Zohar

Зоар § 144-145

144. «И нету скрывающегося от жара его» (там же) – [от жара] периода этого, периода солнца, которое окружает все стороны (проходит все стороны света). «И нет скрывающегося», - нет того, кто скрывается от него, во всех уровнях высших, что все они кружат и приходят к нему, и каждый их них (коль хад ве-хад) – нету того, кто скрывается от него. «От жара его», - когда разогревается и возвращается к ним (к друзьям) при раскаянии полном (бе-тиювта шлим). Вся слава эта и вся возвышенность эта – из-за Торы она, как написано (там же): «Тора Б-га целостна».

 

«И нету скрывающегося от жара его» – от жара периода этого, периода солнца, которое окружает все стороны (проходит все стороны света)». И действительно: «И нету скрывающегося от жара его» потому, что на самом деле только этот жар и существует, существует только Хохма. Вопрос о том, что такое «стороны света», зависит от нашего восприятия этого «жара». И объективно нет никаких сторон света, они есть только в нашем восприятии.

«периода солнца, которое окружает все стороны». Если мы вспомним, что такое Тора, то увидим, что периоды, это те циклические тикуним, которые мы ощущаем как периодическое воздействие времени. После того как мы поднимемся на определенную высоту, они будут для нас полностью наполнены жаром, светом Его. Нет никого «скрывающегося от жара его», потому что все зависит только от нашего восприятия этого «жара». Является ли он для нас Западом, Востоком, Югом или Севером – это всего лишь наше восприятие.

«И нет скрывающегося», - нет того, кто скрывается от него, во всех уровнях высших, что все они кружат и приходят к нему, и каждый их них (коль хад ве-хад) – нету того, кто скрывается от него. «От жара его», - когда разогревается и возвращается к ним (к друзьям) при раскаянии полном (бе-тиювта шлим). Вся слава эта и вся возвышенность эта – из-за Торы она, как написано: «Тора Б-га целостна». Мы получаем отличное подтверждение нашим прежним догадкам. «И нет скрывающегося», - нет того, кто скрывается от него». Нет никого кто скрывается от Него. «во всех уровнях высших», тем более, потому что скрытие от Него ощущается нами только как отсутствие нашего усилия. «что все они кружат и приходят к нему». К свету солнца, к наполнению Хохма. «кружат» в гильгулим или, если брать макроизмеритель, в тикуним. И, в конце концов, мы приходим к Нему. Делая усилия в свете хасадим, мы наполняемся светом Хохма. «и каждый их них (коль хад ве-хад) – нету того, кто скрывается от него». Потому что всего шестьсот тысяч душ. И когда речь идёт о тех, кто представляет собой гуфот (в высшем состоянии гуфим) или совсем низкие келим, мы говорим всего лишь об АХАП, частях шестисот тысяч душ. И поэтому по большему счету нет скрывающихся от Него. Потому что даже те, кто не ощущает Его и скрывается от Него, будут обязаны подняться к нему в кружении, следуя за рошим всех шестисот тысяч душ.

«От жара его», - когда разогревается и возвращается к ним (к друзьям)». «к друзьям», имеется в виду, к друзьям невесты. Но друзья невесты, это друзья Его. Потому что в полностью исправленном состоянии народ Исраэль подобен Всесильному Святому, Барух Кадош Ху.

«От жара его», - когда разогревается и возвращается к ним (к друзьям) при раскаянии полном (бе-тиювта шлим). «когда разогревается». То есть когда начинает восприниматься в своей полноте. Когда Он согревает, даёт жизнь. Он постоянен, когда же Он разогревается? Он разогревается в ощущениях человека, который наполняется светом Хохма.

«От жара его», - когда разогревается и возвращается к ним (к друзьям) при раскаянии полном». Это происходит при полном раскаянии, при самоанулировании. Человек переходит на другой качественный уровень. Кли в очередной пропорции наполняется светом Хохма.

«Вся слава эта и вся возвышенность эта – из-за Торы она, как написано: «Тора Б-га целостна». И иерархия душ, и восприятие Его Славы, Его левушим, всё это из-за Торы. Потому что Тора единственно существующее. И всё, что мы получаем в ощущениях, есть на каждом новом уровне перемещение в раскрытии решимот Торы.

Всё возвышение и вся «слава эта». И наше наполнение, и радость по поводу нашего духовного продвижения, это всегда одно и то же раскрытие. Это просто на каждом новом уровне комплекс решимот.

«из-за Торы она». Не написано, что это Тора, а «из-за Торы». То есть жизнь, вызванная раскрытием решимот Торы. Но, почему это не Тора, а говорится «из-за Торы»? Чего же нет в Торе? То, что «Из-за Торы», это свет хасадим, любовь. Это есть продукт наших усилий. «как написано: «Тора Б-га целостна».

 

145. «Шесть раз написано тут «Б-г», и шесть стихов от «небеса рассказывают» до «Тора Б-га целостна», и о тайне этой написано: «Бе-решит», - вот шесть букв («бет», «рейш», «алеф», «шин», «йуд», «тав»). «Создал Б-г небеса и землю» - вот шесть слов (с частицами «эт»: «бара Эло-hим эт hа-шамаим ве-эт hа-арец»). Стихи другие соответствуют шести разам [упоминания] «Б-га», шесть стихов – из-за шести букв, которые тут (в слове «Бе-решит»), шесть Имён – из-за шести слов, которые тут».

 

«Шесть раз написано тут «Б-г», «тут», в Торе. «и шесть стихов от «небеса рассказывают» до «Тора Б-га целостна». В постижении Всесильного есть шесть уровней. «от «небеса рассказывают», от уровня передачи информации с небес, творение небесами. «небеса рассказывают», то есть создают решимо. «до «Тора Б-га целостна». Что всё это есть одно и то же.

И постижение того, что «Тора Б-га целостна», может быть достигнуто только снизу вверх. И поэтому - это шестая часть, нижнее. Когда Малхут соединяется с Йесод, постижение того, что «Тора Б-га целостна», становится внутренним убеждением, внутренней картиной.

А верхняя запись – это «небеса рассказывают».

«и о тайне этой написано: «Бе-решит» - вот шесть букв: «бет», «рейш», «алеф», «шин», «йуд», «тав». Читаем слева направо. Тав наполняется снизу вверх. Йуд – постижение в мудрости, что «Тора Б-га целостна». Шин – движение в трех линиях. Алеф – это Шин приводит к постижению замысла Всесильного. Рейш – получает всё наследие Его, Бет – в любви. Алеф переход через границу там, где Творение становится подобным Творцу. И это возможно только в Шин – в усилиях по построению третьей линии. Творение получает после того, как становится подобным Ему, Алеф сравнивается с Ним. Устанавливается зивуг, в зивуге Творение получает Рейш - Его наследие, и сливается с Ним в зивуге, Бет. В Брахе.

Можно прочитать справа налево. В Брахе заготовил Он наследие и передал Творению, уготовил передачу его в слиянии, записав, предоставив возможность делать усилия – Шин, через постижение смысла Игры, усилием снизу вверх, наполнением Тав, «Бе-решит». В разделенности и в полном соответствии друг другу, которая снизу вверх реализуется в результате наполнения Тав. Это есть всё. Тав – это низшая точка, Алеф высшая точка. И слово – «эт» значит всё это. Во всём это.

Когда мы читали «Бахир», мы разбирали букву Алеф, и говорили, что одно из возможных трактовок буквы Алеф – это соединение двух Бет. Мы читали о том, что хвост Бет, который есть в Алеф, даёт жизнь всему. Мы не в состоянии полностью постичь Его Брахи.

Она оживляет всё. Подъем начинается раньше, чем мы снизу вверх дошли до крайней правой точки Бет. Она создана в такой бесконечности любви, что мы не в состоянии постичь ее до конца. И это даёт жизнь всему, оживляет всё. Хвост буквы Бет – великая любовь Его, несопоставимая с нашей духовной емкостью вместить это понятие.

И это два Бет. Одновременно это Йуд, это всё что мы знаем. Но это две Брахи, сливающиеся в зивуге. И это Его замысел результата всей Игры. Сначала Он представил Себе как это должно быть, а потом это реализовал.

Так же поступает и человек, когда видит объект своего интереса. Сначала он говорит: как хорошо было бы познакомиться с ней поближе, а потом представляется ей и ухаживает за ней.

Мы движемся снизу вверх. В состоянии Бина в человека входит постижение, всё Его наследие. И в состоянии Бет, Брахи он сливается в зивуге с Всесильным.

Одновременно Бе-решит – это Его наследие уготовано в любви. И Алеф – это  буква разделения и, одновременно, будущего слияния. Она в Торе везде присутствует в словах. Но Тора начинается не с неё. Потому что если бы Тора начиналась с Алеф, то не было бы границы между Творением и Всесильным.

Она присутствует во всех элементах Творения. Если бы начиналось с буквы Алеф, то не было бы начального суда, я – Он. Не было бы момента самосознания Творения. Нельзя начинать запись с зивуга.

Алеф – это неразрывность. Это разграничение, но оно в слиянии. В Алеф нет работы по наполнению. Это указание места зивуга – разделения. А как тогда начать с него? Тогда не будет свойства суда.

Алеф написана черным на белом, потому что мы постигаем смысл этой буквы только в наших ощущениях. И Браха Его настолько всеобъемлюща, что даёт нам возможность осознания Его начального импульса. Мотивации. Намерения. Кавана. А как иначе, если этот мир – черный? Как можно дать представление о букве? Симпатическими чернилами не напишешь.

«Создал Б-г небеса и землю» - вот шесть слов (с частицами «эт»: «бара Эло-hим эт hа-шамаим ве-эт hа-арец»). «бара Эло-hим». Можно перевести так. Создал Всесильный «эт hа-шамаим» совокупность небес и совокупность земли. Что такое совокупность? Это Алеф – Тав. От замысла к начальному моменту подъёма. И поэтому «эт hа-шамаим». Наше представление о «hа-шамаим» будет изменяться от Тав до момента Алеф. И поэтому «ве-эт hа-арец», в любви от Алеф до Тав. Во всём диапазоне наших чувственных восприятий, от нашего начального импульса Тав – подъема вверх до Алеф будет изменяться наше представление о «hа-арец».

Он игрался с буквами. Какая великолепная Игра! 

«бара Эло-hим». «бара», Бет, Рейш. «Эло-hим» - Алеф, Ламед, Вав, Хей, Йуд, Мем. Бет, Рейш, Алеф, Ламед, Вав, Хей, Йуд, Мем. «Эло-hим» - это вся структура души человека, от Мем до Алеф. «эт hа-шамаим ве-эт hа-арец». Абсолютно целостная формула Творения.

«Стихи другие соответствуют шести разам упоминания «Б-га», шесть стихов – из-за шести букв, которые тут (в слове «Бе-решит»), шесть Имён – из-за шести слов, которые тут». Здесь говорится следующее: как мы знаем, всё есть во всём. Это «запрессовано» в Тору в виде того, что шесть букв одеваются в одежды шести слов, которые одеваются в одежды шести имен. И этот принцип мы видим во всём.