Зоар Брейшит 261

Зоар Брейшит 261

 

В Торе (Ваикра, 14:33-45) сказано: «И Говорил Бог, Обращаясь к Моше и Аhарону, так: «Когда придете в страну Кнаан, которую Я Даю вам во владение, и Я Наведу язву проказы на дома в стране владения вашего, пусть пойдет владелец дома к коhену и скажет так: у меня как будто язва появилась на доме. И повелит коhен вынести все из дома прежде, чем придет коhен осматривать язву, чтобы не стало нечистым все, что есть в доме. Затем придет коhен осматривать дом. И когда осмотрит язву, и увидит, что язва на стенах дома, как зеленоватые и красноватые углубления, которые на вид ниже поверхности стены, то выйдет коhен из дома ко входу дома и запрет дом на семь дней. И когда на седьмой день вновь осмотрит коhен дом, и окажется, что распространилась язва по стенам его, то повелит коhен, и выломают камни, на которых язва, и выбросят за городом в месте нечистом. А дом заставит оскоблить внутри и снаружи. И высыпят обмазку соскобленную за городом, в месте нечистом. И возьмут другие камни, и вставят вместо прежних камней, и обмазку другую возьмут, и обмажут дом. Если же снова расцветет язва в доме после того, как выломали те камни и была соскоблена старая обмазка и дом вновь был обмазан, а коhен придет и увидит, что язва распространилась на доме, - это проказа заразная на доме, нечист он. И пусть разрушат дом, камни его, и дерево его, и всю обмазку дома, и вывезут за город, в место нечистое».

Так сказано в Торе. Вердикт дозволен только тому, кому дозволен. Так было построено общество. Как скажет коhен. Весомость речения зависит от духовной высоты. И называние имени результата Суда Всесильного – это не прерогатива рядового еврея.
Он может подумать, предположить, он может обменяться этим с другими, но произнести вердикт он не может. Сверху право выносить вердикт дано только коhену. Дело не в том,

что может ошибиться или не ошибиться коhен или рядовой йеhуди, представитель народа Израиля. А просто потому, что это право Дано коhену. Силу имеет слово. И Установлено, кому это слово говорить. Коhен имеет право говорить слово не потому, что у него глаз острее. А. ему Дано право слово произносить, потому что у него душа чище. Чистота или нечистота является озвучиванием, преданием имени Решению Всесильного, Барух ХАшем. Кто установил, что это язва, значения не имеет. Коhен приходит по зову обитателя дома, который уже знает о том, что у него есть явление, похожее на язву, на цараат. Но устанавливает это коhен. Почему он устанавливает? Не подтверждает и не опровергает, а произносит то, что Совершил Всесильный. Последовательность обратная. Идёт не от анализа поверхности язвы, опознания признаков цараат, хотя это важно. Первенство по произнесению не в этом. Первенство по произнесению Решения Всесильного, по приданию ему имени «цараат» принадлежит более высокой душе. Просто так построен народ Израиля. Всесильным Установлено, кто должен озвучивать то, что Он Совершил. Идентифицировали обитатели дома. Они позвали коhена. Зная заранее, что это цараат, они сказали: «У нас непорядок, похоже на цараат». Они выяснили, что это цараат. Они знают это точно. Но права произнести это они не имеют.

«И когда осмотрит язву, и увидит, что язва на стенах дома, как зеленоватые и красноватые углубления, которые на вид ниже поверхности стены…». Байт – это ограждение твоего безопасного пространства. Твоё поведение внешнего пространства, которое называется байт, как комфорт, как наполненное Всесильным более не создаёт. Даже байт наполнить Всесильным ты не можешь. Ты не благодаришь Его за то, что тебе дан дом, семья и т.д. Ты его не наполняешь. И тогда он тоже есть язва. Система исправления: воздух. Прегрешение есть только одно: отсутствие раскрытия и наполнения, оправдания Всесильного во всём. Неверие. А неверие означает отсутствие радости, любви. Всё остальное – только его варианты. Как цараат – болезнь, так и остальные прегрешения – тоже. Что такое прегрешение? Это отсутствие соединения всего со всем во всех его мыслимых вариациях. Это делай, это не делай. Отчего происходит «не делай»? От того, что не соединяется всё в усилиях. Всё, что не служит делу отделения левого от левого и соединения внутреннего и внешнего – не делай.

 

261. И если преступил Тору, напаиваются (четыре основы) от горечи (ми-мриру ממרירו) дерева зла, которое – стремление к злу (йецер hа-ра יצר הרע), и все органы (эварин אברין), которые – из четырёх основ, сказано о них (Шмот, 1): «И огорчали жизнь их и т.д.», - горчили горечью желчи («мара», [מרה], т.е., «желчь», по-евр. – от слова «горечь»). А относительно святых органов тела (т.е., тела праведника) сказано (Шмот, 15): «И пришли в Мар (первая стоянка евреев после Исхода, где были дарованы первые заповеди, её название также – от слова «горечь») и не могли пить воды, ибо горькие они». По виду этого сказали составители Мишны (Шмот, 1): «И огорчали жизнь их работой тяжёлой», - вопросом («бе-кушья», [בקושיא] букв.: «тяжестью», т.е., трудными вопросами при изучении Торы); «глиной» (там же) – «лёгким и строгим» («каль ва-хомер», [קל וחומר] один из принятых методов изучения Торы («если это так в более «строгом» Законе, то в «лёгком» Законе – тем более»), комментарий построен двух значениях слова «хомер»: «глина» и «строгое»); «и в кирпичах» (там же), - в отбеливании Закона («бе-либун hалаха», [בלבון הלכה] т.е., уточнений установлений Закона, построено на близости слов «кирпичи» (левеним) и «отбеливание» (либун)); «и во всякой работе в поле», - это Барайта (высказывания составителей Мишны, не вошедшие в Мишну, но используемые в Гемаре – арамейской части Талмуда, разъясняющей Мишну); «всей работой их и т.д.», - это Мишна (т.е., над всеми частями Торы  в Египте властвовали силы зла – из-за грехов народа Израиля – Сулам).

«И если преступил Тору, напаиваются (четыре основы) от горечи (ми-мриру ממרירו) дерева зла, которое – стремление к злу (йецер hа-ра יצר הרע)». «Горечь», «мриру» מרירו:  Мэм шва, Рейш хирик, Йуд, Рейш, Вав шурук. Горечь – совершенно очевидная вещь. מר: то, что является строением Малхут – это запись. Вся Малхут является соединением מר. Вся מ является соединением ר, которые непостижимым для нас образом י даются нам, как записи ר. Совершенно неясным образом, как мы доходим до этого, мы это постигаем. Вдруг в нас вспыхивает постижение: всё, что нас окружает – это запись. И это нам даётся ו шурук. Таким образом, наше постижение, осознание того, что всё вокруг нас является записью, непостижимым образом соединено Мудростью Всесильного с общей картиной строения Малхут. Мира, который нас окружает: бесконечной совокупности записей רמ. А в чём «горечь»? В не понимании этого. Когда мы читаем «мриру», вся горечь содержится в не постижении этого слова.

«И если преступил Тору, напаиваются от горечи». Фактически, отсутствием постижения тайн.

«…от горечи (ми-мриру ממרירו) дерева зла». Пресмыкание в образах этого мира. Метание в хаосе рисунков.

«…от горечи (ми-мриру ממרירו) дерева зла». Горечь отсутствия понимания этого.

«…которое – стремление к злу (йецер hа-ра יצר הרע)». И «стремление», «йецер» יצר: Йуд цэйрэ, Цади сэголь, Рейш. И «стремление» здесь в том, что директива исправления צ непостижимой Мудростью Всесильного, Барух ХАшем, י соединена с окружающим нас рисунками ר. «Зло», «ра» רע: Рейш камац, Аин. Это зло в ощущении системы воздействия на человека ע, которое даётся в его записях ר. Опять-таки, зло – в отсутствии постижения букв ע и ר.

«…и все органы (эварин אברין), которые – из четырёх основ, сказано о них: «И огорчали жизнь их и т.д.». И «все органы, которые – из четырёх основ». И «все органы» человека созданы из того, что является требующим исправления, но ощущаемым как внутреннее, из четырёх бхинот. И всё внешнее создано «из четырёх основ». Просто внешнее исправить было невозможно, а внутреннее – то, на что осуществляются воздействия, что исправляемо. Поэтому, в частности, исправляемо и наше тело. Мы его исправляем: заботимся о нём, лечим. А воздействует на него внешнее. Но, тем не менее, то, что мы ощущаем, как своё «я», есть неисправленные, но потенциально исправляемые килим, которые мы ощущаем, как собственное тело и собственную душу, собственные желания, но внутреннее. Почему «огорчали жизнь их»? «…горчили горечью желчи («мара», [מרה])». Находящиеся в осознании дерева зла», те, кто «напаиваются от горечи», «мриру», испытывают эту горечь «желчи». «Желчь», «мара» מרה: Мэм камац, Рейш камац, Хей. Желчь у нас содержится в желудке. Она помогает переваривать пищу.

«И если преступил Тору», тебя всё огорчает. Ты путешествуешь по решиму дерева зла». Поэтому действует «йецер hа-ра». То, что на тебя направлено, как «йецер» יצר, для исправления в записях, ты воспринимаешь, как зло, как «hа-ра» הרע. То есть, воздействия, которые оказываются на тебя со всех сторон. Для чего они действуют? Они действуют на тебя также как «мара». Действуют на то, что ты должен усвоить. Для того чтобы ты всё это переварил.

«А относительно святых органов тела (т.е., тела праведника) сказано (Шмот, 15): «И пришли в Мар (первая стоянка евреев после Исхода, где были дарованы первые заповеди, её название также – от слова «горечь») и не могли пить воды, ибо горькие они». Всё это то же самое. У нас есть «святые органы тела». Нам дан ряд «святых органов тела». Они отражают исправленность. Частично мы их не ощущаем. В частности, шореш. У нас есть глаза, у нас есть обоняние, у нас есть вкусы. Вкусы, обоняние, всё, чем мы ощущаем – относятся к исправленому. Тактильные ощущения. Нервная система относится к исправленным органам тела. И переработка информации тоже относится к исправленным органам тела. Каналы восприятия: вкусы, обоняние, зрение, слух, тактильное восприятие это исправленные органы. Через них мы соединяем окружающее с неправильными органами. Оно воздействуют на них. Но сами каналы воздействия исправлены. Это «святые органы тела». Читайте так: «Исправленные свойства, которые со стороны блага». Но здесь специально говорится о теле. Потому что одновременно даётся представление о том, как создан весь мир. В этих коротких словах даётся всё строение взаимодействия человека и окружающей среды. Что всё есть отображение и всё есть взаимодействие. Внутри всё так же, как снаружи, снаружи всё так же, как внутри. Вот смысл этого абзаца. И так же как снаружи всё построено на четырёх бхинот, так же внутри всё построено на четырёх бхинот. И четыре бхинот, ощущаемые нами, как бхинот, имеют исправленные и неисправленные свойства. Сверху вниз все свойства, относящиеся к первой, второй, третьей, до Хесед и Гвура, считаются исправленными. И Тиферет исправленное свойство. И потом начинается неисправленность. Точно так же и в теле существует отображение исправленных и неисправленных свойств. Они есть во всём, даже в структуре нашего организма, которую я описал. Всё, что осуществляет связь всего со всем – это исправленные вещи. Нервная система исправлена всегда. Исправлению она не подвергается. Ведь нервная система отображает единство. Это отображение исправленного состояния. У вас же правая рука отдельно от левого глаза не работает. У вас всё вместе. И это отображение исправленного состояния. Простого единства.

Но те, кто пришёл со стороны исправленности, «и не могли пить», то есть соединяться с записями, которые все есть вода. Они содержат «Мар», с точки зрения не раскрытия этого свойства, как горечь. Воду горькой делает отсутствие понимания того, что מ это ר. И тогда с исправленной стороны эту воду воспринять невозможно. С исправленной стороны подходить к миру так, как к нему подходят неисправленные, которые не во что не верят, невозможно. И поэтому «пришли в Мар и не могли пить». То, что есть в них со стороны блага, не позволяло им пить воду «Мар», которая со стороны зла. Народ Израиля предназначен, спроектирован, сотворён для исправления. Погружаться, «пить воды, ибо горькие они», внешнее, «Мар», совмещать с внутренним, он не может.

«По виду этого сказали составители Мишны». Кто такие «составители Мишны»? Это те, кто её создают и постигают. А почему «сказали составители»? «И Сделаем человека». В существующем дуализме восприятия Всесильного, как Его Имя и  как Ацмуто.

«И огорчали жизнь их работой тяжёлой». Так же как если нет желчи, то не переваривается пища, если не огорчать жизнь, не будет исправления.

«…вопросом («бе-кушья», [בקושיא])». «Вопрос», «кушья»: Куф, Вав шурук, Шин шва, Йуд камац, Алеф. Весь «вопрос» - в соединении ו ק и ש, которое есть в Замысле Всесильного א. И «вопрос» - в соединении קוש, которые непостижимой бесконечной Мудростью Всесильного י есть смысл всего Творения א. И «огорчает жизнь» с помощью поставленной задачи слияния קוש.

«…«глиной», «хомер» חומר: Хет, Вав холам, Мэм сэголь, Рейш огорчают жизнь. Глина, земля содержится как ингредиент ח, соединённый ו с מר. И в этом - материальность этого мира. И это тоже то, что нас огорчает. Даёт нам воздействия, которые заставляют нас исправляться.

«…лёгким и строгим» («каль ва-хомер», [קל וחומר])». То же самое. Поскольку

материал этого мира воспринимается, как «тяжесть», это есть соединение ו. Поэтому это даётся нам как постижение «каль»,  и как сложность, как тяжесть «хомер». Это - способы воздействия на нас.

            «…и в кирпичах». «Кирпичи», «левеним» לבנים: Ламед шва, Вет цэйрэ, Нун хирик, Йуд, Мэм софит. Из кирпичей строится здание. Здание – это структура мироздания. Это постижение Имени Всесильного во всём объёме. Это то, что записано, как Высшее постижение ל, соединённое с требующей наполнения Брахой ב, которыми создана душа человека נ, помещённая י в этот мир ם. Это постоянное совмещение לבנים. Ты совместил לב: смотрите, всё это вот так замыслено ל, дано в такой любви ב мне נ, помещённому י внутрь этого мира ם. Из этих постижений, как кирпичиков, строится всё здание. Того, с какой любовью и какими Высшими истинами создана наша душа, мы сами, помещённые в этот мир. Это осознание называется «кирпичами».

«…в отбеливании Закона («бе-либун hалаха», [בלבון הלכה])». «Отбеливание», «либун» לבון: соединение Ламед хирик, Бет дагеш, Вав шурук, Нун софит. Запись, созданная, как לב, в соединении, наполнении ו шурук, ן. Это «отбеливание», очищение.

Постижение «Закона» в его воздействии и его «отбеливание», «либун». Совмещение לבון. «Отбеливание Закона». Того, что Установлено, как отбеливание. И в наших глазах «отбеливание» существующего «Закона».

«…«и во всякой работе в поле», - это Барайта». «Работа в поле»  - это то, что приводит к выращиванию духовной пищи. Те, кто взращивает духовную пищу. Те, кто её сеет, жнёт, передаёт людям. Те её едят. Это высказывания мудрецов. Это всё факторы, Данные Всесильным. И «это Барайта (высказывания составителей Мишны, не вошедшие в Мишну)». Их повседневный труд, с точки зрения привнесения духовного подъёма в народ Израиля. И «всей работой их и т.д.», - это Мишна».