Комментарий к п

Комментарий к п. 2 «Бахир»

 

ב. אמר ר' ברכיה מאי דכתיב (בראשית א ב) והארץ היתה תהו ובהו מאי משמע היתה, שכבר היתה תהו, ומאי תהו? דבר המתהא בני אדם, ומאי בהו? אלא תהו היתה וחזרה לבהו, ומאי בהו? דבר שיש בו ממש דכתיב בהו: בו הוא.

2. Сказал раби Берахья: «Что означает написанное (Брейшит, 1:2): «И земля была пуста и хаотична (тоhу ва-воhу)»? Что слышится из [слова] «была» (hайта)? Что уже была. И что такое «тоhу»? Вещь, изумляющая (hа-матhэ) сынов человеческих. И что такое «воhу»? Была - «тоhу», а стала - «воhу». И что такое «воhу»? Вещь, в которой есть действительное (мамаш), как написано «воhу», - «бо hу» («в нём оно»).

 

מאי משמע היתה, שכבר היתה תהו

          Что слышится из [слова] «была» (hайта)? Что уже была.

Слово היתה «hайта», «была» относится и к «тоhу», и к «воhу»?

          И «пуста», «тоhу» תהו: Тав, Хей, Вав шурук. То, что записано и уже проявлено, это «воhу». А то, что записано и ещё не проявлено, не наполнено светом Всесильного, Барух ХАшем, это «тоhу». Это то, что заготовлено, но ещё не наполнено. Если «воhу», это реальность, которая, с точки зрения находящегося в ней человека, хаотична, то сама запись в непроявленном виде - пустота. Поэтому она «изумляет», «hа-матhэ» המתהא: Хей, Мэм, Тав, Хей, Алеф. ה указывает на конкретно существующее состояние. А «изумляющее», «матhэ» מתהא: Мэм, Тав, Хей, Алеф. Почему она «изумляет»? Потому что в ней нет никакого постижения. Это совокупность  записей, которые соответствуют א и, в случае их раскрытия, содержат ощущение существования ה и вытекающую из него необходимость усилия ת. Если заглянуть в нераскрытые, ненаполненные записи, одну запись от другой отличить невозможно. Соседние решиму неотличимы друг от друга и расположены настолько плотно, что это просто прозрачность. Бесконечная плотность записей приводит к абсолютной «пустоте». И только проявление записи с точки зрения находящегося в ней человека выявляет хаос. А если запись не раскрыта? Тогда внутри неё человека нет. А для человека нераскрытая запись не существует: это «пустота».

          Она существует только для Всесильного.

          Конечно. Поэтому, что было сначала: пустота или хаос? Конечно, пустота. Сначала были нераскрытые записи, а затем - раскрытые.

И нераскрытая запись это пустота, для человека она не существует. Сама структура для него неощутима, непостижима и недоступна. Известно только функциональное предназначение этих записей. В них заложено соединение ощущения существования и необходимости усилия. Вот характеристика того, что есть сущность человека. Но понятно только то, что на этом месте может быть.

          При раскрытии записей с точки зрения человека, находящегося в мире в сокрытии, этот мир  хаотичен и воздействует на него. Если запись раскрывается, для человеческой души, которая в соединении и наполнении окружающего Всесильным не находится, этот мир хаотичен. Как только запись раскрылась, 99 целых и 9 в периоде процентов душ людей ощущает себя в хаосе.

            דבר המתהא בני אדם

          «Вещь, изумляющая сынов человеческих». Здесь говорится о том, что конкретный ד Брахой Всесильного ב раскрывается, как часть решиму ר. А эта часть решиму является текущей координатой общей системы, оценить которую можно только качественно. Это общая система Малхут מ, наполнением каждой точки которой и содержанием, и целью её является תהא: Тав, Хей, Алеф. Таким образом, «двар» דבר: Далет, Вет, Рейш является  конкретной реализацией «hа-матhэ», «изумляющей». То есть, нет никакого постижения. А если есть конкретная ה, первая ה в слове «hа-матhэ», дана, как «двар»: как ד, которое Брахой Всесильного ב раскрывается, как точка ר: точка записи, решиму. Оно соответствует ощущению жизни ה, существования, которое есть конкретное место из совокупности מ, включающее в себя תהא. Оно, соответствующим образом, и есть состояние Нун נ (в слове «сынов», «бней» בני: Бет, Нун, Йуд). Мы выбираем его Брахой Всесильного ב непостижимым для нас образом י, и представляет собой «Адам» אדם: Алеф, Далет, Мэм софит - человечество или человека.

          «Изумляющее», «hа-матhэ» относится и к «тоhу», и к «воhу». Проблема только в том, что «тоhу», это некая позиция внутри Мэм и общий принцип, которым Мэм описывается, как Тав, Хей, Вав шурук, которые есть внутри каждой точки. Если идентифицировать, локализовать, выявить, проявить точку, проявить запись в непостижимой совокупности записей, которые для нас есть просто вода, записей там нет. Как ни смотри, никаких линий там не найдёшь. Просто изотропная, во всех отношениях совершенно одинаковая по свойствам и объёму, вот что это такое. «Изумляющая». Смотришь, там ничего нет. А почему «изумляющая»? Если не раскрыты, они «изумляют», а если раскрыты, тоже «изумляют». Но почему они раскрыты? А потому, что Браха, «воhу». Любовью выделяемая точка, это Бет, это раскрытие. Но внутри она чувствуется, как хаос. А та, которая не раскрылась, чувствуется, как «пустота», вообще не о чем говорить – для человека она не существует. Но все они - «hа-матhэ». Оно может относиться и к тому, и к другому. Но оно конкретно относится к «тоhу». И «матhэ» מתהא:  Мэм, Тав, Хей, Алеф. В чём заключается результат? Какой должен быть א? Вав шурук. Поэтому א это Вав шурук, Хей это Хей, Тав это Тав. Тогда «матhэ» – это совокупность «тоhу».

ומאי בהו? דבר שיש בו ממש דכתיב בהו: בו הוא.

 И что такое «воhу»? Была - «тоhу», а стала - «воhу». И что такое «воhу»? Вещь, в которой есть действительное (мамаш), как написано «воhу», - «бо hу» («в нём оно»).

И «действительное», «мамаш» ממש: Мэм, Мэм, Шин. Это מ, который מש.

           «Тоhу» - это то, что Создано, но не раскрыто. Но даже суть раскрытого тоже «тоhу». Потому что мы не знаем, как это Сделано.

Действительность абсолютна, Нун прекрасна, а Нун софит не годится. Ненаполненность есть искажение. Искажение действительности - восприятие её, как данности.

Мера хаоса - неисправленность человека: его ненаполненность. Хет - мера всего. И она же причина, а хаос - следствие. Таким образом, если мы знаем меру причины, тогда мы знаем меру последствий.

           Браха, это проявление непроявленного состояния. У тебя есть огромный, покрытый серебром непроявленный снимок: белая бумага. И проявителем ты брызгаешь на её маленькие кусочки. Она проявляется, как фотография, изображение. Но изображение есть везде. А проявляется только то, на что Даётся Браха.