Зоар 103, 106

Зоар 103, 106

 

            Вкратце напомню, о чём говорится в пункте 103.

            103. «Из тридцати уважаемый» (там же через один стих – продолжение о Бнайhу, сыне Йеhойады). Это – тридцать лет высших, из которых он брал и вытягивал вниз (ве-ангид ле-тата), и от них он брал и приближался. «И к троим не пришёл» (там же), - они приходили к нему, и давали ему по желанию сердца, а он не приходил к ним».

 

            «Из тридцати уважаемый» - из тридцати сфирот трёх бхинот, которые суть есть Его свойства. Это Кетер, Хохма, Бина.

            «Это – тридцать лет высших». «лет высших», то есть замысла лет низших, замысла гильгулим, круговых исправлений, «из которых он брал и вытягивал вниз (ве-ангид ле-тата), и от них он брал и приближался». И в ощущениях человека, из этих уровней Он вытягивается вниз, приближается к нему.

            «И к троим не пришёл». Всегда есть два внешних и три внутренних. И три, к которым Он не пришёл, не приходит и никогда не придёт. Это два внешних, которые есть этот мир, отражение животных желаний человека: эйхал и байт или левуш и байт, левуш и эйхал. И плюс ещё третье животное свойство – это гуф. И если человек живёт в этих трёх уровнях, Он к нему не приходит. Он приходит к нешама и к замыслу, к шореш.

Что значит: «он не приходил к ним»? Если Он приходит «к ним», они исчезают. Человек не чувствует ни тела, ни одежды на нём, ни дома, ни окружающего мира.

Если Всесильный приходит в эти уровни, человек чувствует слияние с Ним, некое ощущение, о котором мы сейчас даже не можем помыслить. А если Он не приходит, тогда существует гуф, левуш и эйхал.

            Но, «они приходили к нему». Потому что тело всё время желает, чтобы оно было наполнено. И мы говорим: «Дай мне то-то и дай мне это». Мы всё время черпаем желания из этого мира и приходим к Нему.

Мы приходим к Нему из трёх нижних. Но Он никогда не приходит в нижние. Это не значит, что Он не будет удовлетворять эти желания. Он отвечает желаниям нашего сердца. Но не приходит Он в них, с точки зрения того, что Он их не оживляет. Человек сам может их оживить.

«и давали ему по желанию сердца, а он не приходил к ним».

 

 

 

            106. «Открыл раби Элазар и сказал (Теhилим (Псалмы), 31): «Как многочисленно благо Твоё, которое спрятал Ты для боящихся Тебя, сделал Ты надеющимся на Тебя против сынов человека!» - насколько высоко и драгоценно то благо, которое приготовился Святой, благословен Он, сделать для сынов человеческих, для тех удостоившихся высших, которые боятся греха и стараются в Торе, когда они поднимаются в тот мир. Не «благо Твоё» - написано, а «многочисленное благо Твоё». И что это? «Память о многочисленном благе Твоём рассказывают» (Теhилим, 145), и это – наслаждение жизни, тянущееся от мира, который придёт, к [Тому, Кто является] Жизнью Миров (хей алмин) и называется «памятью о многочисленном благе Твоём». Конечно – это же (Йешайа, 63): «И многочисленно благо для дома Израиля и т.д.»

 

«Открыл раби Элазар и сказал». Смотрите, раби Элазар говорит языком псалмов. «Как многочисленно благо Твоё». Это ощущение, которое испытывает человек, когда начинает осознавать, что такое зивуг. Почему говорят о Всесильном: «Они»? Потому что зивуг – это бесконечно меняющееся ощущение. Это «многочисленны блага Твои». Это все наслаждения как единое ощущение.

Допустим, из душа идёт прохладная вода, и у человека, стоящего в жаркий день под душем, постоянное ощущение прохлады. Это одно благо, которое ему известно. Но зивуг характеризуется невероятным разнообразием ощущений. И поэтому: «Как многочисленно благо Твоё, которое спрятал Ты для боящихся Тебя». И здесь многочисленность блага, в том числе, включает в себя и оживление мёртвых. Возможность наслаждаться любым из всех существующих миллиардов сценариев для каждой жизни человека. В совершенстве предсказанного и реализуемого Им подъёма даже в несчастьях, в которых человек пребывает в каких-то жизнях. Потом сверху это видится как благо, добро, любовь. При этом, чувствуя все те ощущения, которые испытывал этот человек.

Творение, помимо этого, испытывает зивуг как многопараметрическое воздействие. «Как многочисленно благо Твоё». Это невозможно объяснить! Это и информация, и любовь в огромном диапазоне этих слов.

            «сделал Ты надеющимся на Тебя против сынов человека!»

            «против сынов человека!». Сыны людей находятся против состояния, которое называется «благо», в обратном Ему состоянии.

            «насколько высоко и драгоценно то благо, которое приготовился Святой, благословен Он, сделать для сынов человеческих, для тех удостоившихся высших, которые боятся греха и стараются в Торе, когда они поднимаются в тот мир. Не «благо Твоё» - написано, а «многочисленное благо Твоё». И что это? «Память о многочисленном благе Твоём рассказывают».

            «Память о многочисленном благе Твоём», как рассказывают мудрецы. То есть запись, память. Ничего больше нет. Человек переходит от одних записей к другим, которые вмещают в себя неисчислимое ощущение блага.

            «и это – наслаждение жизни, тянущееся от мира, который придёт».         «тянущееся», то есть предчувствованное нами. Не ощущаемое, но предосознаваемое. Оно тянется к нам, но мы им ещё не охвачены.

            «И называется «памятью о многочисленном благе Твоём». Конечно – это же: «И многочисленно благо для дома Израиля и т.д.». И это то же самое.

 

            107. «Ещё что такое – «как многочисленно благо Твоё (букв.: «что многочисленное благо Твоё» - «ма рав тув-ха»)? Тут сформулирована тайна Мудрости (раза де-хохмета), и все тайны заключены здесь: «Что» (ма) – это [и есть] то, что сказано, - «Многое» (рав). Это – Дерево многое и могучее (рав ве-такиф). Поскольку есть дерево другое, меньше этого, конечно, оно – многое (рав) и поднимается в высоту небес».

 

            «Это – Дерево многое и могучее (рав ве-такиф). Поскольку есть дерево другое, меньше этого, конечно, оно – многое (рав) и поднимается в высоту небес». Здесь имеется в виду Древо Жизни.

            «есть дерево другое, меньше этого», Древо Познания. Поменьше оно, меньшая ветвистость кроны. Оно более предсказуемое, чем Древо Жизни. И так как ветвление Древа Жизни бесконечно, то это связано с тем, о чём мы говорили по поводу оживления мёртвых. Древо Жизни включает в себя постижение всех возможных бесконечных вариантов оживления, всех ипостасей Творения вплоть до конечного состояния гмар тикун. Количество вариантов, по которым можно переключаясь двигаться вперёд по кроне Древа Жизни, бесконечно. В отличие от тех вариантов, которые тоже в бесконечности, но в более узком для выбора коридоре, существуют в Древе Познания.

Человек не ограничен в своих физических перемещениях. Он подходит к огромному дереву с бесконечным количеством ветвей. На каждой веточке висит невероятно красивая драгоценность. Её можно рассматривать часами. Она внутри себя содержит отдельный сюжет. Он будет оживать. И человек сможет проникнуть в каждую драгоценность и существовать в той игре, которая внутри неё. Одновременно всё это дерево непостижимой красоты. Поэтому он может бесконечно рассматривать это дерево снаружи, как единое произведение, перебегая взглядом от одной драгоценности к другой, приближаясь к ней и уходя внутрь, снова выходя из неё. Находясь в поисках другой, более привлекательной. Туда погружаясь, снова выходя. Но даже обозрение этого дерева в целом будет бесконечным наслаждением.

Можно посмотреть, как это дерево совершенно по своей структуре. И потом влезть внутрь, и приблизиться к каждой конкретной драгоценности, снова выйти из неё и так далее. И видеть, как они все взаимосвязаны между собой. Их взаимосвязь между собой и есть дерево.

            Когда Адам сорвал гранат с Древа Познания, этим действием оно конфигурировалось. У Адама была чувственная доминанта. Но при этом был выбор. Не существовала только доминанта. Был ещё контакт с Всесильным, Его указания. Доминанта должно была победить. Иначе не было бы Игры.  

Древо Познания соединено с Древом Жизни. Древо Познания – это небольшая корневая система, которая содержит возможность выбора в ограниченном диапазоне. Потом она превращается в ствол. Там возможность выбора ещё меньше.

Пока был контакт с Всесильным, существовал выбор. Потом свободы воли стало совсем мало. И она двигалась в узком коридоре. Потом коридор стал расширяться. Увеличение любви Всесильного означает рост свободы воли.

Это количество вариантов, которое могло быть реализовано. Оно внутри ствола бесконечно, но коридор узкий.

Это не значит, что там количество вариантов ограничено. Нет, оно бесконечно. Внутри ствола спиральная структура в N-мерном виде.

Древо Познания и Древо Жизни символизируют рамки бесконечного выбора в бесконечно мерной спирали, внутри которых происходит реализация сценариев Всесильного, то есть выбор картинок в каждом сечении Торы.

Творение прошло по ограниченному количеству вариантов Торы и оживило их. Основная часть структуры мироздания ещё не освещена Творением. Возможности выбора Творения в гильгулим не намотаны на неё. Не реализован выбор Творения. Это незаконченная Тора с точки зрения Торы Творения. Она еще не закрыла бездонный колодец.