Зоар Брейшит 60

Зоар Брейшит 60

 

Нешама – это состояние души человека в настоящий момент. Шореш – это то, из чего нешама происходит. Нешама – это развертка шореш. А шореш – это совокупность всех записей парцуфа человека, которые раскрывались, раскрыты и будут раскрываться. Это то, что в раскрытии представляет нешама, в ещё большем раскрытии представляет гуф и т.д. 

Мысли человека – это записи. А переход от мысли к мысли - не записи. Не запись - усилие по выбору типа существования. Всё существование человека, весь его диапазон есть запись. Но запись бесконечных вариаций.

Существует вода. Все возможные конфигурации соединений молекул внутри воды потенциально известны. А совокупность конфигураций их соединений, возникающих в каждый момент времени, является творчеством человека.

Общее количество их комбинаторных сочетаний - бесконечность. В принципе, из этой бесконечности мы можем выбрать любое комбинаторное сочетание соединения молекул внутри воды, конфигурацию записей. Но при этом каждый раз она будет новой. Потому что все элементы записи существуют, а их соединения являются результатом усилий человека.

Это не механистическая Игра. Это не перескакивание при неизменных полках с одной из них на другую. Человек из действительно существующих, записанных элементов всё время своими усилиями создаёт новые конфигурации. Поэтому спрашивается: «Мой дом из кирпича»? Да. Но дом может быть любой конструкции. Заданы кирпичи любых размеров. Человек в любой момент времени своими усилиями может создать переход в иное сочетание.

Возьмём элемент произвольного сочетания ветвящихся записей Древа Жизни.

Из заранее заданных, записанных элементов свой парцуф человек набирает сам. Состояние его парцуфа в каждый момент времени является интегральной функцией от всех предыдущих состояний. То есть, то, как вы приходите на следующий уровень, зависит не только от предыдущей записи, но и от всех ваших прошлых записей. Все они суммируются. Поэтому фактически вы строите себя сами. Функция вашего парцуфа индивидуальна. Она является плодом ваших собственных усилий. Усилия – это переход.

Толчком для усилия со стороны Всесильного является Хет.

Записи состояний твоей души были сжаты до такой кондиции, что пожелали распрямиться, увеличиться в объёме, раскрыться. То есть, воздействие внешнего мира на тебя сформировалось таким образом, что тебя привело к Каббале. Мы это знаем, это стандарт.

Побудительной мотивацией для усилий человека является воздействие Его ангелов. Система Его воздействия, воздействие этого мира.

Какой выбрать путь, в какое следующее состояние переключить человека, это Его суд, дин, Его решение. Дин зависит от усилия, которое делает человек, от его порыва к Нему. Суд и принятие решения происходят каждую секунду.

В Игре для человека заложен целый ряд инструментов. Например, такой, как тшува. Человек испытал слабость, но потом может её признать. Все игры, существующие на земле, созданы отталкиваясь оттого, о чём я сейчас вам рассказываю. А все остальные формулы, формулировки, правила игры, начиная от физических законов и кончая всем остальным – это всё отражение универсального. Частный случай. И компьютерные игры в том числе, особенно с наборами очков.

Возможность тшува существует всегда. Она существовала и для Кораха вплоть до его стирания. После этого она уже не существует.

Как принимается решение о стирании? Всё это Игра. Поймите правильно, я не могу о Нём самом говорить за Него. Я думаю, что когда принимается решение о стирании, имеет место и общее сопоставление парцуфа конкретного человека или конкретных людей с парцуфом Адам. Необходимость их соединения с парцуфом или отсутствие необходимости их дальнейшего существования внутри парцуфа соотносится с целью Игры.

Хет: прегрешение, грех – это уже результат сопоставления, а значит результат существования в человеке жизни. Каким-то своим действиям, внутренним или внешним он даёт имя «грех» только в том случае, если он уже сопоставляет низшее и высшее. Себя и Высшую силу. И в этом уже проявляется чудо Творения. Адам, видя Всесильного и себя в окружении Всесильного Святого, наделяет себя свойствами, которые его отодвигают от Всесильного. Таким образом, в отличие от совершенства Всесильного, он приписывает себе некую греховность. Но это уже и есть чудо Творения. Это та точка, с которой начинается движение Творения вверх. Это и есть тот импульс, о котором мы говорили. То есть, воздействие Всесильного заставляет Творение, человека увидеть в себе грех, отрицательную разницу свойств. А, следовательно, потенцию к движению. И поэтому, это есть чудо воздействия Всесильного. Тет уже действие по наполнению. Тет, это Всесильный, который переключает человека в следующее состояние.

Тав – это усилие человека. Хет – это состояние, предваряющее усилие человека. Для того чтобы двигаться наверх, нужно понять, где ты находишься. И Хет есть усилие по самоидентификации, самопостижению. Это усилие есть чудо Всесильного. Потому что Творение само проснуться не может. Затем действует усилие человека Тав и Тет.

 

В Торе (Брейшит, 24:1-4) сказано: «Авраhам был стар, пришел в лета, а Бог благословил Авраhама всем. И сказал Авраhам своему рабу, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него: «Положи руку твою под бедро мое, и я закляну тебя Богом, Всесильным Богом небес и Всесильным Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Кнаана, среди которого я живу; но в мою страну и на мою родину пойдешь и возьмешь жену сыну моему, Ицхаку».

Почему Авраhам заклинает Всесильным своего слугу, Элиэзера? Заин в его имени говорит об абсолютной предписанности его судьбы. А, следовательно, об ограниченности в уровне развития. Его судьба задана, а, таким образом, его продвижение не бесконечно, ограничено. Буквы его имени означают: созданы этими изначально для получения наследия. Но созданы изначально, предполагает полную заданность, предсказанность, конечность его состояния. И даже если она чрезвычайно позитивная и высокая, именно заданность является ограничением. И поэтому Всевышний в разговоре с Авраhамом назвал Элиэзера: «Этот». В Торе (Брейшит, 15:4) сказано: «И вот, слово Бога ему: «Не будет тебе наследовать этот, но лишь прямой потомок твой будет тебе наследовать тебе».

 

В Торе (Брейшит, 27:1) сказано: «И было, когда Ицхак состарился, и притупилось зрение глаз его…»

Слепота – это значит непостижение, не оценка. Это последствие того, что Ицхак левая линия. С одной стороны, в нём есть левое, основанное на оценке, на суде, на взвешивании, на сопоставлении. Левая линия зрением из самой себя не способна ничего произвести. Она может это сделать только усилием.

В Торе (Брейшит, 25:27-34) сказано: «И выросли дети, и стал Эйсав человеком, сведущим в охоте, человеком поля, а Яаков – человеком смирным, жителем шатров. И Ицхак любил Эйсава за то, что охота на устах его, а Ривка любила Яакова. И сварил раз Яаков кушанье, а Эйсав пришел с поля усталый. И сказал Эйсав Яакову: «Дай похлебать мне красного, красного этого, потому что я устал». Поэтому дали ему прозвище Эдом. Но Яаков сказал: «Продай же мне теперь свое первородство!». И сказал Эйсав: «Ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство?». И сказал Яаков: «Клянись же мне теперь!». И он поклялся ему, и продал свое первородство Яакову. И дал Яаков Эйсаву хлеба и похлебку из чечевицы, и он поел, и попил, и встал, и ушел. И пренебрег Эйсав первородством».

В Торе (Брейшит, 27:5-12) сказано: «Ривка же слышала, как Ицхак говорил Эйсаву, сыну своему. И когда Эйсав пошел в поле ловить дичь, чтобы принести, сказала Ривка Яакову, сыну своему, так: «Вот, я слышала, как отец твой говорил Эйсаву, брату твоему, сказав: Принеси мне дичь, и приготовь кушанье мне, и поем, и благословлю тебя пред Богом прежде смерти моей. Теперь же, сын мой, послушайся голоса моего в том, что я повелю тебе: пойди-ка в стадо и возьми мне оттуда двух козлят хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит. И поднесешь отцу твоему, и он поест, дабы он благословил и тебя перед смертью». И сказал Яаков Ривке, матери своей: «Ведь Эйсав, брат мой, человек волосатый, я же человек гладкий. Может быть, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение».

Яаков – это средняя линия. И в отношении перемещения в среднюю линию невозможно находиться в знании, в оценке этого мира глазами. И это слепота Ицхака. В своей слепоте он сделал выбор в пользу усилий Яакова, который хотел быть первенцем, купив первородство у Эйсава, и следуя советам своей матери, Рахели, которая порекомендовала ему обмануть, а фактически в усилии получить то, что ему уготовано. Он должен был обмануть зрение, слепоту отца. Он же обманывал слепоту? А слепота – это невозможность оценивания духовного видения этого мира. Это можно сделать только в вере. И поэтому получение нужного результата производится обманом слепоты.

 

Почему Ишмаэль появляется раньше, чем Ицхак, и Эйсав появляется раньше, чем Яаков? И когда появлялся Яаков, он держался за пятку Эйсава? Это то, о чём мы читали в «Зоар». Сначала отделяется клипа, а потом уже происходит слияние. Сначала из правого отходит правое, правые клипот. И сначала отделяется, а присоединяется потом. Чтобы соединиться, надо сначала разделиться. И поэтому сначала появляется Ишмаэль, а потом Ицхак. И сначала появляется Эйсав, а потом Яаков. И ещё держится за его пятку.

Процесс разделения продолжается, вплоть до слепоты.

Почему Яаков опасался входить к отцу и говорил матери, что он боится быть проклят, а мать говорила: «На меня проклятие твое, сын мой!» (Брейшит, 27:13)? Все свойства, которые потенциально могут быть прокляты, содержатся в никева, в нижней части души. А Ривка пишется: Рейш, Вет, Куф, Хей. Куф – всё проклятие, которое может быть дано по действиям Яакова его отцом, будет на ней. Потому что ей движут совершенно другие мысли: мысли материнской любви. Приоритет человеческой любви, Куф.

Тут можно сказать в пшате. Потому что действие связано с обманом слепоты. Вы не замечали, что Всесильный часто совершенно иначе оценивал действия большинства героев Торы, нежели окружающие и они сами? Например, когда Давид отправил на войну Урия, мужа Бат-Шевы. В «Зоар» есть Его классический разговор с Сатаном.

Так как Ицхак незряч, то он может проклясть Яакова. Он находится в форме не зрения, неправильного восприятия. Он находится в оценке сыновей в восприятии этого мира. Ввиду этого он может Яакова проклясть.

Великий праведник, родоначальник левой линии, хотел всё передать Эйсаву. А дальнейшее разделение левой линии, отщепление левого от левого, от левого очень быстро, всего через одно поколения от Эйсава, приводит к его внуку Амалеку. Получается, что правнук великого праведника уже Амалек. А это возможно? И так как Ицхак родоначальник левой линии, то в нём есть всё необходимое для того, чтобы эта его линия развивалась вниз до своего апогея. Что мы и видим. Он же, в конце концов, сделал всё правильно. Когда он Яакову дал благословение, к нему пришёл Эйсав. Стал просить благословения. Он сказал ему, что уже поздно. То есть с ним произошло необходимое исправление. Он своего благословения не отозвал. Он понимал, что слово есть совершённое действие. И, кстати, ещё одно. Яаков, для того чтобы получить благословение, совершил усилие.

 

В этом действии Яакова заложена колоссальная информация, корень того, что потом будет происходить со всеми праведниками: и с Моше, и с Машиахом. А это значит: поступать в соответствии с собственным разумом, с установленными правилами Игры.

Игры не будет, если нет свободы воли. И, в том числе, в виде выбора, который делает Яаков, следуя пожеланиям матери и боясь наказания отца, свойства которого ему понятны. И, несмотря на то, что Авраhам и Ицхак праотцы и великие праведники, не они, а всё-таки Яаков стал Израилем и Иешуруном. Значит, именно в Яакове заключены те записи, которые должны позволить народу Исраэль добиться цели Игры. Это один из тех случаев, когда внутреннее содержание абсолютно понятно, а внешняя форма кажется неверной. Здесь существует некий обман. Но это обман обмана. Но для того чтобы на таком уровне видеть обман, нужно иметь свойства Яакова. И здесь же необходимы записи, которые Ривка использует по другому поводу. Они в ней раскрыты с точки зрения советов, указаний которые исполняет Яаков. Надо понимать, что это обман обмана.

Обман – это слепота. Слепота – характеристика того, что руководствоваться глазами в данном выборе нельзя. И Ицхаку было дано такое состояние. В своём выборе он не должен был руководствоваться тем, что видел. Этот всё время задумчивый, он мне нравится меньше. А этот охотник и постоянно в хорошем настроении. И за это я его люблю. Один был мирным, спокойным человеком. А второй был ловцом, бойцом-охотником. И это Ицхаку импонировало. Почему? Потому что в Ицхаке были соответствующие записи, раскрытие которых он увидел в Эйсаве. Но выбор между Ицхаком и Эйсавом глазами, то есть в оценке земных свойств, сделан быть не мог. И поэтому Ицхак ослеп. И сделал выбор без помощи глаз. Но выбор, основанный на зрении, на тех образах, которые он помнил, как своих сыновей, есть обман. Он основан на зрительных образах, а должен делаться без них. Он нюхал одежду. То есть то, чего сегодня уже нет, в своей памяти он сопоставлял с прошлыми записями.

В Торе Яаков – это одно из самых трудных мест. Это обман обмана. И, таким образом, Яаков, меняя эти образы, должен исправлять обман, который есть в оценке. И на Ривке будет проклятие его. Яаковом движут совершенно другие желания: желание вознести отца. Он понимает, что то ценное, что есть между Всесильным, Авраhамом и Ицхаком, Эйсав нести не будет. А только он может это сделать. Именно Яаковом движет духовная составляющая наследования. Яаков устремлён к Всесильному. Поэтому проклятия на нём с Его стороны быть не может.

Движущим мотивом Яакова является его желание компенсировать существующий обман, который может помешать духовному наследованию. И он принимает это на себя. Отец может его проклясть, и он этого боится. «Проклятие твоё на мне будет», - говорит Ривка. Почему? Так как ею движет не духовная составляющая, а любовь к одному сыну, большая, чем к другому. Поэтому относительно неё, это проклятие будет иметь место. И это та запись, которая дана ей. Она ей движет безусловным образом.

Волю Всесильного Яаков выполняет собственными усилиями. То, что есть в Ривке, она получила благословением Всесильного без его наполнения. Она не понимает, что действует волей Всесильного.

В ощущении жизни, в котором она находится, в её собственном намерении мотивом её действий является данное ей в структуре женской души, бесконечных желаний.

В Торе (Шмот, 32:25-29) сказано: «И увидел Моше народ – как он распущен, потому что распустил его Аhарон на посмешище врагам его, и встал Моше в воротах стана, и крикнул: «Кто за Бога - ко мне!». И собрались вокруг него все левиты. И он обратился к ним: «Так сказал Бог, Всесильный Израиля: пусть каждый из вас опояшется своим мечом, пройдите весь стан туда и обратно, от ворот и до ворот – и пусть каждый убьет брата своего, и друга своего, и близкого своего!». И сделали левиты, как повелел Моше, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. И сказал Моше: «Сегодня посвятились вы для служения Богу, потому что каждый из вас показал свою готовность убить собственного сына и собственного брата по приказу Его, заслужили вы сегодня благословение!».

Что такое смерть? Смерть – прекращение тикун, ощущения жизни. У человека нет никакого другого ощущения жизни, кроме как в течение физической жизни тела. Праведники награждаются ощущением вечной жизни, жизни после смерти. Но оно совершенно другое, оно не в теле. Игра на них продолжает транслироваться. Смерть – это прекращение трансляции.

Свойства людей, которых убили, не были стёрты? Они снова существовали в дальнейших тикуним? Наверное, да. Но в каких видах, мы не знаем. Что значит: все они существовали в дальнейшем? Не забывайте, что идентичности душ, той, которая была и той, которая живёт снова, нет. Иначе говоря: свойства души, которую парцуф ощущал в N-ном случае, не эквивалентны свойствам души, которую он ощущает в N+1 случае. Душа делится на две части: низшую и высшую. С родительскими свойствами души соединяются те, которые даются сверху. Фактически, когда человек умирает, всё, что произошло с нижней душой, прекращает транслироваться. Она становится результатом нового слияния женской и мужской души, объектом новой трансляции. А с ней соединяются записи, которые даются сверху. И в этих записях то, что произошло с предыдущим носителем, может быть заложено, но не в предопределённом виде. То есть, высшие записи будут содержать некий апгрейд, которым они обогащены в результате страданий во время жизни человека. Потом, так или иначе, эта совокупность записей будет использоваться для того, чтобы соединиться с новой низшей душой. Но она, тело даётся новыми родителями. А вот то, что опускается в неё, это уже будет то, что было в каком-то человеке плюс то, что должно быть в новом.

Результат той души может распространиться на несколько тел. Это не заданный процесс. Это часть Его Игры. После полного исправления можно будет увидеть всё, что в результате гильгулим, преобразований реализовалось. В высших мирах личность стирается, нет разделения на свои и чужие гильгулим.

Что такое клиническая смерть? Это одна из записей, которая показывается человеку. Это пограничное состояние между жизнью и смертью. И так как это чрезвычайно сильное страдание, ему даётся осознание и постижение того, что на самом деле всё есть картинка. Они воспринимаются, как отлёт души. На самом деле, это картинки. Дальше никто никуда не улетает.

Каким может быть следующий тикун у наркомана? Та часть парцуфа, в которой записаны его страдания, его тикун, будет соединена с новой нижней душой. Что такое нижняя душа? Запись тела: привычки, склонности, то, что называется характер. Образ гуф, ощущения, наследственные болезни и т. д. Всё это нижняя душа. Но всё, что относится к той части, которая предопределяет соединение высшей и нижней души, то есть то, что является записью его страданий и усилий, его исправления, будет соединено с новым носителем. Кроме того, в этом же пакете будет ещё и высшая часть души. Потенциально она присутствует у всех, но у наркомана она не раскрыта.

Практически, мы говорим о трёх составляющих: о шореш, о высшей душе, которая обладает способностью инициировать зивуг с Всесильным. Та, которая накапливает изменения для включения этой части. И та, которая называется животной, новой записью тела, АХАП, самой нижней части души. Той, что была в курсе у Ари или Бааль Сулама. Высшая часть души, включающая в себя всё от Тиферет и вверх, это записи прежних исправлений плюс шореш. Это соединяется с новым АХАП. АХАП человеку дают родители. С ним соединяются записи прежних исправлений человека и шореш, рош, голова. Соединение всего этого в единое целое произойдёт после того, как у человека достаточно очистится уровень от груди и до головы. Это возможно только при поступлении света сверху вниз. То есть осознания и постижения как Всесильного всего, что есть. Но для этого должна заработать рош.

Есть рош, то, что от рош до Тиферет и ниже Тиферет. То, что до Тиферет, у каждого человека трансформируется в течение жизненного цикла, гильгуль. Нижняя часть – это то, что человеку дают родители. Человек умирает. Новая нижняя часть, новые родители. Они каждый раз выбираются для соединения в зависимости от изменения свойств человека. Высшей душой мы называем накопленное в прошлой жизни плюс соединённую с ним потенцию рош, которая должна раскрыться. В результате многих, многих гильгулим накапливается настолько большое изменение свойств, что весь парцуф человека становится потенциально готовым к усилию, пробуждению головы и начинает работать.

Это бесконечномерная Игра. Родители проходят свои гильгулим и тикуним. Происходит их суд, суд их потомства.

Мы с вами обсуждали, что Яаков думал, что он находится с Рахель, а был с Лея. И поэтому результатом этого зивуга не дано было стать душой, которая предопределяла бы всё дальнейшее. Это было возможно только в зивуге с Рахель. То есть всё должно было совпасть точно.

Это предмет Игры. Результат в виде конечного достижения свойств парцуфа каждый раз непредсказуем. Для какого-то конкретного человека трансляция прекращается. Следующая трансляция должна быть в новом теле. Представляете, как интересна Игра в целом, подбор и компоновка записей. Это же потрясающе. С точки зрения Того, кто может это сделать, Игра невероятно интересная.

Личность стирается. Но в душе записи о личности остаются. Но они не доступны. Вопрос: «А как я дошёл до жизни такой»? - это просто любопытство. Совершенным путём.

 

60. «Воды верхние – мужские, воды нижние – женские. Сначала были воды в водах (т.е., были едины), пока не разделились, чтобы были узнаваемы  (леиштмодаа לאשתמודעא) воды верхние и нижние. Это – «Элоhим», а это – «Адо-най», и это – «hей» верхний и «hей» нижний. Что означает написанное (Брейшит, 1): «И сделал Б-г свод»? Распространение это взяло имя это «Эло-hим» - воды верхние, и воды нижние – «Адо-най». И, вместе с этим, поскольку завершились (сделались целостными) воды мужские с помощью вод женских, Имя «Эло-hим» распространилось во всём».

 

«Воды верхние – мужские, воды нижние – женские». Это состояние души человека. «Воды верхние - мужские», это состояние души в постижении всего того, что дал Всесильный: цели Игры, её структуры и смысла. А «воды нижние – женские». Это то, что соответствует состоянию душ, находящихся в движении с закрытыми глазами, в полном сокрытии и Имени Всесильного не постигающих.

«Сначала были воды в водах (т.е., были едины)». До тех пор, пока Всесильный не вдохнул жизнь, то есть, своим речением, командой дал ощущение отделённости от Него, нахождения внутри него самого, всё было едино. До того как парцуфу было дано ощущение жизни, собственного существования и самоидентичности,

И «пока не разделились, чтобы были узнаваемы», (леиштмодаа לאשתמודעא):  Ламед, Алеф, Шин, Тав, Мэм, Вав, Далет, Аин, Алеф. Чтобы узнавать, надо постигать высшие истины. Их постижение уже дано. В постижении высших истин о смысле Игры, смысле Творения, усилиями человека наполняемых в трёх линиях, соединяющих Малхут и уровень Далет с системой исправления, позволяющими достичь цели Игры.

Здесь самое главное то, что это слово начинается с Ламед. То есть узнавание – это уже признак постижения высших тайн. Иначе мы не можем отделить одно от другого. И это «узнавание» даётся в замысле Игры, которая постигается собственными усилиями человека снизу вверх по построению средней линии, по наполнению Малхут, сопряжению её с уровнем Далет. И соединением последнего уровня Далет с общей системой

исправления. Это и есть «узнавание». То есть выяснение того и другого. И всё это в соединении для достижения цели Игры.

Ламед - ключевая буква. Всё остальное – это программа действий человека по её применению к тому, что есть вся его активность в Игре. А всё, что он должен сделать в Игре, это Алеф, Шин, Тав, Мэм, Вав, Далет, Аин, Алеф.

Только использование высших постижений даёт человеку возможность узнавать, выявлять суть вещей: отличать одно от другого, хорошее от плохого. Ламед дано как самое высшее. Это в деятельности человека способность узнавать, отличать, выявлять свойства, которая задана замыслом Творения и заключается в соединении Шин, Тав, Мэм, Вав, Далет и Аин.

И «узнаваемы воды верхние и нижние. Это – «Элоhим». И «узнавание» – это соединение. И «воды верхние. Это - «Элоhим». Когда человек соединяет «воды верхние и нижние». Мы об этом читали (в пункте 59): «Эль» – это «Элоhим». Буквы эти «hей-йуд-мэм».

«… а это – «Адо-най» - нижние воды». «Адон, Адо-най» - Господин: Алеф, Далет, Нун и Йуд. Непостижимой Мудростью Его замысла Он в уровне Далет создал человека. Он есть, Он управляет всем, но, как и что это означает, мы не понимаем. Он, Алеф, Своим замыслом, непостижимой Мудростью всего, что Он сделал создавший Игру, поместивший в ней душу человека в наш мир. Это воды нижние. То есть мы знаем, что Он есть, и Он всем руководит, но больше мы ничего не знаем. И примеров тому масса.

«Что означает написанное (Брейшит, 1): «И сделал Б-г свод»? И «свод» - это разделение вод нижних и вод верхних.

Вопрос: «Что означает написанное (Брейшит, 1): «И сделал Б-г свод»? А в пункте пятьдесят девятом написано: «Да будет свод». Это говорится о распространении Его Имени. «И сделал Б-г свод»? Распространение это взяло имя это «Эло-hим» - поскольку «воды верхние, и воды нижние – «Адо-най». И, вместе с этим, поскольку завершились воды мужские с помощью вод женских, Имя «Эло-hим» распространилось во всём». Это то же самое, что свет.

Парцуф Адам структурируется. В каждом листочке Древа Жизни существует уровень, наполняющий Имя Элоhим. И, одновременно, там существует большой массив, наполняющий имя Адо-най. «И сделал Б-г свод»,  то есть, во все потенциальные состояния всех бесконечностей парцуфим Адам ввёл свойство Бина: разумения, сопоставления. Значит, во всех парцуфим всегда существует запись слияния мужских и женских вод и постижения уровня Элоhим.

И «стало это в этом». Во всём распространилось Имя Элоhим. Во всех еврейских душах есть записи возможности постижения Элоhим. Здесь говорится только о рош народа: Исраэль. Но в рош есть постижение и Элоhим, и Адонай. Здесь говорится о более тонких настройках парцуфим: как формировались записи потенциального раскрытия.

 

В Торе (Брейшит, 26:1, 6- 7) сказано: «И был голод в той стране, кроме первого голода, бывшего во дни Авраhама. И пошел Ицхак к Авимелеху, царю Плиштим, в Грар… И поселился Ицхак в Граре. И спросили люди этого места о жене его, и сказал он: «Она моя сестра»; ибо боялся сказать: «Жена моя», подумав: «Могут убить меня люди этого места из-за Ривки, ибо она хороша видом».

Народам, к которым обращались Авраhам и Ицхак, воспринять их было невозможно. Они могли воспринять только нижнюю часть их парцуфа, которую дополняла никева. И Авраhам, и Ицхак не могли туда войти и там находиться, они не были бы восприняты и были бы убиты. И поэтому вынуждены были снизить свой уровень.

Тикун в этой земле, соединение с тем уровнем, куда вошёл Ицхак, невозможен. И через него невозможно получение тикун для этого народа. Потому что нет общих келим. И это может быть сделано только через жену. Но тогда жена не должна рассматриваться как его жена, как часть его парцуфа. Как его жена войти она не может. Для того чтобы вошла жена, в их глазах она от него должна быть отделена.

 

В одном соединении Ривки с Ицхаком есть то, что должно произвести Эйсава и в другом есть то, что должно сделать возможным соединение высшей и нижней частей души, и произвести на свет парцуф Яакова. Поэтому в Торе выбор Ривки описывается два раза: во внешнем и во внутреннем. Выбор Ривки с точки зрения описания снаружи, и выбор её с точки зрения описания изнутри. Пути соединения Ривки с Ицхаком есть корень

того, что в дальнейшем эти две линии видения выбора её превратятся в Эйсава и в Яакова.

Будет усилено то, что есть внешнее, левое. Разделение внешнего и внутреннего ощущения выбора Ривки отражает её свойства, записи в ней, которые есть внешние и внутренние, с точки зрения пути её соединения с Ицхаком, которое приводит к усилению левого и выделению среднего.

Почему в Торе сначала описан путь снаружи, со стороны третьего лица, как её выбирал Элиэзер, а потом как он выбирал от лица Ицхака? По отношению к мужчине, с которым она соединится, её внешние обстоятельства всегда левые. Никева ниже захар. Значит, она левее. В ней есть записи, отражающие её внутреннее состояние. Относительно Ицхака они находятся левее него. Из этих записей она даёт Яакову советы, которые приводят его к наследованию правой линии. И это то, что описывается внутренним расположением к ней Элиэзера, который предан Ицхаку.

Описание внешних обстоятельств того, как Элиэзер нашёл Ривку, предваряет записи соединения Ривки и Ицхака, которые отражаются в появлении Эйсава. А то, что относится к молитве Элиэзера и его внутренним усилиям по выбору Ривки, есть совокупность записей, которые предопределяют соединение Ривки и Ицхака в единый парцуф, относящийся к Яакову.

По буквам имени Элиэзер есть изначально записанное, данность Ицхаку. И эта изначально введенная запись его души, которой необходимо сыграть свою роль в выборе Ривки разделяется на две части. Внешнюю: посланец, находящий мужчину и женщину и соединяющий их в физическом мире. И внутреннюю: в соответствии с той записью, которая у него есть, он просит Всесильного, и Он направляет его к Ривке, и соединяет воедино Ривку и Ицхака. Внешнее приводит к усилению левого. Внутреннее обеспечивает перемещение в среднюю линию.

Слуги наших праотцев являлись Его прямой записью. Они введены изначально и необходимы для того, чтобы обеспечить появление Яакова, средней линии, Исраэля и Иешуруна. Деяния слуг были Ему дороги, потому что они предопределяли всё, что в процессе Игры будет дальше. Это те параметры Игры, которые предопределяли всё её великолепие в будущем. Поэтому они Ему дороги, как введённые записи, но не как

проявленные усилия души.

Правила футбола, которые позволяют наслаждаться игрой, дороже всего. Поэтому все их и соблюдают. Потому что если бы не были самым дорогим, не было бы правил, была бы возня, ругань и драка. А правила всё-таки заставляют игру быть такой, которая нас наслаждает. Они дороже всего, потому что предопределяют всё будущее, всё последующее.

Эйсав – это Аин, Син и Вав. Структура его души в наполнении левой линии, которая так или иначе должна привести к созданию средней линии, к результату Игры. Всё-таки он потомок Ицхака. В нём есть вся совокупность записей, которые должны затем, отделив левое от левого, позволить ему проявить правое как среднюю линию. Это есть Шин, но в наполнении левой линии – это Син. То есть в нём доминируют записи левой линии, которые затем должны отделиться и превратиться в Амалека. Всё, что он несёт в наполнении левой линии отражено как система исправления в двух линиях. Вплоть до последнего момента вся система исправления отражается в нём в двух линиях. До тех пор, пока не проявляется буква Вав, третьей линии в нём нет. И, если читать слева направо, когда проявляется Вав, в соединении Син наполняется и в целом осознаётся система исправления.

 

Как должен делаться выбор жены? По внешним и внутренним  свойствам. Только наполнение каждого из этих слов может различаться очень существенно. Главный во всём этом шадхан. С одной стороны, он оценивает, а с другой стороны, молится. И это внешнее и внутреннее, то есть в ответ на его молитву раскрытие записей и внутреннего, должно сочетаться с тем, что он видит и раскрытием внешнего. В контексте того, что мы читаем, мы ответили, какой в этом смысл.

 

В Торе (Брейшит, 26::12-22) сказано: «И сеял Ицхак в стране той, и получил в тот год сторицей, ибо благословил его Бог. И стал великим человек этот, и он все больше и больше возвеличивался, пока стал весьма великим. И были у него стада мелкого и крупного скота и много прислуги; и завидовали ему Плиштим. И все колодцы, которые выкопали рабы отца его, во дни Авраhама, отца его, засыпали их Плиштим и наполнили их землей. И сказал Авимелех Ицхаку: «Уйди от нас, ибо ты стал гораздо сильнее нас». И ушел оттуда Ицхак, и расположился в долине Грар, и поселился там. И снова откопал Ицхак колодцы воды, которые выкопали во дни Авраhама, отца его, и которые засыпали Плиштим после смерти Авраhама; и назвал их именами, которыми назвал их отец его. И копали рабы Ицхака в долине, и нашли там колодец живой воды. И спорили пастухи грарские с пастухами Ицхака, говоря: «Вода наша!». И он назвал этот колодец Эсек, ибо из-за него спорили. Когда выкопали другой колодец, то спорили и из-за него, и он назвал его Ситна. И, уйдя оттуда, он выкопал другой колодец, и о нем не спорили, и он назвал его Реховот, говоря: «Вот теперь Бог дал нам простор, и мы разрастемся на земле».

Колодец – это нижние воды. То, что обеспечивал Авраhам, снова должно было быть cделано Ицхаком. Эти колодцы были зарыты, а потом отрыты снова. Потому что Ицхак левая линия, перемещение от Авраhама влево. И поэтому напрямую унаследовать свойства Хесед, которые пронизывают от земли до вод нижних, он не мог. У него проявляются свойства гвурот. А, следовательно, есть необходимость духовных усилий, перемещения слева направо, с запада на восток. До этого они не существовали: сквозь землю было прямое соединение с нижними водами. Хесед, наполнение насквозь того, что есть. Но для того, чтобы он наполнял, ему нужно самому делать усилия, трудиться, выполнять работу. И эта работа - отрывание колодцев. Для того чтобы передавать сверху вниз, он должен работать. Он находится слева и должен перемещаться слева направо. И это перемещение – отрывание тех колодцев, которые в связи с данными ему свойствами души имел Авраhам. Поэтому колодцы были забросаны землёй, зарыты, а потом снова отрыты им. Потому что должно быть постоянное перемещение слева направо. Он колодцы всё время отрывал. Поэтому он великий праотец, праведник.

Но, так как в нём находились записи гвурот, левое отделяется от левого и появляется Эйсав. И почему он первый? Потому что разделение должно быть сначала, а усилие после него. Сначала отделиться, потом соединиться.

Игра всегда одна и та же. Ноах должен отделиться оттого, что должно быть стёрто. Яаков и Эйсав слитны. Прежде чем проявиться, Яаков должен дать дорогу Эйсаву, который должен отделиться. Поэтому Яаков держит Эйсава за пятку. Потому что прежде чем проявиться Яакову, Эйсаву нужно от него отделиться. В утробе он отделён быть не может. Он должен быть отделён усилиями, своими действиями. Потому что иначе это было бы разделение даже не в младенческих усилиях. На свет они выходят едиными. Один держит другого за пятку. Там где кончается сиюм одного, начинается желание первого. Несмотря на то, что рука Яакова находилась на пятке Эйсава, сначала он от Эйсава отделяется, а потом поднимается выше него.

 

В Торе (Брейшит, 26:34-35) сказано: «Когда Эйсаву было сорок лет, взял он в жены Йеhудит, дочь Беэри-хетта, а также Босмат, дочь Эйлона-хетта. И они были душевным огорчением для Ицхака и Ривки».

Он выбрал хеттов вместо того, чтобы жениться на дочерях из потомства Авраhама. Поэтому этот выбор для Ицхака и Ривки стал «душевным огорчением». Он соединился с ещё более левым. Это привело к тому, что их потомство приобрело ещё более тяжёлые свойства. Как нам показывает история и текущие дни, внешнее благополучие не всегда кончается очень хорошо.

На прошлом занятии мы говорили о том, что Хет – это одновременно и грех, и чудо. Чудесное воздействие – в осознание прегрешения. Внутри слова «хетт» содержится как возможность окончательного введения в прегрешение, так и возможность выхода из прегрешения в тшува. Но тшува – это чудесное свойство Хет.