БАХИР

97-100

 

97. Сел раби Берахья и разъяснил: «Что означает написанное (Шмот, 25:2): «И возьмите (ве-йикху) Мне возношение (трума)»? Вознесите (hэриму) Меня молитвами вашими. И кто (вознесёт)? Тот, чьё сердце добровольно отворачивается от мира этого (не разглядывает формы женщин, чтобы не затягивалось за ними сердце его – Ор Агануз).

Уважайте его, ибо от него Я радуюсь, ибо знает Имя Моё. И от него достойно взять возношение Моё. Как сказано (там же): «От всякого человека, чьё сердце добровольно пожертвует, возьмите возношение Моё», - от того добровольно жертвующего.

И сказал раби Рахумай: «[Это] праведники и благочестивые (хасидим), которые – в [народе] Исраэля, которые возносят Меня над всем миром своими заслугами. И от них питается Сердце, и Сердце питает их». 

 

«Сел раби Берахья и разъяснил: «Что означает написанное: «И возьмите Мне возношение»? Вознесите Меня молитвами вашими. И кто (вознесёт)? Тот, чьё сердце добровольно отворачивается от мира этого (не разглядывает формы женщин, чтобы не затягивалось за ними сердце его – Ор Агануз)». Этот фрагмент текста в комментариях не нуждается. Здесь прямо сказано, что ежедневно должен делать каждый еврей.

«Уважайте его, ибо от него Я радуюсь, ибо знает Имя Моё». «Уважайте его» – это сына Израилева, который делает ежедневные усилия в отрыве, отстранении от мира этого, с любовью ко Мне.

 «И от него достойно взять возношение Моё». «возношение» – раскрытие и радость любви. «Как сказано: «От всякого человека, чьё сердце добровольно пожертвует, возьмите возношение Моё», - от того добровольно жертвующего. И сказал раби Рахумай: «Это праведники и благочестивые (хасидим), которые – в народе Исраэля, которые возносят Меня над всем миром своими заслугами. И от них питается Сердце, и Сердце питает их». 

 «Это праведники и благочестивые (хасидим), которые – в народе Исраэля, которые возносят Меня над всем миром своими заслугами». И говорит Он о Себе. Скрыто имя Его в имени Рахумай. И в написании имени Рахумай только проведение света в полном объёме в Малхут для достижения состояния Йод, Кетера. И поэтому: «И от них питается Сердце, и Сердце питает их». Сердце – Малхут, желания. Но «И от них питается» Малхут, от праведников. Живёт она ими, они оживляют её. А решимо, заложенное в Сердце, питает их. То есть тот уровень Малхут, Малхут де Элион, который является управляющим для них, питает их. Они питают движение вверх в исправлении желаний. Но само наличие желаний является тем топливом, которое питает праведников.  

Нет желаний, нет исправления, отраженного света. Есть желания, есть их конверсия от света Яшар к свету Хозер.

 

98. И все формы святые ответственны за все народы. А евреи святые взяли тело Дерева и Сердце его. Так же как Сердце – это прекраснейший плод тела, так и евреи взяли «плод дерева прекрасного» (этрог). Так же, как дерево пальма – ветви его вокруг него, а лулав его – в середине, так и евреи взяли себе тело Дерева, которое – Сердце его. И соответствует телу – позвоночник (хут hа-шидра) в человеке, который – суть тела. И так же, как лулав этот – написан «лу-» и «лав», так и Сердце (лев) передано ему (ло). И что такое «Сердце»? Это то, в чём тридцать два пути чудесных Мудрости. Также в каждом пути – форма сохраняющая. Как написано (Брейшит, 3:24): «Хранить дорогу к Дереву Жизни».

 

«И все формы святые ответственны за все народы. А евреи святые взяли тело Дерева и Сердце его. Так же как сердце – это прекраснейший плод тела, так и евреи взяли «плод дерева прекрасного» (этрог)».

«плод дерева прекрасного» – это те, которые устремлены вверх.

«И все формы святые ответственны за все народы. А евреи святые взяли тело Дерева и Сердце его».

У всякого народа есть ангелы - силы, «формы святые ответственны за все народы». Каждый народ имеет собственную силу управляющую, сценарий развития. Но тот уровень решений, сценарного замысла, который управляет народом Исраэль - «А евреи святые взяли тело Дерева и Сердце его». Как сценарий  Игры в целом, так и совокупность желаний, которые служат материалом исправления и топливом для него.

«И все формы святые ответственны за все народы».

Парцуф Адама имеет голову, гуф, соф  и т. д., сиюм, раглайим. Килим, которые относятся ко всем участкам Адама, имеют свой собственный сценарий исправления. Но Рош Адама свят, то есть напрямую связан с Всесильным. Является предметом Его забот. Кетера де Малхут де Эльон.  Сценарий его задуман напрямую. И управляется он напрямую, без упрощённых сценариев, которые регламентируют развитие остальных участков тела. Через него проходят, преломляются  сценарии развития всех остальных участков парцуфа Адама. Управляющие силы или формы, программы исправления.

Только после того, как происходят исправления в народе Исраэль, принимается решение о соответствующих исправлениях народов мира. Таким образом, он влияет на формы, а сам не управляется формой, как голова не управляется рукой или ногой, или каким-то ещё органом тела.

Сначала мысль приходит в голову, потом она проявляется в виде движения или желания. Реакцией какого-то органа тела.

«тело Дерева», то есть – программу исправления во всём её бесконечном сверкающем многообразии.

«и Сердце его», то есть малхуёт всех килим, включая малхуёт в килим народа Израиля.

«Сердце – это прекраснейший плод тела». «Сердце – это прекраснейший плод», украшение. Исправлением малхуёт каждой души человека приобретает Малхут де Элион украшение. Дочь украшениями украшается. Эти украшения называются  красотой: «прекраснейший плод тела». Плод – это то, что порождает Дерево. Это то, что представляет из себя зародыш будущей жизни.

Из плода получается семя. Из семени вырастает жизнь. Те свойства, сочетания килим Адама, души человека представляют из себя плоды.

«прекраснейший плод тела». То есть желание получать. Это те усилия навстречу к Нему, которые называются на языке Каббалы украшениями.

Фрагменты души Адама, души народа Израиля представляют из себя «плод дерева прекрасного». Те, которые предрасположены к любви к Творцу, украшению, красоте. А красота только в любви. А плоды – это начало будущей жизни. И поэтому от всего дерева «плод дерева прекрасного», то есть того, что должно дать импульс вверх, навстречу Тому, кто создал весь сценарий Древа, народ Израиля несет в себе. 

Отбирает, забирает себе народ Израиля из другого дерева, народа плоды, созревшие для исправления.

«Так же, как финиковая пальма – ветви его вокруг него, а лулав его – в середине, так и евреи взяли себе тело Дерева, которое – Сердце его».

А финиковая пальма – это двуполое растение, которое само себя опыляет. То есть сочетает в себе мужское и женское.

То, что вырастает как новый побег из центра листьев, которые несёт в себе финик – плод (лулав). Побеги (лулав) являются результатом зивуга. То есть соединением мужского и женского, финиковая пальма.

«так и евреи взяли себе тело Дерева, которое – Сердце его». Финиковая пальма имеет лулав как результат слияния мужских и женских свойств. Так же народ Израиля несёт в себе или отобрал основную часть этого Древа, которая является его Сердцем. То есть желания народа Исраэль имеют первостепенную потенцию превращения в женско-мужские желания. Желания отдавать и получать.

«И соответствует телу – позвоночник (хут hа-шидра) в человеке, который – суть тела».

«евреи взяли себе тело Дерева, которое – Сердце его». «И соответствует телу»,

то есть желанию получать, «позвоночник в человеке, который – суть тела».

Буква Нун имеет форму позвоночника, уходящего от Кетер вниз. Всю информацию о корне желания она распространяет в теле. 

«И так же, как лулав этот – написан «лу-» и «лав», так и Сердце (лев) передано ему (ло). И что такое «Сердце»? Это то, в чём тридцать два пути чудесных Мудрости». Тридцать две малхуёт. 

«Также в каждом пути – форма сохраняющая. Как написано: «Хранить дорогу к Дереву Жизни».

«Также в каждом пути – форма сохраняющая». У каждой из этих тридцати двух малхуёт существует сценарий её исправления.

«Как написано: «Хранить дорогу к Дереву Жизни». Почему охранять? Потому что путем следования охраняемой дорогой, то есть хранимой Творцом в тайне от Творения. И преодолеваемой усилиями самого Творения в неведении каждого следующего отрезка пути.

Охраняемая от самой постигающей души эта дорога. От знания каждого следующего шага своего. А если не будет этого охранения, то не будет исправления. Потому что не будет усилия по раскрытию Его.

 

   99. «И что за формы (цурот)?» «Как написано (там же): «И расположил с востока от райского сада ангелов (крувим) и лезвие меча переворачивающегося, чтобы сторожить дорогу к Дереву Жизни»».

«И что такое: «И расположил с востока от райского сада»?» И расположил на тех путях (нетивот), которые были раньше того места, которое называется «райский сад», и которые раньше ангелов. Как написано (там же): «…ангелов», и которые раньше «лезвия», как написано (там же): «…и лезвие меча переворачивающегося»». «Которое было раньше?»

   «Но ведь написано: «небеса», то есть, вода и огонь были раньше (а корень форм – на небе, состоящем из воды и огня – Ор Агануз). Как написано (Брейшит, 1:8): «Да будет свод внутри вод и будет разделение между водами и водами». И написано (там же): «И назвал Бог свод небом». И откуда [известно], что небо – огонь? Как написано (Дварим, 4:24): «Ибо Бог Всевышний твой – огонь пожирающий Он (эш охла hу), Бог-Ревнитель».

 

«лезвие меча переворачивающегося». Упоминание о вращении, кругообороте, Колеснице – есть замысел, мудрость Его в цикличности тикуним. И поэтому: «И расположил с востока от райского сада ангелов (крувим) и лезвие меча переворачивающегося». То есть управляющую силу – ангела. Мэм кончается слово «крувим», Малхут. Тот, кто управляет исправлением Малхут,

«и лезвие меча переворачивающегося». И в мудрости своей создал циклическую картину тикуним, называемую жизнью, днями, часами человека. Всё это стоит на пути человека в уровень, который называется ган Эден или гмар тикун.

«И расположил на тех путях, которые были раньше того места, которое называется» ган Эден.

«и которые раньше ангелов». Одновременно был замыслен зивуг и точка, которая должна к нему привести. Вознесена была точка в мысль Его. Стала она предметом Его желаний и создана была Тора, ган Эден, сценарий исправления. После того, как вознесена она была в мысль Его, возник ган Эден.

То есть  «И расположил на тех путях, которые были раньше того места, которое называется» ган Эден. «расположил на тех путях» - в замысле Творения Он поставил уровень исправления Малхут де Малхут до того, как должен произойти гмар тикун.

После того, как поднялась точка в Его мысль, сотворил Он всю Игру. Определил Он, что будет исправлена полностью душа Адама. Но тем уровнем, который будет предшествовать этому исправлению по причинно-следственной цепи.

Нет никакого исправления Малхут де Малхут после того, как образовался исправленный парцуф Адама. Малхут де Малхут исправлена. Она сама стала Бина. Но в представлении Бина ее уровень до того, как образовался гмар тикун, исправленный парцуф Адама существовал как уровень, который должен был быть достигнут. Значит, он предшествовал ган Эден, гмар тикуну. В восприятии самой Малхут сценарий её развития предшествует её исправлению.

«и которые раньше ангелов». «и которые раньше «лезвия», как написано: «…и лезвие меча переворачивающегося». Потому что «лезвие меча переворачивающегося» - это детализация программы исправления, реализация сценария Игры в нашем мире.

«лезвие меча переворачивающегося» - это Его мудростью созданные циклические тикуним, которые в самом низу находятся, пока мы находимся в телах материальных. Потом мы поднимаемся в уровень крувим. И потом  - в ган Эден. И всё это предшествует исправлению и полному зивугу.

«Которое было раньше?» Вопрос задают: «Когда у Малхут появилось ощущение мудрости – Хохма? Как оно в неё было введено?

«Но ведь написано: «небеса», то есть, вода и огонь были раньше». «Раньше» - то есть в замысле Малхут - это свойство Творца.

«Раньше» - с точки зрения постижения Малхут разницы свойств. То есть разбирается: а в какой последовательности одна картина, вложенная в Малхут, была разбита на все картины, которые она проходит. 

«И расположил с востока от райского сада»». И расположил на тех путях (нетивот), которые были раньше того места, которое называется «райский сад», и которые раньше ангелов. Как написано: «…ангелов», и которые раньше «лезвия», как написано (там же): «…и лезвие меча переворачивающегося»». «Которое было раньше?» То есть до самого представления о разности свойств. Есть Малхут де Малхут. Но ей дано представление о Малхут

«Которое было раньше»? «Но ведь написано: «небеса», то есть, вода и огонь были раньше». Малхут сказано, что она была Малхут де Элион. И различались её свойства в виде огня и воды, то есть Хохма и Бина, которые суть – есть Я, а в тебе этого нет. И раскрыто это было ещё раньше.

«Как написано: «Да будет свод внутри вод». И дал Он тогда представление ей самой об отличии от окружающего Себя вокруг неё.

«и будет разделение между водами и водами». И тогда отделил эту твердь, желание, которое Он родил - получать. Она отделила воду, которая содержится в ней, от воды, которая над ней.

«И написано: «И назвал Бог свод небом» Это то же самое, что написано. «И что это – из чего высечена земля?»

«И написано: «И назвал Бог свод небом». Ввёл имя Своё в ощущении небес в точку Малхут. То есть назвал Себя.

Ощущение Себя на определённом уровне назвал Он именем Шамайим и вложил это имя в ощущения Малхут. 

«И откуда известно, что небо – огонь»? Почему мы знаем, что Творящее начало, которое мы видим как небеса, голубое – любовь? Почему мы знаем, что это одежда для мудрости, левуш для Хохма?

«Как написано: «Ибо Бог Всевышний твой – огонь пожирающий Он Бог-Ревнитель».

«огонь пожирающий», то есть Он пожирает, требует зивуга с Собой.

Он требует пламени, подобного Себе самому, которое бы исходило от Творения, и Он вбирал бы в Себя и наслаждался.

Он сам готов бесконечно давать пламя в одеянии любви Творению. Так же Он хочет получать пламя.

Хохма и Бина, мудрость и любовь – это соединение, синтез. Первое есть второе, второе есть первое. И поэтому мы ощущаем это в одеянии, в левуш. Потому что сжигает пламя. Мы не выдерживаем Его мудрости, всесилия, всезнания, Его бесконечности без одеяния в любовь. И поэтому мы знаем, что за небесами скрывается мудрость Его. За тем, что мы ощущаем как любовь и управляющее начало, как голубое.

Почему небеса голубые? И за голубым таится огонь. Огонь – мудрость. Мы уверены, что за небесами, за водой огонь. Потому что знаем: по мере того, как входит в нас любовь к Нему, постигаем мы мир и имя Его, входит в нас мудрость.

Он требует, чтобы мы любили Его, растворялись в Нём. А тогда Он будет растворяться в нас. Он даст нам пожирать Себя, если мы дадим Ему пожирать нас.

«Бог-Ревнитель». Ревнитель – это значит постоянно сравнивающий, ревнующий – любящий. Почему ты Меня не любишь, так, как Я люблю тебя? Вот что такое ревность. «Бог-Ревнитель». Того же, что Сам даёт, Он требует от нас

«расположил с востока», Программу исправления Малхут де Малхут Он  «расположил с востока». То есть в том месте, откуда должен появиться свет Хасадим. Не на западе, где он исчезает, а на востоке, где он появляется. Управляющая сила должна вызвать свет Хасадим в тикуним, в мече, обращающемся в пламени.

 

100. И откуда [известно], что «небо» - Святой, благословен Он? Как написано (Млахим-алеф (Первая Книга Царей), 5:32): «И Ты услышь, Небо!», - разве Шломо молился небу, чтобы услышало его молитву? Но – Тому, чьё Имя – на небе. Как написано (там же, 5:27): «Небеса и небеса небес не обеспечат Тебя». Вот – Имя Святого, благословен Он. И это – огонь. А ты сказал – «было раньше»! Но – скажи: Сила их (кохам) была раньше тех форм того места. А после этого [появились] формы святые те. И что за «Силы их»? Как то, что написано (Шмуэль-алеф (Первая Книга Шмуэля), 2:2): «Нет Святого, как Б-г наш, ибо нет – кроме Тебя, и нет твердыни (цур) – как Б-г наш».

 

«И откуда известно, что «небо» - Святой, благословен Он»? Почему мы считаем, что имя Его, которое мы называем как Шамайим, Эле, Эти, которые сверху и управляют нами, вообще относятся к Благословенному Святейшему? То есть, почему мы считаем, что тот уровень, к которому мы обращаемся абстрактно как к небесам – это Он?

«Как написано: «И Ты услышь, Небо!». То есть Его голос, любовь придет с неба. В таком случае, «разве Шломо молился небу, чтобы услышало его молитву»? Что значит «небесам»? Мы должны сказать, что он молился тому, чьё имя «небо». То есть в нашем постижении, в понятных нам словах мы наделяем именем тот уровень, который можем постичь, который мы определяем, как Он. И мы Ему молимся. И называем ли Его Шамайим, или Он с большой буквы - это Его имя, которое в нашем постижении вмещает в себя представление о Всесильном. И это мы говорим – «небо».

«Как написано: «Небеса и небеса небес…» И тот уровень, который мы можем представить себе, и который кроется за ним, и тот, который мы не можем себе представить - всё равно «не обеспечат Тебя». Наше представление о Всесильном не может ни коим образом вместить настоящее имя Его.

«Вот - Имя Святого, благословен Он». То, которое мы не в состоянии постичь. Потому и не можем. «И это - огонь». Поэтому мы имеем перед собой мудрость Его.

«А ты сказал – «было раньше»! Почему мы можем вообще говорить, что сначала Он в Малхут ввел представление о Себе, как о Мудрости и о Любви?

«Но – скажи: Сила их была раньше», то есть сила огня существовала «раньше тех форм того места». Мудрость Всесильного и сам Он существовали прежде, чем Он создал точку, в которую вместил представление об этой Мудрости в виде имени её.

«А после этого появились формы святые те», которые Он ввёл в ощущения этой точки, Малхут.

«И что за «Силы их»? Потому что Всесильный  не воспринимается, как Я. Нет восприятия Его, как некоего центра. Это какое-то невероятное множество бесконечностей.

«И что за «Силы их»?  Сила тех бесконечностей, которые создали все формы.

Это Он, Единый, Единственный как сущность, существующая объективно вне ощущений человека. И в то же время Он воспринимается как совокупность бесконечностей.

Представьте себе: есть поле  электромагнитное, гравитационное, поле любви,  информационное и т. д. А есть такое поле, которое в себе сочетает бесконечное количество характеристик. И все они положительные. Это и любовь, и постижение, и радость, и наслаждение, и колоссальная информация, и бесконечные вариации форм. Это что-то невероятное. Невозможно описать словами. И всё это – это Он. Но Он множественен.

Понятие «я» содержит в себе желание получать. Нет в Нём Я. Он говорит Я потому, что отличное от слова Я недоступно человеческому воображению. Поэтому Он говорит: «Я – Бог».

В противном случае человек не воспринимает эту информацию. Если не я, то кто это? Должна быть какая-то сторона общения. Она должна иметь какое-то подобие, иначе ты её не воспринимаешь.

Чтобы ты воспринял, услышал ее, она должна подобие иметь тебе. Поэтому называет Себя Я, опускаясь до твоего подобия, обозначая Себя как сторону, вводя в эту сторону определение Я, то есть центра.

В Нём нет центра. А ты воспринимаешь я как центр мироздания. Всё вокруг меня же происходит. И относительно меня. А там этого нет. Но иначе Он не может общаться.

Как донести до человека информацию, не представляясь стороной против него? А это значит: ввести самоидентификацию подобно тому, как Он ее ощущает. Он говорит: «Я бесконечен». Там нет Я, нет ничего. Там совершенно другие параметры.

В Его замыслах есть окончательное знакомство Творения с Ним? Потому что мы всё время говорим о том, что есть барьер не достигаемый…

Мы общаемся с тем, что является левушем, Его троном, тем, как Он Себя представляет нам.