Зоар Брейшит 58-59

Зоар Брейшит 58-59

 

           Чем выше духовный уровень праведника, тем он больше ощущает, что у него всегда болит то, что находится в прямой зависимости от понимаемых им собственных нарушений в той или иной линии.

            При этом от него и вниз этот принцип сохраняется. Но, чем дальше вниз, тем сокрытие этих симптомов больше. Поэтому человек может ощущать боли в любом органе его тела. И это предписанный ему тикун. Он зависит от действий.

            Болеют праведники? Болеют. Особенно в болезни человек должен оправдывать Всесильного. И стараться исправить первопричину болезни, которая в том или ином духовном действии есть его неисправленность.

            С одной стороны, праведнику легче, потому что для него прослеживается прямая связь между его духовными действиями и болезнями. С другой стороны, не очень. А обычный человек, во-первых, должен правильным образом лечиться у врачей. А во-вторых, понимать, что это есть тикун, раскрывать и оправдывать Всесильного и благодарить за то, что Он дал ему разум.

           Болезнь – часть тикун. Просто это не внешнее, а внутреннее воздействие. Воздействие не в двух внешних, а в трех внутренних. Не забывайте, что вся Игра состоит в создании вокруг того, что непостижимо, пяти уровней левушим: шореш, нешама, гуф, байт и эйхал. Имя – это одежда. Давая имя, мы облекаем и наполняем ту сущность, которую представляем. Мы её постигаем в чувственном восприятии. Но на самом деле, в своём истинном содержании и первое, и второе, и третье, и четверное, и пятое с точки зрения умозрительной картины является совершенно непостижимым. На вопрос: «как это делается?» мы ответа не получаем. Из некоторого чувственного опыта, который имел Моше, к нему возможно только небольшое приближение.

            Обычному человеку нужно молиться. Во всём есть всё. Всё взаимосвязано.  Шореш - замысел того, что должно раскрыться в нешама. В шореш есть всё. Но из этого набора шореш человек реализовал то направление, которое привело к  отдалению исправления нешама, вследствие чего это отразилось на гуф и т.д. и т.д. Но проследить эти пути человек не может. Можно долго думать, устанавливая конкретную взаимосвязь. Поэтому этого делать не надо. Человеку надо помолиться, просить Всесильного, чтобы Он его излечил. Человек должен понимать всю цепь излечения. Болезнь дана человеку, чтобы он ещё раз обратился к Всесильному. Человек должен радоваться этому, как и во всём, раскрывать Его.

             Может ли быть переизбыток любви? По сравнению с тем, что есть Он, всё есть её недостаток. И человек может вместить столько любви, сколько ему уготовлено Всесильным. И это есть бесконечность.

             Я вам рассказывал, что такое швират келим. Не надо континуальное рассматривать дискретно. Когда какое-то явление обозреть не можем, мы разбиваем его на отдельные эпизоды. А когда можем обозреть, то мы говорим, что это состояние парцуфа Адам. Он ощущал себя в своде и одновременно вокруг него был Всесильный. И он понимал, что вокруг него Он, а он сам есть существующая действительность. И не мог сопротивляться тем желаниям, которые у него есть. Какое может быть разбиение сосудов? Может быть структурирование их. Мы придаём дискретность, разбиваем только для мысленного обозрения. Поэтому парцуф был разделён для исправления. Сначала на две части, потом на три. Это и есть швират келим.

            Все механистические курсы, которые мы изучали, напоминают прикладную математику. Они хороши, если их применять для понимания чувственной картины. Если человек пытается вместить их в себя как отдельный курс, без цельного понимания всей чувственной картины, то это абсолютно бессмысленное занятие.

            Произведения Ари описывают чувственные процессы, которые мы с вами обсуждаем. Вся его книга говорит о первых состояниях парцуфа Адам. И, исходя из этого, о том, как во всём, в том числе и в людях, формируются чувственные состояния. Потому что во всём есть всё. Это классический, фундаментальный труд. Но без общей картины происходящего он понят быть не может.

           Допустим, мы изучаем общий психотип человека. Как у него возникает взаимодействие с окружающим миром. Как он реагирует на разные раздражители. Да, всё отлично. Но как из этого можно понять, что такое мировая литература? Не возникает всей гаммы ощущений накопленного человеческого опыта, который отражён в поэзии, в литературе в целом.

            А труды Ари посвещены тому, как взаимодействие записей различного уровня рождает чувственное ощущение. Если человек может связать это с цельным пониманием всей чувственной картины, это даёт представления обо всём. Теперь вы представляете, что мы читали и комментировали, и при этом ещё и понимали, о чём идёт речь. Сейчас мы бы к «Талмуду десяти сфирот» подходили совершенно иначе. Это описание структуры взаимодействия различных записей друг с другом. Например, записей света с записями желаний для того, чтобы создать чувственную картину мира. Свет – это тоже запись. Но запись ощущения света. Если сейчас откроете «Талмуд Эсер Сфирот», вы увидите, какое это суперпроизведение. Это откровение сверху, данное через человека. Я не хочу ни преувеличивать его постижения, ни ограничивать их. Потому что оценивать постижения тех или иных мудрецов мы не в состоянии.

           Кто знает, что подразумевал художник, рисуя картину? Каждого человека по этому поводу охватывают разнообразные чувства. И у какого-то мудреца, который смотрит на картину и радуется Всесильному, ощущение гораздо более сильное, чем у того безбожного художника, который её рисовал. Мудрец радуется тому, как устроена Игра, что её отображение возможно в таком художественном виде руками тех, кто сам верующим не является. И для него постижение всего этого процесса это потрясающая радость – от произведения искусства в совокупности с самим цветовым фоном, который нанёс художник. Но от этого он уходит в далекие, далекие рассуждения, которые его наслаждают. И конечно его наслаждение имеет гораздо более тонкий и глубокий характер постижения всего процесса написания картины этим же самым художником, нежели у него самого. Я просто не хочу давать оценку мудреца в каждом конкретном случае, потому что это мне неизвестно.

 

            Почему, после того как ушла Сара, Авраhам снова соединился с Хагар? Зачем это произошло? В ней должны были произойти дополнительные исправления, которые делали возможным конечное соединение правой клипы в средней линии. В имени Ишмаэль есть Шин. Непостижимым замыслом Всесильного, введённым для исправления Малхут в трех линиях для раскрытия в ней записей высших постижений. Но это возможно, несмотря на то, что он был сын полей. Это значит, что как Яаков забраться в гору он не мог. И всё время находился в низшей части земли. И Сара была несовместима с Хагар. Всё племя Ишмаэля пошло от Хагар. И его братья служили Ишмаэлю. В парцуфе души Хагар должны были раскрыться содержащиеся в ней записи, которые послужили бы её дальнейшему исправлению с целью заложения в потомство того духовного фундамента, который впоследствии мог привести к исправлению и слиянию со средней линией.

           Потому что Ишмаэль - движение на восток, вниз, в правую клипу. Но затем они должны повернуться обратно. Ведь Игра должна быть не закончена, а завершена. Достичь своей вершины. И поэтому Хагар необходимо было получить дополнительные исправления, которые, с Авраhамом, она и получила. А он мог дать ей исправление, потому что он получил всё то, что должен был получить от влияния Сара.

           В линию Хагар должен быть заложен тот ген, который впоследствии делает возможным исправление правой клипы. Это было совершено с помощью братьев Ишмаэля.

           У Ишмаэля другая функция: выделение правой клипы.

           И Авраму, и Сарай были прибавлены Хей. Это то, что есть действительность вокруг. Это значит, что они получили букву, которая предопределяет их влияние на текущее и последующее состояния мира.

           Йуд – это замысел. То, что создано Всесильным как нижняя часть души для получения Его наследия в бесконечной мудрости Его замысла. И где здесь свобода воли? А Хей тут же ставит всё на свои места. Потому что это чувственное ощущение человеком действительности и одновременно его влияние на неё. В Хей заложено всё: свойства сопоставления, разума, наполнения, движения слева направо и сверху вниз. Хей - это сущность, действительность.

           

            Мужчина, иш и женщина, иша. То есть, в иш есть Йуд, а в иша Хей. Женщина больше соединяет с этим миром.

             Жена для мужчины, это его соединение с тикуном. Но надо понимать смысл этого. Как один из смыслов Хей, это влияние человека на мир и мира на него с заложеными внутрь направлениями наполнения: слева направо и снизу вверх. И в зависимости оттого, сколько он пройдет слева направо и снизу вверх, меняется всё, в том числе взаимодействие личности, человека и мира. И Хей есть ощущение жизни. То есть чувственное постижение этого мира, влияние на мир и мира на тебя.

 

            58. «И вечно разделение – во втором, которое – левое. В начале – и сила, и гнев, ибо пробуждается левое в споре, пока не уймётся в успокоении, и сотворён c его помощью Геhином, и сотворены все те ангелы, которые обвиняют (т.е., обвиняют Израиль) перед Хозяином их Высшим, и пожирает их огонь, и сгорают. И так – все остальные, которые аннулируются (митбатлей מתבטלי), и нет у них существования, и пожираются огнём  -по виду этого Кораха снизу. И все (исходящие из начала спора, который в огне и гневе) – по виду этого».

 

           И «ангелы, которые обвиняют» – это требующие исправляющих воздействий неисправленности в человеке, которые в обратном исчислении, не сверху вниз, а снизу вверх, взывают к наказанию. То есть в системе обратной связи это неисправленности в человеке, признаки левого состояния, которые приводят в действие силы, информирующие о необходимости обратного исправляющего воздействия.

            И «пожирает их огонь, и сгорают». И «огонь», с точки зрения молитвы в любви к Всесильному: раскрытие и оправдание Его во всём и радость, направленная к Нему.

            «И так – все остальные», всегда происходит одно и то же. То есть со всеми остальными всё всегда одинаково.

              И «которые аннулируются (митбатлей מתבטלי): Мэм, Тав, Бет, Тет, Ламед, Йуд. Малхут, наполненная усилиями человека, освящается брахой Всесильного и милостью Его в даровании высших постижений и прикосновению к Его непостижимому замыслу. Когда Малхут усилиями Тав соединяется с Бет, Тет, Ламед и Йуд, это приводит к аннулированию всяческих обвинителей.

             «И нет у них существования, и пожираются огнём  -по виду этого Кораха снизу. И все – по виду этого».

 

59. «Да будет свод» (Брейшит, 1), - распространится распространением это от этого (нижние воды – от верхних, и верхние – от нижних). «Э-ль» (Имя Б-га [אל], которое является также первой частью Имени «Эло-hим» [אלהים]) – часть правая. «Э-ль Гадоль» (т.е., «Б-г Великий») распространился распространением изнутри вод, чтобы завершить (сделать целостным) это Имя «Э-ль», и заключить этим распространением это – в этом, и распространился из «Э-ль» - «Эло-hим». [Буквы] эти «hей-йуд-мэм» (т.е., часть Имени «Эло-hим», оставшаяся после отделения Имени «Э-ль») распространились и перевернулись (т.е., поменяли последовательность), чтобы быть водами нижними – «йуд-мэм-hей» (получается «йама»,  [ימה] т.е., «море»). То распространение, которым распространились во второй (день) воды верхние, [буквы] «hей-йуд-мэм» (в той же последовательности, что и в Имени «Эло-hим») – это «hа-йам (הים) hа-гадоль» (море великое); «hа-йам» - воды верхние, перевёрнутость букв этих, [т.е.] «йама» - воды нижние. Поскольку же исправились, сделались все правилом единым, и распространилось Имя это в несколько мест». 

 

            Воды нижние – это существование парцуфа в нижних слоях Игры. Воды верхние высшее постижение парцуфа, души человека. Вода - вся Игра. И видимость в нижних водах и в высших водах разная.  

            «Да будет свод» - распространится распространением это от этого (нижние воды – от верхних, и верхние – от нижних)». И «нижние воды - от верхних», по мере удаления во тьму. И «верхние - от нижних», по мере усилий по подъёму. То есть, Игра будет структурирована сверху вниз и снизу вверх. «Да будет свод» - то есть ощущение разности состояний: человек и Всесильный, Адам и Он.                           

            «Э-ль» – часть правая». И «Э-ль», это постижение Его замысла в высших истинах, которые даются человеку. Постижение в высшем – «часть правая».

            «Э-ль Гадоль» распространился распространением изнутри вод, чтобы завершить (сделать целостным) это Имя «Э-ль». Почему? Потому что «Гадоль», это Гимель, Далет, Вав, Ламед. Но это означает соединение воздухом, Гимель, две ножки. Означает Его систему управления, вносящую в состояние души человека ощущение исправления в уровень Далет и соединяющую его с возможностью высших постижений. И это то, чем Он пронизал Малхут во всех бесконечностях состояний парцуфим Адам. И, таким образом, соединил высшее постижение, которое записано Им, как доступное в бесконечностях слияния с Всесильным Алеф, в постижении Его высших истин Ламед, соединив их со всем состоянием парцуфим во всём пространстве Малхут, во всех водах. И «распространился распространением изнутри вод». Спрашивается: Он распространился? Да. Но как образовалось Имя Гадоль? Нет иного Его Имени, кроме того, которое постигается человеком. При создании Игры и системы управления ею Он распространил Своё Имя во все состояния парцуфим. Но это Его Имя «Э-ль Гадоль» собирается снизу вверх, соединяясь с высшим. Поэтому, чтобы завершить в целостности это Имя «Э-ль», собрать его со всех уровней постижения Гадоль, «распространился распространением изнутри вод».

            И «заключить этим распространением это – в этом, и распространился из «Э-ль» - «Эло-hим». Чтобы «заключить этим распространением это - в этом». Высшая Его запись, то есть бесконечного завершения целостности Его Имени, которое соединяется в Гадоль, Большой. А Гадоль складывается из постижения праведниками Его Имени в каждый момент Игры. Всё это записываемое во всех поколениях кумулятивно нарастающее постижение Его Имени всеми йегудим во всех поколениях постепенно складывается, нарастает и становится Гадоль. И оно везде содержится и записано как Гадоль. Но собирается оно «изнутри вод». И «заключить этим распространением это – в этом», высшее - во всём. Всех соединить с высшим.

           И «распространился из «Э-ль», из высшего постижения Его Имени, которое есть полное слияние в зивуге во всех Его высших знаниях Ламед, «Эло-hим», соединилось с hим.

            «Буквы эти «hей-йуд-мэм» распространились и перевернулись, чтобы быть водами нижними – «йуд-мэм-hей». Эти буквы в Его Имени – это то, как Высшее Его Имя отражается в ощущениях этого мира, данное непостижимой Его мудростью ощущение состояния человека во всех точках Малхут.

             Гадоль, принцип о том, что Он распространил Своё Имя во всех постижениях всех рошим всех парцуфим. Гадоль уже есть, как запись. И при раскрытии в рошим парцуфим народа Исраэль, во всех парцуфим Адам оно собирается, как Гадоль в единое целое. Это Его Имя Гадоль постепенно сливается с «Э-ль». Но, одновременно, если на эту картину посмотрим с другой стороны, это есть  «hей-йуд-мэм». Почему? Потому что Его Имя даётся в чувственных картинах этого мира, непостижимым замыслом Его Игры введённых в каждой точке Малхут в состояние души человека. Распределённое Имя Гадоль скрыто в чувственных ощущениях этого мира Хей, которые даны Йуд в Мэм. И это «Эло-hим». Но и это ещё не всё. «hей-йуд-мэм» распространились». Записи ощущений этого мира Хей были распространены по всем неисчислимым состояниям соединений Малхут «внутри вод». Это вода, абсолютно не  вычленяемое сообщество, единое множество состояний парцуфим Адам, усилиями человека как угодно трассируемое внутри. И «перевернулись» в ощущениях человека, не понимающего, что происходит. В ощущении вод нижних: Йуд, Мэм, Хей. Данных Его мудростью чувственных постижений человека этого мира, как Малхут. Как замкнутого пространства, как дискретного физического мира. Созданным Его непостижимым воздействием, мудростью Его Игры физическим ощущением этого мира, как наполнение Хей. И это воды нижние. Из этих же букв получается слово «йама»,  [ימה] - «море», то, что лежит ниже земли. И в чём человек существовать не может. Там чем дальше вниз, тем хуже. С каждым метром давление нарастает. И почему хуже? Потому что мы понимаем, что ощущения человека, спускающего под воду, в нижнюю воду всё дальше и дальше от ощущения лёгкости, свободы, жизни и т.д. Потому что это воды нижние. Изначальный концентратор, в котором содержится всё, что при подъёме наверх реализуется как Его записи физического мира. Но, тем не менее, всё равно это вода, жизнь. Это состояние Малхут, то, из чего возникла жизнь, это вода, она даёт жизнь. Кстати, поэтому море солёное. Потому что оно соединено с растворенной субстанцией, которая есть камень: неживая, твердая.

             «То распространение, которым распространились во второй (день) воды верхние, буквы «hей-йуд-мэм». Это ощущение действительности, которое в построении Всесильным структуры Малхут наполнено Его мудростью. Это воды верхние. В начале нашей лекции я сказал о том, что воды верхние и воды нижние отличаются всего лишь постижением структуры окружающего мира. Хей, Йуд, Мэм. Хей, которая Йуд наполняет Мэм. Это состояние человека, которое соответствует наполнению Мэм Йуд. Это верхние воды.

            И «это «hа-йам (הים) hа-гадоль (море великое). И сказано, что оно «великое» не потому, что в ощущениях человека оно большое. Оно содержится везде. Верхние воды содержатся во всех водах нижних. Физические свойства воды в зависимости от глубины не меняются. Поэтому может быть выпарена вода, взятая с любой глубины. Она есть везде, она «гадоль». Во всех состояниях парцуфим есть запись высших состояний. Праведники были всегда. Это нам известно из Торы. И верхние воды есть и в состояниях, в которых нижние являются доминирующими.

            И «hа-йам» - воды верхние, перевёрнутость букв этих, т.е. «йама» - воды нижние». Для правильного восприятия мы это повторяем. 

            «Поскольку же исправились, сделались все правилом единым, и распространилось Имя это в несколько мест». «Поскольку же исправились…». Записи о возможности исправления содержатся везде, но не везде исправляются. Нам известны все великие каббалисты. И поэтому «Имя это в несколько мест». Во всех состояниях парцуфа Адам содержатся записи об исправлении. Но они не везде реализуются.

            У нас совсем немного поколений. И не в каждом из них есть великие мудрецы. Многие из них, возможно, обладая постижениями, не оставили о них письменных свидетельств. И при этом есть книги великих мудрецов, по которым мы учимся.

            В комментируемом тексте нет опечаток: «Имя это в несколько мест». С точки зрения Каббалы, которая оперирует бесконечностями, тысячи – это множество. А десятки или сотни – это немного, «несколько мест». И кроме них больше и нет ничего. Они трассировали всю историю.

Нижние воды всего лишь уровнем постижения окружающего мира отличаются от верхних.

В море жизни нет. Жизнь в двух измерениях – это не жизнь. Для того чтобы она стала жизнью, необходимо третье измерение.

Если говорится: «Выбери жизнь», это означает выбрать изучение Торы и жить по её законам. Но этот путь выбирает немного людей. И поэтому жизнь такая невесёлая.