Б А Х И Р

13 – 21

 

13. И ещё сел раби Бун и разъяснил: «Что означает написанное (Йешайа, 45:7): «Создаёт свет (йоцер ор) и творит тьму (борэ хошех)»? О свете, в котором есть действительное (мамаш), написано «создание» (йецира), о тьме, в которой нет действительного, написано «творение» (брия), как то, что сказано (Амос, 4:13): «Создающий горы и  творящий ветер». И если нужно (объяснить иначе), скажи: свет, в котором есть бытие (hавайа), как написано (Брейшит, 1:3): «И сказал Б-г: да будет (йеhи) свет», и бытие – только посредством действия (асия), называет его «создание» (йецира). Тьма, в которой нет действия (асия), а только отделение и  разделение, называет её «творением» (брия), - так, как говорят: выздоровел (hиври) некто.

 

«И ещё сел раби Бун и разъяснил: «Что означает написанное: «Создаёт свет (йоцер ор) и творит тьму (борэ хошех)»?

 Свет материален, в нем есть сущность. А раз так, то Он создает этот свет из Себя, из тех свойств, которые есть Он, и которые есть реальность. Из этой реальности Он создает иную, которая есть свет.

Но нет сущности во тьме. Тьма - суть разделения и выделения, то есть разделения с Собой и выделения в нечто. Это не сущность. Нет того, что Он выделяет из себя, из своих свойств, потому что нет в Нем неживого. В Нем только Кто (Ми). И нет в Нем Что (Ма).

Из Ми Он делает свет, создает некую субстанцию. А так как Ма в Нем нет вообще, Он ее разделяет с тем, что есть Он, и выделяет в отдельную категорию. Ее нет для Него, потому что она мертва. И поэтому Он ее творит, так как ее не было в Нем раньше.

 

«Создающий горы и  творящий ветер».

Создает Он высоты, недоступные человеку – горы. Человек смотрит на горы. В высоте находятся их вершины. И недостижимы они. И поэтому Он их создает. Создает Он то, что недостижимо человеку в этой жизни.

Но творит ветер. Творит ту реальность, которая достижима человеку в этой жизни – ветер. Это часть реальности, которая есть Ма (Что), и которой нет в Нем. Это часть не жизни, а картинки.

 

«О свете, в котором есть действительное (мамаш), написано «создание» (йецира)…»

То есть создал Он своим Словом.

 

«…о тьме, в которой нет действительного, написано «творение» (брия)…»

Творить – значит создавать что-то, отличное по свойствам от  того, кто творит. Творец создал Что из Кто. Но при этом не создается другое живое. И поэтому нет здесь творения как такового. Это всего лишь управляемая картинка.

Творение – это создание чего-то, что можно оценить. А тьма не оценивается. Потому что нет ее, мертва она. И поэтому это не творение.

Творение начинается с благословения, с изначального замысла любви. С замысла создать в любви то, что должно любить Его. И тьма - непременное условие возрождения живого. И вот когда в нем зарождается жизнь, во тьме уже есть Творение. Из того, что сотворил Он, из тьмы возникает Творение. Поэтому говорится - сотворил. Сотворил - по конечному результату. Из тьмы собственными усилиями - в сравнимое с Кто по свойствам.

 

 

 14. Почему [буква] Бет закрыта со всех сторон и открыта спереди? Научить тебя, что это – дом (баит) для мира. И [это] именно то, что Святой, благословен Он, - место для мира, а не мир – место Его. И не читай «Бет», а «Баит». Это то, что написано (Притчи, 24:3): «Мудростью (бе-хохма) построится дом и разумением обоснуется». 

 

«Почему буква Бет закрыта со всех сторон и открыта спереди»?

Спереди – слева.

«…это – дом (баит) для мира».

Эйхал - Дом этого мира. Буква Бет является выражением той любви Всесильного к Творению, которым является мир его исправляющий.

 

«Святой, благословен Он, - место для мира, а не мир – место Его».

Всесильный – это то, в чем возник мир. Но мир – это то, в чем возникает Творение, но не Всесильный. Почему Бет является домом? Потому что Бог – это место.

 

«Мудростью (бе-хохма) построится дом». 

Мудрость и любовь – одинаковые понятия. В меру любви приходит мудрость. И поэтому мудростью в любви устраивает Он этот дом. А разумом нашим утверждается он каждую секунду как место обитания человека.

«…и разумением обоснуется».

Это и есть миры БЕА. То есть с развитием, с духовным подъемом происходит постепенное наполнение этого мира. Это поднятие в мирах Асия, Ецира и Брия. Потому что все это Всесильный.

 «Бог – это место мира».

Этот мир и есть Он. Мы внутри Него находимся. Нет никого, кроме Него. Для нас всегда есть только Он. Поэтому мы находимся в самом центре Его, в специально созданном для нас месте, которое называется наш Дом. Нет ничего. Есть Он один – Эхад. И мы находимся в самом центре Его. Он создал искру и разрядил ее в центре Себя. В центре Себя создал Малхут.

И эта Малхут должна разлиться любовью обратно внутрь Него.

  

 15. И на что Бет похожа? На человека, который создан мудростью (бе-хохма), который закрыт со всех сторон, и открыт спереди, а [буква] Алеф открыта сзади.  [Это так,] чтобы сказать: это хвост [буквы] Бет, который открыт назад, и что если бы было не так, не смог бы человек существовать. Также – если бы не Бет в хвосте Алеф, мир не смог бы существовать.

 

 

«И на что Бет похожа? На человека, который создан мудростью (бе-хохма), который закрыт со всех сторон, и открыт спереди…»

Мы считаем, что Он наверху, но Он везде. Мы считаем верх – это то, что выше нас. На самом деле, Он вокруг.

Но Он впереди. Когда мы достигнем состояния Бет, любви, будет ощущаться Он не сверху, а впереди. Потому что нет ощущения верха.

 

«…а буква Алеф открыта сзади.  Это так, чтобы сказать: это хвост буквы Бет, который открыт назад, и что если бы было не так, не смог бы человек существовать».

Потому что Любовь Всесильного не должна превышать любовь человека, Она должна погружаться в нее, но не ограничивать. Свет хасадим должен охватывать ор яшар. Иначе человек не мог бы существовать.

 

«Также – если бы не Бет в хвосте Алеф, мир не смог бы существовать».

Алеф состоит, как бы, из трех букв: две буквы Бет и Вав.  Потому что любовь, Бет привела к отражению замысла в Его подобии через границу между Творцом и Творением. Если бы не было Бет, не реализовалось бы Творение. В замысле – зивуг между Творцом и подобием, которое должно возникнуть. А Вав - это парса, разделение.

Бет одновременно и Йод. Потому что весь замысел – в любви. Ничего больше нет. И жизнь – это любовь.

Алеф – это буква, существующая до Торы. Поэтому Тора начинается с Бет. Потому что до Торы существовал замысел Его. Из любви - в любовь. В зивуге. Через разделение - в соединение. Любовь и любовь. Бет и Бет.

И поэтому начало всего – Бет. А вся структура замысла – вне Торы. Алеф существовала до создания, за пределами нашего мира.

 

 16. Сказал раби Рахумай: «Свет предшествовал миру, поскольку облако и туман вокруг Него, как сказано (Брейшит, 1:3): «И сказал Б-г: «Да будет свет», и был свет»». Сказали ему: «Перед созданием Исраэля, сына Твоего, сделаешь ему венец (атара)?» Сказал им: «Да. На что это похоже? На царя, который страстно любил сына, и нашёл корону прекрасную, славную и хвалёную, возрадовался и сказал: «Это для сына моего, ибо ему подходит»». Сказали ему: «А знает ли он, что сын его достоин?» Сказал: «Замолчите. Так поднялось в Мысль и узналось, как сказано (Шмуэль-бет (Вторая Книга пророка Шмуэля), 14:14): «И думал мысли, чтобы не был отвержен от него отверженный»».   

 

«…облако и туман вокруг Него…»

Облако – соединение воды и воздуха. Это Бина и Зеир Анпин.

Вокруг Него – во все стороны от света все равно будет облако, то есть воздух и вода. А во всех сторонах от Творения – свет. И поэтому свет предшествовал Творению. Мысль о том, как Творение должно воспринимать Его, предшествовала мысли о самом Творении.

«И сказал Б-г: «Да будет свет», и был свет»».

И тогда было создано Творение. Потому что свет уже концентрировался в искру. И искра внутри Него создала Творение. Но после того, как Он сказал, то есть сформулировал, как Он должен выглядеть для Творения. Он предстает своими свойствами, которые и есть Он. Так Он представляется. И потом создал Творение.

 

«На что это похоже? На царя, который страстно любил сына, и нашёл корону прекрасную, славную и хвалёную, возрадовался и сказал: «Это для сына моего, ибо ему подходит».

Сын Его – это Мошиах и парцуф Адам аРишон после тикуна. Спрашивают: «Короновал ли Ты его? Удостоил ли Ты его высшей мудрости – света Йехида  в замысле своем до того, как Ты создал его»? 

Конечно. Потому что до того, как Он создал Адама, уже была Алеф. А в Алеф - уже все.

«Сказали ему: «А знает ли он, что сын его достоин?» Сказал: «Замолчите. Так поднялось в Мысль и узналось: «И думал мысли, чтобы не был отвержен от него отверженный».   

 

То, что родилось в мысли Его, то сделано. Совершено то, о чем помыслил Он. Раз корона создана, она как раз будет по голове. И достигнет ее голова сына, раз заготовил Он ему корону. И ровно на ту высоту поднимется его голова, где находится корона, которая в замысле Его.

 

 17. Сел раби Аморай и разъяснил: «Почему Алеф – в начале (ба-рош)? Что она была раньше всего, и даже – Торы».

 

 18. Почему [буква] Бет близка ей? Потому что она была вначале. И почему есть у неё хвост? Показать, из какого места появилась. И есть говорящие, что оттуда осуществился мир. 

 

Замысел взаимной любви – Алеф, был первым. И поэтому Бет – сама любовь, следует за ней. Благословение. Браха. Берахех.

 

 19. Почему Гимел третья? Потому что она – третья, и показать, что она – воздаёт (гомелет) милости (хасадим). Но разве не сказал раби Акива: «Почему Гимел третья? Потому что взрослеет (гомелет), возвеличивается и осуществляется, как то, что сказано (Брейшит, 21:8): «И вырос ребёнок и повзрослел»? Сказал им: «Это и есть слова мои. Потому что он растёт и воздаёт милость пребывающему с ним и воспитанному у него».

 

 

«Почему Гимел третья»?

Гимэл – это  Зеир Анпин.

«Потому что взрослеет (гомелет), возвеличивается и осуществляется…»

В Зеир Анпине три части по вертикали: левая, правая и средняя, где они соединяются вместе. Дарит свет, вырастает в любви и поддерживает связь между Творением и Творцом. Поддерживает рост Творения, его метаморфозу из не жизни –  в жизнь.

Поддерживает Гимэль, Зеир Анпин. Через него проходит то, что оживляет Малхут. И сама Малхут превращается постепенно в живую. Он поддерживает связь между Биной, свойством Творца, и Малхут, свойством Творения. Поэтому «сказано: «И вырос ребёнок и повзрослел».

 

«Сказал им: «Это и есть слова мои. Потому что он растёт и воздаёт милость пребывающему с ним и воспитанному у него».

Те, кто доверял ему, попали в свойства роста.

«…он растёт...»

Он – душа, человек.

«… и воздаёт милость пребывающему с ним и воспитанному у него».

Всякий получает через того, кто выше.

 

«Сказал им…»

Все Он сказал. Неважно, с какого уровня. Этот уровень может называться Нехуниа, Йоханан, Аморай, Рахумай. Каждый раз это название того уровня, с которого дарится свет.

 

 20. И почему есть хвост снизу у Гимел? Сказал им: «Голова есть у Гимела сверху и он похож на трубу. Как труба та – втягивает сверху и выплёскивает вниз, так и Гимел втягивает через голову и выплёскивает через хвост, и именно [таков] Гимел».  

 

Три линии, которые не смыкаются в одной точке. Они и не могут сходиться. Потому что это не исправление, а замысел исправления.  И он приходит через три линии. В Зеир Анпине же три линии.

 

 21. Сказал Раби Йоханан:

Во второй [день] созданы ангелы, как написано (Теhилим (Псалмы) 104:3): «Покрывающий водой (ба-маим) выси Его», и написано (там же, 104:4): «Делает ангелов Его духами (рухот), служителей Его – огнём пылающим».  И сказал раби Левитас бен Таврус: «Все признают и признаёт раби Йоханан, что воды уже были, а во второй [день] – «Покрывающий водой выси Его». И что [ещё]? «Делающий облака колесницей Его» (там же, 104:3)? И что [ещё]? «Идущий на крыльях ветра (аль канфей руах)» (там же, 104:3). Но посланники не были созданы до дня пятого. 

 

  

«Во второй день созданы ангелы...»

Второй день – это Гвура. Гвура – это то, что является мерой суда или свойством управления. Раз ощущается разница, значит, уже осуществляется управление. Поэтому ангелы - это управляющие силы, которые основаны на свойстве суда. Ангел – это уровень принятия решения относительно исправления Творения, сценарный замысел.

Как можно рассчитать уровни управления? Только путем сравнения, суда. Поэтому ангелы были сделаны во второй день творения в свойстве Гвура. Потому что каждый уровень управления тикуном Адама может быть определен только на основании сравнения, соответствующего уровня суда Творения относительно Творца.

Уровень суда, где полное слияние Творения с Творцом – это уровень ангела Матат. Ангел Матат или Метатрон, то есть Йод, не управляет отдельными судьбами. Он занимается конкретными вопросами развития всего Творения в целом. И все ему ясно и понятно. Затем есть ниже уровень управления, еще ниже и так далее. Есть управление мира Ацилут. Он управляет в кругах. И это уровень другого ангела.

Что значит, когда говорят: «Сначала пришел один ангел, потом - другой ангел»? Он сначала постиг управление в этом, потом в следующем уровне. Но это означает, что постигает в ощущении.

Человечество проходит через постижение уровней управления. Ощущение игры с уровнями её совпадает. Но в то же время оцениваются они, как уровни управления. Это уровни Его решения. И когда достигается конкретный уровень, он перестает воздействовать и становится средой обитания.

Поэтому говорится, что ангелы управляют не народом Исраэль, а другими народами.

 

 «Все признают и признаёт раби Йоханан, что воды уже были, а во второй [день] – «Покрывающий водой выси Его». И что [ещё]? «Делающий облака колесницей Его»? И что [ещё]? «Идущий на крыльях ветра (аль канфей руах)».

 

Воды уже были в первый день, то есть в сфире Хесед, существовала вода. Хесед и есть вода. Но только на второй день «Он отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью».

Вода, которая под твердью – это та вода, которая должна оживлять Малхут. А вода, которая над твердью – это та, которая должна быть небом над Малхут. То есть, как в Хей высшей находится Хей нижняя, так же в Гвуре находится замысел верхних и нижних вод.

 

«Покрывающий водой выси Его».

Над уровнем БиныТам, где уровень управления Его - предельный для постижения. Находится он высоко над уровнем Бины.

 

«Делающий облака …»

Уровень Бина – Зеир Анпин, то есть чистый Зеир Анпин. Яков.

«…колесницей Его».

Потому что колесница – это исправление в кругах. Это уровень ЗО’Н де Зеир Анпин. Уровень облака.

«Идущий на крыльях ветра».

Решение об исправлении в кругах принимается в месте соединения Бины и Зеир Анпина уровня Ацилут. Это ангел исправления народов мира.

А Зеир Анпина – это уровень регулирования исправления. То есть на уровне ЗО’Н де Зеир Анпин находится конкретный выбор реализации сценария исправления в кругах. Ветер, воздух.

«Идущий» в воздухе «на крыльях ветра», то есть выбирающий путь - это нецах. Нецах - правая линия Зеир Анпина. Она не прикладывает усилий, находится в путях Всесильного и определяет Его пути. Это та мера, которой  сопоставляется исправление, и сопоставлением с которой выбирается путь на уровне Зеир Анпин. Правое состояние Зеир Анпина - та мера, которой сравнивается все.

 

«Но посланники не были созданы до дня пятого». 

Ход – пятая, а Йесод – шестая сфира Зеир Анпина. И Ход – это левая линия, Гвура  нижнего уровня.  И поэтому «птицы да полетят над землею».

Птицы – это то, что родилось из воды, но летят они в воздухе и над землею. Это значит, что желание,  которое вышло из состояния Бина, находится уже в состоянии Зеир Анпина и над Малхут. Исправленный Зеир Анпин, но уже с сильными Гвурот внутри, - птицы, которые хотят есть, - это уже желание.

Ход – посланники. Они были созданы на пятый день, потому что уровни управления были созданы на пятый день. И свойства Ход передаются через Йесод, для того чтобы была программа исправления - ангелы.

Программа исправления - это то, что постепенно должно превратить Малхут в Ход. Тогда Малхут перестает быть Малхут и становится Зеир Анпином. И поэтому в пятой сфире все то, чем она должна развиваться.

А шестая сфира - это уже собственно сумма разностей всех свойств каждой сфиры относительно Даат (или Кетер). Это информация по каждому уровню Зеир Анпина соединенная в один блок.

 

«Делает ангелов Его духами (рухот)…».

Духи, то есть высшие части душ, творятся ангелами. И они определяют исправление в кругах путем соединения нижних и вышних.

А «…служителей Его – огнём пылающим».

Служитель – это тот, кто приближен к Нему. Это не уровень управления и принятия решений, который Он задумал, а Его служители. Это не человеческие души. Это те силы, которые около Него.

Это такого уровня силы, которые творят «огонь пылающий», то есть вселяют мудрость, постижение, любовь.

«Огонь пылающий» - это то, что оживляет, согревает и то, что пожирает любовь. «Огонь пылающий» - это и есть свет. То, что мы ощущаем, как Его влияние, творится служителями Его.

Там, где уровень слияния с Ним, служители Его.