Зоар Брейшит 97 – 100

Зоар Брейшит 97 – 100

 

В Торе (Шмот, 27:1) сказано: «И сделай жертвенник из акации; он должен быть четырехугольным: пять локтей в длину, и пять локтей в ширину, и три локтя в высоту».

Почему пять, пять и три, и почему шаг не в половину, а в полный локоть? Если рассматривать на уровне Творения в десяти сфирот, зависимость такая же: шаг в половину локтя. Почему говорится не об усилиях человека, а о дистанции, которую он должен пройти? Потому что первое внутри, а второе - вне. То, что говорится об усилиях человека, относится к его внутреннему состоянию. А то, что относится к измерениям, которые он должен преодолеть – это не внутри шатра, а во дворе Мишкана.

Глубина пламени костра – три. Высота жертвенника – три. Отметка его дна – три. Его отделяет от земли три бхинот или три ступени, три уровня. И, одновременно, его размеры пять на пять. Потому что, и с запада на восток, и с юга на север – это пять бхинот, которые должны быть одновременно преодолены в огне сжигания жертв, животного, направленном навстречу Всесильному. То, на чём огонь базируется, вознесено от земли на три внутренних. То, что есть человек, отстоит от земли на три внутренних: гуф, нешама и шореш. И пламя начинается с этого уровня. Поэтому три, пять и пять. Вопрос, почему шаг не 0,5. Потому что это от земли. Это измерение не усилий человека, а расстояния относительно начальной точки. Это ещё не в Храме. Это измерение не усилий человека по поддержанию состояния зивуга, а его усилий по приближению к нему. И они отсчитываются от земли в целых единицах. Это мера не внутренних усилий человека, а требование расстояния от земли. Шкала его внутренних усилий в переходе из левого состояния в правое имеет деления, равные 0,5. А шкала усилий человека от земли градуирована в бхинот. Жертвенник указывает абсолютные расстояния от земли до усилия и его размерность - пять на пять. То состояние, которое должен будет преодолеть человек. Он указывает расстояние от земли до начинающего разгораться в нём пламени, до огня в нём, и площади, которое это пламя должно покрыть. Жертвенник: расстояние от земли до начала пламени - три. И пламя должно покрыть площадь пять на пять. А относительная мерность усилий внутри субъективных границ: левое и правое – это всё, что касается духовной работы человека по очищению себя и слиянию с Ним. Это то, что он всё время должен делать в обязательном порядке. А внутри Храма детализируется, как он должен это делать.

 

            В Торе (Шмот, 27: 2) сказано: «И сделай по четырем углам жертвенника выступы, составляющие единое целое с ним…».

Так подчёркивается север, юг, запад, восток. Эти четыре угла смыкаются. Движение с юга на север смыкается с началом движения с запада на восток. И когда человек приходит на восток, там происходит прямое смыкание с севером. Четыре выступа, это определяющие всё четыре координаты. Эти четыре точки – это отличие этого мира от мира нематериального.

 

В мидрашах (Ки тиса, «Бецалель — строитель Мишкана, Аолиав — его помощник») сказано: «Моше повелел Бецалелю: "Сначала построй Ковчег, затем остальные сосуды и, наконец — шатер Мишкана".

"Мой учитель, Моше, — возразил Бецалель, — если кто-то строит дом, то разве он не должен сначала соорудить внешнюю конструкцию, чтобы было куда поставить все, что должно находиться внутри? Если я сначала сооружу Ковчег, то где я его поставлю, когда он будет закончен? Разве Ашем не сказал тебе, что я сначала должен построить сам Мишкан и лишь затем Ковчег и другие принадлежности Мишкана! "

Действительно, в разделе Ки тиса Ашем повелел Моше построить сначала внешнюю часть Мишкана, тогда как в другом месте текста Торы, в разделе Трума, Он повелел ему сначала построить Ковчег. Моше посчитал, что правильный порядок вещей — последний. Целью и предназначением всего Мишкана являлся Ковчег, на котором пребывала Шехина. Моше хотел сначала изготовить предмет, составлявший суть Мишкана. Однако Бецалель объяснил ему, что на самом деле порядок строительства должен быть обратным. "Ты прав, — признал Моше. — Тебя можно назвать человеком, пребывающим в тени Ашема, потому что ты мудр и умеешь проникать в тайный смысл Его слов". Имя Бецалель (беиелъ келъ) означает "тот, кто пребывает в тени Всемогущего".

Почему последовательность должна быть такой: сначала нужно сделать Ограду. Потом нужно сделать Внутренний Двор, Шатёр и закончить тем, что сделать непосредственно Ковчег Завета?

Он Сказал ему создать внутреннее. Но руками сделать это возможно только снаружи внутрь. Слова внутрь идут сразу, а реализуются они снаружи внутрь. Я говорил о том, как постепенно прорисовывались все детали Игры. Сначала было создано внутреннее, а затем весь мир был построен снаружи внутрь. Но сначала были созданы нижнее, верхнее состояния. А потом прорисованы все детали. То же самое и здесь. В тот момент, когда Всесильный Сказал Моше, Ковчег Завета Создан. Но он должен материализоваться.

 

Почему первосвященник должен видеть крувов, а не крышку Ковчега Завета?

Смотря на крувов, он должен видеть не изделие, а любовь, крылья, обнимающие друг друга. Он может видеть золото, Хохма, Мудрость Всесильного, Который всё это построил. Но изделие видеть он не должен. А должен видеть то, что это изделие наполняет.

 

Ведь евреи лишились и Скинии, и Ковчега Завета. Они были захвачены военной силой. И евреи вернули их военной же силой. Всё это - последствие не вхождения Моше в Израиль. И потом строительство Храма. Давид был благословлён, получил Браху, и основал род царей. А цари – это духовные лидеры. Естественно, ему был дан Завет построить Храм, который соединял небо и землю в месте, где удостоились находиться цари Израиля, Иерушалаим. И установлена эта точка. И поэтому Храм, говоря современным языком, должен быть стационарным. Заметьте, была создана Скиния. В Израиль она была внесена. И в виде последствий не вхождения Моше, она была захвачена. Все тикуним, которые происходили с народом Израиля, затронули Скинию. Так же, как потом был разрушен и Первый, и Второй Храм. Но, в связи с тем, что потом был установлено место Циона, то в этом месте, которое, как точка, где всё должно завершиться, было определено Авраhаму. На этом месте должен появиться Третий Храм. Поскольку положение точки не меняется, Храм был стационарный. Народ Израиля уже может быть подвержен галуту, он всё равно вернётся туда же. Он не будет странствовать со Скинией. Земля Израиля ему уже Отдана. Но раз это так, Храм должен быть стационарным, соединяющимся с землёй. То есть, быть из этого же материала. Почему он из земли? С землёй он соединяется не через серебряные подножья. Потому что соединение с землёй только в любви, серебре, в свете Хасадим. А здесь место исправления. Отсюда должно начаться завершающее исправление народа Израиля. И поэтому Храм должен соединяться с землёй. Быть из того же материала. Храм должен быть из того же камня, из которого всё началось. И в месте Храма камень должен подвергнуться исправлению, а земля соединиться с небом.

 

Почему Нун замыкает сам себя? Нун – это Нун, Вав, Нун софит. Если человек исходит из левого, состояния Нун софит, то путём соединения с Всесильным, наполнения окружающего Им в соединении с воздухом, авир, Вав шурук, он получает завершённую структуру души, от Нун софит приходит к Нун, к нешама.

А Йуд? Йуд, Вав шурук, Далет. От звука, который произносится просто сжиманием рта, неясным напряжением горла, Й. Первый звук слова «существую», «йехи» тоже начинается с Й. В зависимости от того, насколько постигаем Йуд, мы произносим не Йод, а Йуд, с наполнением Вав точкой в середине, с шурук. И тогда это Йуд – это соединение того, что есть начальное понимание нами жизни, слова «йехи». То, что есть непонятное, ещё не оформлено, даже не звук, а преддверие звука, Й соединяем с тем, что мы ощущаем в стадии Далет, как в этом мире. Это мы прикладываемся к Мудрости Всесильного. Как бы мы не представляли, что уже к ней приложились, мы к ней только прикладываемся. И оно реализуется, как Й. Для нас звучание ещё не определено. Но внутри него мы уже его распространяем на разные звуки, формы, ощущения и т.д. На самом деле это ещё неоформленное звучание. Это прикладывание к Его Мудрости, которая нами непостигаема. И это Й. Потом идёт Вав шурук, соединяющий этот непостижимый смысл с нашим текущим бытиём в Далет. Это Йуд.

Ламед: Ламед, Мэм, Далет. Это то высшее, что мы можем постигнуть в Мэм, наполнив и соединив его с нашим текущим состоянием.

Рейш: Рейш, Йуд, Шин. Рейш – это получение, наполнение, Его наследие. Оно происходит тогда, когда соединяется Йуд и Шин.

 

97. «В день этот (третий день Творения) написано (Брейшит, 1): «Что хорошо (ки тов כי טוב)», «что хорошо», - два раза. Поскольку день этот объединил две стороны, и разделил (разрешил) спор. Сказал этой стороне, «что хорошо», и этой стороне, «что хорошо», и примирил («аским» [אסכים], т.е., букв.: «достиг соглашения») между ними. Из-за этого есть в нём (в третьем дне) два раза «и сказал (ва-йомер ויאמר)», «и сказал». Здесь – тайна Имени четырёх букв, форма выдолбленная, поднимающаяся к двенадцати буквам в четырёх формах, записанных на Троне Святом».

«В день этот», Тифэрэт.

И «написано: «Что хорошо», «что хорошо», - два раза». Почему «написано… два раза» Потому что две линии соединяются в полном оправдании и согласии. И Хэсэд, и Гвура соединяются в Тифэрэт в полной гармонии: «Что хорошо», «что хорошо».

«Поскольку день этот объединил две стороны, и разделил спор». Какой «спор»? И «объединил… спор», который затем будет проявлен внизу. И как лён разделён и объединён с шерстью в покрывале Скинии, и разделён вплоть до запрещения объединения в мире, точно также этот «спор» объединён в Тифэрэт, для того чтобы разделиться потом как «спор» между левым и правым состоянием.

«Сказал этой стороне, «что хорошо», и этой стороне, «что хорошо», и примирил («аским» [אסכים] между ними». И «примирил», «аским»: Алеф, Самех, Каф, Йуд, Мэм. То, что в Алеф существует в единстве, после Самех существует в таком же единстве, которое обеспечивается наполнением слева направо и соединением Йуд с Мэм. И «примирение»: всё, что есть наверху, существует внизу, только в необходимости наполнения слева направо.

«Из-за этого есть в нём (в третьем дне) два раза «и сказал (ва-йомер ויאמר)», «и сказал». «… и сказал», «и сказал»: Создал систему исправления, которая отражена в Гимель, в Аин. Это выходящие из третьего дня четвёртый и пятый дни Творения, которые, в виде скрытого «спора», затем объединяются в шестом и седьмом дне.

«Здесь – тайна Имени четырёх букв», структуры всего Творения, всей Игры, Йуд-Хей-Вав-Хей, «форма выдолбленная», которая превращена во влияние окружающего мира на душу человека. В Игру, предстающую как внешнее в виде выдолбленных форм, влияющих на внутреннее «я».

И «поднимающаяся к двенадцати буквам в четырёх формах, записанных на Троне Святом». Игра должна развиваться через двенадцать этапов, двенадцать врат «в четырёх формах»: юг, север, запад, восток, «записанных на Троне Святом». И «записанных» на основании, на котором находится Всесильный. А это наш мир. Четыре выступа на жертвеннике, о которых мы говорили. А «двенадцать букв», это двенадцать врат. Это двенадцать состояний наполнения, которые отражены в буквах. Нельзя сказать, что это двенадцать конкретных букв. Каждая буква Йуд-Хей-Вав-Хей на каждом уровне отражается в трёх состояниях внутреннего человека.

 

98. «И сказал Б-г: «Да будут светила и т.д.»» (Брейшит, 1). «Светила» – укорочено (слово «меорот» [מארת], записанное без буквы «вав», получается «меарат», т.е., «проклятие»), ибо была создана «Аскара» (אסכרה) для детей (болезнь, смертельная для детей, разновидность дифтерита), ибо, после того, как спрятался свет света первозданного (ор кадмаа אור קדמאה), создана кожура для мозга (клипа ле-моха קליפה למוחא). И та кожура распространилась и вывела кожуру другую. Когда вышла, поднялась и опустилась, пришла к лицу малому (анфей зутрей אנפי זוטרי). Захотела приклеиться к нему, и обрисоваться внутри его, и не хотела отделяться от него. Отделил её Святой, благословен Он, от него, и спустил её вниз, когда сотворил человека, чтобы исправить её в этом мире».    

 

«И сказал Ашем: «Да будут светила и т.д.»». «Светила» – укорочено, ибо была создана «Аскара» (Алеф, Самех, Каф, Рейш, Хей) для детей, ибо, после того, как спрятался свет света первозданного (ор кадмаа אור קדמאה), создана кожура для мозга». Если в слове «светило», «меорот» не существует буквы Вав, соединяющей Рейш и Тав, возникает болезнь, которая у «детей», то есть у неразвитых душ, перекрывает дыхание, исключает зивуг. Приводит к духовной смерти. Дифтерит, «Аскара». В горле возникает плёнка и мешает дышать. То есть, человек не может ни вдохнуть, ни выдохнуть. Когда «светила - укорочено», в слове «светило» нет буквы Вав, они не светят, и их свет в душу человека не проникает. И тогда у него возникает болезнь, которая мешает ему дышать, в воздухе обмениваться воздухом с Всесильным. Пребывать в состоянии Вав, в состоянии зивуга с Ним.

И «после того, как спрятался свет света первозданного, создана кожура для мозга (клипа ле-моха). И «кожура для мозга», «клипа ле-моха». И «кожура», «клипа»: Куф, Ламед, Йуд, Пей, Хей. Это то, что в структуре души человека Высшей Мудростью заложено, как искажённое представление об окружающем. И «для мозга», «ле-моха». И «мозг», «моха»: Мэм, Вав, Хет, Алеф. Это то, что соединяет окружающий мир с чудом Всесильного, которым можно преодолеть прегрешения, для постижения окружающего. То, что чудом Всесильного соединено в виде окружающего мира и его постижения.

«И та кожура распространилась и вывела кожуру другую». «И та кожура» для мозга, которая «распространилась, и вывела кожуру» для души, которая сковывает человека.

«Когда вышла, поднялась и опустилась, пришла к лицу малому». Эта кожура «поднялась и опустилась, пришла к лицу малому». И «к лицу малому», «анфей зутрей». Состояние души человека мы называем его лицом. Что значит: «поднялась и опустилась»? С точки зрения  оценки человеком небес, «поднялась». И с точки зрения оценки человеком себя, «опустилась». И став ограничителем, как ограничитель его души, хотела приклеиться «к лицу малому».

«Захотела приклеиться к нему, и обрисоваться внутри его, и не хотела отделяться от него. Отделил её Святой, благословен Он, от него, и спустил её вниз, когда сотворил человека, чтобы исправить её в этом мире». Он из внутреннего Сделал её внешним. Всё, что необоримо как внутреннее свойство, из человека выводится и становится внешним влиянием, воздействующим на него, как система его исправления. У человека исправить внутреннее состояние, не ощущаемое им, как помеха, нет потенции и сил. Поэтому клипа, которая была создана, как отражение состояния человека, являлась и его внутренним состоянием. Внешняя клипа, клипа мозга, осознание является отражением внутренней клипы. Поэтому клипа мозга выводит, проявляет клипу, которая существует, как неисправленность души человека. И приклеившись к структуре его желаний, она может существовать в нём бесконечно долго. Но, однако, для того чтобы она была исправляема, Всесильный, выведя её во внешнее, поместил её далеко вниз. Если бы эта клипа была нашей сутью, мы бы её не исправили никогда. Она была бы нашей сущностью. То есть, Игра облегчена. Самое тяжёлое, Хава, от Адама отделена.

«Захотела приклеиться к нему» означает, что Созданное бесконечное свойство желаний имеет тенденцию к доминированию, возобладанию. Хотят «приклеиться» к лицу. То есть, его формировать.

 

99. «Когда увидела Хаву, которая прилепилась к стороне Адама, прекрасного свыше (шапиру ди-леэйла שפירו דלעילה), и увидела (в Адаме и Хаве) форму целостную, порхнула оттуда, и захотела, как прежде, прилепиться к лицу малому, те хранители ворот (натрей тарин נטרי תרעין) свыше, не позволили ей. Отругал (назаф נזף) Святой, благословен Он, её и сбросил её на дно моря».   

 

«Когда» клипа «увидела Хаву, которая прилепилась к стороне Адама, прекрасного свыше (шапиру ди-леэйла שפירו דלעילה)». И «прекрасного свыше», «шапиру ди-леэйла». И «прекрасный», «шапиру»: Шин, Пей, Йуд, Рейш, Вав шурук. Усилие в трёх линиях, исправляющее клипу, наполняющее Йуд, Рейш, Вав. То, что не исправляет, прекрасным быть не может. Прекрасно только то, что исправляет.

И «хранители ворот», «натрей тарин». Никаких «хранителей ворот» нет, есть только Всесильный. Имеются в виду условия Игры. По Созданным граничным условиям Игры, «к лицу малому», то есть к душе человека целого, Адама, она прилепиться не могла. Она должна была быть на дне моря. То есть, вод нижних. Куда и была помещена. Речь идёт о свойствах, которые у нас отсутствуют, но позволяют нам идентифицировать, распознавать то, что существует вне нас. То, чего мы даже опасаемся, например, змею. Её, как змею, мы видим. И поэтому в нас есть это свойство. Но как собственные эти свойства мы не признаём, и в нашем представлении о Хей нижней располагаем их на дне моря. Вода ниже суши. На сушу мы встаём ногами, а это ещё ниже.

Здесь нет никакой мистики. Мы сейчас разбираем то, как формируется парцуф Адама. Устроено так, что эти свойства распространяться не могут. И в каждой реализации, в каждом листочке парцуфа, дерева Творения они располагаются строго внизу. Создавая, таким образом, равновесие с тем, что находится наверху. И как никевот это выделено из душ захарим. Какие-то существа, которые живут без ушей, без глаз, вообще без ничего. И в нашем мысленном восприятии окружающего мира в мире, в общем и целом, они отделены так, что располагаются на дне моря, ниже уровня земли.

«Отругал (назаф נזף)»: Нун, Заин, Фей конечная. Изначально Разделил. Разделил структуру души человека, поместив её изначальным усилием, Заин вне неисправимой клипы Фей. И это то, как структурирован парцуф. Здесь Заин стоит между Нун и Фей. И поэтому она создаёт правое и левое состояние. Правое состояние, как нешама, а левое - как Фей софит. Заин -  изначальная запись, «меч» порождающий и разделяющий.

И «хранители ворот», «натрей тарин» тоже есть Заин. И «хранители», «натрей»: Нун, Тет, Рейш, Йуд. Это то, что Решением Сверху, Решением Всесильного обеспечивает наполнение души человека и её соединение с Рейш и Йуд. То есть, условия Игры, по достижении которых происходит наполнение Нун. Внутри Игры это своеобразные реле. Сравнение состояния души с запланированным. Соединение происходит, когда запланированное состояние достигнуто.

Все самые чёрные свойства, которые есть в человеке, от него изначально не отделены. Мы читаем о том, как развивался парцуф Адам. Как в нём накапливались полярности. И как эти полярности реализовались потом в разделении и т.д. Бесконечная клипа отсекается путём прекращения влияния на движение вверх. Она остаётся, никуда не девается. Она просто отсекается. Фей конечная в слове «отругал» означает бесконечность исправления этого мира. В высших состояниях парцуфа Адам нижние состояния присутствуют, но в микроскопически не замечаемом виде. Поступательному развитию высшего вверх, с юга на север, они не мешают. И в то же время там, где клипа находится на дне моря, она омертвляет души, которые там существуют. Для нас это одновременно дно моря, картинка мира и состояние души.

Если она исправляется, во внутреннее состояние она не переходит. Но так как Фей конечная, софит, уходит ниже строчки, то, так же как Куф и Хет, в какой-то части она неисправляемая. Поэтому она архивируется на дне моря. Отсекается. И отсечение производится путём невозможности влияния на очищение и подъём. Представьте себе цветовую гамму внутри одного пятна парцуфа. Мы говорим об осветлении наверху и о сгущении внизу тёмного.

 

100. «И осела там, до того, что согрешил (хата חטא) человек и жена его. Тогда вывел её Святой, благословен Он, со дна моря. И стала властвовать над всеми теми детьми, лицами малыми сынов человека, подходящими для наказания за грехи отцов их (бе-ховей де-авуhон בחובי דאבוהון). И она пошла скитаться по миру, приблизилась к вратам Райского Сада земли, увидела крувим (ангелов), сторожащих врата Райского Сада, и осела там около «лезвия меча (лаhат hа-херев להט החרב)» (Брейшит, 3), поскольку она выходит из стороны того лезвия».

 

«И осела там, до того, что согрешил (хата חטא) человек и жена его». Завершение скрыто в начале. Окончание - в начале. «Осела там, до того». В изначальный период её влияние было чрезвычайно высоко. До тех пор, пока она не была вновь отфильтрована из всех частей парцуфа и разорвалась её взаимосвязь, корреляция с высшим. Это происходит уже в наше время. А до этого, конечно, она была очень влиятельной полярной, тёмной силой.

«И она пошла скитаться по миру, приблизилась к вратам Райского Сада земли, увидела крувим (ангелов), сторожащих врата Райского Сада, и осела там около «лезвия меча», поскольку она выходит из стороны того лезвия». Из стороны левой.

Правая клипа просто существует. В неё ничего не входит, и из неё ничего не выходит.

«И стала властвовать над всеми теми детьми, лицами малыми сынов человека, подходящими для наказания за грехи отцов их». За прегрешения поколений, которые привели к не вхождению Моше в Израиль.

И «осела там около «лезвия меча». Меч – это молитва. Лезвие меча имеет левый и правый обоюдоострые края, которые, соединяя их, создавая меч, выбирая среднюю линию, человек заостряет. Эта клипа находится около лезвия меча.

И, конечно же, она сидит у ворот Эдена, потому что, собственно говоря, ключом к ним является меч. И войти в ворота Эдена она не может, потому что это состояние, которое охраняется двумя ангелами: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Соединение предусмотрено только с той душой, которая свойств клипы не имеет, и по своим свойствам соответствует крувим. Душа, которая не раскрывает Всесильного в этом мире, и не наполняет его Его Присутствием, имеет постоянные клипотные желания и ориентируется на ценности, создаваемые клипой, и этой душе, этому мозгу окружающий мир застилает кожурой, коей состояние самой души является, естественно, в Райский Сад войти не может. Райский Сад - состояние самой души. Как же она может войти в него, если не достигнуты соответствующие параметры, у неё внутри их нет? А эти параметры суть крувим. И они достигаются путём выковывания меча. То есть, в соединении правой и левой линии в единое остриё, единое оружие.

И «лезвие», «лаhат»: Ламед, Хей, Тет. Высшее Постижение, которое соединяется с окружающим миром и приводит к наполнению Тет Свыше. Это и есть острота, «лезвие». Соединяется в одно работа и Его действие. То, что Заложено, как Постижение, в соединении с Хей приводит к Его действию. Это самое острое, точка соединения. То, что Им Приготовлено, совмещается с Его действием. Когда Хей наполняют Высшие Истины, Действия Всесильного проявляются напрямую. Острота. Бесконечно малое соединение, соединение в точке. И «меч», «hа-херев». И «херев»: Хет, Рейш, Вет. Его чудо, которое приводит к наполнению, должно соединиться с Брахой, которая наполнена человеком. Его чудо наполнения должно соединиться с усилиями человека по восприятию этого. Меч – молитва. Хет, Рейш – чудо Его наполнения, чудо передачи Им своего наследия должно соединиться с Вет. То есть, с наполнением человеком буквы Вет слева направо. Превращением её в Бет, Браху. И тогда это меч. Соединение того, что Он дал с тем, что мы должны создать. Меч: чудесный механизм, который Он Создал для передачи нам всего того, что уготовил Он, должен быть соединён с Его Брахой, наполнить которую должны мы. Почему там Вет, а не Бет? Потому что Вет должны наполнять мы. Тогда это меч.