Zohar

Зоар §239-243

 

239. «Отрывок второй (Шмот, 13): «И будет, когда приведёт тебя Б-г в землю», - это [буква] «hей», - зал (hейхала). Ибо открывается утроба её с помощью «йуд», пятьюдесятью входами галерей и комнат закрытых, которые в нём, потому что то «освобождение», которое делает «йуд» в том зале, - [оно чтобы] услышать голос, который выходит изнутри шофара (бараньего рога) этого, поскольку шофар этот закрыт со всех сторон. И приходит «йуд», и открывает его, чтобы вывести из него голос, и когда открывает его, трубит в него и выводит из него голос, чтобы вывести рабов на свободу».

 

Теперь мы понимаем, почему Он освящает первенцев, уничтожил первенцев в Египте и почему всё вообще произошло в точном соответствии с Именем Его.

«Отрывок второй: «И будет, когда приведёт тебя Б-г в землю». «в землю», это нижняя Хей. Зал, hейхала. Hейхала, потому что получающая, она. Поэтому написана в женском роде.

«Ибо открывается утроба её». Её утроба, этого нижнего Хей, открывается и «с помощью «йуд» порождает новую жизнь в пяти бхинот «пятьюдесятью входами галерей и комнат закрытых, которые в нём». «комнат закрытых… в нём», это значит: утроба в пяти бхинот открывается, выходит новое, из женской сути нижнего появляется новое высшее, новое мужское, первенец.

«пятьюдесятью входами галерей». «галерей» - это те пятьдесят, которые есть пять умноженные на десять в каждом уровне. «и комнат закрытых» – это бесконечные варианты перехода от одной картинки к другой, которые скрываются в Высшем и оцениваются Им и предоставляются как следующая ступень. И это «комната» или закрытое состояние, и оно находится в Йуд.

«потому что то «освобождение», которое делает «йуд» в том зале, - оно чтобы услышать голос, который выходит изнутри шофара». «освобождение», которое делает «йуд». Йуд – мудрость, которая наполняет. Свет, который входит в келим души человека, делающего усилия, наполняет, высвобождает в нём «голос», который позволяет ему трубить в шофар и слышать голос шофара - любить и быть любимым. Шофар – это рог, который на голове, он уже не то, что голова. Из него выходит звук, который мы создаём губами, движением воздуха. Следовательно, то, что слышим мы, сходно с тем, что доносилось до народа Израиля, когда с горы раздался звук, подобный звуку шофара. Звук шофара как бы эмулирует, т.е. подобен тому, что произносилось с горы Синай. Доносился звук, глас Всевышнего, видели они голос Его. И это видение, и голос Его происходили из того, что выходило от головы Его, через то приближение Его, которое мы уже можем различать. Оно аналогично нам, как то, через что мы получаем вкусы и наслаждение.  Движением воздуха, то есть внешнего по отношению к Нему, преобразованное в звук за счет того, что исходило от неживого относительно Него, что для нас является непостижимым.

Всё подобно всему. Исходило не от Него, а от такого уровня, который далек от Него самого. То, что Он уже преобразовал в решимо, в запись. Ощущение Его голоса, это тоже запись. Запись, раскрывшаяся народу Исраэль, Израилю, которая настолько далека от Его сути, насколько далек от мыслей человека, от его сути звук, который Он производит через неживую часть, произрастающую на голове барана. То есть звук производится той картиной, которая отражена от Него самого, Его желания через неживую Его часть.

Представьте себя самого, человека, созданного по образу и подобию, производящего звук шофара. Так как Игра создана единой от первой до последней записи, то всё подобно всему. И нет другой возможности представить себе, насколько запись Его голоса, раскрывшаяся для народа Исраэль в состоянии парцуфа Адам в тот момент, который назывался «стояние у горы Синай», далека от того, кто является Ацмуто.

Всё есть записи. Народ Исраэль, это низшее состояние. Но какова запись того, что он видел? Это Хей высшее. Есть Всесильный, которого мы не постигаем, и тот, которого Он хочет, чтобы мы постигали. Той Его одежды, которой мы можем дать Имя.

Нет ничего, кроме Ацмуто. Мы называем именем Всесильного то, что можем постигнуть. Он говорит «сделаем». «Сделаем» - это тот уровень, который является самовоспроизводящим с точки зрения абсолютной бесконечности Его состояний. Всё, что есть Творение – это только запись Его состояний.

Есть ли в генетическом коде человека запись взрослого состояния или только ребенка? Каким образом достигается развитие организма во взрослое состояние? Оно осуществляется в соответствии с генетическим кодом развития тела человека. Уровень зивуга нешама и шореш есть продукт его собственных усилий.

Нешама и шореш тоже записи. Незаписи только усилия. Но от усилий появляется свобода воли, внутреннее самоощущение творения. От величины развиваемого им усилия зависит его ощущение себя. Вне материального тела творение ощущает себя как пульсацию любви навстречу пульсации океана любви с Его стороны. Как пульсирующий навстречу язычок пламени. Так ощущает себя ребенок. Но ощущение себя во всех сопряжениях поля, пульсирующего навстречу Ему – это состояние гораздо более самостоятельное, нежели маленькое состояние пульсации навстречу Ему, которое доступно человеку в теле.

Он создал только запись воздействия. А ощущение степени воздействия, то есть постижение этой записи есть усилие самого человека. Одновременно радующее результатом, как его, так и Всесильного Святого. Только свобода воли радует и того, и другого. Реализация возможностей делать или не делать в пользу делать, постоянное наращивание зивуга, радует и творение, и Всесильного.

Вопрос: является ли каждое из этих состояний записью? Да. Размечена ли планка по всей высоте? Да, размечена. Но, насколько ты прыгнешь, зависит от тебя. Все ходы известны. Но как быстро ты их сделаешь, зависит только от тебя. И это радует. Мы можем ставить планку на три метра, но сегодня её никто не перепрыгнет. В этом бессмысленном соревновании с силой гравитации нас радует упорство спортсмена, который может достичь результата,

Всё отражено во всём. Когда хлопаем, мы отдаём дань уважения его усилиям. Имея необходимую запись для того, чтобы прыгать, он затратил усилия для того, чтобы реализовать эту запись. Генетически ему всё дано: длинные ноги, костяк, тело. Но он реализовал эту запись – он прыгнул. Игра во всех уровнях подобна самой себе.

«освобождение», которое делает «йуд» в том зале», то есть в hейхала, «чтобы услышать голос, который выходит изнутри шофара этого, поскольку шофар этот закрыт со всех сторон». Этот шофар открыт только сверху вниз.

«И приходит «йуд», и открывает его, чтобы вывести из него голос, и когда открывает его, трубит в него и выводит из него голос, чтобы вывести рабов на свободу».

 

240. «И в трублении шофара того вышли [сыны] Израиля из Египта. И такое уготовано на время другое – в конце дней. И всякое спасение из этого шофара приходит. И поэтому есть исход из Египта в этом отрывке (во втором отрывке из головного тфилина), что ведь из этого шофара пришло (спасение из Египта) силой буквы «йуд», которая открыла утробу её и вывела голос его для освобождения рабов, и это – «hей», буква вторая Имени Святого».

 

«что ведь из этого шофара», который сверху.

Здесь шофар, через который проходит воздух, это исправленный Зеир Анпин.

Открытое получение – воздух. Произошло слияние Хей высшего и Хей нижней. Когда слышишь Голос, это второе Хей. Приходит освобождение, и человек перемещается из Хей нижнее в высшее Хей. И тогда слышится Голос. Вав соединяет два Хей.

 

241. «Отрывок третий – тайна единства, «Слушай, Израиль» (в третьем отрывке из головного тфилина – первый абзац молитвы «Слушай, Израиль»), это [буква] «вав», которая включает всё, и в ней – единство всего, и в ней объединяются, и он («вав») берёт всё. Отрывок четвёртый (Дварим, 11): «И будет, если послушаете», - включает две стороны, ибо Община Израиля (Кнесет Исраэль) – могущество нижнее (гвура ди-летата). И это – «hей» последняя, берущая их и включённая в них».

 

«включенная в них» – народ Исраэль. «берущая их». То есть объемлющая их и включенная в их свойства.

 

242. «И тфилин – буквы Имени Святого они действительно, и поэтому (Шир hа-Ширим (Песнь песней), 7): «Голова твоя, как Кармель», - это тфилин головные. «И возвышенность головы твоей», - это тфилин ручные, что они – бедняки по сравнению с высшими (слово «далат» («возвышенность») переводится от корня «даль», т.е., «бедняк»), [но] также целостность (шлиму) есть в них, по виду [тех], которые выше».

 

«Кармель» как абсолютная высота земли, а тфилин как возвышенность. Абсолютная наивысшая точка земли символически обозначается Кармель – высокой горой. И это головной тфилин, тот, который надевают на голову. А то, что надевается на руку – это возвышенность головы. Это свидетельство того, что вы тянетесь вверх, пытаетесь возвыситься.

«это тфилин ручные, что они – бедняки по сравнению с высшими». «Они». Состояния, которые есть «рука», ограничения, накладываемые на неё ручным тфилин, и слова, заключенные в нём, – это уровень, являющийся более низким относительно высших, записанных в головном тфилин, накладываемом на голову. И это бедняки. Состояния, которые должны получать от более высших, записанных в ручном тфилин. А состояния, которые должны быть богачами, или передавать сверху вниз духовные постижения – это слова, тайна которых содержится в головном тфилин.

«но также целостность (шлиму) есть в них, по виду тех, которые выше». И в нижних нет ничего такого, чего нельзя было бы найти в высших. Это есть обеспечение шлиму.

 

243. «Царь, связанный в ручьях» (Шир hа-Ширим (Песнь песней), 7), - связан он и соединён с теми домами, чтобы соединиться с тем Именем Святым, как положено. И поэтому тот, кто исправляется в них (т.е., исполняет заповедь тфилин), он будет в образе Б-га. Как Б-г (Эло-hим) – соединено с Ним Имя Святое (Четырёхбуквенное), так и он – соединится с ним Имя Святое, как положено. «Мужчину и женщину сотворил их» (Брейшит, 1), -  тфилин головной и тфилин ручной, и всё – одно (кола хад)».

 

«Царь, связанный в ручьях - связан он и соединён с теми домами, чтобы соединиться с тем Именем Святым, как положено». Ручьи - живые состояния. Как бегущая посреди земли живая вода, точно так же ручьи. Состояния человека, в усилиях собственной души тянущегося вверх – есть ручей. И они бесконечны. И в этих ручьях, бесконечных живых состояниях уже пробудившейся к жизни души человека, связан «Царь». То есть тот, кто является высшей душой в народе Исраэль, связан «в ручьях». Он «связан» в живых состояниях бесконечного ветвления решимот Дерева Жизни. Что значит «связан»? «связан он и соединен с теми домами», то есть с ощущениями байт. Байт, в женском роде. С женскими состояниями домов. В бесконечном ветвлении решимот Дерева Жизни, в стремящихся наверх, подобно ручьям, своих живых состояниях он, тем не менее, связан с физическим миром, который есть дома вокруг него. «чтобы соединиться с тем Именем Святым, как положено». Как предписано. Вернуться домой. Он «связан» с этими состояниями и исправляясь, преодолевает их.

«И поэтому тот, кто исправляется в них», в этих состояниях. И поэтому тфилин повязывается. Потому что он «связан» с этими состояниями. Он повязывается на левую руку. Ограничивая, связывая левые желания с домом, с окружающим. И он повязывается на голову. Не закручивая, не связывая её, а одевая на голову. И с головы спускаются две линии – левая и правая. И всё это – кожа животного. Такой же смысл, как и трубления в шофар. Все эти состояния и связанности с окружающими состояниями так далеки от будущих состояний, что изображаются кожей из животного. А сам тфилин в деревянных коробках, которые есть неживое состояние от того истинно живого, что произрастает из земли. И в них запись, которая раскрывается. Все детали Игры абсолютно продуманы в идеальном соответствии всему.

Тфилин – достижение этих состояний, соединенных друг с другом. Достижение из левых желаний тех записей, которые содержатся в ручном тфилине. И достижение состояний, которые мы только что разобрали, прокомментировали, трактовали – в головном тфилине. И сверху ещё мы надеваем талит.

А в Шабат тфилин не надевается, потому что связанность обеспечивается самим Всесильным. Мы в ней должны просто находиться. Перетекая в виде ручья от одного к другому, должны мы достичь связанности между Хей нижней и Хей высшим. Она предоставляется Всесильным. И вы вправе её ощутить и уподобиться этому ощущению, не надевая тфилин – без собственных усилий.

Но почему в Шабат одевают талит? Потому что талит – это есть то, что Всесильный уготовил для нас как левуш, свет. И поэтому мы надеваем талит сверху тфилин, как результат усилий, которого мы должны достичь. Подобно ручью, перетекая из одного нашего внутреннего состояния в другое, будучи связаны крепчайшими связями с окружающей нас действительностью. И одновременно модифицируя, ограничивая  или связывая свои собственные желания. Привязывая их к единой цели.

Слово «связан» имеет здесь множество смыслов. Здесь написано: связан с домами. Но связанность есть и между ручным и головным тфилин. Микросвязанность отражается в макросвязности. Мы должны каждое своё состояние связывать с Всесильным.

Смотрите, как здесь написано: «связан он и соединён». Я связан сверху, а соединяюсь сам. Можно сказать наоборот: я соединён сверху, а связываю эти состояния с моим внутренним состоянием своими собственными усилиями. Либо я связан с Ним и соединяю внутреннее и внешнее путем усилий по нахождению и оправданию Его. Вы соединяете свое состояние и внешнее путём усилий, связанности между рукой и головой. Устанавливаете эту связь наверх и соединяетесь тогда с окружающими домами.

Здесь настолько мультивариантное трактование, множество смыслов. На эту тему можно говорить сколько угодно. Здесь можно углубляться во всё более детальный анализ  шагов по связанности и соединенности на каждом уровне в каждой части Творения. Я даю вам наиболее общие варианты трактования.

«Царь, связанный в ручьях» Но одновременно связь в ручьях поддерживается вами, ведь она «в ручьях». Вы не связаны «в ручьях», вам предоставляется возможность связи. Вы устанавливаете связи «в ручьях», которые в бесконечном разнообразии заранее записаны сверху. Вы связаны сверху в бесконечном варианте этих связей, но в этих ручьях связываете себя собственными усилиями. Всё дерево решений, ваших состояний, связано с вами. Это есть ваша внутренняя суть. Вопрос: какое состояние вы своими усилиями выберете? Поэтому ручьи – ветви этого дерева, связывая их с собой, вы выбираете их своими собственными усилиями. Но, устанавливая связь с живыми состояниями, вы объединяетесь с этим миром.

Но связаны ли вы уже «в ручьях»? Да, уже связаны сверху. Вопрос: как связаны? С каким именно ручьем и в какое время? Из этого ослепительного совершенства бесконечностей связей, которые уже установлены в вас, связи с ручьями вы выбираете сами. То есть прыжки с одной ветки на другую, свои местоположения на Дереве Жизни. Дерево – это спираль, ветвящиеся решимот.

Узел на головном тфилин, это пересечение левой и правой линии. Он находится сзади, а слова спереди. Почему узел тфилин сзади? Потому что мы видим Его только сзади. Мы не знаем Ацмуто, не видим Его лица. Мы видим и знаем только узел головного тфилин. Написано, что Моше видел только узел Его головного тфилин. В теле, даже для Моше, максимальное постижение – это узел Его головного тфилин. То есть то его состояние, которое не есть Он, а раскрывающийся в исправленном состоянии замысел Его, находящийся сзади Его головы в соединении двух линий. И даже сзади такой же далекий от истинного вида головы Его, как далек узел из кожи животного от собственной башки каждого человека. Когда мы говорим о Его голове, то, как-то неудобно тот же самый термин применять к себе, поэтому я заменил его.

Вот почему узел сзади. А то, что замыслил, записанное буквами, которыми игрался Он, придумывая этот мир, у нас находится спереди. И что значат состояния, связанные с этими буквами, мы только что разобрали.

«Мужчину и женщину сотворил их», -  тфилин головной и тфилин ручной, и всё – одно». Женское и мужское есть всегда, везде, во всём, и даже в состояниях одного человека и  в состояниях, которыми записаны молитвы.

Состояние высшее и низшее запечатлено в тфилин головном и тфилин ручном, так же они запечатлены во всех ипостасях, во всех уровнях Творения, в том числе в разделении на мужчину и женщину.

Здесь имеется в виду, что головной тфилин – это мужчина, а ручной тфилин женщина. Мужчина и женщина – это уровень головы  и левой руки. Уровень предельного исправления желаний левой линии – это женщина, и предельный уровень исправления головы – мужчина.

Мы говорим о том, что человек движется слева направо. Движение вообще начинается из левой линии. И это ручной тфилин. Из левого состояния, из отделения от Всесильного. И это – Хей нижняя.