Б А Х И Р

 

1 – 12

 

Мы начинаем читать «Бахир». Эта Книга - не комментарий, в привычном звучании этого слова. Эта Книга - откровение в Первом лице. Свидетельство этого - имена Раввинов, от имени которых приводится содержащаяся в «Бахир» информация. Этих Раввинов нет в записях Сангедрина, на них не ссылаются великие каббалисты в своих бессмертных произведениях.

Они существуют и живут только в этой Книге. Имя каждого Учителя содержит в себе скрытое определение уровня постижения, которое излагается в тексте.

Количество раз, которое упоминается имя того, или иного Ребе, соответствует высоте Врат, с которой приходит информация.

Ребе Рахумай, который упоминается в «Бахир» тринадцать раз - это прямое откровение с уровня Тринадцатых Врат, т.е. с уровня Рош де Малхут Эльон. Или – с уровня ангела Матат, что одно и тоже. Это – уровень Замысла Творения и его Управления.

 И поэтому «Бахир» – первая Книга, зафиксированный как системный каббалистический источник.

Автор Негуниа бен ха -Кана – это Раввин, от имени которого начинается изложение содержания «Бахир». «Раби Нехуния сказал …» - так традиционно начинаются многие откровения каббалистических книг. «Бахир» на иврите – «Сияние». Эта книга предшествовала «Зоар» в земной хронологии. Скрытое изложение сокровенных тайн мироздания, которое содержится в «Бахир», можно найти и в «Зоар».

Раби Нехуниа бен ха-Кана был среди учителей Раби Акивы и, следовательно – Раби Шимона. И был также одним из членов Сангедрина, Великого Собрания.

Вы поймете, какой невероятной высоты эта книга, как только мы начнем ее читать и, в моих комментариях, она раскроется для вас. Тех, чьи души уже достигли необходимой степени очищения для восприятия и наслаждения даром Всесильного, каким является «Бахир».

Это откровение Всесильного, изложено в беспрецедентно сжатой (даже для древних каббалистических первоисточников) и, в связи с этим, в чрезвычайно сокрытой для непосвященных форме. Для тех же, кто постиг, что ключом ко всем скрытым Всесильным тайнам является Любовь, текст «Бахир» действительно раскрывается в ослепительном сиянии Его Замысла.

Нет ничего удивительного в том, что «Бахир» оставался до нашего времени практически неизвестным даже для раввинов, изучающих и преподающих Каббалу.

Есть всего два известных нам, очень коротких комментария к «Бахир». Это – комментарии, подписанные именем ученика Рамбана и замечания к ним, сделанные Бааль Шем Товом.

Однако, эта книга была создана Всесильным «запечатанной» до времен «последних дней». Можно сказать, что в течение тысячелетий «Бахир» существовал, образно говоря, в спящем состоянии. И для нас, тех, кто удостоился жить в эти времена и совершать усилия, направленные на осуществление Его предписаний, «Бахир» оживает и изливает невероятную Любовь Творца, Его Сияние.

 

1. Сказал раби Нехуния Бен hа-Кана: «Стих один (Иов, 37:21) говорит: «И теперь не увидят свет сияния (ор баhир), который в небесах (ба-шхаким)», а стих другой (Теhилим (псалмы), 18:12) говорит: «Установил тьму тайной Его, и также облако и туман вокруг Него». Это – [логическая] трудность. Пришёл стих третий (Теhилим 97:2) и разрешил [противоречие] между ними: «Также тьма не темна для Тебя и ночь, как день засветит», - как тьма, так и свет».

 

Сказал раби Нехуния Бен hа-Кана: «Стих один (Иов, 37:21) говорит: «И теперь не увидят свет сияния (ор баhир), который в небесах (ба-шхаким)»

 

Стих первый говорит об отдалении Всесильного от Творения. А точнее говоря, о реализации в начальной точке Малхут записи (решимо) представления о бесконечной разности свойств с Создателем. Это решимо введено в точку Творения наряду со всеми остальными бесконечными вариациями записей состояний Малхут, которые представляют из себя неисчислимые бесконечности абсолютно совершенных сценариев дальнейшего развития и исправления Творения.

 В «Зоар» этот этап Творения описывается в словах откровения пророка Элиягу - Раби Шимону «… и поместил Он в ней (точке) картину одну и, в ней – все остальные картины…». И в стихе первом мы как раз имеем дело с одной из начальных записей, или «картин», которая раскрывается в Творении (Адаме), части которого, души людей, не видят Света сияния Всесильного в небесах. Т.е. ощущают себя в сокрытии.

 

а стих другой (Теhилим (псалмы), 18:12) говорит: «Установил тьму тайной Его, и также облако и туман вокруг Него».

 

Здесь, в дополнении к содержанию первого стиха, говорится, что установлена тьма, т.е. ощущение отделенности, нахождения вне ощущения связи с Творцом, для того, чтобы создать тайну Его замысла, которую Творение должно раскрыть путем собственных усилий.

 

«…и также облако и туман вокруг Него».

 

Потому что отдалил Он себя водой и воздухом. И смешаны они друг с другом в представлении Малхут, отделяя ее от Всесильного. Написано: « и туман вокруг Него». И это выше облаков. А ниже тумана – облака. Вода, пар. Вода в смеси с воздухом. И это то, как Малхут представляет Всесильного - через облака и туман.

Первое – различимое и могущее быть описанным. Второе – нераспознаваемая субстанция, скрывающая собственно Его. Облака и туман – Зеир Анпин и Бина. Состояния, отделяющие Творение от Всесильного в соответствии с записями (решимот), которые введены в начальную точку.

И облака, и туман - смесь воздуха и воды. На языке Каббалы – Зеир Анпин и Бина.

Только облака – более материальная, «плотная» субстанция, заслоняющая Свет и, это - З’’А, переходящий в свойства Бины. Туман же, который вокруг Него – это З’’А, но уже совместившийся со свойствами Бины и переходящий в свойства Хохмы, которая является одеждой (Славой) Всесильного.

 

Это – [логическая] трудность. Пришёл стих третий (Теhилим 97:2) и разрешил [противоречие] между ними: «Также тьма не темна для Тебя и ночь, как день засветит», - как тьма, так и свет».

 

Приходит третий стих и разрешает кажущееся противоречие первых двух.

И мы знаем, почему. Потому что скрытие существует исключительно в ощущениях самих частей парцуфа Адама. Однако для Него не существует понятия тьмы. Все души – открытая книга для Всесильного, пребывает Он в постоянной связи и постижении всех движений душ человеческих. В постоянном излучении Любви и Добра по отношении ко всем частям Творения.

Продолжение фразы выясняет существование реальности ночи также и для Всесильного - «…для Тебя и ночь, как день засветит». И это говорит нам о том, что Всесильный ощущает все то, что чувствует Израиль, как собственное состояние.

Ночью начинается день. И если не было бы ночи, не было бы усилия по преодолению сокрытия. И не пришел бы Свет.

Нет никакого здесь противоречия. Не может быть Света без тьмы. Потому что Свет постигаем только из тьмы. И тьма является обязательным условием постижения Света.

И то, как будет ощущать Израиль Свет, приходя к нему из сокрытия, из тьмы, будет, одновременно и ощущением самого Всесильного.

 

2. Сказал раби Берахья: «Что означает написанное (Брейшит, 1:2): «И земля была пуста и хаотична (тоhу ва-воhу)»? Что слышится из [слова] «была» (hайта)? Что уже была. И что такое «тоhу»? Вещь, изумляющая (hа-матhэ) сынов человеческих. И что такое «воhу»? Была - «тоhу», а стала - «воhу». И что такое «воhу»? Вещь, в которой есть действительное (мамаш), как написано «воhу», - «бо hу» («в нём оно»).

 

 

Сказал раби Берахья: «Что означает написанное (Брейшит, 1:2): «И земля была пуста и хаотична (тоhу ва-воhу)»? Что слышится из [слова] «была» (hайта)? Что уже была. И что такое «тоhу»? Вещь, изумляющая (hа-матhэ) сынов человеческих.

 

Конечно, Пустота была первой, существовала раньше. И уже была. Потому что задумана она была сразу. Как точка бесконечной глубины, в которой раскрывается отрицательная бесконечность, обратная бесконечности породившего ее Всесильного. В начале замысла – его конец. Задумана Малхут была как противоположная Всесильному.

И, следовательно, нет никакой возможности постижения уходящей в ничто бесконечности, нет никакой возможности структурировать, или описать ее в чувственных ощущениях.

А раз скрыта бездонная глубина начальной точки творения от какого либо постижения, то все представляется Пустотой, или, иначе говоря, отсутствием информации.

Отсутствие возможности какого-либо структурирования, как в постижении своих органов чувств, так и во внутренних мысленных образах, не может быть основой для каких бы то ни было умозаключений, о чем написано - «И что такое «тоhу»? Вещь, изумляющая (hа-матhэ) сынов человеческих.».

 

«И что такое «воhу»? Была - «тоhу», а стала - «боhу». И что такое «боhу»? Вещь, в которой есть действительное (мамаш), как написано «боhу», - «бо hу» («в нём оно»).

 

Бо-Ху. Ху – оно, Бо - в нем. Что значит «В нем оно»? Хаос, нестройность, отсутствие порядка – это ощущение пространства и времени.

 

Разрывности, которая возникает в результате трансляции, наведения ощущения существования в физическом, материальном мире.

Хаос. Разрывность. Дискретность. То, в чем мы находимся. Внутреннее во внешнем. Вот эта разрывность и является последствием преодоления тоху. То есть абсолютной Пустоты, которая представляется Человеку «изумляющей».

Творение же в целом, весь мир, окружающий его, изначально представляется человеку хаотичным. Сама точка, Малхут, создана в ощущении непознаваемости системы Высшего управления.

Нет видимости управления изнутри - наружу. Снизу нет постижимости Высшего. С Земли нет видимости дальше Небес. Из Далет де Далет не видно ничего. И поэтому Творение ощущает внутри себя хаотичность внешнего.

Забавно видеть подтверждение этой истины в том, что с точки зрения современной науки хаотическим представляется и окружающий нас мир.

Ведь современная физика описывает Вселенную с помощью стохастических процессов. Цепь случайностей. Никакого центрального управления. Никакой Высшей силы. Ничего нет. Есть лишь хаотическое движение. Это является принципом всех естественных наук. Случайность. Теория вероятностей. Выбросы. Стохастические оценки и так далее. Боху.

 

3. И почему начал Тору с «Бет»? Поскольку начал благословение (браха). И откуда известно, что Тора называется Браха? Ибо сказано (Дварим, 33:23): «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг унаследовал», и море (ям) – это именно Тора, как сказано (Иов, 11:9): «И шире моря». И что означает «И наполнен благословением Б-га»? Всякое место, где сказан «Бет», - это язык благословения (лашон браха), как то, что сказано: «В начале (бе-рейшит)», а «начало» (рейшит) – это именно Мудрость (хохма), как сказано (Теhилим 111:10): «И начало мудрости – страх Б-жий», и Мудрость – это именно благословение (браха), как сказано (Млахим- алеф (Книга Царей первая), 2:45): «И благословил Б-г Шломо», и написано (Млахим-алеф, 5-26): «И Б-г дал мудрость Шломо». Сравнение (машаль) с царём, который выдал дочь свою за сына своего, и дал её ему на свадьбе и сказал: «Делай с ней то, что хочешь».

 

И почему начал Тору с «Бет»? Поскольку начал благословение (браха). И откуда известно, что Тора называется Браха? Ибо сказано (Дварим, 33:23): «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг унаследовал», и море (ям) – это именно Тора, как сказано (Иов, 11:9): «И шире моря». И что означает «И наполнен благословением Б-га»? Всякое место, где сказан «Бет», - это язык благословения (лашон браха)…

 

Благословение Всесильного. И благословение Его «шире моря».Почему - «И шире моря»? Потому что море – это Свет Хасадим, Любовь, которой должен наполнится Израиль к Всесильному. «И море (ям) – это именно Тора». Следуя путем Торы, придет Израиль к исправлению, к наполнению Любовью к своему Отцу.

 

 «И шире моря» - потому, что ощущение наполнения Любовью к Создателю будет у Творения бескрайним.

Замысел Творения наполнен Любовью Создателя, т.к. собственно слияние в любви Творца и Творения с целью бесконечного наслаждения созданными Им бесчисленными множествами сценариев этого слияния и есть цель Игры.

И поэтому Творение – Адам, «наполнен благословением Б-га», Его любовью с самого начала. И должно раскрыться это благословение, браха в собственных усилиях Рош де Адам – народа Израиля. Поэтому - «запад (ям) и юг унаследовал», т.е заложено в начальных решимот Исраэль свойства желания получать (юг) и отсутствие стремления к соединению в любви с Всесильным (запад).

Однако необходимо осознавать, что какую бы бесконечность наполнения Творения Он ни создал, Он сам - все равно выше. Ведь все созданное Им - творение Его. И Благословение Его. Его любовь изначальна и первична по отношению к тому, что создавал Он.

И начало Замысла в конце его.

Создатель всегда превышает то, что Он создал. Он всегда больше чем создание Его.

Он создал - Малхут, бездонный колодец. Но вокруг - все равно Он. Он создал его. И Он же может заполнить его.

Он сам несоизмерим с тем, что требуется от Творения в целом. Ведь от Творения требуется постичь Имя Его. То есть наполниться обратной любовью к Нему в бесконечном объеме, каковой Он заложил в Творение. А заложил Он в Творение тот объем, который называется Тора.

И поэтому вся Тора – это Благословение. И начинается она с буквы Бет. Берешит, Браха. Берешит – В начале, в изначальном Благословении Любовью все создано. И Записано. Записано – значит Создано.

Он записал, создал запись. И Создал таким образом в точке Творения «все картины и все рельефы» как об этом пишет Раби Шимон в «Зоар».

Т.е. Создал Тору и буквами Торы Сотворил исправляющие миры – «картины и рельефы».

И Сделал это в Благословении, в Любви.

 

Всякое место, где сказан «Бет», - это язык благословения (лашон браха), как, то, что сказано: «В начале (бе-рейшит)», а «начало» (рейшит) – это именно Мудрость (хохма), как сказано (Теhилим 111:10): «И начало мудрости – страх Б-жий

», и Мудрость – это именно благословение (браха), как сказано (Млахим- алеф (Книга Царей первая), 2:45): «И благословил Б-г Шломо», и написано (Млахим-алеф, 5-26): «И Б-г дал мудрость Шломо».

 

Прелесть этого откровения в том, что здесь в каждой фразе – вся Каббала. И Благословением создал Он Творение. Заранее любя, как само Творение, так и все его усилия, и сам результат исправления.

И вообще все – «Эт», «Ве-Эт».

Все, что создал Он. Всю совокупность своего Творения и всю совокупность бесконечностей Сотворенной игры Он любит изначально.

И все варианты бесконечных усилий человека, Адама. И всех частей его - каждой из душ. Всесильный создал это все для Любви.

Поэтому - Благословение, Браха довлеет надо всем.

Но само Благословение (море) есть Тора. Тора есть одновременно и Благословение и Мудрость.

 

«начало» (рейшит) – это именно Мудрость (хохма)

То, что начало, Решит – и есть Мудрость, естественно, потому что в начале - это концентрированный замысел всего, Решит. Он создал мгновенно все и воплотил все.

И в этом мудрость Всесильного. Это мудрость бесконечности.

Но в Мудрости проявляется Любовь. Любовь является сосудом Мудрости. Только в любовь входит мудрость. Мудрость не может войти и наполнить зло.

Зло проявляется только лишь как непонимание воздействия системы Высшего управления, для того, чтобы воспитать любовь. Зло является только фактором воздействия. Оно есть только в меру, которая необходима нам для возвышения Творения. Нет его в отдельном, независимом от цели Творения существовании.

Мы читаем в Торе, что победил Израиль могущественных владык и царей земных, которые были сильнее его. Невозможно было в разуме победить.

Моше верил и знал, что нет кроме Всесильного никого и что сказано Им, что отдает он их в руки ему. И этого было достаточно. И знал Моше ,что если будет сказано Им - крепость ударишь кулаком или ладонью, посохом своим ударишь крепость. И развалится она. Но, когда сказано было действовать посохом, должен был он верить безусловно в то, что должно произойти. А если не верил он, то, значит, и не происходило.

Сомневался и был наказан.

Нет никого кроме Него. Стены крепостей, броня или что-то еще, превращаются в ничто, когда ты выполняешь волю Всесильного. Можешь выстрелить из рогатки в танк, если Он приказал тебе. И Он пробьет его насквозь.

В этом мире нет ничего невозможного, если Он приказал. И если в этой вере ты движешься, то нет преград. В этой вере – мудрость постижения всей структуры мироздания, которая суть – есть только воля Его.

 

Но в начале мудрости – страх Господень. Это то, о чем мы говорим так много. Как только ты понимаешь, что Он есть все, ты боишься Его, потому что ты понимаешь, таким образом, что ты – ничто.

Ты - всего лишь замысел Его. Вообще ничто, по сравнению с тем самоосознанием, в котором ты существуешь до момента этого откровения.

Самонадеянное человеческое двуногое существо – это всего лишь Его проекция на нечто, что тебе неизвестно.

А сама эта проекция ничего не значит. Это фантом. Тебя нет. И вот эта абсолютная зависимость, то осознание бесконечной разности свойств - кем являешься ты, и кто есть Он, наполняет тебя страхом.

И это начало любви. Начало мудрости - в начале любви. Как только ты начинаешь бояться, трепетать перед Ним, ты начинаешь любить Его, т.к. нельзя не любить и не восхищаться Совершенством.

В той мере, в какой растет в тебе любовь к Нему, входит в тебя Его мудрость.

 

«И начало мудрости – страх Б-жий», и Мудрость – это именно благословение (браха), как сказано (Млахим- алеф (Книга Царей первая), 2:45): «И благословил Б-г Шломо», и написано (Млахим-алеф, 5-26): «И Б-г дал мудрость Шломо».

 

Но благословение – это есть любовь. И настолько, насколько ты входишь в зивуг со Всесильным, становишься ты мудрей. Благословение входит в тебя. «И благословил Б-г Шломо». А кроме того и написано: «И дал Б-г мудрость Шломо».

 

Благословил и дал мудрость – одно и то же. Полюбил его за любовь его. Одно вошло в другое. И Дал ему мудрость. Потому что приобрел Шломо свойство Всесильного. И в меру постижения свойств Его, т.е. в сравнении с Ним по свойствам, стал обладать частью Его мудрости.

 

Сравнение (машаль) с царём, который выдал дочь свою за сына своего, и дал её ему на свадьбе и сказал: «Делай с ней то, что хочешь».

 

В меру слияния с ней, наполнения ее, получишь то, что Я тебе отдал.

Дочь – изначально созданные желания «женского» начала в человеке, которые, будучи исправленными, наполняются любовью к Всесильному и ощущению слияния с ним.

«Делай с ней то, что хочешь» - означает, что есть у человека всегда свобода воли, свобода выбора между усилием в направлении исправления и следованием своим желаниям.

Иначе говоря, между восприятием окружающего мира, как системы Его исправляющего воздействия на тебя, наполненного Любовью, или, как существующей независимо от тебя реальности.

 

4. И почему та «Браха» - от слова «барух» (благословен)? Может быть, - от слова «берех» (колено)? Как написано (Йишайа, 45:23): «Ибо предо Мной преклонится всякое колено», а [значит, «Браха» - это] то место, где всякое колено преклоняется. На что это похоже? На желающих видеть лицо царя и не знающих, где царь и где дом его. Спрашивают сначала, где дом царя, а потом спрашивают, где царь. Поэтому [написано]: «Ибо предо Мной преклонится всякое колено» - и даже высшие, и [написано далее] - «поклянётся всякий язык».

 

Нет разницы между берех и браха. Потому что колено есть все, что отходит в виде колен от изначального замысла Его. От ростков, от Праотцов.

Все в любви образуется. Ключ ко всему - любовь. Даже к действиям в отношении врагов твоих. Любовь к Нему, не к врагу, не к душе Амалека. А любовь к цели Творения, к Создателю. И действия против Амалека – это тоже в любви. Но в любви, естественно, не к тому, память о чем должен ты стереть. А действия в любви к Творцу. Ключ ко всему - Любовь.

 

«Ибо предо Мной преклонится всякое колено», а [значит, «Браха» - это] то место, где всякое колено преклоняется. На что это похоже? На желающих видеть лицо царя и не знающих, где царь и где дом его. Спрашивают сначала, где дом царя, а потом спрашивают, где царь. Поэтому [написано]: «Ибо предо Мной преклонится всякое колено» - и даже высшие, и [написано далее] - «поклянётся всякий язык».

 

Каждый, всякий преклонит колена. И всякое колено создано в Благословении. Поэтому само создание колен необходимо для того, чтобы благословение стало достоянием не только мудрецов, но всего народа Исраэль. Достоянием – то есть постижением.

Не было бы колен – не было бы достигнуто благословение внутри, обратное тому, которое ниспослано свыше. И поэтому браха, благословение и берех, колено – одинаковые слова.

Для того, чтобы благословение вошло в народ Исраэль, необходимо, чтобы Исраэль размножился, разделился на колена, в соответствии с разницей свойств, заложенных в творении. И колена эти начали бы проходить тикуним, исправления, необходимые для исправления выделенных в каждом колене свойств.

Поэтому, сама Игра является благословением. Как благословением является и спиральное развитие колен. Одного не существует без другого.

И, таким образом, независимо, от того, какое колено будет перед Святым, благословен Он.

И какого духовного постижения не достиг бы народ Израиля в этом колене, все равно – преклонится пред Ним.

И поклянется в верности Ему всякий язык, т.е. - все народы мира.

 

5. Сел раби Рахумай и разъяснил: «Что означает написанное: «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг унаследовал»? Что во всяком месте «Бет» - от слова «барух» (благословен), ибо он «наполнен», как сказано: «И наполнен благословением Б-га». И оттуда – поит (машкэ) нуждающихся. И что означает «наполнен»? Объяснение: от «наполненного» взял совет сначала. На что это похоже? На царя, который хотел построить дворец из скал могучих. Скалывал вершины и обтёсывал скалы, и вышел для него большой источник воды – воды живой (маим хаим). Сказал Царь: «Поскольку есть у меня воды текущие, посажу сад и наслажусь им – я и весь мир», и об этом написано (Мишлей (Притчи), 8:30): «И буду около Него находиться, и буду в наслаждениях день за днём, веселиться перед Ним во всякое время». Сказала Тора: «Две тысячи лет была я за Его пазухой наслаждением, как сказано: «День за днём (йом йом)», а день Вс-вышнего – тысяча лет, как сказано (Теhилим 90:4): «Ибо тысяча лет в глазах Твоих – как день вчерашний, который прошёл». Отсюда и далее – временами, как сказано «во всякое время». А остальное (время) – для мира, как сказано (Йишайа, 48:9): «Хвалу Мою выдохну для тебя». И что такое «хвалу Мою»? Как написано (Теhилим 145:1): «Хвала для Давида: превознесу Тебя». Что такое «Хвала»? Из-за того, что «превознесу Тебя». И что такое «вознесённость» (ромемут)? Из-за того, что [написано далее] «благословлю Имя Твоё во веки веков».

 

« Сел раби Рахумай и разъяснил». Низошел до раби Нехуниа. Но Раби Нехуниа - душа высочайшего постижения. Он был одним из старейшин Сангедрина. И учителем великих - раби Акивы и раби Шимона. Но раби Рахумай «сел и разъяснил». Низошел до уровня.

В предисловии к российскому изданию «Бахир» приводятся размышления о том, кто такой раби Рахумай. Нет его нигде в записях Сагендрина и понимаем мы, что и не было никогда такого человека в теле. Сами буквы имени раби Рахумая объясняют нам с кем мы имеем дело.

Первая буква имени его – «рейш» уже означает, что снизошел Он. Движением слева – направо и – вниз ниспослал Он посредством «рейш» желание в Творение и замысел его исправления, наполнения светом Ор Хасадим. Соединена буква «рейш» в имени раби с буквой «хет», следующей за ней, открытой только снизу и, поэтому, наполнена эта буква может быть только снизу вверх. Т.е. Замыслом Творца, соединенным с усилиями самого творения.

Следующая за «хет» и соединенная с ней в имени – буква «вав», обозначающая Зеир Анпин, проводящий Свет в Малхут.

Постижением З’’А в своем исправлении, Малхут (следующая буква – «мем» в имени Рахумай) достигает уровня слияния по свойствам с Творцом.

 

Это отражено в следующей букве имени – «алеф».

И в слиянии свойств достигается постижение замысла творения. Об этом говорит нам буква «йод» в конце имени Рахумай.

Снизошел и дал. Рахумай – это Он и есть. Это Его откровения, приводятся здесь. И приходят Его слова с уровня имени Рахумай, кто соответствует тринадцатым Вратам – Рош де Малхут Элион.

Теперь нам понятно, почему именно с буквы «рейш» начинается слово «раби» в иврите и почему за ней следуют буквы «бет» и «йод». Ведь слово «раби» означает «учитель» - тот, кто зарождает в душе ученика желание к наполнению и помещает в нем стремление к духовному подъему, обучая Любви к Всесильному (буква «бет») и наполняя его Мудростью (буква «йод»).

 

«Что означает написанное: «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг унаследовал»? Что во всяком месте «Бет» - от слова «барух» (благословен), ибо он «наполнен», как сказано: «И наполнен благословением Б-га». И оттуда – поит (машкэ) нуждающихся. И что означает «наполнен»? Объяснение: от «наполненного» взял совет сначала. На что это похоже? На царя, который хотел построить дворец из скал могучих. Скалывал вершины и обтёсывал скалы, и вышел для него большой источник воды – воды живой (маим хаим). Сказал Царь: «Поскольку есть у меня воды текущие, посажу сад и наслажусь им – я и весь мир», и об этом написано (Мишлей (Притчи), 8:30): «И буду около Него находиться, и буду в наслаждениях день за днём, веселиться перед Ним во всякое время».

 

Все творение наполнено благословением Святого, Его любовью. Но, в соответствии с Замыслом Его, введены в решимот творения изначальные состояния, которые называются «запад» - отсутствие любви к Всесильному и «юг» - желание получать наслаждение.

И это означает, что независимо от внутренних ощущений парцуфа Адама, сами эти состояния созданы в замысле конечного достижения творением состояния абсолютной любви к своему Создателю - «… во всяком месте «Бет» - от слова «барух» (благословен)».

 

«И наполнен благословением Б-га». И оттуда – поит (машкэ) нуждающихся. И что означает «наполнен»? Объяснение: от «наполненного» взял совет сначала.

 

В творение введены изначально все состояния. Как прошлые, так и текущие, и будущие.

Будущие состояния несоизмеримы, в сравнении с текущими, по своему наполнению любовью к Святому. Именно эти будущие состояния, качественно отличающиеся по своему духовному уровню восприятия Его внешнего воздействия, принято называть мирами.

Поэтому оттуда, из этих высших миров, т.е. записей будущих состояний парцуфа Адама, наполненных любовью, поит Он нуждающихся – души людей, давая им живительную силу для духовного роста.

Не приходит свет в кли сам собой от Высшего, к низшему. Сначала -Высший «дает совет», т.е. вводит в творение необходимые для исправления решимот и берет, таким образом, «совет» от «наполненного», низший - творение.

 

И что означает «наполнен»? Объяснение: от «наполненного» взял совет сначала.

 

«Совет» - информация, необходимая душе человека для духовного развития – решимот, записи выбираются из бесконечного набора вариаций («берутся»), в каждый момент времени, в сопоставлении с теми уровнями состояний любви к Святому, которые называются «наполненными», т.е. абсолютными.

Здесь, слово «сначала» означает, что от начального замысла Всесильного, каким должен быть Адам в конце игры – совершенным в своей Любви к своему Создателю, от замысла зивуга с совершенным Творением происходят записи всех уровней состояний, тикуним, в которых обеспечивается наполнение.

 

На что это похоже? На царя, который хотел построить дворец из скал могучих. Скалывал вершины и обтёсывал скалы, и вышел для него большой источник воды – воды живой (маим хаим). Сказал Царь: «Поскольку есть у меня воды текущие, посажу сад и наслажусь им – я и весь мир», и об этом написано (Мишлей (Притчи), 8:30): «И буду около Него находиться, и буду в наслаждениях день за днём, веселиться перед Ним во всякое время».

 

Царь хотел построить Дворец из скал могучих – т.е. из огромной массы неживого материала, желания получения, сосредоточенного в начальной точке, хотел Святой создать эйхал (Зал, Дворец) для подобия Себе, в который должно подняться творение.

Запись (решимо) о Своем Дворце приготовил Святой, как награду для человека, поднимающегося до этого состояния.

Скалывал вершины и обтесывал скалы – создал он картины и рельефы, как сказано в «Зоар», обеспечивавшие тикуним душ – различных частей Адама.

Мы наблюдаем эти «картины и рельефы», как развитие всей истории человечества, в пространстве и во времени. И точно так же, в этих «картинах и рельефах» мы видим и собственные жизни, в окружающей нас реальности.

И в результате формирования неживой материи, путем придания ей состояний, которые обеспечивали духовное развитие творения, заложил он в нем запись о достижении состояния Любви к Себе – «источник воды живой».

 

Сказал Царь: «Поскольку есть у меня воды текущие, посажу сад и наслажусь им – я и весь мир»

 

«Сказал Царь» - значит, что Сотворил решимот всех состояний человека, которые обеспечивают его развитие до уровня, в котором он может доставить наслаждения самому Царю. И это состояние есть «сад», которым насладится Святой.

Слова «посажу сад» - означают развитие в усилиях самого человека. Который, при этом, перемещается по бесконечным, совершенным в каждой своей реализации, ветвлениям записей, ведущих его вверх, к состоянию абсолютной Любви. Эту бесконечность совершенных ветвлений решимот, проходимых человеком в усилиях по раскрытию и оправданию Всесильного, называют «Древом жизни».

И поэтому – «сад», т.е. совокупность деревьев. Или – совокупность состояний всех частей головы парцуфа Адам, достигших уровня «живого», т.е. любви к Святому.

 

«…и об этом написано (Мишлей (Притчи), 8:30): «И буду около Него находиться, и буду в наслаждениях день за днём, веселиться перед Ним во всякое время».

 

Здесь говорится от лица Творения, которое, достигнув состояния «сада», будет постоянно находиться в состоянии наслаждения, веселясь перед Ним.

Но, так как будет находиться оно перед Святым, т.е. не достигая Его, то поэтому здесь присутствуют слова, характеризующие продолжающееся исправление, а именно – ощущение творением и внешнего, и внутреннего. Для него они еще не слились в изначальном единстве. И, поэтому, - «день за днем» и «во всякое время».

 

6. Что такое «благословение» (браха)? На что это похоже? На царя, который посадил деревья в саду своём, и, несмотря на то, что выпадают дожди и поят постоянно, и также почва влажная и поит постоянно, должен он поливать их из источника, как сказано (Теhилим 111:10): «Начало мудрости – страх Б-жий, разум благой – для всех исполняющих их». Тогда скажешь, что нет ей ни в чём недостатка, ведь сказано (там же): «И хвала Его пребудет вовеки».

 

«Что такое «благословение» (браха)? На что это похоже? На царя, который посадил деревья в саду своём, и, несмотря на то, что выпадают дожди и поят постоянно, и также почва влажная и поит постоянно, должен он поливать их из источника…»

 

«… должен он поливать их из источника…». Без Него ничего не существует. Без Его вмешательства в каждое мгновение, нет мира. Он возобновляет это творение каждый день, каждое мгновение. Воссоздавая его в новом виде. Даже если выпадают дожди и поят постоянно, все равно, Он должен поливать.

То, что дождь поит землю постоянно и также почва влажная, все это потому, что создано Им и находится в замысле изначально. Записан этот замысел в уровне управления «офаним», кругами. Т.е. в уровнях света «хая» и «йехида».

Но, несмотря на реализованную в этом уровне постижения Его замысла, систему управления, все равно, должен Он постоянно контролировать весь процесс. И каждое мгновение обновлять этот мир в соответствии с текущим, мгновенным состоянием парцуфа Адам.

 

 «… как сказано (Теhилим 111:10): «Начало мудрости – страх Б-жий, разум благой – для всех исполняющих их». Тогда скажешь, что нет ей ни в чём недостатка, ведь сказано (там же): «И хвала Его пребудет вовеки».

 

Развитие души человека, которое обеспечивается под постоянным контролем и при постоянном участии Всесильного, должно обеспечить ему достижение такого начального уровня, который позволит ему, хотя бы в первом приближении, осознать бесконечность разницы свойств себя самого и Всесильного, создавшего его.

Это осознание немедленно порождает в человеке ощущение собственной ничтожности по сравнению с Бесконечностями Святого. И это – страх Божий. Но страх – начало Любви, потому что осознает свою ничтожность человек перед Бесконечностями Добра и Любви, породившего его Святого Творца.

Любовь же является сосудом мудрости, т.к. даря Ему свою любовь, начинает человек вступать в слияние свойств с Высшим, получая, таким образом, в награду толику от бесконечностей мудрости и разума Его.

Тогда, в новом – разумном состоянии, понимает человек, что все происходящее с ним есть абсолютное Добро и Любовь. И нет у него ни в чем недостатка, т.к. «И хвала Его пребудет вовеки». Но написано в тексте «ей недостатка». На иврите это означает свойство «никева» - женского начала, т.е. желания получения.

 

7. Сел раби Аморай и разъяснил: «Что означает написанное: «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг (ве-даром) унаследовал»? Так сказал Моше: «Если пойдёшь по законам Его – унаследуешь мир этот и мир будущий». Мир будущий, который подобен морю (ям), как сказано: «И шире моря», и мир этот, подобный югу (даром), как сказано (Йеошуа, 15:19): «И в землю южную (нэгев) поместил Ты меня» и переводим мы (на арамейский): «И в землю южную (дарома)».

 

Этот параграф следует комментировать в его единстве, т.к. по своему содержанию он неразрывен.

 

«И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг (ве-даром) унаследовал».

 

Изначально созданные в человеке состояния должны, в соответствии с замыслом Всесильного, дать ему возможность путем самостоятельных усилий, постепенно перейти от «Древа познания» к «Древу жизни».

Под этими, как мы далее увидим, очень точными образами, в Каббале скрываются понятия движения по бесконечным ветвлениям решимот, созданных Всесильным.

В первом случае («Древо познания») – это прохождение человеком бесконечной смены внешних воздействий и соответствующих внутренних состояний, без всякого осознания их взаимосвязи с Высшим управлением.

В этом периоде своего развития человек находится в «познании», т.е. в накоплении, аккумулировании опыта своих состояний, которые он связывает исключительно с воздействием на него окружающего мира.

В этот период, он также находится в абсолютной уверенности в том, что мир существует отдельно от него и комфортность пребывания в этом мире зависит исключительно от адекватности действий самого человека.

Мудрецы Каббалы, достаточно иронически, называли это состояние человека нахождением «в разуме», т.е. в полном сокрытии от него факта существования Высшего управления.

Изначальное состояние человека, которое служит причиной его движения по «Древу познания» и которое характеризуется отсутствием в душе человека любви к Всесильному, называется «Западом».

И здесь мы помним, что нарастание Света Хасадим, происходит в душе человека слева направо, т.е., с Запада на Восток.

Начальное состояние, в котором должны находится души людей – Запад, наполнен благословением Святого, Его любовью, т.к. именно полное сокрытие истинной картины мира и является условием принципиального изменения человеком самого себя, в процессе собственных усилий.

Иначе невозможно достичь результата Игры – полного слияния в Любви.

 

Термин «Юг» подразумевает полную реализацию тех свойств, которые поместил Святой в начальную точку творения, в виде бесконечностей желания получать, противоположных Ему самому.

«И в землю южную (нэгев) поместил Ты меня»

И это унаследовал человек, без самостоятельных на то усилий.

 

Так сказал Моше: «Если пойдёшь по законам Его – унаследуешь мир этот и мир будущий».

 

Слова же Моше говорят о виде наследования противоположном тому, который исключает отсутствие усилий со стороны человека.

Говорит Моше, что если будешь ты следовать законам Его, т.е., если будешь ты совершать усилия, по выполнению Заповедей Его как в действии, так и в намерении, то «унаследуешь», т.е. получишь от Него то, что записал Он во всех мирах - абсолютную Любовь, наполнение, радость и спокойствие.

И это состояние человек получит как в будущих, высших, нематериальных мирах - от ощущения слияния с Его Светами, так и в мире низшем, материальном - от постижения Совершенства и абсолютного Добра, наполняющего наш «физический» мир.

При этом говорится, что Мир будущий – «шире моря» и мир этот – «подобный Югу». «Шире моря», потому что открываются человеку картины, доступные в восприятии только в состоянии абсолютной Любви к Всесильному.

 

8. И ещё: почему добавил Святой, благословен Он, к имени Авраама букву «hэй» - более чем остальные буквы? Чтобы удостоились все органы человека жизни в мире будущем, подобном морю, как будто бы с Ним сравнивается строение (биньян), как написано (Брейшит, 9:6): «Ибо по образу Б-га сделал человека», а Авраам - по гиматрии 248 (рамах), как и число человеческих органов.

 

Написано в «Зоар», что с того момента, когда добавил Святой, Всесильный букву «hэй» в имя Аврам и, стал тот Авраамом, «отформатировал» Он мир в окончательном виде.

Означает это, что с момента придания душе Авраама всех свойств, необходимых для обеспечения тикуна парцуфа Адама, сам Авраам установлен как точка «кетер» этого парцуфа. Знаем мы, что все свойства парцуфа, независимо от его высоты, определяются духовностью его высшей точки.

И, таким образом, весь окружающий физический мир, который является отражением неисправленных свойств парцуфа Адам, был задан во всех бесконечностях вариаций его изменений от момента формирования Авраама и до конца времен.

 

И ещё: почему добавил Святой, благословен Он, к имени Авраама букву «hэй» - более чем остальные буквы? Чтобы удостоились все органы человека жизни в мире будущем, подобном морю, как будто бы с Ним сравнивается строение (биньян)…

Необходимость конечного соответствия Хей нижней и Хей высшей приводит к необходимости введения буквы Хей, которая является буквой Бины и Малхут, в имя Аврама.

С введением этой буквы, получает Авраам решимо, позволяющее ему пронизать свойствами Бины все колена свои. И, как следствие, получить источник вод снизу. И поэтому написано – «более, чем остальные буквы».

Все здесь зависимо. Кажется, что параграф седьмой и параграф восьмой говорят о разных вещах. На самом деле, абсолютно об одинаковых. Параграф восьмой является продолжением предыдущего. В нем происходит преломление духовного смысла предыдущего раздела текста, через изменение имени Авраама.

В соответствии со словами Моше, которые приведены в седьмом параграфе, должен человек унаследовать мир этот и Мир будущий, если будет он соблюдать Заповеди Всесильного.

Реализация же этого Замысла, выполняется за счет введения буквы Хей в имя Авраама. Эта буква обозначает неразрывное соединение этого мира с Замыслом Святого, Любовью которого пронизан физический мир.

С получением дополнительной «hей», душа Авраама получила свою законченную структуру и, поскольку, Авраам был высшей точкой парцуфа Адам, то именно от него стали полностью зависимы все килим парцуфа.

По точке «кетер» определяется имя парцуфа.

Таким образом, именно состояние души Авраама стало «точкой отсчета» для «форматирования» окружающей среды исправления – мира. Что и написано -

«как будто бы с Ним сравнивается строение (биньян)…».

От Авраама и далее придал Святой Всесильный миру его конечный вид. Тот, который мы наблюдаем сейчас.

Именно в букве Хей, введенной в имя Авраам, есть благословение будущих колен Израиля.

Свойства Бины, заложенные в букве Хей, стали плодиться, мельчиться, и множиться в потомках его. В коленах народа Израиля, обеспечивая ему возможность счастливого выхода из бесчисленных, спиральных переплетений записей тикуним. Для того, чтобы подверглись исправлению все килим Израиля, «Чтобы удостоились все органы человека жизни в мире будущем, подобном морю».

«Ибо по образу Б-га сделал человека», а Авраам - по гиматрии 248 (рамах), как и число человеческих органов.

Образ Б-га – это имя Всесильного, которое записано в Творении, когда достигает оно состояния зивуга «паним бэ паним», т.е. полного слияния в подобии свойств. Достигнуть этого состояния человек может только наполнив все килим, что заложены в него Всесильным, которые он самостоятельно должен предварительно исправить в собственных усилиях.

Всего же, таких свойств, как мы знаем, 613. Из них 248 («рамах», или «рейш», «мем», «хет») можно раскрыть следующим образом: - Его замысел, введенный в творение – «рейш», наиболее удаленное от Него состояние творения – «мем» и подъем творения к состоянию исправленному, при постоянном Его участии - «хет».

Само число 613 – общее количество исправляемых килим парцуфа Адам, которое определяется, как 600 – совокупность требующих исправления свойств состояния З’’A и, 13 – сумма необходимых изменений внутренних состояний парцуфа, в состоянии Малхут (прохождение 13-ти врат).

Таким образом, число 248 является характеристикой исправления нижнего, из трех внутренних свойств – гуф (тела) парцуфа. Два высших свойства – нешама и шореш не нуждаются в исправлении в тикуним.

Фактически мы говорим сейчас о сценарии развития и подъема Адама, который передал Он ему, поместив в нем соответствующие решимот.

И эту процедуру выполнил Всесильный через Авраама, задав, таким образом, уровень начальный и бесконечный результат Игры.

 

9. Что означает написанное (Дварим, 33:23): «унаследовал» (йераша)? «Наследуй» (реш) – следовало ему сказать! Но [смысл в том, что] даже Святого, благословен Он, - в том числе [наследует]. Именно – «Наследуй Б-га (Йуд-hэй)» («йераша» читается как «реш Йуд-hэй»). На что это похоже? На царя, у которого было два хранилища, и одно из них – спрятал. В конце дней сказал сыну своему: «Возьми то, что есть в двух хранилищах этих». Сказал сын: «Может быть, не даст мне то, что спрятал?» Сказал ему: «Бери всё». Это именно то, что написано: «Запад (ям) и юг унаследуешь», - «наследуй Йуд-hэй», и будет дано тебе всё, только бы придерживался ты дороги Моей.

 

«Унаследовал», а не «наследуй» сказал Всесильный, Святой, потому, что заложил Он в Адама все, что необходимо тому, чтобы собственными усилиями достичь состояний, не только приближающих его к постижению Творца, но и, собственно, свойств Самого Всесильного - «…Но [смысл в том, что] даже Святого, благословен Он, - в том числе [наследует]».

 

Все, что должно быть понято из приведенных слов Его, уже содержится в раскрытии написания слов «наследуй» - «реш» и «унаследуй» «реш» + «йуд» + «hей».

Первое слово содержит буквы «рейш» и «шин», которые, будучи рядом, означают постижение творением замысла Всесильного, Его имени, путем построения средней линии усилиями самого человека.

Когда же к ним добавляются буквы «йуд» и «hей» все вместе раскрываются нам как намерение Святого Всесильного даровать нам все то, что есть Он сам, в Замысле Его Творения.

Может, что-то есть, в чем не сравняется Творение с Творцом?

В том, что Он предлагает в качестве Творца Творению?

Нет, говорит Он. Все будет без остатка. В двух хранилищах. Два хранилища, это - ор яшар и ор хозер, в соединении которых раскрываются мудрость и любовь, заключенные Всесильным как в hей – низшей, нашем мире, так и в hей –высшей, мире будущем.

Все - в этих двух хранилищах. В том, что есть Я и, в том, кем должен стать ты. В этих двух хранилищах - все. Нет ничего, чего не было бы у Меня, в ожидании тебя, чего не содержится в этих двух сокровищницах.

 

Сказал сын: «Может быть, не даст мне то, что спрятал?» Сказал ему: «Бери всё». Это именно то, что написано: «Запад (ям) и юг унаследуешь», - «наследуй Йуд-hэй», и будет дано тебе всё, только бы придерживался ты дороги Моей.

 

Сила, переданная Творцом творению, необходимая для того, чтобы достичь всего, что скрыто в высшей сокровищнице, заключается в кетере обратного Света, ор-хозер.

Кетер обратного Света, т.е. состояние наивысшей любви человека к Творцу, замещает то, что соответствует состоянию бесконечного удаления от Творца в начале Игры. Именно бесконечное удаление является, как мы уже знаем, абсолютно необходимым условием, для последующего сближения и бесконечного слияния.

Для того, чтобы исполнить Его завет - «Бери всё», необходимо изначальное состояние творения, которое называется «Запад» и «юг» - «Запад (ям) и юг унаследуешь», - «наследуй Йуд-hэй», и будет дано тебе всё, только бы придерживался ты дороги Моей».

Следование Заветам Всесильного, Его Торе, обеспечит Творению путь от Древа Познания - к Древу Жизни и, к постижению Его состояний Любви и Мудрости.

 

«10. Сказал раби Бун: «Что означает написанное (Мишлей, 8:23): «От века помазан я, от начала, от предстоящего земле»? Что означает «от века» (ме-олам)? Что нужно скрывать это (леhаалимо) от всего мира. Как написано (Коhэлет (Экклезиаст), 3:11): «Также мир (hа-олам) вложил в сердца их», не читай «мир» (hа-олам), но – «сокрытие» (hа-элем). Сказала Тора: «Мне предстояло быть началом (рош) мира, как сказано: «От века помазан я, от начала (ме-рош)». И если скажешь – может быть, земля предстояла ей? Учение говорит: «от предстоящего земле», как то, что сказано (Брейшит, 1:1): «В начале сотворил Б-г небо и землю». Что означает «сотворил» (бара)? Сотворил все нужды всего, и потом [написано] «Б-г» (Эло-hим). И что написано затем? «Небо и землю».

 

Творение - Малхут благословлено при замысле его. Еще тогда, когда не реализовалась Буцина де Карденуто, замысел Творца, еще не преобразованный в Творение, уже был в любви.

До того, как создалась первая искра и на конце ее образовалась Малхут, или, до того, как создалась земля - уже была она помазана. Потому что изначальным замыслом была любовь.

Именно это находим мы в следующих словах:

«От века помазан я, от начала, от предстоящего земле»? Что означает «от века» (ме-олам)?

«От века», т.е. от начала ощущения времени душой Адама, от момента раскрытия в ней решимот чувственного познания времени пространства, иначе говоря, от момента раскрытия записи разделения ощущений на внутреннее и внешнее.

Это разделение в ощущениях человека всего, что происходит с ним, на внутреннее и внешнее, и есть начало чувственного постижения окружающего мира (олам) и самого себя.

 

Что означает «от века» (ме-олам)? Что нужно скрывать это (леhаалимо) от всего мира. Как написано (Коhэлет (Экклезиаст), 3:11): «Также мир (hа-олам) вложил в сердца их», не читай «мир» (hа-олам), но – «сокрытие» (hа-элем).

 

В словах, которые приведены выше – невероятная глубина, постижение которой ведет к раскрытию представления о Замысле Всесильного, Святого, по созданию Им Творения в сокрытии от осознания истинной структуры мироздания.

Творение, в виде точки бесконечной глубины, создано Всесильным, Святым для осуществления им замысла любовной Игры, которая и есть цель всего. После этого, в начальную точку были помещены все бесконечные сочетания записей ее развития, которые содержали в себе меняющееся само-осознание Творения относительно создавшего его Святого. Решимот (записи) о которых мы сейчас говорим и есть Тора, содержащая все их неисчислимые бесконечности в сжатом, предельно «свернутом» виде, доступном для сознания человека, находящегося в ощущении тела.

Раскрытие этих записей осуществляется для каждого человека отдельно, в результате собственных духовных усилий и в зависимости от духовного уровня окружающих его людей. Для каждой души порядок раскрытия записей, таким образом, устанавливается решением Всесильного, на основании оценки суммы духовных усилий человека за каждый прожитый им виток его земного исправления.

Процесс раскрытия решимот ощущается человеком, как меняющиеся вокруг него жизненные обстоятельства (т.н. «внешнее») и собственные состояния (т.н. «внутреннее»).

При этом все детали и обстоятельства внешнего мира, являющегося средой воздействия на человека, с целью его исправления, полностью определяются комплексом желаний самой личности, называемой «сердцем». Являются «отражением сердца».

Изложенный принцип мироздания может быть воспринят как реальность только на очень высокой ступени духовного развития. А до этого, обязан быть скрытым от познания. Иначе не обеспечивается принцип «свободы воли», т.е. ощущения независимости предпринимаемых самим человеком усилий.

Все это записано в словах:- «Также мир (hа-олам) вложил в сердца их», не читай «мир» (hа-олам), но – «сокрытие» (hа-элем).

Ведь само существование, в ощущениях человека, окружающего мира, как якобы независимой от него самого среды обитания, является сокрытием объективности существования Творца.

 

Сказала Тора: «Мне предстояло быть началом (рош) мира, как сказано: «От века помазан я, от начала (ме-рош)». И если скажешь – может быть, земля предстояла ей? Учение говорит: «от предстоящего земле», как то, что сказано (Брейшит, 1:1): «В начале сотворил Б-г небо и землю». Что означает «сотворил» (бара)? Сотворил все нужды всего, и потом [написано] «Б-г» (Эло-hим). И что написано затем? «Небо и землю».

 

Комментарии, данные к предыдущему отрывку, позволяют пояснить и смысл того, что говорится здесь. Ведь Тора представляет из себя «бесконечномерный геном» развития парцуфа Адама. Геном, который содержит также и информацию о процессах Творения, «предшествовавших» самосознанию Адама в нашем, обычном, причинно-следственном понимании. В таком случае, учитывая то, что вся совокупность решимот была введена в первичную точку бесконечной глубины начальной искрой, конечно же, Тора – есть начало мира. Ведь мир и определяется раскрытием записей Торы. Точно так же, как осознание «неба», т.е. Высшей управляющей сущности, жизни и чувственное постижение «земли» - неживого уровня текущего существования, заложены в записях, введенных в Творение в самом начале:- «В начале сотворил Б-г небо и землю».

Определение уровней неба и земли соответствует всему диапазону желаний (келим), содержащихся в записях, соответствующих началу Творения. И об этом сказано:- Что означает «сотворил» (бара)? Сотворил все нужды всего, и потом [написано] «Б-г» (Эло-hим). И что написано затем? «Небо и землю».

 

11. Что такое (Коhэлет, 7:14): «Тоже это против этого сделал Б-г»? Создал «боhу» - и дал место ему в мире (ба-шалом) и создал «тоhу», и дал ему место во зле (бе-ра). «Боhу» в мире – как сказано (Иов, 25:2): «Делает мир в высоте Его», это учит, что Михаэль – правый министр Святого, благословен Он, вода и град, и Гавриэль – левый министр Святого, благословен Он, огонь, и министр мира (шалом) – между ними решает (махриа), это именно то, что написано: «Делает мир в высоте Его».

 

Что такое (Коhэлет, 7:14): «Тоже это против этого сделал Б-г»?

Принцип, который заложен во все решимот, все уровни записей Торы, содержится в этих нескольких словах, сформулированных царем Шломо.

Как уже говорилось выше, самоосознание Творения реализовалось, как проявление свойства суда – «дин». Как раскрытие соответствующего решимо, в бесконечной совокупности записей Торы.

Начиная с этого момента и, вплоть до стадии полного Зивуга с Творцом, всем состояниям Творения будут соответствовать парные, но противостоящие друг другу постижения уровней Неба и Земли. Или, иначе говоря, уровни понимания и чувственного восприятия ответов на вечные вопросы: - что есть я и окружающий меня мир и, - кто есть Творец, Святой, Благословенный?

Оба эти постижения являются абсолютно зависимыми друг от друга. Чем большему исправлению подвергается душа самого человека, тем глубже осознает он различие свойств своей собственной личности и бесконечностей Всесильного, Благословенного.

Создал «боhу» - и дал место ему в мире (ба-шалом) и создал «тоhу», и дал ему место во зле (бе-ра).

Святой, Всесильный Создал «боhу» (пустоту) и дал ему место в мире (ба-шалом). Здесь термин «ба-шалом» требует воспринимать в русском переводе слово «мир», как согласие, сочетание с Целью Творения. Пустота, пишется на иврите буквами Бет, Вав и Хей. Все эти буквы свидетельствуют о Благословении, Любви и Мудрости, которой наполнена т.н. «пустота», с которой начинается Творение. Является она пустотой только с точки зрения самого Адама, который не способен достичь какого либо постижения или осознания оценки действий Всесильного, породивших его. Однако, именно эти действия, эта «пустота» является причиной всех последующих, бесчисленных картин внутренних состояний Адама и внешних воздействий на него, которые приводят Творение к Зивугу с Эйн Соф, Светом Творца.

«Тоhу» (хаосу) определил место Всесильный во зле потому, что ощущение хаоса внешнего, окружающего человека мира соответствует состоянию его собственной «неисправленности». В этом состоянии полного сокрытия человек воспринимает все происходящее вокруг него не в качестве проявления Замысла Творца, но как хаотическую, случайную совокупность дискретных обстоятельств. Таким образом, ощущение хаоса, т.е. случайного характера окружающего мира и зло в человеке находятся в прямой зависимости.

 «Боhу» в мире – как сказано (Иов, 25:2): «Делает мир в высоте Его», это учит, что Михаэль – правый министр Святого, благословен Он, вода и град, и Гавриэль – левый министр Святого, благословен Он, огонь, и министр мира (шалом) – между ними решает (махриа), это именно то, что написано: «Делает мир в высоте Его».

В уровне, непостижимом для какого-либо чувственного восприятия, в высоте Его, находится Замысел Благословенного, Святого. И Замыслом этим предусмотрено создание и воздействие на душу человека двух постоянно действующих сил исправления, двух Его «министров». Состояния нахождения в «правой линии», ощущении связности, приближения к Творцу, вызываются в человеке воздействием сил, называемых Михаэль. Обратные же состояния разности свойств, бесконечной удаленности от Всесильного, обусловлены воздействием сил, объединенных именем Гавриэль.

Имени Михаэль соответствуют свойства воды, жизни. Или – града, т.е. замерзшей воды, которая еще не есть сама жизнь, но всегда может стать ею, если прибавится тепла и любви.

Имени Гавриэль соответствует свойство огня. Огонь – мудрость, разумение, сравнение, суд. Само осознание человеком своего бесконечного удаления от Творца, предполагает пробуждение в нем свойства разумения, суда (дин), которое является начальным моментом и побудительным импульсом для духовных усилий по восхождению к Цели Творения.

Министр мира (шалом) – это та Сила, которая существует в Записи Торы Всесильного, но оживает, реализуется исключительно в усилиях самого человека. Мы называем ее «средней линией». Слово «шалом» содержит в себе буквы Шин, Ламед и Мем. Что означает исправление усилиями человека (Шин) всего Творения, Малхут (Мем конечная), путем наполнения ее постижением Любви и Мудрости Всесильного (Ламед).

Написано, что министр мира «решает» между ними (Михаэлем и Гавриэлем), потому, что только усилия самого человека определяют на каждом уровне его духовного подъема меру воздействия на него «левых» и «правых» состояний. В высоте Его, Святой Всесильный производит оценку усилий человека и выносит свой приговор, предопределяющий дальнейший путь исправления, на каждой духовной ступени.

 

«11. Каково значение стиха: «То и другое создал Бог»? (Екклесиаст, 7: 14).

Он создал Пустоту (боху) и поместил ее в мире, и Он создал Хаос (тоху) и поместил его во зле.

Пустота пребывает в мире, ибо написано: «Он творит мир на высотах Своих» (Иов, 25: 2). Это учит нас тому, что Михаэль, князь по правую руку Бога, есть вода и град, в то время как Габриэль, князь по левую руку Бога, - это огонь. Оба они примиряются князем мира.

Таково значение стиха: «Он творит мир на высотах Своих».

«То и другое создал Бог». То и другое. «Он создал Пустоту (боху)». Разрывность, дискретность, ощущение внутреннего и внешнего, что присуще ощущению мира – три внутреннего, два внешнего. Левуш, байт, гуф, нешама и шореш. То, что мы ощущаем как себя, и то, что мы ощущаем как внешний мир. И время, и пространство – это Пустота. Разрывность, дискретность. «И Он создал Хаос (тоху)». Сокрытие. Ощущение случайности происходящего. Отсутствие внешнего управления. И поместил Он во зле. Это правда. Чем более зол человек, тем больше он полагается на обстоятельства, на собственные какие-то усилия. На собственный ум, хитрость. Нравится себе. Или не нравится. «Пустота пребывает в мире». Или мир пребывает в Пустоте, все равно. То есть Пустота является свойством мира. Разрывность между внутренним и внешним является свойством мира. «Ибо написано: «Он творит мир на высотах Своих». На высотах своих Он творит мир Из мудрости Своей создает Он сокрытие, необходимое для того, чтобы продлена была Пустота. И воссоединилось внутреннее и внешнее. «Это учит нас тому, что Михаэль, князь по правую руку Бога, есть вода и град, в то время как Габриэль, князь по левую руку Бога, - это огонь. Оба они примиряются князем мира. Таково значение стиха: «Он творит мир на высотах Своих».

Михаэль и Габриэль – это буква Айн. Что это такое? Как написан Яаков? Это левая и правая. А Вав есть? По-моему, нет. Эта точка и есть Вав. Точка – это замысел. Вав – она проводит. Не от Него зависит проведение. Он – только замысел Его. Он – замысел. Соединение в двух линиях Авраам – Ицхак. Выведение в самое нижнее, наполнение вплоть до нижней границы. Кув – это пронизание всем этим благословением всего, двух ангелов. Всего Творения полностью. Ниже, чем линия написания букв. И через замысел распространения этих свойств к благословению. К общей любви.

 

«12. И откуда [известно], что «тоhу» - во зле? Как написано (Йишайа, 45:7): «Делает мир и создаёт зло». Каким это образом? Зло (ра) – из «тоhу», а мир (шалом) – из «воhу». Создал «тоhу» и дал место ему во зле.

 

Все, что касается взаимосвязей понятий «боhу» и «тоhу» со свойствами мира (шалом) и зла (ра) мы подробно рассмотрели выше.

Однако, слова, записанные в книге Йишайа: «Делает мир и создаёт зло», следует прокомментировать.

Святой, Всесильный Творит (Делает) этот мир каждое мгновение, каждого дня, постоянно обновляя его. И все, что Делает Он, Делает в абсолютной Любви и Добре. Но действия Его, исходящие из этих намерений, воспринимаются неисправленными душами людей, как создаваемое Им зло.

Как результат болезненного воздействия случайных обстоятельств окружающего их хаотического мира.