БАХИР

29-42

 

29. Что такое «hэй»? Сказал: «hэй нижняя и hэй верхняя».

Без существования высшей Хей и низшей Хей не может быть буквы Вав. И буква Вав необходима для соединения высшей Хей и низшей Хей.

 

 30. Сказали ему: «Что такое «вав»?» Сказал им: «Шестью концами запечатан мир». Сказали ему: «А разве «вав» не один?» Сказал им: «А разве не написано (Теhилим (Псалмы), 104, 2): «Простирающий свет, как одеяние»»? 

 

 Печать Его – в шести свойствах, которые должны проявиться, стать видимыми. Шесть направлений – шесть сфирот, Вав. Когда Малхут полностью наполняется светом, становятся эти сфирот шестью направлениями слияния Творца и Творения, высшей Хей и низшей Хей, в любовном зивуге. Это называется щит Давида.

И щит Давида непобедим, потому что это символ слияния Творца и Творения. Это слияние – в равном. И запечатан мир в шести направлениях. И эти направления снизу вверх - треугольник из нижней Хей, и сверху вниз - треугольник  из высшей Хей.

 

«Сказали ему: «А разве «вав» не один?» Сказал им: «А разве не написано: «Простирающий свет, как одеяние»»? 

Всесильный одет в высшую Хей, которая является слиянием Бины и Хохмы, как в облачение, в ливуш.

В одной из первых статей «Зоар» говорил раби Шимон, что все создано волею Всесильного: и звезды, и созвездия, и светила. И все это создано для того, чтобы радовать человека.

И это так. Это уровень постижения великого праведника, который во всем видит Его. И во всем раскрывает и оправдывает Его.

Но правильный ответ дал ему Элиягу, который, когда был на берегу моря, сказал ему, что создал Всесильный всего лишь точку. И в этой точке нарисовал Он все рисунки Свои, и выдавил все рельефы.

И вот тот рельеф, который Он выдавил, и те картинки, которые Он нарисовал, - это простер небеса Он, как шатер. А сам Он одет в свет. И расстояние между шатром и светом – Вав.

 

 31. Сказал раби Аморай: «Райский Сад (Ган Эден) – где он?». Сказал ему: «На земле (ба-арец)».

 

Все здесь. Только наши изменения преобразуют то, что является шатром для нас. И превратятся они постепенно в то, что является ризой для Него. Но все здесь, на земле.

 Где сад Эдем? На земле. Где Йод, Йехида обратного света? В Малхут де Малхут.

 

 32. Разъяснил раби Ишмаэль раби Акиве: «Что означает написанное (Брейшит, 1:1): «…небо (эт hа-шамаим) и землю (ве-эт hа-арец)»? Если бы не было сказано «эт», мы бы сказали, что небо и земля – это божества». Сказал ему: «Клянусь службой Создателю, что ты прикоснулся (к тайне – Ор Агануз), но не разъяснил! Верно сказал ты, но «эт» [нужно, чтобы] прибавить солнце, луну, звёзды и созвездия, а «ве-эт» - прибавить деревья, травы и райский сад». 

 

Что такое «эт»? Это. Все это. Это - земля и это - небо. Это – все.

Сотворил Он землю, как таковую, и небо, как таковое, во всех их смыслах.

 

 33. Сказали ему: «Но ведь написано: «Сбросил с неба на землю великолепие (Тифэрет) Израиля»! Если так, значит – пали! (т.е., райский сад, если он на земле, срублен и испорчен – Ор Агануз)» Сказал им: «Если читали вы, значит, не повторили вы дважды; если повторили дважды, значит, не повторили трижды. На что это похоже? На царя, у которого была корона (атара) прекрасная, мантия прекрасная на плечах. Пришло к нему известие злое – сбросил корону с головы своей и мантию - от лица своего (но они не испорчены – Ор Агануз)».

 

«Если так, значит – пали»!

То есть нарушился замысел Его.

 

«Сбросил с неба на землю великолепие (Тифэрет) Израиля»! 

То есть сам Израиль, средняя линия пала. Пал сам замысел исправления. 

Но Он говорит: «Совсем нет». Просто в связи с этим поворотом сценария необходимо было, чтобы Храм был разрушен и народ Израиля рассеян.

Царь не исчез от того, что сбросил мантию и корону с головы. Он остался царем. Сбросил Он мантию и корону в связи с тем, что дурные вести пришли. Но из-за этого не перестал Он царствовать. И не изменился мир. Страдания увеличились для народа Исраэль и для всего остального мира. Но ничего более.

Пришли дурные вести. И сбросил он корону. И нет другой возможности создать Эден, кроме как с земли. И это будет продолжаться до тех пор, пока не будет исправлена земля.

Дурные вести – это отсутствие веры в народе Исраэль. Не приходят они в Храм и не приносят жертвоприношения. И даже в Храме молятся другим богам.

 

 34. Они спросили его: «Из-за чего Хет – форма входа (цурат петах), а огласовка ее – «патах» малый?» Сказал им: «Потому что все направления (рухот) закрыты, кроме стороны севера, которая открыта для блага и для зла». Сказали ему: «Для блага? Но ведь написано (Йехезкель, 1:4): «И вот ветер бурный приходит с севера, облако большое и огонь клубящийся», и огонь (эш) – это именно горение гнева (харон аф), как написано (Ваикра, 10:2): «И вышел огонь от Лица Вс-вышнего, и пожрал их, и они умерли»!». Сказал им: «Это не трудность! Тут – о времени, когда евреи исполняют Волю Вс-вышнего, а тут – о времени, когда евреи не исполняют Волю Его. Во время, когда евреи не исполняют Волю Его, огонь близок, а во время, когда евреи исполняют Волю Его, качество милосердия спускается (митгалгелет) и окружает, как то, что написано (Миха, 7:18): «Прощающий грех и Проходящий мимо преступления».

 

«Из-за чего Хет – форма входа…»

 Она открыта снизу, с юга.

«Сказал им: «Потому что все направления (рухот) закрыты…»

То есть все направления ветра закрыты, «кроме стороны севера, которая открыта для блага и для зла».

Хет – это проводящая буква. С точки зрения низшего, она открыта с юга на север, то есть из земли в небо. А с точки зрения Высшего, она открыта сверху вниз, то есть с севера на юг. И поэтому Он говорит, что в зависимости от того, как снизу относятся, так и выходит с севера на юг.

Она не закрыта снизу, как Шин. И поэтому там нет ограничений, с точки зрения влияния этой буквы на то, что происходит внизу, на желания.

Буква может быть разрушающей и созидающей. В зависимости от того, как она наполняется снизу. Не закрывается она снизу, тогда выходит из нее ветер, буря, облако и клубящийся огонь уничтожающий. А если закрыта она снизу, то выходит из этой буквы воздух, влага и Хохма.

 

 35. На что это похоже? На царя, который хотел наказать рабов своих и замучить их. Встал вельможа (hегемон) один и спросил: «За что?» Сказал ему: «За это». Сказал ему: «Не делали рабы твои вещь эту никогда, и я – поручитель за них, а ты – проверь их!» Между тем успокоился гнев царя.

 

«На что это похоже»?

Нет ничего предрешенного. Все может быть исправлено человеком. Несколько раз хотел Он уничтожить народ Исраэль. Но Моше сказал: «Лучше уничтожь меня. Не уничтожай Исраэль».

«Сказал ему: «Не делали рабы твои вещь эту никогда, и я – поручитель за них, а ты – проверь их!».

И гнев Его утихает. Когда высшая точка парцуфа обращается к Нему с соответствующей молитвой в любви, низшие наслаждаются меньшим наказанием.

 

«На что это похоже»?

Все это – комментарии к букве Хет. То, что выходит из этой буквы, из желания, закрытого сверху, но открытого снизу, зависит от того, будет ли оно восприниматься: в желании получать или в желании любить.

Но в то же время, можно и грех исправить. Ведь грех и существует для того, чтобы осознать его и исправить. Другого осмысления греха нет.

Когда человек осознает, что он грешит, это грех. И осознание греха ведет к постижению и к его исправлению. Поэтому Хет и содержит в себе двойной потенциал.

 

 36. Спросили ученики и сказали: «Почему «далет» утолщена сбоку?» Сказал им: «Из-за «сэгол», которая – в патахе малом, как сказано (Теhилим, 24:7): «Врата мира (питхей олам)». Там поместил патах сверху, а сеголь снизу, и пришло утолщение». 

 

Верхняя часть буквы Далет – это патах. Она пишется, рука человека движется слева направо. Увеличивается свет хасадим, любовь к Всесильному. И это залог того, что открывается дверь и заходит свет

Но если дверь не открывается, а хочет человек в стадии Далет получать, это обозначается линией и сеголь - три отверстия, через которые он получает.

Сеголь означает потенциал трех линий исправления, которые находятся в Далет, получение света через три отверстия. И эта потенция заложена в том, что человек рожден получающим, - в ножке буквы Далет. Но так как этот сеголь заложен в ножке, имеет она утолщение.

Но эти три дырочки, то есть три линии, потенции исправления человека должны привести к открытию двери. Линия, патах идет слева направо, в увеличении любви к Всесильному. В ней заложена дверь, которая откроется.

И поэтому Далет начинается с трех маленьких отверстий, которые «проклевываются», когда человек задумывается, что он далет де далет де далет де далет. И тогда начинает мигать сеголь. В хорошем состоянии он помнит о Всесильном – это правое отверстие. В другом состоянии он думает, что это мир объективно существующий – это левое отверстие.  Но потом он делает усилие и возвращается в первое состояние. Усилие по возврату слева направо – это среднее отверстие, средняя линия. И это работа человека.

В этом сеголе он поднимается снизу вверх по ножке, пока не открывается дверь для него. Происходит движение слева направо - подъем.

 

 37. Что такое «патах»? Вход (петах). И что это за вход? Это – ветер северный, который – вход для всего мира: из ворот, из которых вышло зло, выходит благо». «И что за благо?» Насмеялся над ними: «Разве не говорил я вам о патахе малом?» Сказали: «Мы забыли, повтори для нас». Повторил, сказал им: «На что это похоже? На царя, у которого был трон. Иногда – брал его в руку, иногда – на голову». Сказали ему: «Почему?» «Потому что он прекрасен, и жалко сидеть на нём». Сказали ему: «Куда же помещал его на голову свою?» Сказал им: «В «мэм» открытую, как сказано (Теhилим, 82:12): «Истина (эмет) из земли произрастёт, и справедливость (цэдэк) с небес выглянет».

 

Мем – начальная буква слова Малхут.

«На что это похоже? На царя, у которого был трон. Иногда – брал его в руку, иногда – на голову». Сказали ему: «Почему?» «Потому что он прекрасен, и жалко сидеть на нём».

Царь – это высшая Хей, и, одновременно, царица – это нижняя Хей. У высшей Хей этот трон в руке, а у нижней Хей – на голове. Но невозможно на нем сидеть, он слишком прекрасен. Потому что трон этот – это постижение замысла Всесильного в зивуге.

«Куда же помещал его на голову свою?» Сказал им: «В «мэм» открытую».

На Мем, которая открыта сверху.

«…как сказано: «Истина (эмет) из земли произрастёт …»

Любовь поднимется из земли.

«… и справедливость (цэдэк) с небес выглянет».

Любовь и Мудрость – это одно и то же.

 

 38. Сел раби Аморай и разъяснил: «Что означает написанное (Теhилим, 87:2): «Любит Б-г врата Циона больше всех жилищ Якова»? Врата Циона – это входы мира (питхей олам). И ворота (шаар) – это именно вход (петах), как то, что сказано: «Открой (птах) нам врата (шаарей) милосердия». Так сказал Святой, благословен Он: «Люблю Я врата Циона, когда они открыты (птухим)». Почему? Потому что они – со стороны зла, и когда евреи хороши перед Вс-вышним и достойны раскрываться благу, Святой, благословен Он, любит их больше всех жилищ Якова, которые все – мир (шалом), как сказано (Брейшит, 25:26): «И Яков – человек целостный («там», что переводится на арамейский как «шлим» - Ор Агануз), сидит в шатрах». 

 

«Любит Б-г врата Циона больше всех жилищ Якова».

Все селения Яакова созданы лишь для того, чтобы открылись врата.  Потенция средней линии, народ Исраэль создан для того, чтобы вернуться обратно к изначальному состоянию своему в любви. И тогда откроются врата. И произойдет слияние Йод-Хей с Вав-Хей в единое целое. И поэтому все шатры, то, что мы называем эйхалот Яакова, создано лишь для того, чтобы при подъеме снизу вверх наполнились они любовью к Всесильному. Не только Яаков, который уже находился в любви к Нему, так как был средней линией, уравновешивая Авраама и Ицхака, но народ Исраэль.

И созданный записью в замысле, оживет и наполнится светом народ Исраэль, когда поднимется в этом замысле снизу вверх, из состояния земли. И тогда откроются врата для него.

И поэтому «Любит Б-г врата Циона больше всех жилищ Якова».

Потому что Яаков – это Его воля. А врата Сиона – это воля Творения. Это та любовь, которую Он хочет встретить навстречу Его любви. И конечно Он ценит ее больше, чем замысел любви, которую Он зародил.

 

 39. Это похоже на двух людей. Один готов сделать зло, а сделал благо. Другой готов сделать благо, а сделал зло. Кого прославляют более? Того, кто обычно делает зло, и сделал благо – может быть, сделает второй раз, как то, что написано: (Теhилим, 87:2): «Любит Б-г врата Циона больше всех жилищ Якова», которые все – мир, как сказано (Брейшит, 25:26): «И Яков – человек целостный (там), сидит в шатрах». 

 

Кроткий, то есть миролюбивый. Он реализует волю того, кто уполномочил его реализовать эту волю. Не ведет он войн подобно Моше. Моше уже ведет войны. Он убивает. Он борется с силами клипот, зла.

Яаков же кроткий человек. Он всего лишь сеет то, что должно прорасти. При прорастании росток взламывает, уничтожает то, что мешает расти, а при севе нет. Это кроткое действие. Миролюбивое.

 

 40. Спросили ученики его: «Что такое Холам?» Сказал им: «Душа (нешама), и имя её – Холам». Что если послушаешь – усилится (тахлим) тело твоё в будущем, которое придёт, а если восстанешь против неё, вернутся болезни твои (халоэха) на голову твою, и болезнь (души – Ор Агануз) – первой».

 

 «Что если послушаешь …»

Соединены слухом, любовью с вашей душой. А ваша душа – это часть Его, то, на что Он проецирует ваши ощущения тела, в которое она не входит, что находится выше.

«… усилится (тахлим) тело твоё в будущем, которое придёт».

Энергичным – энергетическим.

«…а если восстанешь против неё, вернутся болезни твои (халоэха) на голову твою, и болезнь (души – Ор Агануз) – первой».

Тогда вы будете в тикуним. Слабость в голове и болезни (холим) – это тикуним в теле.

Если слышите вашу душу, то связаны вы с высшим: слухом, любовью, свойством Бины, Хей низшее сливается с Хей высшее, тогда ваше тело становится энергичным. Не энергичным в смысле, подвижным. Оно становится энергетическим. Ваше тело становится тем, чем оно есть на самом деле. То есть, нет его.

Свет – это любовь. Если вы стараетесь услышать свою душу (холам), соединиться с тем, что хочет войти в вас, все время находите и оправдываете Всесильного, у вас улучшается все, в том числе и самочувствие. Но финальное состояние раскрытия Его – это когда тело становится энергичным.

А если вы не слышите, не пытаетесь найти и оправдать Его во всем, то будет слабость в голове, то есть будете вы ориентироваться на то, что происходит вокруг, и реагировать на все автоматически рефлекторно, как в опытах Павлова. И болезни (холим). Если вы не слышите, тогда находитесь в тикуним.

И все это – лишь немного измененное слово Холам, то есть свет, который находится над вами в виде вашего собственного состояния, только следующего. Это и есть ваша душа.

Душа – это запись тебя в следующем состоянии.

 

 41. И еще сказали, что всякий сон (халом) – посредством Холам. И всякая жемчужина белая – посредством Холам, как то, что написано (Шмот, 28:19): «И ахлама (белый жемчуг)».  

 

Все находится в Холам. Только по мере того, как изменяешься ты в любви к Всесильному, раскрывается все, вплоть до белого света.

 

 42. Сказал им: «Войдите и послушайте уточнения огласовок Торы Моше». Сел и разъяснил для них: «Хирик ненавидит злых и наказывает их, и рядом с ним (бе-цидо) – ревность, ненависть и соревнование, как написано (Теилим (Псалмы), 37:12): «И скрежещет на него зубами своими», - читай не «скрежещет» (хорэк), а «отдаляет» (рохэк): отдали эти качества от себя и отдалится от тебя зло и, тем более, благо прилепится к тебе.  

 

«Хирик ненавидит злых и наказывает их…»

Хирик – это тот свет, который выходит через душу праведника в мир. И тогда те, кто творят зло, становятся наказываемыми. Потому что свет разделяет нечистоту и чистоту,  клипа и кдуша, и клипа умирает, наказывается.

Свет этот выходящий. Он не входит в человека, а лишь соприкасается с ним. И когда человек, у которого качества, противоположные свету, любви к Всесильному, соприкасается с ним, то скрежещет он зубами, неприятно ему.

Поэтому говорится, что «Хирик ненавидит злых и наказывает их». Но наказывает их не только с точки зрения их ощущений, а во всех отношениях. Потому что в обществе среди добра зло существовать не в состоянии. Нечистота не может существовать в чистоте.

Хирик - это свет, который выходит из буквы, когда наполнена она, для того, чтобы распространиться ниже.

 

«И скрежещет на него зубами своими», - читай не «скрежещет» (хорэк), а «отдаляет» (рохэк).

Отвергает нечистота чистоту. Поэтому Хирик (свет) и Хорэк (скрежещет) - однокоренные слова. Наказывает и ненавидит - Хирик, а Хорэк - скрежещет. Но ненавидит и наказывает - сверху, а скрежещет - снизу. И поэтому отвергает и отталкивает свет.

«…Отдали эти качества от себя и отдалится от тебя зло и, тем более, благо прилепится к тебе».