БАХИР

48-52

 

48. Стих один говорит (Шмот, 20:16): «И весь народ видит голоса», а стих другой говорит (Дварим, 4:12): «Голос изречений вы слышите». Каким это образом? Сначала видят голоса. И что видели? Семь голосов, о которых сказал Давид. А в конце слышали изречение (дибур), выходящий между ними всеми. Но ведь о десяти  (сфирот – Ор Агануз) учили! Как [то, что] мудрецы сказали, что все они (заповеди) сказаны в одном слове, и также (тут) все они сказаны в одном слове (три включены в семь – Ор Агануз), и это – семь изречений в семи голосах. А о трёх из них сказано: «Голос изречений вы слышите и картину вы не видите, а только голос». Вот учишь ты, что все они в одном слове сказаны. И ради того, чтобы не ошиблись евреи и не сказали, что другие помогали Ему или - один из ангелов, ведь голос его отдельный не сможет быть настолько сильным, из-за этого – вернулся и обобщил их.

 

Каждая душа видела и слышала в семи уровнях постижения разное. Перед горой Синай стояло шестьсот тысяч из народа Исраэль. И каждый человек видел, то есть голос Всесильного, воздействие Его ощущалось всеми пятью органами чувств.

Но каждый человек ощущал это воздействие в своём диапазоне. И он был эквивалентен тому диапазону, в котором находилась душа того, кто слышал.

Всем говорилось одно и тоже. Должны были слышать только одно слово – Берех, благословляю. Потому что нет другого слова у Всесильного, только Любовь.

В этом воздействии, которое шло из горы, было всё, что есть во Вселенной. Но, сравнивая, могли выявить только семь различий. И трёх остальных различий никто не мог выявить. И были они внутренними составляющими, тем, что все слышали, но никто не видел. То есть не было различий восприятия.

Но если бы сравнивали восприятия того, что говорилось, то можно было бы в этом восприятии различить семь уровней. Но, одновременно, это одно единственное слово.

 

«И ради того, чтобы не ошиблись евреи и не сказали, что другие помогали Ему».

Не было других сил, не зависящих от Него, которые каким-то образом усиливали Его воздействие. Для всех был Он.

 

 49. Объяснение другое. Чтобы не сказали в мире: поскольку это – десять изречений для десяти царей, то, может быть, не смогут говорить согласно мнению одного, [и поэтому] написал там «Я» (Анохи) и обобщил все десять. И что за десять царей? Семь голосов и три высказывания (амарим). И что за высказывания? «И Б-г выделил тебя сегодня» (Дварим, 26:18). И что за три? Как написано (Мишлей (Притчи), 4:7): «Начало – мудрость (рейшит хохма). Приобретай мудрость, и во всех приобретениях твоих приобретай разумение (бина)», как то, что сказано (Иов, 32:8): «И душа Всесильного уразумеет их», - душа Всесильного, она – уразумеет их. Третье – что это? Как то, что сказал тот старец (hаhу саба) тому юноше: «То, что отдалено (муфла) от тебя, не разыскивай, и то, что скрыто от тебя, не исследуй», - о том, что разрешено тебе, - размышляй, но не [следует] тебе заниматься скрытым.  

 

Шма Исраэль! Адонай Элогейну, Адонай Эхад.

Это Брейшит. Шма Исраэль – слушай, люби. Вот всё, что Он сказал. И поэтому все мы повторяем это. Слушай значит: в состоянии, подобном Ему, в любви, в зивуге находись, слушай Его. И всё это одно слово.

 

«Семь голосов и три высказывания (амарим). И что за высказывания»?

Каковы эти три высказывания? Что должно раскрыться нам? То, что слышим мы, но не видим. То, что содержится, но не можем описать. То, о чём догадываемся, что это полное, но не можем отделить друг от друга.

«Как написано (Мишлей (Притчи), 4:7): «Начало – мудрость (рейшит хохма). Приобретай мудрость, и во всех приобретениях твоих приобретай разумение (бина)».

Начало – Хохма, мудрость. Приобретай мудрость и всем именем твоим приобретай разум. Именем твоим - это то, как тебя может назвать Творец адекватно тому, как ты можешь назвать Его. Раскрытием своим навстречу Творцу приобретай мудрость. Потому что имя твоё, читаемое от Творца до тебя, подобно имени Творца, которое читается от тебя до Него. Как ты ощущаешь Творца, так Творец ощущает тебя. Имя твоё, потенция заложена в тебе, которая должна раскрыться. Мудрость, которой ты должен наполниться в любви.

 

«И душа Всесильного уразумеет их», - душа Всесильного, она – уразумеет их».

Только дыхание Вседержителя, любовь Всесильного, обращённая к тому, что есть в части Его внутри человека, и обратная любовь, направляемая к Нему от человека, даёт Ему разумение.

 

«Третье – что это? Как то, что сказал тот старец (hаhу саба) тому юноше: «То, что отдалено (муфла) от тебя, не разыскивай, и то, что скрыто от тебя, не исследуй», - о том, что разрешено тебе, - размышляй, но не [следует] тебе заниматься скрытым».   

Не пытайся заглянуть в то, что спрятано от тебя. Проявляй Всесильного во всём, что вокруг тебя. Все, что окружает тебя, есть Он. Раскрывай и оправдывай Его, и тогда коснешься ты тайн.

Во всех уровнях всегда будет скрытое, проявления Его вокруг тебя. Всегда будет скрытое более высокого уровня. Это то, что касается Его любви к тебе, что обеспечит тебе следующий скрытый уровень. И будет Его замысел, который обеспечивает сверхскрытый уровень.

 

50. Учили: «Слава Б-га – скрытие вещи» (Мишлей, 25:2). Что за вещь (давар)? Как то, что сказано (Теhилим (Псалмы), 119:160): «Начало слова Твоего (рош двар-ха)– истина». «И слава царей – исследование вещи» (Мишлей, 25:2). Что за вещь? Как написано (Мишлей, 25:11): «Говори речение (дибур) по свойствам его (аль офанав)» Читай не «офанав» (свойства его), а «афанав» (колеса его).

 

Слава Б-га - в Торе, которая дана для того, чтобы создавать все картинки, раскрывая полное имя Его в циклических тикуним душе Адама и частям его, которые преобразуются в гильгулим на основании того, что раскрываются в них буквы Торы от цикла к циклу.

«Что за вещь (давар)»?

И «вещь» эта является Славой раскрытия. Слава Творца в том, что придумал Он все картинки от начала до конца, чтобы привести все выпуклости и все рельефы. Для того чтобы, скрываясь за ними, воздействуя на нас в циклических тикуним словами, желаниями нашими, облекая в реальность этого мира, исправлять до тех пор, пока мы не придём к постижению Его замысла и к подъёму к Нему.

«И слава царей – исследование вещи».

Вещь, слово, поступок или желания, или высказывание этого желания – это все одно и то же. Царями иудейскими были не те, кто генетически наследовал это право, а те, кто был велик духом. Царями выбирали мудрейших, духовных лидеров поколения. И поэтому, это дело царей - раскрытие Всесильного, Его действий в этом мире и доведение этого раскрытия до остальных.

 

51. Спросили ученики раби Берахью: «Изложим слова наши перед тобою?» Не дал им разрешения. Однажды дал им разрешение, и это было сделано, чтобы проверить их, будут ли они сейчас внимательны. Однажды проверил их, сказал им: «Дайте услышать мне мудрость вашу!». Открыли (речь) и сказали: «Брейшит (в начале) – одно (эхад). «И дух (руах) от Меня облечётся и души (нешамот) Я сделал» (Йешайа, 57:16), «Разделение Б-га наполнено водами» (Теhилим, 65:10). Что за «разделение» (пелег)? Так научил ты нас: видели мы, что взял воды первозданные (мимей брейшит), и разделил их, и дал половину их – на свод (небес), и половину их – в море-океан (ям окинус), это – то, что написано: «Разделение Б-га наполнено водами», и посредством их человек изучает Тору, как сказал раби Хама: «В заслугу оказания милостей человек изучает Тору, как то, что написано (Йешайа, 55:1): «Когда возжаждете, идите к водам, и те, у кого нет денег, идите, обеспечьтесь и поешьте», - идите к Нему, и окажет вам милость, и обеспечитесь, и поедите».

 

«И дух (руах) от Меня облечётся и души (нешамот) Я сделал», «Разделение Б-га наполнено водами».

Всякий дух, Мною сотворённый, изнеможет в ощущении отдельности. Прекратится всякая разделенность и сольётся все в единое.

Сотворил Творец Исраэль, своё одеяние в виде любви к народу Исраэль и Тору как связующее их звено. Часть воды – это Небо, то есть Зеир Анпин, и часть воды – это Земля, то есть то, что называем мы любовью, которую находим в этом мире.

Изучайте Тору, и сольются эти потоки в одно.

 

«Когда возжаждете, идите к водам, и те, у кого нет денег, идите, обеспечьтесь и поешьте», - идите к Нему, и окажет вам милость, и обеспечитесь, и поедите».

Даже те, у кого нет серебра, то есть наличия света хасадим, отражённого света,  всё равно идите к Торе, обеспечьтесь и поешьте. То есть обменивайте свои желания на то, что вы находите в Торе, и получайте наполнение.

 

52. Объяснение другое. «И те, у кого нет денег (кесеф), идите» - к Нему, ибо есть у Него деньги, как написано (Хагай, 2:8): «Мне – серебро (кесеф), и Мне – золото». Что означает: «Мне – серебро, и Мне – золото»? На что это похоже? На царя, у которого есть два склада, один – с серебром, другой – с золотом. Поместил серебряный справа от себя, а золотой слева от себя. Сказал: «Этот будет готов и [будет] легко вынимать из него, и будет делать дела его в мягкости (бе-нахат), и он будет прикреплён к беднякам, и будет управлять ими в мягкости, как то, что написано (Шмот, 15:6): «Правая твоя, Вс-вышний, великолепна в силе», и если рад доле его – хорошо, а если нет - «Правая твоя, Вс-вышний, сокрушит врага». Что такое «правая твоя, Вс-вышний, сокрушит врага»?» Сказал им: «Это – золото, как написано: «Мне – серебро, и Мне – золото»».

 

«Объяснение другое. «И те, у кого нет денег (кесеф), идите» - к Нему, ибо есть у Него деньги, как написано (Хагай, 2:8): «Мне – серебро (кесеф), и Мне – золото».

Содержащиеся во Мне все свойства: и свойства обратной любви, и свойства прямой любви.

 

«Что означает: «Мне – серебро, и Мне – золото»? На что это похоже? На царя, у которого есть два склада, один – с серебром, другой – с золотом. Поместил серебряный справа от себя, а золотой слева от себя».

Два склада: один – с серебром, другой – с золотом. Серебряный поместил Он по правую руку свою, а золотой - по левую. Потому что серебряный – это то, что является Его желанием, управляется Его правой рукой. Народ Исраэль должен приобрести серебро и наполниться им.

А наполнившись серебром, сольётся он с тем, что находится под левой рукой Его, отличается от Него тем, что является желанием Его, направленным к Творению. То есть уже является не Им. А отклонение от Него не может быть вправо.

Золото – замысел Его. Замысел Его - уже отклонение влево от Него самого. Он совершенен. Нет у Него ни одной мысли, которая превосходила бы само Его совершенство. Любая мысль Его, любое Его желание порождается совершенством Его и находится ниже этого совершенства. Поэтому замысел Творения уже ниже, чем Он сам. Левее находится, чем Он. Под левой рукой Его.

 Но под правой рукой Его находится то, на что направлена вся любовь Его. Это серебро. И цель, и замысел, и вся Его любовь, всё, что есть в Нём, буцина, направлено на правое, на серебро. Поэтому серебро под правой рукой, исключительно в любви. Нет в Нём ничего более хорошего, чем то, что управляет Им по отношению к человеку. Нет там ничего, кроме любви вообще.

Но сам замысел, то, с чем должен слиться человек, является левым относительно Него. Его одеяние, свет Эйн Соф, с  которым мы входим в зивуг, является относительно Него левым, низшим. Это же Его одежда, а не Он сам. Поэтому серебро должно слиться с золотом.

Золото относительно Него самого - левое, а Его намерения относительно серебра - исключительно правое, любовь.

Правая рука – это Его работа, наслаждение, игра. Играют правой рукой, той, которая является наиболее мощным твоим инструментом. А под левой рукой находится золото, то, во что должна превратиться игра: в полное постижение.

И когда говорится «под рукою» без указания левой или правой, подразумевается правая.

 

«Сказал: «Этот будет готов и будет легко вынимать из него, и будет делать дела его в мягкости (бе-нахат)…» 

Он скрыт. И «будет легко вынимать из него». Чтобы было легко управлять тем, что находится под рукой Его.

 

«…и он будет прикреплён к беднякам, и будет управлять ими в мягкости…»

Бедные – это те, кем движут тяжёлые желания.

 

 «Правая твоя, Вс-вышний, великолепна в силе», и если рад доле его – хорошо, а если нет - «Правая твоя, Вс-вышний, сокрушит врага». Что такое «правая твоя, Вс-вышний, сокрушит врага»?» Сказал им: «Это – золото, как написано: «Мне – серебро, и Мне – золото»».

Если человек радуется своей доле, то всё хорошо. Если видит он Всесильного, раскрывает Его воздействие на себя, Его руки управляющей, то всё хорошо. Если нет, тогда «Правая твоя, Вс-вышний, сокрушит врага». Потому что каждое страдание –  это исправление. И сражён тогда враг десницей  Его. Враг – это то, что создано в обратных от Него свойствах.

И каждый раз, когда человек страдает, но, в конце концов, приходит к раскрытию Его в этих страданиях, то тогда сражает «Правая твоя, Вс-вышний» врага.

«Сказал им: «Это – золото».

Мудрость человека проявляется в том, что он видит. Хохма в этом мире, золото проявляется в виде раскрытия и оправдания Его во всём, что Он делает относительно каждого человека и всех в целом. «Это – золото».

И поэтому написано: «Мне – серебро, и Мне – золото». Мудрость твоя начинает подниматься ко Мне.