Zohar

Зоар §163 - 171

 

163. «Сказал я ему: «Конечно, хорошо сказал ты (т.е., верное уточнение, что в Израиле есть, подобный Ему). Кто оживляет мёртвых? Разве не Святой, благословен Он, один? Пришли (пророки) Элияу и Элиша и оживили мёртвых. Кто спускает дожди? Разве не Святой, благословен Он, один? Пришёл Элияу и удержал их, и спустил их молитвой своей. Кто сделал небо и землю? Разве не Святой, благословен Он, один? Пришёл Авраам, и осуществились (небо и земля) в существовании их ради него».

 

164. «Кто управляет солнцем? Разве не Святой, благословен Он? Пришёл Йеhошуа и заставил его замолкнуть (т.е., остановиться) и приказал ему, чтобы оно стояло там, где стояло, и замолкло (остановилось), как написано (Йеhошуа, 10): «И замолкло солнце, и месяц остановился». Святой, благословен Он, выносит приговор (гозер гзар дин), однако так и Моше – выносил приговор, и [он] осуществлялся. И ещё: Святой, благословен Он, выносит приговоры, а праведники Израиля аннулируют их (меватлин лон), как написано (Шмуэль-Бет (Вторая Книга Шмуэля), 23): «Праведник властвует страхом Б-жьим». И ещё [то], что Он приказал нам идти дорогами Его действительно, походить на Него во всём». Пошёл тот философ и перешёл в иудаизм (итгаер) в деревне Шахалаим, и назвали его Йоси маленький (Йоси ктинаа), и изучал Тору много, и он – среди мудрецов и праведников того места».

 

В этих двух пунктах, сто шестьдесят третьем и сто шестьдесят четвертом, раби Шимон говорит о том, как осуществляется переключение решимот и выбор новых картинок. Выбор новых картинок производится в строгом соответствии с уровнем точки Кетер парцуфа Адам.

И спрашивается: «Разве не Святой, благословен Он, один? Пришли Элияу и Элиша и оживили мёртвых». Элиягу вообще посланец Его, а Элиша совершенно чистый праведник. Им дана такая любовь к Всесильному, что следующая картинка выбирается в соответствии с их устремлениями. Это делается для того, чтобы усладить их. Увеличить зону зивуга. Распространить через них в парцуф свет, любовь, которые исходят от Всесильного..

Здесь говорится, кто это сделал: Святой Всесильный, Барух Кадош Гу или души праведников на земле? Святой, Благословен Он, через души праведников на земле. Каждая следующая картинка выбирается с учетом их усилия.

Почему «И замолкло солнце»? Почему Йеhошуа «заставил его замолкнуть»? Мир создан словом Всесильного. Таким образом, когда слово раскрывается, то есть решимо, запись реализуется, оживает, оживает это слово. Оно говорит, произносится. Должна была реализоваться запись о том, что солнце должно пройти с Востока на Запад. Но была, в том числе, и заранее заготовленная Всесильным картинка, где Йеhошуа просит Всесильного остановить солнце. В этом случае реализовалась та картинка, которую просит Йеhошуа.

В бесконечном наборе картин о том, что должно происходить в этот день, она существует. В бесконечном ветвлении решимот, в том числе, есть и решимо с записью об остановке солнца.

Но если всё создано словом Всесильного, то ход солнца – это тоже Его фраза на этот день. И сама реализация этой записи о путешествии солнца с Востока на Запад является раскрытием этой записи, то есть проговариванием Его слова. А раз солнце остановилось, то эта запись не раскрыта и фраза не досказана. Оно «замолкло».

Естественно, «и месяц остановился». Потому что он должен двигаться в точном соответствии с солнцем.

«Святой, благословен Он, выносит приговор (гозер гзар дин), однако так и Моше – выносил приговор, и он осуществлялся». В соответствии с бесконечным множеством записей реализаций о Моше выбиралась та из них, о которой просил Моше. Теперь вопрос: кто это сделал? Всесильный, соотнося свои действия с Моше.

Кто создал все картинки того, что должно было происходить с Моше? Всесильный. Кто выбирал между этими картинками? Всесильный. На основании чего Он выбирал? Каждое мгновение на основании уровня Моше. Всё просто. «Пошёл тот философ и перешёл в иудаизм».

«Праведник властвует страхом Б-жьим». И ещё то, что Он приказал нам идти дорогами Его действительно, походить на Него во всём». В наших усилиях, идя дорогой Его, мы сравниваемся с уровнем Его управления.

«Праведник властвует страхом Б-жьим». «Праведник властвует» над страхом Б-жьим». Праведник властвует страхом перед Всесильным. Его суд основывается на оценке праведника. Значит, он властвует. Значит, праведник является определяющим моментом суда.

От чего Он отталкивается? Где мерило, груз, гирька, на которой производится взвешивание – суд? Гирькой является душа праведника.

 

165. «Сейчас следует всмотреться в стих («Ибо во всех мудрецах народов и во всём царстве их нет подобного Тебе»), ведь написано (Йешайа, 40): «Все народы (коль hа-гоим) – как ничто напротив Него», - что же за преимущество тут (что Б-г превосходит мудрецов народов)? Но [что такое] «кто не убоится Тебя, Царь народов»? И разве «Царь народов (мелех hа-гоим)» Он, и не Царь Израиля? Но – во всяком месте Святой, благословен Он, желает быть восхвалённым с помощью Израиля (леиштабха бе-исраэль), и называется только по имени Израиля одного, как написано (Шмот, 24): «Б-г Израиля», или (Шмот, 5): «Б-г евреев (Эло-hей hа-иврим)», и написано (Йешайа, 44): «Так сказал Б-г, Царь Израиля», - Царь Израиля, несомненно. Сказали народы мира: «Владыка другой (патрон ахаран) есть у нас в небесах, поскольку Царь ваш властвует только над вами одними, а над нами не властвует!»

 

Нигде не упоминается, что Он Царь других народов. Он только Царь Израиля. Иерархия народов для вас ясна. Всё подобно всему – создал по образу и подобию Своему.

 

166. «Пришёл стих и сказал: «Кто не убоится Тебя, Царь народов», - Царь Высший, преследующий их, и бьющий их, и делающий им по Воле Своей. «Ибо Тебе достойно», - [достойно] бояться Тебя сверху и снизу. «Ибо во всех мудрецах народов», - это властители, министры (шлитин равреван), которые назначены над ними, «и во всём царстве их», - в том царстве высшем, ведь четыре царства властвующих есть сверху, и властвуют по Воле Его над всеми остальными народами, и при всём этом – нет среди них того, кто сделает даже вещь малую без того, чтобы Ты приказал ему, как написано (Даниель, 4): «И по Воле Его делает в воинстве небесном и жителях земли». «Мудрецы народов», - те назначенные, министры, которые сверху, ибо мудрость их (народов мира) – от них. «Во всём царстве их», - царстве, которое властвует, как то, что сказано. И это – тот стих по простому смыслу его».

 

Говорится здесь о том, что есть четыре уровня управления. А что это такое? Это четыре последующих уровня ощущения окружающего мира, которые постепенно испытает парцуф Адам. Это книга, у которой последние страницы влияют на первые. Она содержит свет, энергию, знание, информацию. И последние страницы питают первые страницы книги.

Но, на самом деле – это специально подобранный умозрительный пример. Потому что на сегодняшний день, когда вы читаете любые тексты о структуре мироздания и о мирах, вы должны вырываться из этого текста и сразу вспоминать, как всё это сделано. Что это спираль, питающаяся во всех своих уровнях единым источником. Как бы ни представлялось нижним уровням этой спирали, что их питание происходит от высших, это единый клубок.

На каком-то уровне нам кажется, что питание идёт сверху. На самом деле, это созданный сразу во всех своих бесконечностях клубок решимот. Он питается, существует исключительно мыслью Всесильного – Его зрением, Его энергией, Его любовью.

Это Его мысленная конструкция. И она держится, существует, потому что постоянно подпитывается Им. Он создал её, и оживляет её своим взглядом в каждое мгновение, на каждом новом уровне. По этой спирали всё время бежит огонек жизни, оживляя каждую последующую картинку.

Ничего не происходит без Него. Какие бы высшие уровни ни были после того, как мы выйдем из ощущения физического мира, это всё равно Его усилие. И то, что происходит с народами мира, это, опять-таки, Его влияние через систему сил, которые вызываются Его взглядом. Они описаны Его словом и оживают под Его взглядом и воздействуют на то или иное сечение спирали. Здесь говорится об этом. Раби Шимон всё это прекрасно понимал.

Министры – это Его воздействия. Записано, что в следующем раскрытии Торы должен быть снег, ливень, страдания части Западной и Восточной Европы. Мы считаем, что это сила Его воздействия. На самом деле, оживание картинки под Его взглядом одновременно оживляет воздействие на человека в его свойствах, ощущениях.

Ведь мы всё воспринимаем относительно собственного «я». Значит, картинка окружающего мира, обретающая свои контуры, как следующее сечение будущего, оживающая или возрождающаяся каждое следующее мгновение, воспринимается нами как система воздействий на нас этого мира. Эту систему воздействия мы называем ангелами.

У Израиля нет ангелов, кроме Метатрона, Михаэля и Гавриэля. Но, это Его силы. Это вечная сила, приводящая в движение всё мироздание, всё Творение. Праведники народа Израиля находятся в динамическом взаимодействии со Всесильным.

Выбор каждой следующей картинки предопределяется праведниками. Народ Израиля считается единым, так как он выдвигает праведников из своей среды. И поэтому с ним Всесильный имеет дело как с народом Израиля. А все остальные народы являются получателями тех воздействий, которые определены праведниками народа Израиля. То есть ими управляют ангелы, а народом Израиля управляет Он сам. Каждую следующую картинку и систему воздействий на неё, которые чувствуют человеческие души, Он  оживляет на основании духовного уровня праведника.

Надо низко, низко склониться перед раби Шимоном. Возможно, этот язык был так же выпукл, как и современный язык, которым можно всё это описать. Но как можно было таким ограниченным набором слов изобразить всю ту картину, которую мы сейчас разбираем! Я восхищен и преклоняюсь перед раби Шимоном.  

 

167. «Но «во всех мудрецах народов, и во всех царствах их», нашёл я (объяснение этому) в книгах древних, что это – лагеря (ангелов) и воинства, которые сверху, несмотря на то, что назначены над делами мира, и назначил [Он] каждого делать работу его, - кто из них, кто сделает что-нибудь, как Ты? Поскольку Ты записан в возвышенности Своей (рашим бе-илавей), и Ты – записан в деяниях Твоих [один] из всех их. И это (Йирмия, 10): «нет подобного Тебе, Б-г». Кто тот Закрытый (стимаа), Святой, который сделает [нечто] и будет, как Ты, сверху и снизу, и будет подобен Тебе во всех деяниях Царя Святого,  небесах и земле. Но они (Йешайа, 44): «Пустота (тоhу) и прельщения их не помогут». О Святом, благословен Он, написано (Брейшит, 1): «В начале создал Б-г и т.д.» О царстве их написано (там же): «И земля была пуста и хаотична (тоhу ва-воhу)».

 

Здесь очень интересно сказано. То, что ощущают народы, гоим – это вытягивание их Израилем из состояния тоhу ве боhу. Потому что голова хочет одно, а тело другое. И поэтому всё, что ощущает тело, происходит с ним благодаря голове. А происхождение тела, его основа – это тоhу ве боhу. И поэтому тело существует, пока необходимо исправление.

«Пустота (тоhу) и прельщения их не помогут», то есть пустота, непостижимость ими высшего, а также «прельщения», их животные келим, не помогут им. Сами по себе они не смогут ничего сделать. Вот что здесь написано.

«О Святом, благословен Он, написано: «В начале создал Б-г и т.д.» - Любовью, в любви. Мы уже знаем множество комментариев к «берешит бара элоким эт».

«О царстве их написано: «И земля была пуста и хаотична (тоhу ва-воhу)». О царстве других народов, тех сил, которые другими народами воспринимаются как управляющие ими. Их происхождение снизу. А то, что признается народом Израиля как движущая и управляющая сила – это сверху. Говорится напрямую так, как оно и есть.

Сказано: все народы присоединятся к Израилю. Это и есть «Имя Твое будет единым именем Б-га для всех народов земли. Храм Твой будет единым домом молитвы для всех народов земли». Все народы соединятся, сливаясь в одно.

 

168. «Сказал раби Шимон друзьям, сынам свадьбы той (бней hилула да): «Каждый из вас украсит украшением одним невесту!» Сказал Элазару, сыну его: «Элазар! Дай подарок один для невесты, ибо завтра посмотрит (жених), когда войдёт под хупу, на те воспевания и восхваления, которые дали ей сыны зала (бней hейхала), чтобы стояла перед ним».

 

«Каждый из вас украсит украшением одним невесту!» Каждый даст одно украшение, потому что каждая исправленная душа – это один пульсирующий луч навстречу океану Всесильного. Как одна свеча стоит на елке, так одно украшение. Одна сверкающая игрушка, сверкающая субстанция, сущность, отсверкивающая обратно.

«сыны зала (бней hейхала)» - сыны «зала», этого мира.

 

169. «Открыл р. Элазар и сказал (Песнь песней, 8): ««Кто это поднимается от пустыни и т.д.». «Кто это (ми зот)», - обобщение двух святостей двух миров в соединении одном и в связке одной. «Поднимается», - действительно быть Святой Святых. Ведь «Святая Святых», - «Кто» (ми), и соединяется с «Это» (зот), для того, чтобы (слову «Это») быть святой святых. Ведь «святая святых», - «Кто» (ми), и соединяется с «Это» (зот), чтобы [«Это» (зот)] стала невестой (слово «зот», т.е., «это», женского рода) и вошла под хупу».

 

«Зот» - это Зайн, Вав и Тав. Это то, что введением Его решимо создано для подъема снизу вверх, для наполнения. И когда оно соединится с тем, что есть Он Сам (ми) – единственно живое, это будет Святость Святости.

Когда наполнится Тав, поднимется вверх через Вав к замыслу Его, которым она порождена, станет она невестой. И войдет под хупу, и будет единой. Для жениха и невесты едиными будут эйхал и небеса.

Жених и невеста сольются в зивуге. И то, что для Славы Его является Им Самим, небесами для Славы. Слава – не Ацмуто. То, чем является Ацмуто для Славы, тем Ацмуто станет для невесты. Потому что жених – это Он Сам в виде Славы Его. И станет Он под одну хупу, под одни небеса. И представление о высшем, о породившем начале, станет одинаковым и для жениха, и для невесты. А следовательно представление об Ацмуто, которое есть в Славе Его – в Эйн Соф, станут представлениями об Ацмуто Творения.

Слава Его – это то представление о Его свойствах, которое Он хотел, чтобы получило Творение. Поэтому, слившись, войдя в состояние зивуга с Эйн Соф, мы получаем полное представление о Нём. Одежда находится в непосредственном контакте с тем, на кого она одета. Так же Эйн Соф наполнен информацией о Нём Самом.

 

170. «Ещё – «от пустыни» (ми-мидбар) она поднимается, как то, что сказано (Песнь песней, 4): «И речь твоя прекрасна» (из-за близости слов «мидбар», т.е., «пустыня», и «дибур», т.е., «речь»). В той пустыне (или – «речи»), где шепчут устами, она поднимается. И учили мы, что означает написанное (Шмуэль-Алеф (Первая Книга Шмуэля), 4): «Б-г (Эло-hим) могучих этих, это Б-г, побивший Египет всеми ударами в пустыне». Разве всё, что сделал им Святой, благословен Он, в пустыне было? Ведь в поселении было! Но – «в пустыне» (ба-мидбар) [означает] «в речении» (бе-дибура), как то, что сказано (Песнь песней, 4): «И речь твоя прекрасна», и написано (Теhилим, 75): «От пустыни (ми-мидбар) – горы», так же «поднимается от пустыни» (Песнь песней, 8), «от пустыни», конечно, - от того слова уст она поднимается и входит промеж крыльев матери её и потом, с помощью речения (бе-дибура), спускается и пребывает на головах народа святого».

 

«Ещё – «от пустыни» (ми-мидбар) она поднимается, как-то, что сказано: «И речь твоя прекрасна». И «пустыня» и «речь», Далет, Бет, Рейш.  Почему «пустыня» - Далет, Бет, Рейш? Вначале хаос, зло, а пустыня начало жизни. «Пустыня» - это то, что должно превратиться в жизнь. О чём мы сейчас не можем говорить, потому что для нас она не постижима. И в соединении с водой в пустыне тут же возникает жизнь. И поэтому Далет, четвертый уровень, освященный Брахой, получает наследие Всесильного. И речь – то же самое. Далет оживает Брахой, то есть Его речью. И «пустыня» и уровень Далет де Далет – одно и тоже. Отсутствие жизни – следствие отсутствия Брахи. Как только приходит Браха, она оживает.

Это то, что говорится: «Господь сотрясает пустыню Кадеш». Святую – Кадеш, Кадош. Казалось бы, как это так: святая пустыня? Всё начинается из пустыни. Пустота – святость, добро. Хаос – зло. Пустота, это просто неосознанное, не оплодотворенное любовью добро. А хаос – это следствие злого в душе. Тогда в представлении человека упорядоченность, стройность мироздания заменяется хаосом окружающего мира.

«В той пустыне, где шепчут устами, она поднимается. И учили мы, что означает написанное: «Эло-hим могучих этих, это Б-г, побивший Египет всеми ударами в пустыне». Разве всё, что сделал им Святой, благословен Он, в пустыне было? Ведь в поселении было! Но – «в пустыне» означает «в речении», как то, что сказано: «И речь твоя прекрасна», и написано: «От пустыни (ми-мидбар) – горы», так же «поднимается от пустыни», «от пустыни», конечно, - от того слова уст она поднимается и входит промеж крыльев матери её и потом, с помощью речения (бе-дибура), спускается и пребывает на головах народа святого». И побил «ударами в пустыне» - это побил «ударами в пустыне» их души. И одновременно словом, реализованным в виде воздействия.

«От пустыни…» «поднимается» ор хасадим, в который входит ор яшар, который «пребывает на головах народа святого».

«от того слова уст она поднимается». «она» – это песнь, ответная любовь, ор хасадим. Она – женское начало. Кли, в которое входит ор яшар.

«от пустыни», конечно, - от того слова уст она поднимается и входит промеж крыльев матери её». «крыльев матери её». Крылья – это то, что находится в воздухе. И «матери её» - состояние, которое выходит из пустыни и поднимается промеж «крыльев матери». Мать – то, что породило это состояние: молитва, которая в правом и левом крыле достигает воздуха. И тогда «Песнь песней», благодарность, любовь к Всесильному поднимается между «крыльев матери её». То кли, решимо, запись которого раскрылась в человеке – это желание духовного подъема, желание идти навстречу Всесильному.

Эта молитва находится в воздухе, в Зеир Анпин, в духовном состоянии. Она поднимается наверх между крыльями, правыми и левыми состояниями этого желания. И «спускается и пребывает на головах народа святого». Она реализуется через головы «народа святого».

 

171. «Как поднимается с помощью речения? Поскольку в начале, когда человек (бар наш) встаёт утром, следует ему благословить Хозяина своего, в час, когда открывает глаза свои. Как благословляет? Так делали благочестивые первые (хасидей кадмаи): сосуд с водой ставили перед собой, и во время, когда просыпались ночью, омывали руки, и вставали, и занимались Торой, и благословляли за чтение её. [Когда] петух кричал (тарнегола карей), тогда – половина ночи действительно, и тогда Святой, благословен Он, находится с праведниками в Саду Райском, и запрещено благословлять с руками скверными и грязными. И так же – во всякий час».

 

Соединение всего того, что наверху с тем, что внизу. Почему кричит петух в первую часть ночи? Потому что начинается рассвет, и это переход из скрытия в раскрытие. И в этот час «Святой, Благословен Он, находится с праведниками в Саду Райском». В каждом дне есть то, что будет иметь в себе парцуф Адам в момент перехода в раскрытие.

Мы часто говорим «голограмма», что «всё есть во всём».  Что это значит? Каждый дом на земле несёт на себе черты общей структуры мироздания. Есть крыша, окна, вход.

Существует космос, вселенная. Она подобна тому, как устроена планета. И изучая нашу планету, мы можем придти к выводам о структуре мироздания в целом. Теперь изучая каждый дом на этой планете, мы тоже можем придти к полному подобию понятия о структуре планеты. Изучая каждый кирпич, мы можем понять, как устроены дом, планета и вселенная. Изучая каждую частичку кирпича, мы можем понять, как устроены кирпич, дом, планета и вселенная. И это во всём.

Когда кричит петух, заканчивается первая половина ночи, наступает рассвет. Предрассветный час. Но, предрассветный час каждый день подобен тому состоянию, в котором будет находиться парцуф Адам перед гмар тикун. И в этот час во всех циклах, независимо от их размера, Всесильный с праведниками находится в Ган Эден.

Этот час предопределяет то, для чего все праведники были, и что они вознаграждены нахождением вместе со Всесильным в Ган Эден. И когда все будут праведниками, парцуф Адам окажется там. И праведниками все будут в ситуации, подобной той, когда кричит петух и ночь сменяется днём.

Всё подобно всему. Во всех религиях с криками петуха прятались вампиры, черти, всякая нечисть. Почему? Потому что ночь кончается днём. И скрытие, вся несуразица, которую человек сам себе нарисовал, сменятся раскрытием истинной структуры мироздания. В ней нет места силам зла.

И в этот час, в состоянии, подобном этому, во всех ипостасях исправления Святой находится с праведниками в Ган Эден.

В вашем чувственном восприятии это является физическим отражением той картины, которая соответствует цели, предназначению создания Творения и его финального аккорда, когда Он находится с праведниками в Ган Эден. Он - в Игре с душами.

Когда это будет? Когда для парцуфа Адам ночь сменится днём. А в нашем мире как это отражается? Нам об этом ежедневно напоминается путем смены ночи на день.

Этот час считается самым темным временем суток. А какое сейчас время? Полная потеря всякой этики, морали. Хаос в мире, во всех слоях. Перетекание сил из одних структур в другие. Мир полностью дезориентировался. Что будет дальше, никто не понимает.

Почему такое внимание уделяется омовению рук? Руки – это чистое желание. Но если ты встал и решил помолиться, то не делай это ночью грязными руками, а подвергни руки омовению.

Руки – это крайние наши желания, мы всё ими берём. И они должны быть чистыми. Чтобы всё соответствовало всему.

Чтобы создавать своими действиями подобие во всём, самые чистые нижние желания должны соответствовать тому состоянию, в котором ты ощущаешь себя в теле, когда моешь руки.

Отсюда и выполнение всех заповедей. Не надо ночью вставать с криком петуха. Встал ночью по своим делам, спать не хочется, надо помолиться – вот перед этим нужно помыть руки.

Мы молимся во время, подобное состоянию парцуфа Адам, которое вызывает молитву. Во время суток, отражающее общие законы мироздания, которые должны вершиться на основании молитвы.

Как осуществляется взглядом Его выбор следующей картинки?  Мы молимся утром, вечером и когда день начинает уменьшаться. Почему? Потому что все будущие состояния, каждая следующая картинка выбирается на основании трех моментов. В основном, двух: утром и вечером, плюс дополнительное, послеполуденное, днём. И в зависимости от того, каковы состояния Кетер парцуфа наверху и внизу, и какое ориентировочное состояние парцуфа в серединке, делается выбор следующего мгновения. В левой, в правой и, возможно, в средней линии. И из анализа всех трех состояний делается Всесильным суд на выбор следующей картинки. Состояние в левой линии, вечером, состояние в правой линии утром, и состояние в средней линии, днём, после полудня. По состоянию души Кетер – рош де Адам  производится суд и делается построение следующей картинки. Поэтому мы молимся вечером, утром и днем.

Но это в нашем ощущении не происходит одновременно. У Него - это последовательность действий, Игры. Для нас это отражается как причинно-следственная связь: утром, днем, вечером. А для Него это может быть в виде графической картинки – левое, правое и среднее. Где здесь время?

У Него постоянно идёт пасьянс. Каждый день Он берёт три состояния и делает выбор следующей картинки. Снова три состояния, снова выбор картинки. Но для этого Он должен эти состояния суммировать. Поэтому все молятся утром, днём и вечером. И по состоянию молитвы делается выбор следующей картинки.

Это бесконечно параметрическая игра. Сама трансляция на каждый сектор парцуфа осуществляется в соответствии с замыслом Всесильного, с замыслом структуры Игры. В соответствии со свойствами Юга, Востока, Севера, Запада. И эти свойства транслируются в соответствующих частях парцуфа в ощущениях душ.