Зоар Брейшит 82-84

Зоар Брейшит 82-84

 

В Торе (Брейшит, 15:9-21) сказано: «И Он сказал ему: «Возьми Мне трех телиц, трех коз и трех ягнят, а также горлицу и молодого голубя». И взял он Ему всех этих, и разрезал их пополам, и положил часть каждого против другой, а птиц не разрезал. И спустились на трупы хищные птицы, но Аврам отогнал их. Солнце было к заходу, как напал на Аврама крепкий сон, и вот ужас, мрак великий нападает на него. И сказал Он Авраму: «Знай, что пришельцами будет потомство твое в чужой стране, и служить будут им, а те будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я Суд. А они после выйдут с большим достоянием. Ты же отойдешь к отцам твоим в мире, погребен будешь в доброй старости. Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо дотоле не полна еще виновность эморея». И едва зашло солнце, настала тьма, и вот, печь дымящаяся и пылающий огонь, который прошел между теми половинами. В тот день заключил Бог с Аврамом Союз, Сказав: «Потомству твоему Отдал Я эту страну, от реки египетской до реки великой, реки Прат: кейнеев, и книзеев, и кадмонеев, и хеттов, и призеев, и рефаим; и эмореев, и кнаанеев, и гиргашеев, и йевусеев».

 В Торе (Шмот, 12:41-42, 51) сказано: «И было – по истечении четырехсот тридцати лет, в тот самый день, вышли все воинства Бога из страны египетской. Это – ночь, хранимая Богом, для того, чтобы вывести их из страны египетской, это – та самая ночь, хранимая Богом для всех сынов Израиля во всех поколениях их… И было: в тот самый день вывел Бог сынов Израиля из страны египетской по ополчениям их».

Весь предыдущий процесс был структурирован для входа сынов Израиля в Египет и последующего выхода из него.

Возможность исправления была всегда. Но наиболее вероятный путь предполагал прохождение через Египет. Путь в Египет, начиная от Аврама, в такой же степени, как и само нахождение на территории Египта, в истории народа Израиля является подготовительным этапом, наиболее важной составляющей выхода из Египта. Всё, что было до вхождения в Египет – это записи, которые раскрывались, чтобы обеспечить счастливый выход из Египта.

Иначе говоря, все записи, которые были сформированы в народе Израиля для того, чтобы выйти из Египта, начали формироваться с момента прохода Аврама между частями жертвы. С этого началось формирование свойств Яакова в Израиле, которое как в результате отобразилось в выходе из Египта.

Это всё равно, что спросить: почему нельзя понять свойства характера царя, не посмотрев на характер его дедушек и бабушек со стороны матери и отца, царицы и царя. То же касается и любого человека. Когда мы говорим об известной личности, мы обычно говорим о его корнях. Корни души, корни лица народа Израиля, который вышел из Египта, были заложены от прохождения Аврама между частями жертвы.

Праотцы были такими чистыми, что позволили сформировать необходимые записи народа Исраэль. Между тем, всё-таки Израиль сформировался, когда сформировался Яаков. И, в том числе, в результате личных тикуним его души. Но тогда о чём мы говорим? Если совокупность записей, которая сформировалась в душе Яакова, предопределила состояние Израиля, то сам Яаков есть результат тикуним Аврама и Ицхака. А, следовательно, должен отсчитываться от Ицхака с момента принесения его в духовную жертву Всесильному.

 

Сказано, что из Египта они вышли по ополчениям. По воинствам. Воинство - отображение сил, тех воинств, которые являются определяющими для тикуна каждого колена. А так как и колен, и воинств - двенадцать, то, по аналогии с теми силами, которые действуют на них, и мы их называем воинствами небес, с точки зрения необходимого тикуна для каждого колена они свои. И обратные явления, вызванные определёнными секторами доминирующего воздействия, которые управляются, исправляются, называются воинствами. Ополчение – воинство. Войско, это то, что сверху вниз. А снизу вверх – ополчения. Это то, что подобное войску, формируется из народа. Это сверху всего двенадцать воздействий, соответствующих двенадцати коленам, которые должны соответствовать двенадцати Вратам. И каждое колено обязано соответствовать тому исправлению, которое ему намечено в своём секторе, в каждом из двенадцати секторов. И поэтому это колено соответствует воинству сектора, то есть воздействию, которое определяет его приоритетный тикун. Что значит приоритетный? Каждое колено должно пройти двенадцать Врат. Но все эти двенадцать врат основаны на специфике внутреннего восприятия по четырём бхинот. Двенадцать колен: три состояния на четыре бхинот. Весь народ Израиля в целом должен пройти двенадцать Врат, но внутри него есть различия. Эти различия разбиваются на двенадцать типов. Чтобы народ Исраэль прошёл все двенадцать врат, каждое колено подвергается выборочному, специальному, в том или ином аспекте усиленному воздействию исправления. У кого-то есть какие-то свойства X, у кого-то Y, у кого-то Z и т. д. Чтобы обеспечить интегральный подход при прохождении всего народа Исраэль через двенадцать этапов изменения его внутреннего состояния, с целью персонификации воздействий он разбивается на двенадцать типов групп. Вышли из Египта со всеми воинствами, которые ими управляют, и ополчениями, которые соответствуют им.

 

Хамец, квасное: Хет, Мэм, Цади софит. Цади - буква, которая, будучи в софит, представляет собой бесконечный колодец желаний, сотворённый в необходимости исправления в двух линиях. В Цади софит левого изгиба ножки нет, а есть просто уход вниз. Хамец – это то прегрешение, которое без внутренней работы, слишком быстро Малхут соединяет с Цади. Смешение в единое воздуха и самого материала, внешнего и внутреннего. И это приводит к вздуванию, к вспуханию тела без его исправления. Это слишком быстрое созревание души, слишком быстрое её наполнение.

Песах – это праздник выхода из Египта. И всё, что происходило, в соединении с историей нахождения в Египте и выхода из Египта полностью даёт представление о том, что путём к исправлению является только усилиями человека поступательное, постепенное изменение самого себя и гармонизация себя с управляющей системой. И этого никак не избежишь, не изменишь и не ускоришь. Ускорение такого исправления, смешение управляющей системы, воздуха с тем, что является твоим кормом, ведёт к вздуванию. Вкусно, полезно, но нарушает общую картину Игры. Искусственно ускоряет её. Это не значит, что вы это можете сделать. Перекладывание ответственности за собственный рост и питание на высшую управляющую силу означает, что человек впадает в состояние клипы. Всё только в усилиях человека. Добавление в тесто закваски ускоряет процесс приготовления пищи и делает её слаще. Песах является праздником принципиальной победы, достигнутой колоссальными, планомерными усилиями народа Израиль. И именно поэтому в Песах из дома убирается хамец, чтобы в наших мыслях мы не наполнялись воздухом, и не ускоряли процесс приготовления пищи, который относительно нас происходит сверху вниз, и не впадали в связанное с этими намерениями состояние клипы.

Объём записей для выхода из Египта, в конце концов, должен позволить народу Израиля достичь результата Игры. Он начал строиться после того, как Аврам несколько животных принёс в жертву. С этого началось наращивание того объёма записей, которые, в конце концов, в соединении образовали парцуф Израиля, способный выйти из Египта. И продуктивным путём к этому результату может быть только корм, в ответ на усилия народа Израиля планомерно дающийся ему сверху. А подмешивание в корм воздуха, то есть ускорение этого процесса, искусственное смешивание наших усилий, перекладывание их на саму систему исправления приведёт к отклонению от цели и к не годящемуся результату. То, что годится для вспухания хлеба, не годится для быстрого роста души.

Наше прегрешение, содержащееся в Хет, будучи направленное и реализованное в нашем желании соединить содержащееся в Хет чудо Всесильного с Малхут, то есть, не делать усилий самому, а переложить на Него задачу соединения Хет со структурой Мэм, Малхут, приводит к Цади софит, к ненаполняемой ситуации.

Как воздух входит в хлеб, мы хотим, чтобы Хет вошло в Мэм. И как мука в соединении с водой становится пышным и вкусным хлебом, чтобы весь путь Мэм проделала сама собой, сразу. Но этого не будет. И поэтому в три внутренних, внутрь себя мы должны запускать исключительно то, что есть: без дрожжей, без воздуха. Мы должны есть опресноки. В трёх внутренних всё должно меняться без всякого смешения воздуха и Малхут или воздуха и того, что растёт из земли, только собственными усилиями.

 

82. «Михаэль записал (рашим רשים) запись в стороне южной, и все лица смотрят на лицо человека: лицо льва (пней арье אפי אריה), лицо быка (пней шор פני שור), лицо орла (пней нешер פני נשר). Человек – это мужское и женское. И не называется человеком [ничего], кроме этих, и из него формируются формы «колесницы Б-га множественной», как написано (Теhилим 68): «Колесница (рехев רכב) Б-га множественна, тысячи Шинун».  

 

И «лицо льва, лицо быка, лицо орла» – это наше представление о Всесильном. Наше представление о Нём, как о «льве», что Он есть всё. Он вызывает у нас трепет, страх и пожирает то, что мы можем дать Ему. Хотя мы считаем, что видим Его внизу, но по мере подъёма вверх наше представление о Нём уменьшается. И «лицо быка», того, кто ест то, что сеет сам. То, что вырастает из нашего состояния души – земля, на основании того корма, что дал нам Всесильный. Корм – пища для нашего высшего состояния. Наш рост для Всесильного является наслаждением. И «бык» – это наше представление о Нём, как о высшей ступени, когда мы находимся в постоянной, регулярной, планомерной духовной работе. Нам дают корм, вырастает трава. Эта трава для нас является духовной пищей. И наш духовный рост для Него является радостью. Мы называем Его «быком», потому что Он даёт нам всё то, что мы потребляем. А мы даём Ему то, что растёт внутри нас. От «быка» исходит семя. Потом рождается скот женского и мужского рода и т.д. Всё исходит от Него. Весь окружающий мир. Он даёт нам всё, что мы используем для себя: еду (мясо, кости, жилы, молоко, хесед и т. д.) и наслаждения. И, наконец, «орёл» – это уже наше соединение с Ним в воздухе, когда мы смотрим на Него и оцениваем Его систему управления.

Это наше высшее представление о Всесильном, когда мы даём Ему Имя по высшим уровням Игры. Вот тогда мы уже говорим: это «орёл». Это соединение в Вав. Это уже наполнение Имени Всесильного в уровне воздуха. То есть, в уровне раскрытия, постижения и наслаждения Его системой управления.

А почему в следующем пункте порядок изменён: бык, орёл и лев? «Колесница», «рехев» - круги, а «Шинун» – воздействия. В «рехев» «Шинун» – это воздействия. Но когда мы говорим о «рехев» и о воздействиях – это уже уровень постижения Всесильного, который называется «бык». И поэтому здесь говорится, что эти воздействия мы понимаем в уровне «быка», когда мы планомерно лепим третью линию. И это первая буква Шин. Из неё мы постигаем взаимодействие, сопряжение нашей души, которая есть «нешер», того, что должно быть в полёте орла, с тем, что является Его Замыслом. Из уровня «бык» это соединение всех трёх имён. «Шинун». Постижение в уровне «быка», которое исходит из строения нашей души, Нун софит.

Почему Алеф после Нун? Из усилий в построении третьей линии то, что понимаем о самом себе, мы сопрягаем с необходимым соответствием тому, чем является цель Творения. Всё это исключительно исходя из наших представлений, как Нун софит.

Адонай, Господин – это уровень постижения Его лика «льва». Шин то, во что должна превратиться Нун, отражающая имя «нешер», сопоставляется с тем, что было в прошлом: Алеф, «арье», Нун. Через душу человека сочетание и постижение начинается от «орла» и до «льва». Вот что такое «Шинун», ангелы, которые ведут кругами. Наверх

Прояснённое Имя – «нешер», вниз – Господь. Это Адонай. Адонай – это «арье», Нун софит. Наполнение Шин. И поэтому если читать справа налево, то это будет «Шинун». Но не будет слева направо, как нефеш, Алеф, Нун, Шин. Тогда это неосознание. Это просто перечисление ступеней. А осознание ступеней справа налево – это Шин, нефеш, Алеф, «арье», Нун софит. Нефеш, соответствующий «нешер».

В начальном постижении человека ему понятен образ «льва». В следующем постижении ему понятен образ «быка», того, с кем он постоянно обменивается. Следующее Имя, образ, который человек рисует себе, как лицо Всесильного – это «орёл». Но, как написано в пункте 82, все эти представления формируются в человеке на основании сочетания мужского и женского. И человек по ним восходит. А система воздействия на человека заложена в исправлении колёсами. Она обозначается словом «Шинун». Она может быть осознана человеком, только если он находится на уровне «быка», «шор». Это понимание, как минимум, требует соответствия лику Всесильного под названием «бык». И тогда это Шин. Но это осознание связано с системой циклического исправления, с воздействием вложенных в каждом цикле сил. Она описывает все состояния, начиная от состояния сверху «нешер», Нун, и заканчивая состоянием не только «арье», но и первым состоянием Нун софит, которое является бездонным колодцем.

Адонай – Господь. Это соответствует представлению о Всесильном, как «арье». Как лев.

 

83. «Шинун («шинун» [שנאן]: называние ангелов - Раши)» - обобщение всех форм: быка, орла, льва (каждая буква слова «шинун» - первая для одного лица: «шин» - первая буква слова «шор» (бык), «нун» - первая буква слова «нешер» (орёл), «алеф» - первая буква слова «арье» (лев)). «Нун-софит» (последняя буква слова «Шинун») – это человек, распространение обобщённого воедино в тайне мужского и женского. И все они, тысячи и десятки тысяч, все они выходят из этих, [из] тайны «шинун». И от этих форм отделяются – каждый к стороне своей, как то, что подходит им».

 

«Нун-софит» – это человек, распространение обобщённого воедино в тайне мужского и женского. И все они, тысячи и десятки тысяч, все они выходят из этих, из тайны «шинун». Которые мы с вами сейчас разобрали.

«И от этих форм отделяются – каждый к стороне своей, как то, что подходит им». Каждому колену соответствует свой набор исправляющих факторов. Это ровно то, что мы обсуждали по поводу колен Израиля.

«И все они, тысячи и десятки тысяч» типов записей в формировании народа Израиль, составляющих души человека. В психологии это называется психотип. Это одновременно и твои состояния, и состояния других людей. Но каждому состоянию соответствуют свои типы воздействия, определяемые для совокупностей записей, которые ты или другой человек идентифицирует, как самого себя. Каждому Нун софит соответствует собственная «Шинун», через Шин проводящая его от постижения самого себя, как Нун софит, как «арье» и как «нешер». Через внутреннюю работу от бездонного колодца до «орла». Вся прелесть в том, что каждому обеспечивается индивидуальный подход. Каждому соответствует свой набор воздействий. Свой сонм ангелов. Есть объекты влияния, исчисляющиеся тысячами и десятками тысяч. Точно так же есть и влияющие силы, исчисляющиеся тысячами и десятками тысяч.

Почему слева тысячи, а справа десятки тысяч? Количество левых состояний человек определяет сам, а количество правых состояний бесконечно. Но каждый раз, когда делает внутренние усилия, он отделяет левое от левого. Этих усилий тысячи. Левое состояние, в котором он прибывает, определяет для него всю совокупность действующих на него сил, реализуемых, естественно, в том числе и в виде физических образов, в основном, людей. И в результате того, что он делает усилия, эти тысячи состояний, в  которых он сам оказывается, падут. Но перспектива измеряется не тысячами, а десятками тысяч вариантов. Проходя большой перекрёсток, человек оказывается перед десятками маленьких. Потом снова большой перекрёсток, и снова десятки маленьких.

Всё это текучесть, вода. В Игре никакой фиксации нет. Усилие по построению нового кластера подразумевает бесконечность вариантов его формообразования, из которых, в конце концов, реально может реализоваться несколько десятков. Бесконечность исчисляется десятками тысяч, а то, что мы сами можем вспомнить, как осознанные усилия, измеряется тысячами. Но это означает, что духовными усилиями человека материальная сущность меняется в тысячекратных размерах. А в результате того, что он получает наполнение, или Всесильным определяется трассирование его пути, враги справа от него падают в десятках тысяч вариантов, соответствующих каждой тысяче его выбора.

«Нун-софит – это человек, распространение обобщенного воедино в тайне мужского и женского. И все они, тысячи и десятки тысяч, все они выходят из этих». Здесь «тысячи мужского и десятки тысяч женского». Это то, о чём я говорил. Мужские действия – это усилие человека по отказу, по вышелушиванию левого из левого. А женское действие - получение того, что человеку даёт Всесильный, как правое состояние, как движение вверх. Их десятки тысяч.

«И от этих форм…». «Формы», которые определяются мужскими усилиями человека и его женскими результатами. Это формы внутреннего и внешнего состояния. Из них «отделяются – каждый к стороне своей, как то, что подходит им». И это связь между тысячами и десятками тысяч. И отделится «каждый к стороне своей» в результате реализации тех тысяч и десятков тысяч «форм», которые будут совершены с каждым. Эта фраза всеобъемлюща. Она и с точки зрения духовного запада и востока, и с точки зрения географии с арифметикой. Всесильный, обеспечивая каждого необходимым «шинун», соберёт всех: с востока и запада, с севера и морских островов. Но это будет и в духовном, и в физическом плане.

 

84. «И это те, которые связаны – один с другим, и заключены – один в другом, [чтобы] быть каждому заключённым в другом, - бык, орёл, лев, человек, - ведутся в тайне четырёх Имён выдолбленных, которые поднимаются к ним, чтобы вестись (т.е., быть руководимым) и вглядываться (леитнаhага у-леистакла לאתנהגא ולאסתכלא.

 

«И это те, которые связаны – один с другим». Это тысячи тысяч состояний.

Эти состояния «заключены – один в другом».

Это «бык, орёл, лев, человек, - ведутся в тайне четырёх Имён» Всесильного. И «выдолбленных», то есть в каждый момент времени реализуемых, как текущее состояние.

И «бык, орёл, лев, человек», эти состояния находятся в каждом. В виде текущего состояния человека, ощущающего себя в выдолбленных, выдавленных в нём рельефах, пространствах, чувственных ощущениях, все они существуют друг в друге и одновременно.

И «чтобы вестись», быть ведомым «и вглядываться» (леитнаhага у-леистакла)». И «вестись», «леитнаhага»: Ламед, Алеф, Тав, Нун, Хей, Гимель, Алеф. То, что является Высшими истинами в постижении Замысла Игры усилиями человека должно быть сопряжено с его душой для того, чтобы наполнить окружающую действительность, и совместить её с системой управления и замыслом Творения. «И вглядываться»,  

«у-леистакла». «Леистакла»  – это «вглядываться». То есть сопоставлять, оценивать, постигать. Это то, что высшими истинами, соединёнными с Замыслом Творения передано в систему сокрытия для того, чтобы человек своими усилиями мог наполняться светом Хасадим, и постигать их. Существует высшее, переданное в ощущениях этого мира, для того чтобы постигали. Это «вглядываться»: сопоставлять и делать усилия. Тав, Каф, чтобы получить наполнение Ламед, Алеф. Ламед и Алеф помещены через Самех для того, чтобы получить их путём Тав и Каф. То, что есть выше Самех, есть ниже Самех. Только в это надо «вглядеться», сопоставить и понять. И это делается путём Тав и Каф.

В этом мире, как отображение, можно найти всё, что есть в Высших мирах. Это Ламед, Алеф по одну сторону. И путём наполнения Тав, Каф Ламед, Алеф по эту сторону.

 

В Торе (Шмот, 13:17) сказано: «И было: когда отпустил фараон народ, не повел их Всесильный через страну Плиштим, потому что короток этот путь – ибо Сказал Всесильный: «Не передумал бы народ при виде войны и не возвратился бы в Египет».

И «короток этот путь» Сказано к тому, что вера народа Израиля была не настолько высокой, чтобы разбить войска Плиштим. Готов к этому он не был.

 

В Торе (Шмот, 14:13-14) сказано: «И сказал Моше народу: «Не бойтесь, стойте и смотрите, как Бог вас спасает сегодня! Ибо египтян, которых вы видите сегодня, не увидите более вовеки. Бог будет сражаться за вас, а вы молчите».

Не подвергайте сомнению. Внутри себя сомневаться вы можете. Но между мыслью и словом огромная дистанция. Слово – это уже совершённое действие. И так как Его Словами реальность создана изначально, и она всё время строится Его Словами, то слово человека очень значимо. Чем духовное постижение человека выше, тем оно более значимо.