Зоар 244-250

Зоар 244-250

 

244. «Заповедь одиннадцатая – отделять десятину земли. Тут есть две заповеди: одна – отделять десятину земли, и одна – первенцы плодов дерева, как написано (Брейшит, 1): «Вот, дал Я вам всю траву, осеменяющую семенем, которая на лице всей земли». Написано здесь: «Вот, дал Я». И написано там (Бамидбар, 18): «И сыновьям Леви, вот, дал Я десятину в Израиле» (в обоих отрывках есть слова «Вот, дал Я», и утверждается, по талмудическому правилу «гзера шава» («отрез равный»), что тексты связаны), и написано (Ваикра, 27): «И вся десятина земли из семени земли, из плодов дерева – для Б-га она».

 

В уровнях Малхут, в которых ощущается земля, она подвергается сокращению. В любом случае неважно, на каком уровне, близком к земле или отдалённом от неё, вы отделяете десятину.

Что это значит? До тех пор пока находитесь в ощущениях неба и земли, вы отделяете десятину. Потому что это есть причина расширения границы между небом и землёй, расстояния между ними. Пока вы находитесь в теле, вы стоите ногами на земле. При этом правило обязательного сокращения десятой сфиры работает постоянно, независимо оттого, как далеко головой вы уходите от земли. В ощущениях Малхут сокращение десятой части есть усилия по изменению десятой сфиры и превращению её в девятую, восьмую, седьмую, шестую, пятую и т. д.

Пока вы существуете в теле, независимо от постижений и уровня вы находитесь в постоянной трансформации этого мира. И, находясь в усилиях по изменению себя и окружающего, расширению границ неба и земли, вы отделяете десятину. И поэтому: «Вот, дал Я вам всю траву, осеменяющую семенем» землю, и «вот, дал Я» «сыновьям Леви». Казалось бы, между растительным уровнем жизни, которую Он дал в ощущениях человека, и уровнем постижения служения Всевышнему, необходимости Его оправдания и наслаждения Им, гордости за Него, который уполномочен охранять дом Леви, лежит абсолютная бесконечность. Независимо от бесконечной дистанции, которая связывает эти два уровня, и там, и там есть правило десятины. Следовательно, оно есть везде, где есть ощущение неба и земли.

Почему двести сорок четвёртый пункт идёт после пункта двести сорок три? Казалось бы, они не связаны друг с другом. Потому что, на самом деле, это: «Царь, связанный в ручьях, -  связан он и соединён с теми домами». И независимо оттого, с какими домами он соединён, пока эта связанность и соединённость существует, сохраняется правило десятины.

Независимо от духовной высоты человека, правило остаётся и соблюдается. До тех пор, пока существует связанность «в ручьях», вы движетесь в Древе Жизни и соединёны «с теми домами», то есть существует внешнее и внутреннее, вы должны делать усилия по сокращению десятой сфиры.

Отдаваемая десятина – это в ваших действиях подобие тому, что должен сделать Адам в целом. Это подкрепление мысленного уровня на физическом. Это необходимость и неизбежность соединения всего со всем. То, что вы хотите сделать в голове, вы делаете в своих отношениях между собой и окружающим миром.

До тех пор, пока существует ощущение тела, это правило сохраняется во всех решиму всех бесконечностей спирали. Потом оно бессмысленно, так как вы хотите отдать Ему всего себя.

Пока есть сокрытие, есть Я внутренний и Он внешний. Потом всё это сольётся в одно. Но пока существует три внутренних и два внешних, ваши духовные усилия по Его раскрытию всё время подтверждаются действиями по отдаче десятины. «Вот, дал Я… десятину».

Сыновья Леви – это служащие Храма. Во всём сохраняется всё. И также как мы отдаём десятину Богу, Всесильному Святому, также точно десятая часть земли отдаётся тому, что есть Его в этом физическом мире. А это есть то, что охраняется левитами. Поэтому: «И сыновьям Леви, вот, дал Я десятину в Израиле».

 

245. «Заповедь двенадцатая – приносить первенцы дерева, как написано (Брейшит, 1): «И всякое дерево, в котором плод дерева, осеменяющий семенем», - всё, что подходит Мне, вам запрещено съесть. Разрешил им всю десятину Свою и первые плоды дерева. «Дал Я вам», - вам, а не поколениям, которые после вас».

 

Десятину, которую «запрещено съесть», «Дал Я вам», вам, а не поколениям, которые после вас». И все первенцы плодов дерева посвящаются и отдаются Ему. А потом выкупаются.

Дав раввину выкуп, вы можете выкупить первенцы плодов дерева, забрать плоды. Выкуп раввин должен причислить к маасэр, а вы забираете все первенцы плодов.

Итак: «И всякое дерево, в котором плод дерева, осеменяющий семенем», - всё, что подходит Мне, вам запрещено съесть. Разрешил им всю десятину Свою и первые плоды дерева. «Дал Я вам», - вам, а не поколениям, которые после вас». «Дал Я вам» возможность сделать усилия, «вам, а не поколениям… после вас». И «Дал Я вам» обязательства по отдаче Мне десятины и плодов дерева, так как люблю вас и хочу, чтобы вы росли духовно и возвышались, стали тем, кем Я вас задумал и записал. Вас, а не поколения после вас.

А почему все плоды дерева, первенцы должны быть Его? Плоды дерева – это то, что даёт человеку сладость. И это зивуг. И Он наслаждается в зивуге тем, что дало наше развитие в Древе Жизни.

В бесконечных вариациях Древа Жизни мы достигаем уровня, в котором начинаем сознательно доставлять Ему радость и наслаждение. И это есть первые плоды. Они целиком принадлежат Ему.

Первые плоды дерева, которые созданы по образу и подобию Древа Жизни, подобны нашим первым плодам, которые мы даём Ему. И поэтому все первенцы целиком принадлежат Ему.

Спрашивается: «Почему первенцы?» Потому что наши первые усилия во многом больше ощущаются Им. Нами наши первые усилия ощущаются, как не приносящие результатов для нас самих. Когда мы даём плод, переходим из состояния Древа Познания в состояние Древа Жизни, это самое сладостное для Него.

Весной по дереву начинает струиться жидкость, связанная «в ручьях». И дерево даёт плоды. И первые плоды – это наша любовь к Нему, которой Он безраздельно радуется.

На первых шагах мы ещё не полностью уверены, что Он слышит нас и получает наслаждение. Он уже получает наслаждение, а мы ещё пока сомневаемся, получаем ли от этого наслаждение мы. А потом уже начинается регулярный процесс. И поэтому первенцы, первые плоды, первый урожай всегда только Его.

«Дал Я вам», - вам, а не поколениям, которые после вас». То, что должны сделать вы, должны сделать вы, а не ваш сын. А у него будут свои плоды. Но Я даю вам,  «а не поколениям, которые после вас». Он дал их евреям, а не поколениям после них. Но они не исправились и не исправляются сейчас.

«Разрешил», то есть дал вам право. Дал возможность делать усилия по отделению десятины вам, а не другим народам земли. Вам, а не следующим поколениям. Каждое поколение, при котором Храм не построен, несёт такую же ответственность, как поколение, при котором Храм был разрушен.

 

246. «Заповедь тринадцатая – делать выкуп сыну своему, [чтобы] привязать его к жизни (лекашра лей бе-хаин). Ибо двое назначенных они – один над жизнью, и один – над смертью. И когда выкупает сын человеческий сына своего, - из руки того [назначенного] над смертью выкупает его, и не может воцариться над ним. И намёк этот (Брейшит, 1): «И увидел Б-г всё, что сделал», - в общем (би-хлаль), «и вот хорошо (тов)» (там же), - это ангел жизни, «очень (меод)» (след. слово после «хорошо»), - это ангел смерти. И поэтому в том выкупе осуществляется этот [ангел] жизни, и ослабляется тот [ангел] смерти. В выкупе этом приобретает ему жизнь, как то, что сказано, и та сторона зла (ситра биша) оставляет его, и не соединяется с ним».

 

«Заповедь тринадцатая – делать выкуп сыну своему, чтобы привязать его к жизни (лекашра лей бе-хаин)». Откуда кашрут, привязанность.

На человека всегда действуют две силы: делать усилие и не делать его. Всегда есть выбор: да, нет; плюс, минус; действие, не действие; сделать, не сделать.

«делать выкуп сыну своему, чтобы привязать его к жизни». «привязать его к жизни». Слово «лекашра», привязывать – это дать ему всё необходимое, уготовленное Всесильным для подъёма в трёх линиях. А это делается Всесильным после того, как сына выкупают. Человек признаёт Его абсолютную власть над каждой новой жизнью, появляющейся в виде нижней души, которая происходит от него, являющейся продолжением его самого. И вы признаёте Его полное право на то, что высшая часть души принадлежит Ему. И выкупая своего сына, вы это право демонстрируете в действии. То есть, давая ему жизнь соединением сына с его высшей частью.

Раскрывая Всесильного и постигая Его, вы совершаете действие Ему навстречу. Оно проявляется в том, что ваш сын является Его Брахой вам и вашему сыну. И полностью осознаёте Его право соединить нижнее в сыне с предназначенным Им для него высшим. И это соединение вы выкупаете, демонстрируя, таким образом, всё, что вы в нём понимаете: оправдание, признание, закрепление и гордость за Него.

И вы совершаете действие, даёте раввину символические деньги и получаете своего сына в выбранном Всесильным наилучшим образом соединении низшей и высшей его душ, таким образом, привязывая его к жизни.

«Ибо двое назначенных они». Это такое же действие, как выкуп десятины. Вы осуществляете высшую молитву за своего сына, тем самым, запуская механизм пробуждения высшей души и соединения в будущих тикуним её гильгуля наилучшим образом.

 

247. «Заповедь четырнадцатая – соблюдать день Субботний, ибо это день отдыха от всех деяний первозданных. Тут обобщены две заповеди: одна – соблюдать день субботний, и одна – связать день тот со Святостью Его. Соблюдать День Субботний – как то, что упоминал Я и пробуждал Я ради него, ибо он – день отдыха миров, и все деяния в нём обобщены и сделаны прежде, чем посвящён день (т.е., прежде чем, наступил Шабат)».

 

Все записи сделаны сразу.

«связать день тот со Святостью Его», помнить о том, с какой целью и как создано мироздание, насколько оно наполнено Его любовью и находится в абсолютном покое и блаженстве. И испытать всё это в день Субботний, связав его с тем, что записано, что должно быть и что уже есть.

«как то, что упоминал Я и пробуждал Я ради него», ради Субботы. Помни день Субботы, данный в память о сотворении мира, о цели сотворения мира.

 

248. «Когда посвящён день, остаётся создание духов, для которых не создано тело (т.е., Шабат начался прежде, чем Творец создал для духов тела). И разве не знал Святой, благословен Он, [что нужно] задержаться с посвящением дня, пока не создадутся тела для тех духов? Но – дерево познания добра и зла пробудило ту сторону обратную зла, и требовало (зло) усилиться в мире, и отделилось несколько духов с несколькими орудиями усилиться в телах в мире (т.е., силы разрушения вышли с мир, чтобы одеться в тела людей и властвовать здесь постоянно)».

 

«Когда посвящён день, остаётся создание духов, для которых не создано тело». То есть, Шабат начался прежде, чем Творец создал для духов тела». Тела для высших душ. «Когда посвящён день», задумано состояние бесконечного зивуга в его бесконечных вариантах. Осталось чуть-чуть. Остаётся создание той стороны, которая должна осуществить этот зивуг, совместив его с замыслом.

«И разве не знал Святой, благословен Он, что нужно задержаться с посвящением дня». То есть, пока не создадутся тела для тех духов. И разве нужно было сначала предусмотреть возможность развития в бестелесном состоянии, трансформацию в чувственный диапазон бестелесного ощущения. И затем уже создать для них тела. Конечно, нет.

Всё это мы уже знаем. Здесь разбирается порядок создания. Сначала само состояние зивуга, затем сторона зивуга, а затем уже всё остальное, что должно в собственных усилиях путём переворачивания самих себя наизнанку трансформироваться в это состояние.

«Но – дерево познания добра и зла пробудило ту сторону обратную зла, и требовало усилиться в мире, и отделилось несколько духов с несколькими орудиями усилиться в телах в мире». Здесь написано: «и отделилось несколько духов с несколькими орудиями усилиться в телах в мире». «несколько», - это значит два и более. Сначала два, потом более. С необходимыми функциями, «орудиями» для того чтобы материальное всё далее и далее отделялось от духовного, физические ощущения от нематериальных. Пока нематериальные ощущения не скроются из вида. Это излагается, как эволюционировала чувственная картина окружающего и себя в первых состояниях парцуфа Адам.

 

249. «Когда увидел Святой, благословен Он, такое, то пробудил изнутри Дерева Жизни дуновение ветра («ншиву де-руха», вариант перевода – «дыхание духа»), и стукнуло дерево другое, и пробудилась сторона другая блага (ситра ахара де-тов), и посвятился день (начался Шабат), ведь сотворение тел и пробуждение духов – в стороне блага оно в эту ночь, и не в стороне обратной».

 

«Когда увидел Святой, благословен Он, такое, то пробудил изнутри Дерева Жизни дуновение ветра, и стукнуло дерево другое, и пробудилась сторона другая блага, и посвятился день». Помните, мы уже об этом говорили: стучали ветви, деревья производили звук.

«и посвятился день (начался Шабат), ведь сотворение тел и пробуждение духов – в стороне блага оно в эту ночь, и не в стороне обратной». В ощущениях парцуфа Адам произошло удаление от духовного. Всесильный создал всю совокупность состояний, пронизанную сверху донизу Атик, Ветхим Днями, существующих по состоянию Кетер парцуфа в соединении с праведниками, от которых во всех его состояниях исходит постоянное кдушим, святость. Оно обеспечивает состояние Субботы, пробуждение духов и сотворение тела.

Он произвёл ветер: «изнутри Дерева Жизни дуновение ветра».

«Когда увидел Святой». «увидел» - наполнил внутри Малхут все состояния бесконечности парцуфа Адам, связал их воедино единой идеей святости и развития снизу вверх. Что содержится в Субботе.

Так как всё остальное ощущается циклически, то Суббота является циклическим напоминанием. И она заложена, как признак святости, свидетельствующий о существовании замысла Творца. В недельном тикуне каждого состояния парцуфа Адам день служит для пробуждения духов и поддержания жизни, сотворения тел, перехода к следующей картинке и т. д. Их существование невозможно без наполнения сверху вниз любовью всех бесконечностей состояний парцуфа Адам. И поэтому мы приходим к Субботе в ночь, вечером.

Следующий пункт говорит о том, что каждое состояние равновесно.

 

250. «И если бы упредил (Творец) сторону обратную в эту ночь, и не упредил сторону блага, не смог бы мир устоять перед ними даже мгновение одно. Но лечение упредил Святой, благословен Он, ибо пропустил перед Собой освящение дня и упредил перед стороной обратной, и смог существовать мир. И то, как думала сторона обратная построиться в мире, усилиться, [наоборот,] построилась в ту ночь сторона блага и усилилась, и построились тела и души святые в ту ночь со стороны блага. И поскольку так – период мудрецов, которые знают это, от Субботы до Субботы («она», т.е., «период», на языке Торы (гл. «Ки теце») –  время интимных отношений с женой, и по закону, выведенному из первого псалма, эта заповедь исполняется в ночь Шабата)».

 

«И если бы упредил сторону обратную в эту ночь, и не упредил сторону блага, не смог бы мир устоять перед ними», то есть перед силами зла, «даже мгновение одно». Каждый день, каждое мгновение творя в этом мире мириады деталей, возобновляя его. То есть, каждый раз переводя его в новое состояние.

«Но лечение упредил Святой, благословен Он, ибо пропустил перед Собой освящение дня и упредил перед стороной обратной, и смог существовать мир. И то, как думала сторона обратная построиться в мире, усилиться, наоборот, построилась в ту ночь сторона блага и усилилась, и построились тела и души святые в ту ночь со стороны блага. И поскольку так – период мудрецов, которые знают это, от Субботы до Субботы». Это состояние зивуга с точки зрения высшего и низшего, мужского и женского. Это сказано из тех же соображений соответствия действий и состояний.

Близость с женой, это следствие того, что здесь имеется в виду. «период мудрецов… от Субботы до Субботы». «период»– она, она мудрецов. От Субботы до Субботы - она мудрецов. Она – соединение женского и мудрецов – высшего. И высшего, и низшего. Здесь даётся примечание, что это ночь Шабат. Но на самом деле это внутреннее состояние.