БАХИР

158-160

 

158. «И каков смысл того, что назван «седьмым» (швии)? Разве он был в седьмой [день]?» «Нет. Но [это] из-за того, что Святой, благословен Он, бездействовал в Субботу (шават бе-шабат), в том же качестве, о котором написано (Шмот, 31:17): «Ибо шесть дней делал Бог небо и землю, а в день седьмой бездействовал и отдыхал (ва-йинофаш)», учит, что для каждого дня есть речение (маамар), которое – господин для него. Не потому что оно создано в нём, но из-за того, что оно исполняет в нём действие, переданное в руку его. Исполнили все действия их и осуществили деяния их, тогда и пришёл день седьмой и исполнил действие его, и возрадовались все они, также и Святой, благословен Он. И не только [это], но и увеличилась душа их, как написано «а в день седьмой бездействовал и отдыхал» («ва-йинофаш» от слова «нефеш» - «душа»)».

 

Это уровень сценарного замысла, который существует всегда и выполняет постоянно свою задачу по созданию, управлению и исправлению Творения. 

«также и Святой, благословен Он. И не только это, но и увеличилась душа их, как написано «а в день седьмой бездействовал и отдыхал» («ва-йинофаш» от слова «нефеш» - «душа»)».

«И он – основа душ всех».

«Сказал ты – восьмое» - Йесод.

«И он – основа душ всех», то есть их замысел находится в Йесод.  Сам Йесод – это ощущение Всесильного, которое даётся душам, а «И он – основа мира» – это не Йесод.

Запись всех душ находится везде. Всё, что мы говорим: Йесод, Зеир Анпин, Бина, Хохма – это то, как реализуется запись или речение в душах по мере их развития.

Написано: «И он – основа душ всех». С другой стороны, здесь написано: «И он – основа мира». Это разные вещи.

«И он – основа душ всех» не связано с «И он – основа мира». Йесод – это представление в душе Адама о разнице свойств между состояниями Зеир Анпин и Малхут. Это – Основание всего, то есть то, из чего происходит Малхут.

А что же: «И он – основа душ всех»? Это то, что должно быть исправлено – это Малхут.

«Сказал ты – восьмое. И он – основа душ всех». Мы не говорим, что это восьмое. И мы не говорим, что восьмое – «основа всех душ».

 «как написано «а в день седьмой бездействовал и отдыхал».

«Да, седьмым является». А седьмое – это Малхут. И почему седьмое – это Малхут? «из-за того, что решает между ними». «между ними». Потому что Малхут – свойство суда, нижней Хей.

И «решает» она «между ними». Между тремя высшими, которые являются свойствами Всесильного в постепенном  убывании.  И тремя нижними, которые - нарастающее свойство получения.

Она делает суд между собой и Всесильным, как это представляется в виде Йесод.

            В Малхут, в точку вводится запись Йесод. Так как Малхут представляет себе Йесод, она осуществляет суд по каждому из шести параметров, которые её отделяют от Всесильного.

«шесть их». Потому что «седьмым является». Она, седьмая, «решает между ними».

«шесть их – три сверху и три снизу, а он – тот, кто решает между ними (потому что принимает от всех)». Малхут перебирает отличие своих состояний от Зеир Анпин на примере Йесода. Или на примере Зеир Анпин. Йесод - это есть минимизированный Зеир Анпин.

Какая разница между ней, Малхут, Хей низшей и Хей высшей? Она сравнивает три высших ступени, которые относятся к Хей высшей, с тремя низшими ступенями, которые относятся к Хей низшей. И три высшие ступени – это Хесед, Гвура, Тиферет. И три нижние ступени – Нецах, Ход, Йесод. И сравнивает она три и три, и «решает между ними».

«И каков смысл того, что назван «седьмым» (швии)? Разве он был в седьмой день?» «Нет». Ну, конечно, нет. Это же десятое, десятая сфира Малхут.

«Нет. Но это из-за того, что Святой, благословен Он, бездействовал в Субботу (шават бе-шабат), в том же качестве, о котором написано: «Ибо шесть дней делал Бог небо и землю, а в день седьмой бездействовал и отдыхал (ва-йинофаш)», учит, что для каждого дня есть речение (маамар), которое – господин для него. Не потому что оно создано в нём, но из-за того, что оно исполняет в нём действие, переданное в руку его». И почему называем седьмым? Да потому что три высшие свойства представляют из себя Его. И отличие от Него начинается с четвёртого и заканчивается девятым. И всего это шесть. А десятое – это вообще уже не Он.

Кетер, Хохма, Бина – это всё ещё Он. А вот Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод – уже не Он. Это нарастающие свойства, не присущие Ему. И поэтому это установлено в речениях Его - в записи, которую Он сделал в сценарии всего Творения.

Не создавалось это речение тогда, когда возникали очередная сфира или день. В Торе как написано: «И был день первый…, второй, третий и т.д.». А создавалось это речение как единый сценарий, который существует тогда, когда выполняет задачу, для которой оно и было предназначено.

То есть существует это как план всего Творения. Сказано Им речение и выполнено это в свойствах Творения.

 

«Исполнили все действия их и осуществили деяния их, тогда и пришёл день седьмой и исполнил действие его, и возрадовались все они, также и Святой, благословен Он». «Исполнили все действия их и осуществили деяния их». Подразумевается здесь: и после того, как выполнили свою задачу, продолжают свою деятельность.

«Исполнили все действия их и осуществили деяния их», «осуществили деяния их» после выполнения задачи. То есть оно сыграло свою роль для исправления. Уровень речения, то есть сценария, записи, который необходим для обеспечения определённых условий тикуним для душ людей, выполнил свою задачу. А в чём же тогда дальше «осуществили деяния их»?

Когда достигает душа постижения этого уровня замысла, «осуществили деяния их» в раскрытии, в наслаждении Творения сутью этого замысла.

И без конца оно продолжает эту деятельность. Оно выполняет свою задачу по исправлению и продолжает свою деятельность по наслаждению.

Каждый уровень записи содержит две функции: исправление и наслаждение. И чем раньше они смыкаются, тем быстрее движется вперед душа в сознании человека.

Речения содержат в себе бесконечные варианты развития событий. И возобновление мира происходит внутри действия в соответствии с внутренними бесконечностями вариантов речений.

«тогда и пришёл день седьмой и исполнил действие его, и возрадовались все они, также и Святой, благословен Он. И не только это, но и увеличилась душа их, как написано «а в день седьмой бездействовал и отдыхал». «Исполнили все действия их и осуществили деяния их» в рамках седьмого дня. А продолжают они свою деятельность после того, как седьмой день заканчивается и начинается прохождение дней шести. Потому что внутри седьмого дня все они выполняют свою задачу.

Каждый день – это значительный, решающий этап в сначала частном, а потом коллективном изменении ощущений этого мира. И по мере того, как этот мир меняется, переходя из материального постепенно в нематериальное, эти дни наступают.

Но каждое действие выполняет свою задачу по исправлению. Замысел этих шести уровней исправления внутри Малхут реализуется. И ощущаем мы разницу в свойствах внутри Малхут по мере того, как достигаем определённого уровня исправления. А затем Его замысел по исправлению продолжает свою деятельность для нашего наслаждения Его совершенством. Вот это называется: «осуществили деяния их».

«Исполнили все действия их и осуществили деяния их, тогда и пришёл день седьмой и исполнил действие его, и возрадовались все они, также и Святой, благословен Он». Принуждает всех радоваться. «И не только это». «тогда и пришел день седьмой». Потому что все записи об исправлении имеют смысл только в сокрытии. Какая же Игра, если они в раскрытии? Тогда они только радость приносят.

«тогда и пришел день седьмой». Выделил Он шесть отличий.

Всего десять уровней. Из десяти уровней три – это Он сам до максимальной степени огрубления Себя.

Начиная с уровня Хесед, это уже не Он. Это нарастающие свойства Творения. Хесед включает в себя информацию о трёх предыдущих уровнях: Бина, Хохма и Кетер. От Хесед и до Малхут, не включая саму Малхут, это то, как Он даёт Малхут представление о Себе в постоянном нарастании информации. Или постепенное изменение свойств от Всесильного к Творению.

Таким образом, если мы  из десяти вычтем три верхних и седьмую нижнюю, то у нас останется шесть. Тогда мы придём к умозаключению о том, что в шести уровнях содержится вся информация о том, как исправить седьмой. Он вложил эту информацию, заготовил её для того, чтобы седьмой уровень познал их снизу вверх. Значит, в обратном движении сверху вниз в нём содержится замысел исправления.

Эти исправления реализуются в седьмом. И шестью днями, речениями, Своими изменениями свойств, сделал Он день седьмой. Для того, чтобы эти записи об изменяющихся свойствах от плюс бесконечности к минус бесконечности реализовались в тикуним внутри седьмого свойства. «тогда и пришел день седьмой» Потому что есть шесть предыдущих действий. «тогда и пришел день седьмой день и исполнил действие его». Реализует шесть действий внутри Малхут. И это относится к «и возрадовались все они»

 «и возрадовались все они… И не только это, но и увеличились души их, как написано: «а в день седьмой бездействовал и отдыхал». То есть Он заставляет души развиваться тем, что отстраняется, давая Малхут степень свободы: свободы выбора, свободы воли. И каждой человеческой душе тоже. По бесконечности известного сценария.

Реализация в шести действиях, в шести сфирот Его замысла исправления, в конце концов, заставляет Малхут стать Им Самим.

Я приведу вам такой жизненный пример. Для того чтобы поступить в институт, надо ходить в школу. Для того чтобы ходить в школу, надо уменьшить количество игр дома. И выходить из собственной квартиры, и перемещаться в школу. Школа содержит шесть классов, а все шесть классов находятся в здании. Или это потому построено здание, чтобы в себя вместить шесть классов. И после окончания шести классов человек получает диплом. Но всё это обучение человека происходит внутри школы. Оно не происходит по пути из дома в школу или из школы в райский сад.

Для того чтобы научиться, создано шесть уровней знания в отличиях свойств Творца от Творения. И соответствующая программа исправления, позволяющая компенсировать эту разницу. Но вся эта программа исправления реализуется исключительно внутри Малхут. Внутри здания школы.

В нашем мире. Нет другого. Этот мир постепенно меняется. Это здание школы создано во всех ипостасях. Просто эти ипостаси раскрываются нам в наших ощущениях по мере того, как мы переходим из класса в класс. Но всё равно внутри здания школы.
            А что будет после гмар тикуна? Что Он делал до? Нам понятно, что Он делал до, только в части создания Малхут. Это значит, что после создания Малхут Он не делал ничего того, что делал до того. То есть не занимался Он Творением более. И не делал того, что собирался делать после. 

Знает ли Он, что будет зивуг, ощущает ли или может себе представить? Наслаждается ли Он результатом Игры заведомо?

Он наслаждается. Но не наслаждается никто, кроме Него. И поэтому не делает Он того, что собирался сделать после этого. А после этого должен быть кто-то, кто наслаждается Им. И наличие того, кто наслаждается Им, восхищается Им и любит Его, вот этого нет.

Он не может этого делать с Творением, иначе нет Игры. Если Творение само не доходит до любви, до зивуга, тогда нет зивуга. Тогда Он сам во всём.

Задумал ли Он зивуг заранее? Да, конечно. Но бессмыслен вопрос: «Представляет ли Он себе зивуг с Творением после того, как оно достигло полного исправления, слилось со Славой Его»? Бессмыслен с точки зрения того, что Он есть всё. Но это Игра.

Можешь ли ты представить себе твои ощущения, когда ты выигрываешь и полностью банкротишь казино? И никто тебе за это ничего не делает. Всё представляешь ты. Ты можешь даже сделать сам. Но не в том случае, когда это будет сделано в соответствии с волей, но усилиями не только твоими. Не только по твоему плану, однозначному.

Наличие самостоятельности, свободы воли в Творении – это то, чего Он не делает после этого.

Он этого не делает, потому что нет свободы воли партнёра по зивугу. Потому что после этого зависит это от усилий Всесильного. 

И в дни Машиаха всё зависеть будет от Творца. Это значит, что всё делает Он через душу Машиаха. Действия Машиаха – это Его действия. Он заставляет меняться парцуф, Творение через Машиаха. Но это уже прямой канал. И тем более без Него не будет ничего вне Машиаха. Потому что это уже процесс.

Это Игра, она не задана изначально. Это не автоматический процесс. Каждый раз это выбор: любить и не любить, делать усилие или не делать.

Да, действительно, это единственный выбор. Но этот выбор существует всегда, начиная от микро- и кончая макро масштабом. В зависимости от того, на каком уровне духовной лестницы находишься. В начальной стадии выбор: убить, не убить; украсть, не украсть; сделать усилие, не сделать усилие; соврать, не соврать.

Человек испытывает да, нет внутри. В результате того, что он всё время идёт по пути решимот. Дерево решений всегда существует.

И Всесильный знает заранее, какое он сделает  движение. Потому что к тому времени, когда он подходит к этому решению, уже есть накопленная инерция информации, всё понятно о нем. Эта свобода выбора в нём минимизирована. И поэтому предсказуемо всё, что будет. Заложено в него генетически все, что он сделает.

Генетически, с точки зрения и телесных, и духовных генов,  – это одно и то же. Потому что животная душа – мама, животная душа – папа. Сверху душа, которую Творец дает. Она не ощущается и реализуется только в маленькой степени. А всё остальное -  животные желания инициируются. И всё предсказуемо.

А потом всё менее, менее предсказуемо. По мере того, как человек более, более осознано делает над собою усилия по направлению к Нему. Тогда степень свободы резко увеличивается.

Но это не значит, что не существуют степени свободы. Ведь сумма микро свобод  достаточно большая. Теоретически существовала возможность полного исправления и во времена библейские, во времена Храмов.  

«А что же Он задумал такие замечательные картинки с самолётами, пулемётами, космическими кораблями, пылесосами. Что же, не показал бы Он их никогда?». Он показал бы. Но в другом виде и в более радостной  перспективе, если бы человечество пошло по другому пути развития.

Всё, что совершилось, уже совершилось. Но у народа Израиля возможность приведения его к гмар тикуну  генетически существует всегда. Но не реализовалась она 

Также как вопрос: «Знал ли Он, что Моше ударит два раза посохом о скалу»? Знал. Но это был выбор Моше. Он всё-таки мог сделать усилие.

Всесильный понимал: колоссальная вероятность, что он не сделает усилие, абсолютно доминирующая. Но мог он сделать это усилие? Мог. Но не мог.

И в этом заключается парадокс между свободой воли и Его знанием. Каждая душа это и есть Он сам. Поэтому Он прекрасно чувствует, ощущает все наши самые тайные движения. Он понимает, какой выбор будет осуществлён в следующий момент. Но выбор есть. 

5765 лет назад наступил день седьмой. И всё может реализоваться только в дне седьмом. Всё остальное - это только представление о Любимом, даваемым Любимым точке, дне седьмому о Себе самом.

Раньше, когда королевские особы женились, портреты посылали жениха. Точно так же Он посылает нам картинки, как Он выглядит. Постепенно наращивая представление о Нём. Потому что мы просто не выдержим того, как Он выглядит.

Способны мы только в одном сосуде поместить: в любви. Постольку, поскольку у нас растёт ощущение необходимости слияния с Ним, в этой степени Он нам открывается. В этом вся Игра. Вот эти картинки нам постепенно посылаются.

Есть только «Приди невеста, царица Суббота». Кроме невесты ничего не существует. Существует только нижняя Хей. А «Приди невеста,  царица Суббота», в смысле слейся,  стань невестой, то есть пойди под Хупу, с женихом под общий полог. Жених – это Захар. Общий полог – это ощущение себя вместе с Ним, слияние с ним. Хупа - это общее пространство с Ним.

Мы элементы этой невесты. Мы всё время дорабатываем до этого состояния. А всё остальное это образы, которые жених нам присылает в шести градациях, макро ступенях. Они заполнены  промежуточными интерградациями, которые постепенно наращивают наше представления о Нём.

И если цари приукрашенные портреты посылали, то Он посылает нам очень сильно ускромнённые портреты или картинки Своих намерений.

Не существует ничего больше. Только Он. Кто Он, мы не знаем. Потому что предельное наше постижение – это Слава Его. Слава – это Ор Элион. 

 

159. И что такое было это бездействие (швита), что не было в нем работы (млаха) и была остановка (hанаха)?

На что это похоже? На царя, у которого было семь садов, и в среднем - источник, изливающийся из источника жизни. Три справа от него, и три – слева от него. И как только исполняет действие это или наполняется, радуются все они, ибо говорят: «Для нужд наших он наполняется». И он поит их, и выращивает их, а они ждут и бездействуют (шовтим). И он поит семь? Но ведь написано (Йешайа, 43:5): «С востока принесу семя твое». Но [правильнее] скажи – он поит Сердце (лев), а Сердце поит после этого всех их».

 

Вода нисходит только на Сердце, на желания. А из желаний выходит встречная вода, которая поливает те сады, которые заготовил для вас. И каждый раз встречаемся мы с новым уровнем любви и отвечаем Ему, сливаемся с Ним на уровне слияния. Каждый раз Он нам присылает новый образ Себя, в который мы влюбляемся всё сильнее и сильнее. «С востока принесу семя твое». Восток справа. Справа «принесу семя своё». Из правой линии. Из подобия Ему в сад войду я.

«И он поит их, и выращивает их, а они ждут и бездействуют». Что значит: «выращивает их, а они ждут и бездействуют»? С одной стороны, «выращивает их», принуждались расти. А с другой стороны, «они ждут и бездействуют», то есть ничего с ними не происходило. Потому что те свойства,  которые были присущи этим садам, в седьмом дне росли.

«И он поит их, и выращивает их, а они ждут и бездействуют».  Сады принуждались, с одной стороны расти, а с другой стороны, отдыхали и ждали в покое, то есть ничего с ними не происходило. Здесь явное противоречие. Здесь имеется в виду, что в Сердце, то есть в желаниях, в седьмом уровне прорастали те свойства, которые характерны для этих садов. А сами эти свойства, находясь в покое, ждали того момента, пока седьмой уровень дорастёт до их местоположения. Ждали они, отдыхали в покое, потому что это всего лишь записи. Но раскрываются они, когда до них дорастают их свойства, их семена, которые находятся в Сердце. 

«Но правильнее скажи - он поит Сердце, а Сердце поит после этого всех их». Потому что любовью Своей исправлял Он Сердце в седьмой день, а Сердце, исправляясь, орошало своей водою, любовью каждый последующий из шести уровней.

«И он поит их, и выращивает их, а они ждут и бездействуют».

 

160. Сел раби Берахья и разъяснил:

«Что это, что говорят каждый день – «мир будущий» (hа-олам hа-ба), и не знают, что говорят?

«hа-олам hа-ба» переводится (на армейский) как «алма де-атей» (мир, что пришел). Что такое «алма де-атей»?

Учит, что раньше, чем был сотворен мир, поднялось в Мысль сотворить свет, чтобы освещать. И был сотворен свет большой, с которым не может совладать никакое творение.

Увидел Святой, благословен Он, что не могут вытерпеть его. Взял седьмую часть швиит) [от него], и поместил для них вместо него. А остальное спрятано для праведников на будущее, которое придет.

И сказал: «Если удостоятся этого седьмого и соблюдут его, дам им это в Мире Последнем».

И именно это - «мир, который пришёл», - что уже приходил раньше шести дней творения. Как то, что сказано (Теhилим (Псалмы), 31:20): «Как множественно благо Твое, которое спрятал Ты для боящихся Тебя».

 

Единственное, что надо пояснить: «Взял седьмую часть швиит) от него и поместил для них вместо него». Для них, то есть для праведных. Для  их развития. «А остальное спрятано для праведников на будущее, которое придет». Потому что то, что оставлено для праведных – это в себе содержит запись того, что «спрятано… на будущее, которое придет».

Бесчисленное количество положительных сценариев ведёт к Последнему Будущему. Но среди бесконечностей всех возможных сценариев существуют и отрицательные.

«Взял седьмую часть от него (света) и поместил для них вместо него. А остальное спрятано для праведников на будущее, которое придет». Здесь есть два аспекта.  Он оставил управление достижением этого состояния  под своим контролем. Потому что все остальные состояния, кроме седьмого, находятся в прямом контакте с Ним Самим и не находятся «у них». Оставил Он у себя ключи от всех дверей мира, в который поместил Он их.

Здесь существует второй комментарий. И Последний – седьмой, седьмая часть света – это та, которую Он оставил для праведных, которые являются Славой Его. А не системой последовательного исправления и постижения Его.

Оба комментария сливаются. Потому что это так же, как  первая – это Мудрость, последняя – Любовь. И сливаются Мудрость и Любовь.

В Кетер обратного света находится залог достижения Кетер прямого света.

«Увидел Святой, благословен Он, что не могут вытерпеть его». Они не могут вместить этот свет. Это должно было быть из абсолютно противоположных свойств и в абсолютно независимом развитии, чтобы весь его объять.

В связи с этим, «Взял седьмую часть от него и поместил для них вместо него». «Взял» относительно Его решения о стирании или об исправлении и т.д.

И одновременно «Взял» с точки зрения достижения последнего результата. То есть финального слияния.

Это одно и то же. Игра является исключительно Его прерогативой. И одновременно только Он может обеспечить финальный результат.

Говорится о том, что Он  «Взял и поместил» – седьмую часть «для них». Потому что они  исправляют седьмую часть. Выходят в остальные, которые уже фактически и означают Его раскрытие. Не оставлена она у Него. Праведники уже сливаются с ней.

Исправление самой точки является исключительно Его делом. Она содержит в себе седьмую часть света, то есть потенцию Кетер, Йод, Йехида обратного света. Тогда достигается то, что Он держит «у себя для них», для праведников, Йехида прямого света.

«А остальное спрятано для праведников на будущее, которое придет». Спрятал Он, оставив за Собой седьмую часть света с точки зрения вместимости её в Малхут. То есть исправления Малхут. И достижения её праведниками. Что одно и то же.