Zohar

Зоар Брейшит 24-25

 

24. «Дух» (руах [רוח], следующее слово в стихе после «и тьма над бездной») – это голос, который пребывает на «воhу», и пересиливает его, и направляет его во всём, что ему нужно. И тайна эта (Теhилим, 29): «Голос Б-га на водах». И так (Брейшит, 1): «Дух Б-га порхает над водами («аль пней hа-маим» [על פני המים], т.е., букв.: «на лице вод»), - камни, погружённые внутрь бездн, из которых выходят воды, и из-за этого называются «лицо воды». Дух направляет и пересиливает лицо (которое называется), «лицо бездны», это (направляет – Сулам) – как нужно ему, и это (пересиливает, уничтожает – Сулам) – как нужно ему».

 

«Дух» – руах. Всё Его наследие, данное в соединении с нами, то есть с Адамом чудом, в непостижимости Его действия – Хет. «это голос, который пребывает на «воhу». Что значит «голос, который пребывает на «воhу»? «Боhу» - это наше состояние непроясненности высшего управления, которое пребывает на нём. В том случае, если мы находимся в состоянии «боhу», воспринимаем окружающее как хаос, мы Его не ощущаем. Он ложится на наше состояние, управляя им, но, в нашем сознании, не соединяясь с нами.

«пересиливает его, и направляет его во всём, что ему нужно». «пересиливает» Он предопределяет следующее состояние парцуфа не с учетом действия и соотношения духовных сил в парцуфе, но путем их оценки. Парцуф всегда находится в равновесном состоянии. Но в какой-то момент в парцуфе существует тенденция к усилению отрицательных сил. Существует определенное желание народа Исраэль слиться с народами земли и жить в отрыве от заповедей. Он, тем не менее, «пересиливает его, и направляет его во всём, что ему нужно».

Парцуфу Адам для того чтобы переместиться в следующее состояние, нужно быть переключенным голосом, речением, установлением на основании совокупной оценки всех его предыдущих состояний.

«И тайна эта  «Голос Б-га на водах». Или над водами. Вся Малхут, это вода.

Поэтому «воды» - это состояние любого парцуфа, в котором всегда есть воды низшие и воды высшие.

«Дух Б-га порхает над водами («аль пней hа-маим» [על פני המים], «на лице вод»). Дух Всесильного на лице вод. Он касается только того, что является лицом – обращено к Всесильному. «порхает над водами», то есть на состоянии парцуфа.

«камни, погружённые внутрь бездн, из которых выходят воды, и из-за этого называются «лицо воды». «Дух направляет и пересиливает лицо (которое называется) «лицо бездны», это – как нужно ему, и это – как нужно ему. «Это – как нужно ему». Он «направляет и пересиливает», делая и то, и другое так, «как нужно ему». Это то, что я сказал раньше.

«камни, погружённые внутрь бездн, из которых выходят воды, и из-за этого называются «лицо воды». Почему Он касается не камней, а воды, и почему лица воды? Потому что камень – это основа, вокруг которой наращивается все состояние парцуфа, из-за которого существует материальное, состояние «боhу».

Камень, это концентратор состояния «боhу». Но Он касается не этой квинтэссенции неисправленности, находящейся внутри каждого состояния парцуфа и являющейся причиной его существования.

Эта точка, квинтэссенция, кристалл неисправленности. Но исправляется и направляется не это. Направляется то, что выходит из этого состояния. Это души людей. Каждый несёт в себе песчинки этого камня. Они находятся в состоянии воды, расположенной сверху этих камней. И из них эти воды выходят.

Душа каждого человека несёт в себе микрочастицу этого камня. Иначе бы мы не существовали в материальном мире. «Камень» - это некая квинтэссенция неисправленности, существующей в парцуфе. И сверху, через неё проявляется то, что должно быть исправлено. На ней базируется то, что должно быть исправлено. Поэтому все состояния, которые находятся сверху, вытекают из начальной неисправленности. Об этих состояниях говорится как о воде, вытекающей из камней. И именно соотношение верхних и нижних вод в каждой реализации парцуфа является тем, что называется лицом. То есть внешним перед Всесильным, тем, что он оценивает своим взором.

Когда человек ныряет в океан, в том случае, если его не раздавит водой на первых ста или двухстах метрах, он потом увидит, что вода становится всё темнее и, наконец, пропадает всякая жизнь. И на глубине Марианской впадины вообще непонятно что происходит – сплошная кромешная тьма, дикое давление. Давление воды – это и есть трансформация духовной концентрации того заряда неисправленности, которая существует в замысле Всесильного как «воды темные». Для того чтобы начала проявляться жизнь, человек должен выйти из этих состояний. Чтобы из глубин выплыли камни, концентраторы неисправленности, отражающие в себе еще более тяжелые, нежели неисправленные, но потенциально исправляемые состояния, воды вышли в пограничное состояние между водой и воздухом. Они получили соединение с исправляющей средой. И она стала воздействовать на камни таким образом, чтобы в соединении с дуновением ветра и водой, которая выходит сквозь эти камни, начался процесс очищения. И возвышение суши над водами – это выделение принципиальных неисправленостей, которые не могут быть исправлены никогда, в центральное, концентрированное состояние, делающее возможным реализацию существования парцуфим во всех их состояниях. Это те якорьки, которые привязывают парцуфим к ощущениям материального.

Поэтому камни тяжелее воды. Если бросить камень, он в середине воды не установится. Даже если под ним будет двенадцать километров воды, он всё равно опустится на дно. Потому что удельный вес камня больше, чем удельный вес воды.

Но, на камне, поднятом над поверхностью воды, базируется картина не только изначально созданных потенциально исправляемых неиправленностей, вод тёмных, но и существующих исправленных состояний. Они должны смыкаться.

А как их заставить смыкаться? Нужно на границе этих состояний создать островки, на которых базируется жизнь.

Поднятие суши над водой, это бездонное концентрированное состояние неисправленности, распределенное по всем реализациям парцуфим и делающее из-за этого всё дерево парцуфим реально существующим.

Человек существует на суше, базируясь на неисправленности, которая у него есть.

Каждый человек несёт в себе некий якорь, который делает его ощущающим материальную действительность. В соответствии с замыслом, она ниже той среды, которая дана как среда исправления. Поэтому камень тяжелее воды. Вода, это уже среда исправления.

Существует бесконечное ветвление спиральных структур, которые составлены из парцуфим Адама, клубок парцуфим Адама. Каждое из этих состояний содержит то, что делает его ощущающим материальный мир, делящее на внешнее и внутреннее.

Парцуф, это множественная структура, состоящая из парцуфим душ. Для простоты изложения, я использую слово «парцуф». Делает парцуф ощущающим внешнее и внутреннее, то есть отличающимся от исправляющей его одежды Всесильного, от Славы Его то, что введено в него, как изначальное его состояние, неисправленность. Как скелет. Он как камень. Поэтому у нас есть скелет. Эти камешки изначальных неисправленностей являются скелетиками, на которые навешено состояние парцуфим. Неисправленности распределены, рассредоточены по душам людей. Но если души людей молниеносно очистить, слить их неисправленности в одно, то в каждом состоянии парцуфа был бы один камень.

Итак, мы пришли к идее того, как должно структурироваться Древо Познания добра и зла и Древо Жизни. Должен быть костяк неисправленностей, на который навешены потенциально исправляемые состояния. Они есть уже состояние воды.

В дельфине нет неисправленностей, он сам есть исправляемая среда. Он отражение от человека. Он находится в среде исправления, но в нём нет костяка неисправленности, скелета. Скелет только в человеке. Этот скелет – души людей, они неисправлены, остального ничего нет. Почему они помещены на сушу? Они должны соответствовать находящемуся между тем, что создано в неисправленном, но потенциально исправляемом состоянии, и тем, что не требует исправления. Это промежуточное состояние - то, на чём человек стоит, суша. И это соответствует костяку, скелету Древа Познания добра и зла.

Воздух и небо не требуют исправления. Это отражение в наших чувствах исправляющей среды. А исправляется то, что находится на земле, под руками человека. Руками человека зацветает земля. Мы сажаем семена, строим дома. Своими действиями изменяем лик земли, но не лик воздуха. Только отравляем воздух. Мы его не исправляем, загрязняем его.

Воздух, как и всё окружающее нас, является очищающей исправляющей средой.

Мы сейчас смотрим на то, как в наших ощущениях разрабатывалась вся картина окружающего мира.

Но спрашивается: почему вода находится ниже суши? Потому что человек, погружённый в крайнюю степень неисправленности, не в состоянии исправляться, его надо поместить на границу сред. Он должен видеть перед собой небеса, а ногами стоять на земле. И эта земля поднята из глубин воды, где человек не может видеть небеса, и находится  в состоянии сжатия, глухоты, немоты. Нет ничего, это какой-то бездонный колодец. И там, где предел нашего постижения его, находится то твердое, на чём зиждется эта тёмная вода. Оно поднято наверх, на границу сред - неисправленной и не требующей исправления. И здесь развивается вся Игра, потому что состояние внутри каждого парцуфа балансно, равновесно.

Человек стоит на ногах, а голова его обращена к небу. Почему говорится, что этот мир полное отражение замысла Всесильного, всех высших миров с точки зрения принципа их построения, ощущения? Все те же принципы даются нам. Если мы теряем ощущение земли под ногами, это означает, что наши наименее исправленные свойства находятся уже в стадии воздуха, а наиболее исправленные свойства выше, на небесах. Но это будет та же самая картина. И в этом мире, и в мире будущем картина чувственных ощущений человеческой души строится на общих принципах Каббалы.

 

25. «Тоhу» - на нём пребывает Имя «Ша-дай» (שדי). «Воhу» - на нём пребывает Имя «Цва-от» (צבאות). «Тьма» - на нём пребывает Имя «Эло-hим» (אלהים), «Дух» - на нём пребывает Имя «Йуд-hей-вав-hей».

 

«Тоhу» - на нём пребывает Имя «Ша-дай». Имя постижения, которое заложено в достижении результата самой Игры. Оно пребывает над «Тоhу», на пустоте. Пустота предваряет камни, а они необходимы для постижения Имени «Ша-дай». Камни выходят из пустоты, и из них сочится вода.

«Воhу» - на нём пребывает Имя «Цва-от». «Имя «Цва-от». Давайте его разберём по буквам. Цади - это реализация замысла исправления в усилиях самого человека. Данное Брахой, которую человек должен наполнить своей любовью к Всесильному – Вэт для достижения Его замысла и соединения с Ним в усилиях снизу вверх. Это в процессе Его постижения снизу вверх постоянно меняющееся Имя Всесильного.

«Тьма» - на нём пребывает Имя «Эло-hим». «Цва-от» - это изменяемая мера возвышения человека. А на нём базируется постижение «Эло-hим».

«Цва-от» - это отражение Всесильного в человеке, который меняется по мере его возвышения, и на этом основывается постижение человеком Имени «Эло-hим». «Цва-от» - это динамическая характеристика, а «Эло-hим» - это статическая характеристика в каждом из динамических положений. «Цва-от» - это описание лестницы, а «Эло-hим» - это постижение Его на каждой ступеньке.

«Дух» - на нём пребывает Имя «Йуд-hей-вав-hей». Пребывает на Духе. Это то, наполнение чего можно понять, уже выйдя за рамки этого мира.