Зоар 220-223

Зоар 220-223.

 

Давайте вспомним пункт двести девятнадцатый. 

 

219. «Заповедь шестая – занимается порождением и размножением. Ибо всякий, кто занимается порождением и размножением, причиняет той реке (наhар) струиться постоянно, и не прекратятся воды её, и море наполнится со всех сторон, и души новые обновятся и выйдут из того дерева, и воинства многие умножатся сверху с теми душами (чтобы охранять их). И это то, что написано: «Воскишат воды кишением душ живых», - это знак Союза (брит) Святого, река, которая тянется и выходит, и воды её увеличиваются и говорят говором, и умножение душ – для той «живой» (хая)».

 

На прошлом занятии я пытался объяснить, что это причинно-следственная связь. Конечно же, Йесод не является каким-то руководящим слоем, который: «Заповедь шестая – занимается порождением и размножением». То обязательное условие, что парцуф Адам должен перейти в состояние исправленного Йесод, то есть в состояние Зеир Анпин, является причиной «порождения и размножения». «Порождения» живых душ и их «размножения», дробления, обмена между ними тикуним внутри парцуфа Адам. Для того чтобы процесс исправления парцуфа ускорился и он пришёл к заданному результату – своему исправлению.

 

220. «И с теми душами, которые восходят в ту «живую» (хая), выходят несколько птиц, которые вспархивают и летят по всему миру, и когда душа выходит в этот мир, то та птица, которая вспархивает и выходит с этой душой от того дерева, выходит с ней. Сколько ангелов выходит с каждой душой? Два: один справа и один слева. Если удостаивается, они охраняют его, как написано (Теhилим, 91): «Ибо ангелам Своим прикажет для тебя охранять тебя». А если нет, - они обвиняют (мекатрегей) его. Сказал раби Пинхас: «Трое их, присутствующих, опекунов (апотропсин) для сына человеческого, когда удостоился, как написано (Иов, 33): «Если есть у него ангел заступник один из тысячи, рассказать о человеке прямое», -  «если есть у него ангел», - это один, «заступник (мелиц)», - два, «один из тысячи, рассказать о человеке прямое», - вот три».

 

«Сколько ангелов выходит с каждой душой? Два: один справа и один слева. Если удостаивается, они охраняют его, как написано: «Ибо ангелам Своим прикажет для тебя охранять тебя». А если нет, - они обвиняют (мекатрегей) его» - то есть судят, приносят страдания.

«И с теми душами, которые восходят в ту «живую». «живую» - реку наhар, «выходят несколько птиц». В этом мире рождается новая душа, происходит соединение некива и захар. Это нижняя, генетическая запись от слияния двух тел. Существует два потока - нижний и верхний, постоянно соединяющийся с нижним в соответствии с результатом нижнего.

И вот нижний результат произведён на свет. Есть матрица. В неё должна войти патрица, высшая душа. Они должны сомкнуться. Независимо оттого, существует в патрице, спускающемся сверху вниз захар, запись обнадёживающего характера или нет, душе человека соответствуют два ангела. Это ангелы правого и левого состояний.

«та птица, которая вспархивает и выходит с этой душой от того дерева, выходит с ней». Когда здесь говорится «птица» – это всё-таки птица, а не ангел. Это та высшая часть души – патрица, которая «вспархивает» вместе с ней. Она рождается как высшая часть, принадлежащая воздуху, но соединяющаяся на крыльях с нижней душой.

Она принадлежит воздуху. Но человек чувствует её, имея её в теле. И поэтому она называется «птицей».

«Сколько ангелов выходит с каждой душой? Два (для тех, кто не удостоился): один справа и один слева».  Это Аин. Каждой душе соответствует Аин. То есть все души порождаются в соответствии с этой буквой.

«Если удостаивается, они охраняют его». Почему его, а не её? Потому что если эта «удостаивается» и получает соответствующую высшую часть, то она становится отдающей.

«прикажет для тебя охранять тебя». «они охраняют его». «его» - душу, захар.

«А если нет, - они обвиняют его» - то есть, судят. Тяжёлыми воздействиями в тикуним. Или, как кажется человеку, не очень тяжёлыми. Но, потом выяснится, что так оно и было.

«Сказал раби Пинхас: «Трое их, присутствующих, опекунов для сына человеческого, когда удостоился, как написано: «Если есть у него ангел заступник один из тысячи, рассказать о человеке прямое», -  «если есть у него ангел», - это один, «заступник», - два, «один из тысячи, рассказать о человеке прямое», - вот три». Что это означает? Открылась дискуссия. Давайте прочитаем следующий пункт, двести двадцать первый.

 

221. «Сказал раби Шимон: «Пять, как написано ещё (там же): «И пожалеет его, и скажет», - «и пожалеет его», - один, «и скажет» - два». Сказал ему: «Не так. Но «и пожалеет его» - это Святой, благословен Он, только. Поскольку нет права у другого (пожалеть), кроме Него». Сказал ему: «Прекрасно сказал ты».

 

Если удостоился человек, то охраняют его три условия. «Если есть у него ангел», то есть охранитель. Это первое условие. Он достоин, она стала им и «есть у него ангел». Ангел, сила, которая непосредственно действует на него.

У него личный ангел, определённый тем, чего он удостоился. Личный тикун. «заступник», воздействие, охраняющее, берегущее и поднимающее его.

«один из тысячи, рассказать о человеке прямое». Третье условие, обеспеченное поднимающемуся, праведнику, что о нём, в отличие от всех остальных, рассказывается «прямое».

«тысячи» - это уровень Зеир Анпин.

«один из тысячи». То есть человек, который находится в состоянии контакта с уровнем Зеир Анпин. Он наполняет воздухом эту землю. Путём раскрытия и оправдания всего, что происходит, через него соединяется в этой земле небо и земля.

Тогда как «один из тысячи», то есть уровень тысячи, к которому он принадлежит, это воздействие «расскажет о человеке прямое», то есть среднее.

«Говорят о нём» - это передаваемые в уровень тысяча его усилия говорят о нём «прямое». Вы любите Всесильного, говорите Ему об этом и при этом ваш уровень тысяча.

Вы раскрываете Его во всём и любите Его. Ваш уровень тысяча. И когда вы говорите на уровне тысяча, вы говорите «прямое». Его воздействие или ваш ангел – человеческий ангел, та сила воздействия, которая оказывается на него, говорит о нём. То есть его любовь передаёт наверх.

Раби Пинхас говорит, что их три. «если есть у него ангел», - это один». То есть, если есть у него прямое воздействие – один, «заступник», - два». Всесильный действует на праведника через ангела, а не самостоятельно. Он действует самостоятельно только на носителя души Моше. Все остальные, так или иначе, находятся в воздействиях через ангела. То есть через среду обитания. Как и Моше тоже. Но он находится в непосредственном управлении.

Если у вас раздаётся телефонный звонок – это ангел. Или вам понравилась девушка – это тоже ангел. Любое воздействие на нас – это ангел. Просто воздействие или действие на вашу душу окружающего мира в рельефах есть совокупность действий ангелов. Поэтому у вас есть ангел, тот, который определяется напрямую. То есть воздействие на вас персонифицируется. Один – оно носит оберегающий вас характер. Два – это воздействие говорит о вас напрямую. Передаёт вашу молитву напрямую.

«Сказал раби Шимон: «Пять, как написано ещё: «И пожалеет его, и скажет». И, несмотря на то, что «пожалеет его, и скажет» - это два слова, относительно праведника и то, и другое суть есть решение самого Всесильного. Жалеет - это суд в защиту праведника. «Поскольку нет права у другого (пожалеть), кроме Него». Сказал ему: «Прекрасно сказал ты».

Какие воздействия на праведника отличаются от воздействий на обычного человека? Здесь говорится: есть три отличия этих воздействий. Первое – управление праведником осуществляется напрямую через ангелов. Он находится в личной юрисдикции Всесильного Святого. Второе – это воздействие осуществляется исключительно для его сбережения и возвышения. Третье – так как воздействие устраивается напрямую, то и его любовь возносится напрямую. Всесильный

слышит его. Вот чем удостоившийся отличается от не удостоившегося.

Но, кроме того, «Сказал раби Шимон»: ещё и «пожалеет его, и скажет». То есть поможет, «скажет», воздействует в любви или «скажет», поднимет в любви.

«пожалеет и скажет», это всё равно, что «под рукой Его в тени руки Его». Но «скажет» воздействие более прямое. Праведник начинает говорить. В любви в отношении  к Нему он начинает распознавать язык Всесильного. Он говорит с Ним.

 

222. «А тот, кто воздерживается от порождения и размножения, как будто уменьшает образ, который включает все образы (диюкна де-калиль коль диюкнин), и причиняет той реке, что не тянутся воды её, и портит Союз Святой со всех сторон. И о нём написано (Йешайа, 66): «И выйдут и посмотрят на трупы людей, грешащих против Меня (hа-пошим би)». «Против Меня (би)», конечно, и это – о теле. А душа его не восходит за завесу (ле-паргуда) вообще и изгоняется из того мира». 

 

«А тот, кто воздерживается от порождения и размножения». Я думаю, что представители традиционного иудаизма воспринимают это как прямой призыв немедленно «порождаться и размножаться».  Размножаться - это на самом деле так, воспринимается как мицва. В принципе, хорошее дело. Имеет близкий, но совершенно другой смысл.

«А тот, кто воздерживается от порождения и размножения, как будто уменьшает образ, который включает все образы (диюкна де-калиль коль диюкнин)». «диюкна» - образ. Заметьте, что «юкна» женского рода. Образ – это отражение в некива, свидетельство неисправленности. А это всегда порождение Всесильного. Образ есть порождение того, что является захарим. Образ – это всегда ситра ахра Хохма или захарим.

Это как воздействие. А в конце него существует нечто, во что входит воздействие, но что смотрит на нас. С точки зрения Всесильного, это келим, для нас это захар. Каждый раз, когда мы ощущаем Его воздействие, это решимо, которое оживляется Его словом или взглядом, кои есть свет – ор яшар.

Вода льётся в ведро, а мы видим донышко ведра. Мы видим, что вода наливается в ведро, слышен звук. И думаем, вот вода, но видим мы ведро. Поэтому образ – то, что входит в наши неисправленные келим, как бы, в наше ведро. И мы всё время видим входящие в нас образы, их внешнюю часть, ахораим высшего.

Это как наконечник у копья. В наконечник копья входит древко. Но древко входит в кли наконечника. И когда мы смотрим на наконечник спереди, мы видим заднюю часть того, во что входит древко. Но не видим того, кто управляет древком, и кто его запускает. И это копьё входит во что-то, оно является мужским. Но то, что запускает его, является для него мужским, а для этого запускающего наконечник является женским.

Воздействует левуш ангела, это образ. Весь этот мир мы воспринимаем в образах.

Все Его воздействия, образы, которые мы получаем, это келим, в которые входит Его свет. Это картинки. Но картинки являются келим.

Бааль Суламом трактат написан применительно к тому, что мы сейчас обсуждаем. Это то, как в нас образуются ощущения, когда высшие света входят в низшие света, которые постепенно огрубевают и выращивают из себя келим. Он рассказывает, как в Торе образуются записи.

 Тора – это бесконечная череда дерева записей состояний парцуфа Адам. Он принимает решение оживить определённое состояние Адама, то есть показать всем людям мир в определённом состоянии. Мы получаем чувственные восприятия этих образов именно оттого, что те келим, которые записаны на определённом участке Торы, наполняются высшим светом, Его любовью. И тогда для нас они оживают в образе.

То, что писал Бааль Сулам, это просто небольшая подсказка о том, как оживает этот мир. А чем он наполняется? Он наполняется Его любовью. И записи неисправленностей наполняются Его любовью, и так же, как этот мир, оживают каждое мгновение.

«А тот, кто воздерживается от порождения и размножения, как будто уменьшает образ, который включает все образы». «тот, кто воздерживается от порождения и размножения». Что это значит? Это значит тот, кто воздерживается от стремления к подъёму до уровня воздуха, до уровня Зеир Анпин, «уменьшает» общий «образ». «уменьшает» - то есть «уменьшает» диапазон этого образа, задерживая его в материальном состоянии. При движении к расширению нематериального, которое включает все образы парцуфа Адам, творимые для всех людей, душ, для всех состояний,  нешамот парцуфа Адам.

«и причиняет той реке, что не тянутся воды её». Череда состояний парцуфа Адам, ветвление, одна из ветвей дерева этих состояний – это и есть «река». Если она тянется, живая, если она наполняется водой.

«портит Союз Святой со всех сторон». «портит Союз Святой» - это Союз, Завет, соединение Малхут и Зеир Анпин через Йесод. Необходимость Малхут превратиться в Зеир Анпин – это «портиться». Потому что именно этот Завет запечатлён на Йесод.

Тот, кто не хочет духовно работать, всё портит.

«И о нём написано: «И выйдут и посмотрят на трупы людей, грешащих против Меня» - это прямое изложение. В одной реализации, в одном решимо – это прямое, которое будет. И во всех решимот – это постоянная правда. Во всех картинках «реки» - это постоянная правда. Потому что «трупы» - это одновременно и неживая, не поднимающаяся душа, и «труп» как труп. Но и трупы являются последствием неживости души. Он охраняет праведника и «ни одна их кость не сломается. И будут они свежи».

«Против Меня (би)», конечно, и это – о теле. А душа его не восходит за завесу (ле-паргуда) вообще и изгоняется из того мира».  Что значит «изгоняется из того мира»? Здесь речь идёт о евреях и о народе Исраэль. У еврея, который не стремится к духовным усилиям, «душа его не восходит за завесу». «завесу» - то есть за эффект сокрытия, за который ему недоступно будет зайти в следующих тикуним. Это не значит, что его душа изгоняется из этого мира. «А душа его… изгоняется из того мира». Это то, что мы знаем о Каине. Все его потомки жили среди смыкающихся для них других небес и других земель. Постоянные перевоплощения в этом мире.

Слух об этом, как о большой беде, достиг буддизма и индуизма. У них тоже является постулатом, что постоянное перерождение – это наказание и большая беда. Только у них считается, что можно избежать перерождения путём очищения в этом мире и отъезда в мир иной. Нет. Нельзя.

То есть евреи могут для себя эту связь свыше как бы разорвать. Человеку даётся свобода воли.

Всегда подчёркивалось, по крайней мере, в трактате «Авот», в предисловии перед каждой главой: каждый еврей имеет долю в высшем мире.

Но даже тот еврей, душа которого помещается в чистилище, который лишён решимот, всё равно имеет Субботу. Что это значит? Это значит, что у него всё равно существует возможность усилия. Он может вспомнить, что он еврей, и начать хотя бы соблюдать Субботу. То есть вернуться к идее существования Всесильного. В душе еврея всегда остаётся потенциал его усилия к возврату. Он «изгоняется из того мира».  Но имеет право на Субботу. Он изгоняется окончательно до тшува, его душа не стирается.

 

223. «Закон седьмой – обрезаться на восьмой день и убрать скверну «арла» («арла» - часть, удаляемая при обрезании), поскольку та «живая» (хая), она – ступень восьмая для всех ступеней, и та душа, которая вспархивает от неё, должна показаться перед ней на восьмой день, как и она – ступень восьмая».

 

Когда мы говорили про «арла», я сказал, что это очень хорошее, сильное слово. Это то, что должно уйти, в чём есть причина всего. Аин, Рейш и Ламед. В восьмой сфира содержится всё Его наследие, постижение высшего. Она «живая». И это постижение достигается путём отказа от неживого.

Буквы «арла» замечательные. Они все очень чистые. Они говорят о бесконечном потенциале, который заложен в «арла». И поэтому она «живая». Но для того, чтобы этот заряд разрядился в подъём, нужно произвести бритмила. Отказаться от клипы, сокрытия истинного Йесод, её влияния на этот мир.

Что такое состояние Йесод? Это состояние, в котором то, что Он каждый день, каждое мгновение возобновляет творение мира, становится азбучной истиной.