Zohar

Зоар 157-162

В представлении каждого человека, который духовно развивается, небеса и земля всё время расходятся. Расстояние между ними увеличивается до тех пор, пока не становится от нижнего до высшего края миров, от минус до плюс бесконечность. В восприятии же человека, который не растёт духовно – они смыкаются в точку. И символом этого смыкания является змей, который ползает на брюхе, только в двух измерениях. Нет у этой души постижения вниз, нет у неё постижения вверх. Душа человека, в которую не закладываются решимот духовного, подобна сращиванию двух змей. Змей высший, мужской, Малхут небес наезжает и смыкается, схлопывается со змеем нижним – земли. Как свойства его души, змей высший и змей нижний смыкаются в одного двухголового. Человек превращается в существо, для которого нет перспективы какой-либо раздвижки, разнесения небес и земли и постепенного их удаления вверх и вниз. То есть, он не сможет никогда увидеть присутствие Всесильного в этом мире. И постепенно увеличивать, наращивать Его присутствие. Понимать Его бесконечность вверх и бесконечность вниз.

«Африра». Айн, Фей, Рейш, Йуд, Рейш Алеф можно прочитать следующим образом: всё, что Всесильным придумано, как Игра, замыкается в левой клипе, и он из-за этого не получает наследие Всесильного. Но высшей мудростью это и есть получение наследия Всесильного, ведущее его к конечной цели, к слиянию.

Почему Рейш, Йуд, Рейш, Алеф? Замысел Его Игры и получение наследия Его, всего того, что Он уготовил, в построении средней линии. В том, что дано ему, не делает он того, что должен делать. Из-за левой клипы он не строит Шин из Айн, из-за того, что смотрит он внутрь себя слева направо. И поэтому он не получает наследия. И поэтому в парцуфе всегда остаётся слой радикально черного цвета. Но это необходимо чтобы мудростью Всесильного, которой создал Он Творение, весь остальной парцуф получил Его наследие, выполнил условия Игры, пришёл к её результату.

   

157. «И эти два назначенных плывут в море великом, вспархивают оттуда, и идут ночью к Нааме, матери чертей, за которой блудили страшные первые (ангелы первые, о которых сказано: «и увидели сыны Б-жественные дочерей человеческих и т.д.» - Дерех Эмет), и думают приблизиться к ней. А она отпрыгивает на шестьдесят

тысяч парсаот (мера расстояния) и делается многочисленными формами (принимает многочисленные обличия) перед сынами человеческими, чтобы блудили сыны человеческие за ней».

 

Когда такие свойства соединяются в душе человека, нет никаких духовных постижений и никакой возможности раскрытия Всесильного в окружающем его мире, и для него схлопывается весь мир, «вспархивают оттуда, и идут ночью». Точка Малхут де Малхут должна быть опять разнесена на пять бхинот.

И в самой нижней, центральной части Творения, в его самой черной части, всё равно есть подобие всему. Все равно есть пять бхинот. И в них можно выделить нижнее и более высшее, и то более высокое начало, которое есть Никева, принимающая высшее. Она проводит к ним образы, побуждающие их к тому, что является комплексом их желаний.

В Малхут де Малхут всё равно можно выделить свойства никевот и захарим, и свойства никевот, которые есть в высшем (Наама). Наама – это тот океан, в котором они плавают.

Это парцуф души. И в самом низу парцуфа находятся те души, которые вообще лишены записей, позволяющих им постижение высших истин. И всё равно здесь соблюдаются те же законы. В Зеир Анпин этой Малхут де Малхут существуют никевот, которые поддерживают орот толдот, те света, которые делают возможным существование этих душ.

Как они существуют, если это вакса? В них все равно есть энергия Всесильного.

Возьмём картинку наш мир. Здесь есть евреи, йегудим и души из Африра и Кастемона. Остальные души находятся в интервале между ними. В этом парцуфе есть точка Кетер и точка сиюм, которая соответствует самым низким душам. Точку сиюм всё равно оживляет свет Всесильного.

Точка Кетер единственная излучает наверх, а все остальные получают. Даже живя в этих жутких желаниях, точка сиюм всё равно питается светом Всесильного. Только свет приходит к ней через невероятно тяжелые келим, которые называются «Наама».

Здесь даётся пояснение: «блудили страшные первые». Великаны брали себе в жены человеческих дочерей. Это были животные существа, которые брали себе высших-низших, и получались смешанные решимо, смешанные души, смешанные парцуфим. И в своём представлении парцуф Адам постепенно снова и снова разбивался, измельчался. Души, находящиеся внизу парцуфа, движимы теми же самыми желаниями, которыми руководствовались тогдашние великаны, которые не имели никаких духовных записей. В картине мира великаны незначительно отличались от обезьян. Но, они всё равно оживляются светопорождением, орот толдот.

«и думают приблизиться к ней. А она отпрыгивает на шестьдесят тысяч парсаот». «она» отделена от них на «шестьдесят тысяч парсаот». Потому что «она» получающая сверху и передающая им. Он неё до них целый парцуф, бхина. Потому что бхина от бхины отличается полным изменением ощущения парцуфа. То, что даёт им ощущение жизни, для них находится в воздухе. И они иногда выпрыгивают к ней. Они поднимаются для того, чтобы получить вообще какие-то желания.

Мы мечтаем об одном, эти люди мечтают о другом. Но мечты, в которых они получают притягивающие их образы, за которыми они гонятся, выпрыгивая из воды в воздух, отличаются на парцуф, на шесть сфирот. На шесть тысяч парсаот.

«и делается многочисленными формами перед сынами человеческими, чтобы блудили сыны человеческие за ней». Всё время в эту точку посылаются чрезвычайно животные образы. И они за ними постоянно гонятся.

Это клипотное состояние и получение света идёт от клипы. Не клипа – это только любовь к Нему. Всё остальное – клипа.

 

158. «И эти два назначенных вспархивают и плывут по всему миру, и возвращаются на место своё. И они пробуждают тех сыновей сыновей Каина духом побуждений злых (бе-руха де-йицрин бишин) сделать порождения».

 

Эти две соединенные вместе силы, худшая из небес и худшая из земли, побуждают змееподобные желания, которые они периодически получают сверху, – это является характеристикой тех душ, которые наследуют сыновья сыновей Каина и делают в связи с этим порождения. То есть, продолжают множить собственные души.

Полностью животное существование. Ползание по земле на брюхе. Здесь образы, которые дают нам ощущение низости этих душ. Для них возможность подъема абсолютно исключена.

Почему змеи? Именно это желание. Ведь змея не ощущает даже вкуса. То, что мы видим змей, порождается нашими же свойствами, которые мы получаем от наличия всего во всём.

Это те самые свойства, которые мы получаем от этих вот персонажей. И поэтому мы видим змей. Змеи не ощущают вкуса. Они просто поглощают пищу и переваривают её. Мало того, они перед поглощением прекращают дыхание, то есть жизнь в пище, или отравляют её. И то, и другое действие абсолютно клипотное.

Их пищей становится жертва, жизнь которой они прекращают, прерывая дыхание, либо отравляют её.

Интересно. Они не пускают кровь, как остальные животные. Они отравляют кровь и прекращают дыхание. Почему у нас к змеям такое отношение? Потому что это наше внутреннее свойство, которое их оживляет. Поэтому мы видим змей в окружающем мире.

 

159. «Небеса, властвующие там, не как эти (привычные нам). И не рождает земля благодаря силе их семя и жатву, как от этих (привычных небес). И возвращаются (урожаи) только раз в несколько лет и времён. И они – [те, о которых написано]: «боги, которые небес и земли (шмайа ве-арка) не сделали», - исчезнут из земли высшей (ме-ар’а илаа), называемой «тевель» (т.е., «мир»), чтобы не властвовали в ней и не плавали по ней и не были бы причиняющими сынам человека загрязняться случаем ночным (микрэ лайла). И поэтому – «исчезнут с земли и из-под небес», которые сделаны Именем «Эти» (эле), как то, что сказано».

 

«Небеса, властвующие там, не как эти (привычные нам)». Представления этих людей о высшем не соответствуют нашим. И от них все наши животные образы и животные желания. И от них ночью «загрязняться случаем ночным». Имеется в виду поллюция. Когда нет любви, ничего нет, просто абсолютно животное желание совокупления, которое не связано ни с какими духовными образами вообще. И это порождение, это то, что существует в нас благодаря нижним частям парцуфа Адам, которые находятся в этом состоянии. Всё есть во всём.

«И поэтому – «исчезнут с земли и из-под небес», которые сделаны Именем эле, как то, что сказано». И поэтому их представления о небесах и о земле исчезнут, поглощенные высшими представлениями, которые постепенно распространятся на весь парцуф. Парцуф очистится.

 

160. «И поэтому этот стих – в переводе (по-арамейски), чтобы не подумали ангелы высшие, что [это] о них сказано, и не обвиняли бы нас. И из-за этой тайны [слово] «Эти» (эле), которое, как сказано, - слово святое, не поменяно на перевод (т.е., приведено на святом языке)».

 

«И поэтому этот стих». Всё что в тексте высшее, названо высшим. А то, что разъяснено, сказано на том уровне, на котором может достичь нижних келим. Чтобы высшее знание распространилось вниз.

То, что разъяснено, написано по-арамейски, а всё высшее в этом тексте оставлено на иврите. Чтобы это достигло всех душ, в том числе и низших.

Сказано чрезвычайно образно, но очень точно. Это не художественные и не поэтические образы. Это совершенно точное использование, трансляция картин мира обратно на структуру души.

Всё, что окружает нас, является отражением от нас самих. А здесь говорится: эти образы из тех частей вашей души, которые являются доминирующими в душах сынов Каина. И они продуцируют и распространяют по парцуфу Адам те желания, которые являются сутью образа змеи в окружающем мире.

У них нет никаких желаний, кроме желания поглощать в чистом виде. Получать. Наслаждаться. Без мысли о высшем и о Его сквозном участии в Творении. Они не растут ни вниз, ни вверх.

Они не могут быть исправлены, только стерты. Но они обязательно должны быть.

 

 

161. «Сказал р. Элазар: «Этот стих, в котором написано (Йирмия, 10): «Кто не убоится Тебя, Царь народов (мелех hа-гоим), ибо Тебе достойно», - что это за прославление (для Вс-вышнего)?» Сказал ему (раби Шимон): «Элазар, сын мой! Этот стих в нескольких местах сказан, но, конечно, он не такой (простой, как кажется), как написано (там же): «Ибо во всех мудрецах народов (хахмей hа-гоим) и во всём царстве их нет подобного Тебе», - ибо это пришло открыть рот (т.е., дать повод для притязаний) злодеям, которые думают, что Святой, благословен Он, не знает размышлений и мыслей их, и поэтому следует известить о глупости их (леодаа штута дилhон). Ибо однажды пришёл философ один (философа хада) из народов мира ко мне. Сказал мне: «Вы говорите, что Б-г ваш властвует на всех высотах небес, и все воинства и все лагеря (ангелов) не постигают и не знают места Его. А этот стих не возвышает величия Его настолько, как написано: «Ибо во всех мудрецах народов и во всём царстве их нет подобного Тебе» (ведь, как слышно из стиха, Б-г всего лишь «постигает больше нееврейских мудрецов»), - что это за сравнение с сынами человека, у которых нет существования»?

 

В этом стихе сказано, что Б-г «постигает больше нееврейских мудрецов». Он ограничивает круг тех, выше кого Всесильный, неевреями – гоями. «что это за сравнение с сынами человека, у которых нет существования»? Если всё что вы говорите, правда, и нет никаких народов, кроме народа Израиля, то с кем вы сравниваете Всесильного? С тем, кого нет?

 

162. «И ещё [то], что Вы говорите: «И не восстал пророк более в Израиле, как Моше». «В Израиле» – не восстал, а в народах мира – восстал!» Однако я (говорит р. Шимон) сказал так: «Во всех мудрецах народов – нет подобного ему, а в мудрецах Израиля – есть. Если так, бог, подобный которому есть среди мудрецов Израиля, не он – Властитель Высший! Посмотри в стих, и увидишь, что уточнил я верно!»

 

«Во всех мудрецах народов – нет подобного ему, а в мудрецах Израиля – есть». Подобного – есть, но не выше. Потому что все остальные части Его – подобие. Как бы как Он. Всесильный, подобия которому нет среди мудрецов не Израиля. Но Б-г, которому есть подобие среди мудрецов Израиля, Он не Всесильный и не Всевышний.

Говорит философ: Вы говорите: Царь народов, которому нет подобия среди мудрецов гоим. Но если тот, о ком вы говорите, имеет подобие среди мудрецов Израиля, то это не Всесильный.

Он говорит: о чём вы вообще говорите? Почему Царя народов, Б-га, высшую силу вы сравниваете с кем-то, из тех, кто считает, что Он не существует? Если мы будем сравнивать Его с народом Израиля, любой из мудрецов или пророков Израиля – не есть Всесильный.

И не можем мы говорить вообще о чём-то в сопоставлении с народом Израиля, потому что оно невозможно для нас. Но для вас нет возможности разъяснить то, что знаем мы. И поэтому говорим мы в сопоставлении с вами.

Потому что любое сопоставление нас, как Израиля и любых проявлений народа Израиля, и любых проявлений мудрецов народа Израиля с Всесильным, невозможно по определению. Но так как мы знаем абстрактные вещи, которые непосильно объяснить вам, то говорим мы вам просто: «Подобного Ему нет среди вас».

Действительно, как объяснить философам всё, что знают мудрецы Израиля. Для них это непонятно, невыносимо даже представить. Совершенно абстрактные вещи.

Вот Вы говорите: «И не восстал пророк более в Израиле, как Моше». Это что же получается, в других народах может восстать или восстал? Однако сказал раби Шимон так: «Во всех мудрецах народов – нет подобного ему, а в мудрецах Израиля – есть». Здесь «ему» - Моше. «Если так, бог, подобный которому есть среди мудрецов Израиля, не он – Властитель Высший»! Объяснить это невозможно. Он спрашивает: что это за ограничение народом Израиля, означает ли это, что подобный Моше был в других народах? Означает это то, что подобный Моше есть в народе Израиля, но в мудрецах Израиля нет подобного Всесильному.

А если говорят о Б-ге, что Он подобен мудрецам, то это не Б-г. А подобный же Моше есть. Но подобный, как он. Но часть его в подобии.

 

163. «Сказал я ему: «Конечно, хорошо сказал ты (т.е., верное уточнение, что в Израиле есть, подобный ему). Кто оживляет мёртвых? Разве не Святой, благословен Он, один? Пришли (пророки) Элияу и Элиша и оживили мёртвых. Кто спускает дожди? Разве не Святой, благословен Он, один? Пришёл Элияу и удержал их, и спустил их молитвой своей. Кто сделал небо и землю? Разве не Святой, благословен Он, один? Пришёл Авраам, и осуществились (небо и земля) в существовании их ради него».

 

Он действует через души людей. С одной стороны, евреи говорят, что нет никого подобного Ему, и оживить мертвых может только Он. А как же Элиша и Элиягу? И только Он может сделать дожди и не сделать. А как же тогда Элиягу удержал дождь и потом пустил его на землю?

Но это делает Всесильный в ответ на молитву праведника. Они, праведники в подобии со Всесильным. И делает Он это просто потому, чтобы удержать жизнь в парцуфе Адам. Чтобы воздействовать на парцуф в целом. Потому как вся история, весь архив Игры – это цепь праведников. Тем более что Элиягу – это вообще специальная душа. Это Его представитель в этом мире. Это Он и есть. Элиягу – это сила Его, Его протуберанец.

Эти беседы поясняют структуру парцуфа Адам. Спор грудной клетки с головой. Он говорит, что всё это бессмыслица. Но, всё равно у нас возникают вопросы, почему действуют Элиягу, Элиша? Опять-таки всё, что вокруг всего лишь Он.

Его Творение – Тора. Во всём, что есть – всего лишь Он. Это оживление очередной картинки, в которых через посланные Им души Он даёт подсказки своего существования и присутствия в виде её частей, которая есть суть Его воздействие на неё. Но люди видят Его посланцев, как отдельную душу, отдельное тело. На самом деле, это Он и есть. Это Его прямое воздействие.

Это можно представить себе следующим образом. Все на ниточках, а одна из кукол – это просто продолжение Его конечности, но тоже выглядящая как кукла, которая может действовать по другим правилам и достигать другого результата. Она не кукла, но выглядит как кукла.

Всё, что вы видите, это картинки, которые оживляются Его взглядом. Эти картинки плывут. Он оживляет их одну за другой, каждый раз оценивая предыдущую. Даёт ей оценку, суд, выбирает Своим взглядом новую, оживляет её и так далее. Сменяемость картинок происходит с частотой вибрации субатомных частиц.

На телевидении есть частота прохождения электронного сигнала. А у Него частота, которая превышает частоту вибраций, при которых сегодня распадаются частицы.

Выбор и проецирование этих картинок осуществляется с частотой на уровне пульсаций, волновых воздействий, когда исчезает материя.

Почему говорится о том, что нет скорости больше скорости света? Потому что это скорость выбора картинки. Значит, перемещение внутри картинки не может быть выше скорости её продуцирования. С большей частотой, чем строится сама картинка, не может быть осуществлено перемещение внутри неё. Иначе ткань картинки нарушится.

Фотон колеблется с определенной частотой. Мы не можем точно оценить, с какой. Элементы картинки модулируются с разной частотой. Но сменяемость картинок каждое мгновение такая, как здесь сказано. Поэтому мы ощущаем континуальность, неразрывность. Нет ничего кроме этого. Всё Творение, это переключение разных участков Торы. И переключает Он. Он производит переключение взглядом Своим. То есть, взглядом – наблюдением, игрой. Одновременно оживляет им те или иные картинки. Включает их.

Сенсорным является сигнал любви, который посылается отсюда. Его замеряет Его «сенсор». И в соответствии с ним переключает следующую картинку.

Удивительно, что раби Шимон находит слова, чтобы говорить об этом. Он пытается пояснить доступным языком. Посмотрите, сколько слов я произнес: фотон, волновые колебания, субатомные частоты, при которых распадается материальный мир. Сколько приходится использовать слов из наших высших картинок. А Он говорит просто: «Во всех мудрецах народов – нет подобного ему, а в мудрецах Израиля – есть. Если так, бог, подобный которому есть среди мудрецов Израиля, не он – Властитель Высший»! А эти формулы вмещают всё. И не было другого языка. Как мог тогдашний мудрец сказать слово «вибрация»? Или «волновые частоты»? Просто не было терминологического аппарата. В наших картинках возникли модели, подобные которым мы можем использовать для описания общих принципов управления. И это произошло потому, что настало время Машиаха. Так сделано специально. Изобрели модели, которые мы можем аппликативно использовать, применить в нашем умозрительном восприятии и мысленном моделировании Его. И то, о чём мы говорим, описано близко к реальности. Невозможно только воспроизвести чувственный диапазон восприятия.

Сухим языком можно описать. Воздействия, модели. Но саму структуру того, как это делается, мы описать не можем. Как от этих бессмысленных слов перейти к нашему чувственному ощущению этого мира? Вот где тайна тайн.