176 Приходят к Нему сыны Ешивы и говорят: «Хозяин мира

Зоар 176-179

 

176. «Приходят к Нему сыны ешивы и говорят: «Хозяин мира! Милосердным и Милостивым (рахум ве ханун) называешься Ты! Спустятся же («йитгалгелун» - т.е., букв., «накатятся»), [проявления] Милосердия Твоего на сыновей Твоих!» Сказал им: «И разве мир сделан не только на милости (хесед), как написано. (Теhилим (Псалмы), 89): «Сказал я: мир Милостью построится (олам хесед йибанэ)», и мир на этом стоит!» (и поскольку не делают милостей беднякам, разрушу мир). Сказали перед Ним ангелы высшие: «Хозяин мира! Вот некто, который наелся и напился (ахиль веравей), и мог сделать доброе беднякам, но не дал им ничего!» Приходит тот обвинитель, и берет разрешение, и преследует того человека».

 

«Приходят к Нему сыны ешивы и говорят: «Хозяин мира! Милосердным и Милостивым (рахум ве ханун) называешься Ты! Спустятся же («йитгалгелун» - т.е., букв., «накатятся»)». «Спустятся», «накатятся», то есть спустятся в тикуним, гильгулим «проявления Милосердия Твоего на сыновей Твоих»!

            Конечно, «мир сделан… только на хесед».  Потому что вся Его Игра пронизана любовью. Он присутствует в каждой картинке. Она пронизана любовью и милостью Его, независимо оттого, как чувствует себя каждая частица души Адама.

«Сказали перед Ним ангелы высшие: «Хозяин мира! Вот некто, который наелся и напился, и мог сделать доброе беднякам, но не дал им ничего!» «ангелы высшие» – это те силы, в которых содержится замысел Игры в целом. Даже уровень оценки в гильгулим всё равно есть не Он. Он тот, кто получает информацию от оценивающих уровни Игры.

Существует полководец, поле битвы и те, кто сообщает о ходе битвы. Он сам интересуется только проявлениями подобных Себе, и всем, что соотносится с ними. Все остальные уровни находятся в исправлении кругами. Они следуют за душами праведников.

И в случае, если находится «некто, который наелся и напился, и мог сделать доброе беднякам, но не дал им ничего». В прямом, физическом смысле, и те, кто был с буквой Тав на лбу. И беднякам физически и беднякам, бедным духовно. И нет никакой разницы, кто «наелся и напился, и мог сделать доброе беднякам, но не дал им ничего»: богатый духовно или богатый физически. Тем более что на определённом уровне это становится одним и тем же.

            «Приходит тот обвинитель, и берет разрешение, и преследует того человека».

«тот обвинитель» – это уровень оценки Игры. Существует раскрытие картинок Торы и уровень оценки этих картинок. Но всё это не Ацмуто.

Оценивающий картинки – это уже не Ацмуто. Это уровень, который анализирует духовное состояние парцуфа в каждом сечении, спирали раскрытия Торы. И соотносит это с тем, что есть замысел. Но тогда, это нечто промежуточное, что стоит между замыслом и уровнем Торы, раскрывающимся в картинке.

И замысел содержится в Нём самом. Это Его замысел. Та информация, которая приходит от уровня картинки до Него, называется ангелом. Эта информация поступает не только в виде состояния картинки, но также и её оценки. Оценка, высшие ангелы, это Слава Его. Высшие ангелы, воздействия – это те, кто находится в Славе Его. Но это не Он. Это высшая программа развития Творения, с которой соотносится каждое его состояние, каждое сечение. Но вся программа постижима в уровне Эйн Соф. Но Эйн Соф суть есть Его одежда.

Если говорить о бедняках во втором, духовном смысле, нужны побуждающие, раскрывающие действия. Ведь высший должен постоянно спускать Йесод. Для того чтобы пробудить их, их нужно касаться. Под воздействием чего пробудятся записи, которые в них существуют? Под воздействием контакта свыше.

Пункт 176 состоит из двух частей. В первой части Хозяин мира говорит: «А разве Я не милосерден? Каждая картинка Торы наполнена милосердием. Всё есть для вас. И мир стоит на любви, которая движет им». Вопрос только в том, что эта милость должна наполнять парцуф.

И переходим ко второй части. Это милосердие, милость Его, распространяется в парцуфе через праведников, через высшие души. Иначе как она может быть распространена? Тут мы вспоминаем, что есть остальные, левые и правые клипот. Они есть утешение народам мира и наказание народу Исраэль, который своим поведением не обеспечивает восприятия средней линии и передачи ее вниз.

Высшие ангелы - это состояние рош парцуфа. Это будущее состояние Кетер парцуфа. Что такое ангелы? Существа, подобные нам. То есть фактически мы сами на последней странице книжки. Ангелы это воздействия, которые оживляют или заставляют нас чувствовать раскрывающиеся состояния. Одновременно это производимые во всех точках парцуфа воздействия, которые заставляют нас ощущать этот мир. И посылающие обратно сигнал о состоянии парцуфа и каждой его точки. И заодно информацию о текущем состоянии в каждой картинке.

Фактически, это поток милосердия, исходящий из Всесильного и позволяющий существовать всем точкам Торы, всем её виткам. Она находится не в вакууме, а существует в Его замысле, наполненном любовью. Но так как это все-таки Его воздействие, а не Он сам, мы это называем ангелами.

Это очень абстрактные вещи. Как можно было сказать? Это поток, волновое поле Его любви, оживляющее сечения бесконечномерной спирали. В то время так невозможно было говорить. Поэтому говорится: ангелы Его, а также ангелы, которые Его умоляют. Что значит «ангелы, которые Его умоляют»? Ангелы – это информация о состоянии парцуфа. Она передается вверх в такой кондиции, которую, когда поднимаемся до этого уровня, мы ощущаем, как наше собственное осознание. По мере подъема по этой спирали, мы растворяемся в Его сознании, как Он его заготовил для нас. В Его представлении для нас о Нём самом. Мы постепенно растворяемся в нём. Мы начинаем струиться сквозь него, а оно струится сквозь нас. Но когда мы достигнем этого уровня, то это состояние Его ощущения, приготовленного для нас, является тем критерием, с которым всё постоянно сравнивается. С которого всё время происходит биение потока, оживляющего нас и сообщающего наше состояние обратно.

 

177. «Кто для нас в мире больше, чем Авраам, который делал добро всем творениям? В день (взросления Ицхака), когда сделал пир, что написано (Брейшит, 21)? «И вырос ребенок, и повзрослел, и сделал Авраам пир большой в день взросления Ицхака». Сделал Авраам пир и позвал всех вельмож поколения того на трапезу. И учили мы: на всякую трапезу, [посвященную] радости, тот обвинитель приходит и смотрит, делает ли тот человек, прежде всего, добро беднякам (акдим тиву ле-мискеней), и [если] бедняки – дома у него, тот обвинитель от того дома и не заходит в него. А если нет (бедняков), заходит туда и видит смешение весёлое (арбубия де-хедва) без бедняков и без добра, которое, прежде всего, сделано беднякам, поднимается вверх и обвиняет его».

 

Что значит «от… дома»? Существуют ли в том, чем является «домом», бедняки, к которым переходит от богатого? То, что вокруг меня, является домом и переходит к вам. То есть вы то окружение, которое мы называем байт. Этот байт наполняется от меня к вам. И тогда «обвинитель» в дом «не заходит». Он не переключает на более тяжёлые тикуним. «А если нет бедняков, заходит туда» «обвинитель». То есть тогда для того, кто является богачом относительно бедняков, окружающая картинка меняется.

Здесь возникает вопрос: а почему он не заходит к тем, кто такие в физическом состоянии? Вроде бы, они ни в чём не нуждаются. Нет, друзья мои. Все это было так до момента прихода Машиаха. А как все говорят, он здесь, в мире. Все наши мудрецы, существующие или существовавшие недавно и продолжающие существовать, только не в теле, говорят: сейчас это будет смыкаться. И те, кто находятся в таком же физическом состоянии, в определенный момент начнут испытывать некие состояния, которые будут им показывать, что у них не всё в порядке.

Имеется в виду, так как смыкается духовное и материальное, то и в физической, материальной сфере, этот закон тоже будет проявляться. В первом поколении. Не говоря уже о втором и третьем.

«А если нет бедняков, заходит туда и видит смешение весёлое без бедняков и без добра». «смешение веселое» добра и зла. «веселое» – без мудрости, в наслаждении в текущий момент. «смешение» в единое бездумное веселье того, что плохо, с тем, что хорошо.

Здесь лишние слова убраны. Давайте некоторые слова добавим. В смешении веселом, веселом, но бездумном.

Собачки тоже прыгают, веселятся друг с другом. Бегают друг от друга, кусаются, догоняют, задираются. В салочки играют. Они тоже «смешение веселое». Смешение веселого текущего момента с будущим плохим. Всего вместе, никто ничего не понимает. Нет низшего и высшего. Нет левого и правого. Нет иерархии, всё в клубке. Бездумно.

 

178. «Авраам, когда пригласил вельмож поколения, спустился обвинитель и встал у входа в виде бедняка (ке-гавна де-мискена), и не было того, кто обратит на него [внимание]. Авраам прислуживал тем царям и вельможам. Сара вскармливала младенцев всех (пришедших женщин), поскольку не верили, что она родила, но сказали: «Подкидыш он, и с рынка его принесли», поэтому принесли сыновей своих с собой, и взяла их Сара и вскормила их перед ними, как то, что сказано: «Кто рассказал бы Аврааму, что вскармливала детей (баним) Сара», - «детей», конечно. А тот обвинитель - у двери. Сказала: «Смех сделал мне Б-г!» Сразу поднялся тот обвинитель к Святому, благословен Он, и сказал Ему: «Хозяин мира! Сказал Ты: «Авраам, возлюбленный Мой (оhави)! Сделал трапезу и не дал Тебе ничего: не [дал] для бедняков,  и не принес перед Тобой (в жертву) даже голубя одного! И еще – сказала Сара, что посмеялся Ты над ней»!

 

Здесь говорится, что с точки зрения классической иерархии передачи, на пире не произошло никакой передачи бедным. Потому что была раздача только тем, кто сильный. Вопрос только, относительно кого? Относительно других - да, но относительно Авраhама нет. Относительно Авраhама они слабые, они маленькие. Авраhам большой – гадоль, а они нет. Это я уже оппонирую. А Сара сказала: «Смех сделал Ты мне, радость дал Ты мне». И она вскармливала младенцев, которых ей принесли из любопытства, не из радости. Чтобы проверить, действительно ли это её сын. Есть ли у неё молоко. Потому что женские, никевот ниже, чем захарим. Захарим питались от Авраhама, а никевот, дети и их келим - от Сара. Для нас абсолютно понятна реализация от богачей к беднякам. Сейчас мы прочитаем мнение на эту же тему Всесильного.

 

179. «Сказал ему Святой, благословен Он: «Кто в мире, как Авраам?!» И не двинулся оттуда (Сатан), пока не смешал всю ту радость, и приказал Святой, благословен Он, принести Ицхака в жертву, и приговорил Сару, что умрет от горя из-за сына своего. Всю ту беду причинило [то], что не дал ничего беднякам».

 

Это пояснение к моим словам о том, что никогда нет никакой абсолютной предсказанности дальнейшего развития событий.

Здесь говорится, что на самом деле, ничего этого нет. Сейчас мы увидим это. Но если бы было это, то есть и такая запись.

Авраhам - абсолютный праведник. Существуют ли в записи Авраhама его состояния, в которых он может не делать усилий? Да, существуют. В Авраhаме, как во всём, есть все. И теоретически возможна ли такая реализация выбора картинки, которая учитывала бы отсутствие усилий Авраhама, в свойстве Хесед, направленных вниз? Есть такая запись. Потому что в каждой точке ветвления дерева Торы бесконечное количество вариантов. Есть и те, которые реализовались, и те, которые не реализовались и никогда в принципе не могли бы реализоваться потому, что вероятность их реализации стремится к нулю. Но они есть.

Были же во времена Авраhама части парцуфа, которые привели к появлению Амалека. Значит, такие части были в Авраhаме. Потому что в каждом элементе парцуфа есть всё то, что есть в парцуфе. Только в разных удельных количествах и сочетаниях. Поэтому в Авраhаме потенциально существуют свойства, которые могли быть реализованы в виде раскрытия тех картин, которые описаны в пункте 179.

Он же не порхает, не летит над землей, не касаясь травинок. Он ходит по земле ногами. Что это означает? Его ноги касаются земли, в нём есть свойства, которые дают ему вес. Они заставляют его прикасаться к земле, к праху.

У него есть тело и, следовательно, свойства души, которые заставляют его ощущать себя в теле. А это именно те свойства, которые всех остальных людей тоже заставляют ощущать себя в теле. И тела у всех одинаковые. А высшие свойства разные. И если бы было так, как видит картину Сатан - обвинитель, то Святой, Благословен Он, в Своём бесконечном совершенстве плетений и ветвлений решиму относительно свойств души Авраhама и окружающего его  байта имеет, в том числе, запись о чрезвычайно тяжелых тикуним.

Ицхак не был принесён в жертву Всесильному, а Сара умерла. Почему? Потому, что она нижняя. Но это же тикун. Тикун – это очищение. Очищение от этих свойств приводит к следующему этапу развития. Авраhам превратился в чистый Хесед.

Это то же самое, что было с Ноахом. На каждом этапе происходит одно и то же. Лекацец, отрезание нижних свойств и продвижение дальше вперед.

Сатан – это свойство, запись. Во всём всегда существует чёрная краска. Иначе, как оттенить белое? Человек сделан Им. Обрисован, оконтурен, оттенен. Никевот Адамом не являются. Это желание, которое видит Адам. Относительно него они внешнее, часть окружающего. Они не его внутреннее свойство, а его желание.  

Что будет происходить с внешними желаниями? Они будут трансформироваться, видоизменяться. В том виде, в котором вы их представляете, они будут исчезать. 

 

Те, кто был там, находились в бездумном веселье. Включая уровни желания Авраhама, которые также сливались с теми, кто находился в бездумном веселье.

Вы находитесь на вечеринке. В вас происходит борьба двух желаний. То вы понимаете, что должны ехать домой, к детям, а то хотите остаться. Потом думаете, останусь ещё здесь. То снова хотите ехать домой потому, что завтра на работу. В вас идёт борьба двух желаний: вместе со всеми остальными броситься в безумный загул или поехать домой почитать книжку, совершить осмысленные действия.

Авраhам просто бездумно радовался. Ему было очень хорошо. Но у Сары, вместо благодарности Всесильному, было ощущение: «Что же Ты всё это дал мне так поздно»?

В каждом есть всё. Авраhам был весь поглощён наслаждением от сына, не уделяя внимания народу Исраэль. Было такое.

Исправление, которое было ему дано, его полностью очистило. Но в нём есть любые записи. Ведь он стоял перед выбором: мог совершить, мог не совершить. Мог сказать: «Нет Всесильный, я не буду этого делать».

А так как желания передаются к захарим от никевот, то для того, чтобы Авраhам полностью излился в Хесед, было произведено лекацец.