Зоар Брейшит 275-276

Зоар Брейшит 275-276

 

275. Сказал р. Элазар: «Но кто дал дело Адама – на Исраэля и Моше? (т.е., почему отрывки Торы, где говорится о Первом Человеке, объясняются в связи с Моше и Исраэлем)». Сказал ему: «Сын мой! И ты скажешь так. Ведь разве не учил ты (Йишайа, 46): «Рассказывает от начала конец» (т.е., в начале творения – разъяснения всей истории)». Сказал ему: «Так оно, конечно». 

Прежде всего, почему описание Адама в Торе соединено в одну книгу с Моше и с Исраэлем? Потому что Исраэль – это состояние, задуманное до Создания Торы, как результат Игры. Адам – это первая реализация этого состояния. Моше – состояние, Кетер души, Исраэль, которое было необходимо на определённом этапе, после разбиения килим: Ноах, Авраhам, Ицхак, Яаков.

«Сын мой! И ты скажешь так. Ведь разве не учил ты: «Рассказывает от начала конец». В начале уже заложено всё развитие, которое должно привести к завершению.

«Сказал ему: «Так оно, конечно».  В этом пункте – вся Каббала.

 

276. И из-за этого Моше не умер (ло мит לא מית), и Адамом называется он, и из-за него сказано об изгнании последнем (Брейшит, 2): «И человеку не нашёл помощи», но все – «против него» (след. слова стиха, там же), и так о «столбе серединном» сказано: «И человеку не нашёл помощи», которая выведет Присутствие из изгнания, как то, что сказано (Шмот, 2): «И посмотрел туда и туда (ко ва-ко כה וכה), и увидел, что нет человека». И Моше – в образе его («бе-диюкней» [בדיוקניה], т.е., в образе «столба серединного») действительно, о котором сказано: «Не нашёл помощи против него».

«И из-за этого Моше не умер (ло мит לא מית)». И «не умер», «ло мит» לא מית: Ламед камац, Алеф; Мэм хирик, Йуд, Тав. Умереть можно при отсутствии соединения מית. В מ везде введена י буква усилия – ת. А смерть – это обратное состояние. То есть, не соединение מת через י это смерть. Потому что жизнь есть усилие ת коснуться непостижимости Всесильного י, наполнить מ. Нежизнь – смерть, обратная сторона.

«…и Адамом называется он». Вернее, Адам называется им. Почему «Адамом называется он»? Адам אדם: Алеф камац, Далет камац, Мэм софит. Соединение א и דם: Замысла и животного начала. «…и Адамом называется он». Потому что состояние соединения Замысла  א и דם полностью определяется Моше. Адам – это он. Парцуф называется по имени его Кетер.

«…и из-за него сказано об изгнании последнем: «И человеку не нашёл помощи», но все – «против него», и так о «столбе серединном» сказано: «И человеку не нашёл помощи», которая выведет Присутствие из изгнания, как то, что сказано: «И посмотрел туда и туда (ко ва-ко כה וכה), и увидел, что нет человека». И человек, Моше не нашёл помощи среди Израиля, «но все – «против него», «и так о «столбе серединном» сказано». И так сказано о средней линии, которая есть Моше, и за которой должен пойти Израиль. «И человеку не нашёл помощи», которая выведет Присутствие из изгнания, как то, что сказано: «И  посмотрел  туда  и  туда (ко ва-ко כה וכה), и увидел, что нет человека». И «туда и туда», «ко ва-ко» כה וכה: Каф холам, Хей, Вав камац, Каф холам, Хей. А почему «туда» - это כה? «Туда» - это направление. В каком направлении? В направлении, в котором ощущение существования ה соединено с духовным наполнением  כ. Когда показывают - туда, показывают на маршрут движения. А каков маршрут движения? Маршрут движения должен быть там или туда. Туда – это הכ. Ощущение ה, приводящее к наполнению כ. Вот это и есть направление, куда надо идти «туда». Ты должен двигаться в таком направлении, чтобы твои ощущения жизни ה приводили к наполнению כ. Поэтому Моше смотрит «туда и туда», и человека не видит. Ни в направлении этом, ни в направлении том, ни в левом, ни в правом направлении соединяющих ה и כ нет. Над ה холам. Это означает, что нужно войти в ворота, которые дадут результат. Чтобы насладиться садом, надо войти в ворота. Впереди у тебя череда состояний ה. Чтобы наполнился כ, твоя задача за этими состояниями увидеть сад. Но эти состояния перед тобой. Они ещё не в тебе: «туда». Почему первое - «ко», а второе «ва-ко»? «Туда» это запись совершённая. И וכה запись, которая с первой должна соединиться через ו. То есть, первая - запись правого состояния. Надо идти в направлении, вызывающем  правое наполнение. И левое состояние: «ва-ко». כ в правом состоянии, כ в левом состоянии. Из левого состояния усилием достигается ו, соединяется с правым  הכ.

«И Моше – в образе его». Об этом мы говорили раньше. Почему Моше нерасторжим с Присутствием, «не отодвигается от неё» (см. п. 274).

«…о котором сказано: «Не нашёл помощи против него». И против этого столба срединного не нашёл он помощи. Против тех, кто может к нему присоединиться, но им самим не является. Он-то является в образе «столба срединного». А помощи против этого столба, то есть тех, кто находится против него, он не видит. От всех, кто стоит напротив, помощи нет.

«Образ его», «юкей» יוקניה: Йуд дагеш, Вав холам, Куф шва, Нун цейрэ, Йуд, Хей дагеш. Между двумя י стоят буквы וקנ. Правое י, непостижимость, существующая, как Высшая, отображается в непостижимости, именуемой как низшая ה, יה путём совокупного анализа и оценки: сочетания וקנ. Соединения ו структуры желаний ק и исходной структуры души נ. Состояния исправления ק в сочетании с соединением ו и со структурой души каждого человека נ. И тогда наполнение יי отображается в ה. Между י Высшее и י нисшее записаны וקנ, отображающиеся в ה. Окружающие нас в ה образы являются образами, которые генерируются для воздействия на нас, как י, путём того, что внутри нас есть соединение букв נקו. В той мере, в которой соединяется с высшим ו структура наших желаний в процессе исправления ק и исходная запись нашей души נ, в точном соответствии этому нам даны образы окружающего мира ה. «В», «ди» ד. Это есть запись образа, который формируется, как יוקניה.