БАХИР

53-59

 

53. И почему [золото] названо именем «заhав» (зайин-hей-вэт)? Потому что в него включены три качества (мидот). Мужское (захар), и это – «зайин», душа (нешама), и это – «hэй», и пять имён у души: руах, хайа, йехида, нэфеш, нешама. Что делается с помощью «hэй»? Это – трон для «зайин», как написано (Коhэлет (Экклезиаст), 5:7): «Ибо высокий над высоким страж». А «бет» - это осуществление их, как то, что сказано: «В начале сотворил» (брейшит бара). 

 

«Мужское (захар), и это – «зайин»…»

Зайин - это мужское, то, что входит, и в нем содержатся все пять светов.

«…душа (нешама), и это – «hэй», и пять имён у души: руах, хайа, йехида, нэфеш, нешама».

То, что включает в себя Захар. Душа Адама вмещает в себя все пять светов.

 

«Что делается с помощью «hэй»? Это – трон для «зайин»

Трон - это то, на чем основывается Хохма, мужское, Зайн. И это женское - Хей.

 

«…как написано (Коhэлет (Экклезиаст), 5:7): «Ибо высокий над высоким страж». А «бет» - это осуществление их, как то, что сказано: «В начале сотворил».

Бэт - это то, что относится к верхней полке буквы, «питающей» Хей. Бэт, благословение, любовь питает ее. И поэтому Берейшит - в начале.

 

 54. И что («бет» – Ор Агануз) делает здесь? На что это похоже? На царя, у которого была дочь хорошая и приятная, и красивая, и целостная (шлема), и выдал её за царского сына, и одел её, и короновал её, и украсил её, и отдал её ему с имуществом многочисленным. Возможно ли царю сидеть вне дома его? Скажешь: нет. Возможно ли ему сидеть целый день с ней? Скажешь: нет. Каким же образом? Поместил окно между ней и между ним, и всякий час, когда нуждается дочь в отце или отец в дочери, воссоединяются через окно, как то, что сказано (Теhилим (Псалмы), 45:18): «Весь почёт дочери царя – внутри, из огранок золотых одежда её».

 

Всегда есть вход. И одежды ее шиты золотом. Насквозь. Потому что Хей является вместилищем, троном.  А граница между Хей и Зайн такая, что позволяет Зайн  заглянуть в Хей, то есть Захар заглянуть к Никева. Заглянуть во встречной любви. Когда дочь хочет взглянуть на царя – это движение должно быть слева направо, «через окно». Поэтому у буквы Хей разрыв между верхней линией и ножкой - это «окно» между ними. И это символизирует соединение, направление движения слева направо, нарастание обратной любви дочери к Царю.

Если бы окно было прямое, не было бы усилий по слиянию, отделению. Не было бы цимцума. Верхняя часть буквы Хей символизирует отделенность дочери от Царя, Хей от Зайн. Но разрыв между левой ножкой и верхней линией Хей, с замыслом Его, развитием хасадим, является символом их соединения в усилиях, когда Он и она этого хотят. То, что называется паним бе паним, когда они встречаются лицом к лицу.

 

 55. И что такое «бет»? Как то, что написано в конце её (Мишлей (Притчи), 24:3): «В мудрости (бе-хохма) построится дом». Построен (нивна) – не сказано. А [сказано] – построится (йибанэ). В будущем Святой, благословен Он, построит её и украсит её в две тысячи (алпаим) раз больше того, что было.  Как то, что сказали мы: почему нужно было начать Тору с «бет»? Потому что написано (Мишлей, 8:30): «И буду около Него воспитана, и буду наслаждением день за днём (йом йом)», - две (бет) тысячи лет как она – начало (рейшит). «Две? Но ведь Писание говорит – семь! Как написано (Йешайа, 30:26): «И будет свет луны, как свет солнца и свет солнца будет всемеро (шиватаим)», как то, что сказали мы: как солнце – в семь (раз), так и луна – в семь». «Я сказал – тысячи (алафим)».   

 

«И что такое «бет»? Как то, что написано в конце её (Мишлей (Притчи), 24:3): «В мудрости (бе-хохма) построится дом». Построен (нивна) – не сказано. А [сказано] – построится (йибанэ). В будущем Святой, благословен Он, построит её и украсит её в две тысячи (алпаим) раз больше того, что было».

Сказано в «Зоар», что создал Он точку, и в ней картину в целом и все картинки в ней от начала и до конца. Создал Он формы и построил дом. Сказано: «Глубокий». Глубокую структуру выстроил, всю целиком. Но украшена она будет только тогда, когда эта структура будет видна с Его стороны. Тогда, в конце этот дом, то есть та реальность, которая выстроена для нас, украсится во всех своих подробностях. Мы будем восхищаться Его совершенством во всех деталях того, что сделал Он в качестве Байт или Эйхал. То есть, то окружение, которое видим мы, сможем увидеть во всем блеске Его совершенства, во всех деталях только тогда, когда украсит Он его для нас с помощью наших усилий. И поэтому опять Бет.

 

«В мудрости (бе-хохма) построится дом».

Мудростью, постижением в любви, постепенным сближением с Всесильным устраивается этот мир. То есть мы видим, как все устраивается и украшается, и начинает сиять, и приходит великолепие всех деталей. Каждый раз на том уровне, который мы постигаем сначала внутри, потом утверждаем это в разуме.

 

«Построен (нивна) – не сказано. А сказано – построится (йибанэ)».

Почему устраивается? Потому что устраивается Творцом в ответ на усилие души Творения.

 

«В будущем Святой, благословен Он, построит её и украсит её в две тысячи (алпаим) раз больше того, что было».

Но было всегда все одинаково. Просто для тебя он будет украшен в две тысячи раз лучше. Потому что тебе раскроются те украшения, которые ты не видишь сейчас.

 

«Почему нужно было начать Тору с «бет»?

Потому что это Браха – благословение, любовь. Все началось с замысла о зивуге, о взаимной любви. И поэтому Бет, Берешит.

 

«Потому что написано: «И буду около Него воспитана, и буду наслаждением день за днём (йом йом)», - две (бет) тысячи лет как она – начало (рейшит)».

Сначала возник замысел конца творения. Потом точка как инструмент его реализации. А потом структура самой точки, всех решимот: картинки и рельефы внутри точки. То, что называется Дом. И все это было создано искрой – буцина.

Но буцина возникла из замысла того, что должно быть в конце. А в конце должен быть зивуг Творца и Творения. Щит Давида.

Почему он непобедим? Как можно победить взаимную любовь, Творение, слившееся с Творцом? Невозможно. Кто и что может противостоять Ему? Никто.

Щит Давида возник сначала, а потом – точка как метод Его достижения, начальная стадия достижения этого зивуга.

Поэтому первые две стадии: Хохма и Бина – это две тысячи лет.

 

«И буду около Него воспитана, и буду наслаждением день за днём».

Все картинки, которые были в точке,  сначала рисовались в Его мыслях. А затем ввел Он их в буцину

Я разбиваю, на самом деле, последовательность не разбиваемую: замысел,  реализация точки из замысла. Ведь все, что есть в замысле, бесконечная любовь и наслаждение, было введено в искру. И эта искра создала в точке все картинки и рельефы.

И говорит Он: «Любовь была при Нем художницею».

 

«…две (бет) тысячи лет как она – начало (рейшит)».

Две тысячи лет, пока не стало Творение в своем собственном представлении отделяться от Него. На самом деле, это не две тысячи лет. Это Его замысел - веселье и радость в уровнях Бина и Хохма, или в Зеир Анпин, который превращается в Бина.

 

«Две? Но ведь Писание говорит – семь! Как написано: «И будет свет луны, как свет солнца и свет солнца будет всемеро (шиватаим)».

Говорится здесь о том, что семь сфирот – Зеир Анпин, станут Бина, а Бина  - подобна Хохма. И Хохма будет намного сильнее ощущаться Бина, а Бина будет светить Ему навстречу.

Здесь говорится о финальном зивуге. Ведь Творца от Творения отличает Зеир Анпин, и седьмая сфира - Малхут.

И весь Зеир Анпин, разница свойств, аккумулированная в точке, превращается в подобие Всесильному.

 

«Я сказал – тысячи (алафим)».

И поэтому тысячи - это уровни, предшествовавшие исправлению, о котором говорится, о семи сфирот Зеир Анпин. То есть отличающиеся в тысячи раз от уровня исправления, который должен представлять из себя исправленный в уровне Бина Зеир Анпин. А это уровень самого Творца.

 

 56. Сказал ему: «Досюда – пять. Отсюда и далее – что?» Сказал ему: «Я объясню сначала «заhав» (золото). Что есть «заhав»? Учит, что из него исходит суд (дин), и если склонишь слова свои вправо или влево, взыщет с тебя».

 

До нынешнего состояния существует пять ступеней, бхинот, этапов. А что дальше?

«Я объясню сначала «заhав» (золото)».

Золото – это свойства Захар. 

«Учит, что из него исходит суд (дин)».

А суд исходит из свойства Гвура. Потому что  хасадим в соединении с Гвура дают золото. Золото - получение. И отклонение влево или вправо от средней линии влечет за собой наказание. Золото может быть оценено только путем сопоставления Хесед и Гвура.

 

 57.  «Что означает написанное (Йешайа, 30:26): «И будет свет луны, как свет солнца и свет солнца будет всемеро, как свет семи дней (hа-йамим)»? hа-йамим? Йамим (т.е., без опр. артикля «hа») следовало ему [написать]! Но [это] – те дни (определённые), о которых написано (Шмот, 31:17): «Что шесть дней делал Б-г небо и землю, а в день седьмой бездействовал и отдыхал (ва-йинафаш)»». Сказал ему друг его: «И также получил я. Из того, что написано: «Что шесть дней делал Б-г», как то, что ты сказал: «Шесть сосудов красивых сделал Святой, благословен Он, и каковы они? Небо и земля».  «Но ведь семь их! И так написано: «и в день седьмой бездействовал и отдыхал»». «Что такое «и отдыхал (ва-йинафаш)»? Учит, что день субботний осуществляет все души (нефашот), как сказано: «ва-йинафаш»».

 

 Все свойства укладываются в Землю. Воздух и Вода входят в Землю. А то, что не укладывается в Землю, является Небом. Поэтому нет ничего, кроме Неба и Земли.

 Но ощущение разницы между Небом и Землей - шесть сфирот. И когда они исправлены, то свет Солнца суммируется от ощущения каждого этого уровня. Сливаются они все воедино.

 

«Учит, что день субботний осуществляет все души (нефашот), как сказано: «ва-йинафаш»».

Суббота поддерживает все души, потому что они поддерживаются собственными усилиями.

 

«Шесть сосудов красивых сделал Святой, благословен Он, и каковы они? Небо и земля».  «Но ведь семь их! И так написано: «и в день седьмой бездействовал и отдыхал»».

День седьмой Он не создавал. Потому что седьмой день – это уже Творение, а не Он. И покоился душою, потому что все вложил Буциной кадоша в седьмой день.

Еще правильнее сказать, что не создавал Он шесть дней, а только седьмой день. И создал таким, что должен он развиваться сам. И покоился душою. А шесть остальных Он придумал для того, чтобы дать этому седьмому представление о различии между собой и Им самим.

Написано в «Зоар»: «Создал Он точку, и поднялась эта точка в мысль». Поднялась она в мысль – стала Его желанием. Его желанием стало изменить эту точку в то, что подобно Ему самому, и сделать украшением Своим, то есть соединить с тем, что является облачением Его – Эйн Соф.

Сама точка не является Его работой. Буцина, Его план по превращению этой точки в подобие себе, в слияние в зивуге - это Его работа. Его работой является строительство рельефа, глубокого здания внутри этой точки, то есть структура ее исправления.

А сама точка поднялась в Его мысль, стала Его желанием. Он представил себе самое желанное, а потом нарисовал внутри нее все картинки и выбил все рельефы. И вот это и есть шесть дней. Это есть работа.

Сначала Он создал в себе состояние зивуга от своей любви и встречной любви, как Он его ощущает. И наслаждающей картиной этого зивуга создал Он то состояние, из которого этот зивуг может быть достигнут, то есть обратное Себе. И это является всего лишь мыслью. Поднялась точка в Его мысль, то есть соединилась с Его мыслью о том, какой должен быть зивуг. Слилась она с Его желанием. Бесконечная черная точка должна превратиться в бесконечный сияющий зивуг. И это наслаждающее Его состояние.

Он почиет в этот момент. Потому что зивуг и точка появляются одновременно. Но наслаждается конечным результатом - в момент создания точки. А потом Он делает работу. Он программирует эту точку, вводит в нее информацию, как она должна собственными усилиями трансформироваться из начального состояния в конечное. И эта работа в шести днях состоит. Точка должна их пройти. И Он знает конечный результат.

Точка - это Малхут. Это наш мир. Больше ничего нет. Само преобразование Малхут де Элион, начиная с рош, построения миров и все остальные действия – это все, что введено в Малхут де Малхут  в виде программы исправления.

 

 58. Объяснение другое. Учит, что оттуда вспархивают (порхим) души, как сказано: «ва-йинафаш», - до тысячи поколений, как сказано (Теhилим, 105:8): «Слово приказал на тысячу поколений», и рядом с этим написано (105:9): «Который заключил (карат) с Авраамом». И что такое «который заключил»? Заключил с ним союз (брит), между десятью пальцами рук и десятью пальцами ног. Застыдился Авраам. Сказал ему Святой, благословен Он: «Я – вот союз Мой с тобой», и в нём ты будешь «отцом множества народов».

 

«Учит, что оттуда вспархивают (порхим) души…»

Это Суббота. Уровень Субботы происходит оттуда, где витают души, покоится Трон Всесильного. Трон Всесильного - это уровень Хохма. Соединение Бина с Хохма – это души. И оттуда происходит Суббота. Потому что две тысячи - это соединение Бина и Хохма. А дальше начинается Творение.

 

«…души, как сказано: «ва-йинафаш», - до тысячи поколений, как сказано: «Слово приказал на тысячу поколений»…

Смены гильгулим продолжаются тысячи поколений.

 

«…и рядом с этим написано: «Который заключил (карат) с Авраамом». И что такое «который заключил»? Заключил с ним союз (брит), между десятью пальцами рук и десятью пальцами ног. Застыдился Авраам».

Все подобно всему. Во всем есть десять сфирот. И есть только одна черная точка. Все остальное - это десять сфирот,  в которых она преображается.

 

«Сказал ему Святой, благословен Он: «Я – вот союз Мой с тобой»

«Я - единственный знак союза. Мое присутствие и есть твой завет. Ты есть то, что Я породил, чтобы от тебя пошли тысячи поколений, множество народов. И Я есть причина тебя».

 

59. И что есть «шамаим» (небо)? Учит, что перемешал Святой, благословен Он, огонь и воду (эш у-маим), и вбил их (тапхан) друг в друга, и сделал из них начало (рош) слов Своих, как написано (Теhилим, 119:160): «Начало слова Твоего – истина». И именно это – то, что написано «шамаим» - «шам маим» (там вода), «эш у-маим» (огонь и вода). Сказал ему: «До сих пор делает мир в высотах»? «Поместил между ними мир и любовь, и поместит между нами мир и любовь».

 

 «И что есть «шамаим» (небо)? Учит, что перемешал Святой, благословен Он, огонь и воду (эш у-маим), и вбил их (тапхан) друг в друга…»

 Огонь – Хохма. Вода – Бина. И Он соединил их.

«… и сделал из них начало (рош) слов Своих…»

Из соединения Хохма и Бина, там, где происходит их зивуг, создано основание Слова. Но не само Слово.

«И именно это – то, что написано «шамаим» - «шам маим» (там вода), «эш у-маим» (огонь и вода)».

Огненная вода – это и есть зивуг Бина и Хохма.

«Сказал ему: «До сих пор делает мир в высотах»? «Поместил между ними мир и любовь, и поместит между нами мир и любовь».

И Хей низшая станет подобной Хей высшей.