БАХИР
161-1
63

 

161. Что означает написанное (Шмот, 15:27): «И пришли в Элим. И там – двенадцать источников воды и семьдесят пальм. И расположились там у воды»? И что это за восхваление – семьюдесятью пальмами? В любом маленьком месте есть тысяча! Но [смысл в том, что] удостоились подобия их. И есть у них сравнение с пальмами. Как написано: «И пришли в Мар, и не смогли пить воды из Мара. Потому что горькие (марим) они». Учит, что ветер северный мешал. Как сказано (Шмот, 15:25): «И возопил к Богу, и указал Бог на дерево, и бросил его в воды, и стала сладкой вода». Тут же поместил Святой, благословен Он, руку Свою на Сатана и уменьшил его, и если бы не это – не смогли бы евреи устоять перед ним, как написано (там же): «Там поместил ему закон и суд, и там испытывались». Учит, что в тот час прилип к ним Сатан, чтобы уничтожить их из мира (леабдам мин hа-олам). Как написано (Шмот, 15:25): «И роптал народ на Моше, говоря: что будем пить?» И ещё обвинял Моше - до того, что возопил к Богу и получил ответ. И что такое: «И указал Бог дерево»? Учит, что Дерево Жизни было вокруг воды, и забрал его Сатан, чтобы обвинять евреев и ввести их в грех перед Отцом их, который в небесах. И говорил им: «Теперь войдёте в пустыню. И пока что воды эти, бывшие горькими, они хороши, и снабжаетесь от них. Однако в пустыне не найдёте [воды] даже для того, чтобы умыть руки ваши и лица ваши. И умрёте от голода и жажды, голые и ни с чем». Пришли к Моше и сказали ему так и так. Переубедил (даха) их. Увидел (Сатан), что не справляется с ними, и усилился против евреев и Моше. И [снова] пришёл народ и возроптал на Моше: «Здесь нам не хватает воды, и что будем пить в пустыне?» Пришёл Сатан и извратил слова их перед Моше, чтобы ввести их в грех, и, как только увидел Моше Сатана, «возопил к Богу, и показал Бог дерево», - то Дерево Жизни, которое убрал Сатан, «и бросил его в воды, и стала сладкой вода». «Там поместил» Бог для Сатана «закон и суд и там испытывали» евреев, и пришёл Святой, благословен Он, предостеречь евреев, как написано (Шмот, 15:26): «Если послушаете голоса Всевышнего и т.д.».

 

162. На что это похоже? На царя, у которого была дочь прекрасная, и другие (ахерим) вожделели к ней. Знал царь об этом, но не мог ссориться с теми, кто уводил дочь его к культуре дурной (ле-тарбут раа). Пришёл домой и предостерёг её, и сказал ей: «Дочь моя! Не внимай словам этих врагов. И тогда они не справятся с тобой. И не выходи ко входу в дом, и делай работу свою в доме своём, и не сиди без дела даже час один, и они не смогут – ни увидеть тебя, ни навредить тебе. Ибо есть в них качество одно: они удаляются от всех дорог благих, и выбирают все дороги злые, и когда видят человека, направляющего себя на дорогу благую и идущего по ней, ненавидят его». И кто они? Сатан. Учит, что есть у Святого, благословен Он, качество, называемое «зло» (ра). И оно – с севера от Святого, благословен Он. Как написано (Йирмия, 1:14): «С севера откроется зло на всех жителей земли». Всё зло, которое приходит ко всем жителям земли, - с севера оно приходит». 

 

«И пришли в Элим». Народ Израиль, ведомый Моше «пришли в Элим», в оазис. И увидели «там двенадцать источников воды, и семьдесят пальм. И расположились там у воды».

Все, что должно раскрыться в нем в будущем, уже было в народе Исраэль в то время. И все будущие миры были высечены в нем и записаны. И все решимот содержались в душах народа Исраэль. И двенадцать ворот с водой, с жизнью, которая открывается за этими воротами. Четыре бхинот, умноженные на три внутренних уровня: гуф, нешама, шореш, находились внутри них. И семьдесят пальм, семь сфирот. Финиковая пальма в единстве мужского и женского начал. Все уровни зивугим. Все было сформировано в них.

«И расположились там у воды». То есть рядом с источником жизни.

Как всегда находился народ Израиля и сегодня находится он всего лишь в одном шаге,  усилии от гмар тикуна. Осталось только сделать его.

«Но смысл в том, что удостоились подобия их. И есть у них сравнение с пальмами. Как написано: «И пришли в Мар, и не смогли пить воды из Мара. Потому что горькие (марим) они». «И пришли» они к тому, что в знании «удостоились подобия их». Заложены были в них записи, вся потенция. Все чертежи. Осталось только реализовать их.

А реализовать их они могут только путем нахождения, раскрытия и оправдания во всем всего, что находится перед ними. Страха и любви к Нему во всем, что вокруг них.

Но видят они горькость. «И пришли в Мар». И Мар - это Мем, Рейш. Очень тяжелое слово, горькое. Мем - это начало слова Малхут. И Рейш - это искушение. Прохождение света, желание получения его.

И находятся они в свойствах Мар, горького, Мем, Рейш. То есть не могут сопротивляться Сатану.

«Учит, что ветер северный мешал. Как сказано: «И возопил к Богу, и указал Бог на дерево, и бросил его в воды, и стала сладкой вода». Это Тора (Маасэй). И мешал этому замысел Всесильного - ветер с севера. Ветер, который приходит с уровня Йесод. Входит он в малхуёт народа Исраэль с того уровня, который еще не исправлен. И для парцуфа Адам во всех разбиениях его, которые называются народ Израэль и другие народы мира, содержит этот замысел необходимость с целью возвышения собственных усилий по бесконечностям программ сценариев, заложенных Всесильным.

И ветер с севера - это Его сценарий. Мы сами должны с этим ветром справиться.

«И возопил к Богу, и указал Бог на дерево» - на Древо Жизни. Каждая часть Древа Жизни отличается от Древа Познания тем, что мы находимся не в знании, а в вере.

В раскрытии и оправдании Его.

Оно сценарно бесконечно. Но в сечении каждой ветви Древа Жизни находится лишь определенный уровень любви и абсолютная радость пред Ним.

И указал Всесильный на Дерево, «и бросил его в воды». «бросил его в воды» – то есть сделал жизнью. И стала тогда жизнь сладкой. «и стала сладкой вода».

«Тут же поместил Святой, благословен Он, руку Свою на Сатана и уменьшил его». Как только указал Моше, дал Он шанс народу Исраэль. Уменьшив Сатана – желания сердца народа, и увеличив влияние на него Моше.

Он делает то же, что сделал со всеми поколениями после Ноя. Он дает шанс каждый раз. Здесь Он не отрезал народ, который мог роптать, а уменьшил в нем Сатана и возвеличил Моше.

«Там же поместил ему закон и суд, и там испытывались!» «Там же поместил ему закон и суд». То есть возможность оценить, взвесить и выбрать. «закон», то, что установил Он. И «суд» относительно собственного выбора человека. Предварительно уменьшив Сатана, и увеличив Моше таким образом.

«Учит, что в тот час прилип к ним Сатан»,  предварительно уменьшенный Всесильным, «чтобы уничтожить их из мира (леабдам мин hа-олам). Как написано: 

«И роптал народ на Моше, говоря: что будем пить»? В отрицании любви Всесильного в том, где находился он.

Что такое ропот народа Исраэль: «что будем пить»? Что вода горька. Что условия, в которых мы находимся, не есть необходимый мир, для того чтобы радоваться Всевышнему. Находимся мы в желаниях сердца нашего.

«И возопил к Богу, и указал Бог на дерево, и бросил его в воды, и стала сладкой вода». Для тех, кто идет за Моше.

Возопил Моше к Богу. И указал Бог через Моше для всех: вот путь. Следуйте этим путем, и будет сладкой вода.

Есть у вас тот, кто ведет. И говорю Я вам, что идите за ним, и будет сладкой вода. Уменьшив при этом Сатана, и увеличив одновременно Моше. Дал Он прямое указание и погасил еще огонь сердец их, то есть желаний.

«И роптал народ на Моше, говоря: что будем пить?» И ещё обвинял Моше - до того, что возопил к Богу и получил ответ». Возопил к Богу Моше. Народ всего лишь роптал на качество воды.

«И что такое: «И указал Бог на дерево»? Учит, что Дерево Жизни было вокруг воды». В каждом срезе Древа Жизни – вода.

«И забрал его Сатан, чтобы обвинять евреев и ввести их в грех перед Отцом их, который в небесах». «забрал» Древо Жизни. Способность к раскрытию и оправданию Его забрал у них Сатан. Сердца их стали доминировать над верой.

«чтобы обвинять евреев и ввести их в грех перед Отцом их, который в небесах. И говорил им: «Теперь войдёте в пустыню. И пока что воды эти, бывшие горькими, они хороши, и снабжаетесь от них. Однако в пустыне не найдёте воды даже для того, чтобы умыть руки ваши и лица ваши. И умрёте от голода и жажды, голые и ни с чем!» Сатан внутри каждого еврея призывает: перестань ходить за Моше. Останься там, где ты есть, и приспособься к тем условиям, которые существуют. И извлекай из этого максимум.

И не руководствуйся никакими духовными целями. А старайся лишь удовлетворить то, что называешь ты сердцем - животную сущность свою.

«Пришли к Моше и сказали ему так и так. Переубедил их. Увидел, что не справляется с ними, и усилился против евреев и Моше. И снова пришёл народ и возроптал на Моше: «Здесь нам не хватает воды, и что будем пить в пустыне?» Пришёл Сатан и извратил слова их перед Моше, чтобы ввести их в грех, и, как только увидел Моше Сатана, «возопил к Богу, и показал Бог дерево», - то Дерево Жизни, которое убрал Сатан, «и бросил его в воды, и стала сладкой вода». «Там поместил» Бог для Сатана «закон и суд и там испытывали» евреев, и пришёл Святой, благословен Он, предостеречь евреев, как написано «Если послушаете голоса Всевышнего и т.д.».

В этом заложено то, что потом будет происходить с евреями всегда. И то, что происходит с нами. Каждый раз, когда мы преодолеваем какую-то помеху, Всесильный не уменьшает ее. А в следующий раз увеличивает барьер, который мы должны брать. Иначе, какой же рост?

И делает Он это из любви к своему Творению. Потому что как иначе может тренер тренировать своего любимого ученика, кроме как увеличением нагрузок? Только новую задачу ставя каждый раз. И давая время от времени ощущение радости от полученных состояний.

Но преодоление помех с все большими усилениями их - неизбежный путь. И радостен Он, если понимать для чего это делается. Хотя очень трудно порою найти в себе силы, чтобы воспринимать окружающее и внутреннее собственное состояние как всего лишь Его усилие по нашему совершенствованию: возвышению и усилению. Но всегда это так.

Разбирали мы Тору в Его собственных комментариях. Он комментирует Свою программу создания и исправления народа Исраэль. Но с несопоставимо более низкого уровня, чем замысел Его.

«На что это похоже? На царя, у которого была дочь прекрасная, и другие (ахерим) вожделели к ней. Знал царь об этом, но не мог ссориться с теми, кто уводил дочь его к культуре дурной (ле-тарбут раа). Пришёл домой и предостерёг её, и сказал ей: «Дочь моя! Не внимай словам этих врагов. И тогда они не справятся с тобой. И не выходи ко входу в дом, и делай работу свою в доме своём, и не сиди без дела даже час один, и они не смогут – ни увидеть тебя, ни навредить тебе». И «дочь» - это никевот малхуёт наших душ, сердце наше. Совокупность желаний, направленных извне внутрь.

И все помехи, наши страхи, волнения, депрессии, негативные ощущения связаны с нарушением возможности получения. Создается ощущение угрозы дальнейшему успешному получению чего-либо.

Для того чтобы не быть соблазненными, надо: не сидеть без дела и делать работу в своем доме каждый час и день. Тогда «не смогут ни увидеть тебя, ни навредить тебе». «ни увидеть тебя» - то есть не смогут прилепиться к тебе клипот, потому что не к чему будет прилепляться. И не усилят поэтому желания сердца твоего.

Собственные помехи не будут усиливаться из-за того, что ты будешь вступать в контакт с желаниями, которые вместе с твоими могут возобладать над твоей верой.

«Ибо есть в них качество одно: они удаляются от всех дорог благих, и выбирают все дороги злые».  Когда ты молишься, думаешь о Нем, раскрываешь и любишь Его во всем, на тебя не надевается ощущение депрессии и страха. Не поступает плохая информация и плохие новости.

Но стоит тебе перестать заниматься работой, тут же неизбежно увидят тебя. Состояние, сердце твое. Кто увидит? Он увидит. Потому что Он создает ветер с севера. И ветер с севера усилит твое ощущение сердца, Сатана в нем.

Нет никого, кроме Него. Он является единственным оценщиком твоего состояния. И каждый раз, когда ты даешь в этом состоянии слабину, усиливает Он это ощущение, твой внутренний раздрай  между необходимостью и действительностью. И начинает выводить тебя все дальше в сторону. И чем дальше, тем требуется больше усилий, чтобы вернуться в свое состояние. Поэтому занимайся работой каждый день и час. И никто не увидит и не навредит тебе.

«И когда видят человека, направляющего себя на дорогу благую и идущего по ней, ненавидят его». Когда не используются силы, созданные Всесильным с целью усиления, испытывают они ненависть. То есть невозможность соединения.

«И кто они? Сатан». Желания, созданные Им Самим.

«Учит, что есть у Святого, благословен Он, качество, называемое «зло». «у Святого, благословен Он, качество, называемое «зло». И оно – с севера от Святого, благословен Он. Как написано: «С севера откроется зло на всех жителей земли». Всё зло, которое приходит ко всем жителям земли, - с севера оно приходит».

Задумана Малхут де Малхут, душа Адама, как бесконечное желание. Минус бесконечность.

Создал Он как обратное состояние Себе. Из свойств, отсутствующих в Нем. С момента создания точки и помещения ее в Свою мысль стала она объектом Его игры и существует в Нем.

Качество, называющееся зло, придумано Им. Тогда оно есть у Него.

Поэтому «Учит, что есть у Святого, благословен Он, качество, называемое «зло» (ра)». Всегда говорится, что нет у Него такого качества. Но с момента создания Им есть оно у Него.

«И оно – с севера от Святого, благословен Он. Как написано: «С севера откроется зло на всех жителей земли». Не было этого зла у праотцев. Оно «откроется на всех жителей земли». «с севера».

«Всё зло, которое приходит ко всем жителям земли, - с севера оно приходит». И не говорится здесь о народе Исраэль. Оно приходит с севера, то есть от Всесильного. И нет ничего, что приходило бы из другого источника, помимо Него. 

 

Чем выше текст, ближе к Нему, тем меньше дискретности и связывающих и объясняющих понятий между основными терминами, а всё сжимается. В конце концов, это одним импульсом становится.

И нет разницы между звуком и зрением, обонянием и вкусом. Разница между всем передаётся в одном.

Народ Исраэль, который собрался около Священной Горы, - видели они Глас Его. Дал Он им возможность ощущать Его информацию в единстве. Без расслоения информации внутри нашего тела на отдельные каналы восприятия.

Эта информация даётся слитно. И только уровень её расщепления характеризует восприятие миров. Этот процесс происходит внутри нас.

И в зависимости от того, как меняется принимающий инструмент, всё более и более сжимается информация, становится однородной и не расщепляемой на отдельные каналы её получения.

 

163. И что это за «качество одно»? Это – форма руки (цурат яд). И у неё – посланников множество, и имя каждого из них – «зло» (ра). Но есть среди них малые и большие. И они приговаривают (мехайвин) мир. Ибо «тоhу» - в стороне севера. И «тоhу» - это именно зло, изумляющее (hа-матhэ) мир. До того, что вводит в грех. И всякое дурное стремление (йецер hа-ра), которое есть в человеке, - оттуда оно приходит. И почему помещено слева? Потому что нет у его управления (ршут) в мире нигде, кроме севера, и не привык [быть] нигде, кроме севера, и не хотел быть нигде, кроме севера. Ведь если бы был на юге, до того, что выучил бы путь юга, как смог бы запутывать? Задержался бы на несколько дней, выучился и не вводил бы в грех. Поэтому Он вечно на севере, слева. И это именно то, что написано (Брейшит, 8:21): «Ибо стремление (йецер) сердца человека злое от молодости его (ра ми-неурав)». Злое оно от молодости его. И склоняется только влево. К которому уже привыкло. Из-за этого сказал  Святой, благословен Он, Исраэлю (Шмот, 15:26): «Если послушаешь голоса Всевышнего, Бога твоего. И прямое в глазах Его будешь делать, и прислушаешься к заповедям Его». А не к заповедям дурного стремления. «И соблюдёшь Его законы». А не законы дурного стремления. «Я, Бог, врачеватель твой».

 

«Ведь если бы был на юге, до того, что выучил бы путь юга, как смог бы запутывать»? Все должно приходить от Меня к вам в непостижимости, с севера. Потому что если все с юга приходило, как бы Я запутывал вас?

«Поэтому Он вечно на севере, слева». Вы никогда заранее не предположите, что Он для вас приготовил. И «слева», в виде помехи.

«И что это за «качество одно»? Это – форма руки. И у неё – посланников множество, и имя каждого из них – «зло» (ра). Но есть среди них малые и большие, и они приговаривают (мехайвин) мир, ибо «тоhу» - в стороне севера». Что такое «тоhу»? Это неясность, ничто, непросматриваемость.

Здесь говорится: «И что это за «качество одно»? «качество одно» - это то, на что направлена Игра. Это качество Его руки. То, как мы ощущаем желания Его относительно себя самих.

«И у неё – посланников множество, и имя каждого из них – «зло». Все эти воздействия мы воспринимаем как бесконечную цепь страданий, перемежающихся редкими паузами отдыха. Страдания двигают, а наслаждения нет. Поэтому все Его посланники – «имя каждого из них – ра».

«Но есть среди них малые и большие. И они приговаривают (мехайвин) мир. Ибо «тоhу» - в стороне севера. И «тоhу» - это именно зло, изумляющее мир. До того, что вводит в грех. И всякое дурное стремление, которое есть в человеке, - оттуда оно приходит». Есть большие и малые. «И они приговаривают мир». «Создает Он мир каждое мгновение», читаем мы в сидуре. Каждая реакция парцуфа Адам на это воздействие приговаривает его. То есть предопределяет следующее мгновение мира. И так происходит все время. Предыдущее состояние определяет каждое последующее.

«Ибо «тоhу» - в стороне севера». Непостижимость. Мы ничего не можем сказать относительно того, что приходит от Него. Не просматривается ничего.

Он говорит о «тоhу», лежащее ниже уровня постижения человека с точки зрения желания получать. Бездонным колодцем называемым или пропастью. «тоhу» лежит и с другой стороны. Не могло быть создано первое, не будучи бесконечно второе. 

Никакого представления у нас нет о желаниях центра Малхут де Малхут. Так же мы не можем ничего сказать о желаниях Его самого.

Как мы можем сказать о том, какое положительное напряжение, наслаждение на конце искры Буцина де Карденуто? Точно так же мы ничего не можем сказать о том, какой глубины сосуд создается на конце этой искры.

Таким образом, «тоhу» с севера – «это именно зло, изумляющее мир. До того, что вводит в грех. И всякое дурное стремление». Оно приходит сверху, но содержится снизу. И термином «тоhу» объединяется то, что вложено в качестве решимот в человека. Оно приходит от бесконечности и порождает отрицательную бесконечность. И это то, что приводит мир в изумление каждый раз, вводя его в грех.

И здесь смыкается понятие «тоhу» в привычном виде внизу, и понятие «тоhу» в непривычном виде вверху.

   «тоhу» - это именно зло, изумляющее (hа-матhэ) мир, до того, что вводит в грех, и всякое дурное стремление (йецер hа-ра), которое есть в человеке, - оттуда оно приходит». Здесь соединение бесконечности и абсолютно непостижимости того, что сверху, с бесконечностью и абсолютной непостижимостью в отрицательном плане того, что создано этой непостижимостью снизу. И именно это вызывает все, что в человеке происходит. Этим и определяется свобода выбора. Он находится все время между двумя магнитами: бесконечными плюсом и минусом. В этом заложен сам принцип свободы воли.

«оттуда оно приходит. И почему помещено слева»? Потому что в букве Шин средняя линия начинается из левой части.

«Потому что нет у его управления (ршут) в мире нигде, кроме севера, и не привык быть нигде, кроме севера, и не хотел быть нигде, кроме севера». Если бы средняя линия начиналась из правой части буквы Шин, то не было бы никакой возможности запутать.

Средняя линия - это усилие по переходу из левого состояния в правое.

«И почему помещено слева? Потому что нет у его управления (ршут) в мире нигде, кроме севера, и не привык быть нигде, кроме севера, и не хотел быть нигде, кроме севера». «боhу» задумано и реализовано.

Бесконечность любви, в которой существует замысел исправления, превращается в бесконечность Хаоса. И там, и там непостижимость. И это «боhу». Но «боhу» плюс и «боhу» минус, Алеф, что отражает начало.

«Ведь если бы был на юге, до того, что выучил бы путь юга, как смог бы запутывать? Задержался бы на несколько дней, выучился и не вводил бы в грех».  Творение само себя.

«Задержался бы на несколько дней». На несколько тикуним всего лишь. Для того, чтобы точно выяснить все аспекты.

«Задержался бы на несколько дней, выучился и не вводил бы в грех». Из-за того, что не даёт систему исправления: не даёт левое, для того чтобы делал ты усилие в правое, не позволяет Он тебе совершенствоваться. И таким образом вводит в грех.

 

«Поэтому Он вечно на севере, слева. И это именно то, что написано: «Ибо стремление (йецер) сердца человека злое от молодости его». От момента его появления и от малого количества тикуним.

«Злое оно от молодости его» – от малого количества дней тикуним. «И склоняется только влево». Потому что постоянно должно находиться в борьбе. И выходить из борьбы слева направо, строя среднее.

«К которому уже привыкло». Потому что это есть суть его. И рожден он в состоянии левого.

«Из-за этого сказал  Святой, благословен Он, Исраэлю: «Если послушаешь голоса Всевышнего». Везде рассыпаны ницуцот, знания. Понять то, о чем там говорится, можно только изучив правое. 

«Если послушаешь голоса Всевышнего, Бога твоего. И прямое в глазах Его будешь делать. И прислушаешься к заповедям Его». А не к заповедям дурного стремления. «И соблюдёшь Его законы». А не законы дурного стремления. «Я, Бог, врачеватель твой».