В

Зоар Брейшит 43

 

            В Торе (Брейшит, 15:5-21) сказано: «И вывел Он его наружу, и сказал: «Взгляни-ка на небо и сосчитай звезды, сумеешь ли ты счесть их?» Сказал Он ему: «Столь многочисленным будет потомство твое». И поверил он Богу, а Он засчитал ему это в праведность. И Сказал ему: «Я – Бог, который вывел тебя из Ур-Касдима, дабы дать тебе эту страну в наследие». Но тот сказал: «Господь Бог! Как узнаю я, что буду наследовать ее?» И Он сказал ему: «Возьми Мне трех телиц, трех коз и трех ягнят, а также горлицу и молодого голубя». И взял он Ему всех этих, и разрезал их пополам, и положил часть каждого против другой, а птиц не разрезал. И спустились на трупы хищные птицы, но Аврам отогнал их. Солнце было к заходу, как напал на Аврама крепкий сон, и вот ужас, мрак великий нападает на него. И сказал Он Авраму: «Знай, что пришельцами будет потомство твое в чужой стране, и служить будут им, а те будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, и они после выйдут с большим достоянием. Ты же отойдешь к отцам твоим в мире, погребен будешь в доброй старости. Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо дотоле не полна еще виновность Эморея». И едва зашло солнце, настала тьма, и вот, печь дымящаяся и пылающий огонь, который прошел между теми половинами. В тот день заключил Бог с Аврамом союз, сказав: «Потомству твоему отдал Я эту страну, от реки египетской до реки великой, реки Прат: кейнеев, и книзеев, и кадмонеев, и хеттов, и призеев, и рефаим; и эмореев, и кнаанеев, и гиргашеев, и йевусеев».   

Жертва всесожжения, это обращение к Всесильному с полной тшува. При этом туловище жертв делится на левую и правую сторону. Чтобы все клипот, заложенные там и там, сгорели в огне. То есть, чтобы наше животное начало наполнилось мудростью. Огонь, не затронув части тела, прошёл между ними, а потом они сгорели. Они не стали обугленными. Сначала прошёл огонь и потом Всесильный благословил жертву. Это отражение того, что душа Аврама служила образцом, по которому был отформатирован окружающий мир. Иначе говоря, в нём содержалось то, что во всех поколениях народа Израиля должно было раскрыться как милосердие, праведность. И в заложенных в нём левом и правом состояниях не было ничего, что должно быть сожжено. Поэтому огонь прошёл между частями тела. И после этого Он благословил тела жертв, туш.

Что такое тело? Это животное по нашему желанию должно сгореть в мудрости, которую мы получим в сосуд любви к Нему. Тогда, так же, как сейчас Игру, все свои желания мы видим со стороны. Что такое сжигание? Все наши желания сгорают в мудрости постижения Его замысла: какими Он создал нас, чтобы мы двигались вперед, вверх.

Поэтому смысл всесожжения, это полное постижение мудрости Его замысла: что мы есть и как мы созданы. Но когда речь идёт о Авраме, всесожжения это не касается. Оно должно произойти потом. Огонь проходит между частями тела. В нём нет того, что должно сгорать. В нём только записи, которые должны быть раскрыты, и в грядущих поколениях вызвать огонь всесожжения. Его левое и правое состояние есть суть корень тех состояний, которые должны быть сожжены позже. Они должны быть полностью осознаны. И, в конце концов, в нашем поколении, в нашем понимании, в огне нашей мудрости, которую мы можем объять в замысле Всесильного по творению нас, в постижении всего того, что движет нами как животное начало,  должно сгореть.

Рыбы не приносились в жертву потому, что это тот уровень желаний, который находится в воде, он не выходит на землю. Эти желания не свойственны человеку, они не являются отягощающими.

С небом должна сомкнуться земля, но не вода. Вода находится ниже земли, так как из воды, из темноты происходит день. Объектом тикуним вода не является. Поэтому у нас говорят, что рыбам миллионы лет. Они не меняются. На земле виды меняются быстро, потому что происходят тикуним. А воду тикун человека не затрагивает. От деятельности человека животные в воде не меняются.

То, что произошло с Аврамом, имеет смысл как корень, шореш того, что должно произойти дальше. В нём содержатся записи, которые должны реализоваться в дальнейшем. И всесожжение, которое делает Аврам, должно содержать корень того, что будет произведено дальше. Он является не имеющим изъяна корнем всех душ, по которому отформатирован весь мир. И, постепенно утяжеляясь, они привели к тикуним Израиля.

Что такое всесожжение? Точно так же как огонь, сжигая животных, пожирает их туши, мудрость, которой мы наполняемся, пожирает наше прошлое восприятие мира, как людей, которые должны его использовать для самонаслаждения. И нашу животную сущность мы тоже уже понимаем в мудрости действий Всесильного. Но так же как огонь пожирает тела, вся основа мира в понимании людей - животных разрушается.

Теперь Авраhам. Он в чистом виде несёт в себе то, что потом должно раскрыться и соединиться с тяжелыми желаниями, которые не есть Авраhам. Его высшая душа разовьется как душа народа Израиля, как душа низшая. Но тогда по отношению к нему и всесожжение не может быть произведено как цельная туша животного. Оно должно иметь вид огня, который проходит между левыми и правыми частями тела, являясь, таким образом, корнем той процедуры, которая затем должна охватывать тела целиком. Его душа является корнем всех душ праведников. И праведники процедуру всесожжения проводят для того, чтобы в них раскрылись записи праведности. При этом то, что есть мир с точки зрения чувственного, интуитивного, инстинктивного животного восприятия, они должны подвергать сожжению, уничтожению огнём собственной мудрости, помещённой в них Всесильным. Это параллельные процедуры. Раз он есть корень всего того, что дальше есть праведность и исправление, то и процедура всесожжения того, что есть неправедность, должна являться в виде её корня, замысла.

Как это можно объяснить в пшате? Одной фразой. Чистотой Аврама. Огонь прошёл посередине, между разделенными тушами. Их разделили потому, что в Авраме был заложен корень того, что приводит к исправлению в двух линиях. Исправление в двух линиях – это исправление усилиями человека, которое приводит к наполнению огнём. И это отражено в процедуре, которая Авраму была показана в виде всесожжения. Левое и правое должно соединиться в огне.

Птица не разделена потому же, почему и рыбы. Она живет в воздухе. То, что должно соединиться в огне, находилось в нём в исправленном состоянии, в соединении. И поэтому это было сделано не в сгорании левых и правых в единстве в пожирающем их огне, а в разделённости. Оба этих состояния находились в нём в исправленном состоянии. И поэтому и левое и правое демонстрировалось, как соединённое огнём, которое должно было проявиться в поколениях ниже. Левое и правое состояния, которые заложены в нём, исправлены и соединены огнём, который прошёл между двумя частями. Но дальше они будут разъединены, поэтому огонь их не пожрал.

В Торе глубочайший смысл всего, каждая деталь, каждое имя. И если этот эпизод мы сейчас начнём разбирать в буквах, он у нас займёт много уроков. В этом заложено всё то, что должно произойти со всеми праведниками во всех поколениях народа Израиля. Левое и правое должно сгореть и соединиться. Но так как должно сгореть, то в Авраме оно существует, соединённое пламенем. И поэтому левое и правое огнём нетронуты.

Перед этим жертвоприношением Всесильный явился Авраму во сне, как тьма. И его охватил ужас. Мы читали в «Зоhар», что ночь есть отражение тьмы. И тьма является мощью, и недостаточна сама по себе, и тяготеет к слиянию со светом. Собственно говоря, Имя Всесильного есть всё Творение. И тьма тоже Его Имя. Вся Игра является Его. Единым Именем. И в то же время, она состоит из бесконечного количества структурных элементов. И каждый из них тоже является Его Именем. Поэтому, в том числе, и тьма является Его Именем. И в этом явлении Авраму практически есть всё, что мы изучили. Моё Имя есть не только свет, но и тьма. Потому что вся Игра - Его Имя. И не понимая того, что для того чтобы получить свет, нужно находиться во тьме, невозможно постичь Его Имя. Значит, постижение Его Имени включает в себя постижение мудрости создания тьмы. Но тьма есть отражение того, что необходимо, чтобы достичь света. И в наших циклических тикуним это реализовано как ночь и день, каждый из которых недостаточен для перехода в день: лайла для того, чтобы слиться с йом. И эти знания были даны Авраму во сне.

Соединяя землю и небо, мы превращаем землю в небо. Как мы это делаем? Каждый раз устанавливаем связь, мысленными нитями привязывая землю и события на ней к тому, что есть небеса и система управления. Постепенно делая весь этот лес ниточек все более густым, пока это не превращается в единую ткань. Мы всё время Его раскрываем и оправдываем, раскрываем и оправдываем и т.д. И этим мы соединяем небо и землю. Всё время всё, что происходит на земле, мы соединяем с системой управления, которая суть есть отражение Его замысла.

Свойства земли на уровень небес не могут быть подняты искусственно. И поэтому башня построена не была, а была разрушена, а языки смешаны, чтобы пройти тикуним. Парцуф был градуирован.

Что значит: соединяем и трансформируем? Мы делаем внутреннее усилие и переходим в новое состояние. Когда делаем внутреннее усилие по раскрытию и оправданию Всесильного, мы наше существование соединяем с Его целью. Но так как в результате этого мы меняемся, устанавливается новое состояние: я - мир. Таким образом, трансформируется я – нешама, и мир, как байт и эйхал. Химический состав грунтов не меняется. Но меняется наслаждение от их использования. Окружающий мир для того и создан, чтобы мы его меняли.

В классических трудах по Каббале мы читаем, что каждое усилие человека создаёт новые небеса и новую землю. Новыми свойствами наделяем того, кого мы называем небеса, Его систему управления, и землю.

 

43. «В «добавлении» есть тайна точки высшей и тайна столба серединного между всеми сторонами. Поэтому добавляются в него две буквы. У ночи недостаёт этих двух. Так [написано] «назвал». Написано «И назвал» («И назвал Б-г свет днём, а тьму назвал ночью», «и назвал» (ваикра ויקרא) сказано о дне, о ночи – «назвал» (кара קרא)), и не хватает от него [буквы] «Вав» и [буквы] «Йуд», и написано: «Назвал ночью». Здесь – тайна Имени семидесяти двух букв, выдолбленных в короне высшей».

В тосефет, в добавлении света «есть тайна точки высшей и тайна столба серединного между всеми сторонами». Вся структура Игры создана для того, чтобы сформировать условия для тосефет. Структура Игры, Его мудрость есть «точка высшая», которую мы постигаем путем того, что «прикладываем» на неё наше текущее постижение Высшей мудрости. «Прикладываем» на Йуд. Но завтра мы «приложим» на неё наше новое постижение Его Высшей мудрости.

И «тайна столба серединного между всеми сторонами». Той записи, которая называется средней линией.

И о ночи Сказал «назвал» (кара קרא)). И ночь это то, что в бесконечном колодце желаний, в букве Куф заложено как мощь, долженствующая быть раскрытой Его брахой, что есть верхняя часть буквы Куф, для получения Его наследия и постижения замысла Игры. И «кара»– это ночь, то, в чём содержится всё. «И назвал», ваикра (ויקרא), это день, свет. Вав, соединение, обеспечивающее наполнение ночи Его мудростью.

Почему сказано именно так: ваикра – йом и кара - лайла? День есть то, что дано для соединения с Ним и наполнения Его мудростью того, что является ночью. В течение дня мы находимся в системе исправления, которая даёт нам возможность соединения с Ним и постижения Его мудрости для того, чтобы наполнить Им изначальное состояние в нас, названное именем «ночь».

И это то, о чём мы говорили по поводу Авраhама. Тьма ему явилась в имени, в образе тьмы. Содержание – это имя. Если образ не наполнен содержанием, он без имени. Мы не знаем, как его зовут. Нам его свойства неясны. А здесь образ тьмы, наполненный Именем Всесильного. И всё это явилось ему ночью. И было сказано, что он испугался. Ему было показана связь тьмы и ночи, замысла макро- и микротикуна.

Его обуял страх, трепет. Испуг - это трепет, ужас. Авраhам сравнил себя с Всесильным и испугался. Его обуял ужас перед бесконечностью величия Всесильного.

«Здесь – тайна Имени семидесяти двух букв, выдолбленных в короне высшей». В том, как весь замысел Его Игры отражён в картинах нашего бытия, нашей жизни, в цикличности всего того, что происходит вокруг нас: дня и ночи, левого и правого и всего остального, не постижение общего в сочетании с постижением частностей соединяется в Его Единое Имя. Именно здесь мы понимаем: всё, что вокруг нас, связано с общей структурой Игры и отражено в ней же. И это как голограмма: всё во всём. И тьма в ночи, и свет в дне. Недостаточность тьмы отражается в том, что ночью наш тикун весьма ограниченный. Он служит всего лишь для того, чтобы мы получили соответствующее неосознанное чувственное состояние. И во тьме нет работы разума. Тикун там есть, но очень маленький, это сон. А в дне - полномасштабный тикун. И, казалось бы, должен быть такой же объемлющий разум. Но ощущение мудрости развивающееся. И тикун посвящён тому, чтобы в нас развить любовь и пламя. Это одно и то же. И поэтому как ночь недостаточна и рождает день, так и в дне, в общем-то, существует всё то, что есть в ночи, только в иных пропорциях. Вся мощь заложена во тьме. В ней есть вся потенция света.

В ночи элементы дня содержатся как сны. И в дне элементы ночи существуют как сокрытие. Воздействие Всесильного на нас не в открытой, в скрытой форме, что есть элементы сокрытия. Мы находимся в неисправленном состоянии. Поэтому для нас ночь и день различны. Для молодежи, которая всю ночь проводит в клубах, всё смыкается.

Что такое Имя Всесильного? Постижение всей структуры Игры в целом и в её деталях. У Всесильного нет другого Имени, кроме того, которое мы можем наполнить постижением Его Игры. Потому что Имя Всесильного, это постижение Его замысла.

Почему именно семьдесят два? Это три, умноженное на четыре и на шесть.

Для нас Всесильный - Ацмуто. Мы никогда не постигнем Его суть. То, что Он создал для нас, есть Игра. Мы всегда взаимодействуем с Ним, выраженным для нас в Его Игре. И в нашем сегодняшнем мироощущении и в так называемых в Каббале высших мирах, всё равно это стадия Его Игры. Таким образом, Его полное Имя, это постижение замысла Игры и её структуры и в данных нам ощущениях наполнение её нашим восхищением Им. Теперь понятен внутренний, глубинный смысл нахождения и оправдания Его. Что должны сделать мы? Всё, что создано Им, мы должны наполнить любовью.

Нет другой реальности. И всё, что нас окружает, создано Им. Это и есть та реальность, которую мы должны превратить в любовь к Нему. В этом же и есть Игра. Таким образом, наш уровень постижения Его Имени или совокупности Имён, что одно и то же, есть уровень постижения созданной Им Игры и наполнения того, как Он ведёт Себя с нами, нашим восхищением, радостью и любовью.

Существует семьдесят два народа. Семьдесят два это Аин, Бет. Гематрия семидесяти двух девять. Абсолютно любое число, помноженное на девять, в сложении цифр, в простом исчислении будет давать девять. Сумма цифр этого числа будет всегда девять.

Семьдесят два народа: Исраэль, семьдесят народов мира и слияние всех вместе.  Иначе говоря, два состояния народа Исраэль: Исраэль начальный, Исраэль конечный. Два имени: Исраэль и Йешурун. А семьдесят два, Аин, Бет, это для человека совмещение Его брахи и замысла Его Игры.

 

Его слово есть действие. Поэтому «назвал» «И назвал» это два разных действия. Всё, что Он сказал, означает реальность. Он создал реальность не лайла, а кара лайла. И второй тип реальности, которую ощущает человек – ваикра йом.

Первая реальность, это кара: для чего создана лайла и какая она. Вторая реальность: для чего она создана, какая она и как должна действовать.

Смотрите, с чего этот пункт начинается: «В «добавлении» есть тайна точки высшей и тайна столба серединного». Для того чтобы понять, что такое «добавление», надо представить всю бесконечномерную спираль, каждое состояние каждого листика на бесконечных ветвлениях ветвей спирали. Каждое состояние парцуфа Адам от предыдущего отличается «добавлением». И каждая следующая точка в мириаде, мириаде сочетаний возможных тропинок внутри этого листика от каждого предыдущего состояния тоже отличается «добавлением». Оно производится в условиях, заданных Им, как граничные: тьма и свет и как мусаф, отражающийся в соединении ночи и дня. И понимание всего этого есть всего лишь прикосновение к тайне семидесяти двух Имён.

 

44. «И сказал Б-г: да будет свод внутри воды и т.д.», тут – о детали тайны разделения между водой высшей и низшей в тайне левого. Тут – спор («махлокет» [מחלוקת], вариант перевода – «разделение») в тайне левого, ибо до этого – тайна правого, а тут – тайна левого. И поэтому увеличился спор между этим и правым. Правое – оно целостность всего, и поэтому – в правом написано всё, поскольку от этого зависит вся целостность. Когда пробуждается (итар אתער) левое, пробуждается спор, и благодаря тому спору усиливается огонь гнева (иша де-ругза אשא דרוגזא), и выходит из того спора Геhином ([גיהנם] т.е., ад), и Геhином в левом пробудился и прилепился [к нему]».  

 

Если раньше вам казалось, что вы всё понимаете, то теперь легким дуновением всё это исчезло.

«И сказал Б-г: да будет свод внутри воды…» Во-первых, это касается и дня, и ночи как единства, в котором даётся ощущение этого мира. Второе. Постижение того, что есть «свод», Хей высшее и Хей нижняя, возможно только в соединении с Ним, т.е. с Вав и Йуд. Это йом. Поэтому это день. Но это есть единство: и ночь, и день. Это тайна между разделением высшей и низшей водой «в тайне левого». Что такое вода? Вода есть вся Игра в целом. Она пронизана любовью, которая как листочки дерева связывает такие же, как внутренние состояния воды и связности между ними, бесконечные состояния парцуфа Адам в бесконечности бесконечностей переключений состояний этих парцуфим внутри самих парцуфим. И подобной же бесконечности возможных переходов от парцуфа к парцуфу. Сколько возможно вариантов перехода по ветвям? Бесконечное количество, потому что все эти ветви бесконечны. Столько же вариантов перемещения внутри парцуфим. И в зависимости оттого, какие в листочках оживляются состояния парцуфим, каждый раз создаются новые трассы перемещения ветвей. Всё дерево -  бесконечное переплетение. И трасса внутри них зависит оттого, как себя чувствуют, реализуются листочки в зависимости от усилия людей. И тогда эти листочки перебираются внутри дерева. И всё это очень умозрительная модель. А на самом деле, всё слито воедино. И в спирали нет разделения, она есть единое целое. Это вода.

Причина разделения на воды высшие и нижние в том, что оно есть результат неисправленности ощущений человека. И в неисправленности хорошо быть не может. Хорошо в усилиях, в исправленности.

Движущая сила того, что происходит, Его любовь, которая должна найти ответ в любви Творения. Желание иметь ту сторону, которая может оценить Его любовь. Оценить, это значит полюбить. Оценку можно дать только в любви.

Поэтому Он говорит: мы. Это постигаемое Имя Всесильного и тот, кто Его постигает. Когда Говорит мы, Он имеет в виду Ацмуто, Себя как то, что есть Его Игра и человека. Он сделал Игру и Создал человека, который как человек должен реализоваться в собственных усилиях. Он сделал его проект. Собрать себя он должен сам.

Изменения происходят только в Игре, которая Им создана. В Игре, с одной стороны Он, с другой – человек.

И «в тайне левого» имеется в виду, что Он создал «свод» и Своё единое состояние разделил на воду высшую и воду низшую.

«И сказал Б-г: да будет свод внутри воды…» И «свод внутри воды» это то, что внутри воды свободно от воды. Это некий свод выше воды и то, что внизу, это низшая вода. В парцуфе Адам Он создал запись ощущения пространства, которая суть есть результат его неисправленности. Потому что в исправленности ощущения пространства, разрывности, нет. И это «детали тайны разделения между водой высшей и низшей в тайне левого». Это состояние называется ЗА”Т де Бина. И, в конце концов, оно у Адама реализовалось в материальном теле.

Парцуф Адам имел состояния, которое называлось ГА”Р де Бина и ЗА”Т де Бина. И то, что являлось ЗА”Т де Бина, в конце концов реализовалось в том диапазоне ощущений Адама, когда он почувствовал себя внутри пространства. И «тут - о детали тайны разделения между водой высшей и низшей в тайне левого» его состояния.

Все состояния: Бина, Зеир Анпин и остальные есть состояния листочков на дереве, парцуфим Адам. И теперь всё это надо применить к нашему осознанию Игры. В начальном состоянии парцуфа Адам были сосредоточены все записи левых состояний будущих реализаций парцуфа. Из-за этого у него образовалось ощущение «свода», отделённости вод высших и низших и нахождения внутри чего-то. Даже если это внутри всего того, что есть любовь Всесильного.

Как вообще у него образовалось ощущение самости, «свода»? Что он находится внутри чего-то? Оттого, что он отделён от света, которым окружён. При этом у него есть ощущение не только отделённости, но и отдалённости. И это «свод». И в этом заложена «тайна левого». Также, как мы говорили про Авраhама, в этом ощущении содержатся корни все тех состояний, которые затем будут проявлены, как состояния левой линии.