Зоар Брейшит 103

Зоар Брейшит 103

 

В Торе (Шмот, 32:7-8) сказано: «И говорил Бог, обращаясь к Моше: «Иди вниз, ибо растлился твой народ, который вывел ты из страны египетской. Быстро сошли они с пути, который Я Заповедал вам, - сделали литого тельца, и пали ниц перед ним, и принесли ему жертвы, и сказали: вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из страны египетской».

Телец – символ Йосефа. Почему из золота возник именно телец? Всё есть во всём. Он может быть символом духовной пищи, а может быть символом животного. Кдуша очень легко преобразуется в клипу. Это происходит, когда усилия отсутствуют. Стоит человеку только чуть-чуть отойти в сторону, и для него ситуация меняется на противоположную. То есть, в этот момент обязательно должно быть Его нахождение и оправдание. Сам по себе телец – образ. Клипа возникла потому, что тельцу стали поклоняться. То, что служит символом духовного питания, легко может быть превращено в символы животного начала. И, кроме того, животное начало в клипотном восприятии может соединиться с золотом. А золото может быть и символом Хохма, и символом низости желаний.

Мы говорим, что это клипа. Это означает, что человек сползает в более низкий уровень. Называть результат своего предыдущего восприятия клипой неправильно. Клипа – это то ложное, что отвлекает человека от прямого пути. То, что заставляет его сворачивать с него. Но в нашем представлении сворачивание – это спускание вниз. Клипа - всегда внешнее. Но она внешняя и внутренняя. Из внешнего она превращается во внутреннее, и из внутреннего во внешнее. Это неисправленность, которая существует в человеке, и находит своё отражение в окружающем мире. Клипа, это страх, тревога. Отсутствие усилия. Не нахождение и не оправдание Всесильного. Это не веселье, не радость. Радость не по поводу простых и понятных вещей, а радость по поводу Всесильного. Как не свалиться в клипу, в состояние, которое человек получить не хочет? Наш путь – вперёд, усилие.

 

У Рамбама в «Книге Заповедей» сказано, что трое должны сбрить волосы, брови, бороды. Назир, у которого закончился срок его обета, излечившийся от цаорат и левит. Эти трое должны жить в постоянном ощущении настоящего. Излечившийся должен понять, что ему дана Браха, благословение. А состояние, которое было болезнью, есть следствие прегрешений, которые в нём накопились. Поэтому должен он сбрить. Я не думаю, что левиты должны быть всё время с бритой головой. Я нигде такого не читал. Это касается того, кто принял исправление и решает быть левитом, кто решает быть назиром, того, кто испытал исцеление. Всё колено левитов исполняло свою роль в Храме. Их состояние постоянно, каждый день обновляемо. Это говорится не о прямой функции, а том, каким он должен быть. Он должен радоваться этому текущему мгновению. Его лицо без бороды. Без постоянных состояний. Он служитель Храма. Он - часть Храма. Без Храма своей истории у него нет.

Почему это не относится к коhаним? Между левитами и коhенами есть разница. Но охрана, защита интересов, служение и обращение в песне, постоянное воспевание Всевышнего – это состояние левитов. Коhены – это те, кто дают первосвященника. Если говорить о духовной составляющей, конечно, и у первых, и у вторых существует постоянная духовная работа. Но духовная работа коhенов ближе к духовной работе Кетер. Она более наполнена усилиями. То есть, она в постоянных постижениях. А постижения предполагают архив. А архив предполагает бороду. Левиты – уровень, который постоянен. Это служение в защите и восхвалении.

Как Рамбам мог сказать о том, что левит постоянно находится в восприятии текущего момента, этой реальности? Если бы я хотел это сказать языком Каббалы, я бы сказал, что он должен был быть без бороды и волос. Сформулировать это иначе я бы не смог.

Именно левиты подхватили клич Моше (Шмот, 32:26): «Кто за Бога – ко мне!». Они выполняли свою функцию. Их задача заключалась в служении Всесильному, служении Храму, охране места соединения неба и земли. Охрана Скинии и духовных ценностей. Охрана Святая Святых, всего того, что есть слияние неба и земли.

Коhаним есть само место зивуга. Оно предполагает постоянное постижение, постоянное усилие. Есть то, что существует в восприятии текущей реальности. И есть то, что обеспечивает прохождение света. И то, что обеспечивает прохождение света, постоянно нуждается в усилиях, в постижениях. Оно обязано перерабатывать всё прошлое тоже. И поэтому не может жить в постоянном ощущении текущего. А левиты должны существовать в духовной данности.

 

В Торе (Шмот, 32:20) сказано: «И взял он тельца, которого они сделали, и пережег его в огне, и растер его в прах, и рассеял прах по воде, и заставил сынов Израиля пить эту воду».

В мидрашах написано, что когда женщина была под подозрением в измене мужу, ей давали выпить кусочек пергамента с Именем Всевышнего. И если она была невиновна, её ждало Благословение. И именно так были найдены виновные, согрешившие без свидетелей. И они были поражены. Почему так воздействовало Имя Всевышнего? Иша – это соединение Йуд, Шин, Хей. Имя Всесильного есть ХАшем: Хей, Шин, Мэм. Всё должно соответствовать всему. И Имя Всесильного, которое есть всё, должно всё соединять. Если Оно попадает в гуф женщины, которая мужчину соединяет собой с землёй, соединяющее всё Имя Всесильного находится в гармонии с ней. Если её гуф не соединяется с Ним, а разъединяет окружающего её мужчину и землю, Имя Всесильного действует обратным образом.

Написано, что Моше растолок пережжённое золото и заставил его выпить. То, что из духовного превратилось в телесное, должно сгореть в огне любви к Всесильному. Клипотное превращение, которое создало из духовного идола, должно сгореть в огне любви, и совместится с человеком. И либо оно совмещается с человеком, либо не совмещается. Либо Имя Всесильного, всё то, что должна делать женщина, совмещается с её телом, либо не совмещается. При этом мы знаем, что вода, которую человек выпивает без порошка, без измельчённого, пережжённого золота, только очищает тело. А в случае если в него попадает уничтоженная запись о превращении, эта запись либо совмещается с записями, которые существуют в человеке или не совмещается с ними. Если не совмещается, это приводит к раздутию человека. А если совмещается, проходит бесследно, и приносит Благословение.

В нём есть записи пережжённого и записи о готовности пережечь. На уровне гуф они совмещаются или не совмещаются. То, что происходит в желудке, попадает в кровь человека. Его кровь - животная душа, то, что оживляет тело человека. Если эта животная душа совмещается с записями, которые существуют, и которые помещены в неё как часть нешама, значит, всё в порядке. Записи, попадающие в его тело, находятся в полной гармонии со всем набором записей, которые уже раскрыты его усилиями или должны раскрыться в нём. Если не совпадают, происходит диссонанс. Это не значит, что любое золото, которое можно пережечь, а потом размешать в воде, надо пить. Записи тельца, это записи окружающего. Но, тем не менее, это не просто физический опыт, а духовное действие. Это записи того, что произошло.

В народе Израиля реализовалась запись о том, что они отлили тельца. Потом реализовалась другая запись: о том, что пришёл Моше, его усилия. Тех, кто это инициировал, убили. Этого тельца спалили, растолкли и смешали с водой. Всё это записи. 

То, что человек делает, ему показывается, как кино. На самом деле, это совмещение записей, которые есть в нём, с записями, которые есть окружающее. Если они совмещаются, в нём реализуется запись Благословения. А если не совмещаются, в нём реализуется запись распухания.

Это Игра записей, их сопоставление. То, что человек пьёт – тоже запись. Человеку сначала раскрылась запись того, что сожгли тельца. В нём раскрылась или не раскрылась запись тшувы. Если она раскрылась, тогда, в соответствии со структурой Игры, следующая, после того, как он выпил, в нём раскрывается запись Благословения. Из-за чего она раскрывается? Из-за того, что запись тшувы сочетается в нём с записью действий, которые совершены усилиями Моше. Он способствует раскрытию записей, которые раскрываются усилиями Моше. Это происходит потому, что человек своими усилиями раскрывает его собственный набор записей.

В зависимости оттого, какое он сделал усилие, ему показывают следующее раскрытие записей. Ввиду того, что его записи по вектору, по направленности совпадают с записями Моше, ему показывают запись: Браха. А если нет, показывают запись: тикун.

То же самое происходит, когда женщина пьёт написанное на материале Имя Всесильного, Которое есть абсолютная правильность всего Замысла. Следующий момент: она испытывает запись того, что она пьёт. Если её собственная запись, которая есть предыдущее её состояние, совпадает с тем, что есть объединение всего, ей показывают запись Брахи. А если не совпадает, ей показывают запись наказания, тикуна. Это Игра, которая происходит. Всё равно это ветвящиеся записи. Имя Всесильного – это Замысел того, чем должна быть женщина. Поэтому она его пьёт. Вместе с водой, которая есть всё, она совмещает его с тем, что есть она. И, в зависимости оттого, какой архив предшествовал этому, затем ей показывают следующую картину. Это внешнее отражение того, что есть на самом деле. А есть только записи, которые раскрываются последовательно. Если всё в порядке, и то, что есть она, совмещается с Замыслом Всесильного, ей показывается трансляция Брахи. Но вследствие какого действия? Совмещения с Именем Всесильного. Совместима ли она с тем, что ей предназначено по структуре Игры. Или со структурой Игры она не совместима. Если не совместима, результат такой, а если совместима, вот такой.

Пергамент, на котором было написано Имя Всесильного, скорее всего, Йуд-Хей-Вав-Хей,  растворялся в воде.

Женщина врёт или не врёт. Если признавала прегрешение, она наказывалась за действие. Это не тшува. Это преступление.

 

Первые Скрижали сделал Всесильный, а вторые вырубил Моше. Значит ли это, что тикун пошёл более жёстко? Из-за действий людей он пошёл по другим спиралям. Ребе пишет, что вторые Скрижали были более весомые, чем первые, потому что они были результатом тшувы.

 

Что значит: «Разбиение сосудов»? Это отделение во внешнее того внутреннего, что исправить в себе человек не может. Разбилось то, что Адам не мог исправить. Эти келим перестали осознаваться как внутренние и стали внешними. В человеке их нет. Как потенциально неисправимые, они от него отделены, и выведены во внешнее. Не воспринимайте это механистически. Механистического ничего нет. Это текучая структура.

 

В Торе (Шмот, 33:18-23) сказано: «И сказал Моше: «Пожалуйста, открой мне Славу Свою! И Ответил Бог: «Я Проведу перед тобою все Благо Мое, и Провозглашу перед тобой Имя Бога, но Помилую Я лишь того, кого решу Помиловать, и Пожалею того, кого решу Пожалеть». И еще Сказал: «Ты не сможешь увидеть Лицо Мое, потому что не может увидеть Меня человек и остаться в живых». И Сказал Бог: «Вот, есть в Моем мире место: встань на этой скале, и Будет так: когда станет Проходить мимо тебя Слава Моя, Помещу Я тебя в расселину скалы и Укрою Своей Ладонью, пока не Пройду, а тогда Уберу Я Ладонь Свою, и увидишь ты Меня сзади – но Лицо Мое не будет увидено тобою».

Вопрос только в том, какой Моше продемонстрирован уровень нематериального ощущения. Достаточный, чтобы осознать всё. Но показать Моше Лицо Всесильного невозможно, так как это предполагает отсутствие материальной основы. Это значит несмыкание с землёй. Раскрытие Его Славы – это чувственное восприятие нематериального.

Свет, Его Одежда и есть Его Лицо. Моше сказал: «Покажи мне Славу Свою». Он Сказал: «Не могу Я показать Своё Лицо». Славу Всесильного он воспринимает, как Его Лицо. Что такое в Каббале лицо? Это состояние, которое может быть продемонстрировано другой стороне.

Покажи мне уровень записей, который есть Ты вне одежд этого мира. Я Покажу тебе, что это такое. Но всю глубину этих записей тебе Показать Я не могу, потому что это уже состояние не в теле.

Как Моше нахождение в теле удавалось соединить с такими постижениями?

Сказано было, что он был наискромнейшим человеком. Поэтому он не ощущал того, что это нечто экстраординарное. Это не придавало ему ощущения собственной избранности.

В Торе (Шмот, 34: 29) сказано: «И было: когда спускался Моше с горы Синай и держал в руке две Скрижали Союза, спускаясь с горы, - а Моше не знал, что лицо его стало светиться с тех пор, как Бог Говорил с ним».

Сама связь с Всесильным, получение от Него информации доставляла Моше радость и наслаждение. Постоянным демонстратором чуда он не был. Все были в заботах, а он был наполнен радостью: лицо его светилось.

 

Почему Моше был показан именно узел головного тфилин?

Это не то, что есть Он сам, а то, что окружает Его голову. То, что есть молитва, которую Он дал. То, что есть запись, которую Он создал. То относительно Него неживое, что есть живое, в чём заключено всё. Весь смысл того, что создано Им, заключён в том, что относительно Него самого является не Им. Во-первых, облекает то, что есть Он. А, во-вторых, это Замысел, реализованный в виде записей, которые человеку дано ощутить, но не как Его Самого, а как то, что облекается вокруг Его Головы, и связано с прикреплением этого Замысла к Нему Самому синтезом этого Замысла с Ним Самим.

 

103. «Светила» («меорот», [מראת] слово, читаемое, как «меарат», т.е., «проклятие»), когда исправляется (иттакант אתתקנת) луна, переворачиваются буквы (в этом слове): «Слово («имрат», [אמרת] те же буквы, что и «меорот») Б-жье чисто, щит Он для всех надеющихся на Него». «Щит Он», - от всех тех духов злых и обвинителей (кастирин קסטירין), которые шатаются по миру, при уменьшении её, - для всех, кто держится за веру Святого, благословен Он».  

 

В этих светилах отражён весь Его Замысел. «Меарат»: Мэм, Рейш, Алеф, Тав. Мэм – то, что существует, с введенным в него для помощи человеку отражённым Его Замыслом, который дан ему, для того чтобы он генерировал усилия.

И «когда исправляется (иттакант אתתקנת)»: Алеф, Тав, Тав, Куф, Нун, Тав. В этом слове - три буквы Тав. Замыслом Всесильного по структуре Игры, Алеф, результата, цели Игры, данным, для того чтобы реализовалась Тав, она соединяется с Куф, обеспечивая синтез Нун и Тав. То, что Его Замыслом дано, как возможность исправления, соединяется, как исправление, как усилия человека по наполнению структуры его желаний, его души, созданной, как Куф, для того чтобы нешама и Тав соединить в единое целое. Ему даются записи исправления для того, чтобы эти записи соединились со структурой его желаний. И обеспечили соединение, реализацию структуры его души нефеш, нешама для постоянного обновления в усилиях человека.

И «исправляется луна, переворачиваются буквы» в слове «меорот» - «Слово» «имрат»:  Алеф, Мэм, Рейш, Тав. Когда луна «исправляется», становится полной, реализуется Тав для постижения Алеф, получения Рейш и наполнения им Мэм, Малхут. Когда луна «исправляется», то, что дано как потенциал усилия в окружающем мире, становится самим усилием. «Слово» «имрат» – это то, что есть Его Замысел, данный как Малхут, наполненный всем, что Он уготовил для обеспечения подъёма человека. «Слово» - то, чем Он Создал всё, Его записи.

«Слово» «имрат» Всесильного «чисто, щит Он для всех надеющихся на Него». Всё, что создано Им, чудесно. Для тех, кто надеется на Него, это щит.

«Щит Он», - от всех тех духов злых и обвинителей (кастирин קסטירין)». И «обвинителей», «кастирин»: Куф, Самех, Тет, Йуд, Рейш, Йуд, Нун софит. Это те, у кого в данных им структурах их души Куф Самех отделено от Тет, Йуд, Рейш, Йуд, Нун.

И «которые шатаются по миру, при уменьшении её (луны), - для всех, кто держится за веру Святого, благословен Он».

Первое светило олицетворяет Хохма, то, что постоянно оживляет. А второе - то, что отражается, то есть, нашу душу. И поэтому для того чтобы видеть наполнение и отражение, нам даны светила. Оба светила дают полную картину. Но нам дано не солнце, которое ассоциируется с наполнением, а луна, для того чтобы ассоциироваться с отражением прямого и обратного.