Zohar

Зоар §198-207

 

198. «Заповедь вторая – это та заповедь, с которой заповедь Страха соединена и не отходит от неё вовеки, и это – Любовь (аhава), - любить сыну человеческому Господина своего любовью целостной. И что это – любовь целостная (рхиму шлим)? Это – «Любовь большая» («аhава раба» - слова из утр. молитвы перед чтением «Шма»), как написано (Брейшит, 17): «Ходи передо Мной и будь целостным», - целостным в любви. И это – то, что написано (Брейшит, 1): «И сказал Б-г: «Да будет свет!»», - это любовь целостная, называемая «Любовь большая», и тут этот закон – любить сыну человеческому Господина своего, как положено».

 

«Заповедь вторая – это та заповедь, с которой заповедь Страха соединена и не отходит от неё вовеки, и это – Любовь». Ну, вот видите, как все замечательно соединилось! Свет постижим лишь в ответной, целостной и большой любви.

Это то, что сказано: «И будет свет». Когда он раскроется? Когда сынов человеческих будет наполнять всеобъемлющая, целостная любовь.

 

199. «Сказал раби Элазар: «Папа, любовь целостная, - я слышал о ней» (т.е., слышал объяснение, что это). Сказал ему: «Скажи, сын мой, перед р. Пинхасом, поскольку он – на этом уровне (бе-hай дарга) стоит». Сказал раби Элазар: «Любовь большая – именно любовь целостная в целостности двух сторон, и если не заключает две стороны, - не это любовь, как положено, целостная».

 

«Да будет свет» - это тогда, когда он будет для человека. Ведь это запись о свете, которая должна раскрыться в восприятии человека. Она не раскрыта. Она существует только в замысле Всесильного. В Его записи. Но она не существует в восприятии человека, и она появится в его восприятии, когда человек и Всесильный соединятся в зивуге. То есть любовь приобретёт не односторонний, а целостный характер.

«на этом уровне стоит» раби Пинхас. «стоит», то есть его голова достигает этого уровня. Высшие записи раби Пинхаса абсолютно чисты и достигают этого уровня. А низшие записи, это те, в которых он живет: ходит, ест, пьет, спит, работает, пишет. Всё это записи.

Высшие записи – это те, в которых он достигает любви, целости, слияния. И поэтому он стоит в полный рост. Записи головы касаются небес, а записи ног касаются земли.

 

200. «Об этом учили: в двух сторонах объясняется Любовь («аhава» – евр.), любовь («рхиму» – арам.) к Святому, благословен Он. Есть тот, кто любит Его из-за того, что есть у него богатство, долгота дней, сыновья вокруг него, властвует [он] над ненавистниками своими, пути его готовы для него, и из-за этого любит Его. И если это будет наоборот, и повернёт на него Святой, благословен Он, колесо суда тяжкого (гилгула де-дина кашья), будет ненавидеть Его, и не полюбит Его вообще. И поэтому любовь эта – не та любовь, у которой есть суть».

 

«Об этом учили: в двух сторонах объясняется Любовь («аhава» – евр.), любовь («рхиму» – арам.) к Святому, благословен Он». По-арамейски слово любовь, «рхиму»  - Рейш, Хет, Йуд, Мем, Вав. Это совершенно другое значение, чем «аhава». «Рхиму» означает: переданная Им в чуде Его воздействия на Его Творение. То есть не являющаяся сутью Творения, а привнесенная Им. Потому что есть буква Хет. А Хет – это чудо, направленное сверху вниз. То есть Хет буква, наполняемая только Его усилием, Его чудом. Это усиливается Йуд, потому что в чуде Его усилие относительно Малхут. И в «рхиму» Малхут уже имеет Вав. Но это еще любовь к Нему, к Святому, которая проходит внутрь Малхут. Это «рхима», Рейш, Хет, Йуд, Мем, Алеф. Всё это создано в изначальном замысле. Детальное описание.

«любовь к Святому, благословен Он. Есть тот, кто любит Его, из-за того, что есть у него богатство, долгота дней, сыновья вокруг него, властвует он над ненавистниками своими, пути его готовы для него, и из-за этого любит Его. И если это будет наоборот, и повернёт на него Святой, благословен Он, колесо суда тяжкого (гилгула де-дина кашья), будет ненавидеть Его, и не полюбит Его вообще. И поэтому любовь эта – не та любовь, у которой есть суть». «суть» – имеется в виду внутреннее постижение сущности, существующего порядка мироздания.

«любовь («рхиму»), которая называется целостной. Конечно. Еще раз прошу обратить внимание, что целостной является та любовь, корень которой в Самом Всесильном, иначе не было бы «рхиму». Рейш, Хет, Йуд – любовь, привнесенная в Малхут, в Творение чудом усилия Его, высшей мудростью – вот что это такое. И которое есть всё - Рейш.

Любовь – это единственная свобода воли Творения. Но она свобода воли, с точки зрения получения, раскрытия этой любви. Человек получает любовь к Нему, изначально записанную в нём. Или не записанную – не получает. Свобода воли – это усилие. А результат усилия – любовь.

Что является результатом охоты охотника? Результатом охоты охотника является дичь. Что является для охотника свободой воли? Единственным мерилом, результатом его деятельности, окончательной оценкой свободы воли является дичь, которую он приносит из леса. Но, для того чтобы застрелить эту дичь, он должен развить в себе искусство охоты. Развитие в себе искусства охоты – это целиком наша работа. А лес населён Всесильным. Нужно, чтобы мы умели охотиться.

Мы должны в себе развить искусство охоты. Но это суть и есть любовь. Потому что поедание её является предопределённым процессом.

Лес животными, дичью населен Им. А охотиться вы должны научиться сами. Все наши состояния записаны, но наша задача научиться получать эти состояния. Поэтому любовь является единственным проявлением свободы воли. Потому что другого измерения свободы воли не существует.

Какова длина стены, фасада дома? Он большой. Ну, а сколько точно? Двадцать метров. То есть метр – измеритель расстояния. А любовь - измеритель усилий человека. Поэтому проявлением свободы воли являются не усилия, а сама любовь. Потому что  усилия невозможно оценить.

Заложено бесконечное количество. Лес населен любыми животными, от  мышки до слона или мамонта. Слона ты никогда домой не принесешь и не съешь. Но он тоже живет в лесу. Вопрос только в том, в состоянии ли ты его получить? Да, в состоянии.

Научившись охотиться на него. Или можно мышку поймать. Можно кузнечика поймать, саранчу и её съесть. А можно и быка, дикого буйвола.                              То есть получается, что усилие направлено реально на раскрытие записей, которые есть любовь. Но запись не ограничена.

              Это не значит, что вы совершили предназначенное вам усилие и раскрыли соответствующую запись. Я не сказал, что в лесу под типовые записи типовые животные. Это может быть всё что угодно. Размер приза не ограничен. Поэтому единственной свободой воли является любовь. Свои усилия сам человек не в состоянии оценить. Ему оно может показаться крошечным, а на самом деле это будет колоссальный прорыв. А может показаться колоссально долгим и тяжким, а на самом деле он достигнет очень малого.

              При этом, должна быть запись высшей души.

              С помощью Рейш привносится Его наследие, всё то, что Он уготовил в качестве высшего. Вообще, это всё, но в данном случае, это - высшее. Это не низкая, а высшая часть души. Не животная душа, а высшая душа, духовность.

               Отсутствие записей высшей души. Человек умненький, обманывает других, наживает много денег, удачливый, нравится девушкам, ездит на спортивной машине, имеет собственный самолет, и при этом нет высшей души. Вопрос: зачем ему это даётся? Для соответствующего тикуна.

               Если он еврей, результатом чего это является? Прегрешения отцов. Если не еврей, то это нормальное состояние. Вопрос: когда наступает тикун? Сейчас – при жизни. А раньше - в момент смерти. Обнуление ценностей соответствующей записи, которое приводит к тому, что в следующем гильгуле желания те же самые, но они уже не имеют первоочередной ценности. Изменяется центр тяжести желаний. Перед расставанием тела и души человеку показывают абсолютную бессмысленность того, что произошло в этой жизни. У человека нет физических воспоминаний об этом, но соответствующие решимот в его душе обнуляются. То есть душа уже не приемлет ценности этих решимот. Поэтому в парцуфе, который формируется в следующей жизни, желания, за которыми он гонялся в этой жизни, тоже важны для него, но не приоритетны. Соответственно и результат.

               Ведь достигают результата те люди, которые постоянно концентрируются на наполнении определенного желания. Те, которым дано другое предназначение, могут сколько угодно концентрироваться, но достигать они результатов будут только в меру выполнения той задачи, которая ставится перед их парцуфом на соответствующем уровне. То есть они должны выполнять более высокую задачу. И в меру её выполнения они могут быть укреплены, у них уравновешивается всё остальное. Потому что задача, которую решает их часть парцуфа Адам, их душа, несопоставима со всем остальным, что они делают. Цели, которые перед ними ставятся, значительно отличаются от других. И соответственно спрос с них очень высокий.

 

                201. «Любовь (рхиму), которая называется целостной, - та, которая с двух сторон: как в осуждении, так и во благе и в удачливости  («тикуна», т.е., букв., «исправленности») дорог его. Чтобы любил Господина своего, как то, что учили мы: даже [если] Он забирает душу твою у тебя, - это есть любовь целостная, которая с двух сторон. И из-за этого свет деяния первоначального (ор де-маасэ брейшит) вышел и потом спрятался, и когда спрятался, вышел суд тяжёлый, и воссоединились две стороны, как одна, [чтобы] быть целостной, это – любовь [такая], как положено».

 

                И так как это невозможно никак иначе устроить, только абсолютным сокрытием изначального света, то именно так всё и было сделано. Чтобы всё соединилось в целостности в усилиях самого человека: из абсолютной тьмы и пустоты в абсолютный свет и пустоту. Пустоту, то есть неосязаемость.

 

                202. «Схватил его раби Шимон и поцеловал его. Подошёл раби Пинхас и поцеловал его, и благословил его, и сказал: «Конечно, Святой, благословен Он, послал меня сюда, это – тот свет тонкий (неhиру дакик), о котором сказали мне, что заключён в доме моём, и потом осветит весь мир». Сказал раби Элазар: «Конечно, не должно забывать Страх во всех заповедях Его, тем более – в заповеди этой (заповеди любить Б-га) нужен Страх, [чтобы] прилепиться к тому, к чему прилепливается Любовь, когда она – в стороне одной хорошей, как то, что сказано, когда даёт богатство и благо, долготу жизни, детей, пропитание – тогда нужно пробудить Страх, и бояться, чтобы не причинил грех (и не были отняты дары), и об этом написано: (Мишлей (Притчи), 28): «Блажен человек, боящийся всегда», потому что Страх заключён в Любви».

                «Дом мой» - раби Пинхас, все ученики раби Шимона объединены в единый дом с раби Шимоном, в один байт.

                «Сказал раби Элазар: «Конечно, не должно забывать Страх во всех заповедях Его, тем более – в заповеди этой (заповеди любить Б-га) нужен Страх, чтобы прилепиться к тому, к чему прилепливается Любовь, когда она – в стороне одной хорошей, как то, что сказано, когда даёт богатство и благо, долготу жизни, детей, пропитание – тогда нужно пробудить Страх, и бояться, чтобы не причинил грех (и не были отняты дары), и об этом написано: «Блажен человек, боящийся всегда», потому что Страх заключён в Любви». Текст читается легко, как роман.

 

                203. «И так нужно в стороне обратной (ситра ахара) суда тяжёлого – пробуждать в ней Страх. Когда видит, что суд тяжёлый пребывает над ним, тогда пробудит Страх, и будет бояться Господина своего, как положено, и не утяжелит сердца своего, и об этом написано (Мишлей, 25): «И утяжеляющий сердце своё упадёт во зло», - в ту сторону обратную, которая называется зло. Находим Страх, который соединён с двумя сторонами и заключён в них, и это есть Любовь целостная, как положено».

 

               Здесь для евреев заложен чисто практический смысл. Поясняющий не только, что такое раскрытие и оправдание Его во всех состояниях. Но и суть происходящего с евреями. Потому что страх потери наслаждения и продолжения страданий, чисто животные ощущения.

                Попробуй у собаки отнять миску, она начнёт хватать тебя за руку зубами. Потому что она боится потерять наслаждение от еды. Если вы бьёте животное, оно старается от вас убежать. Потому что это продолжение страданий.

                Страх продолжения страданий и прекращения наслаждения – это чисто животные свойства. Как же от них перейти к страху перед Всесильным? Только путем понимания того, что есть Он и всё дано Им.

                 Но тогда страх пред Ним, как страх собаки перед хозяином? Нет. Вот здесь та грань, которую надо переходить. «И даны тикуним, для того чтобы пробудить спящих». Во-первых, сама идентификация Всесильного как стороны, постоянно дающей тебе то или иное, это пробуждение к тому, чтобы найти Его. Найти Его и оправдать Его – это вторая ступень.

                 Нахождение Его – это первая ступень. Здесь переход от животного к человеческому. А вот оправдать Его, перейти от человеческого низкого к человеческому высокому, высшему, вот это уже вторая, более сложная ступень.

                 И между второй и третьей ступенью колоссальная дистанция. Я бы сказал, большая, чем между первой и второй. Между отсутствием Его и нахождением, и между нахождением и оправданием, я думаю, что дистанция больше между вторыми двумя. Потому что нахождение и оправдание – уже постижение. Уже уподобление. В какой момент происходит переход от животного страха к страху человеческому, к любви? В тот момент, когда ты сопоставляешь себя и Его. Дин – суд.

                 Вот тогда просыпается человек. И страх потери миски или страх продолжения избиения сменяется попыткой постижения Его в том, что происходит. А она выражается в суде, сравнении свойств: кто я и кто Он. И для чего это тогда?

 

                 204. «Заповедь третья – узнать, что есть Б-г Великий и Властвующий в мире, и объединять Его (утверждать Его единство) каждый день единством (йихуда) [таким], как положено, в тех шести сторонах верхних, и сделать их в единстве одном в шести словах [молитвы] «Слушай, Израиль», и направить Волю Высшую в них. И поэтому [слово] «один» (эхад) нужно удлинить [до размера] шести слов».

 

                 «Заповедь третья – узнать, что есть Б-г Великий и Властвующий в мире», найти Его, «и объединять Его каждый день единством». «объединять Его» – это значит объединять от Хесед до Малхут в «шести сторонах верхних». «объединять Его… в шести сторонах верхних» – это значит полностью оправдывать Его во всём, что происходит с тобой и вокруг тебя.   

                 «и сделать их в единстве одном в шести словах молитвы «Шма, Исраэль», и направить Волю Высшую в них». Всё, что происходит, наполнить высшим смыслом, Волей Высшей. «направить Волю Высшую» во все известные нам свойства Всесильного, от Хесед до Малхут. Соединить Его Высшее Милосердие и наш мир.

                  «И поэтому слово «один» (эхад) нужно удлинить до размера шести слов». Что значит «удлинить»? Это абсолютно единый процесс. А его дискретность и разность вызвана только нашим его ощущением.

                  А в принципе это всё одно. Это бесконечная любовь. И процесс один: он направлен на достижение ответной бесконечной любви.

 

                  205. «И это – то, что написано (Брейшит, 1): «Соберутся воды из-под небес к месту одному», - соберутся уровни (даргин), которые под небом, [чтобы] соединиться в Нём, быть в целостности шести сторон, как положено. И со всем этим, к тому единству (в молитве «Слушай»), - нужно присоединить к нему Страх, ибо нужно продлить [букву] «далет» в [слове] «эхад» (один), ведь «далет» в [слове] «эхад» - большая. И [это] – именно то, что написано (там же): «И увидится суша», - что увидится и присоединится «далет», который – «суша» (йабаша), к тому единству».

 

                  «Соберутся воды из-под небес к месту одному». Ощущения Его мудрости, любви, Его действий в записях всех уровней сольются в одно, в один совершенный полный зивуг и в единое наслаждение всем тем, что раньше нам казалось разностями. В уровне Малхут, в уровне Далет нам казалось страданиями, а на самом деле была радостная Игра и совершенство. И всё сольётся в одно, вплоть до уровня Кетер. Оживут мертвые. Всё соединится в абсолютное наслаждение Всесильным, прошедшей и бесконечной предстоящей частями Его Игры.                  

                  «И со всем этим, к тому единству (в молитве «Слушай»), - нужно присоединить к нему Страх». Словом «Страх», которым соединяется животное и высшее начало, вытаскивается весь бездонный колодец. И поэтому буква Далет удлиняется и делается большой, то есть длинной, гадоль.

                   «И это – именно то, что написано: «И увидится суша». То есть вода достигнет самых сухих уголков Его записей. Всё, что было, полностью будет освещено, заиграет в свете Его совершенства, любви, мудрости и абсолютного добра.                   

                   «и присоединится «далет», который – «суша» (йабаша), к тому единству».

 

                    206. «И, после того, что присоединится там сверху, нужно присоединить её снизу среди населения (бе-ахлусhа) к шести сторонам другим, которые снизу: «Благословенно Имя Славы Царства Его вовеки веков», где есть шесть других слов единства (вторая строка молитвы «Слушай» состоит из шести слов, т. к. «Царство Его» - это одно слово («Малхуто»)). Тогда то, что было сушей, делается землёй, [чтобы] делать плоды и ростки (пирин ве-ибин) и сажать деревья».

 

                    «И, после того, что присоединится там сверху», для постигших всё это, «нужно присоединить её снизу среди населения (бе-ахлусhа) к шести сторонам другим, которые снизу». Хей нижняя. «вовеки веков» - одно слово, ваэд. Поэтому и первая строка «Шма Исраэль» шесть слов, и вторая строка «Шма Исраэль» шесть слов. Потому что соединение высшего и низшей Хей.

               С точки зрения очередности наступления чувственных постижений в парцуфе Адам, высшая и низшая Хей, это Исраэль и народы мира. В парцуфе Адам распространяется свет, раскрытие записей совершенства мироздания происходит от головы к ногам. Поэтому Хей высшее будет соответствовать голове, а Хей нижняя телу. И сначала всё это раскроется в голове, а потом в теле. И это высшие и низшие шесть слов. Первое говорится: «Шма Исраэль», а потом: «Благословенно Имя Славы Царства Его вовеки веков», распространяющееся на весь мир.

  Первое это усилие, призыв, второе – это процесс, но не автоматический, а содержащий в себе усилие, только гораздо меньшее. Первое надо произнести громко, потому что это основное, что надо сделать. Второе – это следствие, которое вслед за этим произойдет.