצר. י высшее и י нижнее, צר – слово «создал».

           «…и они – два создания, создание верхних и создание нижних. «И они – Мудрость в начале – (хохма ба-рош חכמה בראש), и Мудрость в конце  (хохма ба-соф חכמה בסוף)». Вот почему י нижнее.

         «Таинства Мудрости (таалумот תעלומות)», (таалумот хохма). Интересное новое слово «сокрытие», «таалумот», «таалум» - «сокрытие», «таалумот» - «сокрытия». «Таинства», «таалумот» תעלומות: Тав дагеш камац, Аин хатаф патах, Ламед, Вав шурук, Мэм, Вав холам, Тав. Это запись усилий ת и исправления ע, соединённых с Высшими постижениями ל. Это записи, Созданные как запись усилий ת, исправлений ע и постижений ל, соединённые ו со структурой Малхут מ, которая соединена ו с записью самих усилий ת. Человек делает усилия ת, и внутри Малхут מ соединяется с לעת.

            «Таинства Мудрости (таалумот תעלומות) – конечно это таинства от Мудрости высшей, которая под Короной (тхот кетер תחות כתר) высшей».

 

           «И они («эти два «йуда») – соответствуют двум глазам (айнин עינין)». Почему יי «соответствуют двум глазам»? Почему י высшее и י нижнее «соответствуют двум глазам»? י высшее и י нижнее соединяются Вав. Поэтому они похожи на два глаза, между которыми нос.

            «…из которых две слезы (трейн димаин תרין דמעין) спускаются в море великое». И «слезы», «димаин» דמעין: Далет дагеш хирик, Мэм шва, Аин хирик, Йуд, Нун софит. Это то, что способствует соединению דמ и ע с душой человека ן. Уровень ד, который соединён с соответствующей точкой מ и подходящим исправлением עין. Слеза – это чистая вода. Она вытекает из глаза и по лицу катится вниз. Глаз – это оценка, это постижение. Ведь слеза солёная. В ней есть растворённый минерал, соль. Это водный солевой раствор. Это выбор воды, соединяющей оценку с лицом, которое в настоящее время из его состояния постижимо человеком.

           «…две слезы (трейн димаин תרין דמעין) спускаются в море великое». А почему «две слезы»? Потому что в соответствии с Замыслом есть י высшее, י низшее. Постижение заключается не только в тяге к верху, но и постижению того, что есть внизу. Оценка ו соединения י высшее, י низшее, складывается из этих двух оценок.

            «И почему спускаются»? Почему постоянно задаются новые и новые условия исправления?

          Почему спустились две слезы в океан? «Потому что Тора из двух скрижалей, которые Моше спускал для Исраэля, и не удостоились (ло заху לא זכו) их, и разбились (итабару אתברו), и упали (нафлу נפלו), и это причинило пропажу Первого и Второго Храмов». Почему две слезы? Из-за того, что «Тора из двух скрижалей», которые Моше нёс в обеих руках. Они находились в его левой руке и в правой руке. А обе его руки соединялись записями на скрижалях. Они записаны слева и записаны справа.

            «Скрижали», «лухин» לוחין: Ламед, Вав шурук, Хет хирик, Йуд, Нун софит. Такое слово, которое, казалось бы, вообще никакого отношения к скрижалям не имеет. Высшие истины ל, заложенные в скрижалях, соединённые ו с возможностью их постижения. ח ו соединяется или не соединяется с ל, которые ין. Вспомните, что есть Творение. Творение это бесконечное состояние ן, с бесконечной плотностью записанное Всесильным, Барух ХАшем. Таким образом, всё, что касается לוח, соединено י с состоянием парцуфим ן. Почему мы говорим, что Тора была Создана до Творения? Потому что план, как всё Создать, возникает раньше здания. Когда Создавались записи, говорится, что Всесильный Сверялся с Торой. Что это означает? Скрижали – это истины, которые Всесильным были Проявлены и Даны. Но Заповеди были известны Авраhаму. Они были известны Ицхаку и Яакову, и Йосефу. Так как же спрашивается, они были Даны? Просто они были соединены. Как Храм. Они были материализованы. То, что было в постижениях, в духовном состоянии праведников, праотцев, проявилось на материальном носителе – на прозрачном камне. То есть, всё это существовало изначально. Но было проявлено и в руках Моше соединено. Но это есть то, что внутри ן всегда было, как לוח. ח Моше был исправлен, и поэтому всё это в камне в его руках материализовалось. Исправления были такого уровня, такого класса, что это позволило их материализовать, соединить духовное с материальным: как Храм. О чём здесь говорится дальше.

           «…и разбились (итабару אתברו)»: Алеф хирик, Тав дагеш патах, Бет дагеш камац, Рейш, Вав шурук. И «разбились» означает отсутствие соединения букв. Принцип перелома, неисправленности заключается в отсутствии соединения букв. Нормальным состоянием является ורבתא. Записано: א, но отсутствие подъёма в א есть точка хирик. В состояние парцуфа вводится ת, ב, в парцуф вводится ר и ו шурук. Ломается то, что изначально исправлено. А что есть изначально исправленное, работающее? Работающее состояние – это ורבתא. В человеке есть всё. В числе других вариантов, есть вариант ו шурук. Своим усилием он устанавливает, находит соединение, раскрывает рисунки ר, в них - Браха Всесильного ב, усилие ת, которое он понимает, что это есть смысл его существования, сопряжённое с постижением Замысла Всесильного א. И это нормально работающий механизм. А ненормально работающий механизм сломан, он не работает.

            «…и это причинило пропажу (ибуда אבודא) Первого и Второго Храмов». И «пропажу», «ибуда» אבודא: Алеф хирик, Бет дагеш, Вав шурук, Далет камац, Алеф. א соединяется с א, никуда не «пропадает» тогда, когда בוד. А когда ב не וד, тогда всё «пропадает». Остаётся א. Если דוב мы не соединяем, для нас א непостижимо, «пропадает».

            «И почему упали? Потому что упорхнул (парах פרח) «вав» с них, который – «вав» из [слова] «И создал», и дал им (Моше) другие скрижали – со стороны Дерева Познания блага и зла. Ибо оттуда была дана Тора, где [есть] запрет (исур אסור) и разрешение (hэтер התר), справа – жизнь и слева – смерть». Почему «упорхнул «вав»… из [слова] «ва-йицер»? И «создал», «йицер» ייצר: Йуд дагеш хирик, Йуд, Цади сэголь, Рейш, «ва-йицер», в соединении. То есть, Создал в соединении. Создание, «Создал» без «вав» невозможно. А поскольку без «вав» невозможно, «йицер» невозможно, если «Создал», то для кого? Слово «ва-йицер» намекает на два י. Но это происходит только тогда, когда есть «вав». Когда «вав» нет, для кого י нижнее, י верхнее? И не нужны они. Когда нет «вав», соединения с тем, что Он Создал, нет никакого постижения и поэтому разбиты скрижали. Народ с Моше не соединяется. Моше спустился, соединиться с народом снизу он не может: сделать это народ ему не позволяет. Тогда скрижали разбиваются.

            «…и дал им (Моше) другие скрижали – со стороны Дерева Познания блага и зла». Почему «другие»? По-другому они же не записаны. Они даны «со стороны Дерева Познания блага и зла», потому что к постижению Древа Жизни народ не готов. Даны новые скрижали, но при этом выбрано новое исправление, им определён новый путь, соответствующий неверию. Он обеспечит познание добра и зла, включая разрушение Храмов, изгнание и т.д.

             «Ибо оттуда была дана Тора, где [есть] запрет (исур אסור) и разрешение (hэтер התר), справа – жизнь и слева – смерть». И «запрет», «исур» אסור: Алеф хирик, Самех, Вав шурук, Рейш. א скрыт в ס. א не наполнен, хирик, ס, ור. И «запрет» на соединение с א ור. Записи ר не соединяются ו с Замыслом Всесильного א, а соединяются только с ס. И «запрет» в этом. И Замысел не ясен. И «разрешение», «hэтер» התר: Хей сэголь, Тав дагеш цэйре, Рейш. Разрешающая запись вводит ощущение жизни ה, соединённое с записью совершения усилий ת и с рисунками ר. И «разрешение» Даётся не снизу вверх, а сверху вниз. Всесильный «разрешает» йеhуди духовно расти. Для этого Вводит в его душу запись: постоянного ощущения жизни ה, которая сопряжена с записями усилий ת и соединения с рисунками ר. Рисунки ר он может воспринимать как рисунки, делать духовные усилия ת, соединяя их с ה, с тем, что ему дано в ощущениях. И «разрешение» является записью התר. А когда наполняет רתה, этим «разрешением» он пользуется.