Зоар, Брейшит 64

Зоар, Брейшит 64

 

В Торе (Брейшит, 29:22-31) сказано: «И собрал Лаван всех людей того места, и устроил пир. Вечером же взял он дочь свою, Лею, и ввел ее к нему, и тот вошел к ней. И дал ей Лаван свою рабыню, Зильпу, в рабыни Лее, дочери своей. И оказалось поутру, что вот – это Лея! И сказал он Лавану: «Что это сделал ты мне? Ведь за Рахель служил я у тебя, зачем же обманул ты меня?». И сказал Лаван: «Не делается так в нашем месте, чтобы выдать младшую прежде старшей. Дополни неделю этой, и мы дадим тебе и ту за службу, которую будешь у меня служить еще семь лет других». И сделал так Яаков, и дополнил неделю этой; и дал ему тот свою дочь Рахель в жены. И дал Лаван Рахели, дочери своей, рабыню свою, Бильhу, в рабыни ей. И вошел он и к Рахели, и полюбил Рахель больше, нежели Лею, и служил у него еще семь лет других. Но видел Бог, что Лея нелюбима, и

отверз утробу ее; Рахель же была бесплодна».

Человек, неважно это мужчина или женщина, каждый раз наказывается за не совершение усилий. Рахель, выполняя волю Лавана, не совершила усилия. Яаков выбрал Рахель. Она могла стать первой. Не стала. Стала Лея. За это Он отверз её утробу. А так как Рахель не совершила усилие, она осталась бесплодной.

В соответствии с выбором Яакова, Рахель должна была пойти навстречу этому выбору. За свою жизнь надо бороться. Она усилия не совершила, навстречу выбору Яакова не пошла.

Вся Игра в усилии. Лея усилия не совершала, оно от неё не требовалось. Поэтому Он отверз её утробу. А у Рахели - нет. Прежде, чем у неё появится потомство, Рахель должна была произвести исправление. Оно было необходимо, чтобы от Рахели и Яакова появился Йосеф. А до этого появление Йосефа было невозможно. Потому что парцуф не имел той структуры, которая была необходима для его увенчания душой новорождённого, Йосефа. Родительские свойства не соответствовали необходимой структуре матрицы для увенчания её соответствующей патрицей. Чтобы парцуф, называемый сверху вниз Яаков-Рахель, соответствовал Йосефу, Рахели было необходимо совершить апгрейд.

Это одновременно и пшат, и сод. И простой смысл, и тайна. Из-за того, что не было усилия, Он не отверз её утробу. В достаточной мере не проявлена структура решиму, которая должна была проявиться в её усилиях.

Душа человека является динамической структурой. Она есть совокупность решиму потенциальных и раскрывающихся в человеке собственными усилиями. Из совокупности решиму, которая называется душа Рахели, не все были раскрыты таким образом, чтобы соответствовать появлению души Йосефа. И как только это соответствие было достигнуто, Йосеф появился.

 

В Торе (Брейшит, 29:1-10) сказано: «И поднялся Яаков на ноги, и ушел в страну сынов востока. И увидел, и вот колодец в поле, и вот там три стада овец лежат около него, ибо из этого колодца поят стада, а камень над устьем колодца большой. И когда собирались туда все стада, отваливали камень с устья колодца, и поили овец, и затем опять клали камень на свое место, на устье колодца. И сказал им Яаков: «Братья мои! Откуда вы?». И сказали они: «Из Харана мы». И сказал он им: «Знаете ли Лавана, сына Нахора?». И сказали они: «Знаем». И сказал он им: «Здоров ли он?». И они сказали: «Здоров, а вот дочь его, Рахель, приходит с овцами». И сказал он: «Ведь день еще велик, не пора собираться скоту. Напоите овец и идите, пасите». Но они сказали: «Не можем, пока не соберутся все стада, тогда отвалят камень с устья колодца, и будем поить овец». Еще он разговаривает с ними, и Рахель пришла с овцами, которые у отца ее, ибо она была пастушкой. И было, когда Яаков увидел Рахель, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Яаков, и отвалил камень с устья колодца, и напоил овец Лавана, брата матери своей».

Брат матери и открывание колодца - соединение с водами нижними. То есть, соединение души Яакова с тем состоянием душ, принадлежащих к народу Израиля, которое есть ощущение мира вне контакта с Всесильным. И поэтому он открывает колодец и поит водой, водой нижней. Он даёт из своих рук, выводит на поверхность для использования воду нижнюю. Даёт жизнь, своими усилиями соединяя воды нижние с тем, что необходимо для существования.

И отец Рахели – Лаван. Это Ламед, Вет, Нун. В соответствии с высшими принципами Игры Брахой, которая не наполнена самой душой, дан в бесконечностях желаний для реализации этой Игры, продолжения рода Яакова. Он предписан, предназначен, он Лаван. И это тоже, что воды нижние. И одновременно он является братом матери его, тем, к чему принадлежит сам Яаков, народом Исраэль. Но он находится в записи ощущений бесконечного колодца. От него произойдёт никева, которая должна быть наполнена, соединиться с Яаковом. И это примерно то же самое действие, при котором он открывает колодец и достаёт воду для питья. И он говорит об этом три раза, и при этом совершает действия. Три раза - это совмещение байт, гуф и нешама. Соединить шореш он не может, это не его прерогатива. А вот создать записи, необходимые для байт, гуф и нешама, он в состоянии. И это он делает в трёх действиях, три раза. И это создаёт предпосылки для того, чтобы создать Иешурун.

Создано то, что народ Израиля должно двигать вперёд. Сам Исраэль, народ Израиля – это не эйхал, это байт. Нужно создать народ Исраэль, его ощущение жизни в контролируемой части пространства: страна, город и т.д. Нужно создать community, общину Израиля – это байт. Нужно создать душу Израиля, генотип – Иешурун и душа – Иешурун. Это нешама. Для того чтобы создать три эти сущности, три данности, свойства Лавана нужно использовать три раза. Лаван, Лаван, Лаван, соединившись с тем, что является производной от его никевот, создают народ Израиль. Причём Йосеф, продолжатель средней линии, создаётся от Рахели. А всё остальное - от Леи. И это понятно, потому что относительно друг друга они одно правое, а другие левое.

 

Почему левиты были выбраны для службы в Храме? Левит кончается на Тав. Тот, кто делает усилия, стремится вверх.

 

В Торе (Брейшит, 28:10-22) сказано: «И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан. И пришел в одно место, и переночевал там, ибо зашло солнце, и взял из камней этого места, и сделал изголовье себе, и лег на том месте. И снилось ему: вот, лестница стоит на земле, а верх ее достигает неба, и вот, ангелы Всесильного восходят и спускаются по ней. И вот, Бог стоит над ним и говорит: «Я Бог – Всесильный Авраhама, отца твоего, и Всесильный Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, - тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земли, и ты распространишься на запад и восток, на север и юг, и благословятся тобою и потомством твоим все племена земли. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ни пойдешь, и возвращу тебя в эту страну, ибо Я не оставлю тебя, пока не сделаю того, что говорил тебе». И пробудился Яаков ото сна своего, и сказал: «Истинно, это – место, где открывается Бог, а я не знал!». И испугался он, и сказал: «Как страшно место это! Это не что иное, как дом Всесильного, а это – врата небес». И встал Яаков рано утром, и взял камень, что сделал своим изголовьем, и поставил его памятником, и возлил масло на его вершину. И назвал это место Бейт-Эль, но Луз – первоначальное имя этого города. И дал Яаков обет, говоря: «Если со мною будет Всесильный, и сохранит меня на том пути, которым я иду, и даст мне хлеб для еды и платье для одежды, и возвращусь с миром в дом отца моего, то Бог будет мне Всесильным. А камень этот, который я поставил памятником, будет домом Всесильного; а из всего, что дашь мне, посвящать буду десятину Тебе».

Среди вод нижних сначала как камни всплывает то, откуда начинается развитие человека. То неживое, на чём должна зиждиться жизнь, называется краеугольный камень. И поэтому в том, что Яаков, чтобы сделать себе изголовье, камни собирает руками, нет ничего удивительного. Это те мёртвые желания, которые в соединении с его головой должны стать жертвенником, откуда должно возгореться пламя. И жертвенник из камня, потому что начало этого пламени должно быть там, где есть начало всего. И когда он, переместив собственные владения в использование, руками, то есть своим желанием взять, собирает различные мёртвые желания, они, в соединении с головой Яакова, в конце концов, образуют единую основу для того, чтобы из неё появился огонь или память о Всесильном.

Постижение структуры мироздания от её основы является тем, что наполняет человека любовью и радостью за бесконечность творчества Всесильного. И эта основа, из которой появилось всё. То, о чём мы читаем в «Зоар», что символизирует ощущения, облекаемые нами в данное нам имя «камень». Когда этот камень, как творчество Всесильного Святого, Благословен Он, оживает, то становится памятником Ему и местом для возгорания жертвенного огня. Но это может быть только в соединении с головой Яакова. Поэтому все эти камни соединяются в один, в единую структуру, в единое осознание. Все его желания в этом мире, видимые как окружающее, начиная с самого простого уровня, с камней, собираются им в один камень, который он делает памятником Всесильному.

В Дорожной молитве сказано: «Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, … спасти нас… от диких зверей, которые могут встретиться нам в пути». Что за дикие звери? Имеется в виду, от опасностей и тех картинок, которые, возможно, будут раскрыты, если я не произнесу молитву.

В молитве Яаков в камне постигает Имена Всесильного. Мы делаем то же самое, когда разбираем «Зоар» и там говорится, что появились камни. И я вам говорю, что камни – это кристаллы того, из чего начинается построение картин ветвей. Та Малхут, на которой строятся все картинки.

Он постигает всю структуру мироздания. Не забывайте, что у него в руках уже были и каббалистические произведения его дедушки в виде «Сефер Йецира». Яаков имел прямой контакт с Всесильным, слышал Его и ему был Голос и т.д.. Его духовный уровень был достаточным для того, чтобы он мог радоваться Всесильному и постигать, в том числе и смысл камней. Но это уже означает глубинные постижения структуры мироздания и Его Имени, которым является Игра. И такое наполнение, которое позволяет ему молиться таким образом, что решиму у него во всём переключаются наилучшим путём.

И ещё это место также называется Луз: Ламед, Вав и Заин. И это то, что высшими принципами структуры мироздания, Ламед – постигаемая нами высшая мудрость соединена со структурой, заложенной изначально. Это реперная точка, изначально заложенная в Игре. Принцип высшей структуры, соединённый в заранее заложенной точке. Это то место, где Яаков положил под голову камни. Это и есть имя этого места: Луз. Это Ламед, Вав, Заин, характеристика происшедшего события.

 

В Торе (Брейшит, 30:14-21) сказано: «А Реувен шел в дни жатвы пшеницы, и нашел мандрагоры в поле, и принес их Лее, матери своей. И сказала Рахель Лее: «Дай мне мандрагоров сына твоего!». Но та сказала ей: «Мало тебе забрать мужа моего, еще хочешь забрать и мандрагоры сына моего?». И сказала Рахель: «За то пусть он ляжет у тебя эту ночь за мандрагоры сына твоего». И когда Яаков приходил с поля вечером, вышла Лея навстречу ему и сказала: «Ко мне войдешь, ибо я наняла тебя за мандрагоры сына моего». И лег он с ней в ту ночь. И услышал Всесильный Лею, и она зачала и родила Яакову пятого сына. И сказала Лея: «Дал Всесильный вознаграждение мне за то, что дала я свою рабыню моему мужу»; и нарекла ему имя Исахар. И еще зачала Лея, и родила шестого сына Яакову. И сказала Лея: «Одарил меня Всесильный хорошим даром; теперь постоянно будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сыновей»; и нарекла ему имя Звулун. Потом она родила дочь и нарекла ёй имя Дина».

Мандрагоры – это корнеплод. И Рахель отдала первенство Леи: ту ночь, которая предназначалась ей. Не сделала усилие.

Всё закономерно. В Торе много мест, которые кажутся противоречащими заповедям. Так же и в жизни. На самом деле, нет. Просто за образом кроется другое имя. Образ один, а имя другое.

 

64. «В час, когда пробудился спор в силе левого, умножился и усилился туман пламени (hурпила де-тифса הורפילה דתיפסא), и вышли оттуда духи (тсирин טסירין), и усохли сразу, без влажности вообще, и были (духи) мужским и женским, и от них отделились вредители злые (зайнин бишин זיינין בישין) по видам их. И тут – сила духа нечистоты (руах месава רוח מסאבא) во всех тех сильных духах, и они – тайна Орлы  («орла» [ערלה] - кожа, удаляемая при обрезании). Эти (духи) усилились с помощью вредителей сильных, один – «афа», и один – «нахаш» («афа» [אפעה] и «нахаш» [נחש] – змеи), и оба – одно. «Афа» порождает [раз] в семьдесят лет (нахаш – раз в семь лет), в соединении одном (когда афа и нахаш соединяются) возвращается всё к семи годам «нахаша». 

 

«В час, когда пробудился спор в силе левого, умножился и усилился туман пламени (hурпила де-тифса הורפילה דתיפסא)». И «пробудился спор в силе левого» - это «спор» между левым и левым. Когда от того, что потом снова будет делиться, идёт отделение того, что уходит в клипот или стирается. Это «спор» левого и левого. И «умножился и усилился туман пламени». И здесь «пламя», «тифса» совершенно другое. И «туман», «hурпила»: Хей, Вав, Рейш, Пей, Йуд, Ламед, Хей. Здесь две группы букв: первая – до Пей и вторая – после Пей. Наше ощущение в соединении с Его наследием, которое клипой отделено от бесконечной Мудрости Его замысла, данного нам в высших постижениях структуры Игры для наполнения имеющегося в нас ощущения жизни. И «туман» влажный, он нас отделяет. И «де-тифса», «пламени». «Де» - чего? – «пламени». То есть, находящегося в бхина Далет. Тав, Йуд, Пей, Самех, Алеф. Это то, что в наших усилиях Мудростью Его замысла должно наполнить окружающую нас клипу, соединив сокрытие с Его замыслом. И «усилился туман пламени». То есть возникла помеха нашим усилиям.

«В час, когда пробудился спор в силе левого, умножился и усилился туман пламени». Здесь говорится, что в этом заложено пламя. Но разделению всегда предшествует усиление тумана. И в час, когда разделился, он максимален. И это «туман пламени», которое заключено в разделении. Потенция которого - разделение этого «пламени». Разделение приводит к «пламени». Но разделению левого с левым, которое происходит и порождает пламя, то есть наполнение Йуд всего окружающего, присоединение Самех и Алеф, предшествует, препятствует, создаёт помехи усиление тумана.

За счёт того, что наполняется Пей и Йуд, Самех перестаёт быть разделением и соединяется с Алеф.

И «вышли оттуда духи (тсирин טסירין)». И «духи» - это Его воздействие. Тет – то, что наполняется Им сверху в непостижимой Его Мудрости по передаче нам Его наследия в непостижимой Мудрости творения нашей души. Это делает Он, но нами оно не постигается, потому что от Тет нас отделяет Самех. И это воздействие на наши души. Непостижимость Его действий по их наполнению, реализующаяся буквами Йуд-Рейш и Йуд-Нун. Воздействуя на наши души, Он путём их формирования, создавая предпосылки для раскрытия решиму путём воздействия Тет, и Самех непостижимой Мудростью Его Игры готовит их к получению Своего наследия.

И «усохли сразу, без влажности вообще». И «усохли сразу». И «туман» создаётся для того, чтобы из него возникли воздействия на нас. Когда отделяется левое от левого, на нас воздействуют рухот, духи. Записи наших состояний, устанавливаемые Им в тот момент, который соответствует разделению левого и левого. Он делает так, что на нас действуют определённые силы внешнего и внутреннего состояния, которые заставляют нас совершать усилия по разделению левого и левого. Это всегда очень болезненная штука. Мы прощаемся с некоторой частью своей сущности. Оно не всегда очень приятно. Вы это многократно видели, наблюдали по себе. Субъективно это не очень приятно, потому что мы привыкаем к себе, любим себя. И «вышли оттуда духи», тсирин. Те воздействия, которые заставляют нас совершать усилия по движению вверх.

И «были (духи) мужским и женским, и от них отделились вредители злые (зайнин бишин זיינין בישין) по видам их». И «вредители», «зайнин», «злые», «бишин». Плохих слов не бывает, все слова хорошие. Это то, что я сказал, что мы болезненно ощущаем «вредителей злых». На самом деле это то, что вообще заставляет нас двигаться вверх. Это болезненное воздействие, страдание – они «вредители злые».

Что значит «усохли сразу, без влажности вообще»? Это те воздействия, которые в нашем ощущении не имеют воды, они злые. Эти воздействия сухие сами по себе, в них нет ничего позитивного.

Здесь описывается, как строится алгоритм воздействия на душу человека. Вот идёт развилка. Вам надо выбрать направление. Из левого отбросить левое и сделать соответствующее усилие. И тогда вы пойдёте не в одну сторону, а в другую. Но этому предшествуют болезненные ощущения. В этом заключается воздействие на вас. Они вам представляются как совершенно усохшие. Как вам кажется, это антижизнь, всё вокруг плохо. В ваших ощущениях они не наполнены водой, не влажные, не сострадательные к вам, а жёсткие, сухие. Вам кажется, что любви в них нет. И от них ещё отделились и «вредители злые». Внутри них выявляются причины нашего горького сожаления и плача, которые на самом деле представляют собой «зайнин бишин». То, что введено изначально в структуру мироздания как Он, воспитывающий нас, как непостижимость непостижимости Его Игры. Непостижимость того, что есть Его воздействие на нашу душу в бесконечной Мудрости путём наполнения Йуд введённое в бесконечную структуру наших желаний. Это «вредители». И к тому же ещё «злые», «бишин»: Бет, Йуд, Шин, Йуд, Нун. Его Брахой, бесконечной Мудростью и любовью данное нам для построения третьей линии созданной в Мудрости записи в нашей души. И «по видам их» - в бесконечном разнообразии. В этом состоянии проявляется всё. Это именно то, что происходит. Такое маленькое литературное эссе на тему сегодняшнего дня.

«И тут – сила духа нечистоты (руах)». Как руах может быть нечистым? Дух, Его управляющая связь с нашим состоянием осознания чуда Его воздействия. Руах: то, что Им заложено для воздействия на нас. И «руах месава». И «нечистота» – это то, что в Малхут для нас отделено от Его замысла, соединенное Брахой с завершением Игры. И «нечистота» это то, что мы просто не постигаем, как чистоту и сияние Его замысла.

И «во всех тех сильных духах, и они – тайна Орлы». То, что отрезать должны мы сами. И обрезание есть отделение левого от левого. При обрезании удаляют кожу. И «орла»: Аин – замысел исправления, Рейш, Ламед, Хей. Хей, наполненная Ламед, Рейш и Аин – это «орла». А нечистоты нет никогда. Мы раскрываем. Здесь ничего нет. Она не нужна. Не требует исправления. Надо просто отрезать. Не требует кропотливой работы над собой.

«Эти усилились с помощью вредителей сильных, один – «афа», и один – «нахаш». И «афа» - это Алеф, Фей, Аин, Хей. Фей отличается от Пей ненаполненностью. То, что в нашей неисправленности и ненаполненности постижением этого имени в замысле Его исправления и ощущения нами этой жизни мы воспринимаем, как тяжёлое воздействие на нас. И «афа» - это левое состояние, «нахаш» - правое состояние. И

«нахаш» - это Нун, Хет, Шин. Это то, что чудом Его воздействия или нашим осознанием собственной греховности, Хет заставляет нас переходить к усилиям. Змеи. Змеи, потому что оба являются начальным состоянием, для того чтобы быть наполненными, исправленными.

И «оба – одно». Только одно левое от левого, а второе правое от левого.

«Афа» порождает раз в семьдесят лет (нахаш – раз в семь лет), в соединении одном возвращается всё к семи годам «нахаша». Что это означает? «Афа» порождает раз в семьдесят лет», а «нахаш» - раз в семь лет». В каждом парцуфе исправляется семьдесят сфирот. Они исправляются путём наполнения имени «афа». То есть наполнением Фей и соединением с его замыслом исправления и с ощущением самих себя и окружающей нас жизни. Каждый раз, когда мы делаем усилия по исправлению «афа», соединяя Алеф, Фей, Аин и Хей, мы создаём предпосылки для полного исправления, модификации, обновления всего нашего парцуфа. И раз в семь лет «нахаш». Из состояния «нахаш» мы снова перемещаемся в «афа».

Сверху вниз это семь. А снизу вверх - семьдесят. Потом снова семь, потом снова семьдесят. И «в соединении одном». В следующее после каждого усилия мгновение мы новые. Мы имеем дело с новым парцуфом. Это семь сфирот. И мы его наполняем в семидесяти уровнях. И снова имеем дело с новым парцуфом, и снова наполняем его и т.д..

Каждый раз мы имеем дело с «афа» и «нахаш». И из левого мы всё время вычленяем крайне левое и потенциально правое, потом снова крайне левое и потенциально правое.

Правого-правого нет. Просто в правом вообще нет никакой динамики. Что такое правая клипа? Это постоянное нахождение в правом. Если нет отделяемого левого в правом, то это клипа. Постоянное вылущивание.

И «возвращается всё к семи годам «нахаша». К общему состоянию души.

 

Там, где он постиг всеобщность Творения Всесильного. Поэтому всё. Кто-то напомнил бы, тогда бы сказал: «Эль». Эт и есть Эль. Эт во всём. Эль, Эле. И это изначально был Луз. Так и предназначено должно было быть. Он соединил небо и землю.

Он постиг замысел Его Игры: Бейт-Эль. То есть в камень под изголовьем, в окружающий его мир поместил Всесильного. И так было задумано изначально, что всё должно произойти здесь. И это место Луз.