Зоар Брейшит 114

Зоар Брейшит 114

 

Что такое Тора, вы знаете. Она Дарована народу Израиля как отражение мироздания.

В мидрашах (Книга Шмот) сказано:

«Ковчег Завета — символ Короны Торы

Первой из всех принадлежностей Мишкана Ашем приказал построить Ковчег Завета (арон акодеш). Он повелел построить его даже раньше, чем стены Мишкана.

Ковчег олицетворяет собой Тору. Как Тора предшествовала сотворению вселенной, так и строительство Ковчега должно было предшествовать возведению самого Мишкана…

Верхний край внешнего золотого ларца был окантован декоративным золотым ободом, окружавшим Ковчег подобно венцу. Ковчег (в котором находились скрижали) символизировал Тору, а венец — Корону изучения Торы.

Как мы уже говорили, Ашем возложил на еврейский народ три "короны" (свидетельства величия):

— Корону Торы, представленную Ковчегом;

— Корону Священнослужения, представленную Жертвенником;

— Корону Царства, которую представлял Стол (шулъхан).

Корона изучения Торы стоит выше двух остальных. Только еврей, рожденный в царской или священнической семье, может претендовать на царство или служение в Храме. Но возможность стать великим знатоком Торы (талмид хахамом) открыта для каждого. Чтобы подчеркнуть это, Ашем повелел относительно Ковчега: "И сделаете его" ("сделаете" — во множественном числе Шмот 25:10). Всевышний хочет, чтобы весь еврейский народ получил свою долю в Короне Торы. Повеление о Столе и Жертвеннике, однако, дано в единственном числе ("и сделаешь их"), потому что доступ к священнослужению и царствованию ограничен.

И внешний, и внутренний ларцы Ковчега были из чистого золота, потому что Тору уподобляют золоту. Средний его ящик сделан из дерева, поскольку Тору называют также "Древом Жизни".

Три ларца, из которых состоит Ковчег, соответствуют трем частям Торы: Пятикнижие (Хумаш) — Пророки — Писания (или тематически: Мишна — Барайта — Алахот).

Ковчег представляет собой также воплощение мудрости Торы — мудреца, талмид хахама.

Внешний и внутренний ящики были из золота, чтобы показать, что сокровенные чувства мудреца и его поведение должны соответствовать друг другу. Горе тому из изучающих Тору, кто несет ее на своих устах, но в чьем сердце нет трепета перед Всевышним».

Тора Дана сразу. Но дальнейший тикун народа Израиля предопределён тем, что происходило до Моше и вместе с ним. Как была записана Тора? Она была Дана сразу, единой строкой. А Моше постоянно её дописывал. Потому что из всех ветвей Дерева выбиралось то, которое предопределялось тикуном Моше, его свободой воли, его исправлением. И это предопределяло весь дальнейший тикун народа Исраэль. Таким образом, Тора должна была быть записана Моше со слов Всесильного, и писаться им постоянно, вплоть до последних дней.

Есть два периода, прохождение которых определяет начало и завершение. И первый этап – это жизнь Моше Рабейну, а второй – жизнь Моше Машиаха. И всё, что между ними, предопределено тикуном Моше и Израиля, но является полем свободы воли праведников.

Почему именно такой формат и такая последовательность изложения событий? Они определяются на основе необходимости для парцуфа Исраэль дальнейшего структурирования Дерева Добра и Зла и Дерева Жизни со всеми особенностями каждого этапа и деталями заданности акцентов: чему внимания уделяется больше, а чему меньше.

Прошлый раз мы говорили о том, почему в Торе три упоминания о Скинии. И так можно взять каждый эпизод, и объяснить его в связи с тикуним и трансформациями, которые должен испытать каждый йегуди, то есть парцуф Исраэль во всех его частях. И события в Торе изложены в последовательности, зависящей от того, какие должны произойти трансформации, в каких внешних условиях исправления и какие изменения должны быть в каждой из частей парцуфа: и человека, и народа. И соответствующее количество повторов. Они задают обязательность духовной работы.

Это очень сложный вопрос. Ответить на него в целом, что это происходит каким-то определённым образом, невозможно. Множество ветвлений, раскрывающихся в Торе, так же бесконечно, как и число отображений этих ветвлений в том, что реально произошло с судьбами каждого из евреев и всего народа в целом. Поэтому поставить их в прямое соответствие невозможно. Каждый раз надо брать какую-то часть, деталь, рассматривать её и сопоставлять. Структурные отображения микромодели в макромодели описать одной фразой или даже на одном занятии невозможно. Понимание общего принципа этого отображения уже является достаточно высоким уровнем постижения. В Тору в свёрнутом состоянии заложены все раскрытия решиму, которые в народе Исраэль потом реализуются как чувственные картины. Но, интересно другое, что само свёрнутое состояние, его свёртка и его содержимое, предопределены исправлениями праведников, вплоть до Моше включительно:. Авраhама, Ицхака, Яакова и т.д. Но изложить это простыми словами очень сложно.

Мишкан отражает структуру мироздания, а его наполнение отражает Тора.

 

Моше человек. Он проходит тикун и тшуву. И Скрижалей народ Израиля был недостоин. И они не могли быть переданы ему. Его тшува спасла народ Израиля.

 

Усилие человек делает в состоянии ночь. Это состояние животное. И переходит в состояние день: раскрытие и оправдание Всесильного. И это и есть благодарственная молитва и воскурение. И поднимается сначала от жертвы, потом от трав. И затем происходит искупление. Таким образом, результатом этого является искупление. Зачтение тебе. Искупление - результат Суда. Искупил человек свои грехи или нет, оценивает Он. Но подход к искуплению – это сначала усилие, потом благодарность, потом искупление. Это есть первое: благодарственное искупление, потом жертвоприношение. А где происходит всё это? В Мишкане, в месте соединения неба и земли. Для того чтобы народ Израиля в состоянии, в котором он находился, видел, что есть связь, есть Мишкан, где есть Он. Ведь весь последующий галут произошёл потому, что в Третьем Храме (если считать, что Мишкан есть Первый Храм ) Святости уже не было. И поскольку соединения неба и земли не было, их жертвоприношения не совпадали с их усилием. Уже было ясно, что будет дальше. Всё пошло по большому кругу исправления. И, как мы знаем, модифицируют только страдания. И становилось всё тяжелее и тяжелее.

 

В Торе (Ваикра, 1:7) сказано: «И принесут сыновья Аhарона-коhена огонь на жертвенник, и разложат дрова на огне».

В чём смысл того, что коhен приносит огонь? Что такое огонь снизу вверх? Хохма. И он должен принести его на жертвенник. Человек делает усилие и приносит жертву, и поднимает вверх дым. И всё это происходит в огне.

В Торе (Ваикра, 6:2) сказано: «… огонь на жертвеннике должен гореть постоянно».

Коhен должен постоянно приносить пищу для огня. Он складывает огромную поленницу, чтобы сжечь быка, ягнят или козлят. Есть огонь, который горит постоянно. Смысл в том, что для того чтобы создать большое пламя, он должен приносить новый огонь. На жертвеннике существует постоянный огонь. Коhены, которые служат Всесильному, должны привносить его, поддерживать и каждый день увеличивать.

Периодически, в соответствии с кругооборотом дней тикуна.

114. «И с тех пор нет у неё света, кроме солнечного, ибо вначале сидели, как один, в равновесии (бе-шикула בשקולא), потом уменьшила себя во всех уровнях её, несмотря на то, что она – голова для них (для нижних миров), ибо нет у женщины величия (лейт итта бе-рибуйа לית אתתא בריבויא), кроме [того, когда она] с мужем в единстве. «Светило большое» (Брейшит, 1), - Йуд-hей-вав-hей. «Светило малое» (там же) – Элоhим, конец всех уровней, конец мысли (софа де-махшава סופא דמחשבה). Сначала записалась (итрашим אתרשים) она сверху, буквами Имени Святого, буквой четвёртой Его, а потом уменьшила себя, чтобы называться Именем Элоhим».

 

И «сказал ей Святой, благословен Он: «Иди и уменьши себя».

И «с тех пор», как свойства собственного света в ощущениях самого парцуфа были уменьшены. То есть, произошло его отделение от Всесильного и перемещение в ощущения тела. Один тип трансляции сменился другим.

«И с тех пор нет у неё света, кроме солнечного». То есть, отражённого. В её ощущениях изначальная наполненность сменилась полным сокрытием.

И «ибо вначале сидели, как один, в равновесии». Это то, что мы сказали только что. И «в равновесии», «бе-шикула»: Бет, Шин, Куф, Вав, Ламед, Алеф. Брахой дано       «равновесие». Усилие человека, которое обеспечивает связь структуры желаний его души с Высшими истинами и постижением Смысла Творения, и постоянная связь, постоянное получение – есть равновесие. Постоянно идёшь в ровном, равновесном состоянии, не заваливаясь ни вправо, ни влево, обеспечивая себе постоянную связь и получая Высшие истины, и постигая Смысл Творения. Равновесие обеспечивается Шин, средней линией.

И «потом уменьшила себя во всех уровнях её». Что значит «во всех уровнях её»? И «уменьшила себя» по решению Всесильного. Никакого драматического сокращения, стыдливого отхода от Всесильного не было. Она «уменьшила себя» по Замыслу Всесильного, была уменьшена в результате отсутствия усилия. Она «уменьшила себя» сама. Почему? Потому что не проявила свободу воли. С момента начала Игры всегда существовал шанс полного исправления. Мы с вами понимаем, что, каждый раз, когда говорим о тех или иных обстоятельствах, которые возникают жизни, они являются результатом усилий человека или их отсутствия. Но так как это результат отсутствия усилий парцуфа Адам аРишон, луна в результате Суда «уменьшила себя» во всех её уровнях из-за того, что не произвела отделения левого от левого.

Цимцум - результат Суда как оценки волеизъявления.

Полная луна – это Йуд. На прошлом уроке мы говорили, что уменьшение луны – это переход от Йуд в Мэм софит. Потому что это полностью в этом мире.

И «несмотря на то, что она – голова для них (для нижних миров)». Свойства, которые подлежат исправлению путём наполнения светом Всесильного, являются головой для всех нижних миров. А свойства нешамот, которые потенциально исправлены и наполнены светом быть не могут, головой не являются, а относятся к свойствам тела.

И «ибо нет у женщины величия (лейт итта бе-рибуйа לית אתתא בריבויא)». И «нет», «лейт»: Ламед, Йуд, Тав. Наполнения Ламед, Йуд в Тав быть не может, потому что без усилия не может быть постижения Высших истин. Может быть Тав, Йуд, Ламед. Но Ламед, Йуд, Тав быть не может. Это невозможно. И поэтому «нет». И «женщина», «итта»: Алеф хирик, Тав, Тав, Алеф. Арамит. Это невероятное слово. Алеф хирик - это левое состояние. Это отсутствие постижения Замысла, данное для того, чтобы делать усилия, которые должны привести к усилию для его постижения. Это привод, ремень, крутя который ты получишь вращение. То, что нужно Адаму. Усилие в не постижении, созданное для пробуждения усилия для постижения. Здесь заложен принцип вспомогательного воздействия. Усилия делаются для того, чтобы пробудить другие усилия, которые предназначены для постижения.

«Величие», «бе-рибуйа»: Бет, Рейш, Йуд, Бет, Вав, Йуд, Алеф. Брахой Всесильного уготованное наследие, которое в реализации Его непостижимой Мудрости как Великая Браха дано для соединения с Ней из-за Смысла Творения. Его Браха, Которой Он для нас Создал Его непостижимой Мудростью всё, что Его Брахой должно соединиться в касании Его непостижимой Мудрости и Замысла Всесильного. Это Его намерение есть «Величие». То, что Им уготовано, и то, что Им обеспечено для получения этого. Первое – то, что Им уготовано: Бет, Рейш, Йуд. И то, что позволит нам это получить, это: Это Бет, Вав, Йуд, Алеф. Бет, Рейш, связанное Йуд с Бет, Вав для Йуд, Алеф.

И «кроме того, когда она с мужем в единстве». Это понятно.

«Светило большое», - Йуд-hей-вав-hей». Его Имя, всё, что Создано Им, «Светило большое», пронизанное Его любовью, и которое в каждой своей точке освещает человека, это «Йуд-hей-вав-hей».

«Светило малое» – Элоhим, конец всех уровней, конец мысли». Что значит «конец всех уровней, конец мысли»? Там, где заканчивается то, что для Творения уготовано, начинается само Творение. И «конец мысли» - то, что совершил Он. А там, где постижение Созданного Им и Его мыслей, есть Творение. Поэтому одеяние для «Йуд-hей-вав-hей» возникает там, где заканчиваются все мысли.

Он всё Создал, и всё заработало. И перед тем, как всё заработало, Он всё это Создал:: «конец всех уровней, конец мысли». Дальше начинается интерактивная Игра. И «конец мысли», «софа де-махшава». И «конец», «софа»: Самех, Вав, Фей, Алеф. Это полное сокрытие, которое связано с состоянием не наполненной клипы Фей, для того чтобы из него вернуться в состояние Алеф. И «мысли», «де-махшава». «Мысль»,  «махшава»: Мэм, Хет, Шин, Вет, Хей. Запись, которая проявляется, как Шин, в результате взаимодействия Мэм и Хет, которое ведёт к наполнению Брахи, раскрытию Всесильного и Его нахождению в Хей. Мысль, которая связывает человека с Всесильным. Она рождается в человеке исключительно в результате того, что Всесильный ловит малейшее усилие человека и тут же даёт ему эту мысль. Человек делает небольшой поиск, Хет чуть-чуть наполняет, и ему тут же даётся, тут же переключается, как в полупроводнике. Хет -полупроводник, вентиль. Он Ловит усилие человека, тут же ему даётся мазаль, свет сверху, через Хет. Создан Мэм и в него помещено Хет, чтобы раскрыть запись Шин, наполнить Вет и путем его наполнения соединить его с Хей.

«Сначала записалась (итрашим אתרשים) она сверху, буквами Имени Святого, буквой четвёртой Его (имеется в виду Хей), «а потом уменьшила себя, чтобы называться Именем Элоhим». И «записалась» (итрашим אתרשים)»: Алеф хирик, Тав, Рейш, Шин, Йуд, Мэм софит. Опять Алеф, Тав. Для того чтобы понять, почему здесь Алеф хирик, надо увидеть Мэм софит. Потому что из Мэм софит записи выглядят, как Алеф хирик, данные для постижения, как Его Дар, как всё Уготованное Им для того чтобы наполнить Шин, помещённое Его Мудростью в Мэм. В Мэм софит всё помещено для того, чтобы породить Тав, Рейш, Шин, связанные с Мэм софит Йуд. Но из Йуд Мэм даёт множественность этих записей. Но правильно было бы сказать: «записались (итрашим) она сверху». Потому что множественные состояния наполненной и не наполненной души записались сверху вниз. Состояния парцуфа Адама и души человека записались «сверху буквами Имени Святого, буквой четвёртой Его». Все эти состояния записались, как абсолютно живые. И они и есть живые. Все они Хей нижнее. Но для того чтобы пробудить Хей нижнее, внутри него они ещё уменьшились и стали начальным состоянием для постижения связи Хей нижнее с Хей высшее: «Элоhим». По имени высшей точки в минимальном состоянии духовности, от которой начинается постижение Имени Элоhим.

Высшая точка – та, которая всё время наполняет Элоhим. Но она высшая точка минимального состояния внутри Хей.

Высшая точка Творения – это точка Элоhим, которая всё время осуществляет связь неба и земли. Но она соответствует минимизированному состоянию в сокрытии Мэм софит, которое на самом деле есть Хей.

Почему Алеф хирик? В непостижимости с точки зрения последней буквы, Мэм софит, Алеф хирик дана такой, как она видна из Мэм софит. И не только это. Непостижимы также и сами структуры записей. О них мы можем только гадать. И описывать какие-то образы того, что буквы являются элементами записей, существование которых даёт нам связь между этими записями и чувственными картинами, которые возникают в нашей душе. Но как всё это сделано, непостижимо. Его Замысел, который называется записи, нами чувственно непостижим вообще.

И так как речь всё-таки идёт о записях, которые есть инструмент реализации Его Замысла, они нами непостижимы в своей сути, в том, как они сделаны. И это Алеф хирик. Но эти записи созданы, для того чтобы в нас породить Тав, которые должны привести нас к Рейш для раскрытия в нас записи Шин Йуд, Мэм. Этими структурами наполнена Мэм.

И «ит» - это изначальная непостижимость записи. Так как всё слово «записи», то их Замысел, то, как они замыслены, как сконструированы, сделаны - для нас непостижим. И поэтому Алеф хирик. Алеф из левого состояния. Но, в принципе, они соединены с Тав, и с Рейш, и с Шин. И все в своём множестве непостижимой Мудростью Всесильного умещены в бесконечномерной спирали в Мэм софит. Запись реализуется в Хей, в постижении человеком окружающего. И «ит»: Тав создана для усилий, но Алеф усилиями Тав не постигаема. Из Мэм софит, из Хей, из того состояния, в котором находимся в записях, Алеф мы никогда не постигнем.

А то, что она записалась сверху, а потом уменьшилась – для Адама это образование внешнего.