БАХИР

75-76

 

75. «И что такое (Дварим, там же): «Справедливости, справедливости (цэдэк, цэдэк)» – два раза?» Сказал ему: «То, что написано (Теилим, 18:13): «От сияния (нога) напротив Него». Справедливость первая – это справедливость настоящая (мамаш), и это – Присутствие Б-га (Шхина), как то, что написано (Йешайа, 1:21): «Справедливость переночует в ней». «И что есть «справедливость» вторая?» «Это справедливость (цэдэк), которая устрашает праведников (цадиким)». «А эта справедливость (цэдэк) является милостыней (цдака) или нет?» «Нет». «И в чём смысл?» «Как то, что написано (Йешайа, 59:17): «И оденет милостыню (цдака), как кольчугу», а справедливость является «шлемом спасения на голове его» (Йешайа, там же), и «голова» (рош) - это именно истина (эмет), как сказано (Теhилим, 119:160): «Начало (рош) слова Твоего – истина», и истина – это именно мир (шалом), как сказано (Йешайа, 39:8): «Пусть будет мир и истина в дни мои!» Возможно человеку сказать так? Но – так сказал Хизкия: «То качество, которое дал ты Давиду, отцу моему, оно – половина дней моих, и мир и истина – половина дней моих (как мужчина отдельно и женщина отдельно – половина тела – Ор Агануз)». Поэтому упомянул «дни» и упомянул «мир и истину» и [сказал] «в дни мои», поскольку это всё – одно. Как то, что написано (Брейшит, 1:5): «И был вечер, и было утро – день один (вечер, благодаря соединению с утром, тоже назван «днём» - Ор Агануз)», - так же, как день – мир (шалом), так и он просил мира, как сказано (Млахим-бет (Вторая Книга Царей), 20:19): «Мир истина будут в дни мои», в том качестве, которое дал Ты Давиду, отцу моему, как написано (Теилим, 89:37): «И трон Его, как солнце напротив Него».  

 

 «И что такое: «Справедливости, справедливости (цэдэк, цэдэк)» – два раза?» Сказал ему: «То, что написано: «От сияния (нога) напротив Него».

От любви к Нему, ор хасадим отсверкивания навстречу Ему, постигаем мы, почему «Справедливости, справедливости». Только в свойстве любви к Нему раскрывается это.

«Справедливость первая – это справедливость настоящая (мамаш), и это – Присутствие Б-га (Шхина), как то, что написано: «Справедливость переночует в ней».

Это правда, доступная нам в постижениях этого мира. Это - Божественное присутствие, ощущаемая нами Шхина. То, что Слава Его касается нас. И в нас просыпается Его раскрытие, и видим мы, и радуемся Его проявлению во всем, что окружает нас. Его раскрытие и оправдание во всем.

Это Божественное присутствие, ощущаемое нами, и это первое блистание, когда мы любим Его за то, что Он делает с нами здесь, и во всем видим любовь Его. Это первое маленькое отсверкивание навстречу Ему.

И это – Шхина, Божественное присутствие, которое мы ощущаем. Остальные ощущают Его, как случайный, хаотичный мир. Мы же ощущаем Его присутствие как целенаправленное воздействие на нас.

 

 «И что есть «справедливость» вторая?» «Это справедливость (цэдэк), которая устрашает праведников (цадиким)».

Справедливость первая является благословением праведников. Справедливость вторая праведников пугает. Пугает потому, что непостижима она для праведных, живущих в этом мире в теле. Хей нижнее и Хей высшее, их соединение.

Сначала достигается исправление нижней Хей. И это благословение праведников. Это их радует. Но второе исправление, вторая правда пугает их. Потому что там нет уже ничего, что связано с этим состоянием.     

 

 «А эта справедливость (цэдэк) является милостыней (цдака) или нет?» «Нет». «И в чём смысл?» «Как то, что написано: «И оденет милостыню (цдака), как кольчугу»...

Не является она милосердием (цедаках). Потому что это одеяние Его, а не милосердие. И отделен Он от Творения как броней этой справедливостью, которая пугает праведников. Справедливость вторая все равно является результатом усилий. Является ли страх милосердием? Нет. Милосердие - это не награда. Милосердие – это добро Его. Но является ли справедливость цдакой, тем, что добровольно Он дает, без усилий нижних? Нет, не является. Это дар, достигаемый в усилиях. Когда ты становишься праведником, открывается ли тебе вторая справедливость? Нет.

Она является постижимой только в результате гмар тикуна. В результате усилия Творения, только уже другого уровня. Она не приходит сама по себе.

То есть, исчезает ли для праведника этот мир? Нет. Является ли возможным переход к ощущению духовного состояния в этом мире? Нет. Не раскрывается Он. Не является справедливость цдакой. Не дарится она в этом мире.

Вторая справедливость раскрывается только в усилиях всего парцуфа, уже в интегральных усилиях.

«…а справедливость является «шлемом спасения на голове его», и «голова» (рош) - это именно истина (эмет)…»

Его голова есть истина, то есть то, что Ацмуто, непостижимое, непознаваемое.

«…как сказано: «Начало (рош) слова Твоего – истина».

Голова слова Его – это то, что мы ощущаем как Его желание. Его желание мы ощущаем как ор яшар, ор элион. Это Его желание, направленное к нам. Но голова Его - истина.

«…и истина – это именно мир (шалом)…»

Голова Его – замысел, мысль Его, скрыта в том, что происходит с нами. Все отражает Его. Замысел Его бесконечен. И глубина созданной Им черной точки бесконечна. И это то, что отражает Его голову, Его замысел.   

«…как сказано: «Пусть будет мир и истина в дни мои!» Возможно человеку сказать так»?

«дни мои» являются путем к миру и истине. Исправление, тикуним во днях является гарантией того, что пребудет «мир и истина».

«И был вечер, и было утро – день один».

Это один цикл исправления. Один день. И весь этот день мы «блистаем перед ним», раскрываем Его, и в этом – мир и благосостояние.

 

«То качество, которое дал ты Давиду, отцу моему, оно – половина дней моих…»

Качество это, которое Он дал Давиду, Его дар, это его волеизъявление в любви к Всесильному. Это – «половина дней моих».

«…и мир и истина – половина дней моих. Поэтому упомянул «дни»…

Он сделал уже половину работы тем, что дал дар Давиду. «И половину работы должен сделать я», - говорит Езекия.

«Половина дней моих…»

Половину его исправлений Он уже дал, потому что корень его души в Давиде. И унаследовал он их от него в своих состояниях. И половину должен сделать он сам. Это «мир и истина», которые он должен достигнуть в тикуним дней.

 

«и упомянул «мир и истину» и сказал «в дни мои», поскольку это всё – одно».

Все, что мы ощущаем на всех уровнях, это Его желание. А в чем замысел Его? Замысел Его – в финальном зивуге. А «мир и истина» - это то состояние человека, которое создает ему «мир», счастье, радость, веселье от наполнения. Счастье от того, что он ощущает все разумно организованным. В прямом ощущении Творца за всем, что происходит вокруг него.

 «мир» – это когда ты находишься в постоянно равновесии, в зивуге с Ним. Любишь ты Его, и радуешься тому, что любит Он тебя. И одновременно радуешься ты тому, что видит Он тебя и радуется тебе. Это наполняет тебя благим состоянием. И в материальном, и в духовном смысле, потому что они неразделимы.

Как только ты достигаешь определенного духовного состояния, Его раскрытия во всем, полной соединенности с Ним, предписывания Ему ВСЕГО, радости в этом и счастья, ты видишь Его. И тогда соответствующим образом все выстраивается вокруг тебя.

«Как то, что написано: «И был вечер, и было утро – день один…»

Единый цикл тикуна. 

 

«…так же, как день – мир (шалом), так и он просил мира…»

Это мир Его ощущений. Соответствующее состояние между тобой и Им, и окружающий Тебя Он. Это называется миром.

Миром – и миром. Миром, как окружающей нас Шхиной, и миром, примиряющим утро и вечер. Его трансляция на нас и является миром, как реальность, и миром, как любовь. Что одно и то же. Все соединяется в слове мир.

Он выбрал мир как трансляцию необходимых условий исправления. И само слово Мир - Олам содержит в себе кодировку этой трансляции: Его желание наслаждать, создавать помехи, замысел создания помех для развития Творения – Айн. Его структура проведения постепенного сжатия, цимцума, и подъема Творения наверх – Вав. Его замысел и исправление  Мэм за счет света хасадим - Ламед. И, наконец саму Мэм - среду исправления.

«…как сказано: «Мир истина будут в дни мои», в том качестве, которое дал Ты Давиду, отцу моему…»

 И это все заложено в Давиде. Давид первый воспел Творца. Он стал результатом тех усилий, которые были заложены Моше.

 

«…как написано: «И трон Его, как солнце напротив Него».  

Престол Его сияет в мудрости, в любви. 

 

76. И что означает (Хавакук, 3:2): «Посреди лет извести (тодиа)?» Так сказал: «Знаю, я, что Ты – Б-г Святой, как написано (Шмот, 15:11): «Кто подобен Тебе, великолепному в Святости?», и святость – в Тебе, и Ты – в святости, и, несмотря на это, - «посреди лет извести». Что такое «извести»? Смилуйся (терахем), как то, что написано (Шмот, 2:25): «И увидел Б-г сынов Исраэля, и узнал Б-г». И что такое «и узнал» («ва-йеда» – однокоренное с «тодиа»)? На что это похоже? На царя, у которого была жена красивая, и родил от неё сыновей, и любил их, и растил их. И вышли к культуре дурной (ле-тарбут раа). Возненавидел их и возненавидел мать их. Пришла мать их к ним и говорила: «Сыновья мои, зачем вы делаете так, что отец ваш ненавидит меня и  вас?», - пока не раскаялись и не вернулись исполнять волю отца их. Увидел отец это, полюбил их, как прежде, и вспомнил о матери их, как то, что написано (там же): «И увидел Б-г сынов Исраэля, и узнал Б-г», и написано (Хавакук, 3:2): «Посреди лет извести».

 

«И что означает: «Посреди лет извести (тодиа)»?

Извести – прояви его, человека среди лет.

 

«Так сказал: «Знаю, я, что Ты – Б-г Святой, как написано «Кто подобен Тебе, великолепному в Святости?», и святость – в Тебе, и Ты – в святости, и, несмотря на это, - «посреди лет извести».

 

«…святость – в Тебе, и Ты – в святости…»

Ты Господь Святейший. Святейший – то есть наполненный Святостью, чистотой, непостижимым светом.

Ты есть то, что несет наслаждение, и наслаждение есть то, что несешь Ты. Ты – любовь, и любовь есть Ты.

Ты – все: и твое воздействие есть Ты, и то, что мы ощущаем как Тебя, есть Ты, и сам Ты есть то, что мы ощущаем. Если мы ощущаем, что не в святости, то это ущербность в нас.

И должно это проявиться в днях среди лет, то есть среди циклов исправления. То, что Ты – Святость и Святость – это Ты, мы можем ощутить, только проявив это в циклических тикуним. И нет другого пути.

 

«Что такое «извести»? Смилуйся (терахем)…»

Среди циклов тикуним прояви человеческое в нем.

Ты должен обладать милосердием. Не Всесильный, а ты должен обладать милосердием, чтобы проявить Его, а значит, и себя. Милосердие к народу Израиля.

Милосердие - это милость, хесед. Должен любить ты то, что окружает тебя. Раскрывать и находить Его во всем, для того, чтобы проявить себя как сущность.

 

«…как то, что написано «И увидел Б-г сынов Исраэля, и узнал Б-г».

Соберет их вместе, приблизит. Когда они увидят Его. Он узнает их.

Он создал этот мир. Он создал Малхут. И от Его Творения пошли дети. Дети – это народ Его, народ Исраэль, то, что Он хотел получить в результате брака.

И любил Он жену – Творение свое, желание, которое поместил в мысль. Поместил точку в мысль, и стала она желанием Его. Точка - жена Его, Малхут. И пошли от этого брака дети.

 «узнал Б-г» - установил прямой контроль над ними. Находятся они все время в поле зрения Его, в обмене с Ним. Об этом хорошо написано у Любавического Ребе, когда он объясняет, что такое время. Он пишет, что время - это процесс, который является воздействием Шхины на Творение и обратным действием Творения, которое воспринимает Шхина. Другими словами, решение, которое принимается на Небесах, в виде мысли достигает Творения, которое совершает в соответствии с этим действие, а результат этого действия затем вновь возвращается на Небеса. Вот весь этот процесс – это и есть время при рассмотрении его с позиции взаимодействия Творца и Творения.

С позиции Творения время представляет собой разрыв между желанием и его наполнением или не наполнением. Говорится о том же самом.

Мы ощущаем время как процесс воли, зрения сверху, то есть проявления сверху Святости, замысла Всесильного, который достигает Творения, человека, вызывает в нем действие, и последствия этого действия возвращаются в уровень принятия решения, вызывая в нем следующее состояние. То есть мы ощущаем как время обратную связь, процесс прохождения прямого и обратного сигнала и последующие изменения в источнике сигнала, в Небесах. Последующие изменения в источнике – это уже реакция на наши действия. Получим или не получим мы наполнение, это вопрос сценария нашего исправления, который выбирается в зависимости от нашего действия в Небесах.

Например, нам захотелось, мы выдохнули. В организме произошел целый ряд метаболических циклов. На самом деле, все это заложено в наших ощущениях программы, которая меняется наверху. Но они зависят от того, что происходит в нас между вдохом и выдохом. Мы вдохнули и потом задерживаем выдох. Нам кажется, что время тянется очень долго. Почему время очень долго тянется? Потому что нам не дается следующая команда. У нас есть желание выдохнуть и вдохнуть снова. Но для того, чтобы выдохнуть и вдохнуть, должна поступить команда сверху. Наша мысль ждет этой команды. И вот это ощущение, то есть команда ощутить выдох и снова ощутить вдох поступает. Никаких других команд нет. Это всего лишь наши ощущения. Этот цикл обмена мы ощущаем как время.

Мысли вызывают желания. А наполнение желаний – это решение сверху. Если нам кажется, что мы делаем это сами, то это самая большая ошибка. В действительности, в соответствии с программой трансляции наших ощущений на нас принимается указание вдохнуть, потом выдохнуть.

Сначала возникает мысль наверху. Потом она реализуется как наша мысль и как действие внизу. Но в начале действия его конец. Мысль уже является действием. Началом действия является мысль. Концом действия является его реализация в физическом теле.

Для того, кто сверху, это одно действие. Все происходит в точке. Но все равно, идет обмен информацией между внутренним и внешним. И этот обмен между двумя внешними и тремя внутренними свойствами человека занимает некоторое время.

От чего зависит наполнение или не наполнение? Что означает, что изменяется программа наверху? В соответствии с вашими действиями выбирается тикун. Каждое ваше действие подразумевает вариантное реагирование. Не моновариантное, а мультивариантное реагирование. Поэтому игра бесконечна. И поэтому свобода воли есть всегда. Другое дело, что она максимально ограничена и стремится к нулю, когда человек не раскрывает и не оправдывает Всесильного. В этом случае возможность реагирования сведена к нулю, но потенциально она существует. Потенция к свободе воли все равно у каждого есть. Потенциально он может сделать что-то, но он сделает так, как предписано ему в тикуне.

Желание – это как мысль сверху, мысль Небес. Программа, заложенная в мире Ацилут, реализовалась – человек получил желание. Теперь надо получить наполнение. На языке Каббалы получить желание - значит сделать действие. Он сделал действие. Последствия этого действия опять отразились в мире Ацилут, и на основании его принято новое решение. И снова ему дано либо наполнение временное, либо новое желание. Вот этот процесс он воспринимает как время между желанием и его наполнением.

 

«Пришла мать их к ним и говорила: «Сыновья мои, зачем вы делаете так, что отец ваш ненавидит меня и  вас?», - пока не раскаялись и не вернулись исполнять волю отца их».

Мать – Малхут, этот мир, а дети Его – народ Исраэль. И до тех пор, пока не проявятся они в годах, в исправлении тикуним, взор Его не увидит их, не возьмет Он их под непосредственный контроль, не вернется к ним.

И мир был страшен, кровав и полон злобы, и предательства, и ненависти. И ничего в этом мире нет, кроме себялюбия и вражды к людям. И никакого нет альтруизма ни у кого. Потому что Он возненавидел не только детей, но и Мать их, то есть Малхут.

Дети родились из усилий самой Малхут. Но так как они стали плохо себя вести, то перестал Он их любить. Возненавидел Он как детей, так и мать. И все народы мира это ощущают. Но как только в годах, среди лет проявят они себя, явит Он их, усилиями своими заставит их вернуться к Себе.

Он отслеживает, но не призревает. Не чувствуют они Его внимания. А среди лет – явят Его.

 

«Увидел отец это, полюбил их, как прежде, и вспомнил о матери их, как то, что написано (там же): «И увидел Б-г сынов Исраэля, и узнал Б-г», и написано: «Посреди лет извести».

То, что их окружает, что породило их, возлюбил Он. Все Творение свое. Всю Малхут.

И от народа Израиля распространился свет дальше вниз.

Известен конец игры. Если он существует, он такой. Другого просто нет. Есть только один финал сейчас, после того, как пришел Машиах.

Ребе говорил, что Машиах среди нас, просто мы его не видим. Мы находимся в неисправленных свойствах. И поэтому не понимаем, кто он, не слышим его, не можем идентифицировать его. Хотя, уже по одному тому, что он говорит, мы можем понять, кто это. И от того, что мы не видим его, он не проявляется. Потому что проявиться он может только среди тех, кто видит его.

Так же как Всесильный не проявляется среди нас, потому что мы просто не видим Его. Если бы мы видели Его, если бы мы были в свойствах, подобных Ему,  здесь сияла бы Шхина. Столп бы стоял. Но Его нет, потому что свойства наши отличны.

Все Любавические Ребе была уже линией к приходу Машиаха. Это ствол, стебель, на котором должен был распуститься Машиах. И поэтому та завязь, из которой распустился Машиах, это и был Любавический Ребе. А весь ствол был абсолютно чистый. Он специально был создан, отделен Всесильным для того, чтобы дать Машиаха. Вся последовательность Любавических Ребе – это одна и та же душа, части души Моше. Их всего семь. Не может быть восьмого.