Зоар 180-187

Зоар 180-187

 

            180. «Открыл раби Шимон и сказал: «Что означает написанное (Йешайа, 38): «И повернул Хизкияhy лицо его к стене и помолился Б-гу»? Иди, смотри, насколько сильна мощь Торы (хейла ткифа де-орайта), и насколько она выше всего, ибо всякий, кто старается в Торе, не боится ни верхних, ни нижних, и не боится болезней злых, которые в мире, поскольку он прикреплён к Древу Жизни, и учит от него каждый день».

           

181. «Ведь Тора учит человека идти по пути правды (бе–орах кшиот), учит его, как возвращаться (т.е., раскаиваться) перед Господином его, чтобы отменить приговор. Ведь (если) даже приговорено, что не отменится тот приговор, сразу отменяется и убирается от него, и не опускается на этого человека в этом мире. И поэтому нужно человеку стараться в Торе днём и ночью и не отвлекаться от неё, как то, что написано (Йеhошуа, 1): «И не раздумывай о нём днём и ночью». И если отвлёкся от Торы или отделился от неё, как будто отделился от Древа Жизни».

 

            «И повернул Хизкияhy лицо его к стене», к тому, что являлось «стеной». Тем, что как стена не давало возможности двигаться дальше, пока он не испытает тшува. Хизкияhy не был ни в чём виноват. Он обратился лицом «к стене», к этому разделению, к невозможности двигаться дальше. Для того, о ком молился Хизкияhy, стена означала бы невозможность благополучного развития замысла Всесильного по изменению внутри цепи решиму, если бы Хизкияhy не помолился об обратном. То есть, стена - принятое решение.

            «Иди, смотри, насколько сильна мощь Торы, и насколько она выше всего, ибо всякий, кто старается в Торе, не боится ни верхних, ни нижних, и не боится болезней злых». Для тех, кто стоит перед Ним, стена - это решение и оно представляется как страдание. Это нахождение в левой линии, отрицание неслучайности произошедшего. Стена, это тяжёлый тикун, она отгораживает нижнего от верхнего.

            Но Хизкияhy помолился, повернув своё лицо  к «стене», повернувшись лицом к Нему. Это означает, что он обратился к Всесильному в любви, полностью оправдывая, полностью доверяя Ему, восхищаясь Его решением. Но при этом, он просил, чтобы решение было изменено. Если бы он не воспринимал «стену», он не повернулся бы к ней лицом.

Он воспринимал «стену», как абсолютно совершенный путь, который ведёт дальше. Так как этот путь приносит большие страдания тем, кто находится рядом с ним, он просил изменить тикун таким образом, чтобы «стена» распалась, и тикун во втором, совершенном варианте, был более мягким. Вот что значит: повернуться лицом «к стене».

«Ведь Тора учит человека идти по пути правды (бе–орах кшиот), учит его, как возвращаться». «возвращаться» - тшува. В начале вечерней молитвы мы просим искупления за все прегрешения, которые мы совершили в день предыдущий, который закончился перед Маарив. Это возвращение.

«перед Господином его, чтобы отменить приговор. Ведь если даже приговорено, что не отменится тот приговор, сразу отменяется и убирается от него, и не опускается на этого человека в этом мире». «И поэтому нужно человеку стараться в Торе днём и ночью и не отвлекаться от неё, как то, что написано: «И раздумывай о Нём днём и ночью». И если отвлёкся от Торы или отделился от неё, как будто отделился от Древа Жизни». «раздумывай», ищи Его во всём, находи и раскрывай.

 

            182. «Иди, смотри совет человеку, когда поднимается ночью на кровать свою, должен принять на себя Царство Высшее сердцем целостным, и, прежде всего, передать Ему на хранение душу свою, и сразу спасается от всех болезней злых и духов злых, и не властвуют им».

  

«Иди, смотри совет человеку». То есть постигай этот совет во всей глубине его замысла. «Иди, смотри». Предконечный уровень постижения. Конечный – осязание. И не сказано: «Иди, возьми», потому что взять, это уже действие вне тела. Это тактильное ощущение. Оно означает увидеть Его корни и почувствовать всю глубину до конца. Это невозможно. А вот посмотреть можно, то есть постигнуть мудрость Его.

            «Иди, смотри совет человеку, когда поднимается ночью на кровать свою, должен принять на себя Царство Высшее сердцем целостным, и, прежде всего, передать Ему на хранение душу свою, и сразу спасается от всех болезней злых и духов злых, и не властвуют им». Практическая инструкция. То есть перед тем, как ложишься в кровать, полное оправдание за всё, что произошло сегодняшним днём.  «и, прежде всего, передать Ему на хранение душу свою». Это очень важный совет. Перед тем, как заснуть, вы отдаёте всего себя «на хранение» во время сна, «и сразу спасается от всех болезней злых и духов злых, и не властвуют им».

 

            183. «И утром, когда встаёт с кровати, должен благословить Хозяина его, и войти в дом Его, и поклониться перед Храмом Его (hейхалей) в страхе большом, и после этого помолится молитву свою, и возьмёт совет у отцов святых, как написано (Теhилим, 5): «И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь Храму святому Твоему в Страхе Твоём».

 

            «в Страхе Твоём». Имеется в виду, страхом перед Тобой. А что значит «войти в дом Его»? Это значит: полностью принять абсолютное совершенство творимого Им каждое мгновение дня сегодняшнего относительно тебя самого. Это чувствовать себя как в доме у Него.

            «поклониться перед Храмом Его» - склониться. Потому что «Храм Его» – соединение с Ним самим.

            «Храм Его» - это Его левуш.

«поклониться… в страхе большом» перед Его Славой. Потому что для Него Слава Его – это  Храм. Это то, что окружает Его, создано Им для нас.

            «и после этого помолится молитву свою, и возьмёт совет у отцов святых, как написано: «И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь Храму святому Твоему в Страхе Твоём». «совет у отцов святых» - мы молимся словами, которые переданы через них.

 

            184. «Так установили: не следует человеку входить в синагогу (ле-бей кништа) пока не посоветовался предварительно (т.е., пока не попросил разрешения) у Авраама, Ицхака и Якова, поскольку они установили молитвы перед Святым, благословен Он. Как то, что написано: «И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой», - это Авраам. «Поклонюсь Храму святому Твоему», - это Ицхак. «В Страхе Твоём», - это Яков. И следует обобщить их сначала, а потом войдёт в синагогу и помолится молитву его. Тогда написано (Йешайа, 49): «И сказал мне: раб Мой ты, Исраэль, которым буду гордиться». 

 

            Это надо высечь крупными золотыми буквами на гранитных плитах на всех синагогах. Чтобы евреи осмысливали эти слова перед тем, как заходить в синагогу. Но это очень тяжёлое требование. Чтобы это понять, надо есть хлеб в полном объёме.

            «Так установили: не следует человеку входить в синагогу пока не посоветовался предварительно, не попросил разрешения у Авраама, Ицхака и Якова». И вы не научились раскрывать и находить Его, перемещаясь из левой в правую линию, строя, таким образом, среднюю линию. И пока вы не понимаете, о чём идёт речь, все ваши заходы в синагогу, и обращения к Всесильному ничего не стоят или стоят очень мало.

Хранение хлеба важно, но это всего лишь преддверие поглощения пищи. Без поглощения пищи хранение не имеет смысла.

Но здесь написано жёстко: «Так установили: не следует человеку». «Так установили» мудрецы: «не следует» без Каббалы придерживаться иудаизма.

«поскольку они установили молитвы перед Святым, благословен Он. Как то, что написано: «И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой». Я есть суть – правая линия, я есть Хесед по милости Твоей. Я войду в Твой дом, потому что я есть плод Твоих и моих усилий в меру предписанных Тобой решиму. Я – Хесед в чистом виде.

            «И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой», установленная правая линия, - «это Авраам». «Поклонюсь Храму святому Твоему», - это Ицхак». Признаю разность свойств, склонюсь перед Ним в свойстве Суда, разумения: «Кто есть я, и кто есть Храм Твой, которому несоответствие и невозможность даже близкого сопоставления, склонюсь я перед Ним». «это Ицхак», левая линия. «В Страхе Твоём» признаю абсолютную любовь к Тебе. Не только произведу свойство Суда, но и возлюблю Тебя всей душой своей, начав со страха перед Тобой. Страх как начальная точка любви. «это Яков», начало построения третьей линии. «И следует обобщить их сначала, а потом войдёт в синагогу и помолится молитву его».

            «И сказал мне: раб Мой ты, Исраэль, которым буду гордиться».  Но раб Всесильного пишется с большой буквы, потому что Он гордится им. А всё, чем Он гордится, есть Его реализованное Творение. А раз реализовано, оно находится в свойствах, подобных тем, которые Он хотел видеть. То есть пишется с большой буквы.

 

            185. «Раби Пинхас бывал часто перед раби Рахумаем в устье моря Кинерет, и Человек этот – великий и старый днями был, и глаза его прекратили видеть. Сказал раби Пинхасу: «Конечно, слышал я о Йохае, друге нашем, [что] есть у него жемчужина, камень драгоценный, и смотрел я, что в свете той жемчужины исходит как будто свет солнца, вынутого из ножен его, и освещает мир». 

 

            186. «И тот свет стоит от неба до земли и освещает весь мир, до того, что сидит Древний Днями и сидит на Троне, как положено. И тот свет обобщён весь в доме твоём (дочь р. Пинхаса была женой р. Шимона) и от света, который обобщён в доме твоём , выходит свет тонкий и малый, и выходит наружу, и освещает весь мир. Заслуженна доля твоя! Выходи, сын мой, выходи, иди  за той жемчужиной, которая освещает мир, поскольку час сопутствует («кайма» - т.е., букв. «стоит») тебе».

 

            Раби Рахумай, известный автор высказываний в «Бахир», который есть Тринадцатые Врата. То, что раби Рахумай есть Тринадцатые Врата, Атик, до сих пор было нашей догадкой. Здесь об этом говорится прямо.

«Раби Пинхас бывал часто перед раби Рахумаем». Раби Пинхас часто приходил в состояние, когда мог получить высшую мудрость. То есть раскрыть присутствие Всесильного, суть чего мы называем Атик. Его присутствие во всём, что вокруг нас. То есть раскрытие и оправдание Его во всём, что вокруг нас. Это и есть Атик.

Говоря о малости луча, о тонком свете, который мерцает еле-еле и распространён везде, мы имеем в виду трудность восприятия нами того, что окружающий нас мир является Его Творением, наполненным любовью. Вот почему мы говорим – Древний Днями. Его наполняющая всё любовь заключена в букве Алеф, ещё до того, как была написана буква Бет, до начала времён. Это Древний Днями.

У Него возникла предшествовавшая творению наполненная любовью мысль о создании Творения в замысле подобия Себе и о будущем зивуге. Это Древний Днями, до ощущения времени, которое появилось только в смене  картин Торы. Его любовь присутствует во всём. И мы называем её Атик.

Замысел Игры, Его энергию любви, наполняющую и оживляющую каждую картинку, которая задумана изначально, мы называем Атик, Тринадцатые Врата.

            «И Человек этот». Обратите внимание, здесь написано: «Человек». Нет ничего, кроме Человека. Если сейчас мы ощущаем себя разрозненными частями парцуфа Адам, то, будучи соединены в единую душу, мы опять будем представлять из себя то же самое, то есть Человека. Это тот Человек, который задуман как результат творения.

В начале Игры Человек может быть одновременно и в чувственных постижениях всех тел, и каждого в отдельности. Он может быть в чувственном постижении развития Игры в бесконечных пределах. Он ощущает себя ветвящимся бесконечно и вперёд, и назад.

«И Человек этот великий и старый днями был». Древний Днями – он задуман до начала времён.

            «и глаза его прекратили видеть». Потому что мир меняется не глазами этого человека, а глазами Всесильного в зивуге с праведниками. «прекратили видеть» до того момента, пока они не станут видеть всё назад и всё вперёд. «прекратили» его глаза «видеть» с момента сокрытия и до раскрытия. С момента картинки перемещения Адама из бестелесного состояния в картинку нахождения в теле на земле и до момента по его желанию его нахождения снова вне тела. Потому что весь дальнейший процесс происходит в преодолении сокрытия. И, следовательно, без Его участия, иначе вся Игра завершилась бы.

Это Игра Всесильного. Адам не может быть соигроком, вместе с Всесильным. И его глаза раскрываются, он становится управляющим своей судьбой, играет вместе с Всесильным после того, как прекращается сокрытие. А до этого все переключения решиму, выборы картин производятся исключительно за счёт взора Всесильного, который оценивает усилие праведника и народа Исраэль.

            «Сказал раби Пинхасу». Передано, было дано «раби Пинхасу». «Конечно, слышал я о Йохае, друге нашем, что есть у него жемчужина, камень драгоценный, и смотрел я, что в свете той жемчужины исходит как будто свет солнца, вынутого из ножен его, и освещает мир».

«Конечно, слышал я о Йохае, друге нашем, что есть у него жемчужина». «друге нашем», то есть «друге» Всесильного и Его воинств. «есть у него жемчужина» - драгоценность. Эта драгоценность называется его любовью к Всесильному.

            «и смотрел я, что в свете той жемчужины исходит как будто свет солнца». «свет солнца» равен по высоте Хохма Всесильного. Его ор хозер вмещает в себя ор Хохма. Мудрость, всё представление о мироздании.

            «вынутого из ножен его». Это очень интересно. Почему не из сокрытия, не вставшего из-за стены, не проглянувшего из-за занавеса, а «вынутого из ножен его»? Дело в том, что есть термин «меч». «Меч» – молитва. Она обоюдоостра. Она поражает в соединении двух лезвий, на его острие. Молитва называется обоюдоострым мечом, который достигает своей цели, разит в третьей линии. И она вынимается «из ножен», из того места, в котором она Всесильным введена в душу. Молитва вынимается «из ножен». И в сверкании этого разящего меча, разящего, то есть достигающего цели,  в него входит свет Хохма, «свет солнца… и освещает мир».

            Непонятность святых книг и «Зоар» в том числе вызвана тем, что читающие их духовно не живут в этих образах. Как только сращиваются с вами, они становятся вашей сутью. То есть Его мир становится вашим миром. Всё ясно и понятно, и иначе сказать нельзя.

Фактически «Зоар» в каждом пункте представляет из себя полностью всю Каббалу. Для того чтобы понять каждый пункт, надо рассказать весь курс Каббалы и понять его душой. Иначе ничего невозможно понять.

            «И тот свет стоит от неба до земли и освещает весь мир, до того, что сидит Древний Днями и сидит на Троне, как положено. И тот свет обобщён весь в доме твоём (дочь р. Пинхаса была женой р. Шимона)».

            «Дочь р. Пинхаса была женой р. Шимона». Это важно понимать. Это его дочь, то есть вышедшее от него желание стало желанием раби Шимона. Они настолько тесно связаны, что порожденное раби Пинхасом желание стало желанием, необходимым для тикун раби Шимона. Но раби Пинхас – движение вниз. Его дочь, это часть его животной души, причём низшая часть. А то, что ей передалось как низшее, как животная душа, физиологический ген – это низшая часть души раби Пинхаса. И она становится исправлением раби Шимона.

Он даёт жизнь тому желанию, которое становится исправляющим для раби Шимона. Естественно, что тот, через кого создано это желание, находится на уровне, сопоставимом с раби Шимоном. Поэтому он способен через Атик получать информацию, постигать присутствие Всесильного в этом мире. Это означает, что низшая часть души раби Пинхаса имеет такой глубокий потенциал, она так чиста, что может достичь совместного исправления с раби Шимоном. Но это не значит, что его дом – это их семья. Твой дом – это всё, что окружает, байт.

«И тот свет», который исходит от раби Шимона, «стоит от неба до земли». Раби Шимон производит исправление, меняющее у народа Исраэль понятие земли и понятие неба до уровня, на котором «сидит Древний Днями…, как положено». То есть он раскрывает народу Исраэль картину мироздания и его структуру, Его любовь, которой наполнено мироздание и все миры: и эти, и те, которые увидят души людей в будущем, в правильном виде, «как положено». Потому что Всесильный радуется Торе раби Шимона.

            «И тот свет обобщён весь в доме твоём». «в доме твоём». Понятие «дома твоего» вмещает в себя весь свет, который исходит от раби Шимона. Исходящий от него свет является исправлением. Он выходит от раби Шимона и наполняет, прежде всего, тех, кто сопоставим и близок с ним. И всё это окружение раби Шимона является «домом твоим». То есть, понятным, удобным и прежде всего исправляемым пространством. А потом он выходит в эйхал, в народ Исраэль.

            Чей дом? Это не дом Пинхаса и раби Шимона. А дом раби Шимона и всех, кто ему следует, видит в нём того, кто он есть. Он точка – Кетер, а это Рош де Рош де парцуф. Вот это байт, «дом твой». Школа раби Шимона, видящие его и следующие за ним.

            «и от света, который обобщён в доме твоём, выходит» всего лишь «свет тонкий и малый, и выходит наружу, и освещает весь» остальной «мир». В меру постижения того, кто есть раби Шимон и люди вокруг него. Через щелочку в камнях «выходит наружу» маленький лучик. А всё остальное только внутри.

            «Заслуженна доля твоя!». Верхнее и нижнее соединение твоей души являются наградой за все прошлые тикуним.

            «Выходи, сын мой, выходи, иди за той жемчужиной, которая освещает мир, поскольку час сопутствует, «стоит» тебе». «час сопутствует» или «стоит тебе». Твоя картинка, твоё состояние парцуфа Адам. Час – ощущение времени. Ощущение желаний, их разности, наполнения и всего остального, то есть то, что отражается от тебя как время, твоё окружающее пространство. Раби Шимон сейчас в мире, иди за ним.

 

            187. «Вышел от него и встал (т.е., собрался) взойти на корабль, и два человека с ним. Увидел двух птиц, которые прилетели («атьян»– т.е., букв. «пришли») и полетели над морем. Вознёс к ним голос и сказал: «Птицы, птицы! Ведь вы летите над морем, видели вы место, где – сын Йохая? Подождал немного, сказал: «Птицы, птицы! Идите и вернитесь ко мне!» Вспорхнули и улетели («азилу», т.е., букв., «ушли», и то же – в конце предложения), вошли в море (т.е., полетели над морем) и улетели они». 

 

            188. «До того, что вышел (т.е., отплыл) на том корабле, вот птицы те прилетели (атьян), и в клюве одной из них – записка одна, и написано в ней, что сын Йохая вышел из пещеры и [с ним] р. Элазар, сын его. Пришёл к нему (к р. Шимону р. Пинхас, тесть р. Шимона), и нашёл его изменившимся, и тело его – наполненным ранами (малья халудин). Заплакал рядом с ним и сказал: «Ой, что увидел я тебя таким (страдающим)!» Сказал: «Заслуженна доля моя, что увидел ты меня таким, ведь, если бы не увидел меня таким, не был бы я таким». Открыл (начал говорить) р. Шимон о законах Торы и сказал: «Законы Торы, которую дал Святой, благословен Он, Израилю, все они в Торе – путём обобщения (бе-орах клаль) написаны (от слов «В начале создал Б-г» до слов «И был свет», как сказано далее, обобщены все заповеди Торы)».

           

«Вышел от него» - вышел из состояния зивуга, получения. Оторвался от соприкосновения с Всесильным в этом мире и от слияния с Ним. То есть вышел из состояния правой линии.

            «встал» – значит, не получает. «встал» для того, чтобы дать Ему. Чтобы «взойти на корабль».            «корабль» – этот мир, в котором вы находитесь посреди моря. Он плывёт по водам. «встал» для духовных усилий, для того чтобы плыть по воде. Плыть по воде – это означает двигаться в Хей нижнее в молитве для воссоединения с Всесильным.        

«и два человека с ним». Это два состояния, усилие в средней линии. Человек встаёт и молится, отдавая себя для плавания по морю в том, что ощущает его, как свой «корабль» – байт вокруг себя, как часть Его мира, в котором он плывёт. «два человека», это два его состояния: левое и правое.

            «Увидел двух птиц, которые прилетели, пришли - «атьян». Птицы, которые пришли к нему. От кого они пришли? Они пришли, посланные Всесильным. Две птицы -соответствие тем корням левых и правых духовных состояний, которые связывали его и раби Шимона в их работе по построению третьей линии. Они соизмеримы, но разной высоты. И они сообщаются только в этих состояниях, потому что их усилия при вставании различны.

Молитвы раби Шимона и раби Пинхаса различны по высоте. От молитвы раби Шимона, когда он находится стоя или сидя, получает или молится навстречу, их дом наполняется светом. Но при этом их дом определяется теми границами, которые соединяют левое состояние с левым, правое с правым. А эти границы изменяются в зависимости то того, как они встают.

Левое и правое связаны средним состоянием, вашим усилием. Поэтому мир вы видите таким, каким видите, из-за того, что вы находитесь в левом состоянии. А меняете его, переходя из левого в правое состояние. То есть меняете его средним усилием. Но, тем не менее, то, что вы видите вокруг вас и ощущаете как окружающее вас: общность людей и мир, и всё остальное определяется рамками левых и правых состояний всех, кто находится вместе с вами.

А в чём он соединяется с раби Шимоном? Он соединяется в том, что видит и понимает его.

            Раби Шимон, раби Пинхас, раби Йоси, раби Элазар, раби Хия – все они являются одним домом. В зависимости от своих свойств они соединены правыми и левыми линиями. Внутри этого пространства, общей суммарной разности между их правыми и левыми линиями, соединенными между собой, существует их представление о мире. Они находятся в разных состояниях, но все их левые состояния соединены между собой. И все их правые состояния соединены между собой.

Они часть одного парцуфа. Внутри парцуфа Адам они являются рош. И все их левые состояния соединены между собой, и правые состояния соединены между собой, и суммарно составляют единое целое. И оно определяет, как для них выглядят прошлые миры, этот мир и мир будущий.

«Птицы» - это есть сумма левых и сумма правых состояний, которые соединяют его с раби Шимоном. Это свойство, соединяющее их в единое целое, в дом.

            Эти «птицы» в воздухе, в Зеир Анпин. Что значит в Зеир Анпин? Это корни тех состояний, которые для них являются левыми и правыми состояниями. Именно записи этих состояний, раскрываясь в душе раби Шимона и душах окружающих его праведников, определяют картину их постижения текущего, прошлого и будущего состояний и картину тикуним всех остальных людей.         

Они с раби Шимоном строят общий дом. Общее ощущение пространства вокруг себя и мира. Для них они задаются раби Шимоном. Поэтому «птицы» летают между раби Шимоном и ими. Но каждый раз это связь между левыми состояниями раби Шимона и всех остальных, и связь между правыми состояниями раби Шимона и всех остальных.

            Мы прокомментировали три строчки: «Вышел от него и встал взойти на корабль, и два человека с ним. Увидел двух птиц, которые прилетели, «пришли» и полетели над морем».

             Поэтому понятно, почему так много птиц. Потому что очень много состояний и безграничное количество их вариантов.

            «Вознёс к ним голос и сказал: «Птицы, птицы! Ведь вы летите над морем, видели вы место, где – сын Йохая?» Возвысил голос, молился и в свойстве голоса, любви соединился со свойствами раби Шимона. И «видели вы место», где находятся те же свойства, которые я хочу исправить? Обе составляющие, и левая, и правая, клипотны. И они определяют, как видится дом. Дом определяет клипа. А когда он возвышает голос, то он, таким образом, позволяя им коррелироваться с состояниями раби Шимона, уменьшает эти состояния.

            «Птицы, птицы! Ведь вы летите над морем», над состоянием Хей нижнее, над водой земли, «видели вы место, где – сын Йохая? Подождал немного, сказал: «Птицы, птицы! Идите и вернитесь ко мне!». «Идите и вернитесь ко мне!». «Идите» от меня к нему. Возвышаю к нему свою молитву в надежде, что придёт ко мне свет от него. Восстановят связь с ним.

            «Вспорхнули и улетели, вошли в море и улетели они».  То есть «вошли в море». Для того чтобы получить, он возвысил голос. Для того чтобы стать нижним для него. Чтобы оно вошло в него, совместил его постижение со своим состоянием.

            Он молится. И в молитве его душа приближается к душе Шимона, то есть подходит к ней. Свет, постижение перетекает от Шимона к нему. От их совместных усилий их состояния, ощущения отдалённости от Всесильного и близости с Ним, сближаются. Поэтому «птицы» возвращаются к нему. Сближается их духовное состояние. Они соединены с точки зрения постижения окружающего, представления о мире.