ЗОАР 91-94

ЗОАР 91-94.

           

            91. Открыл и сказал: ««Бнайhу, сын Йеhойады» (Шмуэль-Бет (Вторая Книга Шмуэля), 23), - этот стих установили и прекрасен он (далее до п. 104 объясняется тайна рассказа об одном из приближённых царя Давида: «Бнайhу, сын Йеhойады, сын человека живого, многочисленный деяниями в Мекабцеле: он побил двух князей (Ариэлей) Моава, и он спустился и побил льва внутри ямы в день снега, и он побил человека египетского, человека видного, и в руке египтянина – копьё, и спустился к нему с жезлом, и выкрал копьё из рук египтянина и убил его копьём его»). Но этот стих показать тайны высшие (разин илаин) пришёл. И [имя] «Бнайhу, сын Йеhойады» [намекнуть] на тайну мудрости (хохмета) пришло. Слово закрытое (стима) оно, и имя причиняет. «Сын человека живого (бен иш хай)» (там же), - это Праведник (цадик), Жизнь Миров. «Многочисленный деяниями (рав поалим)» (там же), - Господин всех деяний и всех воинств высших, поскольку все они выходят из Него. Б-г Воинств Он – знак среди всех воинств Его, отмечен («рашим», т.е., букв: «записан») Он, и превосходит всё (рав ми-кола).

 

            «Открыл и сказал: ««Бнайhу, сын Йеhойады», - этот стих установили и прекрасен он. «Стих» - это имя. «стих» - это «установили» имя. Кто такой раби Хемнуна Саба и кто его сын? Ранее мы об этом говорили. Раби Хемнуна Саба пишется: Хей, Мэм, Нун, Вав, Нун, Хей.

            Это то, чем Малхут наполняется через Вав от Нун до Нун, от никева до никева, от стадии Далет до стадии Далет, от Хей высшего до Хей нижнее. Это Имя, постигаемое путём наполнения всей Малхут. 

Хемнуна - это Имя, которое Малхут постигает в наполнении. Это Имя Всесильного в постижении в исправленном состоянии.

Это означает Имя, которое постигается, начиная от бхина Бина, наполнением всей Малхут любовью от Нун до Нун, то есть, от никева до никева, до состояния Хей. И тогда Имя Хемнуна постигается только в наполнении Малхут, соединением Хей высшего и Хей нижнее.

Это состояние Малхут, в котором постигается Имя Всесильного. Саба – старейший. Это Имя старейшего, которое постигается в этом состоянии.

            Так как Он в теле, и текст должен быть скрыт, то не пишется что раби Хемнуна Саба - это Всесильный. Говоря современным физическим языком, это протуберанец Всесильного. И чтобы быть доступным для обозревающих Его раби Элазара и раби Хия в дискретном мире, Он облачён в левуш тела.

Он должен быть видимым. Поэтому Имя Его не может состоять из высших букв. Имя Его одежды будет раскрыто, когда Хей высшее и Хей нижнее сомкнутся. Саба – старейшина, буквы Самех, Шин и Бет. Старейший, достигающий в усилиях в трёх линиях состояния Бет.

            Его осознали как сына раби Хемнуна Саба.

            Хемнуна Саба «Открыл и сказал: «Бнайhу Йеhойады - этот стих установили и прекрасен он. Но этот стих показать тайны высшие пришёл «разин илаин». И в комментарий петитом говорится, что один из приближённых царя Давида обладал свойствами  «Бнайhу Йеhойада» и возобладал над всеми животными свойствами.  

«Сын человека живого». Человек живой – это тот, кому открывается Имя Хемнуна. Это полностью живой человек. Живой Адам, наполненный любовью после подъёма Хей нижнего в  Хей высшее. Но «Сын человека живого» - это то наименьшее, что может быть до раскрытия одежды Хемнуна. В одежде этого мира может находиться сын, то есть, наименьшее проявление Всесильного, которое не относится к этому миру.

Сын раби Хемнуна Саба является протуберанцем, одетым для постижения органами чувств в одежды этого мира. 

            «Он побил двух князей Моава, и он спустился и побил льва внутри ямы в день снега». «в день  снега», в день неживого, когда ещё нет воды, жизни. Есть животные - яма. И он сильнее того, что ниже земли. Он сильнее всего, что не соответствует ему.

            «в день снега». Снег – это неживая вода. Вода, которая замерла, не обладает живыми свойствами. Для приобретения ею живых свойств снег надо растопить.

Поэтому есть снег не рекомендуется. Он не утоляет жажды, а только приводит к заболеваниям. Потому, что в нём нет жизни. Это законсервированная, высушенная, замороженная вода. Она не питает жизнь.

            «и он побил человека египетского, человека видного». Вырвал у него копьё и убил его.

            «И имя… намекнуть на тайну мудрости (хохмета) пришло. Слово закрытое оно, и имя причиняет». «причиняет» - это значит, что оно Именем не является, а при раскрытии возбуждает у знающих постижение этого Имени.                    

«Бнайhу» - это сыновья, Бет, Нун, Йуд, Хей, Вав. Браха Всесильного, спущенная до уровня никевы нашего мира, осветившая этот мир привнесённым светом мудрости и разумения, привносит в него любовь и передаёт сверху то, что должно быть передано. Бен - сын того, кто это делает. Палочка у Нун уходит вниз. И поэтому он в снежный день убивает льва в яме. В яме - ниже уровня земли, там, где вообще нет жизни.

Небо и земля - это установленный край нашего постижения. Слово бен означает, что он способен возобладать над нежизнью ниже нашего уровня её постижения.

            Он сын Йеhойада, того, кто светом через свойства Хохма, Бина, Вав вводит мудрость в Далет и устанавливает в ней две линии. Айн – это установление двух линий. У Айн короны обеих ветвей смотрят влево. Почему? Потому что установление обеих линий есть левое смещение от Всесильного. Оно начинается на западе от Всесильного. Не может быть чего-то, что находится вправо от правой линии. Обе линии - и правая, и левая питаются от левого состояния Всесильного. Потому что, что такое правое состояние от Всесильного мы вообще не в состоянии понять. Левая сторона – это наиболее близкое  к нам.

Что делает  Зайн? Порождает бесконечное желание и вводит в Творение всё, что должно быть в него введено. Все уровни желания введены в Малхут, в точку или, что наиболее верно, созданы на всех уровнях Торы.

Желания на всех уровнях спирали Торы – это буква Зайн. Нуква, никева – это то, что должно быть исправлено для перехода в правую линию.

            Айнэто буква, которая приводит к установлению двух линий во всех записях Торы, во всём Творении. Мы говорим только о Торе. Во всех записях, уровнях решимот Торы  Айн устанавливает две линии вплоть до их исчезновения после зивуга.

            Итак, «Бнайhу бен Йеhойада» приводит к постижению того, что сыновья или свойства, которые должны в Брахе Всесильного через никеву в освещении мудростью, свойствами Хохма, разумения и любви привести к её наполнению. Вот что такое «Бнайhу».

Это те Его свойства, которые переданы носителю. Эта Браха проходит ниже строки в яму, в которой сидит лев в снежный день. Он является сыном Имени, которое есть Йеhойада. И в этом Имени содержится очень точная грань. В Нём передано два уровня Его Игры. Первый уровень -  создание Йуд Хей и передача этого через Йуд, через Его мудрость в уровень Далет. Мы говорим не о нашем восприятии Его, а о Нём. О том, что Он сделал для того, чтобы создать этот мир.

Эти буквы, это переданное нам Хемнуна Саба слово о том, как Он создавал этот мир. В своей мудрости Он создал для её постижения букву Йуд. Букву Хей как раскрытие решимот нашего постижения Его любви, оживляемое Его мудростью и переданное посредством Его мудрости в уровень Далет, и введением в него двух линий для нашего подъёма.

            Всё вообще и всё вокруг нас это Он. А две линии – это то, что есть Он, при условии, что мы неживые. Построение третьей линии – это прерогатива, функция тех, кто живой.

Хемнуна и Йеhойада, это равновеликие имена. Но одно имя представляет собой одежду другого имени. Это Его действие. То, как Он создал всё, в том числе, и Хемнуна.

Как создан этот мир? Вначале нет человека, есть только Творящее начало. Далее говорится о том, когда будет постигнуто Имя. Это произойдёт, когда будет исправление в третьей линии, которое позволит его раскрыть. Каким для этого должно быть состояние Творения? Это состояние прямого света, входящего в обратный свет. Это печать и оттиск. Поэтому Саба идёт к Брахе через три линии.

            Четырехбуквенное Имя Всевышнего, тетраграмматон ЙХВХ, очень сжато. Тетраграмматон  это общий принцип, общая структура. Это как Он создал мир. Он создал мир своим замыслом в подобии всего всему. А вообще Он создал в своей мудрости нижний мир в подобии высшему. А мы сейчас говорим уже о деталях.

В своей мудрости Он создал Хей нижнее в подобии Хей высшему. Но зачем, почему, кому, когда, как, об этом умалчивается.

            «Слово закрытое (стима) оно, и имя причиняет». Оно причиняет имя. Раскрытие этого слова «причиняет» нам раскрытие Имени Всесильного. Потому что речь идёт о Его действиях по созданию этого мира. И они «причиняют», заставляют нас двигаться снизу вверх, от Айн до Йуд, создавая третью линию для постоянного наращивания нашего представления об Его Имени. И поэтому в сидуре бонаиh называют строителями.

Но «Бнайhу» – это Его сыновья. Почему во множественном числе? Потому что это совокупность состояний Его присутствия на всех уровнях Торы. Его оживляющее присутствие на каждом уровне подъёма парцуфа в спирали, раскрытие определённой записи Торы в каждом раскрытии решимот спирали – это «Бнайhу». Что является последствием, результатом, причинением, малым ликом от Йеhойада. И поэтому бен. Само Его деяние, Барух Кадош Ху, по Йеhойада «причиняет» Его раскрытие Бнайhу на каждом уровне.

Путём Йеhойада Он создал Тору. В результате раскрытия Торы на каждом уровне рождается Бнайhу бен  Йеhойада, Его сын.

«Бнайhу» – это есть второй Йуд, Его присутствие.

            «Сын человека живого» (бен иш хай)». «бен иш хай», мужчина, «Сын человека живого - это Праведник (цадик)». Цадик - сын «человека живого». Мы говорили об этом на прошлом занятии. Душа Всесильного является Кетер нешама цадика. Через него проистекает «Жизнь Миров». Живая часть мира - цадик. Неживая часть называется этот мир.

«Многочисленный деяниями (рав поалим)», - Господин всех деяний и всех воинств высших, поскольку все они выходят из Него». «Многочисленный деяниями» - это имеется в виду Всесильный. «поалим», почему начинается с Пей? Когда нас охватывает восторг от постижения Его очередного уровня, мы находимся в клипе, оно направлено носиком внутрь. И вся множественность Его постижений говорит о разности свойств.

Как пишется Пей? Её сравнивают со змеей. Она смотрит в себя.

Мы постигаем Его слева направо, из сокращения  взоров в себя, из разворачивания Пей.

            «Господин всех деяний и всех воинств высших, поскольку все они выходят из Него. Б-г Воинств Он – знак среди всех воинств Его, отмечен  Он, и превосходит всё». «отмечен, записан Он и превосходит всё». То есть в каждом Его уровне, уровне «Бнайhу» определяются Его записи. Каждый уровень Торы, Его раскрытие для Творения,– это всего лишь Его запись, предусматривающая это раскрытие внутри Творения.

Он сказал такую фразу: «Всё предусмотрено, кроме одного – любви. И это ваше». Любовь – это ваше дело, а всё остальное Я предусмотрел. Всё записал.

 

            92. «Многочисленный деяниями», - это «Мекабцель» («мекабец Э-ль», что означает «собирает Б-г»). Дерево большое и драгоценное это, большее, чем всё, - из какого места вышло, из какого уровня пришло? Вернулось Писание и сказало: «Мекабцель», - и это уровень высший, закрытый, который «не видел глаз» (Йешайа, 64), уровень, в котором – всё, который вбирает внутрь себя из [силы] света высшего, и из него выходит всё».

 

«Многочисленный деяниями», - это «Мекабцель» » («мекабец Э-ль» - «собирает Б-г»). «мекабец Э-ль» – собирают Эле, эти. Что собирает тот, Кто собирает? Собирает то, что отсверкивает снизу вверх. Судит, оценивает, выносит приговор и ставит печать.

Почему здесь написано: «Дерево большое и драгоценное это, большее, чем всё, - из какого места вышло, из какого уровня пришло? Вернулось Писание»? Невозможно ничего объяснить, если не понимать что такое Тора. Надо вернуться к Писанию. «и сказало: «Мекабцель», - и это уровень высший». И невозможно этого понять, если не вернуться к тому, что всё есть Тора, и нет ничего более. И тот, кто находится выше Торы и создал её, оценивает на каждом уровне совокупное усилие Творения по подъёму вверх и раскрывает следующее решимо внутри Торы – это и есть Мекабцель.

И как здесь без Писания? Без возвращения мыслью к Нему? Вообще ничего невозможно понять.

            Есть такое слово «лекабель» - получение. «Лекабель» пишется через Ламед, Куф, Бет, Ламед. «Мекабцель», это Мэм, Куф, Бет, Цади и Ламед.

«Лекабель». Слово «получение» не может быть написано через Мэм. Малхут не может получать от Малхут, а только от Высшего. Получение должно начинаться с Ламед. Она находится далеко вверху. Куф, далее Браха. Без Брахи нет существования жизни и получения того, что мы хотим получить.

Мекабцель – это слово, обратное получению. Это собирание того, что произошло в Малхут при её получении от цадиким через Его Браху. Оно обратное, направлено не вниз, а вверх.

Мекабцель означает собирание. Откуда? С уровня Малхут при получении ею через цадиким вверх в Брахе Всевышнего. То, что получила Малхут, отдаётся через цадиким вверх. Он оживляет Малхут, получение Брахой. И Его Брахой существуют цадиким. Соединение Эле и цадиким есть Его сбор.

Вся конструкция сфирот не является статической. Она всё время перемещается по спирали решимот. То есть классическая схема Каббалы динамическая, и всё время перемещается и реализуется в каждом конкретном решимо.

Принцип построения воздействия Всесильного на Творение описан классической Каббалой. Просто в ней рассмотрен общий случай, взято одно сечение. Это структура конкретного решимо в каждом сечении Торы. Но она везде одна и та же, разное только наполнение. В  связи с тем, что разное соотношение между десятью сфирот, между распространением, ограничением, уравновешиванием и принятием решения. Увеличиваются первые две сфирот, уменьшаются вторые две. Уравновешиваются, стабилизируются третьи две. По мере подъёма всей конструкции, третья линия становится доминирующей. Подъём обеспечивается увеличением ор хозер.

Шарик, в котором происходит построение картинки, имеет постоянную структуру. Его свойства изменяются. Осветляясь, он всё время смещается.

Какая разница между семью и десятью сфирот? Семь сфирот – это установление неба и земли. Оно всё время разное на каждом уровне сечения Торы, уровне решимот. Они постоянно раздвигаются вниз и вверх. Три остальных сфирот – это Его свойства. Наше представление о небесах очень туманно, оно меняется очень медленно. В основном, у нас увеличивается расстояние между первой и седьмой сфирой. Граница между нашим представлением о том, что такое этот мир и тем, что такое для нас небеса. Этот диапазон всё время увеличивается, но принцип построения картинки остаётся тем же.

            Вначале мы считаем, что Его нет. Это точка. И эта структура вытягивается в шесть сфирот, становясь постепенно однородной. Потому что здесь Он, и там Он. Верхняя и нижняя границы исчезают. Остаётся только Он.

Расстояние между небом и землёй в нашем представлении, с одной стороны, увеличивается, с другой стороны, граница между ними исчезает. Остаётся только Он. Это так, потому что на самом деле, мы рисуем умозрительные картинки. И над этим есть ещё три сфиры, это Его свойства. Структура сфирот остаётся, а их свойства и соотношение меняется.

 

93. «И он – зал (hэйхала) святой закрытый, внутри которого собираются и закрываются все уровни, и в теле (бе-гуфа) этого зала существуют все миры, и все воинства святые от него питаются и находятся в существовании своём».

           

Он – это зал, в котором есть всё. Зал – это внешнее относительно того внутреннего, что есть Ацмуто. То, чему мы можем дать имя Мекабцель – это эйхал Ацмуто, Его внешнее. Но в этом внешнем заключены все уровни. Это идея самих уровней. Но это есть мысль Его, а не Он сам. Его желание быть представленным человеку в виде этой мысли, записи о Нём. Опять-таки это записи о Нём, а не Он сам.

«и в теле», то есть в уровне, который нам доступен как осознание Его управления, находятся все миры. Но не в замысле Его, который мы не постигаем, а в виде Его воздействия на нас, того, что мы можем назвать Его телом.

Его воздействие на нас – это Его намерение относительно наслаждения и оживления нас. И это Его тело. Мы ощущаем Его как собственное умозаключение о Его воздействии на нас. То, что мы грубо и неправильно можем отождествить с собственными желаниями. Он всё время говорит: «Я спокоен, никогда не нервничаю, Мне всегда хорошо». Но, уровень, который воспринимаем мы, подвижный. В нём есть эмоции, потому что мы наделяем Его ими.

            «и все воинства святые от него питаются и находятся в существовании своём». «воинства», то есть воздействующие на нас силы. Они питаются от Его замысла воздействия, который мы называем эйхалом. Миры творятся воинствами. Это силы, которые на нас воздействуют. 

 

            94. «Он побил двух Ариэлей Моава» (Шмуэль-Бет, 23). Два Храма существуют благодаря ему и питаются от него – Храм Первый и Храм Второй (Храмы названы «Ариэли Моава», т.к. построены царём Шломо, происходящим от моавитянки Рут – Раши). Поскольку он убирается («исталек», вариант перевода – «поднимается»), то течение, которое текло («нгиду де-hавэ нагид», т.е., букв: «вытягивание, которое вытягивалось») сверху, останавливается, - как будто он побил их, и разрушил их, и закончил их.

 

            «Он побил двух Ариэлей Моава». Два Храма существуют благодаря ему и питаются от него». В этом нет ничего удивительного. Конечно, от Него питаются.«Храм Первый и Храм Второй». «Он побил их», то есть разрушил. «Поскольку он убирается, то течение, которое текло сверху, останавливается, - как будто он побил их, и разрушил их, и закончил их».  «убирается» - прекращается. Ощущается разрыв с Ним путём раскрытия решимот, в которых Его присутствие ощущается народом Исраэль как отсутствие.

Он «убирается». В классической Каббале мы бы представили это, как будто Он выдвинулся, ушёл вверх, как телескоп, сложился наверх. Шхина поднялась, её с нами нет.

Что происходит на самом деле? В результате прегрешений народ Исраэль начинает страдать. Всесильный переключил на те решимот, в которых Его присутствие ощущается народом Исраэль, как Его отсутствие.

«как будто Он побил». Раби Шимон пишет очень точно. Останавливается то, что текло сверху: ощущение Его постоянного блага, истечение Его водой жизни. На самом деле, ощущение Его присутствия в этих решимот народ Исраэль воспринимает как Его отсутствие. Отсутствие Его - отсутствие добра. Тогда, так же, как и сейчас евреи не могут сказать, что происходящее с ними исходит от Него. Но в действительности, это так.

            «как будто он побил их, и разрушил их, и закончил их». Представьте себе, уровень раби Шимона, и что происходило вокруг него в то время, когда раби Шимон написал «Зоар».

Какой понятийный аппарат мы сегодня привлекаем для того, чтобы объяснить написанное им, иметь наглядное представление о том, что происходит. То, что написал раби Шимон, это, конечно же, Тора. Помните такую фразу: «Всесильный радовался Торе раби Шимона»?

            Всесильный суммирует все усилия народа Исраэль. Когда их значение оказывается ниже критической отметки, переключение решимот осуществляется таким образом, что народ Исраэль ощущает свой следующий круг гильгулим, как Его отсутствие и страдания.