Зоар Брейшит 44-45

Зоар Брейшит 44-45

 

Аврам – это замысел, корень всего того, что должно потом раскрыться в свойствах народа Исраэль. И поэтому то, что относится к сжиганию жертвы, находится у него не в соединении, а в чистом замысле левой и правой линии. И огонь их соединяет. Хаос этого мира и его животные желания сгорают в мудрости, которая помещается в любовь. Мы всё видим как единое целое, как Игру Всесильного. Точно так же огонь соединяет то, что уготовано в качестве левого и правого, но должно быть единым.

Нет в Авраме, а, значит, и не может быть вокруг него животных клипот, отождествляемых с животным, которое должно сгореть в мудрости внутренней работы человека. В Авраме есть замысел будущего исправления. И поэтому есть левые и правые части туш тел животных и между ними огонь, который соединяет мудростью Всесильного, заложенной в замысел будущего исправления. Сам Аврам - милосердие, Хесед, он дающий, в нём нет клипы. Поэтому в том, что он приносит в жертву, нет клипот, а есть только соединённый мудростью Всесильного замысел, корень того, что будет дальше.

А птицы не были разделены потому, что они летают в воздухе. Они не ходят на земле. И поэтому уже являют замысел исправления клипы, воздух, который служит основой для создания системы управления Игрой. В нём отражена необходимость исправления, которая существует изначально. И поэтому птицы сгорают. Птицы летают в воздухе. Но он сам существует потому, что необходимо управление Игрой с целью её исправления. То есть, идея исправления, заложенная в воздухе – это и есть птица, которая в нём летает.

Почему у животных должны быть копыта? Потому что животное не должно иметь бесконечных желаний. Они должны быть ограничены. Человек не должен соединяться с бесконечным желанием получать. Он должен соединяться с тем, что, все-таки, отделено от земли. Из двух внешних он должен соединять со своими тремя внутренними то, что способствует их очищению и возвышению и соединению с двумя. И это то, что не имеет соединения с землёй. Но человек создан из бесконечного колодца. И поэтому у него нет копыт, по земле он ходит ногами. Если бы он был отделён от земли, то в нашем ощущении земли бы не было. Зачем нам нужна земля, если мы от неё отделены? Раз парцуф создан с землёй, значит с землёй создана нешама каждого человека. И поэтому мы соединяемся с землёй. Но должно быть ограничение в том, что мы допускаем во внутренние три.

Грибы не соединяются с землей, но находятся  в воде. С точки зрения четырех бхинот, в том, что мы потребляем, должно быть то, что есть в человеке. И четвертая бхина у него - волосы и ногти, а у рыбы - чешуя и плавники. А если нет чешуи и плавников, то это тот уровень желаний, в котором формат четырёх бхинот не выражен так, как это выражено в Творении. И тогда действует тот же самый принцип. Создание соответствует только части Творения, какому-то его элементу, но не всему Творению в целом. Но тогда потреблять его мы не можем. Внутрь из внешнего допускать не можем. Если у рыбы нет чешуи, значит, она не дооформилась до того формата, который соответствует парцуфу человека. И, следовательно, в полной мере быть с ним совмещена не может. А тогда до внутренних трех допускаться не должна.

Осетровые – самые древние. И не дооформились? Гранит тоже древний, но мы же его не грызём. Что значит древний? Всё это нарисовано. Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой день – это как структурируется душа человека, в соответствии с её структурой дорисовывается картинка Игры. На неё навешиваются все образы. Солнце и луна, и трава семеноносная, и животные, и моря и океаны, и гады. И всё это полнится. Потому что есть структура Игры, и каждый парцуф наполняется чувственными образами. И это наполнение соответствует определенной сфира человека. То есть каждому из парцуфим Адама или составляющих эти парцуфим нешамот йегудим и других народов.

 

Свобода - постижение, понимание, владение полной информацией. Свобода, с точки зрения постижения структуры Игры, есть контроль. Свободу человеку даёт понимание того, как всё устроено. Это абсолютная свобода воли. Свобода – это путь. Всесильный сказал – это изменение тех путей развития, которые приводят к тому, что Он сказал, как к реализации, к осознанию и полному пониманию, чувственному постижению человека. Но сказанное Им – это значит уже совершённое, но не немедленно прочувствованное. Это и есть реальность, но она наступает постепенно. Потому что это Игра.

Аврам всё время находился в контакте со Всесильным. Но в повествовании о нём - очень большие перерывы. Данные о том, как он развивался, отсутствуют.

 

Вода – это символ Малхут с точки зрения того, что она собой представляет. Это переливающееся единство неотделимых друг от друга бесконечных ветвлений спирали. Наше ощущение воды взято из этой бесконечности вариаций и переплетений. 

Спрашивается: что такое вода высшая и вода низшая? Низшая – это то, как мы понимаем мир, то, как парцуфом Адам Малхут воспринимается изначально: в каких бесконечных тяжелейших желаниях она изначально создана. И отсюда существующее у нас чувственное ощущение погружения в глубину: темнота, сдавливание, тяжесть внутри воды. Это то, что характеризует воду как изначальное ощущение Малхут относительно человека. Но человек все-таки развивается не из воды. И поэтому над водой существует суша. Тот уровень, с которого человек может развиваться. Мы же читаем о том, что появились камни. Наше ощущение мира – это точное отражение того, как создана Игра.

И существуют высшие воды – это обзор Игры сверху вниз, Хей высшая. Это соединение воды и воздуха. Что такое «высшие воды»? Это воздух плюс вода. При этом пар или облака мы тоже видим вверху, а между ними прозрачный воздух. Но воздух в смешении с водой – это означает: чувственное постижение Творения в соединении с осознанием системы управления Игрой. Каждый раз, когда пытаемся разобрать текст, мы смотрим на всю Игру сверху или снаружи. И это воды высшие. Потому что мы остаёмся в ощущении воды, то есть присутствия в Малхут, но в соединении с воздухом, с системой управления Игрой.

Картинки того, что всё появилось из воды, правильные. Потому что всё появилось из бесконечных желаний, созданных как Малхут. Но потом выделился и установился определенный уровень, с которого возможно развитие парцуфа. Это земля и всё остальное. Это в повседневных терминах рассказ о совершенно фантастической картине творения, нарисованной Всесильным в абсолютно точных терминах. А быть неточными они не могут. Потому что все эти имена даны в обратном исчислении оттого, что создано для нашего чувственного постижения. И плюс они записаны. И потому, что это чувственные постижения, они записаны буквами, которые есть продукт Его Игры. Он игрался с буквами: как из них составить то Имя, которое определённым образом чувственно отражается для нас.

Ощущения иного мира возникают на месте этого мира. На том этапе, который мне известен, это происходит вследствие наполнения Им этого мира. Человек видит, как через всё проходит то, что всё это создаёт. Это и есть духовные ощущения.

 

Творец разделил воды на высшие и низшие. Мы же живём не в воде, а на земле. Воды низшие – это всё то, что предваряло появление человека и окружает его как вода, как жизнь. Потому что у нас ощущение жизни родилось из бесконечного ощущения отдаления. И оттуда она стала развиваться. И поэтому у нас вода – это жизнь. Ты польёшь воду на землю, и оттуда растёт дерево. Потому что вода – это то состояние, которое и есть жизнь – это Древо Жизни. Соединение воды и земли даёт жизнь. Даёт дерево. Вода же испаряется, смешивается  с воздухом, выпадает на землю, соединяя небо и землю. Но одновременно она течёт по земле, оплодотворяя её. Потому что земля – это та не жизнь, которая порождена в бесконечном желании получения. Помните, мы читали про камни? Установился уровень Малхут, от которого начался отсчёт. Это граничное условие. Но оно появилось благодаря тому, что есть безграничные условия. И оно имеет смысл в том отношении, что оно рождено безграничностью, бесконечностью. Поэтому вода не убивает, она оживляет. Камню полёт даёт только растянутая резина. Энергия не в суше, а

в воде.

Вода – это Малхут, а высшая вода – это смесь воздуха и воды. Вода, как соответствие тому, что человек этот мир постигает чувственно. Но в то же время он находится в осознании системы управления этим миром. И это есть воздух. Но воздух и вода в смеси – это есть высшие воды. А что есть жизнь для нас, для творения, суть которого Игра, и порождением которого человек, йегудим является? Для нас жизнь – Игра. То есть, у нас нет другого постижения жизни, кроме как через Игру. Но Игра есть вода. Поэтому для нас на земле кроме воды, нет другого символа жизни. Вода - по консистенции, по бесконечности вариаций внутри. По слитности разности элементов, которые неразрывны друг с другом. И от молекулы к молекуле можно идти любыми вариациями путей. То же самое и Древо Жизни, и Древо Познания.

Снег – это замороженная вода. Вода, лишённая жизни. Снег тоже неплохо. Накапливается потенция того, что будет водой. Чем больше натянут лук – тем дальше летит стрела. Чем больше идёт снега, тем обильнее будет таяние снегов, и больше будет урожай.

 

В Торе (Брейшит, 16:1-6) сказано: «А Сарай, жена Аврама, не рожала ему, а у нее рабыня египтянка, по имени Hагар. И сказала Сарай Авраму: «Меня, вот, Бог лишил плодородия; войди же к рабыне моей, может быть, будет у меня потомство благодаря ей». И согласился Аврам с Сарай. И взяла Сарай, жена Аврама, служанку свою, египтянку Hагар, по окончании десяти лет пребывания Аврама в стране Кнаан, и дала ее Авраму, мужу своему, в жены. И вошел он к Hагар, и она зачала; то госпожа ее лишилась уважения в глазах ее. И сказала Сарай Авраму: «Обида моя из-за тебя! Я отдала рабыню мою в твое лоно, а как увидела она, что зачала, то лишилась я уважения в глазах ее. Пусть Бог судит между мною и тобою!». И сказал Аврам Сарай: «Рабыня твоя в твоей же руке, делай с нею, что угодно в глазах твоих». И угнетала ее Сарай, а та убежала от нее».

Это иллюстрация того, какое влияние структура нижней части души оказывает на возможность соединения с высшим. И в первом случае будущая мать одного сына Сара, а другого сына служанка. Есть соединяющиеся потоки: низших и высших душ. Это иллюстрация того, насколько большую роль играет носитель низшей части души с точки зрения развития будущей высшей части и возможности её соединения с низшей. И поэтому возник конфликт. Независимо оттого, что в обоих случаях Аврам был захар, в первом случае нижняя часть души ребенка была от Hагар, а во втором нижняя часть была от Сарай. И от Hагар дальше пошёл Ишмаэль. И поэтому, независимо оттого что Аврам в том и другом случае был захар, разница в дальнейших тикуним и в дальнейшей трассе записей потомков Ишмаэля и потомков Ицхака драматическая. Если матрица нижней части нешама души не структурирована для восприятия высшего, которое разовьет её в среднюю линию, то она и не соединится с ней.

«Обида моя из-за тебя!… Пусть Бог судит между мною и тобою!». Суд и есть разделение. Суд – это всегда сопоставление и выбор следующей цепи тикуним. Никакой драмы я здесь не вижу. И «между» – это значит их дальнейший путь, их соединение. «Обида моя из-за тебя!» - она проходит свой тикун. И при этом она говорит о том, что пусть Всесильный сделает так, как должно быть между тобой и мной. Суд «между» – это значит, как должно и как не должно быть в соединении между тобой и мной. У меня такое состояние и пусть Всесильный рассудит нас, не с точки зрения того, кто прав или виноват, а с точки зрения выбора для нас дальнейшего продвижения. Сопоставит нас и выберёт необходимые пути. Мой и твой. Ведь суд привёл к тому, что в дальнейшем она родила. И ко всем остальным событиям.

 

44. «И сказал Б-г: да будет свод внутри воды и т.д.», тут – о детали тайны разделения между водой высшей и низшей в тайне левого. Тут – спор («махлокет» [מחלוקת], вариант перевода – «разделение») в тайне левого, ибо до этого – тайна правого, а тут – тайна левого. И поэтому увеличился спор между этим и правым. Правое – оно целостность всего, и поэтому – в правом написано всё, поскольку от этого зависит вся целостность. Когда пробуждается (итар אתער) левое, пробуждается спор, и благодаря тому спору усиливается огонь гнева (иша де-ругза אשא דרוגזא), и выходит из того спора Геhином ([גיהנם] т.е., ад), и Геhином в левом пробудился и прилепился [к нему]».

 

«И сказал Б-г: да будет свод внутри воды и т.д.», тут – о детали тайны разделения между водой высшей и низшей в тайне левого». «И сказал Б-г» - значит Выбрал то состояние, которое для парцуфа Адам стало реальностью. И «да будет свод». Адам ощутил себя находящимся внутри того, что есть «свод». Внутри Всесильного как Творения. И всё вокруг него он ощутил как то, что создано Им для него. Фактически, мы сейчас читаем про ощущения Адама в начальных состояниях. Он в окружении того, что создано Всесильным как воздействие на Творение, и находится внутри этого воздействия. Это начальное состояние Малхут.

И «тут – о детали тайны разделения между водой высшей и  низшей в тайне левого». И «тут – о детали» Что это значит с учётом того, что мы обсудили в начале занятия? И «деталь» – это то, как себя ощущал парцуф Адам, как «детали тайны разделения между водой высшей и низшей в тайне левого». То есть, находящимся в неисправленном состоянии, в котором, с одной стороны, он ощущает себя находящимся внутри Малхут или внутри Творения, созданного как система воздействия на него самого. Сначала как воздействия – это воды низшие. Ощущает и постигает, насколько сильны тяжелейшие желания, которые в нём созданы, это тайна воды низшей. И тайна воды высшей – это система управления, которую, находясь в чувственном контакте с ней, он тоже постигает.

«Тут – спор («махлокет» [מחלוקת], вариант перевода – «разделение») в тайне левого, ибо до этого – тайна правого, а тут – тайна левого». И «до этого» -  непостижимая тайна ощущения слияния с Всесильным. А падение Адама – тайна в разделении, в левом состоянии. И разделение, падение – это его ощущение нахождения внутри Творения. В постижении того, что есть деталь тайны разделения вод низших и вод низших. Так же, как мы ощущаем себя. «Тут – спор «махлокет» [מחלוקת]. И «спор» – столкновение интересов, «махлокет»: Мэм, Хет, Ламед, Вав, Куф, Тав. То, что в Малхут создано чудом воздействия Всесильного, как постижение высшей системы управления, соединённое с тяжелейшими желаниями и необходимостью духовного подъёма. Это ровно то, что до этого я описал как состояние парцуфа Адам, находящегося в «своде» внутри воды. Это есть происходящий внутри него «спор» или «разделение».

«И поэтому увеличился спор между этим и правым». Между состоянием слияния, которое у него есть в высшей записи, и состоянием разделения - в низшей записи.

«Правое – оно целостность всего». В нём эта запись существует как цель Игры и элемент его начального состояния. И «поэтому - в правом написано всё, поскольку от этого зависит вся целостность». Всё «написано» Алеф, поэтому она стоит раньше алфавита. Всё создано в замысле правого состояния, зивуга, слияния, и поэтому в Алеф содержится запись всего, которая потом развивается во всё остальное. В шореш есть всё, что записано потом как Хохма и всё остальное.

«Когда пробуждается (итар אתער) левое». И «пробуждение», «итар» – это соединение с замыслом Всесильного в усилиях человека, раскрывающего систему исправления, весь замысел Игры и получающего Его наследие. «Когда пробуждается левое». Оно «пробуждается», как осознание того, что человек неисправлен. И «пробуждение левого» - это понимание своего состояния.

И «пробуждается спор» - столкновение чувственного восприятия и того, к чему человек стремится.             

И «благодаря тому спору усиливается огонь гнева (иша де-ругза אשא דרוגזא), и выходит из того спора Геhином ([גיהנם]), и Геhином в левом пробудился и прилепился к нему». Внутри левой линии существует стремление к построению средней и к отрицанию. В «левом» существует потенция синтеза с правым и потенция разделения с правым в левом и с левым в левом. И левое в левом есть Геhином, ад.

Вы можете легко понять это, если проследите, как возник тот, кого надо стереть. Амалек. Он появился путём постоянного выделения «левого», и, в конце концов, превратился в ад.

И «огонь гнева», «иша де-ругза». И «огонь», «иша» – то, что заложено в замысле, как стремление к созданию средней линии с целью постижения этого замысла. И «гнева», «де-ругза». То, что в уровне Далет проявляется как наследие Всесильного, связанное с Его системой управления, и внедрённое в Творение замыслом всего. И здесь, в общем, нет тяжелых букв.

И «выходит из того спора Геhином». «Геhином» это то, что мудростью Всесильного помещено  в «Хей», ощущение человеком жизни этого мира, соединено со структурой свойств души человека и всей в целом структурой системы исправления Малхут. И это – «гнев». Это постоянное отстреливание нижней ступени. В этом нет ничего страшного. Это постоянное обновление, выход на новый уровень. Это топливо, которое использует человек. Он гневается, но делает усилия, снова и снова оправдывает Всесильного.

«Геhином» - это существующий во всём элемент, который постоянно отрицается. То, что введено, прилеплено и существует в нашем ощущении, внутри нашей структуры и в структуре мира. Это то, что существует в наших ощущениях. И, если читать слева направо, рождается не раскрытием Всесильного в этом мире, входит в душу человека, вызывает его чувство восприятия всего, что создано высшей мудростью и системой управления. Не наполняемая Мэм – это постоянно сомкнутые небо и земля. Систему управления человек не постигает. Материалистическое ощущение мира и есть ад.

И «усиливается огонь», он порождает «гнев», то есть разделение. Оно приводит к выделению «Геhинома», который «в левом пробудился и прилепился к нему».

 

45. «Моше (משה) в мудрости своей на это смотрел и к деянию первозданному («увда ди-брейшит» [עובדא דבראשית] , т.е., к сотворению мира) обратился. В деянии первозданном был спор правого и левого, и в том споре, когда пробудилось в нём левое, вышел из него Геhином, и прилепился к нему. Столб серединный, который – день третий, вошёл между ними, и разделили спор,  помирил (аским אסכים) две стороны. И Геhином спустился вниз, и левое заключилось в правом, и был мир во всём».

 

«Моше (משה)». В Моше есть всё, что в Мэм для исправления в трех линиях и соединения с наполнением этого мира.

И «к деянию первозданному («увда ди-брейшит» [עובדא דבראשית] обратился». И «деяние», «увда» - Аин, Вав, Вэт, Далет, Алеф. Система исправления, созданная в соединении с Его Брахой, которая должна быть наполнена, приведшая к созданию Далет в ощущениях человека с целью Его постижения.

Система исправления, соединенная с наполненной человеком Его Брахой, должна из Вет стать Бет, которая сосредоточена в сотворении уровня Далет для соединения с Его замыслом.

«Столб серединный, который – день третий, вошёл между ними, и разделили спор, помирил (аским אסכים) две стороны». И «помирил», «аским» -  Его замысел, реализованный в сокрытии, создание охватывающих всё записей исправления, Его мудростью помещенных в Малхут. Сокрытие и в то же время записи, охватывающие всё полностью. «Коль» - это всё: Каф, Ламед. Но Каф – это «всё», открытое слева направо. И во всём есть возможность движения слева направо. В любой части записей всегда есть возможность соединения Каф и Ламед. Нужно только сделать движение слева направо. И сокрытие, и возможность полного исправления движением слева направо соединено с Его мудростью и помещено в ощущения этого мира. И «помирил две стороны», поместив их внутрь Игры. Он «помирил» замысел левого и правого состояний, поместив в воде каждое из бесконечности их реализаций внутрь состояний парцуфим Адам.

«И Геhином спустился вниз», создав, таким образом, потенцию, возможность постоянной внутренней работы, «иша» для отделения «Геhинома» и его ниспускания вниз.

 

В Торе (Брейшит, 14:10) сказано: «В долине же Сидим множество смоляных ям, и когда цари Сдома и Аморы бежали, то упали туда, а остальные убежали в горы».

Смоляные ямы в нашем понимании, это битум или нефть, битумные ямы. Нефть легче воды, не несет жизни. Нефть и уголь горят. Это то, что мы называет органическими веществами. В земле это та бхина, которая не есть вода. Являясь более легкой субстанцией, чем вода, она находится ниже земли. И в то же время в этой черноте есть то, что позволяет ей быть на поверхности воды и служить основой для огня. Это подобно тому, что, казалось бы, облака в смеси с водой должны быть легче воздуха. Но, несмотря на это, воздух располагается под облаками.

Почему нефть называют черным золотом? Потому что она горит. Она убивает жизнь. Нефть и уголь не являются удобрением. Это органические соединения, которые несовместимы с жизнью, но одновременно они служат топливом для огня. И они легче воды. Итак, это субстанция, которая находится в земле. Она легче воды. Состояние парцуфа Адам, не жизнь, которая соединяется с Хохма, и она легче воды. Вода – это Малхут в целом. Внутри Малхут есть состояния, начиная с которых существует возможность проявления парцуфа души человека – это земля. Но там, где оно невозможно, существует тьма, которая легче воды. И эта тьма является потенцией того, что потом реализуется в виде усилия человека, направленного к высшему. При этом эта тьма нами уже идентифицируется как тьма. Она может быть нами опознана как сущность, для неё есть имя – тьма. Но она совершенно не есть жизнь. А то, что за тьмой – бесконечность, бездна. И поэтому тьма служит основой, нашим первым осознанием того, что за ней последует земля и всё развитие человека. Мы постигаем тьму, но не постигаем бездну. Вот точно так же в земле находятся подземные воды, часто смешанные с нефтью или  с чем-то ещё. И существуют черные камни, которые горят, и являются камнями. И поэтому на них может быть построена земля. Дальше всё идёт от них и заканчивается пламенем, «иша». И точно так же бездну мы не постигаем, а та тьма осознаётся нами, как начало всего. Поэтому нижняя вода, бесконечность Малхут вниз нами не постигается. А то, что на поверхности выше воды, нами постигается и может служить топливом, как наше постижение для всего дальнейшего нашего исправления. Поэтому нефть жидкая и горит.