Зоар Берейшит 4-6

Зоар Берейшит 4-6

 

4. «Сияние, которое посеяло семя для почёта своего, - как то семя шёлка и пурпура хорошего, что скрывается внутри (червь, который сеет шёлк, скрывается внутри шёлка – Сулам), и делает себе зал, который – восхваление Его и польза всему. Этим началом сотворил (бара ברא) ту закрытость (стима סתימא), которая не была узнана залом этим. Зал этот называется «Эло-hим» (אלהים)».

 

            «Сияние, которое посеяло семя для почёта своего». «Сияние» - это запись зивуга. Только в нём существует возможность чувственного ощущения «сияния». Понятие о нём приобретается в подобии свойств, реализующихся в зивуге. И эта запись зивуга, которая посеяла «семя для почёта своего». Святость, которую мы называем Атик – присутствие Всесильного во всех бесконечностях состояний парцуфа Адам. «Семя» - это Его присутствие во всех состояниях парцуфа. «для почёта своего», потому что целью Игры является гордость народа Израиля за Всесильного, Святого, Барух Кадош Ху.

«как то семя шёлка и пурпура хорошего, что скрывается внутри». Обратите внимание, какая метафора: «шёлк» – это кокон, намотанные кольца. И внутри намотанных колец скрывается «семя святое». Внутри бесконечных записей состояний парцуфа Адам, которые представляют собой N-мерную спираль, свёрнутую в точку, скрывается «семя» Всесильного, посеянное Им.

            Это «семя… делает себе зал». Потому что «зал» является совокупностью отражённых свойств парцуфа Адам. И «зал» определяется именно этими свойствами, то есть соотношением в парцуфе Адам кдушим и клипот. Это его «зал», этого «семени». По мере прорастания «семени» меняется эйхал, мир вокруг человека.

«Который – восхваление Его и польза всему». «и польза всему». Потому что цель  существования йегуди – это «восхваление Его». Нахождение, раскрытие и оправдание Его в окружающем мире.

            «Этим началом сотворил ту закрытость - (бара ברא)». «сотворил, бара» - Бет, Рейш, Алеф. Брахой передал всё Своё наследие, необходимое для исполнения Его замысла, достижения состояния Алеф. Сделал всё необходимое для того, чтобы исполнился Его замысел, который есть Алеф. А что для этого необходимо? Всё передал в любви для исполнения замысла – «сотворил, бара».

            «ту закрытость (стима סתימא)», «стима» - это Самех, Тав, Йуд, Мэм, Алеф: от нуля вниз через наполнение Тав. Тот уровень, который от сокрытия вниз до уровня, который необходимо наполнить, Своей мудростью создал в Малхут для достижения Своего замысла. «закрытость, стима». То, что создано в Мудрости замысла ниже сокрытия для наполнения снизу вверх, и должно произойти с Малхут для того, чтобы исполнился Его Завет. От закрытости вниз для наполнения Его мудростью.

            Начинается с нуля, потому что выше Самех раскрытие. Мы говорим о сокрытии, «закрытости». У слова «закрытость» в иврите множество синонимов, например, запечатанность. «стима» - это именно «закрытость». От уровня Самех, выше которого раскрытие. В Самех нет окошка, через которое его можно было бы наполнить.

Он определяет уровень, с которого начинается сокрытие – это Самех. Только Он сам может его наполнить. Для нас это ноль, несуществующее. Это то, где нематериальное становится материальным.

            «стима» - это уровень материи без духа, соединение гуф и рош.

            Это уровень от Самех вниз до Тав через наполнение Малхут Йуд для достижения Алеф. От Самех до самого низа, Шин – Тав, до последней буквы, откуда начинается восхождение через наполнение Малхут Его мудростью до уровня Алеф. Самех - уровень состояния трепета перед Всесильным. Когда пробуждается трепет – это уже подъём. Вы переходите в положительную шкалу. Для вас существует Всесильный. Он не сокрыт. Он сущий.

            «Этим началом сотворил ту закрытость, которая не была узнана залом этим».

«закрытость, которая не была узнана залом этим». Она воспринималась не как «закрытость», а как «зал». «не была узнана залом» - не идентифицировалась с ним.

            «закрытость, которая не была узнана залом». С момента, когда мы воспринимаем окружающий мир не как реальность, а как ступень в нашем усилии по наполнению её присутствием Всесильного как Его, окружающего нас, «закрытость» узнаётся «залом».

            «закрытость» как условие, побуждающее к внутренней работе и преодолению её в усилиях, перестаёт быть «закрытостью». Она узнаётся как «зал» или «залом». Если же человек не понимает, что окружающий его мир является сокрытием настоящего диапазона чувственных ощущений, всего лишь его временным сектором, «закрытость» эйхалом не узнаётся. Представление о «закрытости» в голове неверующего человека не совмещается с окружающим миром и совмещается в голове верующего человека. Таким образом, окружающий мир узнаёт или не узнаёт «закрытость».

Понятия «закрытости» и окружающего мира для неверующего совершенно не имеющие общей точки, не совпадающие между собой, не имеющие общего смысла. Есть некая «закрытость», которая в принципе является закрытостью бутылки или границы и т.д.

Есть этот мир. Причём здесь «закрытость» и мир? Мир не узнаёт «закрытость». Эйхал не узнаёт «закрытость», то есть не сочетается с этим понятием. Образы не совпадают. В голове человека образ понятия эйхал не совпадает с образом понятия «закрытость».

            «Зал» является проекцией, отражением внутреннего состояния человека.

            Не узнаётся в зале. Это очень глубокая фраза. В ней отождествляется внутреннее состояние человека и окружающего мира в его представлении. Человеком не узнаётся, не постигается «закрытость». В этой фразе человек заменяется эквивалентным понятием, «залом», который является отражением его внутреннего состояния.     Всё было бы понятно, если бы фраза звучала: следующим образом: «Этим началом сотворил ту закрытость, которая не была узнана» человеком до момента его духовного развития».

Закрытость», которая человеком не постигается. Он живёт в «закрытости» как в естественном состоянии, не желая её преодолеть. А здесь написано: «Этим началом сотворил ту закрытость, которая не была узнана залом этим». И трудно уловить смысл того, о чём здесь говорится, если не знаешь, что внутреннее состояние человека или человек и «зал» абсолютно аутентичные понятия. Человек видит этот «зал» именно таким в зависимости оттого, что этот человек из себя представляет. Внутреннее состояние человека является внешним отображением этого «зала». «Зал» является внешним отображением внутреннего состояния человека. Поэтому здесь термин «человек» заменяется термином «эйхал», подразумевая эквивалентность обоих этих понятий.

            «Зал этот называется «Эло-hим», то есть Его именем в меру связанности в душе человека Эле и Ми. Вот, что есть «зал».

            Он в состоянии Ми – «Кто». А состояние Ма – это ничто, сочетание букв.

            Есть Имя «Эло-hим»? Есть. Что оно означает? Ничего не означает. Для того, кто есть Ма, ничего не означает. Это тоже Имя, только в точке. В нём нет никакой протяжённости, объёма, нет никакого представления. Небо и земля, соединённые в точку, тоже есть Имя, состоящее из букв, но не понимаемое, и не постигаемое.

Прочтите «Эло-hим» как фонетическое сочетание: «Эло-hим». Для тех, кто не занимается Каббалой, оно ничего не значит. Это Имя Всесильного, обнулённое в душе читающего.

            Здесь говорится точно: «Зал этот называется «Эло-hим». При условии, что человек материалистически рассматривает это как некое смешение случайных факторов, этот «зал» с Всесильным не имеет ничего общего, а является самодостаточным, случайно созданным в процессе эволюции и большого взрыва. Представляется некоей окружающей нас субстанцией. Раз он рассматривает этот процесс как тоhу, то для него «Эло-hим» - точка.

            Но если он рассматривает этот мир как создание Всесильного, отражённое от Творения, являющееся его функцией, в этом случае «узнана залом этим». «Зал» - это создание. Но, с другой стороны, это создание, эквивалентное Творению. Поэтому здесь он специально дополнительно осуществляет «закрытость». Заменяет Творение созданием, подразумевая их абсолютную эквивалентность.

Он не пишет: один килограмм, а пишет гиря. Подразумевая, что гиря весит один килограмм.

«Зал этот называется «Эло-hим»». То есть является функцией постижения человеком Имени Всесильного.

            Называется созданием, потому что ещё нет постигающего. До постигающий является созданием, после постигающий наполняется жизнью. «Зал» оживляется, постепенно превращается в Имя.  

 

            5. «И тайна эта (Брейшит, 1): «В начале сотворил Б-г». Сияние, из которого сотворены все десять изречений (которыми создан мир) в тайне распространения (бе-раза де-итпаштута ברזא דאתפשטותא) точки сияния закрытого этого. Если об этом написано «сотворил», неудивительно, что «И сотворил (использован тот же глагол) Б-г (Эло-hим) человека по образу Его» (бе-цалмо בצלמו)».

 

            «бе-раза де–итпаштута» – в стороне, в направлении, «в тайне распространения»,

«итпаштута». Если посмотреть буквы, из которых состоит слово «распространение»,        

мы поймём, что оно означает. Слово «распространение» постигается путём исправления клипы снизу вверх, в движении в трёх линиях, наполняясь светом, достигая слияния с Ним. Слово «итпаштута» - «распространение» означает Его осознание в подъёме снизу вверх. Слово «распространение» - «итпаштут» означает наполнение светом при Его содействии сверху и своих усилиях снизу в трёх линиях в исправлении собственных клипот.

«Бе-цалмо» -  «по образу Его»: Цади, Ламед, Мэм, Вав. «Его» – это Вав. Цади –благословение, данное в замысле исправления Творения и наполнении Малхут Его мудростью. Постигая букву Цади, вы понимаете Его замысел в воздействии на человека двух линий. И сначала по букве Цади вы должны проделать путь слева направо. Затем для постижения Его замысла подняться по ней.

Это первая буква слова Цадик. Буква Цади и  Цадик почти одно и то же, за исключением окончания. Цадик кончается на Куф. Буква Цади – это Его замысел исправления души человека или парцуфа Адам в двух линиях, помещённый в уровень Далет. Далет это Далет как таковая, Ламед, Тав. Мы опять получим, что наполнение Далет приходит в усилиях снизу вверх. Она наполняется за счёт получения Его мудрости.

            В слове Цади буква Далет означает Его замысел, распознанный и проявленный в этом уровне, как замысел исправления. Нахождение и оправдание Его в окружающем мире, это и есть слово Цади. Тот, кто в уровне Далет понимает окружающую реальность как Его замысел, влияние в двух линиях с целью построения нами третьей. Цади состоит из букв Цади и Далет, как таковых.

            «Бе-цалмо», «по образу Его», означает: благословение, данное Брахой, в любви постижения Его замысла, высшей мудрости, которой Малхут наполняется за счёт заложенного Им самим «семени святого» - Вав. Если прочитаем в обратном направлении: путём соединения с Его дыханием наполнение Малхут из «семени», заложенного Им, высшим знанием к оправданию Его замысла во всём Творении слева направо в двух линиях, данных Им для Творения с целью построения третьей линии и осознания Его Брахи.        

«И сотворил Б-г (Эло-hим) человека по образу Его». «И сотворил Эло-hим». Это очень сложное понятие. Оно сводится к «И Сделаем человека». Кто «И», и кто такие «Мы»? Это Он - Ацмуто, и Он, данный нам в ощущениях. «И сотворил Эло-hим человека по образу Своему», «по образу Его». То есть по образу «Эло-hим», а не Ацмуто. Сотворил в соответствии с тем, что Сам хочет дать человеку. Всё то, что хочет дать, Он заложил в человека для того, чтобы он в этом потенциале раскрылся навстречу Ему. Кому Ему? Тому, Кто может быть чувственно постижим человеком в бесконечном диапазоне раскрытия. В бесконечном, но не Ацмуто. В том, что Он задумал и сотворил как Его воздействие на человека. В этом подобии человек реализуется навстречу Ему. И поэтому здесь «Эло-hим».

            «Образ» - это как Магендовид. В каждом состоянии парцуфа Адам в маленьком или бесконечном размере существует потенциально высвечивающееся или полностью раскрытое подобие Всесильному. В парцуфе Адам всегда есть свойства кдуша, а, следовательно, существует подобие Его образу, отражение от него.

            Подобие «образу Его» есть всегда. Вопрос, в какой области: в минус бесконечности или в плюс бесконечности.

            «Эло-hим» - это заложенный Всесильным ощущаемый человеком диапазон воздействия на него.           

Не узнанная «залом» «закрытость» (в п. 4) - это не распознающийся человеком в окружающем мире Его замысел Творения

            В этом мире не виден Его образ, буква Цади. Она не наполняется, человеку непонятна суть всей Игры. Непонятно, зачем Он всё это сделал. Зачем меня бьют, потом гладят по голове, потом снова бьют и снова гладят? Человек просто не понимает этого. А это и есть Цади - воздействие левой и правой линии. Наполнение Цади ведёт к постижению Его замысла. Оно осуществляется за счёт строительства третьей линии. Постоянного перехода, оправдания в замысле Цади левой и правой линии. Цадик делает это вплоть до бездонного колодца. Он оправдывает не только текущий слой, но и всё, что было, и всё, что будет.

Бесконечность является характеристикой «зала», потому что нет слов для описания Ацмуто.

            «де-итпаштута», де это «чего». Потому что «де» - это с точки зрения Малхут. Постижение чего? «Итпаштута» - это «распространения», оцениваемого кем? Малхут. Поэтому «де-итпаштута». В Его замысле клипот созданы для подъёма снизу вверх. Шин: для преодоления этих клипот в соединении с наполнением сверху и с высшим, для наполнения Тав и прихода обратно к Его замыслу. Без Его соединения с усилиями, без того, чтобы Тав было после Шин, невозможно Его распространение. Само слово распространение означает всё более широкое и глубокое понимание Его замысла. Это Его распространение. Но понимание и постижение Его замысла даже в заложенных Им усилиях человека по преодолению клипот в построении третьей линии невозможно без соединения с Тав, с наполнением сверху, и без пронизывания всего Вав, соединения в семени. Без Его дыхания, воздуха,  приходящего из Зеир Анпин на землю. И тогда Тав наполняется и приходит к замыслу.         

            В начале Эт, и в конце Эт, Алеф – Тав, Алеф – Тав. Значит, пронизывает всё. Пей, Шин, Тав, Вав. Вот то, что связывает Эт и Эт. Клипот, подъём в трёх линиях, исправление клипот, постоянное излияние сверху, мазаль и оживляющее дыхание. И тогда Эт соединяется  с Эт, и это Его распространение.

«Раза» - это заложенное в Его благословении в любви Его наследие, переданное в непостижимости создания Малхут – это Заин, искра. Слева направо, это всё, что Он задумал, в Его замысле весь короткий относительно Него путь развития человека с запада на восток, введённый в Творение.

            Для Него это очень короткий путь. Введённый – это Заин. Он кончается в нукве. И Алеф – слияние, конечный зивуг.

            И это «тайна», Его наследие, всё, что Он в любви хотел передать, заложенное в непостижимом Его акте по созданию Торы для осуществления зивуга. Заин, искра, непостижимая буква. Поэтому Зоар – ответный блеск. Замысел Всесильного, заложенный Им, раскрывающийся в наполнении Хей.   

            «Итпаштута»: Алеф, Тав, Тав, Алеф. Тав, Алеф, раскрытие от наполнения. И это женское. А Алеф, Тав – это мужское. Замысел наполнения и его реализация через Пей, Шин, Тет, Вав. В принципе, распространение, это слово, означающее зивуг. Распространение, это зивуг через усилие.

             «Сияние, из которого сотворены все десять изречений в тайне распространения». Все десять сфирот - «десять изречений», которые «сотворены» как необходимость их достижения в бесконечности состояний парцуфа Адам. В тайне создания бесконечных состояний парцуфа Адам, всей этой бесконечномерной спирали сотворенные для её наполнения светом с целью постижения всех десяти сфирот.

            Что такое десять сфирот? Это десять уровней раскрытия Имени Всесильного. Если об этом написано: «сотворил», то неудивительно, что и «и сотворил (Эло-hим) человека по образу Его». Потому что раскрытие Его десяти сфирот – это постепенное наполнение самого человека, Его образа в подобии Имени Всесильного. По мере наполнения Его образа в нём раскрывается Его Имя.

 

            6. «Сияние – это тайна этого «в начале» (бе-рейшит), Предстоящий всему (кадмаа де-хола קדמאה דכלא ) – Имя Его. «Э-hйэ» (объясняется Имя, которым Б-г назвался в первом разговоре с Моше в гл. «Шмот»: «Буду, который буду»: «Э-hйе ашер Э-hйе» [אהיה אשר אהיה]) – Имя Святое, сформированное (вариант перевода – «выдолбленное») в сторонах его (бе-ситрой בסטרוי), «Эло-hим» - сформировано в венце (бе-итра  בעיטרא). «Который» (ашер אשר) – зал скрытый (тамир טמיר) и спрятанный (ганиз גניז), начало тайны «в начале» (брейшит), «Который» - голова (слово «ашер», т.е., «который», из тех же букв, что «рош», т.е., «голова»), которая выходит из «в начале» (слово «бе-рейшит» содержит слово «рош»)».   

 

            «Сияние – это тайна этого «в начале». Предстоящий всему (кадмаа де-хола) – Имя Его». «Хола» - точка. «Имя Его» - это Тот, Кто предшествовал тому, что мы можем постичь с Его поддержкой в результате исправления Творением самого себя. «Предстоящий всему» – это Ацмуто. Мы не можем Ему дать Имени. Мы можем сказать: Тот, Кто предшествовал всему – это Ацмуто.

            «Буду, который буду». Сущий, пребывающий вечно. «Э-hйэ». Замысел, который по мере наполнения нашей любви Мудростью передаётся в бесконечностях ощущений любви и жизни. «Мой замысел по наслаждению тебя любовью и жизнью в меру того, как для наполнения твоей любви может быть тебе передана Мудрость».

            «Замысел результата Игры как бесконечность ощущаемых тобой Моих замыслов насладить тебя жизнью и любовью в меру постижения Мудрости в твоей любви».

            Почему между Йуд и Алеф стоит Хей? Потому что это постижимость. А Алеф уже непостижима. Она вне алфавита. Она до Брахи, до Берейшит, до Бет. Это уже не Имя. Это полное слияние без разъединения сторон слияния. Если вы ощущаете и себя, и Его как сторону слияния, то Хей - характеристика этого слияния. И мерой его является то, насколько вы в своей Хей наполняетесь Его Мудростью.        

Вы воспринимаете Его не как Алеф, а как Алеф через призму Хей. А сами вы являетесь Хей в наполнении Йуд. Состояние зивуга вы воспринимаете как данность. Она определяется здесь буквой Хей после Алеф.

Воду может ощущать только берег или дно, то есть иная субстанция. Если вы капля и попадаете в океан, то вы перестаёте себя ощущать каплей. Вы становитесь частью океана.

Вам даются определённые позиции, с которых вы можете ощущать Его. Призма, через которую вы ощущаете зивуг – это Хей. Это граница, которую ещё можно разобрать. Вы её ощущаете как Его. И при этом вы такой же Хей в наполнении Хохма.

В щите Давида Его треугольник покрыт бриллиантами, уходит в бесцветность,  а наш треугольник наполнен золотом, Хохма. Для нас йехида только мерцающая перспектива, источник, откуда приходит свет.

             «ашер», который: Алеф, Шин, Рейш. В Его замысле, который постигается наполнением трех линий.

В комментариях раскрыть смысл текста и прийти к его осознанию можно и без иврита. Но оттого, что разбираете написанное на иврите, вы получаете полное наслаждение. Смысл остаётся тот же самый. Но совершенно другой свет и другая глубина.

            «ашер» означает: Моё Имя является всего лишь относительным понятием. Точность его описания буквами слова «Э-hйе» зависит от развития самого человека. И без него нет Моего Имени.

            Почему в фразе: «Э-hйе ашер Э-hйе» Э-hйе упомянуто дважды? То, что задумано Мной, которое постигается как Мой замысел. Тот Я, который как Я может быть постигнут.

            «Имя Святое, сформированное («выдолбленное») в сторонах его». Введенное «в сторонах его», как Его чувственное постижение, то, как мы постигаем этот мир во всех бесконечностях состояний парцуфа Адам: внизу и наверху, слева и справа. Это глифот – выдолбленное, заранее сформированное, записанное раз и навсегда Его Имя.      

 «Эло-hим» - сформировано в венце». Все эти материальные и нематериальные рельефы и глубины содержатся в Кетер, в Его замысле.

«Который» сам по себе. Так как в слове «Э-hйе» мы ощущаем его через призму Хей, он является для нас «залом». То есть не нами, а окружающим.

Мы воспринимаем Эйн Соф не как наше внутреннее состояние, а как Его, вступающего с нами в слияние. Поэтому Он по отношению к нам является «залом», окружающим. Не нами, не Адамом. И поэтому «зал скрытый».

«Который» (ашер) – зал скрытый». В меру нашего развития в третьей линии в нас входит постижение Его скрытости в «зале», окружающем нас как Он. Или Им, окружающем нас как «зал». Тамир, «скрытый». Здесь нет наполнения снизу вверх. Есть даваемое Им наполнение Малхут светом Хохма для постижения Творением созданного Им наслаждения, Рейш – Его наследия. И это скрытость. Она начинается с Тет. Его действие, непонятное нам. Наполнение сверху вниз без наших усилий. Это скрытость в нематериальном состоянии в отношении окружающего «зала». Уже нет усилий. Есть Игра в наслаждении обеих сторон. И поэтому Тет - наполнение сверху.

            «И спрятанный (ганиз גניז)». Слово «ганиз» - это ещё один синоним сокрытия. Он уже совершенно другой. Гимел, Нун, Йуд и Заин. «Спрятанный» - это тот, кто в непостижимости Его создания Малхут - Адам уровнями Гимел и Нун или Гимел и Далет отделён от уровня Йуд. Это изначально «скрытый», а потом «спрятанный».       

«Который» – зал скрытый и спрятанный, начало тайны «в начале»». То есть «начало» слова «раза» «в начале», бе-рейшит».

            «Который», «ашер» - голова, которая выходит из «в начале», «рейшит»: Рош, Алеф, Шин. Замысел, который «в начале».

            «Который» постижим. «Который», «ашер» -  голова». Человек становится подобным замыслу в меру раскрытия «спрятанного» в замысле.

Суть того, что мы прочитали в шестом пункте, «Э-hйе ашер Э-hйе»  - это фактически последняя фраза: «Который» - голова, которая выходит из «в начале».