Зоар, 70-84

Зоар, 70-84

 

            69. «И летит в том небе тот человек переворотов шестьсот тысяч парс одновременно. И поскольку то небо пустоты стоит, выходит сразу «женщина развратов», и хватается за то небо пустоты, и соединяется с ним, и оттуда выходит и убивает несколько тысяч и десятков тысяч, поскольку, когда она существует в том небе, есть у неё право и возможность облетать весь мир за мгновение одно».

            70. «И об этом написано: (Йешайа, 5): «Будете вытягивать грех верёвками пустоты». «Грех» (авон) – это мужское (дхура). «И как ярмом телицы – прегрешение» (там же). Кто «прегрешение» (хатаа)? Это – женское (нуква), ибо называется «прегрешением». Он «вытягивает» то, что называется «грех», теми «верёвками пустоты», и потом – «как ярмом телицы – прегрешение», то женское, которое называется «прегрешение», ибо там хватается, чтобы лететь убивать людей, и об этом [написано] (Мишлей, 7): «Ибо многие трупы уложила», - кто «уложил» (hипила)? Это – та, [называемая] «прегрешение», которая убивает людей. Кто причиняет это? «Мудрец» (талмид хахам), который не дорос до указывания Закона, а указывает, Б-же упаси нас (рахмана лешазван)».

 

            Почему «Грех» (авон) – это мужское»? Потому что тьма – это пламя, но пламя не тьма. Но тьма, это самое мощное пламя. Это энергия, сравнение, самое мощное разумение. Там, где у нас уже нет никакого постижения, где ничего нет – пустота. В предельном отдалении от Творца, которое называется тьма - бездонный колодец. В этом уровне находится апогей сравнения Он - я. И именно там - Кетер обратного света. И поэтому тьма есть самый наисильнейший огонь. Но огонь не есть тьма. Но раз это так, то «Будете вытягивать грех верёвками пустоты». «Грех» - то, что есть огонь, что заложено. То, что нам дано для развития. Осознание греха, то есть разницы свойств, - это мужское. Это даёт нам огонь, энергию, импульс, движение. Но это не «прегрешение».

            «Будете вытягивать грех верёвками пустоты». Что такое «веревки пустоты»? Это связь с пустотой. Пустота есть мир, но хаос есть зло. Из пустоты рождается мир, ощущение внешнего. Но из хаоса ощущение внешнего не рождается. Хаос есть мера прегрешения, сокрытия, и поэтому зло.

            Верёвки пустоты - это то, чем пустота связана с мужским началом. То есть грех будет вытягиваться свойством суда: разумением, сопоставлением. Потенциальной энергией, которая заложена в пустоте. Мужское, стрела будет пронзать зарядом, который накапливается перед выстрелом из лука в момент крайнего натяжения тетивы. Состояние оттянутой тетивы для нас непостижимо. Это не наше усилие. Это предельное усилие Всесильного, и в нём у нас нет постижения.

Предельное отдаление свойств Творения от Него самого в ощущении себя в Его записях. Ничего этого нет, это запись предельного отдаления свойств. У нас нет постижения о предельной отдалённости свойств от Всесильного. Чтобы оно у нас было, мы должны иметь представление о свойствах Всесильного.

            Для того чтобы ощутить пустоту, посчитать её, сделать её внешним миром, мы должны сопоставить пустоту с той бесконечностью, от которой она бесконечно удалена. Но мы не знаем, кто такой Ацмуто. Это для нас пустота. Следовательно, обратное для Него состояние для нас тоже пустота. Но та «верёвка», с помощью которой она создана, запись в нас, разница свойств суда и разумения, будет этот грех вытаскивать. Сближать нас по свойствам с Создавшим нас, Барух Кадош Ху.

            «И как ярмом телицы – прегрешение». «Телица» - женское свойство. На неё надето «ярмо». И путём прегрешений: вы в муках будете пробиваться к более высокому осознанию. Исправлять своё «прегрешение» вы будете в кругах - в «ярме телицы», То есть, то, что приводит к состоянию хаоса вокруг вас. Из этого состояния вы будете выходить в муках. И «прегрешение» есть женское, оно основано на желании получения.            Все наши «прегрешения» – не раскрытие и не оправдание Всесильного, а обида и слёзы, внутреннее огорчение, расстройство оттого, что мы что-то не получили. Запись страданий от прочтения предыдущей записи неполучения.

            Мы сначала считываем и испытываем желание получить, а потом запись о страдании. Это хаос.

            «Это – женское (нуква), ибо называется «прегрешением». Он «вытягивает» то, что называется «грех». Конечно же, Он. Он же построил Тору. Значит, «Он вытягивает». «Он вытягивает» нас, переключает решимо. 

Но, «теми «верёвками пустоты», и потом – «как ярмом телицы – прегрешение», то женское, которое называется «прегрешение», ибо там хватается, чтобы лететь убивать людей». Вместо того, что бы оживить, прегрешение, которое совершают «мудрецы», облетает, убивает людей, оставляет души мёртвыми. Это означает «делать мертвецов».

            «и об этом написано: «Ибо многие трупы уложила». Она, некива, «прегрешение» (хатаа. «Это – та, называемая «прегрешение», которая убивает людей. Кто причиняет это? «Мудрец» (талмид хахам), который не дорос до указывания Закона, а указывает, Б-же упаси нас (рахмана лешазван)». И здесь должны с сожалением признать, что иных мудрецов мы наблюдаем редко.

 

            71. «Сказал раби Шимон друзьям своим: «Прошу Вас, не выпускайте из уст своих слов Торы, которые Вы не узнали и не услышали от учителя большого, как то положено, и не причините то, что тот грех убьёт толпы сынов человеческих впустую!» Открыли все и сказали: «Г-сподь, упаси нас! Г-сподь, упаси нас!»

            72. «Иди, смотри: с помощью Торы сотворил Святой, благословен Он, мир. И ведь установили мы, что написано (Мишлей (Притчи), 8): «И буду около Него воспитанником, и буду наслаждениями (шашуим) изо дня в день» (Вс-вышний наслаждался Торой две тысячи лет перед творением). И Он смотрел в неё один раз, и два, и три, и четыре раза, и потом – сказал им, и, наконец, сделал ею дело, [чтобы] научить сынов человеческих, чтобы не пришли ошибиться в ней. Как то, что сказано (Иов, 28): «Тогда увидел, и просчитал её, приготовил её, и также исследовал её, и сказал человеку».

 

            «Иди, смотри: с помощью Торы сотворил Святой, благословен Он, мир». Прямо написано: «Иди, смотри», постигай. «С помощью Торы сотворил Святой, благословен Он, мир». Есть только Тора. То есть, Тора не в ком-то, а всё в Торе. Что значит дарование Торы? Когда она дана? Когда в народе Исраэль создалось соответствующее кли.

            «И ведь установили мы, что написано: «И буду около Него воспитанником, и буду наслаждениями (шашуим) изо дня в день» (Вс-вышний наслаждался Торой две тысячи лет перед творением)».

            Что значит: «две тысячи лет перед творением»? Какие годы могут быть «перед творением»? Как может существовать Тора и не быть Творения? Это две тысячи лет в записи состояния парцуфа Адам, в которой Тора и Творение существовали отдельно. На протяжении всего времени, вплоть до настоящего момента. И в этой записи парцуфа Адам до создания Малхут де Малхут существуют два уровня: высший и сверхвысший. То есть, уровень Торы в мирах, который суть есть Адам Кадмон или Адам аРишон,. выше уровня Асия и Малхут де Малхут де Асия.

Адам Кадмон – это Малхут как таковая. Творение не существует в нематериальных уровнях, которые предваряют материальное восприятие окружающего. Иначе говоря, до Адама.

Всесильный творил мир две тысячи лет. Он сначала создал бхина Бина, затем бхина Зеир Анпин. Также предварительно в двух мирах, нематериальных уровнях, в Малхут де Элион, была создана Малхут. И при их создании Он наслаждался Торой в одиночестве.

А потом, через два уровня, в макромасштабе, как до этого в микро-, начал наслаждаться Творением, которое создавалось.

Но теперь мы понимаем, что Творение – записи, которые есть суть Тора. Поэтому этот комментарий: «Вс-вышний наслаждался Торой две тысячи лет перед творением», не имеет никакого отношения к нашему сегодняшнему осознанию всего произошедшего. Тора и есть Творение. И нет ничего, кроме Торы.

            «И буду около Него воспитанником, и буду наслаждениями  изо дня в день». Это и есть Тора. «наслаждение изо дня в день» – это оживление Торы, созданной Его взглядом, и наслаждение Игрой, которую Он создал. А «воспитанник», который около Него – это раскрывающаяся на каждом уровне совокупность решимот, осознающая себя парцуфом Адам. Постепенно повышающийся, всё более и более совершенствующийся Его «воспитанник».

            Что такое Адам? Это интегральная совокупность записей Торы, позволяющая себя ощущать парцуфом Адам на определённом уровне. То как целостно нематериальная сущность. Потом, вместе с Хавой, как целостно материальная сущность. Затем, как совокупность целостно материальных сущностей: шестьсот тысяч, восемьсот тысяч, девятьсот, сто миллионов, шесть миллиардов.

Каждый раз, на каждом уровне «около Него воспитанником» будет оставаться запись Торы. И Он будет наслаждаться ею, изо дня в день, а не смотреть на неё две тысяч лет до создания Творения.

Я думаю, что это комментарий не раби Шимона. Скорее всего, он привнесён комментаторами «Зоар».           

            «И Он смотрел в неё один раз, и два, и три, и четыре раза, и потом – сказал им, и, наконец, сделал ею дело, чтобы научить сынов человеческих, чтобы не пришли ошибиться в ней. Как то, что сказано: «Тогда увидел, и просчитал её, приготовил её, и также исследовал её, и сказал человеку».

«Тогда увидел, и просчитал её, приготовил её, и также исследовал её, и сказал человеку». Стал с ней общаться, когда запись уже обладала достаточным самосознанием, чтобы генерировать обратный сигнал. А до этого «увидел, и просчитал её, приготовил её», запись. Всю совокупность записей Торы, весь бесконечный N-мерный клубок.

Он просчитал, приготовил, увидел всю запись в целом, «исследовал её». И затем «сказал»: стал играть, начал общаться с каждым уровнем записи. Он практически раскрыл перед Собой все картинки, которые туда заложены. Когда праведник находится на очень высоком уровне, он сможет это увидеть, а Он видит всё это с самого начала.

Здесь сказано конкретно, что Он делал. Но чтобы это прочитать, надо понимать: Его взаимоотношение с Игрой – наслаждение для Него. Творец сначала представил её, потом приготовил, то есть всё соединил между собой, исследовал, мысленно всё увидел, и потом «сказал»: начал Игру.

            Во всём четыре. То есть, всё в сопоставлении с предыдущим. Увидел - Кетер, просчитал – Хохма, приготовил – Бина, исследовал – Зеир Анпин. Пятое – это Игра.

Мы действуем так же. Мы придумываем, создаём образ. Затем этот образ просчитываем, создаём модель. Модель приготавливаем, то есть, создаём по ней устройство или какую-то иную реальность. Затем мы её проверяем. А потом начинаем использовать.

Это обычный процесс. Замысел, проектирование, изготовление, тестирование и использование.

Но, на самом деле, мы ничего не придумываем. Есть только Ацмуто.

            По образу и подобию. И всё время возникает вопрос: «До какого предела по образу и подобию»? И на него нет ответа. Ответ есть в том виде, в котором мы его получали раньше. По образу и подобию, то есть по Своему образу, в сопоставлении свойств и по образу, с точки зрения, отражения всех пяти бхинот.

А что нас больше всего забавляет? Те игры, в которых мы моделируем сами себя, которые приближены к реальности.

 

            73. «И в соответствии с четырьмя разами этими, о которых написано: «Тогда увидел, и просчитал её, приготовил её, и также исследовал её», сотворил Святой, благословен Он, то, что сотворил. И до того, как вывел (упомянул) деяние Своё, произнёс четыре слова, как написано (Брейшит, 1): «Бе-рейшит бара Эло-hим эт» («в начале сотворил Б-г» и слово «эт» - предлог винительного падежа), - вот четыре, и потом – «шамаим» (небо). Эти соответствуют четырём разам, когда смотрел Святой, благословен Он, в Тору, перед тем как допустил деяние Своё до работы Своей».

 

            «И в соответствии с четырьмя разами этими», то есть, этими стадиями, этапами.

            «Бе-рейшит бара Эло-hим эт». В начале создал имя: «Эло-hим эт».

«Вот четыре, и потом – «шамаим» (небо)». Сравнение. Установил верхнюю границу Эло-hим.  «Бе-рейшит бара Эло-hим». В начале Он составил представление о том, что оживляет Творение.

«Бе-рейшит бара» («в начале сотворил Эло-hим»). Когда первая запись понимает, что она Творение? Когда она может вместить Его имя. То есть понимает, что есть Некто, кто сотворил Творение. Поэтому: «Бе-рейшит бара Эло-hим». «Бе-рейшит» - в смысловой конструкции Творения существует внутреннее постижение того, что происходило. Это то, что мы уже разбирали.

            «вот четыре, и потом – «шамаим» (небо). Эти соответствуют четырём разам, когда смотрел Святой, благословен Он, в Тору, перед тем как допустил деяние Своё до работы Своей». Он создал это в соответствии с задумкой о том, какой должна быть структура Творения. Она должна быть вав кцавот и «Бе-рейшит». То есть Создал в шести Любовью в записях, бара, заложив в любви Своё наследие. «Эло-hим» -  имя, которое вмещает всё, «эт», и его изменяющаяся граница есть постоянные параметры Игры. Здесь бесконечное количество смыслов, возможно N-мерное толкование.

 

            74. «Раби Элазар пошёл повидать раби Йоси, сына раби Шимона сына Лекунии, - тестя своего, и раби Аба – с ним, и вёл гружёных ослов (hавэ таин) один человек за ними. Сказал раби Аба: «Откроем двери Торы, ибо час и время сейчас (шаата ве-идна hу) исправиться в дороге нашей».

 

            «Раби Элазар пошёл повидать раби Йоси». Что это значит? «Раби Элазар» - перемещение с левой на правую ногу, с правой на левую, двигался вперёд «повидать раби Йоси». То есть, сопоставить свой уровень, понять, глазами оценить и вместить в себя то, что представляет «раби Йоси». Это делал «раби Элазар», занимаясь Торой. При этом раби Йоси - сын раби Шимона.

«и вёл гружёных ослов один человек за ними». Что значит «вёл гружёных ослов»? Это значит - животные желания в отягощении полезными свойствами, нагруженные ими. Всё время их подталкивал «один человек», тот, кто достаточно разумен, чтобы исправлять, подгонять вперёд животные свойства людей, одновременно загруженных полезными записями.

Раби Элазар и раби Аба стремились в духовных усилиях к постижению уровня раби Йоси. Кто может заниматься их АХАПами, содержащими полезные записи исправления? Кто может их исправлять, подгонять великих праведников? Только тот, кто является непосредственным представителем Всесильного. 

 

            75. «Открыл раби Элазар и сказал: «Субботы Мои соблюдайте» (Ваикра, 19). Иди, смотри: за шесть дней сотворил Святой, благословен Он, мир. И не каждый день открывал деяние Своё (галей авидтей) и отдавал силу Свою в тот день. Когда открыл деяние Своё и отдал силу Свою? В день четвёртый, поскольку те три дня первых были закрыты и не открывались, когда же пришёл день четвёртый, вывел (открыл) деяние и силу всех их».

 

            «Субботы Мои соблюдайте». «Соблюдайте Субботу и помните о Субботе». «сказал раби Элазар: «Субботы Мои соблюдайте». Это есть хранение хлеба, а не его поедание. Соблюдай Субботу и помни о Субботе. Помни -  в связи с её целью и структурой Творения осознавай, постигай внутренний смысл Субботы, как таковой. Это есть соединение Хей высшее и Хей нижнее.

Дальнейший комментарий относится к соблюдению Субботы.

            «Иди, смотри: за шесть дней сотворил Святой, благословен Он, мир. И не каждый день открывал деяние Своё (галей авидтей) и отдавал силу Свою в тот день. Когда открыл деяние Своё и отдал силу Свою? В день четвёртый, поскольку те три дня первых были закрыты и не открывались, когда же пришёл день четвёртый, вывел деяние и силу всех их».

            Здесь мы видим Каббалу в традиционном представлении. «Иди, смотри: за шесть дней сотворил Святой, благословен Он, мир. И не каждый день открывал деяние Своё и отдавал силу Свою в тот день». «Открывал», то есть передавал постижение об этом дне творения Адаму, творению, человеку.

«Когда открыл деяние Своё и отдал силу Свою? В день четвёртый». «День четвёртый» - Нецах. Что такое Нецах? Правое.

Почему открыл «день четвёртый»? «поскольку те три дня первых были закрыты и не открывались, когда же пришёл день четвёртый, вывел  деяние и силу всех их». Хесед, Гвура и Тиферет относятся к свойствам Хохма и Бина, и не раскрывались. Они могли быть раскрыты только в сравнении «дня четвёртого», который суть есть гвурот, позволяющие в «четвёртом дне» распознать свойства трёх первых сфирот. А эти свойства не постигаемы и не распознаваемы. Они могут быть познаны только в свойствах четвёртой сфиры, Нецах, которая содержит совокупные свойства трёх предыдущих сфирот.

 

            76. «Поскольку огонь, вода и воздух, несмотря на то, что они – три основы высшие (тлат йисодин илаин), все они подвешены, и не открывается деяние их до того, как земля (четвёртая основа) открывает их, тогда узнаётся работа (уманута) каждого из них».

 

            В Нецах накапливается достаточно свойств Малхут, для того чтобы в них могли отразиться свойства первых трёх сфирот. Накопление гвурот достаточно, чтобы по ним получить представление о первых трёх сфирот.

Первые три относятся к высшему,  они «подвешены». А мы можем постигать, начиная с Нецах.

 

            77. «И если скажешь, что это в день третий было, как написано (Брейшит, 1): «Позеленеет земля зеленью», и написано (там же): «И вывела земля», [то ответим, что], однако, несмотря на то, что написано в день третий, - четвёртый был [день], и это заключено в дне третьем, чтобы быть единым без разлучения (бло пируда). И потом день четвёртый открыл деяние своё, чтобы вывести работника к работе его («умана ле-умнутей», т.е., букв: «мастера к мастерству его») в каждом из них. Поскольку день четвёртый – он нога четвёртая Трона Высшего».

 

            «И если скажешь, что это в день третий было, как написано: «Позеленеет земля зеленью», и написано: «И вывела земля». То есть, Нецах относится к свойствам земли, но обладает постижением жизни.

             «Позеленеет земля зеленью», и написано: «И вывела земля», то ответим, что, однако, несмотря на то, что написано в день третий», когда написано об этом

- «четвёртый был день». Почему?

            «и это заключено в дне третьем, чтобы быть единым без разлучения». Что трава вышла из земли, написано в день третий. Но это можно осознать в день, который наблюдает день третий, то есть в день четвёртый.

Откуда известно, что оживление происходит в день третий? Мы поймём, что есть день третий, только достигнув уровня дня четвёртого.

            Всё это говорит раби Элазар из свойств хранения хлеба: «Субботы Мои соблюдайте».

«чтобы быть единым без разлучения». Постигаемое неотрывно от постигающего. Постигающее – это день четвёртый, а постигаемое – это день третий. И в постижении дня четвёртого, и не ранее, можно было понять, что такое день третий, день второй и день первый.

            «И потом день четвёртый открыл деяние своё, чтобы вывести работника к работе его в каждом из них. Поскольку день четвёртый – он нога четвёртая Трона Высшего». И Всесильный находится в этих четырёх, а дальше -  постепенно усиливающиеся свойства Творения.

 

            78. «И всё деяние всех их, как дней первых, так и дней последних, зависело от Дня Субботнего, как то, что написано: «И завершил Б-г в день седьмой», это – Шабат, и это он – нога четвёртая Трона (поскольку три дня не закончились в исправлении своём в день четвёртый, и нуждались в дне субботнем, чтобы завершил их)».

            «нога четвёртая» высшего «Трона» и просто «трона».

В свойствах, которые были в Нецах, сущности, постигающей три высших уровня, содержится всё, что позволяет закончить Творение.

            Нецах – начало четвёртой ноги, а Малхут её окончание. Четвёртая нога – это совокупность свойств Творения, то на чём держатся малхуёт. А свойства Творца – три первых ноги, на которых держится Он сам.

Представление о Нём – это три первых ноги, три первых сфирот. Четвёртая нога – это постижение трёх первых сфирот, которое заключено в четырёх последних. Все их свойства заложены в четвёртой.

Это не комментарий, а то, о чём говорит раби Элазар.

 

            79. «И если скажешь: «Если так, что такое (Ваикра, 19): «Субботы Мои соблюдайте», - две? (написано во мн. числе, т.е., как минимум, две Субботы)» Но – это Шабат вечера Субботы (маалей шабата), и Шабат дня самого (де-йома мамаш), нет им разлучения».

 

«И если скажешь: «Если так, что такое: «Субботы Мои соблюдайте», - две? Но – это Шабат вечера Субботы, и Шабат дня самого (маалей шабата), и дня самого (де-йома мамаш), нет им разлучения». 

            Хей высшее и Хей низшее, дня и вечера.

 

            80. «Сказал тот торговец (тайа), который вёл гружёных ослов за ними: «А что такое «И Святыни Моей бойтесь» (следующие слова после «и Субботы Мои соблюдайте»)?» Сказал ему: «Святость Шабата». Сказал ему: «А что такое святость Шабата?» Сказал ему: «Это – святость, которая тянется сверху» Сказал ему: «Если так, сделал ты Шабат [таким], что не он [сам] святыня, а что святость пребывает на него сверху». Сказал раби Аба: «И так оно (Йешайа, 58): «И назовёшь ты Шабат наслаждением для Святости Вс-вышнего прославленного (мехубад)», - упомянут Шабат отдельно, и святость Вс-вышнего отдельно. Сказал ему: «Если так, кто – Святость Вс-вышнего?» Сказал ему: «Святость, которая спускается сверху и пребывает на нём». Сказал ему: «Если святость, которая тянется сверху, называется «прославленной», видится, что Шабат сам не прославлен, а ведь написано (там же): «И прославишь его»!» Сказал раби Элиэзер раби Абе: «Оставь этого человека, ибо есть в нём слово мудрости (мила де-хохмета), которое мы не знаем». Сказали ему: «Скажи ты!».

 

            «Сказал тот торговец, который вёл гружёных ослов за ними». Почему «торговец»? Потому что в разумении даёт каждому за то, что он даёт ему.

Он всем торгует. Душа человека даёт ему, нешама отдаёт. Тот покупает, даёт свои блага. Снова принимает от души плату и отдаёт товар. Он «торговец».

            «Сказал тот торговец (тайа), который вёл гружёных ослов за ними». У него в руках находилось всё то, что мешало им двигаться вперед, и было переложено на их животные свойства. Все полезные записи, которые должны были способствовать их оживлению и движению вперёд, находились пока в сокрытии, внутри тяжёлых келим, на их же АХАПах, на ослах.

 «Сказал ему: «Святость, которая спускается сверху и пребывает на нём». На ком, на нём?

            «Сказал ему: «Если святость, которая тянется сверху, называется «прославленной», то есть несущей представление о Его Славе, «видится, что Шабат сам не прославлен, а ведь написано: «И прославишь его»!». Сказал раби Элиэзер раби Абе: «Оставь этого человека, ибо есть в нём слово мудрости (мила де-хохмета), которое мы не знаем». Сказали ему: «Скажи ты!». Несомненное преимущество мудрецов прошлого в том, что они просили сказать.

 

            81. «Открыл и сказал: «[В стихе (Ваикра, 19) написано:] «Субботы Мои» (эт Шабтотай), - «эт» (частица винительного падежа) прибавляет (обязанность соблюдать) пространство субботнее (запрещено отдаляться от города более чем на 2000 локтей), которое – две тысячи локтей во все стороны, и поэтому добавлено «эт» (расширяющее смысл стиха, напр.: «бара ЭТ hа-шамаим» означает «сотворил небеса, и всё, что с ними»), это – Суббота верхняя и Суббота нижняя, которые заключены вместе (ке-хада, т.е., букв.: «как одна», и в конце предложения - аналогично) и закрыты вместе».

 

            «это – Суббота верхняя и Суббота нижняя, которые заключены вместе и закрыты вместе». «пространство субботнее» - это одежда и дом или дом и эйхал, дом и двор. То, что мы ощущаем своим, что не является средой исправления - «две тысячи локтей». То, что отделяет Хей высшее от Хей нижнего. Ощущение Хей высшего - исправляющий вас мир. 

Хей нижнее настолько смыкается с Хей высшее, насколько мы болезненное для нас исправление наделяем свойствами Его любви к нам. И поэтому в вашем представлении Хей нижнее отделяется от Хей высшего двумя комфортными средами, ближайшими к вам. Она у каждого своя. Это может быть одежда и квартира. Или весь город, который соблюдает Шабат, и ваш дом.

То есть, всё то, что в Шабат не является средой исправления, а в двух итерациях полностью соответствует вашему состоянию выхода из этой среды. Непосредственно ваше и ближайшее окружение, пространство, в котором соблюдается Шабат.

Внешнее управление не вмешивается в тикуним, в ваше субботнее пребывание, а вы находитесь в абсолютном слиянии с Торой. И, таким образом, соединяются Хей высшее и Хей нижнее. Вы соблюдаете, и в вас входит наслаждение от зивуга с Всесильным.

            В чём соединение? Вы храните хлеб, и вам его вкладывают в рот. Или: вы находитесь вне системы исправления, в абсолютном покое и одновременно ощущаете радость и спокойствие. Потому что это состояние даётся вам сверху. Это касание нижним Хей высшего.

Но три внутренних и два внешних существуют всегда. Два внешних – это «две тысячи локтей». «две тысячи локтей» – первое внешнее, то, которое является самым близким к вам. И второе, которое не является вашим собственным, а внешним относительно вас, но зоной соблюдения Шабата. И это «две тысячи локтей во все стороны».

            Но зону соблюдения Шабата в зависимости от того, где вы находитесь, вы устанавливаете сами. Если это город йегудим, не надо отдаляться от него на две тысячи шагов. Потому что при этом вы строите следующий эйхал, который может не включать зону Шабата. В него могут вторгаться тикуним других народов.

            В комментируемом тексте приведены слова Всесильного, Барух Кадош Ху.

            82. «Осталась Суббота другая, которая не была упомянута, и она застыдилась. Сказала перед Ним: «Хозяин мира! Со дня, когда сделал Ты меня, «Шабат» называюсь я, и не бывает дня без ночи (а в седьмой день творения не упомянута ночь)» Сказал ей: «Дочь моя! Шабат ты, и Шабат называют тебя, однако Я короную тебя короной более высокой». Объявил («эавар круза», т.е., букв.:  «провёл объявление») и сказал: «Святыни Моей бойтесь (Ваикра, 19), и это – Суббота вечера Субботы (ночь Шабата), которая – Страх (йира), и пребывает в ней Страх. И кто она? То, что Святой, благословен Он, обобщил и сказал: «Я – Б-г» (Ваикра, 19). И я слышал от отца, что сказал так, и уточнил: «Слово «эт» прибавляет субботнее пространство. «Субботы Мои» (во мн. числе) – [это] именно круг (в круге равное количество света во всех точках), и квадрат внутри его (в квадрате видна разница между правым и левым, востоком и западом), и их два (т.е., две субботы). И в соответствии с этими двумя есть у нас две святости (кдуштей), которые следует нам упоминать. Одна – это [стих] «И закончены» (ва-йхулу) (Брейшит, 2), и одна – «Кидуш» (молитва освящения Субботы над вином). В стихе «И закончены» есть тридцать пять слов, и в Кидуше, которым мы освящаем [Субботу], есть тридцать пять слов, и складывается всё (вместе) в семьдесят Имён Святого, благословен Он, и Община Исраэля (Кнесет Исраэль) коронуется ими».

            «Осталась Суббота другая, которая не была упомянута, и она застыдилась». «Застыдилась» - не хочет открываться паним бе паним.

«Сказала перед Ним: «Хозяин мира! Со дня, когда сделал Ты меня, «Шабат» называюсь я, и не бывает дня без ночи». Сказал ей: «Дочь моя! Шабат ты, и Шабат называют тебя, однако Я короную тебя короной более высокой». Объявил и сказал: «Святыни Моей бойтесь, и это – Суббота вечера Субботы (ночь Шабата)», это третья Суббота.

            Третья Суббота – это самосознание себя Творением. Когда Творение осознает себя Творением. И это ночь - вечер наступления Шабата. Поэтому три трапезы. Потому что три получения вкуса.

            «Суббота вечера Субботы» - первое получение вкуса. Оно соответствует началу Игры, раскрытию первой записи. Это «Суббота вечера Субботы», когда Творение осознаёт, что оно Творение, и начинает получать вкусы от Торговца.

            «которая – Страх». И что предшествует первому получению вкуса? Любовь начинается со Страха, осознания Его всесилия. Дин, это первое мгновение самосознания. С этого начинается осознание Творения себя в разности свойств с Творцом. Сопоставление в свойстве суда: я и Всесильный, Благословенный Святой. Осознание существования Высшего творящего начала, Всесильного, Благословенного Святого, это Страх.

            «и пребывает в ней Страх. И кто она», эта Суббота? «То, что Святой, благословен Он, обобщил и сказал: «Я – Б-г». Это самосознание Творением, Малхут самой себя в разности свойств со Святым. Это его Страх и это: «Я – Б-г». Раскрытие записи о том, что есть Творящее, Высшее начало. И есть само Творение, как таковое. Раскрытие записи: «Я – Б-г», осознание существования Всесильного, - это и есть начало жизни в Творении. Мы говорили об этом раньше, но не в постижении раскрытия первой записи Торы. Не в осознании того, что нет ничего, кроме Торы.     

            «И я слышал от отца». «От отца». Тот, кто говорит – это сын, Его луч.

Тот, Кто сформировал его, как луч, как свет, Тот, Кто даёт Свет, - Отец. А то, что сформировано Им, несёт в себе Его свойства, есть Его сын.

            «То, что Святой, благословен Он, обобщил и сказал. И я слышал от отца, что сказал так, и уточнил: «Слово «эт» прибавляет субботнее пространство». «эт» - это Алеф, Тав. Это всё, начиная от замысла Творения и кончая первой фазой, принцип его подъёма снизу вверх.

«субботнее пространство», это единая Суббота, начиная от замысла, Алеф, и кончая субботним вечером – это Тав. Перемещение от Тав к Алеф определяет осознание «субботнего пространства». «субботнее пространство» может быть одеждой и комнатой, может быть просто одеждой, им можете быть просто вы, ваша кожа. А всё не «субботнее» вокруг вообще не относится к свойствам и народу Исраэль.

В силу сложившихся обстоятельств, в Субботу вы находитесь в толпе, в горящем здании, в окопе во время войны. И тогда Суббота – вы сами. И это то, что от Тав до Алеф определяет «субботнее пространство».

Но, одновременно, если вы покрываете любовью весь мир в целом, всё Творение, осознаёте Субботу в таких свойствах, тогда вы есть всё от Тав до Алеф. И пространство от Тав до Алеф – «две тысячи локтей».

С точки зрения того, что вы считаете отсутствием воздействия на себя системы исправления, и воспринимаете всё вокруг себя как Субботу, границу между Тав и Алеф вы устанавливаете сами.

Но с точки зрения хранения хлеба, для йегуди не предполагалось такого расширения сознания. Поэтому ему всегда устанавливалось, где он может находиться, и что должен делать. Ему «субботнее пространство» устанавливалось не его внутренним самосознанием, а Галахой. А на самом деле, оно от Тав до Алеф.

Галаха определяется миром, в котором вы живёте, и вашим собственным ощущением этого мира. Нахождением во всём происходящем Всесильного и оправданием Его действий по отношению к себе.

Если независимо оттого, что происходит, вы находитесь в прекрасном расположении духа, в постоянном обмене импульсами любви с Ним, у вас всегда Суббота. Происходит слияние нижней Хей и Хей высшего.

            Но такое состояние невозможно. Поэтому «субботнее пространство»», Алеф-Тав, которое позволяет избежать нарушения этого ощущения, ограничивается. 

Человек сам определяет для себя «субботнее пространство». Но для тех, кто хранит хлеб, оно предписывается, как наиболее гарантированное, с учётом мудрости цадиким. Но если во внешнюю среду исправления попадают те, кто хранит хлеб и ест его, то для них Суббота может быть нарушена. То есть вмешательство будет таким, которое они не смогут молниеносно оправдать. Оно нарушит их внутренний покой, радость от постижения высшего.

Суббота будет нарушена. Их вернут к работе, расстроят, разозлят.

            Что такое три Субботы? Первая – это вечер Субботы. Вторая – это Суббота, устраиваемая внутри Хей нижнего. И третья Суббота - это расширение «субботнего пространства» до смыкания с Хей высшее.

            Самое высокое состояние – начальное. Как говорят китайцы, для того, чтобы пройти путь в тысячи ли, надо сделать первый шаг. Первый шаг самый сложный. Это первое усилие. Поэтому мы совершаем Кидуш. Вечером субботнего дня первая трапеза самая большая, обильная и самая радостная.

            Человек находится у себя дома, в покое, в отличном состоянии, к телефону не подходит, нет никаких внешних вторжений. Он устраивает себе «субботнее пространство», которое изолирует его от среды исправления. И тогда ему даётся замечательное внутреннее состояние отдыха, покоя и блаженства. Происходит соединение высших миров и этого мира, Хей высшего и Хей нижнее.

            Настроение человека улучшается в той мере, в какой он прикладывает усилия для раскрытия в себе записи, решимо Шабата. В этом проявляется Игра.       

«И я слышал от отца, что сказал так, и уточнил: «Слово «эт» прибавляет субботнее пространство». «эт» прибавляет» в человеке, который понимает, о чём здесь говорится.

«Субботы Мои – это именно круг, и квадрат внутри его». «круг», игуль. «квадрат» - это ощущение этого мира в рельефах: вперёд, назад; вправо, влево; плохо, хорошо.

«и их два. И в соответствии с этими двумя есть у нас две святости, которые следует нам упоминать, (кдуштей), которые следует нам упоминать. Одна – это  «И закончены», и одна – «Кидуш». «И закончены», имеется в виду: «И закончен день седьмой».

«В стихе «И закончены» есть тридцать пять слов». «тридцать пять», это семь сфирот, помноженные на пять бхинот. «тридцать пять слов».

            «и в Кидуше, которым мы освящаем [Субботу], есть тридцать пять слов». Постижение всех семи сфирот находится в потенциале в самом нижнем состоянии,  в первой записи. 

            «и складывается всё (вместе) в семьдесят Имён Святого, благословен Он». Какие семьдесят?  Это семь, помноженное на десять. Все записи Торы в раскрытии вмещают «семьдесят Имён Святого, благословен Он». «и Община Исраэля  коронуется ими» в Шабат.

 

            83. «И из-за круга и квадрата этого они, «Субботы Мои», заключены вдвоём в [слове] «соблюдай» (шамор), как написано (там же): «Соблюдайте». Однако Суббота высшая была тут заключена не в [слове] «соблюдай», а в [слове] «помни» (захор), ибо Царь Высший – в [слове] «помни» завершается (истайем). И поэтому называется Царём, которому принадлежит мир (шлама), и мир Его – это [слово] «помни». И поэтому – нет (не бывает) спора свыше (лет махлокет леэла)». 

 

            «И из-за круга и квадрата этого они, «Субботы Мои», заключены вдвоём в слове «соблюдай» (шамор), как написано: «Соблюдайте». «Субботы Мои». То есть, «Соблюдайте» две «Субботы Мои».

«Однако Суббота высшая была тут заключена не в слове «соблюдай», а в слове «помни» (захор), ибо Царь Высший – в слове «помни» завершается (истайем)». Он «завершается» в Его имени в буквенном воспроизведении. То есть, в сравнении малхуёт, захарим и некивот. Постижение завершается в буквах в сопоставлении свойств захарим и некивот в высшей Хей, в рош де Элион.

            «И поэтому называется Царём, которому принадлежит мир (шлама), и мир Его – это слово «помни». «Мир Его» - с высшей Субботы начинается то, что Он раскрывает как ощущение внешнего в зивуге, во взаимном слиянии, струении друг сквозь друга.

            «и мир Его» - то, что мы познаём о Нём, о Его Имени, как о внешнем, проникающем в нас, которому мы отдаём свою любовь во взаимном зивуге, есть «слово «помни». Этим словом заканчивается Его Имя, постигаемое от захарим в некивот.

«И поэтому – нет спора свыше». «Нет спора», нет дальше суда, сопоставления. И все ангелы бегут к Нему.