Zohar

Зоар §235-238

 

235. «И будут командовать (ве-йирду) рыбами моря» (там же), - тайну этого видели мы в книге царя Шломо, что всякий, кто жалеет бедного по желанию сердца своего, не отличается образ его (диюкней) вовеки от образа человека первого. И поскольку образ человека (первого) записан в нём, - властвует над всеми созданиями мира в том образе. Как то, что написано (Брейшит, 9): «И страх перед вами и ужас перед вами будет на всех животных земли», - все боятся и страшатся того образа, который записан в нём. Поскольку это (жалеть бедных) – заповедь высшая, над всеми остальными заповедями, [чтобы] возвысить сына человеческого в образ человека (первого)».

 

Говорится здесь о том, что все бесконечности состояний парцуфа Адам связаны воедино и пронизаны единой любовью Всесильного, Его замыслом, который своим блеском отражается в праведниках – цадиким. И здесь они называются записью человека первого. Тот замысел, та запись, которая вызвала к жизни человека первого, проходит единой нитью через все состояния всех бесконечностей парцуфим. И Дерева Познания, и Дерева Жизни в пределах Малхут мира бесконечности. И поскольку все состояния парцуфим всех миров связаны единым замыслом превращения человека в подобие Всесильного, то эта запись внушает страх всем, кто меньше тех душ, в которых она содержится. И именно поэтому все животные и все остальные образы внешнего мира, все имена, которые видят человека как внешнее, находятся в страхе, то есть полностью зависят от того внутреннего состояния, которое имеет человек.

Что такое страх? Это ощущение полной зависимости. Неизвестность, непостижимость и полная зависимость – вместе это даёт страх. Поэтому то внутреннее, что есть в человеке, вызывает страх перед тем внешним, что есть вокруг него.

Если в нём содержится запись, делающая его подобием Всесильного, внешнее становится ведомым, то есть осознанно управляемым и целиком зависимым от человека. Вплоть до уровня рыб в море. То есть тех отдалённых желаний человека, которыми он специально не занимается, но обязательно затрагивает трансформацию их души.

Рыбы в море - это то, что от нас скрыто. Они для нас неинтересны, они на нас никак не влияют, пока мы сами не погружаемся в море. Пока мы не уходим в другую, непривычную для нас среду.

Вот когда мы уходим с привычной поверхности, с земли, в непривычную среду, мы можем стать объектами желаний и интереса тех, кто там обитает. Но не до того момента, пока мы в неё опускаемся.

Пока мы находимся на предписываемом нам изначально пространстве – они нас вообще не интересуют. Они интересуют нас только как предмет пищи, как предмет возможного поглощения нами этих желаний. Они не воздействуют на наш тикун.

Ну, есть рыба и есть. Что нам, холодно или жарко оттого, что из источников информации мы знаем, что есть акула. В нашей картинке акулы нет. Или, допустим, баракуды или морского ската. Мы знаем, что они есть? Знаем. Они не оказывают на нас значимого влияния до тех пор, пока мы сами себя не перемещаем в картинку, где есть они.

В это время те, кто жил в земле Израиля, дайвингом не занимались и под воду не перемещались. И поэтому это было далекое от человека, наиболее абстрактное желание, формировавшееся как отражение периферийных желаний получения, которые в нём есть. Спрятанных внутри его сути очень глубоко.

Но даже эти периферийные желания получения будут исправлены. «И будут командовать» даже «рыбами моря».

Жалость к бедному – свойство, подобное Всесильному. Он задал программу исправления того, что относительно Него создано в бедности. В абсолютной бедности относительно абсолютного богатства.

И отсюда помощь бедным в материальном мире через то, что существовало в еврейских общинах: создание общинных касс, дача милостыни. Это то, что существует сейчас: помощь питанием, одеждой и так далее. Всё это исходит из принципа обязательной передачи сверху вниз - подъема в любви. Этот принцип должен быть реализован.

Человек богатеет и передаёт богатство. Передача духовной пищи и материальная поддержка, следующая из духовных законов, являются признаком того, что в человеке реализуется запись. Но, в этом случае, нас, прежде всего, интересует духовный смысл этого слова, а не раздача. Раздача никогда не приводила и сегодня не приводит к желаемому результату.

 

236. «Откуда (т.е., откуда это известно)? Из Навукоднецара. Несмотря на то, что увидел тот сон, всё время, когда жалел бедных, не осуществился с ним сон его. Когда же взял [себе] глаз злой, чтобы не жалеть бедных, что написано? «Ещё слово в устах царя и т.д.» (Даниэль, 4), - сразу изменился образ его, и был изгнан от сынов человеческих. И поэтому написано: «Сделаем человека», - написано тут «деяние» (асия), и написано там (Рут, 2): «Имя человека, с которым делала я сегодня, Боаз» (т.е., деяние в том, что соединились для заповеди жалеть бедных – Рут и Боаз, который пожалел её)».

 

Это тот Боаз, который создан для выполнения одной задачи. Он женился на Рут, и сразу отошёл.

Что есть подтверждение этому? Несмотря на то, что Навукоднецар видел сон о своём плохом будущем, сон реально не реализовался до тех пор, пока он не прекратил помощь бедным. Имеется  в виду – пошёл войной против Израиля.

После того, как пошёл войной против Израиля, прекращая, таким образом, помощь бедным, «сразу изменился образ его, и был изгнан от сынов человеческих».

И поэтому написано: «Сделаем человека». Помните, мы говорили о двух «сделаем»? О высшем и низшем. О Всесильном, который вверху, и о Том, который внизу. То есть тот Всесильный, который есть Ацмуто, и тот Всесильный который есть Эйн Соф и Тора.

«Имя человека, с которым делала я сегодня, Боаз». И это слияние мужского и женского. В Торе в том, что делается человек, постоянное вхождение мужского в женское. Это то, что сделали Рут и Боаз, и произвели на свет праведника - цадика.

Слияние Рут с Боазом привело к появлению Давида. Человека человеком делает исправленное женское, соединяющееся с мужским.

То, что сам человек исправляет - это исправленное женское. А мужское, которое входит в исправленное человеком, в соединении даёт новые свойства.

Вы начинаете понимать то, что говорю я, и что происходит вокруг; вы начинаете сами говорить то, что не понимают другие – это соединение мужского и женского. Исправленного женского, что есть в вас, с мужским, что исходит сверху. И это то, что произошло между Рут и Боаз.

 

237. «Заповедь десятая – накладывать тфилин и завершать себя в образе высшем (бе-диюкна илаа), как написано (Брейшит, 1): «И создал Б-г человека по Образу Своему». Открыл и сказал (Песнь Песней, 7): «Голова твоя на тебе – как Кармель», - этот стих установили мы и сказано: однако «голова твоя на тебе – как Кармель», - это голова высшая, тфилин головной, Имя Царя Высшего Святое Йуд-hей-вав-hей, по буквам записанное, каждая буква – отрывок один (в головном тфилине – четыре отрывка из Торы). Имя Святое Формирующее по порядку букв, как положено. И учили (Дварим, 28): «Ибо Именем Б-га назовёшься ты, и убоятся тебя», - это тфилин головной, который – Имя Святое по порядку букв».

 

«Заповедь десятая – накладывать тфилин и завершать себя в образе высшем». Соединяя, «завершать себя». Наложение тфилин символизирует соединение в рош и соединение в гуф – в желаниях тела.

«И создал Б-г человека по Образу Своему». Все имена Всесильного вмещаются в пять бхинот. Они представляются нам Его намерениями относительно нас, раскрывающимися каждый раз в нашем подъёме в пяти уровнях. И находятся в стороне от замысла зивуга, который для творения послужил начальным импульсом.

Точно так же в стороне от тела человека находятся пять пальцев на правой и левой руке. Справа и слева, потому что человек развивается в левой и правой линиях. А почему пять, почему в стороне от тела, повторю ещё раз. Потому что его имена, раскрывающиеся в нашем представлении, также находятся в стороне от замысла зивуга Всесильного. Они не совпадают с уровнем головы Его  - с уровнем замысла, с Йуд, с Кетер. Они пронизаны этим. Всё рождается в голове и приближается рукой к тому месту,  что есть рот, или к телу. Именно поэтому руки в двух линиях и пять пальцев.

Приближение к тому, что есть Он, осуществляется из левой в правую, из правой в левую линию в пяти ступенях на каждом уровне. И поэтому у нас две руки и пять пальцев. И мы переходим из одной руки в другую, и приближаемся к голове двумя руками. И поэтому руки находятся ниже уровня талии, ниже табура. Они уже спускаются на уровень ног.

Наше движение начинается из Малхут, из Йесод. И поэтому у нас руки ниже, чем Йесод. И эти движения в правой и в левой линии доходят вплоть до головы. И только там мы постигаем конечные состояния. Прежние состояния становятся для них сторонними, пройденными, находящимися в стороне, внизу. Поэтому руки слева и справа от тела. А не растут из тела по прямой, по вертикали, как, допустим, щупальца.

«Голова твоя на тебе – как Кармель», - этот стих установили мы и сказано: однако «голова твоя на тебе – как Кармель», - это голова высшая, тфилин головной, Имя Царя Высшего Святое Йуд-hей-вав-hей». Кармель – это гора. Твоя голова и в образе, и в подобии означает подобие головы Всесильного. «Йуд-hей-вав-hей», которое является Именем Всесильного, и его постижение в каждый момент времени находится в твоей голове. И твоя голова соединятся с головой Его, с Его постижением, «как Кармель». То есть «голова твоя на тебе – как Кармель» - это значит самая высшая точка земли. И когда ты стоишь на ногах, твоя макушка находится выше всего. И это всегда так, потому что Он такой всегда. Его образ начинается с точки и кончается буквой Хей. Его Имя, заключающееся в буквах «Йуд-hей-вав-hей», начинается с буквы Йуд, а она - с белого пространства, и кончается второй буквой Хей, которая пишется намного более широкой, чем первая.

«Йуд-hей-вав-hей» вообще пишется, как пирамида. Если слово «Йуд-hей-вав-hей» написать сверху вниз, то первое Хей пишется уже или короче, чем последняя Хей. Потому что у последней Хей много работы. Нужно долго двигаться слева направо. Второе Хей в рукописных текстах пишется меньше.

«Йуд-hей-вав-hей» пишется узкой, но как пирамида. И перемещение внутри пирамиды есть постоянное состояние вашей головы, которое начинается как Кармель, а заканчивается в высоте на белом фоне. Она начинается в Хей, в нижней точке земли. А в своём путешествии снизу вверх, «это голова высшая, тфилин головной, Имя Царя Высшего Святое Йуд-hей-вав-hей, по буквам записанное, каждая буква – отрывок один (в головном тфилине – четыре отрывка из Торы). Имя Святое Формирующее по порядку букв, как положено». Что она формирует? Она формирует не Всесильного. Она формирует сосуд, воспринимающий Всесильного.

«Формирующее», «глифин» на иврите, которое означает «выдавливание», «пропечатывание». Это Имя, по мере подъема по нему наверх создающее на каждом его уровне размер и рельеф.

«И учили: «Ибо Именем Б-га назовёшься ты, и убоятся тебя», - это тфилин головной, который – Имя Святое по порядку букв». «Ибо Именем Б-га назовёшься ты». Потому что вы можете постичь содержание букв Его Имени, только сравнявшись с этими буквами. При этом вы в постижении сравнитесь с Ним. Тогда «убоятся тебя». То есть всё то, что находится вокруг тебя, начнёт следовать тебе и полностью зависеть от тебя.

 

238. «Отрывок первый (Шмот, 13): «Освяти (кадеш) Мне всякого первенца», - это [буква] «йуд», которая – святая (кодеш), - первенец всех святых высших. Освобождение всякой утробы (так в Торе назван первенец) – в той тропе тонкой (швиль дакик), которая спускается из [буквы] «йуд», ибо он открывает утробу – делать плоды и ростки, как положено, и он – святой высший».

 

Всё порождается любовью, нисходящей сверху вниз. И вся эта любовь заложена в букве Йуд, которая начинается из точки. И разворачивается, как конец спиральки, выходящей из хвостика. Кончик замысла Его, который весь непостижим, в бесконечностях бесконечностей состояний души Адама – всё вложено в точку. Эта точка создана посреди абсолютно непостижимого Его Самого. И всё, что хвостиком выходит из этой точки, разворачивается в буквы. В отражающуюся в нас самих запись о содержании точки.

Буква Йуд, это символ созданного, Малхут во всех бесконечных сочетаниях от абсолютно черной середины до белой непостижимости вокруг неё. И всё, что исходит из неё, дальше приводит к постижению букв. И это то, что выходит из Йуд как ленточка из спиральки. Именно поэтому она выходит справа налево. Из состояния непостижимости – исправленности в состояние неисправленности.

«И от неё отверзается утроба всякая». Потому, что «Освобождение всякой утробы – в той тропе тонкой, которая спускается из буквы «йуд». Отвержение всякой утробы значит рождение всего того, что каждый раз новое – это все исходит из постижения выходящего хвостика Йуд. Из всего того, что мы постепенно постигаем внутри этой точки, что означает выходящий из неё хвостик узенькой тропинки, мы понимаем всё, что происходит. И это «отверзает утробу», то есть рождает новое, порождает младенца мужского пола. Новые мужские свойства каждый раз на каждой ступени нашей души. Вытягивая, разматывая по этой узкой тропинке информацию о содержании Малхут: о смысле творения, о структуре мироздания, мы порождаем в себе новую гордость, восхищение. И сказано: «Гордость за Барух Кадош Гу является целью и смыслом создания Израиля». Сам Израиль создали для того, чтобы Израиль был наполнен гордостью за Отца своего. И это постепенное наполнение гордостью есть рождение младенцев мужского пола – «Отверзание утробы». Поэтому «всякого первенца» освяти, посвяти Мне. Понимай, откуда он исходит. Посвящение младенца – выкуп его. Выкуп его, признание права на этого младенца за Всесильным. Поэтому каждый раз, когда мальчик или мужчина делает брит мила,  за него дают выкуп. Он родился как мужчина, и Всесильному даётся выкуп. Признаётся Его право на эту запись. Что это такое? Это запись,  которая раскрыта в тебе. Запись могла быть раскрыта, могла быть не раскрыта. Новое мужское в тебе рождается с первенцем.

Почему в Египте во всех уровнях творения были истреблены первенцы, а не взрослые? Потому что они не признавали право первенства за Всесильным.