Zohar

Зоар Брейшит §39-40

 

В Торе (Брейшит, 8:15, 16, 18) сказано: «И говорил Всесильный Ноаху так: «Выйди из ковчега ты, и твоя жена

ты и твоя жена.... Муж и жена (вместе). Здесь Он разрешил им совокупление [Берешит раба 34]. (Раши)

, и сыновья твои, и жены сыновей твоих с тобою…».

«И вышел Hoax, и сыновья его, и жена его, и жены сыновей его с ним».

Всесильный сказал, то есть сделал так, чтобы, начиная с момента Его вмешательства и после потопа, обеспечить успешное развитие парцуфа Адам по вновь выбранной Им траектории. В голове парцуфа это привело к усилению мужских свойств и уменьшению женских. Он сделал так, что был избран новый путь передачи духовного генома Ноаха в парцуф Адама. В результате этого изменения в душе Ноаха были усилены и передались парцуфу свойства захарим. Поэтому такая последовательность: он, сыновья, его жена и жены сыновей.

 

В Торе (Брейшит, 9:20-27) сказано: «И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажил себя посреди шатра своего. И увидел Хам, отец Кнаана, наготу отца своего, и сообщил двум братьям своим снаружи. Тогда Шем и Йефет взяли одежду, и положили ее оба на плечи свои, и пошли задом, и покрыли наготу отца своего, лицами назад, и не видели они наготы отца своего. Когда Ноах проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, сказал он: «Проклят Кнаан, рабом рабов да будет он у братьев своих!» А затем сказал: «Благословен Бог, Всесильный Шема, Кнаан же да будет им рабом! Даст Всесильный простор Йефету и да обитает он в шатрах Шема; Кнаан же да будет им рабом!»

В результате произошедшего очищения, перестройки всего парцуфа и помещения в точку Кетер Ноаха было дано направление новой цепи тикуним. В ней, если бы мужские свойства Ноаха были бы введены во все четыре бхинот, Игра со стороны Творения, Адама в значительной степени потеряла бы самостоятельность и свободу выбора, свободу воли. Поэтому четвертого сына, бхина Далет, у него не было.  А третий сын имел отрицательные свойства, которые не позволили отцу далее плодиться.

Всё что написано в Мидраше – верно. Тем, кто писал Мидраш, давалась информация о том, как его писать. И физический смысл сказанного в Мидраше, что Хам кастрировал отца, следующий. Хам, как человек в теле, движимый тем, что им не хватило бы земли, мог совершить любые действия. То есть свойств земли на всех сыновей не хватило бы. А их должно было хватить ему и старшим сыновьям, у которых должны были быть большие дома и большое пространство вокруг них. Иначе говоря, он должен был дать потомство, которое приведёт к народам мира, а первые сыновья - к народам, которые объединятся с народом Израиля. Всё, что ниже Хама, не могло быть произведено на свет. Поэтому после него детей мужского пола не должно было быть.

И «видеть наготу отца своего» - значит воспользоваться ей. И сделать это он мог только одним путем. Описанным в Мидраше.   

Каким образом следствие, то есть сын, может воздействовать на то, что выше?

Так же как жена воздействует на мужа. Свойства отца в сыне могут усиливаться: как положительные, так и отрицательные.

В терминах классической Каббалы третья бхина дальше не пропускала свет. Сын - новый парцуф. В нём свойства старого. Сын, это всегда соединение отца и матери плюс высшая душа. Сын всегда усиливает свойства отца. Но совсем не обязательно самые наилучшие свойства. Если посмотреть на Эсава и на то, что от него произошло, мы придём к Амалеку. Но Амалек не воздействовал на Эсава, потому что был отделён от него поколением. А здесь Хам воздействовал, потому что гильгулим шли уже более быстро. Поэтому третий сын воздействовал на то, что породило его. Это нормально. Я не вижу здесь парадокса. Нижнее всегда воздействует на верхнее.

Из моря вытекает три потока. Один пропадает в песках, а два входят в русло. Тот, который пропадает в песках, может остановить море? Может.

А с точки зрения обратного влияния? Это же все-таки не потоки, это люди. Они имеют свободу воли. Абсолютно себялюбивые намерения, концентрированные в нём, были в его отце, иначе они бы у него не появились. Ведь Ноах был не готов принести себя в жертву. Моше был готов отказаться от себя, а Ноах нет. Это не характеристика его как неправедного человека. Он был великим праведником. Ведь он остался один. И всё, что пошло от него, должно было привести и к кдушим, и к клипот. И начало всему полагает он. Кто же может воздействовать на него, как не его собственное потомство? Существующий парцуф называется «парцуф Ноах». А дальнейший парцуф будет называться иначе. И название следующего парцуфа предопределяется действиями внутри парцуфа Ноах и самого Ноаха и всех составляющих его душ.

Коридор свободы воли невелик, но он всегда есть. Сыновья Ноаха не очень мудры, но это не роботы, это люди. Двое достаточно мудры, чтобы не смотреть на отца, не пользоваться его «наготой». Один не мудрый, совсем испорченный. И поэтому внутри парцуфа происходит движение, такое сочетание кдушим и клипот, что следующий парцуф будет называться так, как это предписано, предречено действиями всех составляющих его душ.

До тех пор, пока есть высшая точка – Ноах, действия всех людей, которые есть внутри парцуфа, особенно тех, кто принадлежат к его голове, предопределяют, как будет называться парцуф, следующий после Ноаха. Кто будет точкой Кетер. И как события будут развиваться дальше. И путь, который будет трассирован внутри цепи решиму, внутри записей состояний парцуфим Адама определяется интегральным состоянием парцуфа. А оно зависит и от взаимоотношения между душами. Предопределяется точка Кетер, Свойства, которые были проявлены в сыне, проявились, потому что, во-первых, они были в Ноахе, а во-вторых, он соответствующим образом себя повёл – он захмелел. И это привело к тому, что сын совершил насилие над ним. И то, что делает Ноах, является ключом к тому, что делают дальше его нижестоящие. И получаемое им наслаждение – виноград, привело к тому, что он не смог себя контролировать. Это спровоцировало действия его сына. Там нет такого, что один всегда идёт в одну сторону, а другой в другую. Это не механическая цепь.

 

В Торе (Брейшит, 5:23-24) сказано: «И было всех дней Ханоха триста шестьдесят пять лет. И ходил Ханох пред Всесильным; и не стало его, ибо Всесильный взял его».

«Ханох, муж святой, который стал Матат». В комментариях Раши говорится, что он не умер, а его забрал Творец. Потому что если бы дальше продолжал общаться со своим окружением, он мог бы испортиться.

По поводу «стал». Его постижение было эквивалентно замыслу. Постижение замысла вошло с замыслом в зивуг. Он слился. А почему забрал Он его? По той же причине, по которой был потоп. Для того чтобы Игра шла дальше в нужном направлении, Кетер парцуфа в определенный момент должен был иметь свойства, которые имел Ханох на период слияния с замыслом Всесильного. А если бы этого не было, то дальнейшая Игра была бы неоптимальной. Поэтому Он его забрал. Когда происходят такие события, надо судить не о душе конкретного человека, а о масштабе Игры. Как он может испортиться, когда он такой чистый, что постигает замысел Игры? Но человек создан человеком, он не может всё время находиться в постоянном состоянии. На него воздействуют болезни, окружающие. Его постижение и тело становятся несопоставимыми. Человек не может жить в постоянном усилии. И в пике усилия надо было его забрать. Вот это и произошло. Когда достиг пика усилия, что было необходимо для дальнейшего оптимального хода Игры, он был забран. Потому что человек есть человек. На глазах у всех превратиться в луч света он не может. Он продолжает ходить на двух ногах, быть с двумя руками. А находиться постоянно в пике усилий он не в состоянии. И разница между ним и окружающим миром достигла такого значения, что их дальнейшее нахождение вместе привело бы к искажению его нешама.

Его состояние – это корень тех состояний, которые позволяют нам сегодня читать то, что мы читаем. Постижение Ханоха было такой высоты, что оно проникало в замысел Всесильного и сливалось с Ним. Это означает, что запись этого состояния парцуфа, находящегося в начале пути, являлась условием всего дальнейшего нахождения в том пути, которое может быть отсчитано от Ханоха. Оно обуславливало высоты всех душ праведников и обеспечивало результат как слияние с замыслом.

Это постоянная Игра внутри бесконечномерного клубка спиралей, бесконечномерного перебора вариантов. И на каком-то этапе высота души, точки Кетер должна была достигнуть такой энергии, содержания, такой структуры, чтобы свойства, раскрытые усилиями этой души, были залогом, потенцией всех остальных состояний по этой трассе Игры. На определенном участке Игры ты должен набрать потенцию «N». Но если ты её не набрал, далее в любой точке Игры она отражена не будет. Она должна быть отражена для постоянной вероятностной возможности её раскрытия. И поэтому говорится, что Машиах мог прийти, и исправление могло быть всегда. Потому что существовала запись такой души, которая по своим постижениям находилась в зивуге с замыслом Всесильного. А раз она существовала вначале Игры, она отражена во всех последующих вариантах той трассы, которая прошла через неё.

Уже на этом варианте переход из нематериального состояния в материальное обязательно должен был пройти через абсолютную чистоту. Душа Ханоха должна была в индивидуальном плане продемонстрировать возможность усилий, которые впоследствии обеспечили бы, в том числе, и появление Авраhама. А если таких записей нет в прошлом, откуда они могут появиться в будущем?

Мы должны вернуться ко всем уровням. Как сегодня мы можем рассуждать об Игре, если бы не было записей душ, постигших её? Мы можем вернуться к нематериальному состоянию, потому что оно было записью. Ведь Игра начата из бесконечности.

Народ Израиля начался с Яакова. И с этого времени началось строительство третьей линии. А Ханох не есть третья линия. Он есть запись, обеспечивающая возникновение третьей линии, которая раскрывается в его собственных усилиях.

«Всесильный взял его», когда ему было триста шестьдесят пять лет. Это весь цикл исправления. Шестьсот тринадцать свойств минус двести сорок восемь. Свойства, которые он должен был исправить самостоятельно, воздействия окружающей среды, он исправил. И так как он в теле – это двести сорок восемь.

До Авраhама свобода воли существует, но она минимальна. Она сводится к тому, что души людей, которые окружали Ханоха, должны были последовать за ним. Парцуф Адама равновесен во всех своих вариациях.

Мы говорим: движение вниз, вверх. На самом деле, это всё равно по спирали вверх.

Когда мы говорим вниз – это развитие событий с минимальной свободой воли. А вверх – в реализации свободы воли. На самом деле, сверху вниз нет. Записи состояний идут слева направо, снизу вверх. Смотрите, какие свойства у Адама, если он находился в чувственном постижении нематериального контакта со светом Всесильного, и все-таки умудрился сделать то, что он сделал. То есть, у него колоссальный отрицательный потенциал, который обеспечивает движение вперед. А иначе нет никакого движения, никакой Игры. Это всегда движение слева направо и снизу вверх. Слева направо – это значит наращивание свободы воли с точки зрения генерации усилий для наполнения. Но это не значит, что Адам совершал колоссальное усилие. Он усилия как раз таки не совершал. У него были все возможности сделать абсолютное наполнение сразу. Он ими не воспользовался. Потому что реализованные в нём записи были составлены таким образом, что у него была свобода воли, минимально возможная или ничтожная, стремящаяся к минус бесконечности. На самом деле, она всегда положительная. Для нас, мысленно, скажем для красоты: свобода воли, лежащая в отрицательном спектре значений. Вот это мы считаем движением вниз. А свободу воли, выраженную в положительном спектре, мы считаем движением вверх. Там нет никакого бессмысленного скатывания.

Самый большой отрицательный потенциал заложен в первой реализации Адама.

Представьте себе, насколько свобода воли у него была минимальна, ведь он находился в контакте с Всесильным, обладал полным знанием обо всём и скатился вниз. В нём сочетались абсолютные кдушим и абсолютные клипот. И поэтому сам парцуф в ощущении себя самого разделился на две части и продолжал делиться. В нём были заложены свойства, записи внутреннего напряжения, которые не позволили ему ощущать себя как единую сущность. И всё равно это движение слева направо, снизу вверх. Эти записи выходят из тьмы. Поэтому обычно для нас всегда очень сложно понимать происходящее. И это невозможно комментировать без понимания структуры Игры в целом.

Адам с одной стороны ощущает слияние с Всесильным, а с другой стороны, записи таких желаний, с которыми он не может совладать. Изначально нулевой парцуф Адама был исправлен? Конечно, нет. Он содержал в себе элементы абсолютной исправленности, которые затем были раздроблены, уменьшены и распределены в душах людей. И с другой стороны, он был абсолютно неисправлен. В нём содержались змеи и т. д. Внутри него было всё. И то, что потом стало двумястами сорока восьмью, и то, что отделилось от двухсот сорока восьми и стало триста шестьюдесятью пятью. И тогда объясняется всё последующее.

И создание из себя Хавы предопределено. Это запись, которая не могла не реализоваться. Она могла бы не реализоваться, если бы в то время произошло событие практически ничтожной, нулевой или даже отрицательной вероятности. Но эта вероятность всё равно существует.

Записи, в основном, раскрывались внизу. И это начало Игру. Потому что всё творческое происходит из левой линии.

Адам был в райском саду. Жил среди этих картинок. Он и они были вместе. Это значит, что они были его составной частью.

 

39. «Левое пылает (лаhит להיט) в мощи и пахнет (арах ארח), на всех уровнях пахнет запахом. И из того пылания огня выходит та женственность луны, и то пылание есть тьма, поскольку – из тьмы. И две стороны этих выводят два уровня этих, один – мужское (дхар דכר), другой – женское (нуква נוקבא.

 

«И две стороны этих выводят два уровня этих, один – мужское (дхар), другой – женское». Уровень «пылания» и тьмы выводят уровни мужского и женского.

«Левое пылает», «лаhит» «в мощи». Пламя, которое есть проявление мужского, в левом скрыто, находится в потенциале. И это дано высшими знаниями, которыми наполнена Хей, мудростью Всесильного, данной сверху, в наполнении Тет. То, что «пылает», соответствует тому, что Хей наполняется высшими знаниями, мудростью замысла Всесильного и Его воздействием сверху вниз. Это и есть пламя. Но оно идёт снизу вверх. Оно разгорается только тогда, когда высшее постижение входит в Хей. Мудрость входит в Хей, когда в замысле Всесильного Он делает так, что мудрость входит в любовь Творения. Поэтому пламя входит в человека, когда в усилиях слева направо он обретает кли любви, кли Бина, в которую входит Хохма, мудрость. И это пламя скрыто в левом. Обратимся к буквам – это Ламед, высшие постижения, которые являются наградой мудрости, входят в Хей, наполняют этот мир, мы понимаем то, что в нём происходит, в связи с тем замыслом игры Йуд, который приводит к награде этой мудростью, данной нам навстречу нашим усилиям. Это Тет, кли, открытое сверху вниз.

«Левое пылает в мощи», потому что все скрыто в левом, «и пахнет (арах)». Это свойство воздуха, Зеир Анпин, аромата, наслаждения воздухом. Семьдесят процентов клеток нашей центральной нервной системы настроены на усвоение запахов. И «пахнуть», давать запах – это «арах». Замысел Всесильного, в котором предоставляется всё, что Он уготовил для Творения, Его чудом. То есть, чудом Его воздействия на нас, которое для нас непостижимо. И всё, что Он уготовил для нас в Его замысле, нам даётся в чувственном диапазоне. И это означает «пахнуть» – запах, аромат.

И «на всех уровнях пахнет запахом». То, что Им уготовано как радость и наслаждение, дающееся нам в наших ощущениях, в Нём содержится «на всех уровнях». Но, чтобы уготованное Им получить, нам надо сделать усилие.

«И из того пылания огня выходит та женственность луны». И то, что в нас записано как потенциально состояние мужское, выходит из текущего состояния женского. Ведь мужское появится из женского. Пламя внутри нас возгорится в том, что будет исправленными желаниями. Само «пылание» есть результат, оно заложено в левом. Оно заложено как изначальный замысел. Он послужил причиной Игры и привёл к начальному удалению. То есть «из… огня выходит… женственность». Огонь – это уже реализация замысла – зивуг. А из того, что было замыслено как зивуг, родилось осознание необходимости удаления, женственного.

И «то пылание есть тьма, поскольку – из тьмы». И «пылание, тьма, огонь черный». Потенция, которой тьма наполнена, как нераскрытый огонь.

«И две стороны этих выводят два уровня этих, один – мужское, другой – женское». Из того, что есть «пылание огня», выходит тьма: «и то пылание есть тьма». Это «две стороны» одного и того же состояния: одно начальное, другое будущее. Начальное состояние – «тьма». Будущее состояние - пламя. Их этих двух сторон выводятся «два уровня этих», которые мы распознаем, текущих. Один мужские свойства,  «дхар» и второй женские, «нуква». И эти два начальных, текущее и потенция, соединенные вместе, во всех картинах, которые мы наблюдаем, реализуются как мужское и женское. Мужское - пламя, а женское – тьма.

Здесь говорится: «Левое пылает». Состояние удаления наполнено потенцией огня, «пылает». Только в нём может родиться огонь. Огонь в правом родиться не может. Само правое – это огонь. Что такое - левое? Это отсутствие огня, наполненное его потенцией. «Левое пылает», в нём есть нераскрытая запись огня. «Левое пылает в мощи». Это значит: оно содержит запись потенциального состояния наполнения любовью и мудростью. Слова «потенция», которое имеет явно не ивритский характер, не было, а было слово «мощь». Мы говорим: сжатая пружина имеет потенциальную энергию. А на иврите сказали бы: «обладает мощью».

И «в мощи» - в соединённых в нём записях будущих состояний всего Творения. Всей потенции его развития. Сфирот - это условные понятия, свойства. Свойство «Гвура»  не может быть описано словом «левое». Это уже развитие левого. А здесь говорится в целом – «левое». Это уже конкретное сочетание. «Гвура» - это уже наличие «Хесед» в ней. И все там: и замысел, и постижение и суд, а здесь говорится о макропоказателе. Во всей пока ещё нераскрытой мощи левого содержится пламя. И «запах», «арах». То есть, во всех уровнях наслаждение всеми состояниями.

«И из того пылания огня выходит та женственность луны». Из потенции будущих раскрытий записей пламени выходит необходимость обращения человеческих душ в циклических тикуним с наличием женского начала, то есть луны.

И «то пылание есть тьма». И всё это – «огонь чёрный». Пламя, которое заложено, наполнено энергией. Но оно сжато, как внутри ядерной бомбы. Оно ещё не вспыхнуло, не раскрылось. И внутрь него не проникнешь: там сгусток всего, «тьма».

И «поскольку – из тьмы». Всё это рождено из отрицательных желаний, минус бесконечности.

«И две стороны этих выводят два уровня этих». С одной стороны, «тьма», нераскрытое, с другой стороны, потенциально содержащееся в ней пламя, «выводят» женское (нуква) и мужское (дхар). И «дхар»: Далет, Хаф, Рейш. Находящаяся в уровне Далет запись исправления с её наполнением слева направо с целью получения Его наследия. И «мужское», «дхар», это потенция, состояние. Это арамит. «Захар», это действие: мужчина, дающий, иврит. А женское – «нуква».

 

40. «Основа объединяется со столбом серединным, от того добавления (тосефет) света, который в нём». Была такая запись, которая должна была в усилиях душ обеспечить в каждом  парцуфе «добавления света». И это Ханох. Эта запись, передавая без воздействия сверху. Тот геном, который дальше существует во всех душах праведников, потом распределяется по всем парцуфим. Ни Адам, ни Ноах таким геномом служить не могли. В дальнейшем были проявлены свойства, которые были выше свойств Ноаха. Каждое мгновенное состояние парцуфа равновесно. В начальный период, когда Игра реализовывалась с малой свободой воли, должна быть сделана запись, которая в каждой реализации парцуфа Адам обеспечивала бы добавленный свет для соединения «со столбом серединным».