Zohar

Зоар §121-123

 

121. И в конце всех ворот сделал ворота одни с несколькими замками в нескольких дверях в нескольких залах (hэйхалин), эти над этими. Сказал: «Всякий, кто хочет войти ко Мне, ворота эти будут первыми передо Мной, тот, кто войдёт в эти ворота, войдёт [ко Мне]». Так и тут: ворота первые для Мудрости Высшей – это Страх Б-жий, и это – «начало» (рейшит).

 

Почему: «И в конце всех ворот сделал ворота одни с несколькими замками в нескольких дверях в нескольких залах (hэйхалин), эти над этими»? «И в конце всех ворот». Это конец всех внутренних состояний, всех картинок.

Мы входим во множество ворот, в наши внутренние состояния. И в конце «сделал ворота одни с несколькими замками в нескольких дверях». Ворота одни, а дверей много. В нескольких залах, и «эти над этими».

Одни ворота с несколькими замками, в которые нужно войти. То есть, которые предполагают несколько вариантов открытия. В них есть двери в разных местах.

Нужно войти в одни ворота, но в них можно войти через разные двери. И они располагаются «в нескольких залах (hейхалин), эти над этими». И чтобы это понять, нужно вспомнить, как выглядит парцуф Адам. Потому что у каждой души есть собственные высота и эйхал. У каждой души собственный эйхал и собственная дверь, и собственный замок, но ворота одни. И после этих ворот – единство. И нет уже ни дверей, ни эйхалов, общих или не общих, а всё единое и в простом слиянии. И это то, что называется «Входишь ты ко Мне». Находишься в полном зивуге, и нет различия между душами, и всё как одно. Мы не можем дифференцировать, разнести по времени, кто входит сначала, а кто потом. Вернее, мы можем сказать, что сначала сливаются души рошим, затем гуфот, а потом все остальные. Но, перед тем как каждая душа входит в слияние, она проходит собственное состояние «эйхал», которое является отраженной картиной от внутренних свойств этой души. И каждая душа должна пройти сквозь «ворота одни», имея свой эйхал, в котором ей предстоит сделать определенное усилие и пройти через предназначенную ей дверь.

Здесь уже всё происходит в ощущениях Бина. Почему мы рассматриваем парцуф Адам? Потому что он, грубо говоря, разделен на шестьсот тысяч частей. И перед тем, как все ощущения сольются в одно, проход через эти единые ворота для каждой из них осуществляется через конкретную индивидуальную дверь, которая будет соответствовать её усилию и осознанию себя внутри окружающего, эйхала. И в одно означает: в одно, переливающееся всеми. Там не будет различия между ощущением одной души и души, находящейся рядом с ней. Всё будет одновременно единое и перемежающееся.

Цветовой аналогией того, как связаны между собой эти двери и несколько hейхалин, может быть северное сияние. Вроде бы, это единое целое. Но в то же время разная яркость во всех местах, всё переливается и меняется местами.

У нас есть иллюзия действий. Реальные действия мы совершаем во время молитвы. А так, мы течём в реке. Почему мы читаем в молитве: «Возвышают людские реки голос свой, но сильнее ревущей воды великой и могучей, сильнее морских валов, Б-г в высотах своих»? Что значит «реки человеческие»? Течение, ощущаемое как жизнь, происходит по проложенному Всесильным руслу. Внутри русла и по заранее заданному маршруту.

Перемещение в русле, которое нам кажется активностью, усилием, жизнью, таковой не является. Это просто запись. А если начинает шуметь вода, тогда это позитивное действие. «Шум воды», «сильнее ревущих валов», означает усилие.

Постепенно происходит осветлении парцуфа Адам. А окончательный переход в светлое состояние перед последними вратами осуществляется через индивидуальное усилие. Оно делается в наслаждении, но всё равно это усилие.

Там нет тела как такового. Но всё равно творение делает усилие, стремится доставить Ему наслаждение, пульсирует Ему навстречу. От каждого этого усилия не ощущается усталость. Оно даёт всё большее наслаждение.

«Так и тут: ворота первые для Мудрости Высшей – это Страх Б-жий, и это – «начало» (рейшит)». «рейшит»видите, какое замечательное слово? В нём есть и Рейш, и Шин, Тав и Йод. В этом слове всё. Начало, оно же запись. И запись, она же начало.

Мы здесь ломаем голову, разбираем этот текст. А каково было его записывать? Записать это таким кодом, чтобы только совокупное знание, которым мы сегодня обладаем, помогло понять, что здесь написано. Чтобы прошли все тикуним, и мы, в конце концов, пришли в такое же состояние, чтобы это разобрать и понять, в каком состоянии находилась та душа, которая записывала. И всё точно рассчитать, чтобы в тот момент это произошло, а в этот момент раскрылось. Барух Ашем!

 

122. [Буква] Бет (из слова «бе-рейшит»): двое их, которые соединяются, как одно, и это – две точки (некудин), одна – скрыта и спрятана, и одна существует открыто. И поскольку нет у них разлучения, называются «начало» (рейшит) – одно, а не два. Тот, кто берёт эту, берёт ту, и всё – одно (кола хад). Ведь Он и Имя Его – одно, как написано (Теhилим, 83): «И узнают, что Ты, Имя Твоё Б-г (употр. Четырёхбуквенное Имя) – один Ты».

 

«Буква Бет (из слова «бе-рейшит»)». В начале.

«Буква Бет (из слова «в начале»): двое их, которые соединяются, как одно, и это – две точки, одна – скрыта и спрятана, и одна существует открыто. И поскольку нет у них» на самом деле никакого разлучения, а они разнесены только в ощущениях, то «называются «начало» - одно, а не два. Тот, кто берёт эту, берёт ту, и всё – одно. Ведь Он и Имя Его – одно». «Он и имя Его – одно». Это уже прямая подсказка. Одно состояние. Ощущение Всесильного в Творении и Он Сам, это всё одно. И Его Творение и Он сам – одно.

«Как написано: «И узнают, что Ты и Имя Твоё Йод Хей Вав Хей – один Ты».

Что значит: «Буква Бет»: двое их, которые соединяются, как одно»? Что в букве Бет «двое их, которые соединяются, как одно»? «Буква Бет: двое их». На самом деле, их действительно двое. Бет, Браха – это два состояния. Состояние, откуда исходит Браха, и то, на кого она ниспослана.

То, откуда она исходит – это Он Сам. А ощущение Хая Брахи есть второе состояние.

И поэтому Браха как таковая, буква Бет – это два состояния. Ниспосылающая сторона и воспринимающая Браху сторона, на которую нисходит Благословение, Сторона, на которую нисходит Благословение, называется человек или душа. И та мера, в которой она, душа йегудим, ощущает Имя Всесильного, есть результат и следствие Брахи в соединении с усилиями этой души. И поэтому внутри Бет, Брахи существует двуединство: Его замысла и Его Самого.

Его замысла, коим является Игра под названием «ощущение каждого момента Игры и каждой её части» или сечения. Абстрагировавшись от окружающей действительности, момент Игры мы называем «Адам  аРишон». А самоощущение элементов этого момента Игры - душами человека. Брахой оживляется и то, и другое. При этом она исходит из первой точки, а воспринимается второй, коей в любой момент Игры является само Творение.

«одна – скрыта и спрятана». «скрыта и спрятана» называемая Он. Вторая «существует открыто». Та, которая является нашим собственным самоощущением. Вторая точка – этот мир, срез Торы, момент Игры.

«И поскольку нет у них разлучения», на самом деле. Потому что всё это внутри Него. Это Его внутренняя Игра. Как если бы я создал внутри себя шахматы и сам бы играл этими шахматами, задав им самодостаточную программу, чтобы они играли со мной. И при этом они бы находились во мне. И поэтому не было бы никакого различия между свободой выбора фигур и мной самим, потому что всё во мне. И материал, из которого самоощущение этих шахматных фигур реализуется в них самих, тоже как бы из меня выделен и дан в обратном мне ощущении.

«И поскольку нет у них разлучения, называются «начало» (рейшит)». «Начало», а не «начала». В описании Игры, которое даётся самим фигурам в качестве инструкции, абсолютно всё соответствует тому, чем является и как структурируется сама Игра. И инструкция является самой внутренней частью, самой концентрированной квинтэссенцией Игры как таковой – она называется Тора.

То, что у нас лежит на столе, является в полной мере Им так же, как Игра, описываемая этой Святой Книгой, которая тоже является Им. Как и то, что снаружи этой Игры, кем является Он Сам как таковой – Ацмуто.

Мы увидим вложенные друг в друга миры, вплоть до предельной концентрации самой этой идеи, которая называется Тора – внутренняя точка.

Пишет: «Тот, кто берёт эту, берёт ту, и всё – одно. Ведь Он и Имя Его – одно, как написано: «И узнают, что Ты и Имя Твоё Йод Хей Вав Хей – один Ты».

 

123. Почему называется «Страх Б-жий»? Поскольку это – Дерево Блага и Зла (илана де-тов ва-ра), [если] удостаивается человек, то – благо, и если не удостаивается, то – зло. И поэтому находится в том месте страх, и это – ворота высшие ко всему благу мира. Потому что всё благо – это Дерево Жизни (илана де-хайей). «Разум благой» (Теhилим (Псалмы), 111) – это эти двое ворот, которые – как одно. Раби Йоси сказал: «Разум благой» - это Дерево Жизни, которое - разум благой без зла вообще. И из-за того, что не находится в нём зло, оно – разум благой без зла.

 

«Поскольку это – Дерево Блага и Зла (илана де-тов ва-ра)». «илана» - дерево, «де-тов» хорошего и «ва-ра», зла.

«Почему называется «Страх Б-жий»? Поскольку это – Дерево Блага и Зла». Дерево Познания и Дерево Жизни.

«если удостаивается человек, то – благо». В результате тикуним, гильгулим, удостаивается внесения в него духовных решимот. Тогда для него – благо. «и если не удостаивается, то – зло».

Как это воспринимает Всесильный, точно так же внешнее воспринимается внутри человека. Если человек воспринимает внутри внешний мир, наслаждаясь Всесильным, то Всесильный наслаждается этим человеком. И на следующем этапе еще больше усиливает это ощущение. Если же человек, даже раскрывая Его, страдает и требует что-то, то эйхал для него не меняется. Таким образом, «если удостаивается человек, то – благо».

Но, благо и там, и здесь. Потому что на самом деле это одно и то же. И если человек испытывает благо внутри, для него становится благом то, что снаружи. «и если не удостаивается, то – зло». Если не находит в себе силы для Его оправдания, то внешние обстоятельства не меняются.

«И поэтому находится в том месте страх, и это – ворота высшие ко всему благу мира». И поэтому страх, трепет перед Всесильным, «ворота высшие ко всему благу мира». Что значит «ворота высшие»? Благу, которое скрыто во всём, предшествует трепет перед Всесильным. То есть признание его как абсолютной силы: абсолютного добра и абсолютной любви.

«Потому что всё благо – это Дерево Жизни (илана де-хайей)». А вот «Разум благой» - это не Дерево Жизни. «Разум благой» – это эти двое ворот, которые – как одно». «Разум благой». Это состояние, в котором вообще уже нет зла. И этому соответствуют завершающие движение в трех линиях ворота, которые каждая душа проходит через собственную дверь.

И тогда творение понимает, что первые ворота, которые для него открыло Дерево Жизни (илана де-хайей), и те ворота, которые оно миновало в приобретении ощущения единства и полного слияния – есть суть одно и то же. Что значит одно и то же? Тора является всем окружающим нас миром, а он - тем, что мы ощущаем – Всесильным. Всё  это одно и то же, только ощущаемое из разных состояний. И тогда мы приходим к пониманию того, что создана единая точка, в которой содержатся записи всех состояний, свернутые в виде бесконечной спирали. Эта спираль неотделима от точки. Мысленным взором она может быть вытянута и развернута.

Но вообще-то всё в точке. И нет ничего, кроме состояний точки, меняющихся по закону спирали. Но нет никакой спирали. Есть только точка.

В чём суть Игры? Если будем рисовать график состояний точки и её отдельных частей, мы получим  не подобие, а спираль, которая по мере раскрытия состояний этой точки будет ветвиться во всех возможных направлениях. И всё это будет лишь как бы графиком изменения состояний точки, но не физически или энергетически существующей спирали.

«И из-за того, что не находится в нём зло, оно – разум благой без зла». Это состояние точки, прошедшей последние врата, путем наличия в этой точке ощущений, которые создают в ней совокупное ощущение прохождения врат разными душами в различных состояниях.

Если точку как бы развернуть, то мы увидим множественность её состояний, которые описываются как несколько, то есть ограниченное число замков.

Что значит «несколько»? В конце концов, будет несколько типов душ. Всего шестьсот тысяч душ. И они будут разбиты на определенные группы.

«Несколько» - это значит конечное число. Это шестьсот тысяч душ, соотнесенных в группы. Это души, которые ранее подверглись слиянию, объединению в группы в небесных ешивах.

Точка – это голографический бесконечно малый, бесконечно объемный носитель информации. Есть диск. Органолептическим методом, смотря, нюхая, пробуя на вкус и ощупывая, мы ничего, кроме пластика с некоей отсверкивающей поверхностью, не воспринимаем. Но если поставить специальное считывающее устройство, мы увидим на экране замечательный фильм – это полная аналогия.

Экран, на который транслируется кино, чувствует себя не экраном, не материей, на которую транслируется, а самими героями фильма. Он каждый раз трансформируется.

Или возьмем диск неограниченного объема.  Допустим, он содержит в себе все истории Адама. То есть одну картину, включающую все картинки и множество иных картин, то есть любое количество картинок. Вопрос только в том, что диск с обратной связью. Материал диска меняется.

Материал диска, в конце концов, начинает не только отражать лазерный сигнал проигрывателя, но и эмитировать собственный сигнал. Вопрос: собственный сигнал заранее описан? Да. А что же тогда не описано? Только любовь, усилие по его достижению. По большому счету, не описан обратный сигнал. Это дополнительная запись, которую строит само творение.

Что значит «не записан»? Он записан в бесконечных вариациях. От нуля до бесконечности, сопоставимой с неизмеримостью и бесконечностью Всесильного. Он записан рамочно, как бы, его диапазон.

Но это всего лишь диапазон от нуля до бесконечности. Да, он может быть градуирован в какой-то примерной степени, но всё предопределено не полностью. Бесконечность - это состояние Всесильного. И только Он может провести градуирование внутри бесконечности. Поэтому в нашем случае, ничего не предопределено, кроме результата усилия самого диска.

На примере диска мы рассматриваем усилие души человека.

Могла ли быть Игра перезаписана? Могла. Раз могла, значит, такая запись существует в реальности так же, как и отрицательный ответ на этот вопрос.

Существует только Его мысль и Его слова. Значит, возможен любой исход Игры. Вопрос: в прошлом реализовалась ли уже возможность перезаписывания, начала игры по-новому? Ответ на этот вопрос знает только Всесильный. Но вопрос предполагает, что это возможно.

Игра настолько сложная, что предопределяет: «…и не будет ничего без участия Всесильного во времена Машиаха». Он участвует в Игре постоянно, и в её начале, и в середине, и в конце. Он участвует таким образом, чтобы она всё время продолжалась.

Эта Игра создана Им. И по своей сложности она не может быть совершенно контролируемой или правильно использованной ни одной частью Его творения. Он создал Игру в равновесии добра и зла, которое обеспечивается только усилием самой души человека. И не может быть стопроцентное попадание в «десятку» душой праведника. Тогда – это Он сам. Но Игра под силу только Ему. Всё в Игре знает только Он. С точки зрения Его постоянного присутствия, Он раскрывается только тем, кто подобен Ему. Тогда Игра для Него становится наслаждением. Это то, для чего Он её создавал.

И здесь уместна аналогия с ребенком. Для нас игра бездуховна, безжизненна. Но почему? Любовь тоже игра. И результат этой любовной игры – ребенок. Как мы воспитываем ребенка, так же Он воспитывает подобие Себе. Поэтому тех, кого любит, Якова, Давида, Моше – Он называет рабом и сыном Своим.

Хотелось бы, чтобы Игра была совершенно независимая, которая может повернуться и в одну, и в другую сторону. И чтобы она доставляла наслаждение без участия создавшего Его. И чтобы она была интересна и забавна для бесконечности и неизмеримости Создавшего её, и наслаждала Его результатом. Для этого она должна быть чрезвычайно сложна. И абсолютно неочевидна для тех, кто участвует в ней. А если, как мы обсуждаем сегодня,  понятна даже в общих чертах, то не может быть мудрость одного человека, одной части этой игры такой, чтобы воссоздать все ее реализации. Тогда эта часть должна быть подобна Создавшему её. Да, это так, но в своей несоизмеримости. В несоизмеримости пропорций она подобна, но по свойствам, а не по всеобъемлемости.

Поэтому ничего не будет без Него в дни Машиаха. И так же не было ничего без Него. Все праведники были в контакте с Ним. Потому что им надо было исправлять этот мир, вытаскивать, обновлять его. А как это можно было делать? Даже если им, как раби Шимону, было дано полное представление о структуре Игры.