Зоар 22

 

Что означает слово Кадош – Святость? Разберём это слово по буквам.

Куф – привнесение желания. Создание бесконечного желания, уходящего за строку. Всё это происходит в любви. Потому что шляпка Куф подобна Брахе, Бет. Но однако Бет не касается нигде. И поэтому желание, созданное Куф, находится в сокрытии. Куф - тяжелая буква, дающая бесконечное желание ниже строки. И уходит она ниже строки.

Но исправление начинается с уровня Далет, а не с того, что называется пустота и хаос. А Куф – это уходящий в хаос, там, где нет постижения вообще, ниже строки. Ниже того места, где располагаются буквы в постигаемости их наполнения. Потому что должны быть наполнены буквы от строки и выше.

Но пустота пришла первой, а потом был хаос. Пустота – это отсутствие постижения. А хаос – это уже постижение существующего порядка вещей без улавливания взаимосвязи между ними. Без улавливания общего порядка и идеи Творения – это хаос.

Итак, создано Творение в любви, но в ощущениях бесконечных желаний. Желаний получения, оторванных от постижения замысла любви, в котором оно само сотворено. Вот что такое Куф.

В Далет ничего нет такого, что не совпадало бы с буквой Рейш, что есть наследие Всесильного, если бы не выходящая за ножку верхняя часть её, вправо уходящая. И потому является это не как у Рейш передачей вниз. Она строчная буква Рейш.

Рейш – это наследие, передача Его замысла в Творение. Далет несколько иное. В Далет постижение Его замысла исправления уходит дальше, чем начинается ножка. И состояние Творения в бхина Далет предполагает тикуним, необходимые для того, чтобы компенсировать полочку в Далет.

Замысел передан не прямым движением, которое приводит к обратному подъему, в крайне левое состояние от Всесильного. То состояние, которое будет нам казаться исключительно исправленным после исправления буквы Рейш, после того, как мы получим наследие Его. Всё, что Он заложил в Творение.

Заложил Он в Творение необходимость движения слева направо, с запада на восток. И передал это в Творение. Вот Его наследие. В Далет же не передана вся информация о необходимости движения. Не передана последняя точка востока. Не видит Творение снизу, насколько далеко надо идти на восток. Но, тем не менее, опять придя к Рейш, и сделав путь обратно, мы, казалось бы, придем в Йод, то есть в постижение замысла Его. Но это постижение замысла Его относительно самого Творца будет крайне левым состоянием. Нам оно будет казаться полным исправлением.

Но мы должны понимать, что это состояние бесконечно удаленное от Него Самого, от Ацмуто. И поэтому придем мы в абсолютно левую точку Рейш. А не в правую.

Здесь мы придем в Йод на конце Рейш, когда воспользуемся наследством Его. Насладимся Его наследством, всем, что Он нам передал. Но тем не менее окажемся почему-то в левой стороне буквы. А что это значит? На западе мы окажемся относительно нашего начального состояния. Перемещение с запада на восток означает подъем, и затем осознание разности свойств от Него бесконечной всё равно. Даже в зивуге с одеждой Его, с левуш.

Это и есть Его полностью наследие. Осознание бесконечности Его игры. Почти всё то же самое. Только существует как бы некий занос Его идеи исправления Творения, которую Он заложил туда. Чтобы его компенсировать, нужно работать. Вот этот участок и есть Далет.

Мы не понимаем в начале пути, куда мы придём. Подъем будет включать некоторое движение направо. Это и есть разница между исправлением Далет, и исправлением предыдущих двух бхинот. Это бхина Гимель и бхина Бет.

Это свет хасадим, который мы должны продолжать наращивать. Это две бхины, которые останутся впереди нас в необходимости исправления себя для того, чтобы постичь их, после того, как мы полностью исправим букву Далет.

Вав – это Зеир Анпин. Это получение прямое, сверху вниз, без которого невозможно Его усилие для нашего пробуждения. Соединение с Высшим за счет Его усилий по нашему пробуждению, какие бы эти усилия ни были. Приятные или неприятные нам. Тикуним, либо приходящие после них просветления наши. После тяжелых встрясок.

То, что Он заложил в Творение, бесконечное желание получать, начальное состояние Творения Далет. Плюс Его идея по исправлению. Плюс усилие самого Творения, приводящее в обратном порядке, за счет работы, духовных усилий Творения, построения средней линии через Вав к исправлению Далет и Куф. Всего Творения в целом. Это есть Кадош – Святость.

Создал Он точку. Заложил в точку всё, что Он хотел заложить. Все решимот, создал картину, в ней все картины иные и все рельефы, которые включают в себя начальное состояние Творения. Его сценарий по его исправлению, включающий усилия самого Творения. И обратно: усилиями Творения приводит к исправлению всего, включая бездонный колодец и точку Малхут. И это Святость, потому что одно подобно другому.

 

22. Бе-рейшит. Рав Амнуна-Саба («саба», т.е., букв.: «дедушка») сказал: «Находим буквы в перевёрнутости (бе-hипуха): «бет» сначала и потом «бет», а именно «бе-рейшит бара» (первые два слова Торы начинаются с буквы «бет»), и потом – «алеф» в начале, и потом «алеф», а именно «Эло-hим эт» (третье и четвёртое слово Торы начинаются с «алеф»). Но [смысл в том, что] когда пожелал Святой, благословен Он, сделать мир, все буквы были закрыты (стимин), и две тысячи лет, пока не сотворил мир, смотрел Святой, благословен Он, и играл с ними (ишташеа бе-hу).

 

Саба - не имеющий с землей соединения. Мы читали, что Амнуна Саба это Он Сам, воплощённый в теле. Потому что Самех – это ноль. Там, где желание отдавать переходит в желание получать. Не наполняемая буква. Точка перехода. От точки перехода вверх до Брахи. До Бет.

Две тысячи лет, пока не сотворил Святой, Благословен Он, Барух Кадош Hу,  Играл с ними. Играя с ними, Он творил решимот.

Когда Он сотворил мир? На самом деле, нет времени. А здесь излагается в последовательности. Всмотрелся Он в зивуг, потом в точку, создав её таким образом, но не было слов. Поместил Он точку в мысль свою, сделав её своим желанием, и соединил её с одеждой, со Славой Своей. Вот это соединение со Славой Своей - творение Мира. Оно происходит за счёт того, что играется Он буквами, создавая из них образы чувственных восприятий во всех мирах на этапе исправления Адама.

Естественно, что мир не может быть создан до тех пор, пока нет букв. Потому что мир - это и есть сочетание букв. Но почему же «Находим буквы в перевёрнутости»? «бет» сначала и потом «бет», бе-рейшит бара». «в перевернутости» с точки зрения того, что записал и сделал. «бе-рейшит» – в начале Сотворил. «бе-рейшит» - начало. Но начало - это значит игра с буквами. Сотворил – это творение мира.

«и потом – «алеф» в начале, и потом «алеф» – это «Эло-hим эт».

«Но смысл в том, что когда пожелал Святой, благословен Он, сделать мир, все буквы были закрыты». «закрыты», не было постижения букв для кого? Для Творения. Как могут быть раскрыты буквы для Творения, если оио не постигает миры и само не существует? Творение начинается с того момента, когда включается в нём постижение решимот. Жизнь включается в нём. Началась жизнь в Творении, в Адаме. Это значит, что стал Адам путешествовать по клубочку решимот. Раскручивать он их начал.

А до этого Адам не существует. Потому что само существование Адама, это существование в решимот. А решимот - это слова, буквы. И поэтому находим буквы «в перевернутости».

«бе-рейшит бара» «Эло-hим эт». Эло-hим имя эт. В начале сотворил имя во всех возможных постижимостях Его. Эт – Алеф, Тав. Тав имеет наполнение только усилиями снизу вверх. А Алеф Эт – это начало Творения еще не принадлежит вообще к миру. Алеф находится выше миров. А Тав в конце миров. Так как она наполняется снизу вверх, и, в общем-то, её наполнение уже является результатом чуда, которое Всесильный вложил, заставив человека делать усилия по своему возвышению. И дав ему возможность через праведников делать это. Дав ростки, праотцев, заложив вообще корень и условия того, что Творение будет развиваться снизу вверх, наполняя букву Тав, Он заложил Сам, это Его усилие. Создав праотцев, запись Моше, и приведя всё это в действие.

Амнуна Саба говорит о перевернутости с точки зрения того, что в начале Сотворил. Казалось бы, должно было быть: Сотворил в начале.

Бет и Бет «в перевернутости». Почему «бе-рейшит бара» «Эло-hим эт»? С точки зрения семантики, нужно было сказать: «бара бе-рейшит эт Эло-hим». «Сотворил в начале во всей бесконечности Имя своё». Но Его имя постижимо только Творением. А если Сотворил в начале, тогда сначала Он сделал мир, а потом уже пришел к идее его создания. И «Находим буквы в перевернутости». Ещё до того, как Он сотворил, уже буквами записано: бе-рейшит – в начале. Но не будем забывать о том, что рейшит – уже запись, а реш – это наследие. И эта реш содержится во втором слове рейш. Буква Рейш – Бара. Только уже с Йод. И тогда это Рейш с возможностью постижения Йод. А бе-рейшит … бесконечно можно углубляться в это. Это Б – Браха, реш – ит. В любви наследие передал вниз – это в начале. То есть, задумал всю игру, а затем реализовал её в ощущениях самого Творения – бе-рейшит Бара. Эло-hим - путем того, что создал перспективу раскрытия Имени своего в постижении Творения, заложив в этом всё. И всё - это эт. От Алеф до Тав, от момента до начала игры, включая необходимость собственных усилий снизу вверх для постижения Имени.

«когда пожелал Святой, благословен Он, сделать мир, все буквы были закрыты». Они были только в Его мысли, но не были в ощущениях Творения. Существовали только для Него, но не для Творения. Они «были закрыты (стимин)», запечатаны. Стимин - запечатаны без возможности постижения.

«и две тысячи лет, пока не сотворил мир». А «две тысячи лет, пока не сотворил мир» – это Хохма и Бина, «смотрел Святой, благословен Он, и играл с ними». Представлял, как Он хочет насладить Творение. Знал, как Он хочет дать и какой  получить ответ – Хохма и Бина. Но сам путь между этими состояниями, которые суть есть Его край одежды  и бездонная точка поглощения, ещё не проложил Он. И произошло это соединение в Торе. Она есть сочетание букв, которыми Он играл прежде, занимаясь её написанием. И бесконечными вариациями разверток Торы в каждой точке этой спирали. И всё это игра букв, но это тоже бесконечный процесс.

Еще один смысл «Находим буквы в перевернутости». Сначала Бет, потом Алеф. Сначала любовь, а потом постижение. Сначала Он представил себе зивуг, а потом придумал, как Творение постигнет его.

Сначала представил конечный результат и насладился им, а потом создал все этапы. И поэтому Алеф после Бет. И Алеф заложен в последнем слове эт. Во всех всеобъемлющих значениях – эт. По своему буквенному написанию от бесконечности замысла, выходящего за пределы игры, и до необходимости первого шага, усилия Творения в путешествии снизу вверх – Тав. И поэтому Алеф в конце, а в начале Бет.

В сценарии игры содержится Его замысел того, как выглядит начало. Каким должно быть Творение, сливающееся в зивуге с Ним, со Славой Его. И это включает в себя шесть – парцуф Зеир Анпин в исправленном состоянии – Вав кцавот – шесть концов, шесть сфирот. И сам парцуф Вав кцавот это есть символ зивуга. Это Элоhим.

Бара – первые две буквы Бет, Рейш. И вторые две буквы Бейт, Рейш. Потому что и первое, изначальное побуждение – любовь. Желание передать это в Творение. И второе начальное побуждение любовь, желание передать это в Творение. Но «в начале» включает в себя еще и множество других комплексов понятийных. Шин и Тет. Берейшит.

Шин – это всё. Шин это возможность роста и постижения. В начале Он уже представлял, что необходимо создать бесконечно удалённую точку, и дать путь её развития в собственных усилиях.

 

23. Когда пожелал сотворить мир, пришли все буквы перед Ним от конца к началу их. Начала буква «Тав» заходить первой. Сказала: «Властелин Миров (рибон алмин), хорошо перед Тобой сотворить с помощью меня мир, ибо я – печать перстня Твоего – «Истины» (слово «Эмет» (истина) заканчивается на «тав»), и Ты называешься «Истина». Верно (йаот) для Царя начать со знака Истины и сотворить с помощью меня мир». Сказал ей Святой, благословен Он: «Верна ты, и заслуженна ты, но ты не подходишь, чтобы сотворить с помощью тебя мир, поскольку ты приглашена быть записью на лбах людей верных, которые исполнили Тору от «алеф» до «тав», и от записи твоей умрут (во время разрушения Первого Храма буква «тав» была начертана Гавриэлем по приказу Творца на лбах праведников, как знак смертного приговора, за то, что праведники не увещевали злодеев), и ещё, потому что ты – печать смерти (слово «мавет» (смерть) заканчивается на «тав»). И поскольку ты такова, ты не подходишь, чтобы сотворить с помощью тебя мир». Немедленно вышла.

 

«Начала буква «Тав» заходить первой» «Сказала: «Властелин Миров (рибон алмин) - это на арамейском, «хорошо перед Тобой сотворить с помощью меня мир, ибо я – печать перстня Твоего – «Истины». «Эмет» заканчивается на «тав». Эмет – это Алеф, Мем, Тав.

«и Ты называешься «Истина». Верно для Царя начать со знака Истины и сотворить с помощью меня мир». Сказал ей Святой, благословен Он – Барух Кадош Hу - «Верна ты, и заслуженна ты, но ты не подходишь, чтобы сотворить с помощью тебя мир». Не можешь ты быть импульсом, которым должно сотворить мир, Не может быть на букве Тав всё основано, как на точке опирания.

Что значит – в тебе или тобой мир сотворен? Не настолько ты всеобъемлюща, чтобы дать импульс Творению, тобой создавать.

Почему буквы стали приходить, начиная с последней? Всесильный решил представить, как будет исправляться Творение. Поэтому играться с буквами Он начал с самой тяжелой части точки. А ей соответствует последняя буква. С неё начинается подъем вверх. И чтобы создать соединение точки и Славы, должен Он начать с последней буквы и прийти к первой.

«Начала буква «Тав» заходить первой. Сказала: «Властелин Миров (рибон алмин), хорошо перед Тобой сотворить с помощью меня мир». «перед Тобой» – то есть, в отделенности от Тебя, Барух Кадош Hу. То, что должно быть уже не Тобой, а игрой, в которую Ты играешь. И хорошо бы начал Ты с меня, сказала буква. Она есть желание, идентифицирует себя как я.

«Ибо я – печать перстня Твоего – «Истины» - «Эмет». Почему «печать перстня Твоего»? Перстень Твой – то, как Ему представляется мир. Красный камень в нём. Красный – животные желания. И «печать» – это оттиск того, что делает Он, на неживую материю перенося Свое представление о мире как таковом. И это буква Тав. Последняя буква алфавита, которая должна быть поднята усилиями снизу вверх в замысле Его.

Истина, «Эмет» с точки зрения Творения, и с точки зрения Всесильного. Истина всё, что создаёт Он. И её завершение там, где кончается буква Тав. Предельное состояние истины Его, Его Творения, там, где оно может быть соединено с Ним самим. За пределами соединения Творения с Ним самим истины нет. Истина только любовь, зивуг. Всё, что касается черного колодца бездонного, пустоты, которую Он же и стер во времена Ноаха, истиной не было.

То есть, есть истина, но нет ее. Потому что истина это только любовь. Другой истины нет. И она завершается там, где кончается постижение в буквах. А оно  заканчивается на Тав. И ниже Тав не существует ничего из исправляемой сущности, которая стремится к зивугу с началом, заложившим в неё программу исправления. О какой мы можем говорить вообще истинности, когда нет игры там дальше. Не существует её.

«и Ты называешься «Истина». Верно (йаот) для Царя начать со знака Истины и сотворить с помощью меня мир». Но если истина я, то почему не считаешь ты, что с моей помощью вообще можно исправить всё? Но мы уже знаем, что это не так.

«Сказал ей Святой, благословен Он: «Верна ты, и заслуженна ты, но ты не подходишь, чтобы сотворить с помощью тебя мир, поскольку ты приглашена быть записью на лбах людей верных, которые исполнили Тору от «алеф» до «тав», и от записи твоей умрут». Постижение тебя не есть жизнь.

Её наполняют жизнью. Но сама по себе она жизнью не является, а только оттиском с перстня Его – истиной.

Все, кто учился у мудрецов Сангедрина, должны были нанести Тав углем, черным цветом на лбу у себя. И сказано было сначала, что те, кто нанесет букву, останутся. И стала буква Тав кровавой у них. И были поражены они после разрушения Второго Храма. Почему? Не соединили они свои постижения с народом Исраэль. Постижения, переданные без любви, восприятия всего окружающего мира, особенно собственного народа Исраэль как Его Брахи, бессмысленны.

Они находились в самопостижении как бы, в изолированности. Без любви с точки зрения исправления народа Исраэль. Им было поставлено в вину именно то, что они свои постижения, Каббалу вниз не передавали народу Исраэль. Хотя можно было это сделать.

Они были праведниками. Праведник - это тот, в кого поступает свет. Они любили Всесильного. Но из них этот свет не выходил вниз.

Тот, кто делает усилия навстречу Всесильному – это праведник. Достаточно усилий или нет, это абсолютная оценка Его, но не наша. Мы же находимся в относительных оценках. Кто праведник и кто не праведник, мы не вольны судить.