БАХИР

136-140

 

136. Что такое Милосердие? Именно – Тора, как написано (Йешайа, 55:1): «Все жаждущие, идите к водам, и те, у которых нет серебра», - это (Милосердие) – серебро. Как написано (там же): «Идите, обеспечьтесь и ешьте, идите, обеспечьтесь без серебра и без платы вином и молоком». Накормит вас Торой и научит вас, ибо вы уже удостоились этого благодаря заслуге Авраама, который был воздающим милость: без серебра кормил и без платы поил вином и молоком».

 

«Что такое Милосердие? Это – Тора. Именно – Тора, как написано: «Все жаждущие, идите к водам, ите, у которых нет серебра… идите, обеспечьтесь и ешьте». Наполняйтесь.

Нет еще у вас сияния. Приходите к тому состоянию, которое называется вода. «обеспечьтесь без серебра и без платы вином и молоком». Молоко - Хасадим и вино – Хохма. Изначально Он дает вам все.

«без серебра и без платы вином и молоком». «Милосердие – это серебро». Тогда, когда Он дает без того, что есть в вас

Вас ведет Он. И вы приходите сюда. Сначала вы не знаете, зачем Он вас привел. И начинаете учить Каббалу. И это Милосердие с Его стороны.

И понимаете, что следующее получение возможно только собственным усилием.

Зачатки Мудрости и Милосердия, ор Хасадим и ор Хозер, которые входят в вас, вы купили без серебра. Потому что вы еще не знали, зачем вы идете. Вел Он вас Своей рукой, подталкивал. И вот вы сюда пришли. Дальше все за серебро.

«Милосердие – это серебро». Это эквивалент того, что вы должны Ему давать.

«Как написано: «Идите, обеспечьтесь без серебра и без платы вином и молоком». Накормит вас Торой и научит вас, ибо вы уже удостоились этого благодаря заслуге Авраама, который был воздающим милость: без серебра кормил и без платы поил вином и молоком». И был он подобен Всесильному. И его заслугами есть в вас те решимот, которые привели вас сюда. И в решимот других людей, которые привели и приведут их к Торе. И поведут их за нами. И все это – благодаря заслугам праотцев. В том, что было заложено в них. Это раскрывается сегодня.

 

137. Что такое «вино и молоко»? Какое отношение этого к этому? Но – учит, что «вино» (яин) – это Страх (Пахад), а «молоко» – это Милосердие (Хесед). И почему упомянул вино сначала? Из-за того, что более близко к нам. «Вино и молоко» - можно подумать? Но скажем – подобие (дмут) вина и молока (т.е., красное и белое – Ор Агануз). И в заслугу Авраама, который удостоился качества Милосердия, удостоился Ицхак качества Страха. И поскольку удостоился Ицхак качества Страха, удостоился Яков качества Истины (Эмет), которое – качество Мира (Шалом), и измерил ему Святой, благословен Он, мерой его, как написано (Брейшит, 25:27): «И Яков – человек цельный (иш там), сидящий в шатрах». А «цельный» - это именно «мир». Как написано (Дварим, 18:13): «Целостным (тамим) будь с Богом Всевышним твоим», и [«целостным будь»] переводим мы (на арамейский): «шлим тhэ». И «целостный» - это именно Тора. Как сказано (Малахи, 2:6): «Тора Истины (Торат Эмет) была в устах его», - и что написано после этого? «В мире (ба-шалом) и в прямоте шёл со Мной». И прямота (мишор) – это именно «мир», как написано (Теhилим, 28:21): «Целостность (том) и прямота». Поэтому – «когда поднимал Моше руку свою, и усиливался Исраэль» (Шмот, 13:11). Учит, что внутри того качества, которое называется «Исраэль», - Тора Истины.  

 

   «Что такое «вино и молоко»? Какое отношение этого к этому? Но – учит, что «вино» (яин) – это Страх (Пахад), а «молоко» – это Милосердие (Хесед». И первая капля Мудрости, которую мы приобретаем, это мудрость отказа от себя. Это Страх. Когда мы умнеем настолько, что понимаем, что мы ничто. Это первое пробуждение мудрости».

А молоко – Милосердие. И он дает и то, и другое бесплатно.

Во времени вам кажется, что это не совпадает. Но последствия того, что Он делает бесплатно, -  страх и ощущение милосердия.

«И почему упомянул вино сначала? Из-за того, что более близко к нам». Альтруизм вообще не свойствен нам. Наша сущность обратна молоку

Вино ближе к нам. Способны мы сопоставить себя и кого-то другого. И если этот другой – это Всесильный, то мудростью является самоанулирование. И это ближе нам.

«Вино и молоко» - можно подумать? Но скажем – подобие вина и молока». Мы говорим о вине и молоке? Нет, мы говорим пока только о форме их. Потому что только форма дается бесплатно.

Говорим ли мы действительно о милосердии и о страхе? Нет, конечно. О мудрости, то есть, о любви? Страх – преддверие любви и вечный сосед ее. Говорим ли мы о действительном наполнении этими продуктами? Да нет, конечно. Говорим мы только о форме.

Дано вам вино и молоко бесплатно. Но лишь в форме, а не в содержании. То есть в зачатке, в семени, но не в цветке.

   «И в заслугу Авраама, который удостоился качества Милосердия, удостоился Ицхак качества Страха. И поскольку удостоился Ицхак качества Страха, удостоился Яков качества Истины, которое – качество Мира (Шалом), и измерил ему Святой, благословен Он, мерой его, как написано: «И Яков – человек цельный (иш там), сидящий в шатрах». А «цельный» - это именно «мир». Как написано: «Целостным (тамим) будь с Богом Всевышним твоим». И [«целостным будь»] переводим мы (на арамейский): «шлим тhэ». И «целостный» - это именно Тора. Как сказано: «Тора Истины (Торат Эмет) была в устах его». И что написано после этого? «В мире (ба-шалом) и в прямоте шёл со Мной». И прямота (мишор) – это именно «мир», как написано: «Целостность (том) и прямота». Поэтому – «когда поднимал Моше руку свою, и усиливался Исраэль». Учит, что внутри того качества, которое называется «Исраэль», - Тора Истины».  

 

Что такое «качество Истины, которое - качество Мира»? «удостоился Яков качества Истины». Заложил он среднюю линию, которая послужила базисом того, что стало развиваться дальше в народе Исраэль.

Это то, что вылилось в душу Моше. И привело к усилиям народа Исраэль навстречу Всесильному, которые установлены Торой. Тора – это и есть полный сценарий нашего движения к Всесильному.

Корень Торы лежит в Якове. Яков проходил Суккот и сказал: здесь будут шатры. Здесь будет дом мой и шалаши для скота. И туда для празднования Суккот пришел Моше с Торой.

«А «цельный» - это именно «мир». Как написано: «Целостным (тамим) будь с Богом Всевышним твоим». И «целостный» - это именно Тора» А как можно не любить мир, не быть миролюбивым? В том числе даже и сражаться с врагами своими с любовью, а не с ненавистью ко Всевышнему.

Истинное миролюбие – это полное приятие того, что создано Им вокруг нас. Даже к тому, что кажется неприятным и несчастливым. Это всего лишь не сопоставление с Ним. Даже во врагах Его мы видим чудесную бесконечность и совершенство замысла Его.

Любить мир, в котором мы живем, то есть любить Его. И это слово – миролюбие, это слово Тора. «И «целостный» - это именно Тора»

«Как сказано: «Тора Истины была в устах его». Не было Торы письменной, но «Как сказано: «Тора Истины была в устах его». Все, что говорил Яков, было тем, к чему должна привести Тора. Но при движении снизу вверх.

«И что написано после этого? «В мире и в прямоте шёл со Мной». «в прямоте» - в связи с Творцом.

Какая может быть связь с Ним у человека, который изначально не знает Творца и не рассказано ему о Нем?

Но для того, кто принадлежит к народу Исраэль грех не любить Его и не делать хотя бы попыток полюбить Его. Но, делая попытки полюбить Его, невозможно не полюбить то, чем Он нас окружает. И тогда становимся мы кроткими.

Кротость не означает полного приятия того, что делается против Него и против нас. Но, даже воюя с врагами Всесильного и со своими собственными врагами, делаем мы это с любовью, а не в ненависти и ослеплении. С улыбкой, с полной концентрацией всех сил. С полной ответственностью за результат. Зная, кто нам противостоит. Потому что мы воюем с Амалеком всегда и во всем. Но воюем мы с ним, одновременно оставаясь кротким перед Всесильным.

В каждой грани мира есть отражение Его истины. Залог победы является отражением того свойства, которым является миролюбие, кротость. Только в полуфабрикатном, искаженном состоянии.

То же самое, что с дыханием и медитативными практиками дыхательными. Вдыхая и выдыхая, мы осуществляем акт любви, зивуга с Ним, слияния. Это поддерживает нашу жизнь.

По законам Галахи, что является признаком смерти? Установлены этические границы, по которым ее признаком является отсутствие дыхания. Пока человек дышит без искусственной вентиляции, считается, что нельзя рассматривать тело как умершее. .Почему? Потому что это функция слияния с Ним. И точно также кротость. Это не значит  смирение перед всем. Нет, только перед Ним.

«И прямота – это именно «мир», как написано: «Целостность и прямота». Целостность – не повторяй того, что является пороком, и в чем укоряешь врагов своих. И прямота – делаешь ли все, исходя из поставленных задач Им, ради любви с Ним.

«Поэтому - «когда поднимал Моше руку свою, и усиливался Исраэль». Когда он находился в любви с Всесильным. А когда погружался он в мир, в знания – побеждал Амалек  «Учит, что внутри того качества, которое называется «Исраэль», - Тора Истины». 

 

138. И что такое «Тора Истины»? То, что указывает (морэ) на истинность миров, и действие его – в Мысли, и оно устанавливает Десять Речений, благодаря которым стоит мир, и оно – одно из них. И сотворил в человеке, в соответствие с этими Десятью Речениями, десять пальцев рук, и когда Моше поднимал руку свою и направлял в малости намерения сердца к тому качеству, называемому Исраэль, внутри которого – Тора Истины, и намекал Ему десятью пальцами рук своих, что он устанавливает «десять», и если не поможет Исраэлю, не смогут существовать Десять Речений каждый день, поэтому – «и усиливался Исраэль, а когда опускал руку свою, усиливался Амалек». И разве Моше делал так, чтобы усилился Амалек, как написано (там же): «А когда опускал руку свою, усиливался Амалек»? Но [смысл в том, что] запрещено человеку задерживать ладони свои три часа простёртыми в небеса (чтобы не упразднилась материальность полностью, ибо, как сказано у пророка Йешайи, мир «для заселения создан» - Ор Агануз).   

 

Поддерживали руки Моше.  

Всегда есть три внутренних и два внешних исправления. Говорится о трех часах потому, что это три тикуним внутри одного тикуна, который меняет человека внутри. Есть еще два дополнительных тикуним. И всего их пять

Полный тикун у нас день. А день, цикл исправления начинается вечером и заканчивается вечером. Мы можем разбить день на внутреннюю и внешнюю части :в секундах, минутах или в часах. Соотнесенные с днем, следующая градация – это часы.

И три часа – это тот цикл исправления, где мы можем менять себя внутренне. А два остальных часа – это те, которые влияют на окружающих. Это два дополнительных тикуним.

Итак, в течение дня мы внутренние и внешние тикуним разбиваем на часы. Вторая стадия дробления тикуним – это минуты. Внутри часов мы отмечаем тикуним в минутах. А внутри минут – в секундах.

Если полный тикун у нас день. И битва с врагом должна закончиться в течение дня. Одержать победу должен Моше. И одержит он победу, не более трех часов поднимая руки. Потому что в противном случае претендует он без внутренней работы на изменение внешнего. Не за счет того, что находится он в молитве Творец встает на его сторону. А за счет просьбы его прямой к Нему.

Говорим: не больше трех часов мы можем стоять с поднятыми руками. Потому что в противном случае мы претендуем на поражение Амалека за счет прямой просьбы к Всесильному. Не за счет любви к Нему исправляемся мы. А за счет того, что мы хотим  прямых изменений, хотим чуда. Не за счет себя, а за счет Него.

Говорится здесь, что в течение дня не держите руки больше трех часов. Не сможем мы продержать и двадцати минут, устанем. Поэтому, когда молился Моше, поддерживали руки его. 

Ближе ты видишь, страдаешь ты. Если мы говорим здесь о борьбе с Амалеком.

Твое внутреннее осознание тут же меняет мир вокруг тебя. Оно отражается действиями этого мира относительно тебя. Тебе дается мудрость. Ты действовать начинаешь иначе. Ты действуешь в постижении окружающего тебя мира. Видишь ты дальше, понимаешь больше. Как Шломо. Все он видел намного дальше. Дальше врага видишь ты. Страдает враг, а не ты. Ближе ты видишь, страдаешь ты. Если мы говорим конкретно здесь о борьбе с Амалеком.

«И разве Моше делал так, чтобы усилился Амалек, как написано (там же): «А когда опускал руку свою, усиливался Амалек»? То есть: делал ли он что-нибудь, чтобы одолевал Амалек? Ничего он не делал, чтобы одолевал Амалек или за счет чего Амалек должен был проигрывать сражения. Он не поднимал руки к небу, а участвовал в сражении. Опускал руки вниз.

«Но смысл в том», что нельзя стоять с поднятыми руками больше трех часов в день. И это вторая причина. Это не та, почему одолевал Амалек.

Моше поднимал руки, и отступал Амалек. Опускал руки, и наступал Амалек. Когда Моше находился в любви к Всесильному, отступал Амалек. Когда опускал руки и начинал в знании находиться, уподобляться этому миру, наступал Амалек. И была прямая связь влияния духовного на физический уровень. И поэтому эта связь предопределяла все.

Кстати, о поднятии рук. Кроме всего прочего, еще нельзя их держать больше трех часов.

Все, для чего существует мир, в поднятых руках человека. Это те Десять Речений, которыми создан мир. И поднимаешь когда ты то, чем Он создал мир, к Нему, то следует Он за тобой. Находится Он с тобой. И непобедим ты.

Опускаешь же когда ты руки, то находишься на уровне с творением. Но так как ты являешься в меньших свойствах, чем твой враг, принадлежащий земле, то, опускаясь на землю, ты становишься слабее его. Он порождение земли. Ты порождение небес.

Все равно, что ты из воды вышел. На воде воюешь, ты побеждаешь. На землю переходишь, и как вышедший из воды, ты проигрываешь. Потому что твой враг – это сухопутная армия, а ты на кораблях. Но когда высоживаешься на землю, ты проигрываешь.

Но, кстати, этот пример еще говорит о том, что нельзя плавать на кораблях больше определенного времени. Это не связано с планированием битвы с Амалеком. Но просто говорится: не стойте, друзья мои, больше трех часов в день с поднятыми руками. Потому что тогда превращается это в просьбу об изменении этого мира без вашего внутреннего изменения.

В состояни мира Ацилут - двенадцать парцуфим. И поэтому двенадцать часов, двенадцать месяцев. И поэтому двадцать четыре. День – это исправление. Вы в этом исправлении пытаетесь воздействовать на внутреннее. А внутреннее состоит из трех: шореш, нешама и гуф.

Иначе говоря: вы все время хотите стоять с поднятыми руками. Световой день двенадцать часов. Двенадцать делим на пять. Это было бы два и четыре десятых часа в каждом из пяти состояний. Значит, мы могли бы математически сказать: если мы хотим, то мы можем не больше, чем семь и две десятых часа проводить с поднятыми руками. А остальные четыре и восемь десятых часа мы должны проводить с опущенными руками. Но это не так. Так как день делится на двадцать четыре часа, то говорится о том, что не больше трех внутренних циклов исправления можете вы проводить с поднятыми руками. Потому что всё остальное к внешнему относится.

Внутренний цикл исправления в дне – это час. И не можете вы сразу проходить все ступени вашей души в течение одного дня и достичь гмар тикуна. Вы можете исправить одно состояние в три внутренних ступени в день. Значит, сделать изменения шореш, нешама и гуф вы можете только однократно в день. И поэтому не стойте более трех часов с поднятыми руками.

Мы празднуем то, что с нашей точки зрения является чудом. Но по мере того, как становимся больше и сильнее, мы понимаем, что не чудо это. А празднуем мы просто проявление Его милосердия.

Когда евреи празднуют Хануку - это проявление Его милосердия. А Суккот – это заповеданный праздник. Он сделал все так, как должно быть. И народ Израиля находился в галуте. Это милосердие, браха Его, чтобы не уничтожены были.

 

139. Спросили его ученики его: «К кому возносят ладони?» Сказал им: «К высоте (ром) небес». Откуда нам [это известно]? Как написано (Хавакук¸3:10): «Подала бездна голос свой, к высоте (ром) руку свою вознесла». Вот выучил ты, что «вознесение ладоней» - именно к высоте небес. И когда есть в Исраэле разумные и знающие тайну Имени Славного (сод hа-Шем hа-нихбад), и возносят ладони (при благословении коhэнов), - сразу получают ответ, как сказано (Йешайа, 58:9): «Тогда воззовёшь, и Бог ответит», - если «тогда (АЗ) воззовешь», - «Бог ответит» сразу». 

 

«Спросили его ученики его: «К кому возносят ладони?» Сказал им: «К высоте небес». Откуда нам [это известно]? Как написано: «Подала бездна голос свой, к высоте руку свою вознесла». Бездна – Малхут. «Подала бездна голос свой, к высоте руку свою вознесла». К небесам бездна подняла руки. «Вот выучил ты, что «вознесение ладоней» - именно к высоте небес. И когда есть в Исраэле разумные и знающие тайну Имени Славного (сод hа-Шем hа-нихбад), и возносят ладони (при благословении коhэнов), - сразу получают ответ, как сказано: «Тогда воззовёшь, и Бог ответит», - если «тогда (АЗ) воззовешь», - «Бог ответит» сразу».  В человеке есть свойства, которые относятся к бездне. Если он не делаешь цимцум.

«знающие тайну Имени Славного». Постигающие Его в любви к Нему. Они воздевают руки и сразу же получают ответ. 

Страх – это Элоhим. Это постижение того, что Он Всесилен и Бесконечен. Это тоже Имя. Человек постоянно должен находиться в состоянии страха – восхищения, любви к Нему, гордости за Него. Страх и гордость – это одно и то же. Страх с точки зрения осознания Его величия, несоизмеримости свойств. 

 

140. Что такое «тогда» (АЗ – «Алеф-Зайин»)? Но – учит, что нет права прочитать «Алеф» отдельно, а только посредством двух букв, прилепленных к ней, «сидящих первыми в царстве». И с «Алефом» они – трое, и остаются – семь из Десяти Речений, и именно – семь (т.е., гиматрия «Зайин»). Как написано (Шмот, 15:1): «Тогда (АЗ – «Алеф-Зайин») воспоёт Моше» и сыновья Исраэля – тоже».  

 

«Что такое «тогда» (АЗ – «Алеф-Зайин»)? Но – учит, что нет права прочитать «Алеф» отдельно, а только посредством двух букв, прилепленных к ней, «сидящих первыми в царстве». То есть предваряющих творение.

«Но – учит, что нет права прочитать «Алеф» отдельно, а только посредством двух букв, прилепленных к ней, «сидящих первыми в царстве». И с «Алефом» они – трое, и остаются – семь из Десяти Речений, и именно – семь (т.е., гиматрия «Зайин»). Для того, чтобы было слово, необходимо три буквы. Алеф, буква, которая должна звучать, согласная. И третья буква, которая должна заканчивать слово. Как Алеф назовем – А и присоединив к ней Ламед и Пей. Но А, Ламед и Пей занимают три. Остается семь из Десяти Речений. А семь – это Зайн. И вот получается АЗ.

Когда мы произносим: «Тогда воззовёшь, и Бог ответит», - если «тогда (АЗ) воззовешь». То есть когда мы любим Его, Он слышит нас и отвечает. И что же это за состояние «Тогда»? А это когда замысел Его осуществляется соединением семи сфирот: Зеир Анпин и Малхут. И эти сфирот Зеир Анпин нумерологически семь, Зайн. И поэтому мы произносим АЗ как слово «Тогда». Означающее состояние души человека, соответствующее замыслу Его.

И не можем мы произнести одну букву Алеф. Потому что она не произносима. Алеф –  уже мы имеем три буквы.

Как мы можем произнести букву Алеф, не говоря три буквы, но так, чтобы она покрыла все Десять Речений, десять сфирот? И тогда произносим АЗ. А – Его замысел и Зайн, семь. Алеф - это первые три – Кетер, Хохма, Бина. Это относится к замыслу Его, к Нему самому. А все, что относится к Творению – это Зайн. Это семь. И тогда соответствие души человека замыслу Всесильного называем АЗ.

И все это – следствие Его игры с буквами. Когда Он поместил точку в мысль, начал играться с ней. Она стала Его желанием. И эта игра Его есть создание мира буквами. А результат этой игры - создание Торы. Описание всей разницы свойств между Ним и Творением, которое может быть помещено в Творение в качестве трех внутренних и двух внешних на всех этапах с помощью букв Торы.

Играл Он буквами для того, чтобы полностью из них составить все представление об окружающем мире. И эта игра непостижима человеческим умом. Она не может быть выполнена никем, кроме Него.

Поэтому мимолетная фраза в «Зоар»: игрался буквами, и приходили они к Нему с конца, прося каждая, чтобы ею был создан мир. Почему с конца? Потому что мир должен быть создан исправлением самого отдаленного от Него свойства. Кетер обратного света должен быть снизу. И поэтому: какой буквой создаст? С конца Он начал перебирать.  И все буквы хороши бы были. Но есть в них какие-то изъяны. Потому что они были уже сутью реализации Его замысла. А весь Его замысел заключался только в одном – в любви.  И поэтому буквой Бэт был создан весь мир.

И здесь говорится: а как же мы можем характеризовать то состояние человека, когда молится он, обращается, воздевает руки свои. И дается тут же ответ, наполняющий весельем, любовью. И это «Тогда». То есть состояние, которое нужно иметь для этого, описывается АЗ. Потому что А покрывает три первых сфиры, а Зайн описывает семь остальных.

«Тогда (АЗ – «Алеф-Зайин») воспоёт Моше» и сыновья Исраэля – тоже».