Зоар 251-255

Зоар 251-255

 

251. «Когда увидела это сторона обратная, что так, как она думала сделать, сделала сторона святости, пошла и блуждает в стольких воинствах и сторонах своих, и видит всех тех, кто используют постели свои (т.е., вступают в интимные отношения с жёнами) с обнажёнными телами и при свете свечи (в момент совокупления предписано погасить свет и прикрыть тела пологом кровати), и все дети, рождающиеся оттуда, будут ослаблены (никфин), ибо пребудут на них духи с той стороны обратной. И это – голые духи злодеев, которые называются вредителями («де-акрун» («которые называются»), ещё можно перевести – «которые случаются», и, т.к. «случаем» в Торе называется напрасное семяизвержение, Дерех Эмет поясняет, что «эти духи причиняют тому человеку напрасное семяизвержение, не дай Б-г»), и Лилит пребывает на них, и убивает их».

 

«Когда увидела это сторона обратная» - то, что Всесильный каждое состояние парцуфа Адам уравновесил влиянием в нём души.

Всё сделано так, что каждое состояние парцуфа Адам равновесно. Оно совершенно. Оно соответствует тому, что необходимо для достижения следующего состояния. И ситра ахара, «сторона обратная» сама ничего не делает.

Движение по инерции невозможно. В каждом сечении Торы необходимо новое усилие. Воздействию тех решиму, которые способствуют увеличению животных свойств парцуфа Адам, всегда соответствует воздействие кдушим, которое обеспечивает переход всего парцуфа на следующую ступень. В зависимости оттого, где находится голова и тело парцуфа, в следующую ветвь Дерева Познания или Дерева Жизни. Для тела – Дерево Познания добра и зла. А для головы – это всегда Дерево Жизни.

Но в любом случае, во всех ветвлениях решиму в каждом сечении нет инерционных последствий от прежних усилий. Достигнуто N-ное состояние. N плюс первое состояние может быть достигнуто только усилием головы. Игра так построена, что на основании одного усилия праведника невозможно перепрыгнуть через ступень, через решение Всесильного.

Усилие праведника оценивается, мир возобновляется в новом состоянии парцуфа Адам. Затем следует новое усилие праведника. И новая картинка строится исходя из предыдущего состояния. Но никак не следующее, исходя из N минус первого.

Здесь говорится: «Когда увидела это сторона обратная», то есть новое состояние, уравновешенное усилием праведников, цадиким, «что так, как она думала сделать, сделала сторона святости», то есть усилилась, «пошла и блуждает в стольких воинствах и сторонах своих». То есть, усиливаясь в стольких воздействиях на душу Адама, что нейтрализует предыдущее усилие праведника, и снова, говоря языком физики, приводит картину в состояние покоя. И для того, чтобы выйти в следующее состояние, опять нужно новое усилие.

«и видит всех тех, кто используют постели свои с обнажёнными телами и при свете свечи и все дети, рождающиеся оттуда, будут ослаблены (никфин), ибо пребудут на них духи с той стороны обратной. И это – голые духи злодеев, которые называются вредителями или случайными, и Лилит пребывает на них, и убивает их». Имеется в виду, что те, кто руководствуется животными инстинктами, не пребывают в духовных состояниях. Они находятся на уровне простого совокупления никевот и захарим на животном уровне. Наслаждаясь тем, что является только животным, телами. И это есть высшее наслаждение в том, что отпущено в телах. То есть они находятся в зивугим нижнего уровня.

«при свече». Понимая это как высшее состояние, доступное им в этом мире. Что это есть счастье и свет. Здесь имеется в виду это, а также прямое толкование. Из этого следовало, что без свечи, ночью и в одежде. То есть не есть это естество. То, что есть Я, не есть тело. И то, что есть тело в зивуге с никевой, не есть высшее состояние, свет.

Из этого следует, что зивуг между мужчиной и женщиной должен происходить не в голом виде, то есть не в том, что есть ты. На самом деле, это самое нижнее, но не самое высшее отображение того, что есть ты. А, следовательно, и без света. Потому что свет есть раскрытие.

И это не есть высшее состояние из всех тех, которые возможны. И не есть твоё естество из тех, которые являются предельными.

А тот уровень, который расценивает зивуг, совокупление голых тел при свече, то есть при свете, как наивысшее из возможных состояний, производит ослабленных детей.

Когда вы в нижнем уровне считаете, что небеса – это и есть зивуг, это всего лишь самооценка. 

«и Лилит пребывает на них, и убивает их». Лилит, это женское начало из «стороны обратной».

 

252. «Когда же посвящён день и властвует святость над миром, та сторона обратная уменьшает себя, и прячется всю ночь Субботы и день Субботы, кроме Асимона («алеф-самех-йуд-мэм-вав-нун», - имя злого духа) и всей группы его, которые ходят по свечам в скрытности, [чтобы] увидеть обнажённость использования [кровати] (т.е., где интимные отношения без прикрытия пологом), и после этого они скрываются внутри отверстия бездны большой. Когда же истекает Шабат, столько воинств и лагерей вылетают и движутся по миру, и поэтому установлена «песнь повреждений» («шир шель пгаим», т.е., читаемый на исходе Шабата псалом «Сидящий в тайне высшей»), чтобы не воцарились над народом святым».

 

«Когда же посвящён день» - освящен, имеется в виду, «посвящён день» Ему, «и властвует святость над миром, та сторона обратная уменьшает себя, и прячется всю ночь Субботы и день Субботы, кроме Асимона и всей группы его, которые ходят по свечам в скрытности, [чтобы] увидеть обнажённость использования, и после этого они скрываются внутри отверстия бездны большой. Когда же истекает Шабат, столько воинств и лагерей вылетают и движутся по миру, и поэтому установлена «песнь повреждений» («шир шель пгаим»), чтобы не воцарились над народом святым». Это всё то же самое.

«Когда же посвящён день и властвует святость над миром, та сторона обратная уменьшает себя, и прячется всю ночь Субботы и день Субботы, кроме Асимона». Смотрите, как пишется Асимон: Алеф, Самех, Йуд, Мэм, Вав, Нун. Он «прячется» в свете свечи, в наслаждении этого мира, который отделяет Его замысел от Его мудрости. Самех отделяет Его замысел от соединения с Его Именем Йуд–Хей–Вав– Хей. И Его Имя Йуд–Хей–Вав–Хей превращается в Йуд–Мэм–Вав–Нун.

Следствием отделения от Творения Его замысла становится превращение Его Имени, раскрываемого в Творении, в Йуд- Мэм–Вав–Нун. Отсутствует получение от высших состояний, которые отделены от Его замысла. Не постижение Его приводит к смыканию небес и земли, Мэм и Нун. Хэй высшее становится Мэм, из небес исчезает жизнь и любовь, наполнение Хэй. Любое наполнение исчезает, и уходящая вниз Нун конечная становится бездонным колодцем.

И для людей, которые не постигают соединение Ацмуто с этим миром через Самех, через постижение Его мудрости, всё превращается вот в эту картину: небеса в Мэм, а этот мир в бездонный колодец.

И он ходит «по свечам в скрытности». «ходят по свечам», то есть по тем местам, с которых начинается пламя. Эти духи «ходят» не по пламени, а «по свечам». То есть эта сила воздействия на душу человека ходит по тем местам, откуда происходит освещающий, дающий подсветку, наслаждение людям свет.

«Когда же истекает Шабат», усиливается ситра ахара, «столько воинств и лагерей вылетают и движутся по миру». «вылетают» - то есть спускаются из воздуха в Его любви. На самом деле, в абсолютной любви для создания необходимых условий для духовного возвышения и роста. То есть для генерации усилий головой парцуфа. Поэтому они не выползают, а «вылетают».

Тренер спортсменам навешивает на штанги дополнительные диски в большой любви. Движимый исключительно хорошими намерениями и желанием доставить им наслаждение после завоевания ими медали.

Поэтому все эти силы «вылетают и движутся по миру, и поэтому установлена «песнь повреждений», то есть песнь, компенсирующая повреждения, чтобы эти силы «не воцарились над народом святым».

«Сидящий в тайне высшей». Убирающий Самех. Соединяющий Алеф с Йуд и дальше с Его Именем.

Йуд в Мэм не входит. Йуд может войти только в Хей. Она не отделена от Мэм, потому что она есть функция состояния Мэм. Она существует объективно. Это зависит от Нун. Это то, как внизу видит человек. Нун видит Хей высшее как Мэм. Вав превращается в ни что, в ноль.

Вав становится маленьким. Йуд существует применительно к наполнению Нун, то есть никак. И нет никакой связи с высшим.

За счёт чего он «ходит по свечам»? За счёт высшей мудрости, которая в Его Имени не раскрывается, потому что нет связи с Алеф.

Он существует благодаря Йуд. Во всей силе его имени он существует в воздействии только на тех, для кого между Йуд и Алеф есть Самех. И всё меньше и меньше этой силы по мере того, как всё в Его любви соединяется воедино.

Почему Он так именуется? Он так именуется для человека.

Для кого Он так именуется? Он так именуется для Нун. Почему Он так именуется? Потому что это состояние души, в которой есть Нун, Вав, которая стремится к нулю, и Мэм. И которая должна наполняться, но не наполняется Йуд. Но это состояние всё равно создано Йуд. Но оно создано Йуд для тех душ, у которых между Йуд и Алеф нет связи.

 

253. «В какое место движутся в ту ночь (исхода Cубботы)? Когда выходят быстро и думают воцариться в мире над народом святым, и видят их (сынов Израиля) в молитве и говорящими песню ту (псалом «Сидящий в тайне высшей»), и вначале отделяют (Субботу от будней) в молитве, и отделяют над стаканом (совершают hавдалу над вином), то улетают оттуда (духи), и идут, и движутся, и уходят внутрь пустыни (ле-го мадбера), да спасёт Милосердный от них и от стороны зла».

 

Здесь всё понятно, комментарий не требуется.      

 

254. «Трое их – причиняющих зло самим себе. Один – тот, кто проклинает себя. Второй – тот, кто выбрасывает хлеб или крошки, которые (минимум) размером с оливку (ка-заит). Третий – тот, кто зажигает свечу на исходе Субботы до того, как дошли [сыны] Израиля до [молитвы] «Кдуша де-Сидра» (которая произносится в вечерней молитве исхода Субботы после молитвы «Шмонэ Эсрэ» («Восемнадцать  благословений») и после упомянутого псалма «Сидящий в тайне высшей»), ибо причиняет огню ада (нура де-геhином) разгореться в этом свете (свечи) до того, как пришло время».

 

Всё это относится к Субботе. «проклинает себя» - то есть отделяет себя от Шабата и выходит из состояния подобия, слияния.

«Второй – тот, кто выбрасывает хлеб или крошки». Целиком хлеб не съедает. Тот, «кто выбрасывает» его. Не хранит и не поедает хлеб. В том смысле, как хлеб духовной пищи. Но в Шабат это отражается в действиях по «выбрасыванию» хлеба.

«Третий – тот, кто зажигает свечу на исходе Шабата до того, как дошли сыны Израиля до молитвы «Кдуша де-Сидра», ибо причиняет огню ада» - то есть делает hавдалу до «Кдуша де-Сидра». Ибо позволяет «огню ада», то есть «причиняет» - делает причину, позволяющую «огню ада разгореться в этом свете до того, как пришло время».

Какой смысл в том, что мы зажигаем свечу после «Кдуша де-Сидра»? Концом Шабата мы освещаем темноту, Шабат в целом. Зажигая огонь, мы продлеваем день. Зажигаем пламя навстречу Ему, который есть огонь, пожирающий это пламя.

Шабат, это день исправления, освещающий тьму, который приносит новое состояние навстречу Ему. Но если мы нарушаем правила Шабата, зажигаем свечу без завершающей молитвы, говорящей о том, что закончен Шабат. То есть, нельзя зажигать свечу, не завершая Шабат, не переходя в тикун этого мира.

В Шабат же нельзя зажигать свечу. Шабат – состояние слияния, Алеф. Нет ни мужского, ни женского, есть слияние. А когда мы должны гореть навстречу Ему, освещая этот мир? Когда есть состояние сокрытия. Тикун новой недели. Поэтому нельзя зажигать свечу до конца Шабата, отмечая его молитвой «Кдуша де-Сидра».

Эта тема продолжается в двести пятьдесят пятом пункте.

 

255. «Ибо одно место есть в аду для тех, кто оскверняет Субботу, и те, кого наказывают в аду, проклинают того, кто зажёг свечу до того, как пришло время, и говорят ему (Йешайа, 22): «Вот Б-г переместит тебя перемещением мощным и т.д., окружит окружением тебя (окружит враг – Раши), как шар (выбросит тебя – Раши), к земле широкой, руками (рехават йадаим)».

 

Ты никогда не примешь никакую форму. Ты будешь «как шар». Без возможности слияния. Шар проклят, он изолирован от всего. Он сам по себе, катается по земле, перемещённый туда «перемещением мощным».

Выбросит «тебя, как шар к земле широкой, руками». Почему руками? Потому что это Его усилие.

Здесь дан очень точный образ. Всё время будешь, как шар, кататься в двух измерениях. В плоскости смыкания неба и земли. Будут меняться только очертания земли. Без возможности возвышения.

Шар может перемещаться только в двух координатах, он не растёт вверх.