Зоар Берейшит 69-70

Зоар Берейшит 69-70

 

Для понимания смысла написанного в Торе достаточно просто чуть-чуть видоизменить, чуть-чуть раскрыть слова Торы.

Разноцветные одеяния, которые были даны Йосефу – это свойства, которые были у всего парцуфа. Когда братья Йосефа схватили его, они стянули с него одежду и бросили его в яму без воды. Это то, что в этом поступке представляют собой братья. Их действия совершенно не содержат того многоцветия парцуфа, которое есть у Йосефа. И все цвета парцуфа Адам, все записи, которые должны привести к многоцветию в Израиле, своими действиями они убирают в землю.

Йосеф входит в землю Египта, в Малхут де Малхут. И записи того, что должно войти в землю Малхут де Малхут, действиями его братьев уходят в землю. Остаётся только то, что есть сам Йосеф. И, кстати, заметьте: всё, что происходит с Йосефом, это характеристика действий его братьев, а не его. Его характеристика – это одежда, которую он получает от Яакова. Это весь набор решиму, которые должны привести к многоцветию и к выходу из Египта всех колен народа Израиля. В то же время действия его братьев – это снятие с него этой одежды. Того, что есть на Йосефе, в их среде не остаётся. Те одежды, которые на него одел отец, вместе с Йосефом уходят в Египет. А братья с этой одеждой не остаются. Они бросают её в землю безводную. То есть, сравнивают с уровнем земли. Смысл этого в том, что варианта развития без Йосефа у них не остаётся. Всё хорошее, всё лучшее в нём. Их подъёма без него не существует. При этом Йосеф проходит дополнительные тикуним, которые, говоря по-английски, приводят к апгрейду, к его усилиям: к оправданию Всесильного в тех ситуациях, которые должны обеспечить изменение структуры парцуфа его души таким образом, чтобы он стал наилучшим, таким, какой необходим для того, чтобы принять народ Израиля. И потом чтобы он вышел из Египта с соответствующими свойствами. И это достигается тем, что он проходит все мучения: темницу, сидит в цепях и с железным ошейником на шее и т.д., и т.д. И это то, что необходимо, чтобы отковать наилучший вариант парцуфа его души. Всегда есть множество возможных вариантов. И когда он входит в Египет, ему было совсем не сладко: он попал в темницу. В темнице он сидел несколько лет. Представьте себе, какая это должна быть душа, чтобы в своём существовании он пришёл к оправданию Всесильного! Всё это время Всесильный постоянно находился с ним. Но он должен был раскрыть Его нахождение. Йосеф выглядел радостным, но при этом он делал постоянные усилия. А Всесильный раскрывается только в усилиях. Для того чтобы побудить человека к веселью, Он в него первым не входит. Он отвечает на его усилия, на его молитву. Первым всегда идёт усилие и молитва, а не ответ на ласки сверху вниз. Это была непрекращающаяся молитва Йосефа и в ответ на его усилия снизу вверх постоянный зивуг с Всесильным.

Его одежды братья себе не взяли, не одели их на себя. Братья бросили его в безводную яму. Это то, что происходит с ним. Напоить землю должен он. А его одежду обмакнули в кровь козлёнка. Это пшат. А на самом деле то, что дал ему отец, они смешали с душой животного.

Братьев всё равно называют праведниками, потому что есть тшува. Праведность оценивается не по промежуточному, а по завершающему состоянию. У них тоже был тикун. Мучения и голод, и страх, и преклонение.

В Торе мы читаем несколько страниц. Это десятки лет. Сравните скорость, которая была в начале формирования времён, с той скоростью, с которой события развиваются у нас. Сейчас всё происходит фантасмогорически быстро. Калейдоскоп меняется со страшной скоростью. Мы с вами в каком-то состоянии находимся не годами. Можно оборачиваться назад каждый месяц, смотреть, что было месяц тому назад: уже совсем другая картина. И из своего нынешнего положения мы с интересом наблюдаем себя вчера.

 

В Торе (Брейшит, 32:25) сказано: «И остался Яаков один, и боролся человек с ним до восхода зари». Яаков с человеком боролся паним бе паним, сливался. Что общего с тем воздействием, когда Йосеф встретил человека, сказавшего ему, куда ушли его братья? В обоих случаях это сила, которая замыслом Всесильного сверху вниз и в душе Яакова, и в душе Йосефа приводит к тикуним, позволяющим им построить среднюю линию и передать её остальным. Яаков выполняет основную работу, Йосеф – дополнительную. В случае Йосефа это воздействие на него, которое реализуется через человека. Йосеф может этого человека встретить, а может и не встретить. Он встречает человека, который направляет его туда, где он проходит тикун, приводящий к тому, что он приобретает свойства «иш»: Йуд, Алеф, Шин. Для того чтобы в непостижимом замысле Всесильного выбрать в ветвлении решиму собственного парцуфа направление, позволившее ему наполнить букву Шин. И поэтому вопрос: где мои братья? И ответ: они ушли в Дотан. Далет, Тав, Йуд, Нун. Это место Далет, функция Тав, чтобы наполнить Йуд Нун. Оживить Нун тем, что есть замысел Всесильного. И чтобы функция Йосефа была выполнена, он должен прийти в это место и наполнить Дотан. Там должно произойти то, что приведёт к тикуну и для Йосефа, и для его братьев, который в замысле Йуд реализует потенцию наполнения Шин. И поэтому тот, кто направляет его по этой тропинке бесконечных решиму, которая приводит к желаемому результату, иш. Это ангел, конкретное воздействие, приводящее к необходимому результату: реализации иш. Сила, воздействующая на Яакова или Йосефа, иш. Почему она называется этим именем? Потому что его воздействие приводит к кристаллизации этого имени, его наполнению внутри парцуфа души Яакова и Йосефа. Они выполняют эту функцию. В замысле Всесильного они наполняют Шин для того, чтобы, во-первых, самим, Яакову и Йосефу, её реализовать, а, во-вторых, передать народу Исраэль. Поэтому сила, которая пускает их по этой ветви решиму, называется иш. По третьему закону Ньютона, действие равно противодействию. Поэтому действующая на них сила приводит к кристаллизации внутри них иш.

Яаков боролся, находился в зивуг и победил, не передал ангелу свои свойства, а приобрёл свойства иш. А в случае Йосефа воздействие ангела переключило его на точную цепочку решиму, к тикуну, приводящему к результату. В Яакове был затронут седалищный нерв. В нём единовременно были раскрыты записи, которые позволили ему их реализовать, одновременно поставив его перед реализацией тикуна. И для того, чтобы он прошёл необходимый путь усилий, его перемещение из левой в правую линию было осложнено. Разные сценарии, схожая фабула. Разный масштаб и задачи. Всё подобно всему. Йосеф, это Йесод, он находится на средней линии. Поэтому всё, что происходит с ним, подобно тому, что происходило с Яаковом, который тоже находится на средней линии. И поэтому иш в этих случаях представлен в разной конструкции. У Яакова происходит побуждение к раскрытию записей внутри его души, к наполнению и передаче свойств народу Исраэль. И то же потом повторяется в Йесод. Йесод – сборная композиция того, что было произведено ранее. Йосеф обратился к путнику. Путник – это знак. Он приходит в место, называемое Дотан, которое предназначено для того, что в нём должно произойти. Далет, место. Тав, то, что должно произойти. Йуд, то, чем это действие должно наполниться. И Нун, то, что должно наполниться. Йосеф приходит в Дотан, и всё это там происходит. Его бросают в яму, продают в рабство, его привозят в Египет и т. д. Это та цепь решиму, которая находилась в Дотане, и там должна наполниться. Дотан – имя перекрёстка, решиму парцуфа Адам, достижение которого должно привести к реализации дальнейшего сценария. Имена потенции действий, которые должны реализоваться, начиная с него и далее.

 

69. «Мир открытия соединяется также тут снизу, и мир открытия – он мир нижний. «И увидел я Б-га» (Йешайа, 6), «И увидели Б-га Израилева» (Шмот, 24), «И Слава Б-га увиделась», «И увиделась  Слава  Б-га»,  «Как  вид радуги и т.д., таков вид сияния вокруг, он – вид подобия Славы Б-га» (Йехезкель, 1). И это тайна  (Брейшит, 1):  «И увидится суша»  (ве-тераэ hа-йабаша ותראה היבשה.

 

На прошлом занятии мы говорили: «И нет там никакого уровня, кроме того, который бы соединялся единством одним, и в нём скрыты все в пути закрытом, в вожделении одном. Досюда в уровне этом соединяется мир открытия (алма де-итгалья עלמא דאתגלייא) с миром скрытия (алма де-иткасья עלמא דאתכסייא)».

«Досюда в уровне этом соединяется мир открытия с миром скрытия». Прошлый раз мы обсуждали, что такое «Досюда»: до уровня единства во всём. Разница восприятия ощущается во всех уровнях. Потом слияние, полный зивуг, полное единство во всём.

«Мир открытия соединяется также тут снизу, и мир открытия – он мир нижний». Дальше идёт: «И увидел я Б-га» (Йешайа, 6), «И увидели Б-га Израилева» (Шмот, 24), «И Слава Б-га увиделась». Почему «Мир открытия… снизу» и почему «мир открытия – он мир нижний»? Потому что усилиями в этом мире он во всём наполняется присутствием Всесильного.

Чудеса Всесильного, Его свет, который разлит во всём, открываются только усилиями человека. Для того чтобы увидеть чудо Хануки, нужно зажечь Хануку у себя в душе, тогда ты снаружи увидишь чудо Всесильного. Мы читаем это перед Ханукой. Для того чтобы увидеть Всесильного в этом мире, Его радугу, подобие Славы Бога и т.д., надо совершить усилие.

«И это тайна: «И увидится суша». Что значит: «Увидится суша среди вод»? «И…  суша» - то, на что может встать человек, чтобы его голова оказалась в воздухе. «И увидится суша» в результате усилий человека. «И это тайна» этих слов. И в чём же тайна? «И увидится суша», «ве-тераэ hа-йабаша». «И увидится», «ве-тераэ»: Вав, Тав, Рейш, Алеф, Хей. В усилии будет получено уготованное Им для проявления Его замысла в окружающем мире. И «суша», «hа-йабаша»: Хей, Йуд, Бет, Шин, Хей. И «hа», та, которую мы видим. Она существует в восприятии окружающего нас мира в наполнении непостижимой мудростью Всесильного, Его Брахи, данной для получения в усилиях человека в средней линии и наполнения Им окружающего мира. То, на чём человек может стоять и ходить вперёд двумя ногами, на чём он может совершать усилия. И поэтому «тайна: «И увидится суша» заключается в том, что раскрытие Его присутствия в мире начинается именно с уровня земля. И «суша», «hа-йабаша». То, что дано Его непостижимой мудростью и любовью в нашей способности к наполнению буквы Шин и буквой Шин - Хей. То есть в перемещении, ходьбе слева направо, слева направо, слева направо. Это суша. То, на чём мы можем совершать усилия. В этом «тайна» созидания суши. Для того чтобы раскрыть присутствие Всесильного в этом мире с помощью использования суши, на которой мы с вами сейчас сидим на стуле и делаем усилия.

Давайте прочитаем следующий пункт. Вам всегда нравится то, где присутствуют Гавриэль и Михаэль.

 

70. «Как вид радуги (кешет קשת)», - это Жизнь Миров, и это (Брейшит, 9): «И радугу Мою дал Я в облаке», - это Царство (малхут מלכות). «Дал Я в облаке», - со дня, когда сотворился мир, в день пасмурный, когда видится радуга, «вид подобия Славы Б-га», пробуждается левое, [чтобы] усилиться, выходит Рахель, «и затрудняется в родах своих» (Брейшит, 35), - Михаэль – со стороны этой, Рефаэль – со стороны этой, Гавриэль – со стороны этой.  И эти оттенки, которые видятся в том «подобии»: белый (хивар חיור), красный (сумак סומק), и зелёный (ярок ירוק.

 

«Как вид радуги (кешет קשת)»: Куф, Шин, Тав. Радуга – это то, что соединяет. То, что демонстрирует Его присутствие и Его прямое управление. Оно заключается в Его вмешательстве для переключения Куф через Шин для наполнения Тав. Для того чтобы в Куф реализовалась Его Браха, необходимо чтобы Его управлением было разбужено решиму буквы Шин для наполнения Тав. Куф и Тав соединены через Шин. Это и есть Его управление. Соединение Куф и Тав через Шин – это связь между небом и землёй, которая должна быть реализована. Это происходит посредством наполнения Шин с целью движения снизу вверх. И «кешет» есть Его система управления. Потому что изначальная структура души – это Куф. А должно быть наполнение Шин и Тав. И поэтому связь изначального с необходимым есть Его управление, «кешет».

И «это Жизнь Миров». То, в чём постоянно проявляется Его Браха – «это Жизнь Миров». То, что посредством Его постоянного управления нами мы ощущаем жизнь – «это Жизнь Миров».    

И «это: «И радугу Мою дал Я в облаке». То есть система управления, включающая управление всеми семью уровнями нашего состояния, нашего постижения действительности «дал Я в облаке». То есть смешением воды и воздуха. Вод высших и воздуха – это «облако». Радуга есть то, что через облако соединяет с водами высшими землю и наше ощущение этого мира. Естественно, соединяет дождь. Но Его система управления в этом проявляется как радуга.

И «это Царство». Это вся структура Игры, всё, что есть Малхут.

«Дал Я в облаке», - со дня, когда сотворился мир, в день пасмурный, когда видится радуга, «вид подобия Славы Б-га», пробуждается левое». И когда Его управление осуществляется, в человеке «пробуждается левое». Его управление проявляется в том, что Он ставит человека в ситуацию, в которой есть необходимость выбора, проявления свободы воли. И в этот момент проявляется левое. Потому что отделение левого от левого есть движение вверх.     

И «чтобы усилиться, выходит Рахель», как проявление левого относительно Яакова, «и затрудняется в родах своих». Ей не дают ребёнка. Она должна совершить усилие для отделения оттого, что есть в ней, и выбора структуры собственной нешама для того чтобы вышел Яаков, для соединения с его парцуфом.

«Михаэль – со стороны этой». С одной стороны Михаэль, «со стороны» правой.

«Рефаэль – со стороны этой». Это левое в левом.

«Гавриэль – со стороны этой». Гавриэль - единое левое. А Рефаэль – это то, что дано Его наследием, соединённое с высшим замыслом, введено в Гавриэля в виде клипы.

И поэтому «эти оттенки, которые видятся в том «подобии» радуги: «белый (хивар חיור)» - это Михаэль. И «хивар»: Хет, Йуд, Вав, Рейш. Чудо Его воздействия, данное Им непостижимой мудростью Его замысла в соединении с тем, что из заготовленного Им ощущаем мы. Это чудо соединения с Ним.

Гавриэль – это левое. Гимель – это то, что ты наполняешь: усилие, которым соединяешься с Его управлением. В слове Михаэль наполнение Мэм означает наполнение Малхут. Соединение с Его замыслом через ощущение жизни и высшего постижения, и замысла Игры.

Гавриэль – левый ангел, а Михаэль – правый. В зависимости оттого, какое у этого имени наполнение. Наполнение Мэм – это правое состояние. Наполнение Гимель – это результат левого состояния. Усилия из левого в правое. А Рефаэль – это левое в левом. Это красное, которое отделяется. И «сумак»: Самех, Вав, Мэм, Куф. То, что в сокрытии соединено с Мэм и Куф. Тоже плохого ничего нет. Просто то, что соединено в сокрытии с Мэм и Куф, уходит для нас, как сокрытие уходит после раскрытия. Поэтому красное отходит. И зелёный – «ярок». Наполнение Куф Его присутствием и Его наследием.

Соединение Мэм и Куф даёт нам красный спектр. А соединение Вав, Рейш и Йуд с Куф даёт нам зелёный спектр. Жизнь. Поэтому трава и деревья зелёные. Это правое в левом. Это движение из левого в правое. Это жизнь.